Быт древних аборигенов Сибири
Телеуты – древние аборигены Сибири. Эта народность тюркского происхождения. Старинное телеутское предание говорит о том, что телеуты когда-то кочевали вместе с телесами в Алтайских горах по берегам Телецкого озера, от которого по их утверждению, получили и свое название.
Доказательством этого предания является то, что язык, вера и многие обряды телеутов и телесов имеют большое сходство.
Я считаю, что данная тема очень интересна для людей всех возрастов, т. к. происхождение культуры коренных жителей Кузбасса должен знать каждый. Ведь это же наш край и его история будет всегда актуальна для всех поколений.
В первой главе говорится о происхождении и расселении телеутов, и их религии. Этнический состав бачатских телеутов – это результат включения в телеутскую этническую общность в течение XVII-XIX вв. ряда родовых групп тюльберов, чедыберов, ач-кыштамов, абинцев, ячинцев и других.
Также в главе 1 пункт 1 освятил вопрос, касающийся религии телеутов. Следует отметить, что в религиозных представлениях бачатских телеутов, наряду с общетюркскими персонажами и образами выявляется значительное своеобразие как в представлениях о картине миров, так и в их восприятии образов божеств и духов, отличающее их от Саяно-Алтайских. Так, у телеутов отмечено деление Вселенной не на три, а пять миров, почитание отца всех людей – Адама, представление о верховном Ульгене как о женщине матери и т. п.
Живы телеутские традиции сегодня не только в песне, но и в праздниках, обрядах, гуляньях, национальной одежде. Полностью сохраняют самобытные черты свадебный обряд, крестины и др. культура телеутов очень ярка и самобытна.
Этническая история бачатских телеутов и их материальная культура
История телеутской народности
Телеуты – это древнейшие жители Кузнецкой земли. По своему происхождению они относятся к кочевым скотоводам тюркоязычных племен «теле», входивших в тюркский каганат VI-VIII вв. , не имеющих никакого отношения к монголоязычным калмыкам или ойротам. Название «теле», как утверждают китайские и древнетюркские летописи, принадлежит большому числу древних племен, кочевавших на огромной территории Монголии и Тувы, Русского и Монгольского Алтая.
Старинное телеутское предание говорит о том, что телеуты когда-то кочевали вместе с телесами в Алтайских горах по берегам Телецкого озера, от которого, по их утверждению, получили и свое название. Доказательством этого предания является то, что язык, вера и многие обряды телеутов и телесов имеют большое сходство.
Кроме того, в сибирских летописях телеуты и телесы известны под именем калмыков. Первые – под именем белых, а вторые – под именем черных. Причиной этих названий историк Сибири Г. Ф. Миллер считает цвет их лица, а И. Г. Георги – прежнее место жительства телеутов близ гор, покрытых вечным снегом.
Впервые название «телеут» в русских документах появилось в начале XVII в. Это было связано с тем, что князь родственного телеутам племени Еуштинцев Тоян поехал в Москву к русскому царю Борису Годунову с челобитной, в которой излагалась просьба о принятии его и его людей в состав Русского государства.
Телеуты в XVII – первой половине XVIII вв. сыграли решающую роль в формировании южно-алтайских племен и оказали влияние на состав шорцев и других тюркоязычных народов юга Западной Сибири.
В конце XIX - начале ХХ вв. основным центром проживания телеутов была средняя часть Кузнецкого округа по р. р. Большой и Малый Бачаты, Каргачату, Ускату, Кантельке и Томи, где были образованы три телеутские «инородные» управы. Поэтому нередко русские называли телеутов бачатцами, а сами себя они называли «пайат-кижи» по р. Бачату.
Общее число телеутов в Кузнецком округе определялось в 4426 душ обоего пола.
В Бийском округе телеуты обитали в двух управах: Сарасинской и Быстрянской с населением в 540 и 3521 человек. На начало ХХ века телеутов было 9200 человек во всех трех округах. Безусловно, это была малая доля когда-то огромного телеутского племени, кочевавшего в южной части Западной Сибири.
