Народное представление о суде и законе
Сегодня в средствах массовой информации довольно много говорят о построении правового государства. Со стороны законодательных органов делается достаточно, чтобы гражданин почувствовал себя под защитой законов государства. При этом те же средства массовой информации объявляют о кризисе доверия у населения к судебной системе, что проявляется, например, в развёртывании кампании в поддержку смертной казни, в появившихся случаях самосуда. Почему это происходит? Всегда ли служители закона отстаивают справедливость, закон, призванный её защищать? Заинтересовавшись сложившейся ситуацией, я, автор этого исследования, поставила перед собой вопрос: каким в народном сознании предстаёт образ суда и закона.
Исследование проводилось по материалам книги В. И. Даля «Пословицы русского народа». На пословицы выбор пал не случайно, так как именно они отличаются большой содержательностью, представляют собой чёткие суждения, ясное выражение определённой мысли, обобщение, вывод из жизненных наблюдений и социально-исторического опыта народа.
А решение остановиться на этой книге пришло потому, что она является одним из самых ранних собраний фольклорных произведений этого жанра, отразившим в себе самые разнообразные стороны действительности.
В самой книге «Пословицы русского народа» В. И. Даль уже выделил пословицы о суде и законе в отдельные смысловые группы. В оглавлении мы читаем: «Суд – приказный», «Суд – правда», «Суд – лихоимство», «Закон».
Анализ пословиц о приказном суде
Значение слова «приказ» толкуется в словаре В. И. Даля как правительственное место и другие, «гораздо низшие места». В пример приводятся приказы придворный, удельный, посольский, податей, уголовный.
В главе, выделенной В. И. Далем под заголовком «Суд – приказный», 43 пословицы. Условно их можно разделить на пять тематических групп:
- пословицы, в которых процедура суда расценивается как разорение,
- пословицы, говорящие о тюрьме как о страдании,
- пословицы под условным названием «мне ничего не нужно, лишь бы не судиться»,
- пословицы о работниках суда,
- пословицы о неправом суде.
Больше всего пословиц о приказных, служащих суда. В пословицах действуют судья, приказный, подьячий, ярыжка, то есть можно говорить о том, что охватываются представители всех ступенек служебной лестницы. Как же они воспринимаются в народе?
Самый низший чин – «ярыжка». В словаре В. И. Даля «ярыга, ярыжка – низший служитель полиции для рассылки, прислуги и исполнения разных приказаний». Оценка, данная народом, сразу же определяется по тому, как официальное название должности «ярыга» превращается в «ярыжку». И чередование г/ж, и суффикс -к- работают на создание образа человека, не пользующегося авторитетом. Он предстаёт перед нами как человек грубый («За ярыжкою брань не пропадёт»), осознающий силу влияния на население и умело её применяющий в своих интересах («С ярыжкою кто ни поводится, без рубахи находится»).
«Подьячий – приказный служитель, писец в судах». В народе синонимом этого слова стал «крючок» («Каждый крючок ловит свой кусок»). Созданный образ однозначен: жестокий человек, действующий исключительно в своих интересах («Подьячий – породы собачей; приказный – народ пролазный»). Гипербола в пословице «Кто подьячего обманет, тот двух дней не проживёт» дорисовывает образ злопамятного, мстительного человека. Повелительное наклонение глагола, инверсия превращают пословицу, состоящую всего из четырёх слов, в заклинание «Подьячего бойся и лежачего (т. е. пьяного)». Метафора же даёт нравственную оценку: «Подьяческа душа на нитке висит (т. е. по грехам)». Из четырёх пословиц о судье все четыре работают на образ неправедного судьи. Он создаётся с помощью традиционной для этого жанра антитезы: «Пред бога с правдой, а пред судью с деньгами». Эта же пословица – пример построения с помощью синтаксического параллелизма. Наряду с антитезой, на образ судьи работает гипербола: «На одного виноватого по сту судей». Представление о приказных также помогает составить сравнение: «Придирчив как приказный». Таким образом, ни в одной пословице о служащих приказного суда не было обнаружено положительных черт. Усилить отталкивающие характеристики образа чаще всего помогают антитеза, синтаксический параллелизм, гипербола и метафора.
