Трансформация идеала женской красоты во времени
Женщина – это хрустальная призма, которая преломляет внешний образ мира и позволяет увидеть и насладиться его внутренней красотой
На протяжении всех веков человек проявляет особый интерес к красоте. Со времён античности понятие красоты является одним из важнейших в философии восприятия бытия. Древнегреческими философами красота воспринималась как явление объективное и онтологическое по своей сути, связанное с совершенством Универсума, с понятием космоса, как миропорядка, целесообразности, украшения. Со времён Сократа красота начинает рассматриваться не только в онтологическом смысле, но и как категория разума, сознания. Для самого Сократа красота являлась одной из важнейших категорий мироздания.
Аристотелем данное понятие является олицетворением блага, относилось к сугубо нравственной категории. Красота здесь — вершина, совершенство.
Восприятие красоты и блага (добра) как высшей идеи является основным мотивом философского творчества Платона.
В настоящее время существует предположение, что наше восприятие красоты — инстинктивное, закрепившееся в памяти человека благодаря множеству предшествующих поколений живых существ с их бессознательным опытом, а также тысячам поколений людей с опытом осознаваемым. Понятие красоты всегда включает в себя всю структуру данного общества и является воплощением его ценностей.
Во все времена критерии и нормы красоты создавали художники, скульпторы, поэты, музыканты, писатели и те, кто обладал властью в обществе.
Необходимо отметить, что практически на протяжении всех веков идеалом красоты служили женские образы, которые в свою очередь были мощным средством развития человечества и определяли «лицо эпохи».
Ф. И. Тютчев сказал, что нет ничего на свете прекраснее женщины. И на самом деле, во имя нее совершают подвиги, делают открытия, сходят с ума, о ней поют. Самой природой в женщине заложена великая сила, позволяющая ей быть источником жизни, радости, силы и вдохновения. На ней держится земля. Идеал красоты женщины позволяет видеть прекрасное в окружающем мире, любить, ценить и созидать его. Мудрейшие утверждали: «Красота – это королева, которая правит миром». Вся история человечества так или иначе связана с поисками женского идеала.
Идея данной работы- познакомиться и проследить изменения идеалов женской красоты на протяжении веков. Помогут в этом произведения искусства и памятники художественной мировой культуры.
Венера Виллендорфская
С первыми известными изображениями женщин знакомит небольшая статуэтка высотой 11 см. Она имеет очень интересную форму. Это изображение представляет собой короткое оплывшее жиром туловище, с чётко выраженными линиями, подчёркивающими её груди, живот, бёдра, крохотные руки и ноги, лицо без очертаний. На голове видны хорошо вырезанные волосы или головной убор. Подобное телосложение в каменном веке говорит о доступе к большому количеству пищи и, следовательно, о достаточно высоком положении этой женщины. Возможно она была главой рода или матерью-прародительницей. Профессионалами же она отождествляется с Матерью Землёй —богиней плодородия, почитавшейся в доиндоевропейской Европе.
Прозвище «Венера» родилось как шутка и прилипло к ископаемым статуэткам женщин каменного века, характеристика которых — изображение чрезвычайно тучных матрон. Таким образом, первое представление об идеале женской красоты- культ плодовитости женщины: красота и выживание тесно связаны между собой.
Царица Нефертити
Почти 33 века отделяют нас от эпохи, когда жила египетская царица Нефертити. Ее имя в переводе означает «прекрасная пришла». Она была женой фараона Аменхотепа IV.
Во времена, предшествовавшие правлению Аменхотепа IV, изображение правителей было идеализацией образа, портрет должен был показать фараона как земное воплощение божественного. При Аменхотепе IV художники отошли от этой традиции, стремясь к правдоподобию и портретному сходству не только лица, но и фигуры. Сохранились скульптурные изображения фараона с его женой и дочерьми, где явно видно теплое отношение между членами семьи.
