Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Православная топонимика Красногорского района как средство постижения культуры родного края

Красногорск - современный подмосковный город, известный как районный центр крупного промышленного значения, город оптиков. В его сегодняшнем названии легко угадывается местонахождение - Красная горка. А на современном гербе Красногорска изображена, словно преломляя прошлое и настоящее, линза, во много крат увеличивающая классическую колонну. Эта колонна - своеобразный намёк на то, что, пожалуй, ни в одном другом районе Подмосковья, как в Красногорском, нет такого средоточия прекрасных усадеб, являющихся несравненными памятниками архитектуры и входящих в список достопримечательностей Московской области и России в целом: Архангельское, Петрово-Дальнее, Никольское-Урюпино, и сам город Красногорск вырос вокруг усадьбы Знаменское-Губайлово.

Усадьбы с окружающими их парками создавались на протяжении столетий, перестраивались и улучшались разными владельцами, но, несмотря на это, поражают художественной целостностью и гармонией. Органическое слияние старого и нового в обликах усадеб Красногорского района свидетельствует о высоком уровне развития художественной культуры России ХУП-Х1Х веков.

Внимание вдумчивого человека, не равнодушного к родной земле, родившегося и живущего в этих местах и интересующегося историей своего края, конечно, привлечёт ТОПОНИМИКА (от греч. topos - место, местность + оnuma - имя. 1. Раздел лексикологии, посвященный изучению географических названий. 2. Совокупность географических названий какой-либо определённой территории) в обоих значениях этого слова.

В Московской области 12% наименований населённых мест образованы по названиям православных храмов. В Красногорском районе этот процент гораздо выше: Архангельское, Никольское, Ново-Никольское, Дмитровское, Ильинское, Рождествено, Знаменское-Губайлово, Петрово-Дальнее.

ЗНАМЕНСКОЕ-ГУБАИЛОВО

Когда жил боярин Губа, ещё не была построена церковь Знамения Пресвятой Богородицы, а когда же был воздвигнут храм, о боярине осталось лишь одно предание, укрепившееся в названии деревушки (Губайлово) с двумя дворами и девятью жителями. Впоследствии появилось село с дополнением «Знаменское» по церкви Знамения, о чём сообщают два документа. Один из них - челобитная боярина И. Ф. Волынского в Поместный приказ от 1683 года о том, что «построил де он церковь во имя Знамения Пречистой Богородицы в Московском уезде, в Горетовом стану, на поместной земле, на пустоши Губайловой с пустошами Овсянниковой, Бабиной тож, Савкиной, Замойкиной и Кондаковой, а к той церкви он поступился из тех своих пустошей поместной земли» (Губайловские земли были пожалованы Волынскому в 1618г. за оборону Москвы от войск польского королевича Владислава). Второй документ — запись в приходной книге Патриаршего казенного приказа «жилых данных церквей» за 1684 год. Согласно этим документам можно предположить, что церковь была сооружена в 1683 -1684 годах.

Считается, что именоо князь Василий Михайлович Долгоруков (усадьба перешла к князю В. М. Долгорукову-Крымскому как приданое за внучкой С. В. Волынского) затем перестроил деревянный дом на каменный двухэтажный с двумя флигелями, разбив вокруг него прекрасный парк с искусственными прудами. Князь Долгоруков-Крымский начал строительство с перестройки церкви Знамения Пресвятой Богородицы. На это указывает дата «1771 год», помеченная на колонке портика колокольни, разобранной в начале XX века.

Как свидетельствует опись Знаменской церкви, составленная в 1813 году, храм был «освящен 1773-го года декабря в 21 день при державе благочестивейшая, самодержавнейшая, Великие Государыни Императрицы Екатерине Алексеевне всея России и при наследнике Ея благоверном Государе и Великом князе Павле Петровиче и Великой княгине Наталье Алексеевне, по благословению Святейшего Правительствующего Синода Конторы Преосвященнейшим Самуилом Епископом Крутицким и Можайским».

