Путешествие по музеям Нижнего Тагила
Мы живем в городе Нижнем Тагиле, родине выдающихся деятелей, механиков-Черепановых. Этими именами гордится не только наш город, но и вся наша страна. Черепановы явились основоположниками русского паровозостроения. Они открыли эру паровой тяги в стране.
Дом Черепановых
Двухэтажный каменный дом номер 1 по ул. Верхняя Черепанова по традиции тагильчанами называется домом Черепановых. Считается, что в середине Х1Х века в нем жили создатели первого русского паровоза Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы в последний период их деятельности. Однако, историки воздерживаются от традиционного мнения, так как не располагают достоверными сведениями. Тем не менее, из документов известно, что дом принадлежал Киприяну Черепанову старшему сыну Мирона Ефимовича Черепанова.
Дом построен в стиле позднего классицизма в 1830-е годы крепостным архитектором А. П. Чеботаревым. Это единственный в Нижнем Тагиле памятник архитектуры Х1Х века, с сохранившейся территорией и надворными постройками.
В 1860-е гг. усадьба была продана демидовскому Окружному заводоуправлению. С 1860-х гг. вплоть до 1919 г. Центральный корпус усадьбы служил казенной квартирой для управляющих Выйского медеплавильного завода – в 1890-1910 гг. здесь жил О. П. Залесский, в 1911-1918гг. –Л. И. Челышев.
В 1919 г. Главный особняк усадьбы Черепановых был передан Высокогорскому механическому заводу под квартиры служащих завода, в 1920-х гг. здесь жили служащие Нижнетагильского завода. С 1929 г. Усадьба Черепановых находилась в ведении леспрмхоза, в 1939 г. Перешла горкомхозу. Позднее, в конце 1940-х гг. и вплоть до передачи музею, здесь разместился « детский приемник распределитель УВД».
Во время приспособления здания под детприемник-распределитель, все строения усадьбы понесли значительные утраты первоначального облика: снесены балкон восточного и галерея северного фасадов здания. Вход в цокольный этаж прорублен с восточной стороны дома. Была нарушена внутренняя планировка: снесены деревянные перегородки, обновлены межэтажные перекрытия, печи и камины убраны в связи с устройством водяного отопления.
« Дом Черепановых» был поставлен на государственную охрану 30 августа 1960 г.
17 февраля 1984г. передан на баланс Нижнетагильского Краеведческого музея.
С мая 1990 по июнь 1992 года велись работы по восстановлению дома Черепановых. Сотрудники музея- заповедника проводили научные исследования, создавали концепции будущего музея, вели комплектование коллекции.
Кризис 1990-х годов помешал осуществлению планов по реставрации усадьбы в связи с прекращением финансирования на производство работ.
И лишь в 2003 году, Нижнетагильское отделение железной дороги и городской бюджет профинансировали реставрационные работы и создание экспозиции, посв. 125-летию Свердловской магистрали.
В 2004 г. в главном особняке усадьбы был торжественно открыт историко-технический музей.
Происхождение Черепановых
В 1720 году указом царя Петра 1 «тулянину Никите Демидову», владельцу Невьянского и иных железоделательных заводов на Урале, разрешено было строить новый завод « за речкой Выею, где он нашел медную руду».
На Вые была сооружена плотина и возник Выйский завод. Осенью 1722 года состоялась первая плавка меди.
К Демидовским заводам « В работу» приписывали целые деревни, со всеми крестьянами, с детьми и братьями и племянниками. На Урал переселялись гонимые, обездоленные люди со всех краев России. Здесь их ожидал тяжкий труд и безвыходная неволя.
В списках заводских крестьян Выйского металлургического завода на Урале числилась семья Петра Черепанова.
Петр Степанович Черепанов был дровосеком. Он и другие лесорубы отбывали повинность по заготовке топлива семь месяцев в году. Работа была трудная. Много времени требовалось на проезд из поселка до лесных участков. За неделю тяжелого труда лесоруб получал 30 копеек. Прожить на такой заработок было невозможно. И крестьянам разрешалось работать в собственном хозяйстве. Вся семья трудилась на пашне, на сенокосе, в огороде.