Большой интерес для нас представляет Этнографический чертеж Сибири, выполненный С. У. Ремезовым («Служебная книга Сибири»). На этом чертеже разграничены земли сибирских народов Верхнего Приобья, Горного Алтая, Томского и Кузнецкого уездов. И одна из земель – Телеутская землица.
В научной литературе телеутов относят к этнографической группе южных алтайцев на основании их общего с южными алтайцами происхождения, но новейшие исследования по истории, этнографии, антропологии и языку опровергают такое утверждение и показывают непрерывное самостоятельное этническое развитие телеутской народности, а не утрату ею основных этнических характеристик.
Основным показателем этнического своеобразия телеутов является их язык, который может рассматриваться как самостоятельный объект исследования без диалектной отнесенности к алтайскому языку, антропологический тип (томский антрополог А. Р. Ким указывает, что телеуты физически наиболее близки к качинцам, кызылам, чулымцам, шорцам, что от собственно алтайцев они отличаются наличием европеоидных черт), национальная одежда, тип хозяйства (относительно высокое развитие земледелия и скотоводства), семейная обрядность. Кроме этого, антропологический материал А. Р. Кима позволяет предположить, что предки телеутов обитали в Кузнецкой котловине уже в эпоху средневековья, и дает основания проследить по данным краниологии генетическую связь современных телеутов со средневековым населением этой территории.
Ведущая форма религии у телеутов – шаманизм. Телеуты по своим религиозным убеждениям обожествляли землю, солнце, горы, реки и т. д. , верили в добрых и злых духов, которым приносили в жертву домашних животных. Шаманы приписывали себе способность как лечить людей и скот, так и портить их, т. е. навлекать на них болезни и горе. Они камлали над больными, принимали активное участие по многих общинных, родовых и семейных обрядах: испрашивание благополучия, погребальная обрядность (самая консервативная часть духовной культуры любого народа). У телеутов есть ритуальное сооружение из высохших молоденьких березок (сом) в честь родовых духов-покровителей (языческий культ).
Шаманы требовали платы за камлания деньгами или скотом, уверяя, что благополучный исход исцеления больных зависит от размера жертвоприношения. Если оно было большим и щедрым, то выздоровление больного могло наступить, считали телеуты.
Язык телеутов издавна привлекал внимание ученых. Первые научные сведения и материалы по телеутскому языку Алтая содержатся в трудах исследователей тюркских языков – членов Алтайской духовной миссии, ставших впоследствии авторами «Грамматики алтайского языка».
Язык телеутов, проживающих на Алтае, считается одним из диалектов алтайского литературного языка. Именно на его основе была написана первая «Грамматика алтайского языка, но большая часть телеутов оказалась вне пределов действия алтайского литературного языка. Эти группы телеутов не имели долгое время возможности изучать свой родной язык, свою историю, что вело к утрате национальной культуры, к потере этнического самосознания.
Письменность, созданная православными миссионерами для телеутов, сейчас оказалась забытой. Этот письменный язык был использован миссионерами для обращения телеутов в христианство (из алтайских племен первыми приняли христианство телеуты), издания специальных научных трудов и печатания церковных книг.
В заключении этого раздела, я хочу отметить, что давно определилась неизбежность утраты самобытности телеутской народности. Этот процесс наблюдается как в материальной, так и в духовной культуре. Можно обнаружить катастрофически быстрое исчезновение самобытности предметов материальной и явлений духовной культуры телеутской народности. Эта утрата выражается в полном исчезновении такого жилища как полуземлянка, крайне редко можно увидеть деревянную, берестяную и чугунную домашнюю утварь, совершенно вышли из употребления традиционная мужская одежда и некоторые виды женской одежды, многие орудия охоты, ремесленного и земледельческого труда.
Давно исчезли первобытные кремниевые ружья, соха, мельницы и деревянные ступы для приготовления толкана и курмача.
Жилища и хозяйственные постройки телеутов
В наше время у телеутов на смену низеньким, тесным и очень убогим полуземлянкам пришли большие рубленые и кирпичные дома.
