Культурное наследие и традиции сибирского села
Я живу в одной из самых старинных деревень области. Первыми жителями нашей деревеньки были переселенцы из Оренбурга и беглые люди из центральной России. Каждый из этих людей привез с собой определенные традиции, которые в будущем смешивались , преобразовывались. В нашей деревне пока еще живут бабушки возраста 70,80 и даже 90 лет. Они отличаются от современных людей. При общении с ними, мне стало интересно: а какими они были в молодости? Каким было наше село?
Немного из истории села
Деревня Пятково расположена на берегу реки Томи. История гласит: впервые по устью речки Куженка поселились беглые люди в 1624году и назвали своё поселение Киселевка. Это место ранней весной затоплялось, так как располагалось в низине.
Первый житель, переехавший на незатопляемое место, был казак Пятков. В честь него и была названа деревня.
Первой улицей была улица Российская. Она начала строиться, когда вернулись мужчины с германской войны. Вторая улица - Солдатская. Здесь жили одни солдатки, проводившие мужей на германскую.
Народная медицина
В нашей деревне было три бабушки, которые лечили людей различными заговорами, отварами трав. Этих целительниц уважали, проходя мимо их домов, боялись говорить о них или о ком-то плохие вещи. Считали, что они все слышат и могут навести порчу.
Простуду предпочитали лечить в бане. Для этого летом заготавливали пихтовые, еловые, липовые и березовые веники. А в самой бане старались не ругаться, не пить перед баней спиртного.
Гадания, народные приметы и поверья
Люди в сёлах были довольно суеверны.
Девушки хотели узнать своё будущее и в тайне собирались, чтобы погадать. Гадали в ночь на 14января (старый новый год), под рождество и в ночь на Ивана-Купалу.
На рождество девушки подкрадывались к окнам чужих домов и слушали, что там происходит. Если в доме ругались, то и год будет сложным. Если в доме смех и веселье, то и год пройдет с радостными событиями.
Еще загадывали желание и бросали на землю зерно. К зерну подзывали черную курицу. Если та склёвывала четное количество зерен, то загаданное желание должно было сбыться. А если курица съедала нечетное количество зерен, то желание не сбывалось.
Еще привязывали к нити обручальное золотое кольцо и опускали его в стакан с водой. Если кольцо плавало по воде, то любовь с загаданным человеком будет долгой. А если кольцо шло ко дну, то любви не будет. Если кольцо переметнулось к краю стакана, то вскоре появится новый избранник.
Считали, если переступить открытую булавку, то будешь страдать коликами.
В семьях, где росли три сестры, если младшая выходила замуж первой, то старшим еще семь лет не видать женихов.
Старые люди советовали молодухам не садиться в лесу или в поле на поваленное дерево, иначе потомство будет слабым и недолголетним.
Еще старые люди утверждают, что, если кто бросил полешку дров себе на ноги, у того вскоре будет неудача в делах.
А если к кому-то подбрасывали на порог старый веник, возможно, что кто-то навел на тех людей беду. Этот веник относили в лесок. Оставляли под сухим деревом и говорили заговор.
Мать не должна вытирать кровь своему ребенку подолом, иначе тот проживет тяжелую жизнь.
Вдовам запрещено было наряжать невесту на свадьбу, иначе та вскоре овдовеет.
Коров не доили в шапке, сшитой из шкуры волка или собаки. Иначе корова заболеет или будет дрожать телом.
Пока человека нет дома (он не вернулся из дальней дороги), ему ни в коем случае не мыли и не чистили обувь, чтобы не замыкать пути.
Следили, чтобы маленький ребенок не давал собаке откусывать от своего куска, иначе он будет нелюбим людьми и проживет изгоем.
Еще в деревнях говорили: <<Если на доме труба повалилась, жди гроба>>. И часто это предсказание сбывалось.
Боялись порчи, которую могли навести на поминах. Для того, чтобы не стать лёгкой добычей для врагов, опытные люди никогда не пили на поминах. Они понимали, когда человек пьёт хмельное, то от него отходит его Ангел-хранитель, так как пьяница осознано нарушает одну из заповедей Господа - не винопийствуй. Человек, оставленный Ангелом-хранителем, становится легкой добычей врага, о котором он даже не подозревает.