В семье Черепановых было пять дочерей и один сын. Труд женщин ценился очень низко, поэтому сыну Петра Черепанова, Алексею, приходилось с ранних лет помогать отцу, кормить семью.
Алексей родился в 1750 году. Ребенком он ездил с отцом на работу и наполнял углем высокие короба, складывал поленницы. Позднее стал выполнять земляные и строительные работы на заводе.
Алексею было немногим больше 20 лет, когда он обвенчался с крестьянской дочерью Машей.
В 1774 году родился первенец Алексея -Ефим. С ранних лет Ефима влекло к мастерству. Он готов был целыми днями починять сложный замок или выпиливать из досок затейливые игрушечные «махины». Как только Ефим подрос, Алексей стал захватывать сына с собой на заводскую поденщину. Ефим послушно выполнял работу по разборке мусора, но его внимание было приковано к тому, что делалось в заводских цехах.
Годы детства Ефима пришлись на период подъема русской металлургии. В это время на Урале, и в частности на Нижнетагильских заводах, работало немало изобретателей. Особенной известностью среди выйских жителей пользовался их земляк Егор Григорьевич Кузнецов. Он изобрел замечательные астрономические и музыкальные часы. (работал над ними 20 лет). А потом принялся за создание повозки, снабженной путемерным устройством и музыкальным инструментом. Деятельность Кузнецова стала вдохновляющим примером и образцом для Ефима.
Ефим выучился грамоте и совершенствовался в столярном и слесарном мастерстве. Отцу удалось устроить мальчика в мастерскую по выделке воздуходувных мехов. Ефим работал на славу. Сделанные им мехи для домен оказывались наилучшего качества. Все свободное время Ефим уделял самообразованию.
Братья Черепановы совершенствуются в мастерстве
Когда Ефиму было немногим больше 20 лет, он стал мастером , специалистом по изготовлению воздуходувных мехов.
Для устройства нового железоделательного завода на корейском перешейке требовались опытные и искусные мастера. Тагильские приказчики тщательно отбирали умельцев со всех заводов и в их число попал 24 летний Ефим. Это свидетельствовало о высокой репутации. Вся семья волновалась и гордилась своим старшим сыном!
Прежде Ефим Черепанов изготовлял воздуходувные мехи в давно налаженных мастерских Выйского завода. Теперь ему предстояло участвовать в создании нового завода. Жить приходилось в сырых бараках, кормили очень плохо.
Строительство завода начиналось с сооружения плотины. Ефим Черепанов, следя за тем, как строилась заводская плотина, узнал много нового. Это познания пригодились ему впоследствии, когда он стал плотинным мастером. Работы продолжались более трех лет, а после истечения срока мастера остались еще на один год.
В сентябре 1801 года Ефим Черепанов вернулся в родные края.
Ефим был скромным, замкнутым, молчаливым, обладал большим чувством собственного достоинства и независимости. Он всегда держался в тени.
Ефим Черепанов женился и жил в согласии со своей молодой женой Евдокией. В 1803 году у них родился сын, названный Мироном.
Ефим жил со своими родными в общем доме. Его младший брат Алексей мало походил по характеру. Бойкий, веселый, остроумный, легко сходился с людьми. За книгами он сидеть не любил, зато легко овладел черчением и рисованием. Изобретателем он не был, но поездки Алексея Черепанова по России явились одним из связующих звеньев между мастерами и изобретателями Урала и других промышленных районов.
Ефим Черепанов начинает борьбу за введение новой техники
Производство железа и меди расширялось, а условия труда оставались прежними. Все делалось вручную. Заводское начальство не желало внедрять новые методы производства и машины. Поэтому первый паровой двигатель, который построил Черепанов, был не большой и мощной машиной, а миниатюрной опытной установкой. Но и этот первый шаг был сделан на свой страх и риск, по собственной инициативе.
Для переоборудования различных цехов Выйского заводв Черепанову и его помощникам приходилось изготовлять и ремонтировать множество разнообразных машин и механизмов. Для этого Черепанов основал специальную « фабрику». Главным помощником Ефима Черепанова сделался его сын Мирон.
