Изготовление панно из натуральной кожи
Югра
Своим названием «Югра» округ обязан коренным народам ханты и манси, жившим на этой земле еще задолго до прихода сюда первых русских поселенцев. Привнесенные на Север традиции и новый образ жизни создали здесь своеобразную социально-экономическую и культурную основу, без которого немыслимо развитие богатого своими ресурсами края. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности каждого человека. Невозможно воспитать в человеке чувство собственного достоинства и уверенность в себе без уважения к своему народу, без изучения его культуры, традиций и обычаев.
На современном переходном этапе экономического и культурного развития страны возрастает необходимость повышения у молодых людей чувства патриотизма и любви к своей малой родине – Югра, к своему поселку, школе. Этого можно добиться различными путями, в том числе внеся свой вклад на пути совершенствования эстетического и культурного восприятия окружающего мира глазами подростков.
История развития Ханты – Мансийского автономного округа
Мы по праву гордимся своим современным Ханты-Мансийским автономным округом в настоящем: весомым вкладом в экономику страны, мощнейшим топливно-энергетическим комплексом, лесной и рыбной промышленностью, динамично развивающейся городской инфраструктурой и многим другим. Но не меньшую гордость вызывает и его богатое прошлое. Хотя дата административного оформления округа – 10 декабря 1930 года, история ведет отсчет из глубин тысячелетий.
Представление древних и средневековых народов о загадочных «полунощных» странах были неясными. Но уже в середине V в. до н. э. древнегреческий историк Геродот упоминал неких иирков – лесных охотников, промышлявших в непроходимых чащах пушного зверя с помощью луков и прирученных собак. Более определенно сообщали о народе «Страны Мрака» раннесредневековые арабские авторы. Племя йура, жившие, по их мнению, далеко к северу от Булгар и Вису, добывало «превосходных соболей и другие меха» и не только использовало их шкуры и мясо в своем обиходе, но и торговало пушниной с другими народами. Лингвистические методы установили ощутимую связь этнических имен: йура – йегра (егра – так называли коми – народы угров) – Угры. От этих имен произошло русифицированное название «югра». Оно фиксируется русскими летописями с конца XI века. Под этим словом жители Древней Руси понимали народ и землю, на которой этот народ проживал. В «Повести временных лет» (1096 г. ) сообщается: «Югра же людье есть и соседят с Самоядью на полунощных странах».
В исторической науке до сих пор нет единодушного мнения по поводу этнической принадлежности югры. Однако анализ летописных и археологических данных позволил сформулировать наиболее признанную на сегодняшний день гипотезу. Народ югра, или югричи, - совокупное наименование угорских племен, близких по языку и культуре, приобским вогулам (манси) и остякам (ханты). Первоначальное поселение югричей находилось, вероятно, в Предуралье (к востоку от Печоры) и на Северном Урале. В результате миграций, вызванных, в том числе и натиском новгородцев, югра отселилась на восток и к XIV в. осела в приобских лесах, в бассейне Северной Сосьвы и Сигвы. Позже югричи растворились в среде местного родственного им остяцкого и вогульского населения, оставив свое имя «югра» всему Нижнему Приобью. В русских источниках слово Югра как собирательное обозначение нижнеобских территорий или их частей используется до XVII в. , после чего уступает место более общему наименованию – Сибирь. Сегодняшние районы Ханты-Мансийского округа не составляли в то время административного целого и не имели единого обобщающего названия. Основная их часть распределялась по различным уездам.
Административно-территориальные реформы XIX в. также принципиально не изменили ситуации. Однако со второй половины XIX в. за землями Нижнего Приобья закрепляются новые названия – Тобольский Север и Обь-Иртышский Север. В основе второго названия лежит географическое определение. Это древнее название наиболее подходит для обозначения территорий Нижнего Приобья по нескольким причинам. Во-первых, оно отражает роль и место коренного населения – ханты и манси в освоении края и воздает должное угорским народам, которые искони проживают на этой земле и без которых ее дальнейшее гармоничное развитие немыслимо. Во-вторых, название Югра широко используется в современной речи, служит знаком, отличающим Ханты-Мансийский автономный округ от соседних территорий не в административном, а именно в культурно-историческом смысле (слово «Югра» украшает девизную ленту герба Ханты-Мансийского автономного округа и официально признано). В-третьих, наряду со своей смысловой и исторической емкостью, термин Югра лаконичен и выразителен с языковой точки зрения.
