Жизнь без веры - погружение во тьму
Вихоревка – город, в котором я живу, - сравнительно небольшой и молодой, ему нет еще и пятидесяти лет. На свет он появился почти тогда же, когда политических заключенных начали большими этапами привозить на строительство Байкало-Амурской магистрали на смену японским военнопленным, которые четыре года трудились на строительстве трассы. Было это в 1947 году. Дорога, станция, депо, школа (№ 101) в нашем городе построены руками политзаключенных. Во времена “Хрущевской оттепели” (1956 год) они были реабилитированы и остались в нашем городе жить, обеспеченные жильем и работой. А Вихоревка росла: из поселка она превратилась в ПГТ (поселок городского типа), и, наконец, в 1966 году ей официально присвоен статус города с населением 30400 человек.
Так как Вихоревка построена в эпоху атеизма, храма у нас, естественно не было. Но вера в Бога была, она жила в сердцах многих людей, и ее не могли вытравить ни репрессии, ни гонения, ни запреты. Люди понимали, как трудно православному христианину обходиться без храма: негде отслужить Литургию, негде совершать таинства Крещения, Причастия, Венчания и др. Поэтому, когда в соседнем поселке Падун была построена церковь, верующие вихоревчане стали ездить туда. Но это было неудобно: ездить приходилось на электричке.
Начались поиски возможности построить храм в Вихоревке. На собрании верующих был избран актив, который возглавил Николай Тимофеевич Фомин (из бывших репрессированных). Он довольно успешно развернулся: провел нужные согласования в Иркутске и Братске, оформил разрешение, привлек администрацию города, и дело пошло. В мае 1994 года начались подготовительные работы. Буквально за месяц были собраны подписи населения, и заявление с ними направлено в городскую администрацию. Мэр города Бурнашов Николай Нилович предложил под храм недостроенное здание склада ОРСа ВЛЗК (Вихоревский лесозаготовительный комбинат), поскольку предприятие это обанкротилось, и достроить склад не было финансовых средств. Склад представлял собой крытую кирпичную коробку 25 Х 30 метров на улице Доковская,2. На территории лежало неисчислимое множество мусора и строительных отходов. Трудились всем миром: молодые и пожилые, воцерковленные и люди, еще далекие от Веры, много было бывших репрессированных. Жители и организации помогали пожертвованиями, материалами для строительства. Работали ежедневно. На плечах стариков и старушек была вынесена, без преувеличения, не одна сотня килограммов кирпичей и мусора. Вспоминает участница строительства Бегларян Алефтина Сергеевна (ставшая впоследствии певчей):
- Пришла в храм осенью, (это было в октябре 1994 года), все было разрушено, везде разбросаны кирпичи, снег. С дочкой стали укладывать кирпичи в ряд; настилали полы, конопатили сруб. Справа сделали первый Святой угол, топили там печку, молились, дежурили и даже спали там.
Другая участница строительства вспомнила случай, когда бабушка 64 лет, Сафронова Валентина Демьяновна, одна закинула в кузов грузовика тяжелое бревно.
Главным «двигателем» и одновременно прорабом, диспетчером, связным – был все тот же Николай Тимофеевич Фомин. Как он в свои 80 с лишним лет, с раннего утра до позднего вечера на ногах, всегда и везде успевал – это удивительно! Если бы не он, долго не было бы храма в Вихоревке. Его и выбрали старостой еще строившегося храма.
Когда уборка территории закончилась, стали обдумывать эскиз храма. За помощью обратились к художнику Всеволоду Васильевичу Чеусову (тоже из реабилитированных политзаключенных). Он сделал рисунок храма со всех сторон, затем рисунок отправили в Институт Гражданпроекта г. Братска, где он был отредактирован, и была обсчитана стоимость строительства.
