Костюм
Народные одеяния
Народный костюм символизирует грандиозный путь древней культурной традиции, созданной и выстраданной чувашским народом. Он отражает художественно-эстетические вкусы чувашского этноса, его философские и нравственные представления, самобытное понимание мироздания и взаимосвязь человека с окружающей природой. Удивительно стойкая приверженность чувашей богатым традициям, опыту и добрым заветам предков позволила им сохранить сознание своей культурной самобытности и самоценности. Не только в прошлом, но и сегодня народный костюм продолжает играть роль самого выразительного национального маркера, символа. Чувашская национальная культура остается актуальной и для будущего, как сама по себе, так и в качестве питающей среды, являющейся неотъемлемой частью патриотического воспитания.
Новизна моего исследования заключается в создании максимально полного образа костюмов средненизовых чувашей от старины до современности.
Цель настоящей работы заключается в том, чтобы показать костюм средненизовых чувашей как выразительного художественного ансамбля и значительного исторического памятника; пропагандировать наследия чувашской традиционной культуры в молодежной аудитории, современном обществе.
Исторической зоной проживания этнографической группы средненизовых чувашей(анат енчи) являются северо-восточная и центральная части современной Чувашии. Это небольшая территория, ограниченная городами Чебоксары, Козловка райцентрами Вурнары и Янтиково. Мы относимся к этнографической группе - средненизовые ( анат енчи). Костюм у чуваш этой этнографической группы вообще белый. В древности здесь обитали болгаро-чувашские племена, поэтому в культуре анат енчи явственно проявляются болгарские элементы. На фоне белого холста мерцают и переливаются украшения из бус и серебряных монет, голубого, белого и золотистого бисера. В «рамках» из красных лент светятся узоры из красного шёлка. Весь ансамбль костюма как и каждая часть, отличается спокойствием и сдержанной красотой. Он сливается с человеком, идеально соответствуя его душевному складу, характеру, занятиям и жизненному пространству. Средненизовые чуваши почти не контактировали с иными народностями, поэтому их костюм развивался почти без «посторонних» влияний. Основной одеждой была рубаха кĕпе из тонкого белого холста, орнаментированная вышивкой и нашивками. Она имела прямой и длинный силуэт с небольшим расширением книзу, а также узкие рукава. По мнению исследователей, «у чуваш анат енчи сохранилась наиболее древняя форма туникообразной рубахи». Основным приёмом орнаментирования являлось сочетание вышитого узора и красных нашивок. Грудная часть изготавливалась отдельно, украшалась сложными узорами и затем подшивалась к длинной полосе холста - главному полотнищу будущей рубахи. Она орнаментировалась тремя способами: составленными из лент крупными геометрическими узорами; простыми фигурами в виде ромбов из лент; вышитыми розетками кĕске ( по одной или две розетки по сторонам груди).
Итак, развитие народного костюма было бы невозможным без потребности в нем. Можно утверждать, что в наше время чувашский народный костюм продолжает реальное, а не только «музейное» существование. Знакомство с ним помогает постичь законы прекрасного и понять историю нации. Он является органичной частью праздничной культуры современного общества. Таким образом, у средненизовых чувашек существовало большое разнообразие костюмов. Работая над этой темой, я расширила свои познания в области Чувашской национальной культуры. Я считаю, что сделанные мною выводы в дальнейшем можно использовать для создания демонстрационного материала, который в форме альбома с иллюстрациями и фотографиями. Их можно использовать на уроках чувашского языка, культуры родного края, лекциях по культурологи и т. д. По изученной теме был проведен классный час с применением информационно – компьютерной технологии для учащихся 5-7 классов, где учащиеся были ознакомлены с костюмами средненизовых чувашек. Проведенная работа способствует тому, что в детях среднего возраста углубляются и формируются патриотизм, высокая духовность, этническое самосознание.
Комментарии