Этот невысокий, коренастый, рыжий юноша с упрямым, серьезным взглядом широко расставленных глаз проявлял с детских лет такой же интерес к технике, как в свое время и его отец.
Только характер у него был еще более замкнутым и суровым. Сметливость и работоспособность его были удивительны. Обучаясь грамоте, арифметике и черчению только дома, главным образом под руководством отца, не посещая даже скромной заводской школы, Мирон так хорошо овладел искусством письма и счета, что в 12 лет был принят писцом на Выйский завод.
В 1821 году Черепанов был направлен в Англию с важным поручением, он должен был выяснить вопрос, почему сбыт Демидовского железа в Англию так резко упал и что нужно сделать для доведения сбыта до прежнего уровня.
Черепанов осмотрел самые крупные заводы , шахты, фабрики Англии ,где применялись паровые машины видел новые паровые двигатели и рельсовую дорогу и паровоз.
Черепанов сделал совершенно правильный вывод: для того, чтобы уральское железо по своему качеству и по себестоимости могло успешно конкурировать с заграничным, необходимо перестроить производство на Урале.
Никаких подробных чертежей в Англии ему делать не позволяли, Черепанов знакомился только с внешним видом машин и различных устройств. Поэтому ему было важно пополнить свои сведения о различных машинах и механизмах, требующихся для заводского производства и транспорт. Ефим осмотрел предприятия Петербурга и его окрестностей.
Черепанов разработал перечень первоочередных занятий , где предлагал немедленно начать постройку паровой машины для Медного рудника. Но приказчики выступили против этого.
Вскоре после возвращения Черепанова на заводы Демидов отдал распоряжение о включении механика в число членов ( приказчиков) Главной заводской конторы с назначением « по Нижнетагильским заводам главным механиком».
Распорядок дня Ефима Черепанова теперь изменился. Рано поутру выезжал он на заводы; обедать возвращался домой. Потом снова занимался «обозрением заводских машин» и вносил свои предложения по улучшению производства. Лишь в конце долгого рабочего дня отправлялся он в здание тагильской главной конторы, где читал и подписывал конторские бумаги, «до механической части относящиеся». Поздно вечером механик вместе с сыном занимался черчением планов новых машин и механизмов и их расчетами.
В 1922 году Демидов все же разрешил Черепанову построить не большую паровую машину. И 2 марта 1924 года она была успешно запущена. Машина имела мощность в 4 лошадиных силы.
Но вскоре была отставлена и несколько лет находилась без применения, потому что приказчики посчитали ее не выгодной.
В 1925 году уральские мастера были направлены в Швецию для изучения тамошних горно-металлургических предприятий, и в частности для « посмотрения машин, коими вытягивается вода из медных рудников».
В 1828 году была запущена Анатольевская машина мощностью в 30 лошадиных сил. За 1 минуту она откачивала воды 60 ведер.
В начале 1831 года была запущена еще одна машина во Владимирской шахте. С глубины 85 метров каждую минуту она откачивала 90 ведер воды. Паровая машина заменила 3 конных погона, на которых было занято 224 лошади. Мощность Владимирской машины оценивалась в 40 лошадиных сил.
После того как начала работать Владимирская машина, внимание « соседских заводчиков» к черепановским паровым двигателям еще более возросло. И Черепановы стали получать заказы на изготовление машин.
В 1833 году Черепанову дали медаль « за отличные способности и труды» , но не золотую, как предполагалось ранее, а серебряную, потому что был простолюдином и к тому же еще крепостным.
В 1833 году Демидов дал вольную Ефиму Черепанову и его жене. Все остальные члены черепановской семьи оставались в прежней кабале.
Создание первого паровоза
Для крепостного Урала были характерны техническая отсталость как сухопутного , так и водного транспорта и самые тяжкие формы труда: перевозка гужом по грунтовым дорогам и передвижение судов бурлацкой лямкой.
В русском горно-металлургическом производстве применялись лежневые дороги с давних пор. По этим путям передвигались повозки вручную или конной тягой. Последние десятилетия 18 в. были временем возникновения на русских горно-металлургических заводах, в портах и так далее рельсовых, «чугунных» , дорог.
Но в русской печати ставился вопрос о применении на рельсовых дорогах паровой тяги.