Современники с восхищением говорили о Нефертити, называя ее «прекрасною ликом», «умиротворяющей солнце голосом сладостным». Многочисленные изображения дают представление об образе царицы. Нефертити была невысокого роста, стройного сложения, отличалась красивой посадкой головы на длинной шее. Полуопущенные веки, слегка прикрывавшие большие глаза продолговатого разреза, придавали взгляду мягкий меланхолический характер. Ее прекрасный образ остается на века воплощением женственности и красоты.
Известный египтолог Георг Эберс в романе «Уарда» так описывает египтянку: «В ее жилах не было ни капли чужеземной крови, о чем свидетельствовал смугловатый оттенок ее кожи и. теплый, свежий и ровный румянец, средний между золотисто-желтым и коричневато-бронзовым. О чистоте крови говорили также ее прямой нос, благородной формы лоб, гладкие, но жесткие волосы цвета воронова крыла и изящные руки и ноги, украшенные браслетами».
Современникам особенно известен бюст из раскрашенного известняка, сделанный в натуральную величину.
На царице надет высокий синий головной убор, большое разноцветное ожерелье. Лицо окрашено в розовый цвет, губы красные, брови черные. В правой орбите сохранился глаз из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Тонкая длинная шея словно гнется под тяжестью убора. Голова выдвинута немного вперед, и это движение придает равновесие всей скульптуре. Широкие тяжелые веки слегка закрывают глаза, придавая лицу выражение сосредоточенной созерцательности и легкой усталости. Скульптор сумел передать следы прожитых лет, разочарования, каких-то тяжелых переживаний. Может быть, портрет был создан после смерти одной из дочерей Нефертити, царевны Макетатон.
Грациозность, стройность, величественность, женственность, божественность- именно так хочется охарактеризовать данный образ. Глядя на изображение Нефертити, невольно подтягиваешься, распрямляешь плечи и примеряешь на себе ее красоту, а вместе с ней- и внутреннее спокойство, рассудительность. Вот насколько велика сила идеала женской красоты того времени!
Афродита-Венера Милосская
Античность- колыбель европейской художественной культуры. В то время мир был охвачен идеей гармоничного развития человеческого тела и ума. Идеальные пропорции тела выражали эстетическое совершенство и считались самым важным критерием красоты. Женской красоте придавали огромное значение, считалось, что представительницы прекрасного пола должны быть очаровательными и стройными. «Светлее слоновой кости» должна была быть кожа красавицы. Кроме того, красивыми считались только те, кто буквально излучал юность.
Ни одна богиня античного мира не могла превзойти Афродиту (в Риме ее называли Венерой). Афродита с острова Мелос- одна из немногих скульптур, найденная неповрежденной, но при борьбе за обладание статуей руки ее были утеряны. Всему миру известно бессмертное изображение богини – статуя Венеры Милосской, созданная около 100 г. до н. э. Даже лишенная рук и покрытая щербинками античная богиня чарует всех своим совершенством. Слегка наклонена ее маленькая голова на стройной шее, приподнялось одно плечо и опустилось другое, гибко изогнулся стан. Мягкость и нежность кожи Венеры оттеняет соскользнувшая на бедра драпировка. Невозможно оторвать глаз от скульптуры, почти два века покоряющей мир своей чарующей красотой и женственностью. Когда мы произносим имя «Афродита-Венера», сразу же встает воспетый в древнегреческих мифах образ богини, «улыбколюбивой» девы с «ресницами гнутыми». Вот она, рожденная из морской пены, выходит на пустынный берег Киферы. Там, где богиня ступает, поднимаются травы и распускаются розы, анемоны, фиалки, нарциссы, лилии. Где Венера ни появляется, ее красоте поклоняются все: и боги, и люди, и даже звери. Венера излучает пронизывающую весь мир любовь, и никто не может избежать ее власти, даже сами боги.