Технология изготовления панно «Моя родина – Югра»
Материаловедение3h>
Кожа – прекрасный материал для поделок, аксессуаров, предметов украшения, изделий декоративно-прикладного творчества. Этот материал пластичен, послушен и достаточно прочен. В то же время кожевенное сырье – материал дефицитный, дорогой, поэтому относиться к нему надо особенно бережно. По статистике только в нашей стране ежегодно раскупается от 75 до 80 миллионов пар женских сапожок из натуральной кожи, сотнями тысяч изделий верхней одежды из кожи носится с удовольствием, как женщинами, так и мужчинами. Есть в нашем обиходе и кожаные сумки, портфели, ремни, перчатки. Что же с ними со всеми делать, когда они отслужили свое, вышли из моды, выросли из них? Проще, конечно, выбросить. Но если хорошо подумать, вторая жизнь всех этих вещей может оказаться достаточно интересной, достойной и разнообразной. Ведь кожа сейчас – один из самых модных материалов. Если обратиться к прошлому, то оказывается, наши предки были бережливее нас: заказывали к послужившим сапогам новые головки (теперь они называются союзками). А сколько может «жить» кожа? Два, три, пять, десять? На Алтае археологи нашли изящные изделия из кожи и замши – сумки, чехлы, украшения. Они хорошо сохранились, хотя были сделаны около 2500 лет назад.
Современная кожевенная промышленность выросла из традиционных народных приемов, в которых использовались доступные природные средства. Еще в средние века кожевенники при дублении использовали дубовую кору, желуди, кору каштанов, ивы, сосны, ели. Всегда славились художественными изделиями из кожи и меха народы Севера. Для получения красивых цветовых оттенков кожи народные мастерицы Чукотки, Эвенкии и Камчатки использовали настои коры ольхи с добавлением квасцов, местных минералов, щелока (измельченное хозяйственное мыло), сажи, жира. Для получения светло-коричневого оттенка северные народы использовали и кору лиственницы. Жители Таймыра – нганасаны – черную кожу получали с помощью графита, красную – с охры или сурика.
На качество кожи влияют многие факторы: возраст и пол животных, условия их содержания, выделка шкур. В зависимости от возраста животных различают несколько видов кож: выпарка – кожица неродившегося животного; опоек – кожа новорожденного; выросток – кожа трехмесячного животного на растительном вскармливании; неблюй – кожа шестимесячного животного; полукожник – кожа однолетнего животного, шкура полного развеса – кожа крупного рогатого скота.
Различают кожу и по качеству выделки. Сафьян и марокен вырабатываются из слабо прожированной козлины. Шагрень – мягкая шероховатая козлина или овчина.
Пергамент (телячью кожу) в былые времена в сыром виде натягивали на раму и использовали для письма. Пергамент на картонной основе используется и по сей день для переплетов. Юфть – прожированная кожа, дубленная корой ивы, бывает красного, черного и бежевого оттенков. Изготавливается из кожи лошадей, оленей, свиней. Очень толстая юфть (до 3 мм) выдерживает высокое тиснение, гравировку.
Существуют разновидности кожи и по виду сырья: лайка – тонкая эластичная кожица из выпарки или опойка; шеврет получают из овчины; шевро – вырабатывается из козлины. Велюр – кожа хромого дубления, отшлифованная с верхней стороны кожи. Замою – кожа жирового дубления натурального цвета: от светло-золотистого до коричневого. Вырабатывается из шкур лося, дикой козы и слепы. Лицевая сторона имеет большие поры. Это кожа легкая, мягкая, сильно растягивается. Замша – кожа жирового дубления из шкур телят, коз, оленей и др. Замша мягкая, имеет низкий блестящий ворс, хорошо растягивается. Спилок – отдаленный на двоильной машине от натуральной замши слой. Лицевая поверхность кожаных изделий обычно гладкая и блестящая, потому что покрыта нитрокраской, т. е. аппретирована. Лицевую сторону кожи называют «лицом», а изнаночную – «бахтармой».
Реставрация старой кожи
Необходимо сначала по возможности привести «лицо» кожи в порядок. Для этого промывают ее теплой водой (не стирают!). Загрязненные места чистят мягкой щеткой раствором из «Детского» мыла (без щелочи). После этого кожу прополаскивают в слабом растворе уксуса (на 1 л воды – 50 г поваренной соли и 1 стакан 9%-ного уксуса). Восстановить цвет поможет глицерин. Царапины на коже подкрашивают анилиновым кремом для обуви или нитрокрасителями. Красить можно только неаппретированную кожу. Если кожа аппретирована, то перед реставрацией ее протирают ацетоном или растворителем, чтобы снять слой лака или краски.
Влажную кожу распяливают на листе толстой фанеры или на широкой доске бахтармой вверх. По краям куска кожи неглубоко, с небольшим наклоном вбивают маленькие гвоздики. В процессе высыхания кожи гвоздики перебивают, чтобы не оставлять отверстия, и смазывают «лицо» касторовым маслом. Сушат кусочки кожи вдали от отопительных приборов.
