Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Хозяйственная жизнь Нижне-Воскресенского монастыря

Хозяйственная жизнь Нижне-Воскресенского монастыря в 1897 – 1899 гг. (по данным приходно-расходных документов)

Данная статья посвящена хозяйственной жизни Нижне-Воскресенского мужского монастыря за период с 1897 по 1899 гг. Небольшой хронологический отрезок объясняется обилием отчётности по указанному монастырю и невозможностью объять необъятное. В предыдущие годы предпринималась попытка обработки архивных источников ещё по двум иргизским монастырям. Данное исследование является логическим продолжением выбранной нами тематики. Работая с учениками в местном архиве, открыли целый пласт сохранившихся неопубликованных и неисследованных приходно-расходных документов по монастырям. В целом работа может квалифицироваться как исследование в области религиозного краеведения. Навыки архивной работы, умение анализировать и синтезировать материал соединялись с духовной составляющей, без которой все усилия наши не имели бы смысла.

На пути следования рейсового междугороднего автобуса Саратов – Пугачёв в 2005 году появился дорожный указатель «Нижне - Воскресенский мужской монастырь». Что стоит за этой короткой надписью? Какие тайны скрывает обитель, о которой немало написано местными краеведами и не только ими? Просмотрев очерки и статьи и окунувшись в бескрайнее море интернет - ресурса, нам пришла идея изучения и описания хозяйственной жизни вышеназванного монастыря за три последние года XIX вв. Материала по данному периоду в местном архиве оказалось так много, что поневоле пришлось ограничиться столь строгими временными рамками. Монастырь переживал пик своего расцвета не единожды, и конец XIX века не стал исключением. Жить обители полноценной жизнью оставалось только 18 лет.

Монастырь был основан в 1762 году иноком Авраамием с двенадцатью чернецами. Они поселились в землянках, вырытых в лесной глуши в Медвежьем гае. В 1786 году началось строительство деревянного храма во имя Воскресения Христова и скит получил название Нижне-Воскресенского монастыря. Обитель была расположена в прекраснейшем месте реки Большой Иргиз , на острове длиной в пять вёрст и шириной в одну версту, омываемом водами обильного рыбой Монастырского озера. Во время разлива Иргиза и Монастырского озера вся окружающая местность покрывалась водой, и только монастырь оставался на верху холма символом Церкви, которую не в силах потопить бушующее житейское море.

27 июля 1829 года Нижне - Воскресенский монастырь приведён к единоверию. В конце XIX века обители оставалось 44 человека, однако хозяйственная жизнь её была очень насыщенной. Большевики закрыли монастырь в 1918 году, лишили его всего имущества. Храм во имя Воскресения Христова был стёрт с лица земли в начале 30-х гг. XX века. На территории монастыря размещались в разное время социальные учреждения: санаторий, детский дом и с 1956 по 2003 гг. психиатрическая больница.

Спустя год с небольшим после закрытия психиатрической больницы монастырь решили отдать православной церкви и восстановить. Его настоятелем, по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II , стал иеромонах Максимилиан, бывший насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Цель данной работы – попытка анализа хозяйственной жизни Нижне-Воскресенского мужского единоверческого монастыря за период с 1897 по 1899 гг.

Актуальность данного исследования бесспорна: кто, если не я, приоткроет завесу тайны ещё над одним вопросом в области религиозного краеведения, ведь залежи неопубликованных источников по монастырю находятся именно в моём городе!

Глава I

Нижне-Воскресенский мужской монастырь (по данным Ведомости о Нижне-Воскресенском Единоверческом мужском третьеклассном общежительном монастыре Самарской Епархии Николаевского уезда за 1897 г. )

Исторические начальные сведения о монастыре сообщают, что основан скит в 1762 году раскольническим монахом Араамием с двенадцатью пришельцами, а в 1829 году по прошению бывшего старообрядческого настоятеля, монаха Никанора с братией и по докладу Святейшего синода в 27 день месяца июля означенного года, утверждён как общежительный 3-е классный монастырь с именованием Воскресенский (вместо старообрядческий) Единоверческий монастырь. Расстояние от губернского города Самары – 200 вёрст (213 км 400 м), от уездного города Николаевска – 55 вёрст (58 км 68м). Ближайшая приходская церковь в селе Сухой Острог (Церковь во имя Косьмы и Доминиана).

Ведомость даёт интереснейший перечень расположенных внутри и за пределами монастыря жилых и служебных построек. В Нижне-Воскресенском монастыре на 1897 г. имелось 2 храма: один деревянный однопрестольный холодный без фундамента и один такой же, но на каменном фундаменте. Колокольня построена раскольническими монахами на средства благотворителей в 1781 году и переосвящена в 1829 году после принятия единоверия. Другой каменный однопрестольный храм построен в 1823 году на средства монастыря и освящён в 1864 году.