Немецкий искусствовед Г. Мюллер писал о Венере: «Она самая красивая из всех богинь, вечно юная и пленительная. Ее прекрасные очи сулят одно блаженство, она обладает волшебным поясом, в котором заключены все чары любви».
В ее мифологии (и, следовательно, в образе) слились воедино греческие и восточные черты, оттого представление о Венере и сделалось столь многосторонним. Кроме того, что Венера — богиня любви, красоты и юности, но еще и богиня супружества, плодовитости, «устроительница радостных браков» (не говоря уже о других значениях ее образа).
Чистый, величавый в своей пленительной женственности идеал вечной красоты! В образ Венеры Милосской влюбляются сразу, ей посвящено много поэтических строф, в том числе и русскими поэтами :
И целомудренно и смело,
До чресл сияя наготой,
Цветет божественное тело
Неувядающей красой.
Под этой сенью прихотливой
Слегка приподнятых волос
Как много неги горделивой
В небесном лике разлилось.
А. А. Фет.
Красивое атлетическое телосложение, подтянутость, ухоженность, небольшая грудь, широкие бедра, миниатюрность- вот что входит в идеал молодости и красоты женщин античного времени.
Средневековая нимфа-Дева Мария
А вот в средние века земная красота считалась греховной, а наслаждение ею – недозволенным. Излишняя забота о теле, как и использование макияжа, считалась грехом и даже связывалась с языческой верой. Красивая женщина вызывала недоверие, считалась опасной, так как именно из-за Евы первые люди были изгнаны из рая. Женская красота, как считалось в средневековье, вызывает опасность грехопадения. Но и в те времена существовал идеал красоты, который предполагал очень светлую, даже болезненно бледную кожу. Такого цвета лица средневековые красавицы добивались благодаря регулярным кровопусканиям и использованию токсичных отбеливающих средств. Часто скрытое под широкими одеждами, тело идеальной женщины должно было соответствовать особым канонам. Женщина должна быть широкоплечей с маленькой упругой грудью, осиной талией, узкими бедрами и округлым животиком. Особое внимание заслуживали молодость и светлые волосы, которые полностью прятали волосы. Был предан забвению весь арсенал средств для улучшения внешности, которые были так популярны в античные времена.
Официальным идеалом женщины во внешности и поведении считалась Дева Мария. Она должна была быть скромной, невинной и смиренной. Этому лучше всего соответствовал удлиненный овал лица, подчеркнуто высокий лоб, огромные глаза, тонкий прямой нос и маленький рот.
Образ девы Марии запечатлил на своих полотнах основоположник стиля Высокого Возрождения в живописи Леонардо да Винчи. Мария, в темной синей одежде, сидит или стоит на коленях, почти в центре группы. Она пристально и мягко смотрит на просящего Иоанна, правой рукой обнимая его за плечи, в то время как, ее левая рука поднята защищающе над Иисусом.
«Дева Мария в гроте».
Младший современник Леонардо да Винчи Рафаэль Санти посвятил свое творчество возвеличиванию самых чистых и прекрасных идеалов.
«Сикстинская мадонна».
Одна из первых мадонн Рафаэля раскрывает нежный, просветленный образ молодой матери. Красота лика Девы Марии, шагнувшей с облаков к людям и несущей им на руках самое дорогое - своего сына, плавные, словно певучие линии рисунка, пластичность форм- все это создает настроение возвышенной поэтичности и покоя. Мадонна не только красива, она еще и бесконечно мудра. Ее взор, кажется, проникает в самую глубь явлений. О ней можно сказать словами стихов Сервантеса, посвященных поэзии:
Она умеет видеть суть явлений и там, где для мудрейшего темно
Эта мадонна – воплощение того идеала красоты и добра, который воодушевлял народ.