Сохранилось описание Знаменского храма: «Он был очень мал: видно было, что устроен он был владельцем имения для себя и своих, может быть, дворовых людей, так как по обеим сторонам храма, за клиросами, находились особые местечки на одну ступеньку выше остального пола, обитые сукном и обнесенные решетками». По своей форме старый Знаменский храм был устроен больше в виде креста, чем корабля: «притвор его был гораздо уже средней части храма, представляющей собой высокую, в три яруса башню, внизу четвероугольную, суживающуюся уступами и кончающуюся небольшою граненною луковичной главою, с узенькой шейкой».

Лики святых на иконах покровительствовали владельцам усадьбы. Так, когда хозяином Знаменского-Губайлова был князь Василий Волынский, почетное место в храме занимала икона, изображающая Василия Блаженного, сидящего на камне с евангелистом Лукой.

Продуманностью и высоким инженерным искусством отличалась гидросистема усадьбы, включающая в себя пять прудов, которые располагались полукольцом вокруг центральной части. Один из них был назван Знаменским, как и вся усадьба. Пруды питались ключевыми водами и предназначались для водоплавающей птицы. Водилась, конечно, и рыба. В те времена бытовало мнение, что парк без скульптуры, гротов и беседок «равно как без души». В центре Знаменского пруда находился небольшой островок с уютной беседкой. Над прудами, протоками и оврагами были перекинуты мостки.

В XIX веке усадьба многократно продавалась и переходила из рук в руки. Капитализм пришёл в эти края с открытием суконной мануфактуры Московских купцов Поляковых «Товарищество Знаменской мануфактуры». Таким образом, наименование «Знаменское» стало звучать в новом аспекте, но корни самого названия несомненно, связаны с православной топонимикой, уходящей в глубь истории.

ЧЕРНЕВО (Храм Успения Пресвятой Богородицы)

До наших дней дошла легенда про Черневскую горку, известную ныне каждому красногорцу как своеобразный трамплин для любителей зимнего спорта. Крутизна этой горки головокружительна, и по силам одолеть ее лишь смельчакам. Существует история о гордой княжне, которая, когда пришли французы, не пожелала терпеть присутствие врагов Отечества, села в запряженные сани, разогнала лошадей и пустила их вниз. Прекрасная девушка погибла, а горка долгое время называлась Княжеской. Село Чернево (Чёрная Горка) стоит на реке Банька (отсюда в старину брали воду для бань - так и появилось название речушки). В 1690г. великой княжной Татьяной Михайловной (1636-1706), сестрой царя Алексея Михайловича, в 9 лет оставшейся сиротой и воспитывавшейся на половине царевен, сочувствовавшей реформам патриарха Никона, здесь был построен храм Успения Пресвятой Богородицы, который впоследствии содержался на средства московских купцов Поляковых. Храм был каменным, но очень маленьким, к приходу был также приписан храм в Знаменском-Губайлове. В 1879г. настоятелем храма стал отец Дмитрий Иоаннович Успенский. Благодаря стараниям отца Дмитрия в 1897г. по проекту Н. И. Кокорина возвели ныне существующий каменный храм Успения Пресвятой Богородицы. Напротив него появился и небольшой Успенский пруд, где водилась рыба (к сожалению, сейчас этот пруд официально не принадлежит храму и находится в крайне загрязнённом состоянии). В 1959г. храм Успения был закрыт, а его колокольню и купол разрушили. Но в 1990г. храм был возвращён верующим, началось его восстановление.

Ныне настоятелем Успенского храма является протоиерей Константин Островский, при храме существуют детская церковная музыкальная школа, детский «Ушаковский» хор (назван в честь праведного воина Фёдора Ушакова), приходское издательство и даже благотворительная столовая.

ИЛЬИНСКОЕ

В советские времена в Подмосковье был известен колхоз «Ильинское-Усово», преуспевший в выращивании овощей. На месте национализированной усадьбы по предложению В. И. Ленина был устроен дом отдыха, получивший название «Ильичёво» (этимология названия понятна: «принадлежащий Ильичу», т. е. Ленину), где поначалу отдыхали рабочие Трёхгорной мануфактуры, а затем здесь обосновался МК партии.