Постройка первого «сухопутного парохода»началась в выйском механическом заведении в конце 1833г. «Пароход уже был почти отстройкою собран и действием перепущен, в чем и успех был, но оного парохода паровой котел лопнул»,- сообщалось в «Сведениях» за февраль-март 1834 г.
Но изобретатели не пали духом. Они начали работу с начала, стремясь не повторять ошибок, допущенных при устройстве котла. Помимо постройки паровоза на Черепановых лежали и другие обязанности. Они повседневно руководили «механической частью» всех заводов, особенно Выйского.
Итак, первый «сухопутный пароход» был построен к августу 1834 года. Паровоз возил состав весом до 3,3 тонны со скоростью от 13 до 16 километров в час. Передвигался паровоз по рельсовой дороге длинною в 400 сажен, то есть в 854 метра. Для дороги применялись шпалы, а ее ширина составляла 1645 миллиметров, то есть она не имела ничего общего с колеей в Англии, ни с колеей некоторых иных зарубежных дорог.
Сразу же по окончании строительства первого сухопутного парохода Черепановы стали строить второй , более мощный. Если мощность первого «сухопутного парохода» составляла 30, то второго-43 лошадиных силы.
В 1835 году хозяева и Петербургская контора в награду за огромные заслуги в развитии разных отраслей заводской техники , включая и постройку двух паровозов, решили наградить обоих Черепановых: Мирона отпустить на волю, а Ефиму подарить перстень.
Конец жизни изобретателей
Черепановы боролись за введение парового транспорта, но их загружали бесчисленным количеством мелких поручений. Их работа подвергалась придирчивому контролю. Управляющие стремились помешать устройству любых новых установок, потребляющих топливо. Черепановы производили большие гидротехнические работы, строили лесопилки на многих заводах: Нижнетагильском, Висимо-Уткинском, Выйском и других. Усовершенствовали различные отрасли металлургии и металлообработки. ( устанавливали прокатные станы, строили большую и сложную токарную машину, налаживали воздуходувные мехи и так далее).
В 1838 году Ефим Черепанов, которому исполнилось 64 года, подал в отставку, ссылаясь на преклонный возраст и расстроенное здоровье, но ему отказали. В 1840 году хозяева дали Мирону денежную премию в 500 рублей, а Ефиму решили послать « серебряную вещь». Для этой цели была изготовлена серебряная ваза.
Подарок был послан весною 1841 года, а 15 июня 1842 года Ефим Алексеевич скончался.
5 октября 1849 г. Умер Мирон Черепанов. Точные обстоятельства смерти не известны.
Господа « правящие» срывали, тормозили начинания талантливых механиков, не дали им возможности построить рудовозную рельсовую дорогу с паровой тягой. Но им не удалось полностью ликвидировать дело, начатое Черепановыми. Наследие Черепановых в вещественном выражении, прежде всего в форме сооружений , машин и механизмов продолжало действовать на тагильских заводах. Черепановы воспитали много преемников и последователей в борьбе за передовую технику.
Музей « Дом Черепановых»
Музей « Дом Черепановых» открыт для всех желающих
На первом этаже разместилась выставка, рассказывающая об истории развития железнодорожного транспорта на Горнозаводском Урале.
Здесь представлены старинные фотографии с видами первого тагильского вокзала, железнодорожные фонари 19 в. , модели и макеты действующих паровозов.
А так же уникальная коллекция железнодорожных фирменных знаков
Российской империи и Советского союза.
В залах второго этажа вы попадаете в удивительный мир горнозаводской техники конца 18-первой половины 19 веков, такой близкий и понятный Черепановым. Хозяевам дома посвящена центральная часть экспозиции. Здесь представлены портреты, картины и личные вещи : карандашный футляр, украшенный цветным бисером, небольшой чайный столик, личная печать Ефима Алексеевича Черепанова. А так же имеется родословная Черепановых.