Интересна судьба этого человека. Родился В. В. Чеусов в 1920 году в Манчжурии. Отец его работал на Китайской Восточной железной дороге (КВЖД). С китайцами был заключен договор о том, что кто строит дорогу, те и живут рядом с КВЖД. Пришел 1945 год, и начались аресты. ГУЛАГ был уготовлен каждому, у кого родина – Манчжурия. Вспоминает Всеволод Васильевич:
- Из Манчжурии нас, всех арестованных по 58 статье, разбросали по разным лагерям. Сначала я попал в Свердловск, а затем в Вихоревский Озерлаг. Я получил 15 лет лагерей, а казаки (жившие в Манчжурии еще со времен гражданской войны) получили по 20 лет. Казаки все время держались вместе. Вот и остались после реабилитации жить здесь в Вихоревке. У казаков есть такой обычай: там, где они остановятся на жительство – возводят церковь. Давно наши казаки мечтали построить храм. Раньше все ездили на электричке в Братск и Падун. Но расписание электричек не совпадало с расписанием богослужений.
Какие купола сделать в храме, тоже подсказал Всеволод Васильевич Чеусов, эскизы были сделаны им по книге «Память России». Всего пять куполов: самый большой, тот, что в центре - символизирует Иисуса Христа, а четыре поменьше, расположенные по углам - четырех евангелистов Матфея, Марка, Луку и Иоанна.
20 декабря 1995 указом Его Преосвященства Архиепископа Иркутского и Читинского Вадима настоятелем нашего храма был назначен священник Евгений Сумин. С этого времени службы стали совершаться регулярно. До этого времени они совершались настоятелем храма Андрея Рублева (он находится в Братске) Андреем Огородниковым. Служили в маленькой комнате, которая сейчас стала крестильней.
И вот 19 декабря 1996 года произошло знаменательное событие – малое освящение храма во имя Николая Чудотворца (19 декабря – день памяти этого святого). Освящение совершали настоятель Свято – Успенского храма (поселок Падун) отец Павел, настоятель храма Андрея Рублева отец Андрей и настоятель храма нашего отец Евгений. После чина освящения в храме разрешалось служить Божественную Литургию.
Но работы по дальнейшему строительству и благолепному украшению храма продолжались. Над входом соорудили звонницу, приобрели колокола: и над Вихоревкой зазвучал колокольный звон. Колокола в нашем храме именные, на каждом из них выгравировано имя человека, внесшего пожертвование на колокол. Когда первый раз попробовали позвонить, приехали пожарные и долго не могли понять, где пожар, почему звонят.
В мае 1997 года Вихоревский храм приехал освятить Великим чином Его Преосвященство Архиепископ Иркутский и Читинский Вадим в сопровождении протоиереев отца Сергия и отца Родиона. После торжественного молебна Владыка поздравил всех прихожан с наступающей Пасхой Христовой и подарил икону Казанской Божьей Матери. В это время полы в церкви были еще не покрашены, иконостас был еще временный. Только через несколько лет бумажные репродукции икон были заменены на деревянные, специально написанные для нашего храма в Новосибирске. Но была одна икона старинная из Австралийского храма, она была подарена нашему храму общиной русских православных христиан в Австралии. Привез ее в Вихоревку Николай Тимофеевич Фомин вместе с пожертвованием в 2700 долларов США, собранными той же общиной на обустройство храма. Икона эта – «Рождество Пресвятой Богородицы» - до сих пор занимает почетное место в нашем храме.
Другая дарственная икона – Феодоровской Божией Матери – написана в Новосибирске по заказу одной из старейших прихожанок и жительниц нашего города Огарковой Елены Михайловны на ее пожертвования. Елена Михайловна подарила икону храму 27 октября 2002 года, за четыре с небольшим месяца до смерти. В феврале 2003 года отец Евгений и прихожанка нашего храма Нина Тихоновна Савельева привезли из Москвы позолоченные подсвечники и другую утварь, которые добавили нашему храму еще больше красоты и величия.
