Традиционная мужская обувь тувинцев
Расположенная в центре азиатского материка, на юге Сибири, входящая в состав Сибирского федерального округа, Республика Тыва, отличается от других регионов Российской Федерации суровым, резко континентальным климатом. Зима морозная (температура +40, доходит в суровые зимы до -50 градусов), в котловинах малоснежная. Лето умеренно теплое в горах и котловинах (температура поднимается до +40 градусов и выше. )
Тувинский народ сохранил свою самобытность, национальную культуру, обычаи и традиции, язык и традиционную национальную одежду, в том числе и обувь, как часть костюма кочевника.
Тувинцы были кочевниками – скотоводами, мировоззрение кочевников не позволяло грубо вмешиваться на природу. В культуре был создан особый комплекс традиций и обычаев, отсекающих любую агрессию по отношению к среде обитания. По этой причине право на существование было оставлено на более мягкой стратегии поведения, основанной на приспособлении к окружающей среде.
Основную функцию защиты человека от негативного воздействия окружающей среды несла традиционная одежда. Жильё для кочевника, естественно имело значение, но зависимость от жилья носителя культуры была незначительной. В самый лютый мороз животновода и охотника спасали огонь и одежда.
Юноша с активной жизненной позицией должен осознавать современную действительность через призму прошлого, в единстве настоящего и будущего, осознавать себя в истории и историю в себе.
История – это наша судьба, это духовная биография народа.
Роль и значение национальной мужской обуви в воспитании подростков
«Кто не знает свое родство – измучается, кто не знает свою историю - заблудится»
Тувинская пословица
Девять трудностей, которые должен преодолеть мужчина
Тувинцы считали, что воспитание мальчика – это большая ответственность, оно требует усилий и много терпения. Настоящий мальчик – будущий защитник Отечества – воспитывается с малых лет, можно сказать, с пеленок.
Мальчику сызмальства нужны борьба, препятствие, физическая закалка – это определено самой природой. Желание и умение победить, соревноваться, рисковать, дух – соперничества – все это мужские качества.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что традиционная народная педагогика была сориентирована на подготовку воина, охотника, борца. Традиционные мужские игры или троеборье – борьба «хуреш», стрельба из лука и конские скачки – вот основа для воспитания настоящего мужчины, но это только для физического развития личности.
✓ Мудрость древнего народа сформулировал идеал настоящего мужчины «Эрнин эрези». Он «образно представлен в древних наставлениях, героических сказаниях, отражающих, девять преград, которые должен преодолеть мужчина. Если он преодолеет эти препятствия, сбудутся его мечты, и он приобретет свое доблестное имя. Они связаны с возрастом и предопределены народным бытом, культурой».
Вот они эти девять препятствий:
1. Парень закаляется в жгучих морозах – девяти кратных лютых стужах.
2. Девятилетний мальчик должен управлять лихой лошадью без седла на конских скачках.
3. Девятилетний мальчик должен быть хозяином девятиметрового аркана и ловить им лошадей.
4. Распознавать, откуда идут препятствия:
✓ по следу волка, медведя,
✓ различать домашнего оленя от дикого,
✓ определять жеребенка по ходу,
✓ по восходящему солнцу – день, по луне – дни месяца,
✓ по звездам – холод и жару,
✓ по облакам – снег или дождь.
5. Преодолеть жизненные трудности: пережить смерть самого близкого человека, пережить расставание с родной землей (землей предков), не тосковать, не грустить на чужбине, преодолеть клевету, не поддаваться уловкам льстивых людей – в жизни они обязательно встретятся.
6. Мужчина должен быть всегда в пути, перейти через девять рек.
7. Мужчина должен перейти девять горных перевалов – девять жизненных перевалов, решая важные родовые, семейные и народные дела.
8. Остерегаться грозы девяти небес (в мифологии). По словам древних тувинцев, мужчина должен не бояться ездить в любую погоду, днем и ночью, в любое время года, при любых обстоятельствах: тогда когда дует сильная буря, идет дождь, снегопад.
9. Мужчина в течение своей жизни должен получить дары Танды (девяти родовых гор).