В своей борьбе за внедрение новой техники Черепановы были не одиноки. Об их предшественниках Е. Кузнецове, И. Ползунове. Сподвижниках и последователях П. Мокееве, Ф. Швецове и И. Макарове рассказывают экспонаты выставки. Особое место среди них занимают знаменитые « астрономические часы», созданные в 1775 г. Они имеют астрономическую и театрально-музыкальную части. На передней стенке часов находится циферблат, показывающий часы и минуты, прорези для показания года, месяца, числа, фаз луны и дней святых. Механизм слева изображает работающую модель молотовой фабрики, состоящую из горна с мехами, молота, молотового мастера, крицы и системы кулачков, все это приводящих в движение. В часы был вмонтирован маленький органчик, игравший 6 мелодий. Еще одним шедевром Кузнецова стали музыкальные дрожки, находящиеся сейчас в Государственном Эрмитаже. Над ними мастер трудился 16 лет.
Это повозка для трех человек. За сидениями пассажиров находится музыкальный механизм – орган,который может играть запрограммированные мелодии и верстометр – прообраз современного спидометра, звоном колокольчика отмечавший каждую пройденную версту. Дрожки были расписаны тагильским художником Сидором Дубаскиковым.
А это , обросший легендами и вымыслами первый в мире «велосипед Артамонова»
Тагильчане бережно сохраняют память о Ефиме и Мироне Черепановых. На главной площади Нижнего Тагила установлен памятник отцу и сыну Черепановым- творцам первых русских паровозов, а в Выйской части города две улицы названы в их честь – Верхняя и Нижняя Черепанова, старейшее учебное заведение города, Нижнетагильский горно-металлургический колледж , также носит их имя.
К 150-летию первого русского паровоза, в 1984 году, на основе чертежей был изготовлен макет паровоза в масштабе 1:2 и установлен на пьедестале перед зданием краеведческого музея. Тагильский край издавна славился талантливыми мастерами-умельцами. С 1997 года в Свердловской области вручается премия и медаль имени Е. А. и М. Е. Черепановых конструкторам и инженерам-новаторам за вклад в развитие отечественной металлургии и машиностроения.
Мой папа Башинский Олег Станиславович был удостоен этой премией, и я очень им горжусь.
После открытия музея, « Дом Черепановых стал местом вручения премии.
Нижнетагильский Краеведческий музей
Меня зовут Завьялов Павел, я учусь в 2 «Б» классе гимназии № 18 города Нижнего Тагила. Недавно мы с родителями ходили в Нижнетагильский музей природы и охраны окружающей среды и в
Историко-краеведческий музей. Там я узнал, насколько интересна природа Среднего Урала, уникально местоположение нашего города, богата наша уральская земля, какие замечательные люди создавали историю нашего Нижнего Тагила.
Музей природы и охраны окружающей среды находится в помещении бывших Верхних провиантских складов, являющихся памятником архитектуры конца 18-начала 19 веков.
Музей поражает своей красотой. Величественная лестница ведет нас на второй этаж с высокими потолками. Удивило то, что каркас первого этажа состоит из стволов лиственницы и отлично сохранился по сегодняшний день.
В нижнем этаже развернуты выставки, рассказывающие о подземных богатствах нашего края. В 18-м столетии, когда в наших местах стали строить заводы, началась история уральских самоцветов. 15 марта 1765 года императрица Екатерина II подписала указ «Об учреждении экспедиции в Екатеринбурге для сыскивания разных цветных камней». С этого времени по всему Уралу, в том числе в Мурзинку, ежедневно отправлялись отряды по поиску и добыче самоцветов.
В настоящее время район месторождений драгоценных и поделочных камней в бассейнах рек Нейвы и Реж называется самоцветной полосой Урала.
Сам Нижний Тагил и металлургический завод берут свое начало от крупнейшего на Урале Высокогорского месторождения железной руды. Сейчас на месте горы Высокой глубокий Высокогорский карьер.
Также в реках нашего края было очень много золота и платины, поэтому сюда в конце 18 века ходил поток старателей-золотодобытчиков. В музее представлены образцы золотого и платинового песка и самородков, а также старательских приспособлений для добычи драгоценных металлов.
В экспозиции представлена картина художника А. Н. Кравченко «Шарамыга», посвященная старателями.
Шарамыгами или хитниками называл старателей, которые занимались своим промыслом без разрешения.
