Национальные представления о женской красоте в героическом эпосе народов Российской Федерации
У женщин, как опыт учит нас, здоровье с красотой неразделимы
Лопе де Вега
Понятие женской красоты, представление о ней, окружает нас с детства, и это равно как мальчиков, так и девочек, с годами становится все явственнее и определеннее. Красота женская - это явление широчайшего диапазона, это не только формы тела, даже несовершенные формы и линии женского тела несут в себе женскую красоту, нередко ощутимее, чем правильные формы и линии, ибо женская красота - это любовь, нежность, грация.
Испокон веков назначением женщины считалось быть берегиней. Рождать и воспитывать детей, беречь домашний костер, работать в поле, угождать мужчине, быть опрятной и красивой.
Целью исследовательской работы является выявление понимания женской красоты в эпосе разных народов, их сходство и особенности.
Актуальность темы исследования заключается в том, что сравнение женской красоты в различных произведениях эпоса разных народов позволяет выявить национальные представления о женской красоте.
Объект исследования: Изображение женской красоты в произведениях героического эпоса народов России (олонхо, «Гэсэр», «Джангар», абхазские сказания о нартах).
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что в изображении женской красоты в эпосах разных народов много общего, хотя и могут быть различия вследствие разности природы, исторического развития.
Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить женские образы в якутском, бурятском, калмыцком, абхазском эпосах.
2. Провести сравнительный анализ женских образов на примерах произведений эпоса.
3. Доказать, что женская красота – понятие вечное, связанное, прежде всего, с духовностью, с красотой внутреннего мира.
4. Доказать, что описание женской красоты у каждого народа имеет свои национальные особенности.
5. Доказать, что в описании женской красоты отразились природные и климатические условия народов, их историческое развитие.
Новизна нашей работы заключается в том, что исследование проводилось на сопоставительном анализе произведений героического эпоса разных народов России: якутского, бурятского, калмыцкого, абхазского. И на основании анализа выявлены национальные представления о женской красоте и их отражение в эпосе.
Практическая значимость: Результаты научного исследования могут быть использованы при изучении истории и культуры народов, при подготовке к другим докладам, ими могут воспользоваться ученики и учителя, так как оно несёт познавательную ценность.
Героический эпос народов Российской Федерации
Народы, населяющие Российскую Федерацию
Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют свыше 100 больших и малых народов, различных по происхождению, языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных общностью исторических судеб. 22 народа, насчитывающие более 1 млн. человек каждый, образуют 96,3% всего населения страны. Еще 30 народов численностью от 100 тыс. до 1 млн. человек каждый составляют вместе 3,4% всего населения. Таким образом, на долю остальных нескольких десятков народов приходится только 0,4% населения страны.
Буряты – коренное население Бурятской АССР. Численность бурят в России 422 тыс. чел. Они не имели в прошлом развитой письменной художественной литературы. Буряты подразделялись на осёдлых и кочевых, управлялись степными думами и инородческими управами. Основу хозяйства бурят составляло скотоводство, полукочевое у западных и кочевое у восточных племён; были распространены традиционные промыслы— охота и рыболовство. В XVIII—XIXвв. интенсивно распространилось земледелие, особенно в Иркутской губернии и Западном Забайкалье.
Калмыки— западномонгольский (ойратский) народ, живущий главным образом в Республике Калмыкия— субъекте Российской Федерации. Разговаривают на калмыцком и русском языках. Являются потомками ойратских племён, мигрировавших в конце XVI— начале XVII веков из Центральной Азии на Нижнюю Волгу и в Северный Прикаспий. Численность современных калмыков в России— 173996 человек (2002г. ), имеются также небольшие диаспоры за границей. Основная религия среди верующих калмыков— тибетский буддизм школы Гелуг.
Абхазы - народ, коренное население Абхазии. Общая численность 115 тыс. человек. Говорят на абхазском языке, диалекты абжуйский (лежит в основе литературного языка) и бзыбский. Письменность на русской графической основе. Верующие - христиане (православные) и мусульмане-сунниты. Абхазы - автохтонное население Кавказа. С древнейших времён на этнической территории Абхазов развивались земледелие и скотоводство. В 1810 Абхазия была присоединена к России. В 1864 владетельное княжество было упразднено, Абхазия была включена в систему российского административного управления, что вызвало народное восстание 1866. В 1870-е годы около 200 тыс. Абхазов (свыше половины их численности) были вынуждены переселиться в Турцию.