Но вернёмся к названию села. Оно получило свое имя от деревянной церкви Святого Илии Пророка, стоявшей здесь издавна. Село было разорено в Смутное время, а храм Илии сожжен и восстановлен только после 1620 года. В 1634 году село пожаловано Василию Ивановичу Стрешневу (ок. 1601-1661). Стрешневы стали близкими ко двору после женитьбы в 1626 году царя Михаила Федоровича на дочери бедного дворянина Лукьяна Степановича Стрешнева - Евдокии.

Л. С. Стрешнев сам пахал землю, и, что удивительно для того времени, у него во владении был только один крестьянин. В. И. Стрешнев в 1619 году исполнял придворную должность стряпчего. В 1634 году в звании наместника Новоторжского он участвовал в переговорах с поляками, итогом стал Поляновский мирный договор. За службу Василий Иванович был пожалован окольничим. Участвовал в коронации царя Алексея Михайловича, в 1645 г. ездил послом в Польшу, в том же году стал боярином. В 1648 г. на свадьбе царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской Василий Иванович «строил свадебный поезд», то есть отвечал за брачную церемонию. Как ближний боярин, он сопровождал царя в ратных походах и на богомолье.

. После Стрешнева усадьба имела множество хозяев за свою почти 300-летнюю историю. Интересно, что в 1929г. усадебный дворец сгорел (тот самый дом отдыха). Со временем были уничтожены и другие постройки, уцелела одна только церковь Илии Пророка! Храм закрыли в 1937г. , он был возвращён верующим в 1991г. и восстановлен.

В топонимике названия села Ильинское (суффикс указывает на принадлежность к имени) кроме имени святого, кажется, заложен некий историко-религиозный символ; пользующийся особенным уважением русского народа, Илия Пророк как обличитель всякого нечестия, не позволил, поднимаясь на огненной колеснице, сгореть или быть уничтоженным святому месту - храму своего имени. Имя православного Илии сохранится также в названиях 25 сёл и деревень в различных районах Московской области.

ДМИТРОВСКОЕ

Церковь Святого великомученика Димитрия Солунского находится в Красногорском районе, стоит на реке Истра и даёт название селу Дмитровское. Село это упоминается в 1504 году в разъезжей грамоте великого князя Ивана Васильевича как деревня Гузеевская, принадлежавшая боярину Ивану Плещееву и пожалованная им в Троице-Сергиев монастырь. Название от антропонима Гузей (из гуза -«нерасторопный, вялый, мешковатый»). Затем (до 1532 года) хозяином деревни был Юрий Дмитриевич, князь Дмитриевский. Видимо, имя отца князя и местонахождение его княжеского престола определили то, что появившаяся в первой половине XVI века деревянная церковь была освящена во имя великомученика Димитрия Солунского и стала именоваться «Дмитрий Великий». По названию церкви селение называлось сначала Дмитриевское-Гузеево, затем Дмитриевское, Гузеево тож. С течением времени раннее название отпало, а церковное к середине XIX века трансформировалось в Дмитровское.

АНИКЕЕВКА

Есть за чертой современного Красногорска маленькая железнодорожная станция Аникеевка, бывшая деревня. В настоящее время это место для отдыха и дачные участки. Название Аникееевка является производной формой от канонического имени Аникей (суффиксальный способ образования).

РОЖДЕСТВЕНО (ныне в черте Москвы)

А в бывших окрестностях Красногорска, на реке Сходня (в старину говорили Всходня), находится село с красивым названием Рождествено, корнем своим явно указывающее на один из важнейших православных праздников. И действительно, немало селений Московской области (Рождественка, Рождественно, Рождество-Вьюлки) получили названия по храмам, освящённым во имя Рождества Христова или Рождества Пресвятой Богородицы.

В XVI веке на реке Сходне была пустошь, принадлежавшая Чудову монастырю в Московском Кремле. Монастырь в первой половине XVII века поселил на Сходне крестьян и поставил небольшую деревянную церквушку. В 1673г. была построена новая, тоже деревянная. При архимандрите Чудова монастыря Арсении в 1694 году выдан антиминс для освящения нового храма, В селе в это время имелись монастырский двор, конюшня, скотный двор, яблоневый сад. С 1685г. почти 40 лет настоятелями храма были члены одной священнической семьи, передававшие приход от отца к сыну. В 1759г. на средства наместника Чудова монастыря иеромонаха Иосифа построена деревянная церковь Рождества Христова, отсюда и пошло название села.