В Древней Руси и сейчас принято есть кутью с блинами, пить кисель, читали обереги.
Прежде чем идти на отпевание покойника скрещивали большой и указательный пальцы обеих рук и говорили:
<<Душа моя, успокойся, ничего не бойся; не меня в церкви отпевают, хоронят и поминают. Крест со мной, икона передо мной, Ангел-хранитель за спиной. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь>>.
Еще считали, что нельзя продавать подвенечное платье. Деньги, вырученные от продажи таких вещей, уходили быстро или на ненужные траты.
До семи лет не измеряли рост ребёнка. А если нужно было узнать рост, то его ставили к стене и делали метку там, где головка. После этого измеряют стену и узнают рост ребенка.
Не измеряли живот беременной, не измеряли покойника. А чтобы узнать его рост, его перекладывали на снятую дверь или на пол, застеленный простыней.
Никогда не измеряли свое жилье шагами, иначе могли накликать на себя горе. А если же такое случалось, то по дому пускали щенка и читали специальный заговор.
Очень часто, когда вселялись в новый дом, принадлежавший до них кому-то, у новых жильцов начинались беды и неприятности. Домовой прятал вещи и выживал, не полюбившихся ему новосёлов. С давних времен люди не вселялись без специального подарка к хозяину - домовому. Ему подносили специальный подарок - кусочек хлеба с маслом или медом, закидывали за печь пятачок и алую ленту в знак уважения и надежды на примирение. Лента и пятак всегда оставались за печкой. И даже когда делали ремонт или замену печи, жильцы возвращали на прежнее место свой первый подарок - закуп на домового.
Делали это так: покупают ленту, а пятачок натирают до ярого блеска. Заговаривают его и кладут за печь, в укромное место. Заговор на пятак такой:
<<Хозяин мой, батюшка домовой, подарок мой прими, добро наше береги. Сударь домовой, от всех бед нашу хату закрой. Тебя величаем. Тебя уважаем. Уважь нас, дар наш прими и с нами дружно в согласии живи. Во имя Отца и Сына и Святого духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Колядки. Предрождественские забавы
До сих пор в нашей деревеньке живет старая традиция колядовать перед Рождеством. Как только начинает темнеть собираются в местном клубе ребята. Всем выдают смешные маски, яркие юбки, широкие красочные платки и большой красный мешок под сладости.
Когда ребята идут по деревенским улицам, то далеко слышны их песни, приговорки и смех. Идя по морозу, дети в шутку толкают друг друга в бока и обкидываются снежками, чтобы согреться.
Когда все дружно заходят в дом, то обязательно дружно говорят такую колядку: <<сеем, веем, досеваем, с рождеством вас поздравляем!!!>> Когда хозяева встречают колядующих, то слушают их колядки и песенки.
Ребята по очереди говорят колядки, в которых они желают хозяевам дома счастья, здоровья, чтобы урожай был большой , и скотина водилась, чтобы в доме была полная чаша. Еще в колядках просят у хозяев немного еды, в основном сладостей, выпечку.
Также хозяева могут дать немного мелочи.
Считалось хорошей приметой, если колядующие немного насорили в хозяйском доме.
Потом ребята дружно идут в местный клуб пить чай и гадать на будущий год.
Некоторые колядки:
Как я сяду на порог - дай лепешку иль пирог. Чтобы курочки водились. Чтоб лошадки жеребились. Чтобы свинки поросились. Чтобы телочки телились. Желаем вам хозяйка, чтоб счастье было круглый год. Чтобы гостей невпроворот.
Народные праздники
На праздниках было принято гулять семьями, которые жили недалеко друг от друга. На праздник приглашали баяниста или гармониста.
На гуляниях всегда пели и танцевали.
Готовили на праздники всегда много. Обязательно была выпечка. Договаривались заранее, кто и что будет готовить.