Произведения героического эпоса – «Олонхо», «Гэсэр», «Джангар», «Абхазские сказания о нартах»
Для каждого человека воспитательной средой, в которой он растет и становится как личность, является его родной народ. Нет человека без национальности, а для любого народа его язык – это его жизнь, его богатство, ступеньки для роста и развития. Нет ничего более сильного и вечного, чем слово, язык народа.
Эпос – (с др-греч. – «слово», «повествование») – героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей.
Для большинства народов, населяющих обширную территорию Советского Союза, эпос являлся первой и, длительное историческое время, единственной трибуной народной мысли. В нем сосредотачивались народные представления о прошлом и будущем, в нем отразилось и шлифовалось мироощущение, чаяния и мечты народа.
В силу своей природы героический эпос отличается своеобразной всеохватностью в изображении народной жизни в ее многочисленных аспектах, но определяющая его черта – это тяготение к проблемам общенационального масштаба. Этим главным образом и отличается героический эпос от других повествовательных жанров словесного искусства нашей страны. В отличие от сказки, от исторической песни, от баллады или предания, в устном эпосе мы находим обширные картины народной жизни – подводящие к большим историческим обобщениям. Именно эти всеохватные вопросы рассматриваются в олонхо - героическом эпосе якутского народа.
Олонхо – венец устного поэтического творчества якутского народа
Олонхо считается эпосом очень древнего происхождения, носителем очень древней культуры. Олонхо – самый крупный эпический жанр якутского фольклора, состоящий из большого числа сказаний (поэм) о подвигах древних богатырей. Основные образы олонхо олицетворяют доброе и злое начало. Доброе начало воплощено в богатыре айыы. «Айыы» - это все благоприятное человеку, все доброе и чистое в видимом и невидимом мире: хорошее настроение, свойство, качество, доброта. В олохно «айыы киьитэ» означает – герой, борец со злыми чудовищами. Главное значение слова «абаасы» - «зло, злое начало, все неблагоприятное, враждебное человеку, причиняющее ему вред или неприятность, все противное интересам человека, всякое непонятное или противное обычаям явление, дурно настроение»[1]
В олонхо прославляются стойкость в борьбе за интересы рода и племени, непреклонность воли в установлении добра и счастья на земле, верность своему слову и делу, осуждаются такие пороки и недостатки людей, как жадность, корыстолюбие, трусость и т. д. Герои олонхо бессмертны.
В быту якутов олонхо играло большую роль. Оно скрашивало их трудную жизнь, полную лишений, непосильного труда, нужды и гнета.
По своему объему, величию образов, богатству фантазии и многообразию музыкального звучания якутское олонхо входит в число лучших образцов эпических произведений народов мира, стоит в одном ряду с такими широко известными эпосами, как древний шумерский эпос о Гильгамеше, греческие «Илиада» и «Одиссея», германская «Песнь о Нибелунгах», финская «Калевала», русские «Былины», «Сказания о Гайавате» американских индейцев. А с великими эпосами тюрко-монголоязычных народов «Манасом» и «Джангаром» богатырский эпос якутов связывает много общего.
«Гэсэр» - уникальный памятник духовной культуры бурятского народа
Бурятский героический эпос «Гэсэр» существует, по крайней мере, тысячелетие и его действительно называют «Илиадой Центральной Азии». Есть монгольский, тибетский варианты «Гэсэра». Причем бурятский «Гэсэр» сохраняет до сего времени наибольшие первозданность, своеобразие и поэтичность.
Эпос состоит из девяти частей – «ветвей». Сказители, называемые гэсэршинами, рассказывали собравшимся в юрте бурятам сказание только ночью, по одной «ветви» за ночь. Значит, все это рассказывание продолжалось девять ночей подряд. Тут были элементы повествования, декламации и более всего – пения. Сказители обладали феноменальной памятью, помнили наизусть тысячи стихотворных строк и таким образом донесли художественное сокровище до наших дней.
Буряты всегда любили свой эпос, именами героев называли детей, устраивали спортивные игры в честь славных батыров, поклонялись заповедным местам в унчанской долине, в агинских степях на саянских вершинах, связанных с легендами о Гэсэре. И ныне современные бурятские художники, писатели, композиторы в поэмах, картинах, в музыкальных произведениях (от симфоний до балета) обращаются к образам своего великого эпоса.
Если же обратится к сюжету, то он традиционен – борьба со злом, освобождение людей, народа от несчастий. Гэсер-победитель, остался с теми, кого защищал, а не ушел к богам:
Восходит ясное солнце,
Земля им обогревается.
Вверх посмотрит Гэсэр – смеется,
Вниз посмотрит Гэсэр – улыбается.
И он и народы рады,
Что на небо ему – не надо.