История храма интересна тем, что за годы своего существования ему пришлось претерпеть разрушение колокольни, долгое отсутствие священника на месте умершего настоятеля. В советское время в церкви был клуб, затем склад, из икон местный колхоз делал кормушки для скота. Ныне церковь Рождества Христова территориально не принадлежит Красногорскому району, а относится к Москве. В 1990г. она возвращена верующими и восстановлена.

ИМЯ НИКОЛАЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ ТОПОНИМИКЕ РАЙОНА

Имя Николай связано с великим христианским святым, прославившимся чудотворениями при жизни и после смерти. Он почитается повсеместно в Христианской Церкви и даже среди мусульман. На Руси Николай Чудотворец - небесный покровитель путешествующих, моряков, заступник от пожаров и разбойных нападений, и вообще, скорый помощник во всяких сложных житейских ситуациях. И не случайно в топонимике Московской области его имя в различных вариантах однокоренных наименований встречается порядка 20 раз. Это новообразование с суффиксом -ск- , просторечное Микулино, а также образованные путём сложения двойные названия, указывающие на более раннее или позднее, а то и переосмысленное название какого-либо населённого пункта или географического объекта, например: Николина Дача, Николина Гора.

Красногорский район не стал исключением. Есть здесь посёлки Никольское и Новоникольское, где храмы не сохранились, но история возникновения названий этих населённых пунктов так или иначе связана с именем канонизированного святого Николая в сочетании с антропонимами (именем одного из владельцев этих земель).

Ещё одно однокоренное название места в окрестностях Красногорска, да и всей Московской области, известное своими достопримечательностями и историей, - село Никольское-Урюпино, или оно же - Николо-Урюпино. Урюпино - историческое наименование села, упоминаемое в писцовой книге 1621г. и связанное с антропонимом Урюпа (Урюпин). Передаваясь из рук в руки, эта земля стала принадлежать князьям Одоевским, один из которых, Никита Иванович, в 1638г. построил в своей вотчине, Никольском-Урюпине, деревянный храм. Возведённая в 1664-65гг. Церковь Святителя Николая, до сих пор является прекрасным памятником архитектурного ансамбля Николо-Урюпинской усадьбы, которой до 1917г. владели Голицыны. У церкви сохранились надгробия знаменитых хозяев усадьбы, архитектурный облик которой почти полностью сохранился.

Что касается наименования села, то после освящения церкви во имя Николая Чудотворца в 1638г. появляется церковное название: в документах Патриаршего приказа 1639г. село Урюпино, Никольское тож; в Переписной книге 1678г. село Никольское, Урюпино тож. На межевом плане 1784г. Село Урюпино, в списке 1862г. - Никольское (Урюпино), в изданиях XX века - Никольское-Урюпино, а затем Николо-Урюпино.

ПЕТРОВО-ДАЛЬНЕЕ

Среди многочисленных достопримечательностей Московской области у слияния Москвы-реки и Истры своим пейзажным парком выделяется ещё одна усадьба, с XVIII века принадлежавшая роду Голицыных, создавших здесь пышный архитектурный ансамбль. Сегодня на её территории располагается НИИ им. Мечникова. Речь идёт о селе, которое называется Петрово-Дальнее. В 1573г. оно упоминается как деревня Дурнево. Название от антропонима: ср. Дурень Борецкий, 1476 г. , Новгород. В 1665 году в деревне сооружается церковь в честь Тихвинской иконы Божьей Матери с приделом, освященным во имя апостолов Петра и Павла, что было связано с именем владельца села князя Петра Прозоровского. С этого времени в документах указывается сначала село Петровское, Дурново тож, с 1688 года только Петровское.

В середине 1940-х годов, когда село было в составе Истринского района, оно стало называться Петрово-Дальнее в отличие от другого села Петровское, находящегося ближе к городу Истре.