Следует отметить, что новые дома обычно строились выше по течению реки. По объяснению информаторов А. Г. Данилина, это делалось из-за опасения заражения какой-либо болезнью от нечистот, скапливающихся вокруг старых жилищ. Не менее важной причиной подобного выбора места для нового дома была и боязнь «душ»-двойников умерших родственников – узут. По представлениям телеутов, в жилище, построенное ниже по течению реки, узут может прийти, а выше по течению – нет. Этот запрет, вероятно, являлся следствием представлений о реке как о пути в страну мертвых, в страну узутов. У мрасских шорцев, например, до сих пор сохранились воспоминания об отправлении узута на небольшом плоту «сал» вниз по реке в «страну узутов».
Место для построек старались выбирать ровное и теплое, что определяли по количеству теплых испарений на этом месте в вечернее время. Строились, в основном, весной, так как весной было больше свободного времени, и весна считалась началом года, цветения, новой жизни вообще.
Дверь дома обычно выходила на восток. При закладке дома женщинам присутствовать запрещалось. Бревна для дома старались рубить в последних числах месяца. Если же бревна были срублены в первых числах месяца, то телеуты верили, что вскоре эти бревна могут сильно растрескаться. Такая же примета была и в отношении печи: если ее сделать в первых числах месяца, то она может быстро растрескаться и начать пропускать дым.
Если в течение трех лет в новом доме никто не умер, то считалось, что место выбрано хорошо и дом – счастливый.
Запрещалось строить двухэтажные дома, так как женщина, поднявшись на верхний этаж, могла оказаться над мужчиной. По этой же причине женщине нельзя было находиться на полатях, особенно, если в доме был кам (шаман), который из-за этого мог лишиться шаманской силы Мужчина не мог сам лазить в подпол, а если все-таки это было необходимо сделать, то он предварительно высылал из дома всех женщин. Объяснялось это, по-видимому, представлениями о женских вещах и вообще о женщине как средоточии отрицательных, «вредоносных» качеств. Подобные запреты налагались на женщину и по отношению к предметам убранства коня: ей запрещалось переступать через седло, хомут, оглобли. Если женщина садилась на седло (мужское), или только наступала на него, то седло окуривали, «очищали» огнем.
При постройке нового дома из нового материала телеуты устраивали «свадьбу дома» (уй тойы). Хозяин оповещает соседей, все население собирается в новый дом. Предварительно кам в сопровождении хозяина брызгает, обходя все углы, араку всем добрым духам (байана), перечисляя их имена. Гости приносят хозяину подарки: яйца, калачи, водку, кладут на стол деньги. Хозяева угощают их всем принесенным и своим угощением. При этом поют различные (обыкновенные) песни. Гуляют целый день, ходят друг к другу в гости.
Квартира богато обставлена мебелью. В спальнях гарнитуры, на стенах ковры, на полу паласы. В зале цветной телевизор, две стенки, кресла, диван, венские стулья, на стенах ковры и керамика-пират, здесь же стоит сервант, в котором помещены столовый сервиз на 12 персон и чайный на 6 персон, а также хрусталь. Пол покрыт паласом. В общей комнате трельяж, стол, шифоньер, кресла, стулья, швейная машинка, телефон, настенные часы, на стенах ковры, на полу палас. На веранде стол со стульями, магнитофон, на полу палас. Имеется специальная раздевалка для повседневной, в том числе и рабочей одежды и обуви. На крыльце диван, стол и 6 стульев. Ванная комната отделана кафельной плиткой, все полы покрыты линолеумом.
Фактически в каждом дворе имеются хозяйственные постройки для крупного рогатого скота или овец, свиней, птицы, также для хранения угля, дров и других нужд.
Амбары предназначались для хранения зерна и различных хозяйственных предметов. Крыши подобных хозяйственных построек чаще всего были двускатными или четырехскатными, крытые тесом. Поверх теса могли укладывать солому, а на нее землю или дерн. Впрочем, встречались и амбары, в которых роль крыши играл обычный горизонтальный настил.