А еще в нашем храме есть мироточивая икона – Николая Чудотворца, расположенная на солее (возвышении перед алтарем, где находятся певчие). Последний раз икона мироточила 15 февраля 2004 года, в Праздник Сретения Господня. Благоухающие капли Мира первыми заметили певчие, так как икона расположена рядом с клиросом. После службы батюшка всех прихожан помазал им.
В 2001 году 10 ноября в 2 часа ночи из Омской области к нам были привезены чудотворные иконы: несколько из них мироточили, а икона «Спас Нерукотворный» кровоточила. Привезла их пожилая женщина – жительница глухой деревушки, у которой дома вдруг замироточило несколько икон, а одна закровоточила. С благословения Патриарха Алексия II она ездила по всей стране со своими чудотворными иконами, в любое время суток ее встречали прихожане храмов, служили молебны, склоняли головы перед этими образами, благоухающими неземными ароматами. Видно, Господь выделил из других эту благочестивую женщину, чтобы она показывала чудо во славу Божию.
На следующий год, тоже ночью, на станцию Вихоревка прибыл спецпоезд с чудотворной иконой Божией Матери «Знамение», которую везли священники и служители Иркутского храма. Народ занял весь перрон, несмотря на холод и ветер; настроение у всех было радостно - возвышенное. Отслужили молебен Божией Матери перед ее чудотворной иконой. Поезд вместо положенных 20 минут пробыл на станции более получаса: слушали проповедь Иркутского батюшки. На перроне находились не только прихожане нашего храма, но и попавшие сюда случайно: пассажиры, ожидающие свой поезд, станционные работники и просто проходившие мимо.
Подобные акции очень нужны для приобщения невоцерковленных людей к духовным ценностям. Для этого же Православной церковью проводятся Крестные ходы. У нас они совершаются ежегодно три раза: 22 мая – в Престольный Храмовый праздник, 19 января – на Крещение Господне и в Пасху. Впервые Крестный ход в городе Вихоревка состоялся 22 мая 1998 года в 1400. Его маршрут проходил только по центральной улице Ленина. Крестный ход приурочен к празднику Перенесение мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в городе Бар.
В прошлом году маршрут Крестного хода изменился. Батюшка предложил пройти не по центральной улице, как обычно, а мимо городской больницы, чтобы люди, находящиеся на стационарном лечении, тоже могли поучаствовать в этом мероприятии. И действительно, и врачи, и больные, несмотря на «тихий час», вышли на улицу помолиться вместе со всеми Николаю Угоднику.
22 мая каждый год к ним приезжают священники, служители, прихожане из храмов Братского района, а мы приезжаем к ним в храмы на их престольные праздники. Это событие всегда транслируется по местному телевидению, и мы еще раз можем взглянуть на красоту Крестного хода: впереди идут служители храма с запрестольным Крестом, фонарем, символизирующим свет Христов, хоругвями (знаменами с изображением Спасителя, Божией Матери и Николая Чудотворца), иконами; затем идут священники нескольких храмов; за ними – объединенные хоры певчих; а за певчими – множество народа. И все поют. Это настоящий праздник души.
19 января совершается Крестный ход на «Иордань» - так называется полынья, вырубленная в форме Креста на реке Убь. Отец Евгений освящает воду, погружая в полынью серебряный крест, а певчие поют тропарь празднику. Пономарята во время чина освящения воды держат подсвечники и крест. Одеты они не как все в теплые куртки, а в тоненькие стихаря (так называется облачение пономарей), а мороз иногда стоит под –30о. И что удивительно, ни разу ни один из них не простыл после Крещения. Самые смелые, в основном, это мужчины, купаются в проруби, ведь в этот день освящается все водное естество. А у «Иордани» выстраивается очередь за Святой Крещенской водой. Вода эта удивительная, может стоять несколько лет дома и не портиться.