Далее указывается на то, что монастырских древностей и достопримечательностей в обители не имеется, часовня отсутствует, а монастырское кладбище находится внутри монастыря. Здесь погребается умершая братия монастыря. В обители имеются библиотека, которая состоит из 50 названий старопечатных книг и архив, включающий монастырские дела с 1830 года. Церковная опись имеется, но летопись не ведётся. Все документы хранятся в целостности и сдаются туда по описи. Размещается архив в каменном здании по соображениям пожарной безопасности.

Описание строений внутри обители представляет очень большой интерес. Кроме вышеназванных (храмы, колокольня, библиотека, архив) указывается на наличие настоятельского каменного одноэтажного дома, который был построен старообрядческими монахами в 1800 году. Далее ведомость указывает на наличие каменного двухэтажного дома для братии, который был начат в 1813 году и окончен в 1866 году, в 1896 году указанный корпус ремонтировали.

На территории обители имеются также корпуса № 3 и № 4, деревянные, крытые тёсом, которые соединены между собой. Первый корпус построен в 1830 году, второй – в 1831 году. В 1890 году покрыты новым тёсом, отремонтированы и оштукатурены стены и потолки , оконные рамы заменены и покрашены. В вышеозначенных корпусах помещалась братская трапезная, а сбоку одного из корпусов было пристроено новое здание из кирпича – поварня.

Корпус № 5 деревянный одноэтажный, крытый тёсом, построен в 1830 году, в 1897 году перенесён к северной монастырской стене и отремонтирован: обветшалые брёвна и доски заменены новыми, крыша сделана односкатная. Корпус № 6 сгорел в 1894 году и на этом месте восточнее начато строительство нового каменного корпуса, два конца которого каменные. Отмечается, что постройка почти закончена, остаётся сложить печи, оштукатурить внутри и покрасить крышу.

Вместо уничтоженных пожаром 1897 года двух старых погребов и погребиц. В углу строящегося корпуса № 5 вырыт погреб, выложенный камнем и поделённый на две половины, сообщающихся между собой дверью. На одном погребе устроена каменная погребица 5 на 5 сажень (10 м 65 см на 10 м 65 см). Кроме того, у корпуса № 1 находится погреб, выложенный «диким» камнем в 1881 году с деревянной погребицей 2 на 6 сажень (4 м 26 см на 12 м 78 см), крытой новым тёсом в 1890 году.

Конный двор построен с разрешения самарской Духовной консистории в 1894 году из кирпича вместо сгоревшего в 1892 году деревянного. Две конюшни и сарай на 2 ½ сажень и 12 сажень (5 м 32 см и 25м 56 см), которые прилегают к западной стороне обители.

Монастырь обнесён каменной оградой в 6 ½ аршин вышины (4 м 62 см). Ограда имела 4 башни с крестами по углам вышиной в 10 сажень (21 м 30 см). В ограде имеются трое ворот: с юга, запада и севера. Святые Ворота живописно расписаны с наружной и внутренней стороны. В 1894 году живопись обновлена. Около Святых ворот внутри монастыря имеется 2 кельи для помощника привратника и кучера размером 2 на 2 сажени (4 м 26 см на 4 м 26 см), деревянные, крытые тёсом.

Для братии внутри монастыря имеется деревянная баня на 2 1/3 сажени (4 м 89 см на 4 м 89 см) , круглая , крытая тёсом, перестроенная в 1880 году. В настоящее время (т. е. на 1897 г. ) имеет обветшалый вид. Внутри монастыря выстраивается в углу у стены амбар, построенный в 1891 году с разрешения Епархиального начальства. Далее указано, что домов для монастырского притча и гостиницы не имеется.

Ведомость показывает , что при монастыре богадельни и больницы не имелось. В 1897 году было введено обучение единоверческому крюковому пению и чтению в монастыре. Обучает грамоте и пению крестьянин села Криволучье Харлампий Шашилов – бывший раскольничий уставщик, которому от монастыря платили жалованье в размере 180 рублей в год и отпускали пищевые продукты. Грамоте обучаются четыре мальчика, пению мальчики-послушники, «способные обучаться пению», а также три иеродиакона. Кроме того, на средства монастыря с 1894 года содержалась ещё и церковно-приходская школа в Криволучье, которая размещалась в здании, пожертвованном крестьянином села Криволучье Исиодором Дружининым, принявшим иноческий постриг (иеродиакон Иннокентий).