Таким образом, «девять препятствий, которые должен преодолеть мужчина при жизни, можно назвать условно программой формирования настоящего мужчины»
Следуя, народным традициям маленький мальчик с колыбели до зрелого возраста должен был пройти все указанные трудности и испытания. Для этого взрослые начинают готовить его. Подготовка настоящего мужчины начинается с момента формирования у него чувства ответственности, самостоятельности и физической закалки. Они связаны с возрастом мужчины, что означает: с детства нужно так приучить сыновей, чтобы они преодолели трудности охотника, животновода, земледельца. Эта добрая традиция передавалась из поколения в поколение.
Роль и значение мужской обуви в воспитании мальчиков
По тувинскому обычаю праздник подстригания волос мальчика проводился, когда ему исполнялось три года, с учетом того, что он был в утробе матери девять месяцев, то есть фактически в два года. Основная цель проведения праздника – наделение ребенка личным имуществом. В этот день родственники дарят скот другое имущество, которое становится его собственностью. Таким образом, в три года мальчик становится владельцем скота, подаренные ему. Он должен хорошо запомнить внешний вид жеребенка, которого подарил ему родной дядя, во время обряда подстригания волос. С момента рождения до трех лет он носит мягкую обувь из войлока – попуки. С трех до пяти лет он носит бичи идик – мягкие войлочные сапоги. «Когда мальчику исполняется пять лет, отец дарит ему аркан из крепкой кожи шеи косули – самца».
По мнению автора книги «Традиционные мужские занятия тувинцев» Вячеслава Даржа на подготовку воинов была сориентирована вся традиционная культура кочевых народов и приводит следующий факт «Например, в прошлом, стрельбе из лука обучали всех мальчиков с детских лет. Можно утверждать, что в основе точной стрельбы воинов находилось система воспитания, основанная на стрельбе из лука с детского возраста. Взрослые вначале учили детей стрелять во вбитый в землю колышек, затем в сусликов, пташек и так далее, делали детям лук, и стрелы как игрушку, так как иных детских игрушек просто не существовало. Дети сами начинали подражать взрослым, в играх соревноваться в попадании в цель, охоте на сусликов и мелких птиц. Это походило на то, что каждый ребенок обучался верховой езде, которой фактически его никто не учил. Вначале катались на баранах и козлах, до тех пор, пока взрослые не начинали ругаться и отгонять от животных, затем переходили на телят»
Семилетний мальчик становится надежным помощником отца. Сына, достигшего семилетнего возраста, отец начинает брать с собой на ежегодный обряд освящения места, откуда начато рытье оросительного канала. Во время такого праздника организовывали конские скачки. Ученые приводят примеры «тогда неоседланными скакунами управляли мальчики в возрасте от восьми до тринадцати лет». В этом же возрасте мальчик начинает заниматься национальной борьбой «хуреш», обувшись в тувинскую обувь на толстой подошве, мать шьет ему специальные спортивные трусы – содак, полушубок – шуудак и головной убор – оваадай.
Доктор исторических наук Кенин – Лопсан. М. Б пишет, что «для мальчиков восьмилетнего возраста шили кадык идик из твердой кожи с тувинским национальным узором на голенищах.
Мы задались вопросом, почему именно в восьми, девяти лет мальчики начинали носить жесткие сапоги – кадыг идик. «Мальчиков в возрасте не позднее восьми, девяти, десяти лет учат самостоятельно оседлывать коня. Их учили одевать путы и треногу на ноги лошадей, привязывать арканом в местах с сочными травами. Если отец охотник, то он с ранних лет учит своих сыновей белковать, ловить горностая, показывает им, где можно найти ту или иную дичь. » В этом возрасте мальчики охотились на сусликов, зайцев, в качестве загонщиков и стрелков участвовали в охоте на марала, косулю и даже на волков.
Возраст от восьми до тринадцати лет является очень важным в воспитании подростка. Как знак взросления он начинает носить жесткие сапоги. В это же время он принимает участие в национальной борьбе хуреш, он оттачивает свое умение стрельбы из лука, становится опытным наездником. Это единый процесс становления мужчины – защитника – охотника – добытчика.
Девятилетний мальчик должен управлять лихой лошадью без седла на конских скачках. «Это очень серьезное и опасное испытание для мальчика в таком возрасте. В этом возрасте мальчик, не страшась должен уметь приучать молодых лошадей. Отец при этом мог узнать – храбрым растет его сын или нет. В девятилетнем возрасте мальчики уже могли одним махом поймать арканом лошадь».