Своим женам милым, прекрасным
Говорит он твердо и ясно:
– В золотой бубен стучите,
Северных людей собирайте,
В серебряный бубен стучите,
Южных людей собирайте.
Мясо-масло на стол несите,
Вина крепкие наливайте!
Веселиться и пить мы будем крепко,
А жить мы будем до скончания века!»
Итак, борьба со злом, освобождение людей, народа от несчастий и бедствий – основной мотив всех девяти «ветвей» грандиозной поэмы «Гэсэр».
«Джангар» - величественный калмыцкий эпос
Калмыки обладают замечательным героическим сказанием о богатыре Джангаре. Песни о Джангаре являются самыми излюбленными и самыми распространенными в устном народом творчестве калмыков. Содержанием песен служит прославление цветущей страны Бумбы и ее богатыря, защитника и главы Джангара. Страна Бумба, в которой живут герои поэмы, - это страна вечной молодости и бессмертия. Жители ее живут в довольствие и, ничего не деля на «мое» и «твое», славят в напевах сладостное бытие:
Счастья и мира вкусила эта страна,
Где неизвестно зима, где всегда – весна,
Где, не смолкая, ведут хороводы свои
Жаворонки сладкогласные и соловьи,
Где и дожди подобны сладчайшей росе,
Где неизвестна смерть, где бессмертны все,
Где небеса в нетленной сияют красе,
Где неизвестна старость, где молоды все,
Благоуханная, сильных людей страна,
Обетованная богатырей страна.
Защита страны Бумбы – основная идея «Джангариады». Все песни изображают отдельные эпизоды военной борьбы Джангара и его богатырей с иноземными врагами Бумбы. Следует отметить при этом, что все эти войны характеризуются как войны оборонительные. Академик Б. Я. Владимирцов справедливо считает, что «Джангариаду» надо признать удивительной выразительницей народного духа, стремлений народа, его чаяний, она рисует его настоящий мир, вот эту его повседневную, настоящую жизнь, но только возведенную в идеал; она является действительно национальной поэмой».
Исследователи русского фольклора находят много общего у «Джангара» с русским богатырским эпосом – былинами. В сходстве с былинами прежде всего отмечают – принцип объединения различных песен вокруг одного лица и одного географического пункта: в русских былинах – вокруг Киевского великого князя Владимира Красного Солнышка, в калмыцком эпосе – вокруг великого нойона (князя) Джангара и счастливой страны Бумбы.
И в русских былинах и в калмыцком «Джангаре» все типизировано: описание пира богатырей, их состязаний и поединков, описание их жилищ, одежды, вооружения, коня, богатырской поездки, богатырского сна, мужской и женской красоты, мужества и трусости, вражды и дружбы.
«Абхазские сказания о нартах» - сказания о происхождении и приключениях героев-богатырей («нартов»)
Стремление абхазского народа к свободе и независимости нашло свое отражение в эпосе. Нартский эпос создавался в течение веков - в нем запечатлены разные периоды социально-экономического и культурного развития народа, начиная с эпохи так называемой военной демократии и вплоть до становления и развития феодальных классовых отношений.
Эпос о героях нартах широко распространен у абхазцев, адыгейцев, кабардинцев, осетин и некоторых других народов Северного Кавказа, Многое из созданного за это время разрушилось, многое изменилось, но удивительно стойко сохранялась первоначальная идейно-художественная сущность нартского эпоса, что особенно относится к абхазским сказаниям.
Согласно абхазским сказаниям, нартская община состоит из ста собратьев и сестры, олицетворяющих собой весь народ. Все они рождены одной матерью, Сатаней – Гуашей, которую можно назвать умом и совестью народа. Сатаней - это воплощение черт идеальной женщины, которая "без солнца греет, без луны светит". Сатаней - родоначальница и глава рода, устроительница семейного очага, главная экономка, мудрая прорицательница и чародейка, наконец, учитель народа. Говоря словами одного из знатоков нартского эпоса профессора В. И. Абаева, "можно мыслить нартов без любого из героев, даже главнейших, но нельзя их мыслить без Сатаней". Образ Сатаней является одним из самых ярких фольклорных образов в мировой поэзии.
Хотя нарты являются созданием народного вымысла, тем не менее, они покоряют жизненностью характеров; они неразрывно связаны со своим "братством", то есть народом; элементы мифа, сказки, условности растворяются в могучей художественной правде. Мировоззрение нартов проникнуто духом исканий и пытливостью, жизнерадостностью, активным отношением к жизни, стремлением пользоваться всеми ее благами.