Песни пели народные, революционные: <<Утес>>, <<Про казака>>, <<Всё васильки- васильки>>, <<Синенький платочек>>. Пели много военных песен: <<Катюша>>, <<Три танкиста>>, <<Смуглянка>>.
Особо никогда не наряжались.
Детям запрещали садиться за один стол со взрослыми. Им обычно накрывали отдельно.
Гуляли с вечера и до утра.
Когда уходили гости домой, то дорогой они пели песни.
Если у хозяев была лошадь, то её запрягали и ездили по деревне с песнями. На Новый год, масленицу и свадьбы лошадей украшали колокольчиками, бубенцами, лентами, расписными дугами.
СВАДЬБА в Сибирском селе, её традиции
Если парню приглянулась девушка, то он звал к себе сватов, запрягал лошадей и ехал к дому невесты.
Сваты в свою очередь были очень открытыми, веселыми, легко находящими общий язык с другими людьми.
Они начинали свой разговор примерно так: <<Есть у нас ларчик полный разного добра ( перечисляли богатство жениха) и нужен лишь для этого ларчика ваш драгоценный ключик, в котором столько (перечисляли хорошие качества невесты) заложено>>.
Еще рассказывали о похожести жениха и невесты, при помощи песенок и поговорок объясняли родителям, почему жених и невеста подходят друг другу, почему родители могут отдать свою дочь на выданье именно этому парня.
Если родители и невеста давали согласие на женитьбу, то сразу же обсуждали со сватами и женихом все нюансы свадьбы, приданое невесты.
Если приданое не устраивало сватов, то они начинали торговаться. Если торг не выходил, то жених мог даже отказаться от своих намерений жениться.
Если же договор о свадьбе состоялся, то в скором времени молодые ехали в церковь на венчание.
ПОКУПАЯ ОБРУЧАЛЬНЫЕ КОЛЬЦА
Не входя в дом с кольцами, нужно произнести:
На добрую жизнь, на верную семью. Аминь.
Идя на венчание, следовали нескольким правилам, с невестой или с женихом кто-нибудь из семьи здоровается.
Например, мать утром говорит сыну, называя по имени: <<Здравствуй>>. Если в доме есть еще отец, брат, то первыми с женихом здороваются они. Таким образом, желают это трижды. Если же у сына или у дочери одна мать и больше никого, то пусть она трижды за утро поздоровается, тем самым желая ему здоровья. Жених и невеста в ответ должны молчать. Затем дают съесть блин, заговоренный от порчи.
Заговор: Матерь Божья, всем матерям мать, не дай людям взять у рабы (имя) счастье и долю. Во имя Отца и Сына, яви свою волю. Ключом запри и забери. Аминь. Аминь. Аминь.
ЧЕГО НУЖНО ОПАСАТЬСЯ МОЛОДЫМ
Тот хлеб и соль, которыми встречали молодых из церкви, следует убрать, чтобы, кроме молодых и ближайших по крови (мать, отец), никто из гостей не ел. Тогда будут жить мирно.
Невеста никому не должна давать мерить свой наряд, а также и кольцо (даже кровным сестрам). Брак будет неудачным.
Венчальное полотенце в церкви не оставляют. Обычно стараются выпросить у молодых полотенце, на котором они венчались, и венчальные свечи, так как они имеют большую силу в лечении и поправке всякой беды. Когда у молодых будут дети, в случае их болезни венчальными свечами и полотенцем можно вылечить даже тяжелые случаи.
СВАДЕБНЫЕ ПРИМЕТЫ
Невеста должна уговорить жениха, чтобы в первый день, кроме одного глотка пива или кваса, он совсем ничего не пил.
Испиток, т. е. квас, отпитое одним глотком, невеста прячет и выливает на перекресток со словами: << Как женихом не допил, так и мужем, чтоб не пил. Аминь>>. Муж тогда не будет пить. Некоторые на память о свадьбе хранят засушенные свадебные цветы в альбоме или вазочке. Этого нельзя делать ни в коем случае!
Не советуют продавать фату и платье или выручать подруг, отдавая платье для их свадьбы. Деньги эти вас не спасут, а брак будет неудачным.