Подводя итоги к первой главе, мы делаем следующие выводы: во – первых, к этому возрасту подросток уже научился ездить на неоседланном лошади и принимает участие в конских скачках.
Во – вторых, он умеет объезжать лошадь и уверенно сидит на седле.
В – третьих, надев, твердые сапоги и борцовский костюм мальчик начинает готовить себя в качестве борца национальной борьбы «хуреш».
Образ жизни кочевников произвел своеобразный отбор, такого элемента национального костюма, как мужские твердые сапоги. Только такая обувь обеспечивала неоспоримые преимущества их владельцу как всаднику, охотнику, воину, борцу. Это своеобразный знак взросления мальчик становится мужчиной.
Технология изготовления мужской обуви
Обувь шили женщины, полностью проводя все операции пошива (заготовка материала, раскрой). Шьют они жильными нитками. Начинают пошив с раскроя. Голенища для обуви высотой до колена, выкраивают из двух кусков кожи, затем их сшивают и обязательно делают три прокладки. Головку сапога также выкраивают из двух частей и сшивают с голенищем, а изнутри обязательно нашивают запятник из стеганого войлока. Носок на жестких сапогах всегда делают вздернутым кверху. «Подошва, обязательно слоенная из состоит из нескольких рядов простроченного войлока. Края подошвы обшивают белой материей, к которой пришивают рант из кожи, к которому пришивается подошва. Шьют кадыг идик специальным швом. Подкладку они не имели.
У тувинцев были два вида сапог для мужчин: мягкие и твердые.
Мягкие сапоги – это повседневная обувь, предназначенная для мужчин передвигающихся пешком. Мягкая обувь сшилось из шкуры козла, мехом внутрь, жильными нитками или ниткой, скрученной из шерсти коз. Голенище изготавливалось из двух кусков, с одной прокладкой между ними. Подошва ставилась мягкая, не толстая и притачивалась к кожаной прокладке так, чтобы она несколько выступала по краю в виде ранта название обоих частей одинаково.
Примечательно, что настоящее время технология изготовления мягкой мужской обуви изменилась. Например, «подошва изготовляется из относительно толстой кожи, полученные из шкур с шейной части быков или маралов».
В летнее время мягкие сапоги носили, обернув ноги особым образом в сухую траву, отсюда название стелек на тувинском – «оът» - трава. Использовалась сухая, прошлогодняя трава с горных склонов.
Носили традиционную обувь летом и зимой обязательно со стельками. Стельки – оът, готовили из сарыг сиген, травы растущей на солнцепеках, южных склонах гор. Сухие стебли подрезали по длине обуви и закладывали внутрь. В холодное время года сапоги носили с войлочными чулками – кидис ук. Для производства войлочных чулок готовили специальный, очень мягкий и теплый войлок из ягнячьей шерсти – хураган дукю. Использовали также овечью шерсть осенней подстрижки – агарлаар. Ежегодно для получения шерсти агарлаар овец специально подстригали в конце сентября. Из полученной шерсти катали носки – ук. Для этого вначале шерсть перебирают, отделяя ость и мусор, затем аккуратно укладывают, размером чуть более контура ноги из расчета производства двух носков одновременно. При этом шерсть кладут с расчетом получения войлока толщиной илиг (толщина среднего пальца) вокруг стопы. Голенище выполняют толщиной в половину слоя войлоке на стопе. Далее на разложенную шерсть кладут лекало – улегер по размеру ноги человека, для которого готовились носки. Края выложенной шерсти подгибают, вокруг разглаживая шерсть. После того, как шерсть уляжется, ножом разрезают посередине голенища, отделяя, пару носков друг от друга. Место разреза тщательно разглаживают и носки вывешивают сушиться.
Исследователи добавляют, что существует разновидности мягких сапог, предназначенных для ходьбы, носили сапоги «до колен, сшитые из лапок марала. Эта была прочная удобная обувь, главное ее преимущество заключалось в том, что к ней не залипал снег, благодаря направлению ворса этой обуви было легко ходить по относительно глубокому снегу.
