Аристократия духа. Самовоспитание по Чехову - поистине сверхчеловека
Антон Павлович Чехов писал : «Идите, идите по лестнице, которая называется цивилизацией, прогрессом, культурой- идите, искренне рекомендую, но куда идти? Право не знаю. Ради одной этой лестницы стоит жить». Чехов предполагал, что прогресс заведёт нас в тупик. Он был прав. И весь мир и наша цивилизация и Западная ощущают кризис от технического и нравственного прогресса. Проникая в изумительный мир персонажей Чехова, проникаясь состраданием и любовью к Человеку в его произведениях, я задавался вопросом. А ради чего вся эта боль? Зачем так скрупулезно изучать и так тонко чувствовать все явные и тайные мысли своих героев? Изучая жизнь, творчество и различные жизнеописания Антона Павловича, я нашел замечательные слова О. Дорофеева об Антоне Павловиче, которые и стали отправной точкой моего пути. «А ведь Чехов был поистине сверхчеловек. Я говорю это , не шутя. Ну, может быть, что - бы не смущать человеческий дух чрезмерной помпой, скажем так: он был прообразом сверхчеловека. Да, все три превращения духа осуществились в его не слишком долгой жизни»
Объектом становятся письма Антона Павловича к своему брату, Николаю с целью выделить в них аспект самовоспитания человека. Для этого мне потребуется решить некоторые задачи : изучить переписку Антона Павловича Чехова со своим братом Николаем, изучить жизненный путь Антона Павловича. Так же, провести социологическое исследование в кругу сверстников – подростков 13-15 лет и выяснить, как они понимают самовоспитание и саморазвитие человека. Целью работы станет вывод некоторых требований молодого человека к себе, которые, могли бы применять ми мои сверстники.
Я очень ленив, но прочитав слова А. П. Чехова , я понял, что если не смогу побороть в себе этот порок, то умным, образованным, успешным и воспитанным человеком мне не стать. Ведь что такое успех? От чего он зависит ? От трёх факторов. От моих задатков, от удачи и от моего старания. Причём, от меня зависит только старание, остальные факторы мне не подвластны. Поэтому я решил тренировать в себе волю и старание. Изучая жизнь Антона Чехова у меня было немало возможности восхищаться этим гениальным человеком. Мне стало понятно, что если я не смогу побороть себя - то мой жизненный путь может быть лишен многих увлекательных и интересных изгибов, и будет в некоторой степени ограничен воспитанием и образованием. Мне приходится учиться говорить не «хочу», а «надо». Чехов был замечательным человеком, и это отмечают многие его современники, но меня восхищает в нём то, что в совсем юном возрасте этот человек смог стать самостоятельным и своим трудом добиться многого. Главное – добиться не за счёт других, а самому.
Я работаю над собой, чтобы стать воспитанным и организованным. Стараюсь быть чутким по отношению ко всем. Я никогда не обижу того, кто слабее меня. И обратил внимание на закономерность – когда приходится побороть себя, толь ко первые шаги по самосовершенствованию приходится делать через силу, а потом это становится интересным и приносит радость.
Внук крепостного, выкупившего себя и семью на вольную волю, сын лавочника, продремавшего всю жизнь над Псалтырью, он сделал себя великим аристократом духа, до которого нам ползти и ползти. Именно сделал. Как? Чехов утешал младшего брата, Николая, потерявшего в какой то момент своей жизни твёрдую почву под ногами. Объяснял в письмах, что не всё ещё потеряно, что всё ещё впереди : «Сказывается плоть мещанская, выросшая на розгах у рейнского погреба , на подачках. Победить её трудно, ужасно трудно» Но возможно, убеждал брата Антон, которому на тот момент едва исполнилось 26 лет. Для этого нужны сущие пустяки, говорил Чехов Николаю. «Нужно стать воспитанным человеком. А воспитанные люди таковы:
1) Они уважают человеческую личность , а потому всегда снисходительны , мягки, вежливы, уступчивы живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения
2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом
3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.
4) Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках Они не рисуются они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают Из уважения к чужим ушам они чаще молчат
5) Они не уничижают тебя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, что б в ответ им вздыхали и нянчились с ними
6) Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями Истинные таланты всегда сидят в потёмках, в толпе, подальше от выставки
7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой Они горды своим талантом
8) Они воспитывают в себе эстетику. Ибо им нужна mens sana in corpora sano. (Здоровый дух в здоровом теле (лат. ))
Таковы воспитанные Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пиквика и вызубрить монолог из Фауста. Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля Тут дорог каждый час»
Эти истины, как золотые чешуи Чехов вживлял в свою кожу – плюс к Моисеевым десяти чешуям. Я думаю, в период становления каждому подростку не мешало бы ознакомиться с этими «золотыми чешуями». Для поиска себя, своего стиля жизни, для установления мировоззрения мы можем опираться не только на советы множества психологов, но, как один из эталонов человеческого духа, Антон Павлович становится замечательным кумиром молодёжи и нашего столетия.
Комментарии