Загоны для скота («чадырык» - донник, «чулан» - утепленный загон для ночного содержания скота) - чаще просто огороженное двойным плетнем пространство, иногда с крышей, покрывающей часть загона. Крыша делалась из жердей, поверх которых укладывались хворост или солома. Навоз в загонах не убирали. Подобные «чуланы» - загоны телеуты продолжали строить еще в первой половине XX. в. Устройство ворот в изгороди загонов аналогично воротам в поскотинах, встречающимся по сей день в ряде поселков Майзасского и Усть-Анзасского сельсоветов в Горной Шории.
Как и у русских переселенцев, у бачатских телеутов летом скот обычно пасся без пастуха внутри поскотины. В загон вечером пригоняли лишь дойных коров.
Для овец делались «хлевушке» в виде бревенчатых или плетневых сараев, крытых соломой. Если овчарня сооружалась по типу «полуземлянки», то она носила название «кажаган». В стене делали один-два небольших окна. На ночь хлев закрывали дверьми. В ач-кыштымском улусе Крутом хлев представлял собой небольшой навес: на два вертикально поставленных столба укладывали поперечину (матицу), на которую под углом (от земли до матицы) настилали крышу, засыпавшуюся землей. Стен не было.
Устройство курятников («куш уйазы» или «кажаган»), напоминало землянку: в земле выкапывали яму, глубиной до I м, поверх которой укладывали плоскую или односкатную крышу, засыпавшуюся землей, или же возводили небольшое дощатое или из одного плетня строение, высотой до I м.
Для ночевки на пашне сооружалось строение – «ооду». Это был либо легкий сруб, либо подобие юрты: четыре вкопанных в землю столба, в развилки которых укладывали продольные и поперечные жерди, вся конструкция закрывалась длинными досками или колотыми бревнами, или же доски стен «пришивались» гвоздями или укладывались между столбами по типу «заплота». Дверей не было.
В число надворных хозяйственных построек входил и жердчатый навес «табылтки», под которым ставили телеги, сани, сохи и бороны.
Довольно часто ограда двора («оград») не имела ворот. Их заменяли «заворами», аналогичными шорским «перелезам» или же – между кольями ограды концами всовывались три-четыре короткие жерди, которые можно было приподнимать или сдвигать в сторону.
Таким образом, завершая на этом раздел своей работы по жилищам, я хочу отметить, что несомненной представляется связь специфических особенностей этой области традиционной культуры телеутов с природно-географическими условиями и с хозяйственными занятиями.
Лесостепные работы южной части Кузнецкой котловины сделали доступным для телеутов строительство срубных построек.
Материальная культура бачатских телеутов
Одежда и украшения
Национальная одежда – это своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа. Являясь одним из устойчивых элементов материальной культуры, она всегда отражала не только этническую принадлежность и географическую среду, но и уровень экономического развития, социальное и имущественное положение, религиозную принадлежность.
Одежда у телеутских женщин очень красива. Роскошные однотонные яркие шелковые, атласные, шерстяные платья (кунек), подпоясанные многоцветными кушаками (кур), шапки из красного сукна, богато отделанные галуном и дорогим мехом. Шубы (тон) из меха соболя или красной лисы, белки-телеутки. Исключительно красива свадебная одежда телеутской невесты: платье, украшенное нагрудной манишкой (тошток) из красного сукна с отделкой галуном под золото или серебро.
Телеуты широко используют в быту овечью шерсть. Из нее изготовляют ткани, войлок, валенки, головные уборы, чулки, носки, половики. Изготовление шерстяных тканей – тяжелый и длительный труд женщин.
Важным украшением женского платья является воротник, который имеет форму стоечки. Отложных воротников вообще не бывает. Чтобы воротник стоял, во внутрь вставляется по его размеру распаренная в горячей воде береста. Она не гнется, не рвется при стирке и позволяет поддерживать форму. Воротники шьются вручную из однотонного сукна чаще красного или зеленого, синего цвета. Ни черных, ни белых воротников не бывает. Подкладка воротников обычно темных цветов. Кругом воротничка на расстоянии сантиметра от краев из черных ниток делается рубчик, который на всем протяжении примерно через каждые полсантиметра пришивается к воротнику желтыми нитками в форме зигзага. Причем рубчик этот на всех воротниках и на нагрудном украшении (тошток) делается двумя цветами ниток – черных и желтых, которые как бы чередуются.