Представления о женской красоте в эпосах народов Российской Федерации
Женские образы в якутском, бурятском, калмыцком, абхазском эпосах
На красивую женщину можно смотреть долго, как на огонь или воду. Женская красота – вечный предмет восхищения и вдохновения. В данной главе рассмотрим образы главных героинь в героических эпосах – «Ньургун Боотур стремительный», «Гэсэр», «Джангар», «Абхазские сказания о нартах».
Женские образы из олонхо «Ньургун Боотур стремительный»
Айыы Умсуур – защитница девяти небес шаманка, старшая сестра Ньургуна Боотура, покровительница и помощница в боях.
«Вечно юной блистающей красотой,
Из чертогов своих золотых,
Из покоев просторных своих
Вышла на белый мощеный двор,
В белоснежной одежде своей
Красуясь как птица – стерх;
Как золотой червонец, звеня,
Тёмными играя глазами,
Белыми сверкая зубами,
Алыми улыбаясь губами,
Заговорила она
Гром оглушительно загремел,
Огромный вихрь загудел,
Молнии засверкали кругом
Вечной блистающая красотой,
Могучая,
Славная в трёх мирах,
Защитница трёх небес,
Айыы Умсуура Удаган. »
Айталыын Куо – младшая сестра Ньургуна Боотура. Одно из наиболее распространённых имён героинь олонхо. Вероятно, происходит от древнетюркского «ай» - луна: Айталыын Куо – Лунная красавица.
«А младшая дочь моя –
Милая Айталыын Куо
С восьмисаженной косой,
Маленькая дочурка моя.
Прекрасная Айталыын Куо,
Белая, как горностай,
В одеянии драгоценном своём
Засверкала огнём девяти лучей.
Улыбаются алые губы её,
Белеют зубы её,
Брови, как два
Камчатских бобра,
Изгибаются тёмной дугой:
Чёрные играют глаза,
Пламенеют живым огнём:
Румянец у ней земляники нежней
На золотых щеках.
О таких красавицах в старину
Пели, бывало, певцы:
-Сквозь меха драгоценных одежд
Несравненные очертанья видны
Нежного тела его:
Светятся сквозь нежную плоть
Стройные кости её:
Видно сквозь тонкие её,
Как из сустава в сустав
Переливается мозг-
Так прославляли её красоту
Древние олонхосуты – певцы
В солнечных трёх мирах. »
«А сестра его Айталыын Куо –
Красавица с восьмисаженной косой,
Ласковое дитя,
Жаворонок золотой,
Медногрудная синичка небес,
Отрада улуса айыы. »
Туйаарыма Куо – Жаворонок. Куо – Красавица, дочь первых людей, одна из героинь, спасаемых Ньургун Боотуром.
«Золотые ланиты ее,
Рдеют, как заходящее солнце
На вечерней заре.
Белеет ее лицо,
Как белое восходящее солнце
На утренней заре.
Просвечивает сквозь меха одежд
Лучистое тело ее;
Сквозь нежное тело ее
Стройные кости видны;
Видно сквозь тонкие кости ее,
Как играет, переливается в них
Желтый мозг золотой.
Черные, длинные брови ее,
Будто черные с серебром
Камчатские соболя.
Как из ости соболя-одинца
Подобранные,
Ресницы ее-
Синие – блестят.
Черные, сверкающие глаза
Прищуривает она.
Светлая улыбка ее,
Как весенняя степь в цвету
А порой
Глаза округлив,
Как пламенем блеснет;
Белая шея у ней стройна;
Гордо, как белый стерх,
Голову держит она;
Как у лебедя на весенней воде,
Плавны все движенья ее.
Поступь у ней легка,
Тихая речь сладка;
Слово ее, словно песня звучит.
Красивые губы ее
Красны, как ягодный сок.
Слово молвит,
Чуть приоткроет рот –
Ровными зубами блеснет.
Румянец на нежных ее щеках
Огненно-красных лисиц красней.
Черная волнистая коса у ней
В девять маховых саженей.
Такова она –
В трех мирах
Прославленная красотой. »
«Вот как Нюргун предстала та
Несказанная красота –
Светлая духом,
Смелая сердцем,
Лучшая девушка
В трех мирах.
Словно рассвет
Весеннего дня,
Блистая, стояла она;
Словно ясный свет
Осеннего дня,
Все вокруг озаряя,
Стояла она. »
«Ты – избранная в роду солнцерождённых людей,
С поводьями за спиной,
Жаворонок заревой,
Синичка с грудкою золотой:
Светлою мыслью,
Смелая духом,
Светозарная Туйаарыма Куо,
Выращенная в неге,
В любви,
Благородными матерью и отцом,
Говорившими о тебе:
Зеница нашего ока – она!