Технологические особенности изготовления панно
Для изготовления панно «Моя родина – Югра» применялись приемы техники аппликации, тиснения, «жмурки» (драпировки), выжигания, интарсии и покраски. В первую очередь изготовлен эскиз рисунка по заданной теме, в которой нашли отражение самобытность культуры народов Севера, их национальная одежда, традиционные виды работ и образ жизни.
На переднем плане изображена семья, которая является центральным объектом внимания. Справа к ним ниспадают кисти хвои – символическая порода деревьев у народов Севера. Глава семьи величаво и гордо обнимает за плечи свою супругу, хранительницу очага, красавицу-дочь и любимца-сына. Красивая и практичная хантыйская одежда, в которую они одеты, украшена национальными орнаментами. Каждый элемент одежды изготовлен из натурального сырья: кожи, меха оленя и песца. Лица людей выполнены в технике тиснения кожи. Выпуклость щек достигается путем настила ваты или синтепона. Очертание носов формируется аналогичным способом, только вместо мягкого материала используется кусок древесины, резины или кожи. Чтобы придать лицам выражение, необходимо выделить глаза. Для этого используется выжигатель по дереву «Узор – 1». Ветки и шишки хвои изготавливаются по схемам.
На втором плане панно отражена повседневная жизнь коренных народов Севера: приготовление еды на костре, сбор и проводы мужчин на рыбалку и охоту. В центре - традиционное переносное жилище ханты и манси – чум, который в повседневной жизни сооружается из бересты, коры деревьев и шкур оленей. В век современных технологий и технических новшеств жизнь коренных малочисленных народов Севера претерпевает некоторые изменения. Все чаще и чаще можно увидеть ханта-оленевода, объезжающего свои пастбища на современном транспорте. Оленьи и собачьи упряжки постепенно уходят в прошлое, и скоро мы их сможем увидеть крайне редко – только на праздниках или массовых гуляниях. Поэтому грустная сцена расставания женщины, проводившей своего мужа за добычей, придает ностальгическое настроение этому эпизоду.
На самом отдаленном плане – линии горизонта – застывшая зимняя река, за ней бесконечная даль, сходящаяся с небом. Только узкая таежная полоса отделяет их. Восходящее зимнее солнце озаряет снег розовыми и пурпурными переливами .
Панно по всему периметру обрамлено орнаментальной рамкой. Такая мозаика из ровдуги (замши) применяется в раскрашивании пихтовой коры, украшении обуви и одежды из меха или кожи. Полосы из ровдуги вшивают в нижней части голенища обуви и используют на поясах праздничной упряжи оленя. Мозаика в виде полос из меха (камусов) нашивается на подол и полы суконных кафтанов или суконного верха шуб, вшивается в сумки, в стан и рукава шуб из оленьих шкур.
Цветовое решение в орнаментах сводится к преобладанию белого и коричневого цветов – символов чистоты и природного естества. Встречаются также более
7 насыщенные тона - от коричневато-красного до ярко-красного и черный цвет – обычно в фонах орнамента или рисунка.
Значение символов в культуре хантов и манси очень многогранное. По рисункам орнамента можно угадать настроение художника, рисовавшего узор, или по вышитым символам прочитать послание мастерицы.
Орнаменты, применяемые при оформлении национальной одежды, обуви, оружия, орудий труда и жилища, очень разнообразны. Создавая те или иные элементы орнамента, отдельные мотивы – культ огня, различные явления природы – человек Севера обожествлял многие предметы, поклонялся им, чувствуя себя частицей этого большого мира (например, орнаменты, символизирующие «змею», «лезвию топора», «солнце», «глухаря» и т. д. ). В узорах ханты и манси отражались родоплеменные особенности. Так, каждый орнамент применялся соответственно его значению. Например, «змея» защищает от болезней; орнамент «двойные павы» (то же, что «лезвие топора») применяется в свадебных, похоронных ритуалах, на медвежьих игрищах и исполняет очистительную функцию; «заячьи ушки» служат для украшения детских вещей и связаны с плодородием; орнамент «солнца» символизируется как дарительница силы, энергии для воспроизводства земной жизни.
В моей работе использованы орнаменты, символизирующие «заячьи ушки», «ворону», «лису», «ветвь», «кедровку». Природа и человек в народном мироощущении слиты в единое целое. Поэтому мудрость птиц, гибкость и быстрота животных, священность и вечность деревьев воплощены в орнаментах.
Творческая работа «Моя родина – Югра» востребована в обществе, она стимулирует познавательную активность, повышает интерес к декоративно-прикладному искусству, воспитывает эстетическое и культурное восприятие, определяет развитие патриотического воспитания, вызывает потребность получения знаний в области истории и эволюции малых народов Севера, знакомит с традициями и обычаями ханты и манси, их образом жизни.
В перспективе результат моей творческой работы можно использовать как наглядное пособие по краеведению и истории, элемент дизайна интерьера школы и выставочную работу в защите творческих проектов по технологии.
Комментарии