Идеал эпохи возрождения
В эпоху Возрождения человечество вновь открыло античную культуру и ее идеал красоты. Идеальными считались стройная «лебединая шея» и высокий чистый лоб. Чтобы следовать этой моде, для удлинения овала лица женщины выбривали спереди волосы и выщипывали брови. На картинах того времени женское тело изображалось очень чувственным. В то время как руки и ноги должны были быть очень изящными, живот и бедра могли быть приятно округлыми, вместо тонких, стройных подвижных фигур торжествуют пышные формы, могучие тела с широкими бедрами, с роскошной полнотой шеи и плеч.
Не правда ли- примерам нет конца
Тому, как образ, в камне воплощенный,
Пленяет взор потомка восхищенный
И замыслом и почерком резца?
Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
Микеланджело Буанарроти
Нравственный и эстетический идеал эпохи Возрождения воплощает портрет прекрасной Моно Лизы художника Леонардо да Винчи.
В облике этой женщины предстает перед нами одухотворенное «лицо» этого времени, озаренное чувством собственного достоинства, богатством интеллекта, глубиной душевных переживаний. В Джоконде создан неповторимый по сложности, тонкости психологический портрет Человека. Эта добродетельная, в скромной одежде дама, скрывает за улыбчивой маской душу трепетную, глубокую, ум острый, все постигающий. Лицо Джоконды отражает богатство оттенков ее духовной жизни. Нежная и мудрая, стыдливая и фривольная, предстает она перед нами, простая и сложная, таинственно-привлекательная, с лицом почти статичным, она все же обладает магнетизмом необычайного, скрытого движения. Но что придает облику молодой дамы эту колдовскую живость? Улыбка. Она еле тронула уголки целомудренных губ. Притаилась в чуть-чуть припухлых девичьих ямочках у рта и, подобно зарнице, ответно блеснула в темных, расширенных зрачках, прикрытых округлыми лукообразными веками.
Образ, который мы видим на портрете, - собирательный, идеальный образ молодой женщины той эпохи.
Долой естественность
Барокко, наступившее вслед за Возрождением (16-17 века), вытеснило ценившуюся ранее естественность. В то время моду всей Европе диктовал французский Версаль - двор Людовика XIV. Балы и маскарады, многочисленная свита и любовницы короля задавали какой-то новый, театральный тон. Именно в этот период стала популярна пышность женских форм. Идеал красоты как выражение вкусов высшей аристократии отводит от строгих классических форм. Главными признаками красоты считали белизну кожи и нежный румянец. Нарочитая сложность извилистых форм подчеркивалась во всем – и в прическе, и в декоративной косметике, и в одежде. Декольте смело открывало грудь, которая поддерживалась с помощью корсета. Платья на кринолинах перегружали мехами, лентами, кружевами, длинными шлейфами. Один из хронистов XVI столетия приводит свою, довольно оригинальную и совершенно нестандартную, формулу женской красоты, кратную числу три. По его мнению, у красивой женщины должны быть: три белые – кожа, зубы, руки, три черные – глаза, брови, ресницы, три красные – губы, щеки, ногти, три длинные – тело, волосы и руки, три широкие – грудная клетка, лоб, расстояние между бровями, три узкие – рот, плечо, ступня, три тонкие – пальцы, волосы, губы, три округлые – руки, торс, бедра, три маленькие – груди, нос и ноги. Идеал женской красоты запечатлен фламандским гением Рубенсом.
Рубенс Петер Пауль. Елена Фоурмент
Его обожание волшебством кисти превращало Елену Фоурмент в античную или библейскую богиню, и такой она предстала перед нами через столетия, не утратив своего величия и красоты. Ее облик, ее лицо, ее фигура, пышные формы ее тела, перламутровый цвет ее кожи мы увидим во многих картинах.
В мире изящества и кокетства
В начале 18-го века на смену барокко приходит новый стиль - рококо. Он кардинально изменил представления о канонах женской красоты. На смену толстушкам, затянутым в неимоверные корсеты, пришли хрупкие, изящные женщины. Наряды дам все больше напоминали античные туники и делались из такого тонкого муслина, что немало красавиц поплатилось здоровьем и даже жизнью за стремление следовать моде - воспаление легких стало одним из самых распространенных светских заболеваний.