Многие знают, что нога невесты должна первой ступить на полотенце не для того, чтобы быть главой в семье, а для того, чтобы муж не изменял и не бил. Нужно еще остерегаться, чтобы кольцо не выскользнуло и не упало. Если же такое случилось, следует про себя сказать трижды: << Кольцо на мне, беда не ко мне. Аминь>>.
Если молодым застелена кровать, то все равно невесте следует своими руками заново взбить подушку.
Покупая невесте наряд, старались, чтобы фата и платье были куплены в среду, туфли в пятницу.
Обычно в тот же день, после церковного обряда молодые гуляли свадьбу. На праздник обычно приглашали много людей.
В основном родственников и близких друзей.
Свадьбы в основном в Сибири играли летом из-за сурового климата.
Столы со свадебным угощением выставляли прямо перед домом жениха или невесты, это завило от договоренности сторон.
На свадебном столе всегда было разнообразие блюд. Рыба и мясо в разных видах. Пироги с различными начинками, лепешки, холодные закуски, соленые огурцы, квашеная капуста
Давно сложился в селах такой обычай: в середине застолья жениха могли специально отвлечь разговором или отвести в сторону.
В это время подруги могли выкрасть невесту, которую позже искал жених.
Когда жених находил невесту, с него могли потребовать выкуп.
Порой бывало и так, что родители либо невеста отказывали жениху. Если такое случалось, то почти всегда жених принимал отказ и спокойно уходил со сватами из дома невесты, начинал искать себе другую суженную. Но иногда встречались более настойчивые претенденты, которые не переставали добиваться возлюбленной. Такие парни даже могли выкрасть полюбившуюся девушку.
5. Диалектные слова шулюканы ряженые асти страсти, страхи выскири вырванное с корнем дерево голунец обшивка на воротнике рубахи грыстица ругаться, драться голиться издеваться волок путь, дорога гомел крикун зовсем совсем, навсегда дохвала слава, почет жига жженье елмать забирать лодерёжки варежки драники оладьи из сырой картошки верхонки рабочие рукавицы колок роща урман глухая тайга пимы валенки кантарь весы бендежка чулан огородчик палисадник бутылёк маленькая бутылочка
Народные песни и частушки
Частушки
1. В поле белую березоньку качает ветерок
Качает ветерок
Я пришел к тебе, любимая
В последний вечерок.
По тебе, широка улица,
Последний раз хожу
На тебя, моя зазнобушка,
Последний раз смотрю.
2. Не ругай меня, мамаша
Не ругай так грозно
Сама была молода
Приходила поздно.
3. Разудалой мать родила
Разудалой я расту
Я милого полюбила
Я его и завлеку.
4. Погоди-ка задаваться
Не большой у тебя чин
Я ведь девочка - крестьяночка
И ты не дворянин
5. Пошла плясать
Дома нечего кусать
Сухари да корки
На ногах опорки.
6. У нас нет в деревне бани
И она не строится
Потому что наш директор
Редко в бани моется
7. Мы мальчишкам заявили
Вы нам больше не указ
Сколько лет вы нас лупили
Отделяемся от вас.
8. Буду дергать я за косу
Зинку - бюрократку
Написала три доноса
На мою рогатку.
9. Наш учитель очень строг
Не пошли мы на урок
Уж как радовался он
Что от нас освобожден.
10. Меня милый не целует
Вот такие новости
Мне его поцеловать
Не хватает совести.
11. Через речку быструю
Я мосточек выстрою
Ходи милый, ходи мой
Ходи летом и зимой.
12. Раскудрявая берёза
Ветра нет, она шумит.
Ох, подружка дорогая,
На тебя он не глядит.
13. Милый мой, дорожек много
Ты ушел, и я ушла.
Милый мой, гордиться нечем
Ты нашел, и я нашла.
14. Никому не осадить
Меня вертоголовую.
Ребята начали любить
Двенадцатигодовую.
15. Не ругай меня мать
Всё равно не лягу спать.
Притомилась от работы
Дай хоть ночку погулять.
16. Гармонист у нас хороший
Я его приворожу
На евоную гармошку
Две ромашки положу.