Белых наших зубов она –
Розовая десна!
Чтобы копать с чистых небес,
Не омрачила твою красоту,
Они в собольи меха,
Укутывали тебя:
Чтобы пыль с лучезарных небес,
Не запылила твою красоту,
Мехом рыси,
Они укрывали тебя»
«Горевала она –
Светозарная Туйаарым Куо.
По серебряным ланитам её
Из тёмных,
Мерцающих глаз,
С длинных её ресниц,
Слёзы побежали,
Блестя,
Словно русские жемчуга. »
Женские образы из бурятского эпоса «Гэсэр»
Идеал жены
Три владыки, три злобных брата,
Наставляют разбойного свата:
«Троекратно ты облети
Землю круглую, нежную, юную,
Осмотри все дороги-пути,
Ибо девушку надо найти,
Чтоб сияла прелестью лунною,
Ты четырежды осмотри,
Чтоб сияла светлей зари,
А потом уже отбери
Ту, чьи щеки алее дня,
Ту, чьи губы жарче огня,
Ту, чьё сердце – пахучий цветник,
Ту, чьи думы – кипучий родник!»
Урмай – Гохон – вторая жена Гэсэра
А Гасэрэ вторая жена,
Дорогая Урмай – Гохон,
Светоносная, как луна,
Озарившая небосклон,
Блеском правой своей щеки
Затмевая закат высокий,
Блеском левой своей щеки
Затмевая свет на востоке,
Как трава, степная, звеня,
В это время зарей – восходом
Засияла перед народом,
Возвестив наступление дня.
«Молодую круглую землю
Облетела я троекратно
И теперь вернулась обратно.
Молодую круглую землю
Осмотрела четырёхкратно.
И, хотя земля необъятна,
Я красавицы ни одной
Не нашла на шири земной,
Что сравнилась бы с солнцем – луной,
Что сияла бы ярче созвездий!
Ничего не узнав о невесте,
Я достигла счастливого края,
Где река Мунхэ, закипая,
По долине Морэн величаво
Устремила чистые воды,
Где цветёт, не зная невзгоды,
Ранних жаворонков держава,
Где Гэсэр – предводитель племён,
Где – Гэсэрэ жена вторая –
Всех чарует Урмай – Гохон,
Блеском правой щеки затмевая
Свет восточный, ясный рассвет.
Как пройдёт походкою гибкой,
Ей навстречу травы звенят,
Улыбнётся светлой улыбкой –
Одарит овец и ягнят. »
Женские образы из калмыцкого эпоса «Джангар»
Ханская жена
«Слева нойона, пленительного, как сон,
Выше левого полукруга Богдо,
Этой страны восседала чиндамани-
Месяцеликая супруга Богдо.
Дочь именитого Зандан – хана она,
И, точно лотос, благоуханна она,
В шелковые одеты шивырлыки,
Так ее тяжелых косы велики,
Что, если взяли бы даже под мышки их,
То все равно оставались бы лишки их!
Стан ее гибкий затянут был, говорят,
В шелковый, пышный терлек; богатый халат
Был у нее на плечах и звался Нармой,
Белый убор головной сверкал бахромой,
Блеском своим озарявшей лопатки ее.
В круглое зеркало шеи гладкой ее
Как бы гляделись чудесные серьги ее,
Четверти мира известные серьги ее,
В целую тысячу кибиток ценой!
Солнечный блеск излучался ханской женой.
Светом таким сиял владычицы взор,
Что вышивали при нем тончайший узор,
Так он сиял, что мог бы табунщик при нем
За табуном следить и во мраке ночном,
Море народа взглянуть на ханшу текло,
Нежную, как луны золотое стекло.
Сорок зубов как сорок блестят жемчугов.
Белые пальцы белей хангайских снегов.
Ласточкиным крылом изогнулась бровь.
Губы такие красные, что сперва
Чудилось: вот-вот капнет горячая кровь.
Паве прекрасной такая к лицу голова»
Данные свыше, были заметны для всех
Восемьдесят способностей ханской жены.
Сладок был голос ее и нежен был смех. »
Про девушку, которую возьмет в жены и родит Джангару сына
«В дальнюю даль забредя, - во сне ль, наяву,
Вдруг замечает он желтую бумбулву.
В огненно-красное заглянул окно-
Девушка там восседала, как месяц мила.
И до того прекрасна она мила, что
Если ночью влево глядела она,
В свете щеки лучезарной была видна
Лесом покрытая левая сторона,-
Можно было бы все дерева сосчитать!
