Наше Родословное Древо Какое оно?
ПОНЯТИЕ О РОДОСЛОВНОМ ДРЕВЕ
Сейчас очень многие люди интересуются историей своего рода, своей фамилии, пытаются составить своё Родословное Дерево, ствол, ветви, плоды – имена.
Родословие – это понятие о роде, о предках, закрепленная на бумаге фамильная память. На Руси свои семейные «родословцы» имели боярские, княжеские роды, а также семьи крестьян, особенно на Русском Севере, где прочнее держалась культура родовой памяти. А дерево, лес, всегда были спутником русского человека; из дерева делались и люлька для младенца, и предметы быта, украшения, а также жилища. Образ Древа был особенно близок и дорог каждому.
Родословие есть не только у каждой семьи, но и у целого народа. Если представить развитие культуры, науки и техники как могучий рост и становление страны, её народов, то это тоже своего рода Древо. По каждому из плодов этого Древа можно представить целое. Родственно близки для каждого россиянина старинные храмы Кремля и былины, и исторические песни и древние обряды, хохломские и жостовские узоры, Городецкая роспись и дымковская игрушка Все это - наше наследие, часть которого мы решили исследовать в кружке «Аппликация соломкой», где мы, делаем картины, используя иллюстрации к сказкам, изображения исторических памятников и др. Наше Родословное ДревоКакое оно?
ЛЕТОПИСЬ В КАМНЕ (УСПЕНСКИЙ СОБОР КРЕМЛЯ)
В книге «Из глубины веков» (очерки истории Московского Кремля) стилизованный рисунок Успенского собора сопровождается замечательным рассказом о храмах Соборной площади Кремля. Так родилась у меня идея сделать из соломки картину «Успенский собор» и узнать как можно больше об истории этого удивительного храма.
Из небольшого деревянного городка на высоком берегу Москвы-реки выросла неприступная крепость, превратившаяся за минувшие столетия в красивейший город, столицу нашей Родины – Москву. Историческое сердце Москвы – Кремль. «Как прекрасен, как великолепен наш Кремль», - писал М. Н. Загоскин. «Эти древние соборы, высокие стены, древние башни и царские терема небезмолвны: они говорят нам о былом, они воскрешают в душе память о веках давно прошедших. Здесь всё напоминает вам и бедствия, и славу наших предков» У каждого собора на Соборной площади Кремля (Успенского, Благовещенского и Архангельского) свой облик и назначение. Строились они в пору Москвы людной и богатой.
Археологические находки рассказывают, что уже в конце XII века на месте теперешнего собора, стояла на самой высокой точке кремлевского холма деревянная церковь. В конце XIII века Даниил Александрович, сын Александра Невского, заложил на этом месте первое каменное строение Москвы – каменный храм. Но и он не сохранился.
И вот из Италии в Москву, по приглашению Ивана III, прибыл прославленный архитектор и военный инженер Аристотель Фиораванти. Укутав в собольи меха плечи, стоял он на кремлевском холме: высокий, стройный, седой. Князь дал ему почетный заказ – соорудить главный храм государства – Успенский. «Заказав кирпичи несколько более продолговатые, чем те, к которым привыкли в Москве, и сделав самые первые строительные распоряжения, Аристотель Фиораванти со своими спутниками (сыном и любимым учеником) выехал в древний Владимир. Увиденное поразило архитектора. Окруженный вишневыми садами, на высокой горе, над извилистой Клязьмой, горделиво высился Успенский собор. Выполняя наказ князя, Фиораванти поставил в Москве храм, похожий на Владимирский, но еще более торжественный и величавый. Вся Москва дивилась тому, как шла работа. Кирпичи не носили на леса, а поднимали машиной, которую прозвали «векшею», т. е. белкой. С Аристотелем Фиораванти пришла на Русь европейская строительная техника. Летописец, восторгаясь сооружением писал: «Была же та церковь весьма удивительна величеством, и высотою, и светлостью, и звонностью, и пространством». Строительство было завершено летом 1479 г. и 12 августа состоялось торжественное освящение храма. Успенский собор Кремля, как и главный храм Владимира, посвящен Успению Богоматери. В 1395 г. к Москве подходили войска Тамерлана. Готовясь к обороне, москвичи привезли из Владимира чудотворную икону «Богоматерь Владимирская», считавшуюся главной святыней и защитницей от врагов. Вскоре после торжественной встречи иконы в Москве войска хана отступили. С этого времени икона считается покровительницей Московской Руси.
