День народного единства
День воинской славы
16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника — Дня народного единства — и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября на 4 ноября. В этот день Россия спаслась от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила.
В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божьей Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником. Кроме того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал «спасителем Отечества».
Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась. Таким образом, можно сказать, что День народного единства не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
Осенний праздник Казанской иконы Божьей Матери — это праздник в честь дня освобождения Москвы от поляков в 1612 году. Долгое время на Руси этот день отмечался как государственный праздник. Вся страна прославляла один из самых любимых на Руси Казанский образ Богородицы, которая явила свое чудесное заступничество за Русь во время Смутного времени. В 1737 году в выстроенный в Санкт-Петербурге собор (Казанский собор) был перенесен чтимый образ Казанской иконы Божьей Матери. Казанская икона была в ополчении во главе с Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским, когда русские войска освободили Кремль и Москву от врага. В память об этом событии в 1620-х годах на Красной площади был возведен Казанский собор, построенный на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Собор был ликвидирован летом 1936 года. Знаменательным событием было отмечено 4 ноября 1993 года, когда в Москве на Красной площади был открыт восстановленный Казанский собор.
Казанский собор в Санкт-Петербурге – выдающийся памятник русской архитектуры начала XIX века. Ранее на месте собора стояла небольшая каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, куда в 1737 году был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери. Это был первый православный храм на Невском проспекте. К концу XVIII века здание церкви обветшало и перестало соответствовать сложившемуся к тому времени облику парадного Невского проспекта. И в ноябре 1800 года по результатам конкурса проектов нового соборного храма, был утвержден проект, исполненный архитектором А. Н. Воронихиным. 8 сентября 1801 года (27 августа по ст. ст. ) состоялась торжественная церемония закладки здания Казанского собора, на которой присутствовал император Александр I. Строительство собора продолжалось 10 лет, в отделке храма использовались в основном отечественные материалы: олонецкий мрамор, выборгский и сердобольский гранит, рижский и пудожский известняк. Впервые в мировой строительной практике Воронихиным была применена металлическая конструкция купола. Работы были завершены в 1811 году. В старой Рождественской церкви провели последнюю службу, после чего её разобрали. Казанский собор стал самым высоким храмом того времени (его высота достигала 71,5 м) и одним из крупнейших культовых сооружений Санкт-Петербург
Судьбу собора изменила Отечественная война 1812 года, после которой храм, построенный изначально для иконы, превратился в национальный Памятник победы и хранилище воинских реликвий. Сюда свозили трофеи, в том числе армейские знамёна и полковые штандарты наполеоновских войск, ключи от завоёванных городов, маршальские жезлы. В 1813 году в соборе был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов.
Почти 4 столетия назад в начале ноября народное ополчение во главе с купцом Мининым и воеводой Пожарским прогнало польских интервентов из Москвы и положило начало конца так называемому Смутному времени. Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Она тогда оказалась конкретным банкротом.
Кузьма Минич Минин — татарин Кириша Минибаев Земский староста Нижнего Новгорода крещеный татарин Кириша Минибаев, он же Минин Кузьма Минич — организатор ополчения против польских интервентов в начале XVII в. Происходил из многочисленной семьи балахнинского солепромышленника Мины Анкудинова. После XVIII века о племенной принадлежности К. Минина упоминать перестали. «Минин» первоначально было отчеством и лишь впоследствии стало родовой фамилией Мининых. Достоверных биографических данных о К. Минине и его родственниках в дошедших до нас исторических источниках крайне мало и носят они отрывочный характер. Объяснимо это, прежде всего, тем, что жил народный герой в эпоху, когда родословные записи велись исключительно для «служилых людей по отечеству» (то есть для дворянского сословия). Мининский же род относился к посадским людям (сословию «тягловому»), которые данной привилегией не обладали. Не было у посадских даже фамилии: звали их по имени-отчеству (по отцу), к которому могло быть добавлено какое-либо личное или родовое прозвище. Биография его до его выступления в 1611г. неизвестна. Посадский человек Нижнего Новгорода, по-видимому, среднего достатка, торговавший мясом, он, кажется, ничем особенным не выделялся из рядов «братьи своей», посадских людей. В эпоху смуты при царе Василии Шуйском, когда Нижнему угрожали восставшие инородцы и тушинцы, Минин, по некоторым указаниям, принимал участие, как и другие посадские, в походах против врагов, в отряде воеводы Алябьева. На данный момент нет достоверных сведении о том, кто был родителями Минина. По одной из версий, Кузьма рос в многодетной семье балахнинского соледобытчика Мины Анкудинова. Отец его считался состоятельным человеком— имел за Волгой три деревни с 14десятинами пахотной земли и 7десятинами строевого леса. Кроме того, хороший доход давал ему соляной промысел. Кузьма Минин был единожды женат. В браке с Татьяной Семеновной у него родился сын Нефед, других достоверных данных, подтверждающих наличие иных потомков, нет.