Ф. Рокотов "Портрет неизвестной в pозовом платье"
К концу 18 века поистине блистательно развилась русская портретная живопись. Одной из главных тем здесь становится воспевание идеального образа женщины. Художник должен был прежде всего изображать женское очарованье, в чем бы оно не заключалось. Женщины на этих портретах кокетливы и обольстительны. В портретах художников-иностранцев в России дамы напоминают кукол: игриво улыбаются, жеманно наклоняют головку и очень этим похожи друг на друга. Но русские художники - Рокотов, Левицкий, Аргунов, а позже Боровиковский вносят в этот образец психологическое оживление, конкретность характера. В их портретах облик дам передает живую картину нравов, моды и вкусов эпохи женского всевластья, мы находим в них надменную красоту и нежную мечтательность, прихотливое кокетство и скромность, суровую замкнутость и душевное обаяние. Главное в жизни - властвовать в сердцах мужчин.
Ф. Боровиковский "Портрет Лопухиной"
Классицизм стал последним примером «тотальной моды». Он предписывал женщинам носить величественно скромную одежду греческих богинь. Ткани естественно облегали стан, поэтому легко было придать изящество позе. Подчеркнутая простота одежды давала возможность уделить особое внимание пластическому совершенству шеи и рук. На портретах художника Ф. Боровиковского женщины уже не носят пышных обольстительных нарядов, а одеты в простые одеяния античных богинь. Героини того времени в то же время неповторимы в своей красоте и обаянии.
Не раз менялся идеал красоты в XIX веке. В самом его начале в моду входит одежда с сильно завышенной талией (под грудью), сшитая из тонких, полупрозрачных тканей, мягко обволакивающих фигуру.
Затем, к 30-40-м годам, талия опускается на свое обычное место, туго затягивается корсетом, а юбки становятся пышными, широкими.
Портрет Н. Пушкиной работы А. П. Брюллова
В 80-е годы в моду входят турнюры – объемные драпировки и банты сзади, к низу от талии. Силуэт фигуры в профиль приобретает необычайно женственную S-образную изогнутость. Но в целом мода XIX века тяготела к искусственности. Идеалом красоты считались «осиные талии», бледные лица, изнеженность и утонченность. Все естественное, натуральное казалось грубым, примитивным. Здоровый румянец и загар, крепкое, сильное тело были признаками низкого происхождения.
Уже в конце XIX века стилей было так много, и сменяли они друг друга так быстро, что трудно выявить какой-то один определенный эталон красоты.
Божественную красоту Жанны Самари, актрисы театра, представил обществу Ренуар. «Что за кожа! — восклицал Ренуар. — Право, она все освещает вокруг. Настоящий солнечный луч». Ренуар с упоением передавал на холсте шаловливую улыбку актрисы, искрящуюся голубизну ее глаз, свежее, как цветок, лицо.
Жанна Самари
На картине Жанна Самари изображена обращенной к зрителю, однако в ее внутреннем состоянии есть и некоторая отрешенность: женственно-прекрасная и обаятельная, она - здесь, перед нами, и в то же время словно чуть-чуть отдалена от нас. На розовом фоне горят золотистые волосы актрисы, подвижные мазки кисти художника намечают ее плечи; уплотняясь, они отчетливо лепят форму руки, которой актриса слегка подпирает голову. В ее внешности, в ее характере что-то привлекательное, то, что можно представить только кистью. И именно такой кистью и такими красками, которыми писал Ренуар.
Калейдоскоп женской красоты
Калейдоскопом женской красоты является век XX, в течение которого массовые симпатии отдавались то пышным и низкорослым женщинам, то- мальчиковым худышкам. Эталонами красоты успели побывать девушки самых разных типов. Век начинается образом хрупкой женщины-цветка. В ней нет почти ничего материального. Она стала объектом искусства для художников и поэтов. Наряды создаются для прекрасных муз, и чтобы носить их, земные женщины должны прилагать массу усилий. Настоящей музой того времени была Анна Павлова, воздушная и почти несовместимая в воображении с земным притяжением.