Если платье одного какого-либо цвета, то воротник, как правило, другого цвета. Вдоль воротника от каждого края по центру на сукно пришиваются из бересты, а не из картона или бумаги, квадратики (акча) размером в один сантиметр. На праздничном или свадебном платье эти квадратики обшиваются «золотыми» или «серебряными» нитками, а на повседневных обшиваются шелковыми нитками или мулине. Цвет ниток на квадратиках одного воротника один и тот же, редко встречается разный на каждом из них. Количество квадратиков на воротнике нечетное число – 7 или 9 с той и другой стороны, начиная с краев. Очень редко встречается парное число квадратиков – 8 или 10. Расположены они углом вниз, напоминая ромб. Все воротники шьются одного и того же размера.
Верхней легкой весенне-осенней одеждой телеутских женщин является телен, для изготовления которого используется тонкое сукно или шерсть, атлас, сатин черного или темно-синего цвета.
У телеутских женщин есть и повседневный телен. Телен носили и мужчины. Покрой его в основном такой же, как и у женского. Однако мужской телен отличается от женского тем, что не имеет карманов, воротник был шалью и стойкой, запахивается на другую сторону, значительно меньше украшений или вообще они отсутствуют. Однако на праздничном телене к верхней петле пуговиц пришиваются две кисточки из шелковых ниток или бархата разного цвета, чаще красного и зеленого.
В настоящее время мужской телен у бачатских телеутов вышел из употребления. Бархат из-за его отсутствия на женском телене заменяется плюшем и ограничиваются только отделкой воротника, рукавов и кармана.
Самым распространенным видом одежды телеутских женщин, мужчин и детей в зимнее время является шуба (тон) из овчины. Шубы есть в каждой семье и у всех. Овчинные шубы выделывают в черный и реже красный цвет. Это тяжелый женский труд. До сих пор телеутские мужчины и женщины являются хорошими мастерами по выделке овчин для шуб.
Недостаток этих шуб состоит в том, что они боятся сырости – мокрого снега, дождя.
Из выделанной овчины шьют не только женские и мужские шубы, но и полушубки, тулупы, рукавицы, мужские штаны, реже безрукавки. Раньше шили при помощи шила и толстой иглы, используя суровые нитки из конопли и льна. Теперь шьют машинным способом. Женская шуба отделывается мехом ондатры, выдры или хорька. Оторачивается мехом воротник, края пол, рукавов, низ подола кругом. У богатых телеутских женщин шубы на лисьем меху и даже собольи. Праздничные шубы покрываются китайским цветным шелком с узорами или отделываются галуном.
В покрое женских и мужских шуб – слабая дифференциация. Фактически у них один покрой. Спина цельнокроеная рукав вставной, по бокам большие клинья, что делает ее расклешенной книзу. Отличие состоит в том, что они запахиваются на разные стороны и мужские шубы короче женских.
В связи с тем, что у телеутов есть обычай, запрещающий замужней женщине появляться с непокрытой головой перед свекром и старшими братьями мужа даже дома, головной убор в ее жизни играет важную роль.
В настоящее время телеутские женщины носят такие же шапки, как и русские: ушанки-формовки, ленинградки из меха норки, шапки копной из меха песца, береты и др. Летом носят платок, повязывая его узлом сзади. Платки в моде как однотонные ярких красок, так и цветные.
Телеутские девушки и женщины любят украшения. Самыми распространенными украшениями являются серьги и кольца из серебра. Как и пуговицы, они изготавливаются местными мастерами – умельцами из серебряных денег старинной чеканки.