В 1578 г. родился Дмитрий Михайлович Пожарский, государственный и военный деятель, боярин. Дмитрий - потомок Василия Андреевича Пожарского, выходца из Стародубских князей суздальской земли, которые ведут свою родословную от великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича, сына Юрия Долгорукого, основателя Москвы. Придворную службу начал в 1593 г. С 1602 г. стольник. Боевое крещение получил в 1605 г. в сражении при Добрыничах. В 1608 г. руководил ратью, оборонявшей в районе г. Коломны хлебные обозы, и разбил отряд Лжедмитрия II. С 1610 г. воевода в Зарайске. Принял непосредственное участие в организации Первого (1610 г. ) и Второго (1611 г. ) ополчений. Тогда же получил титул, который подчеркивал его общегосударственную власть: «По избранию всей земли московского государства всяких чинов у ратных и у земских дел стольник и воевода князь Пожарский». В 1612 г. во главе ополчения освободил Москву от поляков. В 1613— 1618 гг. руководил военными действиями против польских интервентов и поддерживавших их казачьих отрядов гетмана Сагайдачного. В бою близ Орла (09. 09. 1615 г. ) нанес поражение значительно превосходящим силам противника пана Лисовского. В 1628—1630 гг. воевода в Новгороде. Умер 20. 04. 1642 г. , погребен в родовой усыпальнице в Спасо-Ефимьевом монастыре г. Суздаля. Он вошел в историю России как участник первого ополчения и восстания против польско-литовских интервентов в Москве в 1611 году, в Смутное время. А с конца октября 1611 года Дмитрий Пожарский был одним из руководителей второго ополчения.
ВСмуту как раз беспредельничали Лжедмитрии, не могли разделить властные полномочия между собой бояре все, а Речь Посполитая уже планировала, где и что на Руси возведет, когда приберет ее к рукам. Тянулось это долго, и если бы у польской шляхты осуществились планы, то не жить нам с вами ни в СССР, ни в России. Кто его знает, кем бы мы сейчас были?. Под Смутным временем историки подразумевают события почти трех десятилетий, со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда в государстве была пресечена царская династия Рюриковичей, и на русском престоле воцарился первый из династии Романовых - государь Михаил Федорович. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. К началу 17 века в эпоху глубочайшего кризиса распалось единое Московское государство, появились многочисленные самозванцы, страну поразили повсеместные грабежи, разбои, воровство и мздоимство. Власть в Москве узурпировала "семибоярщина" во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава. В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. Его призыв был подхвачен русскими людьми, начинается широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков.
В 1611 году в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин, обратившись с призывом дать отпор врагу, начал формировать народное ополчение. Собралось огромное по тем временам войско - более 10 тыс служилых поместных людей, крестьян, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов. В ополчение вошли также мелкие и средние дворяне, а вместе с русским народом активное участие в нем приняли марийцы, чуваши, коми и другие народы Поволжья и Севера. Воеводой был избран новгородский князь Дмитрий Пожарский, его помощником и казначеем стал Минин. 4 ноября 1612 года с чудотворной иконой Казанской Божией Матери нижегородское ополчение сумело взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Этот момент в истории Смутного времени оказался поворотным, за ним последовало освобождение всей страны. С тех пор это событие стало символом единения народов России. В 1613 году царь Михаил Федорович учредил праздник - день очищения Москвы от польских интервентов, который отмечался 4 ноября. В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича этот день был объявлен православно-государственным праздником /отмечался до 1917 года/. В церковный календарь эта дата вошла как Празднование Казанской иконы Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Икона была прислана из Казани князю Дмитрию Пожарскому и стала покровительницей народного ополчения: с ней войско выходило из стен Нижегородского Кремля в январе 1612 года, с ней пришло летом в Троице-Сергиеву Лавру, с ней освободило Москву. До сих пор 4 ноября православные отмечают как праздник Казанской иконы Божией Матери.
Подвиг российского народа был увековечен в 1818 году указом императора Александра 1. На Красной площади в Москве установили памятник "Гражданину Минину и князю Пожарскому" работы прославленного скульптора Ивана Мартоса.
Немало войн еще пройдет в России: гражданские, отечественные. Никогда не забыть нам Отечественную войну 1941 – 1945 год. Ярчайший пример единства всего нашего многонационального народа. Благодаря этому единству мы и одержали победу над фашистской Германией.
Комментарии