К мягкой обуви можно отнести и длинные до паха, сапоги, напоминающие торбаса северных народов. «Эти сапоги широко использовали жители восточной части Тувы, районов Тоджи, Кунгуртуга. Их сшили из шкур домашних и диких животных. Сапоги были с мягкой подошвой, до нижней части коленного сустава они выполнялись из камуса северного оленя, маралов или лося. Часть сапог выше колена до паховой области выполнялась из хорошо выделанной мягкой шкуры оленя».
О том, что существовали высокие мягкие сапоги, указывает Леонид Павлович Потапов, этнограф, крупный исследователь истории народов Центральной Азии, который много работал со своими информаторами: «вспоминают старики, сшили обувь из комусов с ног лошади, коровы с высокими (за колено) голенищами, которые завязывались ременными завязками. Такая обувь имела очень тонкую подошву».
Каждая разновидность обуви имела свое назначение. Мягкая обувь – это повседневная обувь, рабочая обувь. Твердые сапоги - праздничная обувь.
Существовало еще один вид мягкой обуви – майыктааш.
Существовал еще один вид обуви детский. Считалось, что «если будет у новорожденного ребенка мерзнуть ноги, у него могут развиваться болезни почек и мочевого пузыря. И поэтому обматывали теплым войлоком».
Первая обувь «попук», которую сшили для мальчиков и девочек, делалась из войлока. Попук шьют ребенку, когда он начинает ползать и ходит в юрте. Попук имеет вид чулка, сшитого из одного или двух кусков войлока (голенище с головкой целиком). Высота голенища попука доходит ребенку до колен. Это обувь шьется одинаково, как для мальчиков, так и для девочек. После попука детям шили бичии идик – маленькие сапоги. Изготовляли их из выделанной кожи и из шкуры мехом внутрь. Их уже кроят по стандарту взрослой обуви, делают голенище головку и подошву.
Таким образом, твердые сапоги мальчики носили с пяти лет так они начинали взрослеть, быстрее овладевали искусством верховой езды, и приучали молодых лошадей. Разновидности тувинских сапог:
• детские,
• взрослые, мягкие, имеющие три разновидности: для повседневной пешей ходьбы, мягкие с высокими голенищами, предназначенные специально для соболиной охоты с ремешками, и мягкие длинные сапоги используемые жителями Кунгуртуга, Тоджи, где выпадает много снега, мягкие тапочки для бесшумной ходьбы, связанные из овечьей шерсти, как носки – без голенищ для бесшумного приближения к зверю,
• жесткие, твердые мужские сапоги, имеющие два вида для охоты и борьбы хуреш.
Каждая разновидность обуви имела свое предназначение, свою технологию и время, когда необходимо было носить данный вид обуви. Следует отметить, что в настоящее время постоянно носят детскую обувь и почти все виды взрослой мужской обуви.
Секрет конструкции твердых мужских сапог – кадыг идик
Данная глава является завершающей. В ней мы попытаемся обобщить полученные данные и выяснить, почему у тувинских сапог вздернутый носок и разгадать в чем их преимущество.
Твердые сапоги «кадыг идик» - особый вид специальной, военной обуви, предназначенной для верховой езды. Голенища сапог из толстой, твердой кожи выполняли функцию идентичную горнолыжным ботинкам, снижающих нагрузку на голеностопный сустав.
Вздернутый вверх носок сапога в сочетании со связанными под брюхом коня стременами служил для удержания всадника на коне, особенно от опрокидывания назад на круп коня в случае захвата арканом, крюком, от встречного удара копьем противника, либо применения собственного копья. Всадник имел два хорошо зафиксированных для каждой ноги и, как следствие дополнительную опору для ног. Хорошую опору для ног создавали стремена с увеличенными площадками круглой формы. Наездник получал дополнительную опору, зацепившись поднятым носком сапога за дужку стремени, что было важно, так как наездник вынужден постоянно наклоняться. Таким образом, жесткие сапоги ничем не сковывали движение всадника.
Вздернутый носок всаднику значительно увеличить возможность маневрирование, выполняя маневрирование всем корпусом, что давало колоссальное преимущество при стрельбе из лука и выполнение уклонов для защиты противника.
При охоте на лиц и волков сапоги традиционного кроя позволяли охотникам на скаку наносить точные и сильные удары плетью с грузом на конце. Выбить из седла всадника, обутого в такие сапоги, было чрезвычайно сложно.