У телеутов имеет место половозрастные украшения. Так, пуш – это украшение волос девушки, а тана является внешним признаком замужней женщины, нагрудное украшение тошток надевает на свадьбу невеста и носят в основном молодые женщины. Когда девушка выходит замуж, три ее косы переплетают в две и связывают ее ленточками или шнурочком, на который и прикрепляют тану.
Накосные украшения девушек «чач пууш» сплетали из кос и обычно на каждую из прядей, а их было до 100 штук, нашивали раковины-каури. Замужние женщины привязывали к косам украшение «тана» - кружок 1,5-3,5 см в диаметре из кости, перламутра или фаянса. Иногда привязывали красивую монету. Сейчас обычно используют монеты старой чеканки или рубли и полтинники 1920-х годов. Иногда встречается «тана» из пятифранковой монеты чеканки 1845 года.
Особым разнообразием отличались серьги. Повседневные серьги – «сырга» были сделаны из меди, серебра, позолоченного серебра. Праздничные могли быть как серебряными, так и золотыми. В торжественных случаях надевали серебряные серьги сложного рисунка с подвеской – «ормо сырга» или «мончокту салманчык». В опубликованных материалах термин «салманчык» в форме «салпыншак» встречается лишь у казахов. Однако внешний вид казахских «салпыншак сырга» значительно отличается от телеутских.
На руках женщины носили медные и серебряные кольца «тустук» и перстни «таманду тустук», серебряные, иногда с позолотой, браслеты «пилеерик». Ворот кафтана телен мог украшаться брошью.
Таким образом, под влиянием города, русского населения одежда, обувь и украшения бачатских телеутов претерпели значительные изменения, но в то же время национальные особенности женской одежды и украшений в значительной степени сохранились, несмотря на влияние русских.
Пища и напитки, посуда
У телеутов основными продуктами питания являются мясо и молоко. Но имеет место и некоторые изменения в питании. Они связаны не только с влиянием русских и переходом к оседлому образу жизни, но и с сокращением охоты, постепенным занятием земледелием-хлебопашеством, огородничеством, разведением домашних животных, включая свиней и птицу.
Наряду с кониной телеуты стали больше употреблять баранину, говядину. К свинине длительное время относились отрицательно, но под влиянием русских крестьян постепенно стали употреблять в пищу и свинину, особенно та часть населения, которая приняла православную веру.
Пища людей является показателем материального благосостояния. Телеуты считают, что богатый тот, у кого мясо, кто часто покупает сладости, фрукты, консервы, а бедный – у кого меню однообразно: хлеб, картофель и чай.
Широко употребляются в пищу разного рода изделия из муки, особенно лапша домашнего приготовления, макароны, а также овощи и, прежде всего, картофель. На зиму солят капусту, огурцы, помидоры, варят варенье из смородины, клубники.
Как были, так и остались самыми любимыми блюдами у телеутов – мясные. Среди них на одном из первых мест, если не на первом, тутмаш или беж бармак (беж – шесть пальцев, бармак – брать). Это блюдо готовят в любой день, но чаще в праздничные дни, когда обычно колят лошадей. Для его приготовления используют любое мясо, но по-прежнему лучшим считается конское. Как утверждают старожилы-телеуты, оно является не только лучшим по вкусу, но и наиболее сытным. Самым изысканным лакомством считается мясо жеребенка. Конское мясо значительно дольше не остывает, поэтому с него зимой меньше мерзнешь и сытым дольше будешь.
Для беж бармака варят осердье (печень, сердце, легкое), а также рубец и толстую кишку (карта), вывернув ее во внутрь жиром. Иногда добавляют и другого мяса. Соль, репчатый лук и перец кладутся по вкусу. Некоторые добавляют немного и муки. Варят отдельно лепешки из теста и мяса. Когда последнее сварится, его вынимают и рубят или режут ножом на мелкие кусочки размером примерно один-полтора сантиметра.
Параллельно с этим ставится на огонь посуда с водой и готовится тесто как на пельмени. Готовое тесто раскатывают на лепешки, которые кладут в кипящую воду. После того, как они закипят, вынимают их и нарезают мелкими квадратиками. Затем смешивают их с мясом и заливают бульоном. Тутмаш готов к употреблению.