Успенский собор превосходил ранее существовавшие храмы богатством внутреннего убранства и размерами. При строительстве был соблюдён строгий канон сооружения православного храма. Он требовал обязательного пятиглавия и завершения восточной стены полукружиями апсид. Фиораванти выполнил эти условия, сделав небольшое отступление - он прикрыл апсиды с севера и юга, продолжив для этого стены. Успенский собор вознесся над Соборной площадью и замкнул её с северной стороны, «яко един камень». Со стороны своего южного входа храм смотрелся как огромный монолит, что соответствовало основной идее главного храма Москвы – столицы создававшегося централизованного государства. Облицованные блоками из белого камня, стены завершаются закомарами. В интерьере зодчий отказался от традиционных хор, квадратные колонны заменил на круглые, расставив их на равном расстоянии, то есть всячески старался раздвинуть внутреннее пространство, придав ему, насколько возможно, светский характер. Своды храма символизировали небо и, потому в главном куполе, по установившемуся канону, помещали изображение Христа. Стены расписывались сюжетами из Библии, жизни Христа, Богоматери или почитаемых святых. Один из главных входов в собор – южный – был украшен снаружи, как бы врезанным в толщу стены, перспективным порталом и огромной многоцветной фреской над ним. Изнутри южные врата при свете свечей привлекают к себе взор игрой золотых бликов на черном фоне. Собор стал воплощением представления русских людей о храме – символе, храме-твердыне с куполами-шлемами и окнами-бойницами.
Успенский собор до 1918 г. являлся главным кафедральным храмом России, где проходили церемонии венчания на великое княжение и царство, коронации. В 1990 году в соборе были возобновлены церковные богослужения.
Архитектуру называют музыкой в камне. Со славой Фиораванти можно сравнить только громкую и почетную известность, которую много веков спустя приобрел Растрелли. Их «зодчество – великая страница в истории русской архитектуры. Отечественное искусство не боялось принимать в свои объятия иноземные таланты. И Фиораванти и Растрелли органично вошли в русское искусство», - писал Е. Осетров.
«Он бежит себе в волнах на раздутых парусах»
Зарождение парусного флота в России
Еще одна страница нашей общей памяти, нашего Родословного Древа – зарождение парусного флота в России.
В кружке «Аппликация соломкой» я уже не первый год. За это время сделал несколько картин. В некоторых из них: "Ладья", "Торговец", "Он бежит себе в волнах", показаны парусные суда. И мне стало интересно: а как вообще появился парусный флот на Руси? Так, я узнал, что древние славяне ходили по рекам и побережьям на небольших ладьях, конструкция которых совершенствовалась. На севере Руси поморы ходили в полярные моря на кочах (оказалось, что мой «Торговец» был таким кочем).
Но на иллюстрации к сказке А. С. Пушкина о царе Салтане, мне кажется, изображено ещё одно парусное судно – струг (от «строгать»). Это русское плоскодонное парусно-гребное судно XI—XVIII веков, служившее для перевозки людей и грузов. Использовалось на реках и озёрах. Было оборудовано съёмной мачтой с небольшим прямым парусом, который ставился при попутном ветре. Струги имели длину до 45 метров и ширину до 10 метров. В XVI—XVII веках использовались для защиты речных торговых путей от разбойников, для чего оборудовались несколькими небольшими пушками.
Таким образом, парусные суда были у наших предков всегда, но только когда на престол взошел Пётр 1(1689) , российским флотом занялись всерьёз. Благодаря ему Россия стала сильной морской державой. Тогда в России впервые появились такие корабли, как фрегаты, скампавеи, галиоты. К моменту смерти Петра 1 русский флот насчитывал 959 кораблей различных видов.
Во время правления Екатерины II русский флот увеличился и усовершенствовался (хотя перед этим, в период междуцарствия, он чуть не был уничтожен): галеры заменяются гребными фрегатами, ботами, канонерскими лодками. Павел 1 также увеличил количество кораблей. Однако Александр 1 решает, что корабли нужны только для охраны побережья, и сокращает их количество, однако сильно увеличивает их качество.
При Николае 1парусный военный флот завершает своё существование. Фрегаты и линкоры заменяются на паровые броненосные корабли.
Элементы русского костюма в иллюстрации к сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Впервые образы давно живших людей, их быт, нравы и одежда встречаются нам в сказках. Мы любим не только читать сказки, но и смотреть иллюстрации к ним. Многие русские художники увлекались русскими народными сказками. Художник-сказочник В. Васнецов, М. Врубель, иллюстратор сказок И. Билибин изучают русское народное искусство, русский костюм и используют свои знания в написании картин и иллюстраций по сказочным сюжетам.