На Пасху Крестный ход совершается ночью, вокруг Храма. Перед самой полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении Светлого праздника – Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками, фимиамом (ладан) выходят вместе с народом на улицу подобно мироносицам, ходившим рано ко гробу Христа, и обходят вокруг церкви с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Люди идут с зажженными свечами, чтобы ветер их не задувал, придумывают разные приспособления (в основном из пластиковых бутылок). Обойдя вокруг, все останавливаются перед закрытыми дверями храма, как бы у дверей гроба Христова. Здесь отец Евгений первый раз возглашает тропарь праздника: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Потом все идут в храм, и уже до утра нескончаемо льется радостная песнь, прославляющая Воскресение Господа нашего Иисуса Христа.
Мой доклад был бы неполным без рассказа о служителях храма, ведь благодаря им он так преобразился.
В алтаре (он символизирует Царство Небесное) батюшке помогают пономари. Их у нас девять. Самому младшему – Тимофею Сумину – 5 лет, а самому старшему – Вадиму Абраменко – 30 лет. Я тоже пономарь с 2001 года. Мы с мамой после службы остались помочь в работе по благоустройству храма: нужно было отсыпать песком дорожку вдоль ограды. После окончания работы подходит ко мне батюшка и спрашивает:
- Не хочешь ли ты, Саша, помогать Храму и дальше?
- А как?
- Приходи завтра на литургию пораньше, тебе покажут, как звонить в колокола.
Так началось мое служение. Потом мне показали как разжигать кадило, когда во время богослужения выходить со свечами из алтаря, когда звонить, как читать по церковно-славянски, как делать уборку в алтаре многое другое. Теперь всему этому старшие по возрасту пономари обучают младших.
Состав хора певчих менялся с годами, так как не все выдерживали напряженный темп жизни: работа на производстве, работа в церкви, работа дома в семье. Выходных нет. Остались самые стойкие и звонкоголосые: Алефтина Бегларян и Лариса Семина. Чуть позже пришел на клирос Николай Козлов. И зазвучало под куполами чудное трехголосье. Руководит певчими регент – матушка Людмила, а в ее отсутствие (матушка-многодетная мать) – Николай Козлов – профессиональный музыкант, обладающий замечательными вокальными данными и большим опытом работы с хоровыми коллективами.
Алефтина Сергеевна Бегларян вспоминает:
- Я, конечно, крещеная была с самого раннего детства. Потом, в это наше безбожное время, когда я училась в школе, в институте, где преподавали атеизм, нам все время внушали, что Бога нет. А мама у нас, простая женщина, все время дома молилась у старенькой иконки в черном окладе. Я иногда ночью просыпалась, а она стоит на коленях, молится. Но нас молиться не заставляла. Я уже стала Взрослая, у меня появилась семья, но душа постоянно просила, искала истины, веры в Бога. Так я пришла к вере лет 20 тому назад.
В самом храме обязанности строго распределены: одна отвечает за облачение батюшки и пономарей, другая за раздачу святой воды прихожанам, третья заведует церковной библиотекой. Трое человек работают в свечной, где продают свечи, церковную литературу, иконы и пр. ; шестеро стоят «на свечах», т. е. во время богослужения возжигают их или тушат в зависимости от момента службы, а после нее чистят подсвечники от воска.
В трапезной – свои ответственные, они выпекают просфоры (хлебцы круглой формы с изображением сверху креста), готовят праздничные и будничные трапезы. Каждое воскресенье весь церковный притч после службы собирается за трапезой и получает вкусные обеды и душеполезные беседы с батюшкой.
Есть у нас в храме еще одна бабушка, о которой умолчать невозможно. Это баба Валя, как все ее зовут здесь. Она всегда знает, где что в храме находится, всех умеет подбодрить и успокоить. Часто в храме можно слышать: «Спроси у бабы Вали» или «Возьми у бабы Вали».
Есть в нашем храме совет, возглавляемый отцом Евгением. Состоит он из старосты, казначея и бухгалтера. Старостой после смерти Фомина Н. Т. был выбран Силаев Георгий Иванович, казначей – Петрова Валентина Степановна, бухгалтер – Уразбахт Ирина Федоровна.