Пословицы остальных выделенных мною тематических блоков поддерживают представление о процедуре суда как о медленном, но верном разорении. Достаточно часто при этом народная мудрость строится как сложное предложение, построенное на антитезе с использованием антонимов: «За малое судиться – большое приложить», «Тяжба не деньги, потрава не трава», «Грабежи есть, воровство есть, а воров нет». В этих тематических группах встречается риторический вопрос, который нечасто встретишь в пословице: «Какой бы то крюк, чтоб выпустил из рук?» Суффиксы -к-, ок- , участвуя в образовании слов «бумажка», «крючок» («Бумажки клочок в суд волочёт»), помогают показать ничтожность причины (литота), ввязавшей человека в процедуру суда, а инверсия, как в любом стихотворном тексте, применяется для выделения важнейших для понимания смысла слов, которые в двухчастной структуре пословицы обычно рифмуются.
Анализ пословиц, объединённых темой «Суд – правда»
В главе «Суд – правда» появляются пословицы, предостерегающие судей от греха: «Разоришь до конца – не будет венца». Одно из значений слова «правда» - правосудие, справедливость. 9 пословиц, встретившихся в этой главе, высказывают надежду на то, что суд бывает правый («Судия праведный – ограда каменна»), но при этом 22 передают недоверие народа к судам («На деле прав, а на бумаге виноват»). А 18 пословиц вообще сформулированы как нравственный закон, своеобразный народный наказ суду. Меня заинтересовала именно эта группа. В построении этих пословиц велика роль односоставных обобщенно-личных предложений. Они обобщают явления и в метафорической форме выражают народное представление о справедливости: «Лежачего не бьют», «С одного вола двух шкур не берут». Больше ни в какой тематической группе так активно не используются сравнительные степени прилагательных и наречий: «Чья воля старее, та и правее», «Кто поране, тот и поправей». Используются формы повелительного наклонения глаголов, хотя они и не традиционны для пословиц: «От доклада послуха не брать», «Идучи на суд, не хвались!», «Языком мели, а руками не разводи!», «Другу не дружи, а недругу не мсти (судье)». Встречаются антонимы: «Истцу первое слово, ответчику последнее». Таким образом, необходимо отметить, что в главе «Суд – правда» называются положительные качества у судьи, правда, это чаще выражается как пожелание вообще суду и судьям. Народ не столько констатирует наличие таких судей, сколько в своих мечтаниях строит идеальную картину: «Где добрые судьи поведутся, там и ябедники переведутся». Недосягаемость мечты о праведном суде звучит в пословице: «Праведный судья одёсную спасителя стоит».
Анализ пословиц, объединённых темой «Суд – лихоимство»
Отдельно выделена глава «Суд – лихоимство». В. И. Даль определяет слово «лихоимствовать» - брать взятки, вымогать подарки, приношения, пускаться в незаконные поборы. То есть все 113 пословиц рассказывают, как на самом деле правится суд. Образ судьи – взяточника, наживающегося на делах, обходящего ради выгоды закон, создаётся в 11 пословицах. Какое-то средство художественной выразительности, чаще других встречающееся в этих пословицах, выделить трудно. Даже антитеза и антонимы («Суд прямой, да судья кривой») в этой тематической подгруппе не являются основными. Встречается сравнение («Судейский карман – что поповское брюхо»), не постоянный, как обычно в фольклоре, эпитет («Подьячий любит принос горячий»), гипербола («Ах, судья, судья: четыре полы, восемь карманов!»). Инверсия в пословице «Заступить заступил, а пять рублей слупил» и просторечное слово «слупил», выделенное ею, демонстрирует отношение говорящего ко всей системе правосудия.
Ещё одной группой выделяются пословицы о неправедности ведения суда. В 19 пословицах двухчастная структура позволяет продемонстрировать причинно-следственные отношения («В суд пойдёшь – правды не найдёшь»), которые можно развернуть в какую-либо бытовую сценку: «Лошадь с волком тягалась – хвост да грива осталась». Сравнение разных явлений делает образ более ярким. Оно может быть построено как с помощью сравнительного оборота («Судья – что плотник: что захочет, то и вырубит»), так и без него. В бессоюзном предложении «Тяжба – петля; суд – виселица» каждое простое предложение в составе сложного представляет собой сравнение, хотя сравнительных союзов между подлежащим и сказуемым нет.
Почти все пословицы, объединённые мною в группу с условным названием «Влияние взяток на решение суда», представляют собой маленькую историю, информация о которой свёрнута до одного предложения: «Быть было беде, да случились деньги при бедре», «Возьми на калачи, да только делом не волочи!», «Станешь дарить – станем хвалить; не станешь дарить – станем корить». Среди этих пословиц встречаются метафоры: «Золотой молоток и железные двери отворяет», «Вставить кому серебряные глаза», «Тот прав, за кого денежки молятся».