При школе имеются два учителя: местный священник отец Сергий Пряхин и и. д. псаломщика с. Криволучье Василий Поляков (бывший раскольничий начетник). Каждый из них получает от монастыря годичное жалование в 100 рублей. Всего в школе обучаются 39 мальчиков и 19 девочек, в том числе дети раскольников: восемь мальчиков и четыре девочки. Предметы преподаются и изучаются по программам церковно-приходских школ. Кроме того, учащиеся обучаются церковному чтению и пению: в воскресные и праздничные дни они участвуют в чтении и пении при церковных службах и торжествах. Отопление и освещение школы, а также приобретение учебников и учебных пособий происходит на средства сельского общества и монастыря пополам. Кроме того, в самом монастыре по вечерам, в свободное время, ведутся чтения книг миссионерских и духовно-нравственного содержания.

Отдельная статья отчёта в монастырской ведомости – вопрос о монастырских угодьях. Пахотной и сенокосной земли , земель с болотами, удобной и неудобной на 1897 год - 2390 десятин 288 сажен (27421,15 кв. м). Земля и луга частично сдаются в аренду на одно лето, а частью остаются для монастырского хозяйства. Имеются планы монастыря с угодьями. Рыбная ловля в монастырском озере и реке Большой Иргиз сдаётся в аренду: часть рыбы идёт на продовольствие братии, лишняя же - продаётся, и деньги, вырученные от той продажи, идут в пользу монастыря.

При монастыре имеется хутор, находящийся от обители на расстоянии 350 сажень (745 м 50 см) на другом берегу реки Большой Иргиз. На хуторе имеются 2 деревянных дома, один 4 на 4 сажени (8 м 52 см на 8 м 52 см) - строения для приказчика - и другой на 2 ½ сажени (4 м 36 см на 4 м 36 см) из воздушного кирпича – для рабочих. Здесь же имеются постройки из воздушного кирпича: конюшня 9 на 3 ½ сажени (19 м 17 см на 6м 50 см) и каретная 4 на 3 ½ сажени (8 м 12 см на 6 м 50 см). Оба сооружения построены в 1826 году с разрешения Епархиального начальства, покрытые тёсом и окрашеные смолой. Эти постройки окружает забор высотой в 1 сажень (2 м 13 см) из досок и монастырского леса. Из вышеуказанного леса во дворе сделана изгородь и сараи, крытые соломой, а также за двором хутора имеются 2 амбара для монастырского хлеба, крытые тёсом 4 на 4 сажени (8 м 52 см на 7 м 52 см).

В 1897 году на монастырском озере разрушилась плотина и сделана новая, с воротами для выхода воды в весеннее время в озере и поддержания её там. В 1897 году начато строительство кирпичного завод. Для этого на монастырской земле сделан сарай, крытый соломой, шириной в основании

2 ½ сажени (4 м 36 см) высотой 1 ½ сажени (2 м 23 см ) и длиной 160 сажень (340 м 80 см). При сарае имеется пристройка 3 на 3 сажени (6 м 39 см на 6 м 39 см). Таковы основные структурные части жилых и хозяйственных построек, необходимые братии для того, чтобы жить в труде и молитве.

Заключительные пункты отчёта в монастырской ведомости - 1) неприкосновенный монастырский капитал, доходы (проценты) с которого идут в пользу монастыря: 7 билетов вечного вклада, имеющих Государственного непрерывного дохода: 1-й - № 119336 на сумму 34135 руб. ; 2-й - № 119337 на сумму 3443 руб. ; 3-й - № 119338 на сумму 400 рублей; 4-й – № 119339 на сумму 534 руб. ; 5-й - № 21245 на сумму 400 руб. ; 6-й - № 21246 на сумму 340 руб. и 7 –й билет II Казначейского общественного банка за № 33 на сумму 300 руб. Итого: общая сумма неприкосновенного монастырского капитала на 1897 г. составляла 39552 руб. !

2) В пункте движение монастырских сумм указывается, что помимо билетов вечного вклада монастырский капитал заключается также в: а) билетах срочного вклада на сумму 35 тыс. 100 руб. ; 2 билетов Николаевского городского банка за № 1780 на сумму 3 600 руб. и за № 1804 на сумму 1400 руб. ; билеты Государственной ренты за № 3733 на 100 руб. ; билеты Вольного городского банка за № 5445 на сумму 5 тыс. руб. , за № 6264 на сумму 500 руб. , за № 643 на сумму 10 тыс. руб. ; сберкасса Николаевского уездного казначейства за № 172 - 5тыс. 404 руб. 45 коп.