АРХАНГЕЛЬСКОЕ

Я вдруг переношусь во дни Екатерины.

Книгохранилище, кумиры, и картины,

И стройные сады свидетельствуют мне,

Что благосклонствуешь ты музам в тишине.

А. С. Пушкин «К вельможе». 1830г.

Замечательные строчки великого поэта, бывавшего в этих местах, оживляют атмосферу русских «дворянских гнезд», сохранивших до наших дней мысли и образы, питавшие русскую литературу, музыку. Среди подмосковных усадеб Архангельское - одна из самых знаменитых. Ее истории, памятникам можно посвятить десятки страниц. Остановимся лишь на происхождении названия усадьбы.

Итак, Архангельское. В этом слове определим корень: Архангел (греч. ) - старший ангел. Христианская традиция называет по именам троих архангелов: Рафаила, Гавриила и Михаила. С именем последнего связано появление названия Архангельское в сочетании с историческим названием подмосковного села Уполозье. Из документов узнаем, что в 1537 году в разъездной грамоте, определявшей границы поместных земель, упомянуто сельцо Уполозье. Оно получило название по имени владельца, московского дворянина Алексея Ивановича Уполоцкого, за которым была вотчина. Вокруг боярских хором располагались амбары, погреба, конюшенный и скотный дворы. Здесь же стояли курные избы холопов. В 1584 году в селе Архангельское-Уполозье, стоявшем на высоком берегу Москвы-реки, были деревянная церковь Михаила Архангела «без пения» да «два двора вотчинниковы». От церкви открывается удивительный по красоте вид на просторы за Москвой-рекой.

С 1646 г. село Уполозье, Архангельское тож, приобретает второе название по церкви Архангела Михаила. В 1678 г. село Архангельское, Уполозье тож и в 1703 г. - село Архангельское. Значение «уполозы», «уполозье» по словарям современного русского языка не устанавливается, но в словаре Даля читаем: «Выползово - предместье или крайние в поселении дома, избы». Этот термин неоднократно встречается в русской топонимии. Таким образом, и Архангельское - название, возникновение которого явно связано с православной топонимией.

АНГЕЛОВО

А еще есть в Красногорском районе не менее интересное название, красиво и как-то по-христиански звучащее, - Ангелово. Из истории узнаем, что в документе 1532 г. это село упоминается как село Ангилово на речке Баня. В XVII веке встречаются также написания Анггелово и Ангелово; с начала XVIII века закрепляется Ангелово. Но корень слова «ангел» (в двух его значениях: никаким образом не связан напрямую с православной топонимикой. Происхождение названия академик С. Б. Веселовский связывает с ранними владельцами села греками Эммануилом и Иваном Ангеловыми, прибывшими в Россию вместе с княгиней Софьей Палеолог.

Так что не будем делать поспешных выводов, основанных на созвучии религиозных терминов с названиями некоторых населенных пунктов и историко-культурных мест, хотя пока трудно проследить этимологию фамилий Эммануила и Ивана Ангеловых. Вполне может оказаться, что их фамилия как раз и восходит к значению слова «ангел» как бесплотное существо, дух, одаренный разумом и волею, посылаемыми Богом на спасение людей (греч. «вестник»); а также охраняющий человека и помогающий ему в добрых делах ангел-хранитель.

Что же касается в целом географических названий Красногорского района, то можно заметить, что православная топонимика наряду с историческими наименованиями занимает вполне определенное место среди укоренившихся названий населенных пунктов и достопримечательных мест г. Красногорска и его окрестностей.

Исследовать это интересно, так как, узнавая происхождение названий сел, городов и храмов, находящихся на их территориях, учишься чтить подвижников земли Русской, прославившихся святостью, честной и непорочной жизнью. Народ, отражающий в названиях своего местожительства канонические имена, всегда старался противостоять злу и безверию. Это является многовековым опытом русских людей.

А значит, засвидетельствованные в географических названиях православные святыни являются своеобразными ручейкам, истоками своими незримо связанными с родниками великой Русской Духовности и Культуры.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)