Кровяная колбаса (канн) – национальное телеутское блюдо, которое готовится из крови лошади или овцы. Когда режут животное, то кровь обязательно собирают в какую-нибудь посуду. Затем в кровь добавляют мелко нарубленный лук и чеснок. Всю эту массу тщательно перемешивают. После разделки животного, например, лошади, берут толстые кишки, хорошо их моют и наполняют кровяной массой, в которую предварительно добавляют немного молока, а также кладут по вкусу соль и перец. Длина колбас по желанию. Концы их завязывают нитками. Затем колбасу варят. Кровяная колбаса является деликатесом. Ею угощают самых дорогих гостей.
Разновидностью колбасы является дьоргом (тергом), который готовится только из бараньего ливера (сердце, легкое, желудок и внутренний жир. Печень и почки в дьоргом не используются). По своему вкусу и компонентам, из которых он готовится, напоминает ливерную колбасу. Однако технология его приготовления имеет свои особенности. Тщательно вымытый ливер режут на тонкие длинные полоски, которые складывают по несколько штук и обматывают их по всей длине хорошо вымытыми тонкими кишками. В итоге получаются колбаски, каждая из которых состоит из полосок сердца, легкого, желудка и внутреннего сала.
Одним из самых лакомых кусков мяса овцы или барана считается уча – задняя часть. Ее варят обычно на свадьбе, добавив по вкусу лук, перец, соль. Сваренное мясо родня жениха преподносит родне невесты. Последние передают друг другу, отрезая себе по кусочку.
Уча на свадьбе у жениха дается дядям невесты, а на свадьбе у невесты – дядям жениха. Теш – грудинка, которой угощают на свадьбе соответственно родственников невесты или жениха. Шагайткы – предплечье всегда на свадьбе у невесты считалось мясом зятя и преподносилось только ему.
Издавна телеуты используют в пищу молочные продукты. Этому способствовало скотоводство, которым они занимались. Одним из древних молочных блюд у телеутов является арчи.
Его готовят из коровьего молока в основном тогда, когда имеются его излишки. Технология его приготовления очень проста. Простоквашу ставят в теплое место или печку, где ее варят на малом огне, а когда творог поднимется и отделится от сыворотки, его процеживают через сито. Затем творог отжимают, спрессовывают, после чего он становится рассыпчатым. В таком виде его складывают в кадушку или туесок.
Как продукт питания широкое распространение имеет кислое молоко. Его готовят по специальному рецепту: 1 л кипяченого молока, 1 л простокваши и 0,5 л сметаны тщательно перемешивают и до двух суток выдерживают в холоде. Это блюдо подают на десерт.
Буквально все телеутское населения хорошо знает саламат или мучную кашу. Телеуты считают, что саламат – это излюбленная пища духов. Им угощают доброго духа – Умай, являющейся женским божеством, хранительницей детей. Причем сваренную для Умай пищу оставляют на скамейке возле колыбели на всю ночь, чтобы она успела насытиться. Утром «остатки» саламата отдают детям.
Благодаря тесным культурным связям с русским крестьянством, у бачатских телеутов хлебная пища широко распространена.
Телеутское блюдо порсок напоминает украинские галушки. Для приготовления этого блюда круто замешивают тесто. Раскатывают его и придают форму круглой колбаски. Затем режут ее на кусочки, из которых делают небольших размеров булочки. Варят их в топленом масле или в жиру.
В праздничные дни готовят катаму (кату – жесткий). Это жесткое хрустящее и очень вкусное печенье, напоминающее хворост. Для его приготовления требуется белая мука, сахар, сливочное масло, молоко, сметана, соль. Из данных компонентов готовится сдобное тесто. Фактически оно готовится также, как и на пельмени, но не на воде, а на молоке.
Из тонко прокатанного теста режут полоски шириной 2-4 см, из которых делают различные фигурки. Приготовленные изделия кладут в кастрюлю или на сковородку в кипящее сливочное масло, в котором они жарятся, буквально плавая в жиру. Время от времени изделия переворачиваются. В итоге катама приобретает пышный румяный вид.
