Художественная обработка бересты
Орнаменты
Все более значимой становится задача сохранения традиций декоративно – прикладного искусства как неотьемлемой части материальной и духовной культуры народов Севера. Это связано с чувством гордости за свой народ, который вносит в сокровищницу единой многонациональной мировой культуры.
Корни декоративно – прикладного искусства уходят глубоко в историю. Из поколения в поколения передается это искусство и занимает значительное место в жизни Якутского народа. Об этом свидетельствуют устные легенды, «олонхо», древние сказания. Мастера – виртуозы: кузнецы, ювелиры, гончары, изготовители берестяной и деревянной посуды, швеи – пользовались в народе большим уважением, о них слагали легенды, пели песни – тойуки, их именем называли ту или иную местность.
Народное искусство якутов отображает самобытность, художественный вкус народа – его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов, свежесть чувств, воспевает лучшее в народном характере. Люди веками стремились в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты.
Основу декоративно – прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.
Якутские орнаменты
Народ – это все равно, что золотоискатель, он выбирает, сохраняет и несет, шлифуя на протяжении многих десятилетий, только самое ценное, самое гениальное.
Орнамент – неразрывная составная прикладного искусства любого народа. Он ярко свидетельствует об уровне материальной и духовной культуры народа, в нем сосредоточены глубина мысли, творческая фантазия, художественное мастерство народа.
Якуты испокон веков украшали орнаментами свои строения, сэргэ, атрибуты ысыаха, домашнюю утварь, свою одежду, посуду. Для каждого предмета использовались орнаменты различного содержания, основанные в духе эстетических требований народа, его философских взглядов.
Языком орнамента создавались художественные образцы, понятные широкой массе населения.
Таким образом, орнаменты художественно – изобразительными средствами раскрывают действительную жизнь народа.
Изобразительные средства якутов очень разнообразны. Их мотивы зависят от того, для каких изделий они предназначены и отсюда их виды. Например, для одежды используются растительные узоры, для бытовых изделий, деревянной посуды употребляются углубленно вырезанные прямые геометрические конфигурации. Исключение составляет женская утварь, например, вещи для хранения предметов шитья. Используются сложные орнаменты: растительные узоры (ветки, листья), солнце, изображение сердца и т. д. В гравировке на металле, на изделиях из бересты используются в основном растительные узоры.
Заготовка и обработка бересты
И нет прекрасней и тоньше,
Чем тот березовый простор,
Где пахнет хлебом, пахнет рощей
Наш дом на берегу озер.
А береста, белея всюду,
Пейзаж российский бережет,
Напоминая про былое,
Где у истоков счастье ждет,
Она нас лечит и врачует.
Спасая душу от невзгод,
И красоту свою дарует,
И чистоту свою блюдет.
Н. Е. Белякова.
Береста по своим качествам бывает разной. Качество зависит от возраста дерева; от местности, где растет береза; от здоровья березы. На молодых березах совсем не бывает бересты (3-4) года.
На березах 15-25 лет береста тонкая, мягкая и чистая. На очень старых березах береста бывает с наростами, трещинами и темными черточками. Лучшая береста на средних березах, толщиной 75-100 см в обхвате. С берез, растущих на слишком сырых, болотистых местах береста непрочная, с шероховатостями, с множеством крупных мелких черточек. А на открытых местах малорастяжима, непрочна. Хороший материал дают совершенно здоровые березы и при этом береста должна быть снята на некоторой высоте от земли.
Снятие бересты пластом – самый простой и доступный способ заготовки материала. Для этого надо сделать надрез вдоль ствола и поперек сверху и снизу, затем аккуратно снять бересту вокруг надреза. Для работы с берестой готовят тупой и острый ножи. Бересту нужно разделить на несколько слоев; сначала отделяют верхний шероховатый белый слой. Все утолщения и наплывы, а так же места, где были сучки, вырезают ножом или ножницами.
Для хранения материал складывают в пачки под прессом в прохладном затемненном помещении или в кладовке при комнатной температуре.
Все изменения в цвете сопровождаются потерей прочности, гибкости и растяжимости.
Художественная обработка бересты
Изделия из бересты: плетение, прорезная резьба, роспись, тиснение и выскабливание (гравировка) по бересте, изготовление туесов, аппликация и изготовление женских украшений.
Мы на кружке «Береста» занимаемся прорезной резьбой по бересте, а так же гравировкой по бересте. Изготавливаем туески, сувениры (игольницы, брелки, салфетницы), картины и якутские национальные женские украшения (илин кэбисэр, бастына) с использованием якутских орнаментов, которые женщины одевают во время национального праздника Ысыах. (См. фото).
Для прорезной бересты используют листовой или пластовый материал. Чтобы получить бересту нужной толщины, ее расслаиваем, для изготовления женских украшений нужен пласт средней толщины. Если пласт толстый, то орнамент прорезывается трудно, а при тонком пласте изделие будет тонкой, не долговечной.
Перед началом работы рисуем орнамент на бумагу, учитывая значение орнамента, можно добавить любой орнамент, не нарушая канона. Следующий этап – перевод орнамента на материал твердым карандашом или шилом. Орнамент должен получиться четким.
Для приобретения навыков резьбы по бересте можно на обрезках, непригодных для изготовления изделий, шилом провести несколько параллельных линий на небольшом расстоянии друг от друга. В этих полосках режем простые геометрические элементы как ромбики, треугольники, овалы, круги. Затем переходим выполнению несложных растительных орнаментов. Изготовление несложных картин, сувениров помогают приобретению навыков по резьбе. После изготовления сувениров переходим к изготовлению якутских женских украшений. Как правило, орнаменты первого набора украшений выбираем более простые в исполнении. Следующий набор украшений делаем с более сложными орнаментами. Изготовление женских украшений, т. е. изготовление больших по обьему изделий, дает стимул в работе, повышает самооценку, самоудовлетворение.
Техника безопасности и противопожарная профилактика при работе
Береста - быстровоспламеняющийся материал, поэтому пользоваться открытым огнем вблизи мест ее хранения запрещается.
На занятиях постоянно пользуемся ножом, ножницами, шилом, иглами, резаком, поэтому должны хорошо знать и постоянно соблюдать правила безопасности труда и пожарной безопасности. При работе с синтетическим клеем необходимо соблюдать особую осторожность: хранить его и пользоваться вдали от источников открытого огня, в хорошо проветриваемом помещении. Рабочее место необходимо содержать в чистоте. После окончания работы, обрезки бересты выносят в специально отведенное место. Инструменты лучше складывать в специальный ящик. Беспорядок на рабочем столе, разбросанные инструменты могут стать причиной травмы.
При работе ножницами, иголками, резаком, шилом, ножом должны знать следующие правила: ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем положении должны быть сомкнуты. Необходимо следить за тем, не падали ножницы, резак, шило на пол, так как при падении они могут кого-нибудь поранить. Следует передавать друг другу ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
Шить надо с наперстком во избежание прокола пальца. При шитье не пользоваться ржавой иголкой, так как она плохо прокалывает, легко может сломаться и поранить палец. Во время работы нельзя вкалывать иголки в одежду или в случайные предметы, брать в рот, оставлять на столе. Их надо вкалывать в специальную подушечку, хранить в игольнице. При заточке ножей необходимо соблюдать особую осторожность.
Комментарии