Если же ночью вправо глядела она,
В свете щеки лучезарной была видна
Лесом покрытая правая сторона,-
Можно было бы все дерева сосчитать!»
Женские образы из эпоса «Абхазские сказания о нартах»
«В доме Алиджа
Много красавиц,
Но превосходит
Их красотою
Та, что проходит
Лисьей походкой,
Что колдовскою
Силой владеет,
Что не стареет,
А молодеет.
Это Гуаша
С ликом девичьим,
С нежным обличьем,
Так величава!
Нартам желанна
Больше, чем слава,
Больше, чем сано,-
Мать сатаней.
Старый и юный
Тянутся к ней. »
«Сатаней, сиянье наше,
Кто тебя умней и краше?
Кто сравнится красотою
С тонкобровою Гуашей,
Что гадает на фасоли?
Золотом подол твой вышит,
Облик – молодостью дышит,
Очи – солнце, зубы – жемчуг.
Ум твой славится повсюду,
Кто ни явится, воскликнет:
«Ты – красавица, Ты – чудо!»
Прибыл к нам могучий всадник.
Я не ведаю, откуда,
Я в лицо его незнаю,-
В нашем крае он впервые. »
Сатаней-Гуаша
Сатаней –Гуаша была матерью ста нартов-богатырей. Слава ее была выше мужней. К ее мудрым советам прислушивались не только нарты, но и весь народ. За ум и красоту Сатаней -Гуашу величали Золотой Владычицей. Хотя Сатаней-Гуаша и родила сто детей – тело ее, подобно свежему сыру, было тугим и белым. Белая кожа Сатаней-Гуаши была такой ослепительно яркой, что отражение блеска ее, падавшее на море и от моря на горы, часто сбивало корабли с верного направления. Однако чаще всего находилась она дома, где с превеликим умением и старанием вела немалое хозяйство. Ни утром, ни в полдень, ни вечером не знали ее руки покоя от домашних дел.
Гунда Прекрасная
Гунда Прекрасная была единственной сестрой нартов. Она жила в хрустальной башне, ноги ее никогда не касались земли. Все, что бы ни пожелала Гунда, подавалось ей прямо в руки – и без промедления. Братья кормили сестру только костным мозгом дичи. Тело девушки было подобно свежему сыру – белым и нежным. Кожа отсвечивала, точно зеркало.
Несравненная невестка Нартов
Она была сестрой семи братьев аиргь. Невозможно описать лицо ее, сверкавшее, точно месяц, ее походку, напоминавшую бег лани, и стан ее- стан молодой серны. Первородная красота ее казалась вечной.
Сравнительный анализ женских образов
Прочитав описания женщин в эпосах, можно выделить, что все авторы детально воспевают лицо красавиц – глаза, губы, зубы, брови, щеки, волосы, кожу, улыбку, одежду и даже походку и голос.
Якутский эпос «Ньургун Боотур Бурятский эпос «Гэсэр» Калмыцкий эпос «Джангар» Абхазские сказания о нартах стремительный»
Лицо «светозарная», «белеет ее лицо, «чтоб сияла прелестью «месяцеликая супруга Богдо»,«с ликом девичьим, в нежным как белое восходящее солнце на лунною», «чтоб сияла «нежную, как луны золотое обличьем, так величава!», утренней заре», «белая шея у нейсветлей зари», стекло», «светлоликая «облик молодостью дышит», стройна; гордо как белый стерх, «светоносная, как луна, Урмай-Гохон», «сверкала «она сверкала без солнца и голову держит она» озарившая небосклон» словно утренняя заря, без луны», «лицо, сверкавшее озаряющая сердца», точно месяц»
«красавица – та, которой мир озарен», «как месяц мила»
Глаза «черные играют глаза, пламенеют «светом таким сиял владычицы«очи-солнце»
живым огнем»; «из тёмных, взор, что вышивали при нем мерцающих глаз, тончайший узор, так он сиял, с длинных её ресниц, что мог бы табунщик при нем слёзы побежали», «как из ости за табуном следить и во соболя-одинца подобранные, мраке ночном»
ресницы ее – синие –блестят. »
«черные, сверкающие глаза прищуривает она»
Губы «улыбаются алые губы ее», «губы жарче огня» «губы такие красные, что
«красивые губы ее красны, как сперва чудилось: вот-вот ягодный сок» капнет горячая кровь»
Брови «брови, как два камчатских бобра «ласточкиным крылом «с тонкобровою Гуашей»
изгибаются темной дугой», изогнулась бровь»
«черные, длинные брови ее, будто черные с серебром камчатские соболя»
Щеки «румянец у ней земляники нежней «щеки алее дня», «блеском «в свете щеки лучезарной на золотых щеках», «по правой своей щеки затмевая была видна лесом покрытая серебряным ланитам ее», «золотыезакат высокий, блеском левая сторона,-
ланиты ее, рдеют, как заходящее левой своей щеки затмевая можно было бы все дерева солнце на вечерней тихой заре», свет на востоке» сосчитать!