Толстая, прочная и жесткая кожа на голенищах сапог помимо снижения нагрузки на голеностопный сустав служила для защиты ног всадника, в сочетании с прочным чепраком и переметным сумами частично прикрывало бок коня от воздействия оружием противника.
Широкая часть голенища сапог, выполненная из грубой, негнущейся кожи, была призвана предохранять ногу всадника, от проскальзывания внутрь отверстия стремени. Подобное положение было чрезвычайно опасно, поскольку при опрокидывании могло привести к травме или гибели человека. Широкие голенища сапог из толстой грубой кожи помимо безопасности, не только защищали ногу от кустарников, стволов деревьев, камней и воды вовремя передвижения верхом, но и благодаря своей ширине, не сдавливали икры ног, способствовали свободному кровотоку, как следствие, наездник меньше утомлялся. Тувинский сапог скроен таким образом, что его даже при желании сложно засунуть внутрь стремени, вместе с тем, и выскользнуть непроизвольно из стремени просто так, из – за формы приподнятого носка, нога, обутая в такой сапог, тоже не могла.
При передвижении пешком такие сапоги не позволяли ломать кустарники, молодую траву. Таким образом, твердые сапоги – особая форма экологичной обуви, не причиняющей вреда не только владельцу обуви, но и окружающей природе (мелкие насекомые, даже если попадали под ноги, они не гибли из – за вздернутого носка, а трава снова приподнималась. )
Таким образом, благодаря особой конструкции твердые сапоги являются универсальной обувью не только для кочевника – скотовода, но и для охотника, воина, борца, имеющей неоспоримые преимущества для носителей культуры.
Заключение
Сегодня, в век генной инженерии, нанотехнологий, интернета и цифрового телевидении было бы не правильно призывать молодых людей надевать национальные сапоги, заставлять идти в спортивные залы и стадионы для занятий борьбой и стрельбой из лука, но следовать вековой мудростью народа, передающийся из поколения в поколение нужно. Нужно изучать материальную культуру, традиционный костюм, его элементы, знать их практическое значение.
Не секрет роль и авторитет мужчины в целом, в обществе падает. Наши ребята слабы физически и не спортивны, робки, стыдливы. Попадая в ряды российской армии, они ощущают свою физическую не подготовленность, моральную неустойчивость, психологический дискомфорт. А стране и ее Вооруженным силам нужно сильное, боевое, физически выносливое пополнение – такие ребята, которые не спасуют перед трудностями.
Для того, чтобы воспитать у мальчиков мужской характер, повысить мужское достоинство, энтузиазм и геройство нужно не разрывать связь времен, разрывать связь поколений.
Изучение такого элемента традиционного национального костюма, как мужская обувь дала возможность углубить этнопедагогические и этнографические знания. Действительно, мужчина в течении всей своей жизни ,преодолевая девять препятствий закаляет себя, преодолевает преграды, становится ответственным и самостоятельным.
Раскрывая во второй главе значение мужской обуви в воспитании мальчиков – подростков мы узнали не только о существовании различных видов обуви, но и какую конкретную, практическую значимость они имели в воспитании мальчиков.
Технология изготовления традиционной мужской обуви претерпела значительные изменения. Так, например, сегодня изготовлением обуви – твердых сапог, как для борцов занимаются мастера – мужчины. Работая над этой темой, мы взяли интервью с мастером по пошиву национальной обуви Оюн Андреем Михайловичем, владельцем мастерской. Все мастера, работающие у него мужчины. Заказы в основном делают спортсмены – хурешисты. Сам процесс пошива обуви, подготовка материала в основном происходит вручную, но технический процесс не стоит на месте и некоторые операции по пошиву происходит при применении сапожной швейной машинки, да и материал используется готовый, фабричного производства - кожа.
Еще один важный вывод. Сегодня, многие матери сами шьют детскую обувь или заказывают мастерицам. Это: попуки и бичи идики до пяти лет. Традиция сохраняется. На улицах столицы нашей Республики, а не только в далеких труднодоступных районах мы встречаем мужчин, зрелых, но все чаще молодых, обутых в национальные сапоги. Носят они их, не из – за красоты и экзотики, а именно из – за их качества и функциональности: в них не страшны лютые зимние морозы.
Комментарии