Отдельно можно выделить несколько пословиц о разорении судящегося. Среди них нет одночастных, так как эти пословицы показывают причинно-следственные отношения, что выражается в бессоюзной структуре предложений. Постановка двоеточия в предложении «Не судись: лапоть дороже сапога станет» констатирует логичность ситуации, странной для непосвящённого человека. Тире замедляет темп произнесения пословицы («Тяжбу завёл – стал гол, как сокол») и указывает на то, что вторая часть предложения демонстрирует не столько следствие, сколько, к сожалению, закономерность того, что разорение неизбежно.
Анализ пословиц о законе
Пословиц в главе о законе мало: всего 23. Это значительно меньше, чем в только что изученных главах. И только в 5 из этих высказываний говорится о святости закона, о норме общественных отношений, которую обходит неправедный суд и неправедные судьи.
«Законы святы, да законники (или: судьи) супостаты».
«Не бойся закона, а бойся судьи (или: законника)».
«Законы – миротворцы, да законники – крючкотворцы».
«Незнанием закона никто не отговаривайся!»
«Недолго той земле стоять, где учнут уставы ломать».
Категоричность высказываний поддерживается использованием глаголов повелительного наклонения с отрицательной частицей «не бойся», «не отговаривайся» и трижды повторённым отрицанием, подкреплённым восклицательным знаком в конце предложения «Незнанием закона никто не отговаривайся!» Вневременность ситуации подтверждается инфинитивами глаголов «стоять», «ломать». Структура нераспространённого предложения, в котором есть только подлежащее и сказуемое, выраженное существительным, служит для констатации нелицеприятных фактов в пословице «Законы – миротворцы, да законники – крючкотворцы».
В остальных закон отождествляется с преступлением («Где закон, там и преступление»), он не является неизменным («Закон – дышло: куда захочешь, туда и воротишь»). В сознании народа, к сожалению, понятия «закон» и «справедливость» не совпадают, и эта горькая для людей правда звучит в словах «Хоть бы все законы пропали, только бы люди правдой жили».
3. Итоги исследования.
Проанализировав пословицы о суде и законе, собранные в 19 веке в книгу «Пословицы русского народа», следует отметить, что они уже разбиты на главы В. И. Далем. В процессе исследования выяснилось, что в главе «Суд – приказный» собраны пословицы, которые характеризуют его с разных сторон. Большая часть из них определяет процедуру суда как разорение, а приказных служащих как стяжателей, пользующихся служебным положением. Следует отметить, что народ умело пользуется всеми традиционными для фольклора средствами языка, чтобы дать меткую характеристику названным явлениям.
В главе «Суд – правда» тоже собраны неоднородные по темам пословицы. По замыслу автора они должны рассказать о возможности добиться правды в суде. В одной четвёртой всех пословиц, встретившихся в этой главе, высказывается надежда на то, что возможен праведный суд, но при этом большая часть пословиц передаёт недоверие народа к судам. В 18 пословицах звучит своеобразный нравственный закон, который, по мнению народа, должны соблюдать судьи. Это необычная для фольклорного произведения ситуация, поэтому в пословицах этой главы встречаются чаще, чем где-либо, нетрадиционные для этого жанра фольклора языковые средства: сравнительные степени прилагательных и наречий, формы повелительного наклонения глаголов, структура односоставных обобщенно-личных предложений. В своих требованиях к нравственному облику служителя закона народ выстраивает образ идеального судьи: «Праведный судья одёсную спасителя стоит».
Название главы «Суд – лихоимство» уже определяет главный мотив высказываний. Однако я выделяю несколько тематических подгрупп о несправедливости судьи и суда, влиянии взяток на решение вопроса. Двухчастная структура пословиц становится основой для построения высказываний, в результате которых в народном сознании возникают яркие узнаваемые образные картинки, бытовые зарисовки.
Большая часть пословиц из главы «Закон» говорит о беззаконии, царящем в обществе («Беззаконный клич беззаконно и внемлется»), и о мечте народа о справедливости и истинной законности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что недоверие современного общества к служителям правопорядка имеет свои корни, уходящие в глубь веков. Люди готовы жить по закону, но требуют соблюдение его для всех. Граждане справедливо требуют, чтобы понятия «закон» и «справедливость» оставались синонимами.
Комментарии