Свое видение внутреннего состояния женщины начала века представляет Пабло Пикассо в картине «Авиньонские девицы». Именно эта картина, так и оставшаяся непризнанной, знаменует открытие нового, «негритянского» периода в творчестве Пикассо и нового направления в мировом искусстве – кубизма. Картина навеяна борделем в квартале Калле д’Авиньон Барселоны. Пять обнаженных женских фигур, изображенных в разных ракурсах, заполняющих почти всю поверхность холста, как бы грубо вытесаны из твердого дерева или камня. Тела предельно обобщены, лица лишены выражения. Складки драпировок, составляющих фон картины, создают ощущение распада и дисгармонии.
В 20-е годы господствует мода девушки-парня: коротко стриженые волосы, непринуждённая, в короткой юбочке - вот новый идеал гермафродитской красоты. Бёдра и живот должны быть плоскими, грудь маленькой, а платья по колено без рукавов должны выставлять напоказ достаточно мускулистые руки и стройные ноги.
Идеал женщины-матери занимает значительное место в творчестве одного из крупных и оригинальных художников начала 20 века - К. Петрова-Водкина. Картина "Мать" представляет собой завершенное, отлично скомпонованное произведение, в котором художник добился полного, свежего и поэтического раскрытия темы. Картина отличается особой ясностью и прозрачностью красок, среди которых доминируют пылающе-красная и различные оттенки ультрамариново-синих. Это - гимн семейному счастью, радости и святости материнской любви.
К. Петров-Водкин «Мать»
В этом живописном полотне Петров-Водкин преследует одну из основных целей - раскрыть средствами живописи сущность и красоту жизни во всех ее проявлениях. Это - возвышенный образ матери, непреходящий в своей душевной чистоте и нравственной силе. Ведь еще в древние времена женщина как основной источник жизни – "сосуд плодородия" – должна была обладать внешними признаками материнства. Молодая мать, прижимающая к себе спящего младенца, своим общим обликом, силуэтом напоминает мадонну.
После Второй Мировой войны худоба считается признаком плохого здоровья. Голливуд, всемогущая фабрика грёз, создаёт новый женский идеал: сексуальная блондинка а-ля Мэрилин Монро. Знаменитая актриса, начав свою карьеру, позируя обнажённой для календарей, стала символом красоты. Последующие десятилетия реанимировали женственность. "Высокая платиновая блондинка воплощение чистоты и сексуальности, страстности и детской наивности с пышными формами и большими голубыми глазами" начала завоевывать мир Ее пухлые губки, изящная талия, соблазнительные бедра, стройные точеные ножки и роскошный бюст сводят с ума самого президента Америки.
К женщине освобождённой
В XX веке единого стандарта женской красоты нет. Значительные социальные изменения в 60-х выразились и в появлении новых идеалов красоты. Британка Твигги стала первой знаменитой моделью, благодаря ей стали модными умеренные формы, более того, в глазах общества худоба стала синонимом красоты. Что касается макияжа, то губы красили неяркой матовой помадой, а глаза по контрасту подчеркивали подводкой.
Тонкая талия и роскошная объемная прическа – главные приметы моды 70-х. Макияж был ярким, цвета кричащими, и каждая модница мечтала о выразительных глазах. Вариантами этой моды были «цыганский стиль» и «блестящий образ».
80-е ознаменовались расцветом эмансипации женщин, которые все чаще стремились делать карьеру наравне с мужчинами. С сильной волей, четкими целями, в деловом костюме и в то же время с женственным макияжем – такая карьеристка могла преодолеть любые препятствия. Супермодели, такие как Синди Кроуфорд, Наоми Кэмпбел, Линда Евангелиста и Кристи Терлингтон, стали недостижимыми идеалами красоты.