«румянец на нежных ее щеках Если же ночью вправо глядела огненно-красных лисиц красней» она, в свете щеки лучезарной была видна лесом покрытая правая сторона,-
можно было бы все дерева сосчитать
Зубы «белеют зубы ее»; «белых наших «сорок зубов как сорок «зубы-жемчуг»
зубов она – розовая десна!», блестят жемчугов»
«ровными зубами блеснет»
Волосы «с волнистой восьмисаженной «так ее тяжелых косы велики,«золотые волосы»
косой», «черная волнистая коса у что если взяли бы даже под ней в девять маховых саженей» мышки их, то все равно оставались бы лишки их!»
Кожа «белая, как горностай» «белая кожа Сатаней -Гуаши была такой ослепительно яркой, что отражение блеска ее, падавшее на море и от моря на горы, часто сбивало корабли с верного направления», «кожа отсвечивала, точно зеркало»
Улыбка «светлая улыбка ее как весенняя «улыбнется светлой улыбкой степь в цвету» – одарит овец и ягнят»
Тело «сквозь меха драгоценных одежд «Стан ее гибкий», «шеи «тело ее, подобно свежему несравненные очертанья видны гладкой ее» сыру, было тугим и белым», нежного тела ее», «светятся «стан ее – стан молодой сквозь нежную плоть стройные серны»
кости ее», «видно сквозь тонкие ее как из суставов в сустав переливается мозг»,
«просвечивает сквозь меха одежд лучистое тело ее; сквозь нежное тело ее стройные кости видны»
Голос «тихая речь сладка; слово ее, «сладок был голос ее и нежен словно песня, звучит» был смех»
Одежда «в одеянии драгоценном своем «шелковый пышный терлек, «золотом подол твой вышит»
засверкала огнем девяти лучей», богатый халат был у нее на
«они в собольи меха укутывали плечах и звался Нармой, тебя», «мехом рыси они укрывали белый убор головной сверкал тебя» бахромой» «чудесные серьги ее, четверти мира известные серьги ее, в целую тысячу кибиток ценой!»
Походка «как у лебедя на весенней воде, «как пройдет походкою «лисьей походкой», «походка, плавны все движенья ее. Поступь гибкой – ей навстречу травы напоминавшая бег лани»
у ней легка» звенят»
Красивую женщину описывают так: белеет её лицо как восходящее белое солнце, светоносная, нежная - как луны золотое стекло, облик молодостью дышит, из тёмных мерцающих глаз с длинных её ресниц слёзы побежали, светом таким сиял владычицы взор, что вышивали при нем тончайший узор, так он сиял, что мог бы табунщик при нем за табуном следить и во мраке ночном, красивые губы ее красны, как ягодный сок, губы такие красные, что сперва чудилось: вот-вот капнет горячая кровь, брови, как два камчатских бобра изгибаются темной дугой, румянец у ней земляники нежней на золотых щеках, сорок зубов, как сорок блестят жемчугов, так ее тяжелых косы велики, что если взяли бы даже под мышки их, то все равно оставались бы лишки их, белая, как горностай, светлая улыбка ее как весенняя степь в цвету, сквозь меха драгоценных одежд несравненные очертанья видны нежного тела ее, тело ее, подобно свежему сыру, было тугимибелым, тихая речь сладка; слово ее, словно песня, звучит, в одеянии драгоценном своем засверкала огнем девяти лучей, шелковый пышный терлек, богатый халат был у нее на плечах и звался Нармой, белый убор головной сверкал бахромой, как у лебедя на весенней воде, плавны все движенья ее. Поступь у ней легка, походка, напоминавшая бег лани, как пройдет походкою гибкой – ей навстречу травы звенят.
Мне кажется, что губы женщин, в рассмотренных мною эпосах, олицетворяют любовь; глаза – «зеркало души»; брови и ресницы – загадку; белая кожа – чистоту, опрятность; белые, как жемчуг, зубы – здоровье, густые, длинные волосы – защиту, является признаком продолжения рода, улыбка – счастье, жизнь в достатке, а роскошная одежда и украшения еще сильнее подчеркивает их красоту.