Таким образом, на 1 января 1897 года наличными доход монастыря составил 478 ру. 33 коп. В совокупности с неприкосновенным капиталом монастыря общая сумма составила 52015 руб. 08 коп. ! Интересна судьба этого неприкосновенного капитала после 1918 года.

Обитель не избежала пожаров, которые происходили в 1892 г. (конный двор), 1894 г. (корпус № 6) и 1897 г. (2 погребицы и 2 погреба). При этом в 1897 г. отстраиваются вместо сгоревших новые строения. И строительство это идёт одновременно, что говорит о наличии финансовых возможностей у монастыря. В этом же году отстраивается новая плотина вместо разрушенной и начато строительство кирпичного завода. Последнее обстоятельство доказывает большую потребность в строительном материале, который возможно в перспективе заменил бы все деревянные постройки на территории обители.

Итак, рассмотрев внутреннее устройство монастыря и финансовое положение его, осмелимся предположить, что Нижне-Воскресенский монастырь – это экономически состоятельная организация, которая много строит, ремонтирует, обеспечивает приходную часть бюджета обители, а главное - неприкосновенный монастырский капитал остаётся нетронутым на протяжении изучаемого нами периода времени. Далее рассмотрим и проанализируем данные приходно-расходных книг за 1897 – 1899 гг.

Глава II.

Хозяйственная жизнь Нижне-Воскресенского монастыря в 1897 – 1899гг. (по данным приходно-расходных документов)

Активная хозяйственная жизнь монастыря выплёскивается на нас с первых страниц финансовых отчётов. Чего здесь только не увидишь! Как много источников дохода. Остановимся на них подробнее. Самый большой доход за 1897 г. обитель получила в августе – 12921 руб. 31 коп. , а больше всего средств израсходовала в сентябре – 13779 руб. 31 коп. Сбор и реализация урожая в августе позволили пополнить монастырскую казну очень значительно. В сентябре же последовала закупка зимней одежды, обуви и овощей для заготовок на зиму. В 1898 г. самый большой приход отмечен в октябре – 5356 руб. 72 коп. , а расход в декабре – 5068 руб. 62 коп.. В конце года обитель закупила: 180 пудов (2 тонны 948 кг 400 г) картофеля по цене 25 коп. за пуд (итого: 45 рублей) и выписала по почте на 1899 г. «Церковный вестник» и «Христианское Чтение» (9 руб. ), «Миссионерский обозреватель» (6 руб. ), «Русский паломник» (6 руб. ), « Слово» (3 руб. ). В этом же месяце окрашены полы в 2-х церквях, покрыты бронзой иконостас и оклады к иконам (436 руб. 90 коп. ). В декабре месяце 1898 г. уплачено и за вырытый «дикий» камень в Столыпинском имении в размере 20 куб. сажень. В 1899 г. в январе отмечен самый большой доход и расход – 15711 руб. 52 коп. и 15713 ру. 35 коп.. При этом количество братии, проживающей в монастыре, не сильно различается: 37 человек (1897 г. ), 40 человек (1898 г. ) и 44 человека (1899 г. . В целом доходно-расходная часть за 1897 – 1899 гг. выглядит следующим образом:

приход расход

1897 27029=15 27470=34

1898 18117=92 17357=03

1899 27804=31 28108=10

Итого 72951=38 72935=47

Доходная часть монастырского бюджета за 1897 – 1899 гг. : а) от аренды земель пастбищных, сенокосных земель жителям близлежащих сёл; б) от перевоза через монастырский мост; в) доброхотные подаяния (включая наследство по смерти от игумена Вассиана в размере 30 тыс. руб. ); г) свечной и кружечный; д) от продажи обручей, мельничных камней, дубовых дров, хвороста, мельничного вала, сох, коровьего масла.

Расходная часть включала очень широкий спектр:

1) покупка продовольственных товаров: мука , горох, яблоки, картофель, подсолнечник, солод, масло постное, осетрина, клюква, грибы, лимоны, капуста, морковь, лук, соль, укроп, огурцы, лёд для погребов;