Мной представлена работа из соломки по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Царевна-лебедь на глазах князя Гвидона превращается в прекрасную девушку. Но это не простая девушка. На ней рубаха и сарафан. Их носили как богатые люди, так и крестьяне и отличались они только тканями, из которых шились и богатством украшений. Женская рубаха всегда длинная, с длинными рукавами. Цвет всегда белый или красный. Красные рубахи считались нарядными. У Царевны рубаха с блеском, легкая, к рукавам пристегнуты красивые запястья – это украшение богатых. Запястья вышивались золотом и серебром и украшались жемчугом.
Сарафан на Царевне легкий, он весь струится и переливается. Как видно, сшит из дорогой шелковой ткани. Впереди сарафан украшен вышивкой из дорогих камней. Сарафаны простых людей шили из домотканого полотна и украшали скромной вышивкой.
Царевна не замужем. Об этом говорится в сказке: «Месяц под косой блестит» А девушки на Руси до замужества волосы должны были заплетать в одну косу. Это символ чести и красоты. Русая коса – девичья краса. Дернуть за косу – значит оскорбить девушку.
Самым распространенным головным убором девушек был платок, но Царевна предстает перед князем в праздничном головном уборе – коруне. Коруна украшена дорогими камнями и вышивкой, а на лоб спускается поднизь ажурного плетения (в виде сеточки), которую украшали речным жемчугом. Сзади косу Царевны прикрывает прозрачная фата.
По традиции русские женщины носили серьги. Знатные - золотые и серебряные, простые – медные. Шея женщин и девиц также всегда украшалась и на Царевне мы видим нитку бус.
Князь Гвидон стоит к нам в пол-оборота, но по его одежде мы видим, что это знатный человек. На нем шелковая с блеском рубаха. Для простонародья рубахи шились холщовые. По подолу, по краям и рукавов и на груди рубахи расшивались золотом и шелками. Поэтому рубаха должна была видна из-под кафтана. Важен был воротник, который окружал шею и назывался ожерельем. Его делали отдельно от рубахи и пристегивали к ней. Это наиболее красиво отделанная часть, которая видна у князя Гвидона.
Русские штаны или порты шились для бедных из холста или грубой шерстяной ткани. Для зажиточных - из сукна зимой, летом - из тафты и шелковой материи. Порты были не длинные: до колен и разных цветов – желтые, лазоревые и чаще красные. Они заправлялись в сапоги.
На князе Гвидоне надет распашной кафтан, то есть впереди с разрезом сверху донизу. Кафтан на Руси обязательно закрывал колени, но был не длиннее, чем до щиколотки.
Для простых людей кафтаны шились из холста или сермяги, для знатных – из шелка, парчи или бархата. Кафтан обязательно подпоясывался, та как считалось неприличным ходить без пояса. Наш Царевич по кафтану в кушаке. Обращает на себя внимание красиво расшитый, высоко стоячий воротник кафтана. Он назывался «козырь».
На голове у Царевича русская остроконечная шапка, называемая колпаком.
И головной убор говорит нам о знатности его владельца. Богатые носили колпаки из белого атласа, по краю пристегивался околышек (ожерелье). У Царевича он унизан или жемчугом, или золотыми пуговками, или драгоценными камнями. Зимою такой колпак подбивался мехом. Бедные люди носили такие колпаки из сукна или войлока, зимою подбитые овчиной.
Царевич в сапогах и это тоже признак его знатности. Обувь простого народа – это лапти из древесной коры, башмаки из прутьев лозы. Обувь людей с достатком – это сапоги, чеботы, башмаки. Богатая обувь делалась из телячьей и конской кожи. Обувь всегда была цветной, чаще красная и желтая, иногда зеленая и голубая.
Старинная русская одежда на первый взгляд очень сложна. Но, присмотревшись, видно, что она одинакова по покрою как у мужчин, так и женщин, царей и крестьян, и отличается только тканями и деталями отделки.
Справедливо считают, что засеяв поле, вырастив и собрав хлеб, человек впервые приобрел Родину. Наша Родина – это наш дом, дом наших предков и, чтобы любить, надо хорошо знать её историю, традиции, искусство. В этой работе коснулись лишь нескольких ветвей нашего Родословного Древа – общей памяти целого народа. И ещё «многое можно увидеть в исторических далях, если посмотреть из-под ладони неторопливо и внимательно» (Е. Осетров).
Комментарии