Духовное наследие Урала
В каждой стране, в каждом регионе есть места, знаменитые своей историей, архитектурой, памятниками природы и истории. Такие замечательные места есть и на Урале. Я приглашаю вас в путешествие по замечательному Верхотурскому краю, славном не только живописной красотой заповедного уральского уголка, но и органично вписанными в нее творениями рук уральских мастеров – памятниками исторического и культурного наследия России, восстановление которых, наряду с общим возрождением духовной культуры страны, началось на рубеже XX века. Верхотурский край называют «Землей Святого и Праведного Симеона Верхотурского».
Если вы первый раз приехали на Урал, то начать знакомство с ним следует с исторического духовного наследия уральской истории. Увидев неописуемую красоту Верхотурских храмов, церквей и монастырей, вы будете пребывать под незабываемым впечатлением.
Невелик город Верхотурье – всего лишь 15 тысяч жителей. Невелик и экономический потенциал Верхотурского округа. Однако по своему историко – культурному, духовному значению город не имеет себе равных на Среднем Урале. Выдающаяся роль в истории, архитектурно – исторический ансамбль единственного на Урале кремля со Свято – Троицким собором, уцелевшие приходские храмы, возрожденные древние Николаевский мужской и Покровский женский монастыри, неповторимый облик нешироких улиц, прекрасные ландшафтные и архитектурно – церковные комплексы окрестностей Это, как и многое другое, поистине уникально.
Город Верхотурье возник как форпост на прямом сухопутном пути из Верхнего Прикамья в Сибирь. Новая дорога через Урал, от Соликамска до реки Туры, была в несколько раз короче прежнего пути и получила полуофициальный титул: «Ворота в Сибирь».
У живоносного источника
Побывать в этом славном городе –
Будто выпить воды глоток,
Опустить поникшую голову
В леденящий живой поток.
Побывать в этом славном городе –
Как у вечности на краю
Ощутить усталую, гордую,
Несравненную Русь свою.
Путники, направлявшиеся из разных российских губерний в Свято – Николаевский мужской монастырь на поклонение мощам Симеона Праведного, останавливались здесь, молились в деревянной церковке в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник», пили воду из родника на берегу реки Актай и, будто живительной силы набравшись, бодро вершили последний марш – бросок до ворот обители.
До революции на Актае была монастырская заимка. Селились монахи, жаждущие уединения. Строили себе кельи в отдалении, чтобы меньше общаться с миром. Но мир шел к ним – за советом, утешением, за молитвенным заступничеством пред Богом.
Гражданская война взорвала тишину уединенной обители. Осенью 1918 года сюда явился отряд красногвардейцев. Скит и церковь разграбили. Монахов Иоакинфа и Каллиста, пытавшихся защитить монастырское имущество, обвинили в шпионаже, увезли на станцию Карелино и там расстреляли.
При советской власти Актай был домом отдыха, с перерывом на Великую Отечественную войну, когда здесь лечились раненые на фронтах бойцы.
В начале 90-х годов минувшего века в Верхотурье стал возрождаться Свято – Николаевский монастырь и его наместник игумен Тихон принялся напоминать властям, что Актай самим своим появлением обязан монастырю, просил вернуть церковь, превращенную в клуб, да пару жилых корпусов.
Лебедь белая над Турой – рекой
Уже четвертый век высится на утесе, будто плывет над речным простором, дивный белый храм.
Он сменил череду деревянных, которые гибли в пожарах. Стиль, в котором он исполнен, называется московский или нарышкинский барокко. Аналогов верхотурской жемчужине нет.
Изучая по документам историю возведения церкви, реставраторы увидели любопытный документ – платежную ведомость того времени. Из нее ясно, что подсобным рабочим, видимо, подросткам, рекомендовалось в свободное время заниматься теской кирпича. Платили за нее копейки, но качество – мы это видим сегодня – получалось хорошее. Мальчики, обученные в быстром темпе горсткой мастеровых, примитивными инструментами по профилю выводили красивые плавные кривые.