В эпосе мы часто встречаем, что в определении женской судьбы используются сравнения женщины с природой, птицами и животными. Этим подчёркивается связь с миром природы.
Якутский эпос «Ньургун Боотур Бурятский эпос «Гэсэр» Калмыцкий эпос «Джангар» Абхазские сказания о стремительный» нартах
Птицы Стерх, лебедь, жаворонок Ласточка золотой, жаворонок заревой, меднорудная синичка небес, синичка с грудкой золотой
Животные Горностай, камчатские бобры, «Улыбнется светлой улыбкой- Лиса, лань, молодая серна соболь, огненно-красная лисица, одарит овец и ягнят»
мех рыси, мех соболя
Природа Весенняя степь в цвету, весенняяЗаря, луна, Солнце, Месяц, утренняя заря, Месяц, солнце, море, горы, вода, рассвет весеннего дня, созвездия, «чье сердце солнечный блеск, луны река, вода ясный свет осеннего дня, цветник пахучий, чьи думы золотое стекло, хангайские утренняя заря, вечерняя заря, родник кипучий», «как траваснега, цветок лотос заходящее солнце, восходящее степная звеня», «жарче солнце огня», небосклон, закат высокий, свет восточный, ясный рассвет, травы звенят.
Красота женщины подчёркивается использованием таких слов как ясный рассвет, рассвет весеннего дня, ясный свет, заходящее солнце, заря, созвездия, ясное солнце, восходящее солнце, золотой блеск луны, свет восточный, луны золотое стекло. Все эти слова несут собой свет. А значит, свет несёт и сама красота женщины.
Женская красота сравнивается с живым миром нашей природы, со стерхом, лебедью, жаворонком золотым, ласточкой, медногрудной синичкой небес, горностаем, камчатским бобром, соболем, огненно – красной лисицей, ланью, молодой серной, улыбнётся светлой улыбкой - одарит овец и ягнят, мехом рыси и соболя. Мы видим, что женскую красоту народ соотносил с миром той живой природы, где он жил. Так, в абхазском эпосе мы встречаем сравнения с ланью, с серной, а в якутском – с камчатскими бобрами, со стерхом, с лебедью, с жаворонком золотым.
В формировании представлений женской красоты, несомненно, особую роль играет этническая принадлежность. Совершенство человека в культуре разных народов понималось по–разному, тем не менее, в этом различии есть и сходства, общий лейтмотив.
Идеал женской красоты очень многогранен. Конечно же, он не мыслим без эстетики, понятий прекрасного и высокого. Женщина во все времена пользовалась уважением и почётом. Представление о канонах женской красоты складывается по проявлениям душевных качеств: женщина – воплощение любви, хранительница домашнего очага, продолжательница рода. Героини эпосов отражают менталитет той эпохи. С глубокой древности людей больше интересовала незримая красота, красота души – нравственная красота. Именно это выражалось в изумительной словесной формуле в героических произведениях, удивительным образом сохранившихся до наших времен.
Женщины, вместе с этим, также обладают даром перевоплощения, они выступают в образе воинственных дев, борющихся за утверждение лучшей жизни. Героини одолевают противников своей хитростью, ловкостью и силой интеллекта.
Культивирование великодушия, целомудренности, любви, как высшей категории, на наш взгляд, станет примером для подражания среди подрастающего поколения.
Женская красота тесно взаимосвязана с природой. Так, северная природа, которой характерны суровые климатические условия, повлияла в значительной степени на собирательный портрет северянок. Якутским женщинам свойственна стойкость к жизненным перипетиям, к любым проявлениям судьбы. Они обладали удивительно тихой, неброской красотой, что выдает их природную скромность, так как красота органически связана с особенностями национального характера.
Широкая бескрайняя степь Калмыкии обуславливает своеобразное восприятие женской красоты: свободолюбие, как независимость от каких-либо условностей, что, как правило, ведет к своенравию.
Жаркий климат, живописная природа Абхазии по - своему влияет на требования к красоте женщины: абхазки импульсивны по натуре, они ревностно защищают свою территорию.
Умеренность во всем: в природе, в быту, в общении и т. д. определяет во многом и характер бурятских женщин. Они по своей природе сдержанны, обладают холодной, созерцательной красотой.
И все же, несмотря на очевидную разницу в природе, этнической принадлежности, образе жизни, внешних чертах и т. п. можно выявить общее сходство в героических произведениях эпоса - воспевание незримой красоты человеческой души, именуемой нравственной красотой.
Женщины обладают нравственным совершенством, добродетельностью. Этичность, нравственность мыслей и поступков женщины служила признаком этого типа красоты.
Комментарии