Совет заботится о благоустройстве, ведет экономику, отчетность, одним словом, думает и сегодняшнем и о завтрашнем дне храма. В 2003 году начались работы по проведению воды в трапезную. И уже в январе 2004 года, к большой радости поварих, это было сделано: теперь есть и холодная и горячая вода. А раньше за водой приходилось ходить довольно далеко, на колонку.
Еще одна сторона деятельности Совета: на пожертвования верующих приобретаются молоко и другие продукты для туберкулезной больницы исправительной колонии.
В завершение своего доклада хотел бы упомянуть еще об одном человеке нашего храма. Это Воронина Капитолина Степановна – летописец. При составлении доклада я пользовался материалами, собранными ею за 10 лет.
В этом году исполнилось 11 лет, как начались строительные работы в храме. За это время он неузнаваемо преобразился.
В прошлом году завершено строительство часовни, она освящена и уже стала святым местом для многих верующих. Увеличилось и число прихожан храма. Если раньше их было около 30 человек, то сегодня на службу храм собирает до 50-ти прихожан, а на большие праздники до 500,- так, что помещения не вмещают всех желающих. Все это свидетельство тому, что храм действительно стал духовным сердцем Вихоревки, и все большее число ее жителей понимают, что жизнь без веры – погружение во тьму.
«Жизнь без веры – погружение во тьму»
Моя малая родина – город Вихоревка. Ее история начинается с 1947 года, когда на строительство железной дороги на смену японским военнопленным стали привозить политзаключенных. Многие из них ранее жили в Харбине, Маньчжурии. Но волею судьбы, а точнее в результате сталинских репрессий оказались в глухом сибирском краю. После реабилитации они остались жить в нашем городе.
Наш город рождался в эпоху атеизма, и храма у нас, естественно, не было. Но вера в Бога была, она жила в сердцах людей, и ее не могли вытравить ни репрессии, ни гонения, ни запреты. И велико было желание у наших православных Вихоревчан построить свой храм. Сегодня в нашем городе есть церковь. Мне давно хотелось узнать, как она создавалась, о ее служителях. Тем более, что я не сторонний наблюдатель, жизнь храма мне известна изнутри: с 2001 года я стал пономарем.
Строительство храма началось летом 1994 года на месте склада ОРСа Вихоревского лесозаготовительного комбината. Самую активную роль сыграли бывшие репрессированные. Жители Вихоревки, организации помогали пожертвованиями, материалами для строительства. Трудились всем миром: и молодые, и пожилые. На плечах этих людей была вынесена без преувеличения, не одна сотня килограммов кирпичей и мусора, которые остались от прежних времен. Об этом мне рассказывали сами участники строительства, и среди них наш художник, ставший архитектором храма Всеволод Васильевич Чеусов, тоже из бывших репрессированных, человек интересной судьбы. Рассказы этих людей помогли мне воссоздать историю храма, понять какую роль он играет в жизни людей.
19 декабря 1996 года произошло знаменательное событие – малое освящение храма во имя Николая Чудотворца, а в мае 1997 года освятить храм приехал Его Преосвященство Архиепископ иркутский и Читинский Вадим.
За последние годы наш храм преобразился, появился деревянный иконостас, специально написанный для нашего храма в Новосибирске. Но есть еще одна икона старинная из Австралийского храма, она была подарена нашему храму общиной православных христиан в Австралии. Привез ее в Вихоревку Николай Тимофеевич Фомин, наш первый церковный староста. Вера в Бога сближает православных людей, живущих на разных континентах. А еще в нашем храме есть мироточивая икона Николая Чудотворца, расположенная на солее (возвышении перед алтарем, где находятся певчие). Храм притягивает и объединяет многих людей: уже пришедших к Богу и тех, кто еще далек от Веры. Он очищает их души, делает добрее.
Комментарии