Хоть и выдвинут собор своим алтарем за крепостную стену, но был он, видимо, центром, сердцем Верхотурского кремля и города в целом. Можно представить, как в Рождество спешили прихожане из храма к обильной трапезе, разговеться, как выбегали к самому обрыву, когда на Туре начинался ледоход.
В начале XX века были обычаем чинные прогулки от Троицкого до горсада. С кремлевской стороны у стен храма расстилался плац, где маршировали солдаты. У восточных ворот стояли старинные пушки, из которых палили по праздникам. Верхотурцы самого почтенного возраста еще помнят Свято – Троицкий во всей красе. Они вспоминают, что по православным праздникам симфонию колокольных звонов начинал именно Свято – Троицкий.
Восстановили, отреставрировали храм. Вернулся собор к своей высокой духовной роли. Идут службы, теплятся свечи, звучат молитвы. Всегда есть желающие пройти обряд крещения в этом старинном, намоленном, исторически значимом храме. В его внутреннем убранстве нет пока совершенства и великолепия. Зато с внешней стороны каждый залюбуется изысканным узорочьем стен, благородными силуэтами куполов и колокольни.
Два монастыря – как два крыла
В 1604 году в Верхотурье из Пошехонья, что в верховьях Волги, пришел черный поп Иона. Судя по архивным документам, никто его не посылал учреждать монастырь. Он принялся за трудное дело сам, по обету, взял лес взаймы у воеводы и начал строительство. Когда строительный материал закончился, он обратился за помощью к царю.
Русские цари почитали Бога, и помощь Верхотурью стала для них дорогой к Богу. Первым был построен храм во имя Святого Николая Чудотворца, давший название всему монастырю.
Поначалу монастырь был деревянным, скромным. Пожар 1716 года ускорил темпы каменного строительства, но еще за четыре года до пожара был заложен первый каменный храм – Николая Чудотворца. За ним последовал Преображенский, жилые корпуса, надвратная Симеоно – Анненская церковь, две гостиницы, трапезная и, наконец, Крестовоздвиженский собор.
Обитель была своего рода многоотраслевым хозяйством: пахали землю, ловили рыбу, шили одежду и обувь, писали иконы, работал фотограф.
Само Верхотурье жило как город при монастырях, мужском и женском, где едва ли не главным занятием считалось обслуживание паломников, где основные события были связаны с верой.
У гостей Верхотурья велся обычай – возвращаясь домой, выкопать деревце и нести его с собой. Если приживется, значит – грехи отмолены!
Знаменитые люди наезжали на богомолье – Григорий Распутин, Царицына сестрица Елизавета Федоровна – она подарила игумену отцу Ксенофонту собственноручно вышитую епитрахиль.
Великим событием стало освещение в 1913 году только что построенного Крестовоздвиженского собора. Внутреннюю отделку храма не успели закончить. В богоугодные палаты вторглась Первая мировая война, потом – революция. В монастыре расположили курсы красных командиров.
Я обретаю мир, как храм
Как знать, каким был служивый человек Меркуша Федотов, который первым поселился на живописном берегу Туры. Молодым или старым? Хмурым или веселым?
Мы говорим : «Божественная красота». Эти слова справедливы вдвойне по отношению к Верхотурскому ансамблю храмов и церквей. Потому что за многие лета намолены эти места, крестами осенены, оглашены колокольными звонами, осияны золотом куполов.
Говорят, туризм родился из паломничества, которое когда-то было на Руси массовым. Возрождающийся сегодня паломнический туризм совмещает в себе и организованный активный отдых, и просвещение, и приобщение к традиционным российским ценностям.
Очень уважаемый человек – митрополит Питирим, который возглавлял кафедру теологии в академии туризма, написал учебное пособие «Духовное наследство Руси как объект паломничества». Незадолго до своей кончины митрополит побывал в храмах Верхотурья и его окрестностей. Он считал паломничество попыткой восстановить утраченные связи в пространстве и времени.
Комментарии