Второй вид праздничного печенья – топак-курсаки или булочка. Этот вид печева готовится из тех же продуктов, что и катама, но по форме напоминает булочку. Ее особенностью является то, что во внутрь кладут сливочное масло. Благодаря этому, булочка пропитывается маслом не только снаружи, но и внутри. После выпечки смазывается сметаной.
Айран – обрядовый напиток, напоминающий кефир или простоквашу. Употребляется как прохладительный напиток. Им запивают вареное конское мясо. Способ его приготовления: жареный ячмень толкут в ступе, делая из него толкан. Последний высыпают в березовую кадушку или туесок, кладут дрожжи, листья смородины и заливают водой. Через несколько дней айран готов к употреблению. Приготовленный айран везут на место жертвоприношения, где и происходит праздник, сопровождаемый камланием. Сначала едят мясо лошади – жертвы, а затем запивают айраном.
Ни один праздник не обходится без аракы. Для его приготовления используют рожь. Ее мочат, толкут в ступе, добавляют ржаной муки и тщательно перемешивают. Готовят аракы и из одной ржаной муки.
Для приготовления, хранения и сервировки пищи телеуты использовали разнообразную посуду. Из дерева телеуты делали ложки (шабала), мешалки для теста (коожык), половники (суску) дл вылавливания из котла мяса, пельменей, лопаточки (пышка) для помешивания пищи или напитков в котле, с рабочей частью в виде небольшого кружка, обеденные чашки (алча аяк) – плоскодонные, с ручкой, большие чаши (чара) с двумя ручками, «бокалы» на поддоне (чочий) для чая или араки, блюда для мяса (тепши), ступы (соко) и пестики (соко палазы), ведра (чапчак). Различная по форме и назначению посуда выделывалась из бересты: сой, тойзак/тозок, туус, конок, кургу (берестяная кадка для ячменя), солонки – из бересты или из дерева, черпаки (кыйгыш), большие плоские коробы (калама) для сбора кандыка.
Таким образом, следует отметить, что у телеутов появился целый ряд особенностей приготовления пищи, связанных с тесными культурными контактами русских: блины, домашнее консервирование, продукты огородничества – картофель, капуста и птицеводства – мясо домашних уток, гусей, кур, индеек.
Особую роль в ее становлении сыграли процессы взаимодействия различных по происхождению и культуре групп населения южной части Кузнецкой котловины.
Рассмотрев некоторые вопросы, касающиеся материальной культуры бачатских телеутов, можно сказать, что культура бачатских телеутов – результат сложных взаимодействий народов и культур Западной и Южной Сибири и в целом всей Центральной Азии.
Отчетливо выделяется целый ряд комплекс кочевническо-скотоводческих элементов. К ним относится, прежде всего, коневодство, продукты которого широко применялись в хозяйстве.
Хочется отметить, что рост национального самосознания бачатских телеутов был подготовлен многими причинами. Наряду с довольно благополучными регионами, где живут телеуты (с. Беково г. Белово) существуют населенные пункты, где материальное благосостояние перечеркивается целым рядом негативных факторов. Деревня телеутов в черте г. Белово превращена в место для технических отходов городских промышленных предприятий.
Жители одноименной деревни (улус Средне-телеутский в черте г. Новокузнецка (Кемеровская область) полностью был вынужден переселиться в город. Отсутствие в город. Отсутствие поблизости села магазинов, клубов, школ – широко распространенное явление. Видимо, среди многих телеутов бытует пессимистическое представление о «гибели народов».
Так существуют вопросы, которые так и не разрешились. Среди них: отсутствие своего национально-государственного устройства, отсутствие преподавания в школах телеутского языка и истории, отсутствие учебников и словарей на телеутском языке, отсутствие квалифицированных кадров в учебных заведениях.
Но несмотря ни на какие обстоятельства, культура телеутов полностью сохраняет самобытные черты. Она всегда будет интересна и уникальна для людей всех поколений.
Комментарии