2) непродовольственных товаров: а) стройматериалы - стёкла, лопаты, алебастра, известь, доски, мел, поперечные пилы, смола, дёготь, толстый холст, двери, рамы оконные, топорища, тёс ; б) товары для бытовых нужд – ковры , горшки, крынки, сани, фаянсовая посуда, столовая посуда, лампы, фитили и стёкла к ним, чугунки, мочала, чайные чашки и чайники, валенки, варежки, тёплые сапоги, нитки, щётки половые, конопляная пряжа, железные вёдра, щётки и скребки, карболовая кислота, водовозные бочки, пряжа, вожжи и клещи для хомутов, мыльный порошок, бумага, конная сбруя, телячья кожа, тарантас, сети рыболовные, рыболовные рукава, материал для одежды, лари; в) услуги – починка часов , иконописные работы, размол зерна, починка замков, почтовые издержки, прополка, пилка и рубка дров, шорные и кузнечные работы, переплётные и сапожные услуги, плетение плетня, услуги портного, плотницкая работа, кладка и облицовка, побелка и штукатурка, обжиг кирпича и бондарные услуги, землекопная и столярная работы, покраска и починка насосов, колёс и тарантаса, вывоз извести из ямы, разлом и очистка кирпича, уборка мусора ; г) дорожные расходы: поездки в города Самару, Николаевск, Петербург, Спасо-Преображенский мужской монастырь, Саратов; д) жалование: священнику, псаломщикам, учителям монастырской и церковно-приходской школ в с. Криволучье, хуторским рабочим и монастырским служащим; е) пожертвования: Православному миссионерскому обществу, Святым местам в Палестине и Иерусалиме; Православному паломническому обществу; в пользу слепых, на богадельню имени Александра III в г. Самаре в пользу бедных; организации Красного Креста, братству Святого Алексея; архимандриту Тихону на устройство часовни над истоком реки Волги; ж) взаимообразно в долг Спасо-Преображенскому мужскому монастырю в размере 2 тыс. руб. ; з) коров, быков, лошадей, овёс, ячмень, просо, отруби, арбузные семечки, лук-сеянец , семена; и) покупка билетов государственной ренты.

Любопытно и то, где закупаются продовольственные и непродовольственные товары и услуги монастырём. География их очень обширна. Например, у мещанина Ивана Угодникова из Хвалынска покупали просо; муку - у торговца Гавриила Мельникова из села Балаково; горох у крестьянина с. Клевенка Ивана Игнатьева; материал для одежды у торговца Спиридона Степанова и иконописные работы (4 иконы у Святых Ворот) у Аркадия Севостьянова в селе Криволучье; подрясники заказывали у портных Владимирской губернии Шуйского уезда в селе Богородском и в селе Криволучье. Работников на кузнечные работы нанимали в Вольском уезде. Встречаем в перечне также Симбирскую губернию и Сызранский уезд , город Самара, села Журавлиха, Сарма , Сухой Отрог, Дергачи и Ивантеевка, деревню Берёзово. Всё же самые часто повторяющиеся места купли-продажи товаров и услуг – это с. Криволучье, г. Николаевск и село Балаково.

На 1899 г. монастырь имел двенадцать зданий, которые отапливались сорок одной голландской и пятью русскими печками. На территории хутора имелось шесть зданий, которые отапливались четырьмя голландскими и десятью русскими печками.

Количество домашних животных впечатляет: 23 рабочих лошади, 17 дойных коров, рабочих быков – 21. Крепкое, хорошо отлаженное хозяйство– образец для окрестных старообрядческих сёл. Сколько труда, сил духовных и любви вложено в обитель.

В завершении работы, посвящённой хозяйственной жизни Нижне-Воскресенского монастыря за период с 1897 по 1899 гг. , хочется отметить, с каким увлечением и удовольствием путешествовал я по бесконечным отчётам, ведомостям и приходно-расходным монастырским книгам! Колорит эпохи, её неповторимый шарм, специфика монастырского хозяйствования – всё это делало работу увлекательной и, надеюсь, полезной не только для меня, но и для тех, кто придёт после совершать свои маленькие открытия в области религиозного краеведения.

Нижне-Воскресенский монастырь на реке Большой Иргиз стоял особняком и не включал, как другие монастыри, женский и мужской, отличался более строгими порядками и переживал периоды хозяйственного подъёма и спада. Мельницы и кузни, больницы и гостиницы, подворье в Вольском уезде, упоминаемые в более ранних источниках, отсутствуют в ведомостях и приходно-расходных документах за период с 1897 по 1899 гг. Возможно, что их содержание обходилось обители очень дорого и пришлось отказаться от лишних расходов. Нельзя исключать и пожары, которые часто уничтожали постройки внутри обители и на территории хутора.

И всё-таки существующий перечень строений и масштаб хозяйствования впечатляет: многолетними стараниями братии и старообрядцами из близлежащих сёл Нижне-Воскресенский монастырь был превращён к концу XIX в. в крепкий самодостаточный комплекс. Возрождение обители в XXI веке символично: историческая память о Воскресенском монастыре живёт в каждом из нас даже и по прошествии многих лет. Пока мы помним – мы живём.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)