17. Гармонисту этому
Надо премировочку
На пальто и на костюм
Еще на поллитровочку.
18. Ты играй, играчок,
Получи пятачок.
Хорошо будешь играть
По рублю будем давать.
19. Мой милёнок металлист
Весь звенит как жести лист.
Помогите мне потом
Сдать его в металлом.
20. Пошла плясать,
Весело запела,
А соперница моя
Косо поглядела.
Народные песни села Талое (село Талое было образованно примерно в одно время с селом Пятково и находится в 9 километрах от него )
Песни записаны.
У НАШЕМ ДВОРЕ
Святочная. Исполнялась в Рождественское славление.
1. У нашем дворе тесова коровать.
Рай ураился, Христос народился
На нашем дворе.
2. Думу думали, как емя назвать.
Рай урвался, Христос народился
На нашем дворе.
3. Назвали его да Иисусом Христом.
Рай ураился, Христос народился
На нашем дворе.
4. Ой, с Иисусом Христом, святым Рождеством.
Рай ураился, Христос народился
На нашем дворе.
ОЙ, ТЫ, САД, ТЫ, МОЙ САД
Лирическая песня
1. Ой, ты, сад, ты, мой садыка зелененький.
Не вовремя цветешь, да расцветаешься.
2. Не вовремя цветешь, да расцветаешься.
Ты куда, милай мой, да собираешься?
3. Ой, куда, ой, милай мой, собираешься?
Ой, чи в ход, чи в поход, да чи в дороженьку?
4. Ой, чи в ход, чи в поход, да чи в дороженьку?
Поночуй-ка, милай мой, да со мной ноченьку.
5. Поночуй-ка, милай мой, да со мной ноченьку.
А хоть ночку, а хоть две, да хоть неделечку.
6. А хоть ночку, а хоть две, да хоть неделечку.
Постелю я тебе, да бел-постелечку.
7. Постелю я тебе, да бел-постелечку.
А сама я лягу спать да на подушечку.
8. А сама я лягу спать да на подушечку.
А тебя я положу на праву рученьку.
ГОРОЧКА МОЯ КРУТАЯ
Лирическая песня
1. Горочка моя крутая, да,
Долючка моя худая.
2. Долючка моя худая, да,
Никто горючку то не смыял.
3. Никто горючку не смыял, да,
Никто долечку не сменял.
4. Мыла горючку водица, да,
С меня долечку сестрица.
5. Годьям горючку не смывать, да,
Сестре долечку не сменять.
ПОСАЖУ Я РОЗУ
Лирическая песня
1. Посажу я розу край окна.
Посажу я розу край окна.
Ох, мала я мужа,
Ох, мала я мужа,
Ох, мала я мужа-пивака.
2. А ничего не робит - только пьет.
Ничего не робит - только пьет.
Он придет до дому,
Он до дому придет.
Придя он до дому - женыку бьет.
3. Не бей меня, мужа, не карай.
Не бей меня, мужа, не карай.
Я тебе спокину,
Малую детину,
А сама поеду за Дунай.
4. Как садилась жинка в лодыку, да,
Как садилась жинка в лодыку.
Правою рученькой,
Белой куфтенькой,
Белой куфтенькой махала.
5. Ой, да прощай, милай, прощай, мой.
Ой, да прощай, милай, прощай, мой.
Я тебе спокину,
Малую детину,
А сама поеду за Дунай.
ОЙ, Я К СВОЙМУ РОДУ
Лирическая
1. Ой, я к свойму роду
Приду через воду.
Хоть яж намочуся,
У мамочки всушуся.
2. Хоть я намочуся,
У мамочки всушуся.
А мамка не вгадала,
Да со двора согнала.
3. Мамка не вгадала,
Да со двора согнала.
А соседи вгадали же,
Мамочке сказали.
4. Соседи вгадали,
Мамочке сказали.
А соседочки ж мои,
Верните ж вы ее.
5. Верните ж вы ее,
Верните ж вы ко мыне.
А я до свойго роду,
Приду через воду.
Комментарии