В 90-е очень важной была идея о том, что через внешность выражается индивидуальность человека, а значит, нет, и не может быть общего для всех идеала внешности. Можно быть блондинкой, шатенкой или брюнеткой, главное – выразительные черты лица, запоминающийся облик, который не может быть вписан в жесткие стандарты красоты.
В то же время, все более популярным становится «natural look»: сдержанный макияж, натуральные оттенки волос. Если в 80-е модели казались созданиями неземной красоты, то теперь более актуальный стал образ «девушки из соседнего подъезда». Хайди Клум, обладая мягкой природной красотой и женственными формами, положила конец моде на крайне худых моделей, которые царили на подиуме в течение многих лет. В моде спортивная, эффектная женщина. Стандарт женской красоты определяют супермодели. Рост - не меньше 175 см. Объемы - 90-60-90.
Минувший век менял идеалы женской красоты, как перчатки. Казалось, все эпохи встретились в одном веке, и женщины стремились примерить красоту всего человечества на себе. На пьедестале эталонов сменяли друг друга спортсменки, нимфетки, изможденные девушки, горячие латиноамериканские красотки. Этот список можно продолжать довольно долго. А вот обобщенный портрет идеальной женщины нашего времени выглядит приблизительно так: она высокая, имеет спортивную, подтянутую фигуру, развитую грудь, узкую талию и длинные ноги.
Но, как знать, может быть, через пару десятков лет мы опять начнем восхищаться женщинами с пышными формами, и, позабыв про все диеты, будем всеми силами стараться поправиться. Вполне возможно, что стандарт женской красоты опять изменится, как это происходило уже много раз.
Красота- это королева, которая правит миром
Вся история человечества так или иначе связана с поиском женского идеала. Мудрейшие утверждали: «Красота- это королева, которая правит миром. » Любой век как в зеркале отражается в идеале женской красоты, на который, конечно, могут воздействовать вкусы и мода. Но есть идеал вне времени, вне моды и расхожих мнений. Это понимаешь, соприкасаясь с классикой. Общество в неоплатном долгу перед художниками, скульпторами, поэтами, композиторами. Ведь они не только тонко чувствуют прекрасное, и не просто наслаждаются им, а создают классику красоты, увековечивают ее в памяти.
Шедевры искусства от древнего мира до наших дней, на которых запечатлены образы прекрасной половины человечества, позволяют нам увидеть, как на внешность женщины, на ее душевный склад влияют общественные события, мода, литература, искусство и сама живопись. Новое искусство (кинематограф), продолжает создавать образ женщины. С широких экранов сходят молодые звёзды с пышными формами: Сильвана Мангано, Софи Лорэн, Лиз Тэйлор и Джина Лоллобрижида. В рекламе также преобладают однотипные красотки: чувственные женственные тела пышут здоровьем и достатком. Бледность осталась в прошлом, загорелое лицо свидетельствует о спортивной жизни на свежем воздухе. В моде бикини и мини юбка Изменение эстетического идеала не исключает единого для всех главного качества в самых разных типах красоты – гармонии. Как бы ни отличалась неповторимая египетская царица Нефертити от античной Венеры Милосской, прекрасная флорентинка Симонетта от таитянских красавиц Гогена или великолепные пышнотелые женщины, воспетые Рубенсом, от тренированного, спортивного типа нашей современницы – все они предполагают в своем облике определенную гармонию, такое взаимное соответствие всех черт и пропорций, которое создает законченный и целостный образ. Все носители культурной мудрости начиная со времен царя Соломона сходятся на этом: женщины должны быть прекрасными. Благоговение перед женской красотой питает романтизм, дает ему энергию и оправдание. Красота трансформирована в золотой идеал и является абстрактным объектом обожания.
Женщина должна быть красивой, женщина есть сама красота!
Комментарии