Творческие ступени к дизайну одежды
Предложенная исследовательская тема «Творческие ступени к дизайну одежды» представляет собой последовательность работ, выполненных в технике «роспись по ткани» - батик. Первая художественная ступень отражает идею проекта на бумаге – техника «фотоэффект» (акварель + восковые мелки), что является основополагающим направлением для последующих ступеней. Тема дизайна одежды получает своё развитие при использовании и сочетании двух основных способов росписи по ткани: холодный способ (нанесение резервирующего состава), представляющий рисунок линией, и горячий способ (нанесение парафина), представляющий мозаичную композицию, создающую рисунок из цветовых пятен. В работах, объединённых одной композицией, представлены нюансы, особенности творческого выражения замысла автора, в зависимости от способа выполнения рисунка. Итогом исследовательской деятельности является пример оптимального сочетания этих двух способов при воплощении идеи в дизайне аксессуаров к одежде, т. е. работа линией и мозаичным цветовым пятном одновременно.
Первой ступенью исследовательской работы следует считать поиск вариантов изображения на ткани, ведущий своё начало от эскизов на бумаге, выполненных в техниках «печатание», «фотоэффект», «монотипия», «коллаж», «акварель по сырому», «трафарет» Особое внимание стоит уделить и мотивам выбранного рисунка. Таким образом, результатом проведённой работы стал эскиз, выполненный в технике «фотоэффект» (бумага, восковые мелки, акварель). В работе использованы растительные мотивы, свойственных вышивке «гладью».
На основании первой ступени художественной работы появилась идея использования холодного способа росписи по ткани при помощи резервирующего состава, наносимого через специальную трубочку на ткань с последующим заполнением замкнутого контура пищевыми или акриловыми красителями. При выполнении рисунка на ткани повторяется «фотоэффект», отработанный на первой ступени поисковой работы. Выполненная композиция состоит из линейных рисунков, ограниченных чётким контуром. Представленный способ может с успехом использоваться в дизайне аксессуаров одежды, однако не даёт достаточной для авторского замысла палитры цвета. Составленная композиция является более декоративной, нежели художественной.
На этом этапе возникает необходимость привлечения горячего способа росписи по ткани, состоящего из поочерёдно–мозаичного заполнения изображаемого пространства цветовыми пятнами выбранной палитры соответственно композиции и рисунка. Заливка горячим парафином даёт более насыщенные цвета, повышенную стойкость рисунка, возможность использования не только акриловых, но и других красителей. В результате рисунок выглядит объёмно, натурально, художественно, но изображение более характерно для картин, т. к. абстрактно и стилизовано. Выполненная композиция требует проработки деталей, их уточнения соответственно замыслу автора.
Таким образом, возникает необходимость объединения в одной работе двух способов выполнения росписи по ткани для достижения наилучшего эффекта. Итогом этого этапа исследовательской деятельности является работа, сочетающая фрагменты рисунков линией (холодный способ) и мозаичным цветовым пятном (горячий способ) одновременно.
Для выполнения художественных упражнений умышленно взят один рисунок для лёгкости сравнения способов его творческой реализации.
Полученный результат исследовательской работы нельзя считать конечным, т. к. он всего лишь является основополагающим для дизайна аксессуаров одежды и предполагает поиск дополнительных эффектов в украшении и передаче творческого замысла (вышивка, украшение бисером, поетками). Однако он является доступным для реализации в условиях учебного процесса (на уроках трудового обучения и технологии, во внеурочное время) и реально применимым в деятельности учащихся.
Используя опыт проведённой работы, в рамках кружка «Волшебный калейдоскоп», были оформлены, с точки зрения дизайнерского искусства одежды, рисунки на кашне, футболке, косынке-бандане, джинсах, отдельных деталях одежды, таких как карман, воротничок
Таким образом, проведённая исследовательская работа показала свою результативность не только с точки зрения теории и практики, но и творческой реализации личности в процессе поиска нового, неизвестного, оказала сильнейшее воздействие на желание творить, изобретать и не останавливаться на достигнутом.
Комментарии