В Нижнем Тагиле была очень хорошая школа мастеров-камнерезов и ювелиров, которые создавали уникальные произведения из камня и металлов. Особенно красивы изделия из малахита - исконно уральского камня. Представлена уникальная глыба малахита весом 500 кг и образцы разновидностей малахита и изделий из него.
Значительная часть выставки посвящена Медноруднянскому месторождению меди. Видно каким тяжелым был ручной труд шахтеров.
На втором этаже музея находится экспозиция, посвященная живой природе и человеку. Выставка «Животный мир Урала» знакомит с различными видами животных и птиц.
В зале музея выставлены воссозданные скелеты мамонтов, найденные в лесах в районе нашего города, а также кости других древних животных.
В фойе музея можно увидеть фотографии здания музея до начала реставрации,1989 год и его современный вид.
Историко-краеведческий музей- старейший на Среднем Урале, поскольку в основе музейного собрания лежат экспонаты демидовского «Музеума естественной истории и древностей», созданного в 1840 году. В 1924 году музей был восстановлен и стал называться Нижнетагильским краеведческим музеем
В 1980-х был создан музей-заповедник, из краеведческого музея выведен музей природы, а сам музей стал называться историко-краеведческим. Так он называется и по сегодняшний день.
В первом зале музея представлена история развития общества первобытных людей на территории нашего края, местоположение стойбищ и предметы, которые создавали и которыми пользовались наши далекие предки.
Даже представлена выставка предметов быта древнего народа манси, или как их называли, вогулов, которые жили здесь до появления русских.
Вогулы считали своим божеством медведя и поклонялись ему. Здесь и одежда, и оружие, и детали убранства жилища вогулов.
Далее освещается период завоевания Урала казаками под руководством Ермака Тимофеевича в 16-18 веках. Представлены рукописи и старопечатные книги 17 века, предметы с раскопок Ермакова городища.
Дальше начинается самая главная для нас страница нашей истории - время правления Петра I. В конце 17-начале 18 веков Петр вел тяжелейшую войну со Швецией, называемую Северной войной. Русская армия испытывала нехватку металла для производства оружия, а самый лучший металл тогда производился именно в Швеции. Петр издал указ повсеместно искать железную руду, особенно на Урале. Началось строительство казенных заводов на Урале. Для строительства и управления заводами царь привел знаменитого тульского кузнеца и человека предприимчивого Никиту Антуфьева (Демидова), который активно помогал Петру с поставками оружия в армию во время войны. Ему дано право строить на Урале железодетальные заводы, и передан в собственность Невьянский завод в 1702 году. Так Демидовы обосновались на Урале и создали великую династию горнорудных промышленников и подлинных хозяев Урала.
Было налажено производство чугуна и стали для пушек и прочего вооружения, тем самым обеспечена победа России в Северной войне.
Демидовы получили огромные привилегии и стали управлять всей уральской промышленностью. В зале музея представлены портреты представителей рода Демидовых и вещи, которые им принадлежали.
В этих экспонатах очень подробно раскрывается история поколений Демидовых, их роль в культурной и общественной жизни нашего города и всего Среднего Урала.
В экспозиции, рассказывающей о легендарных тагильских инженерах: отце и сыне Черепановых, показан макет изобретенного ими первого в мире паровоза. Эти талантливые люди обучались в Англии, так как уровень производства на уральских предприятиях всегда был очень высоким.
В залах представлены предметы, относящиеся к досугу горожан, их культуре: музыкальные инструменты, афиши театров, театральные костюмы.
Ну и, конечно, основное-продукция нижнетагильских заводов, изделия мастеров художественных промыслов, орудия производства.
ДалеВ музее мне рассказали о периоде Великой отечественной войны. Экспозиция рассказывает о героических подвигах тагильчан на фронтах войны и в тылу на производстве техники и оружия для фронта.
О тагильчанах, награжденных за подвиги в сражениях и в тылу, у станков во имя победы.
ДалеВ музее мне рассказали о периоде Великой отечественной войны. Экспозиция рассказывает о героических подвигах тагильчан на фронтах войны и в тылу на производстве техники и оружия для фронта.
О тагильчанах, награжденных за подвиги в сражениях и в тылу, у станков во имя победы.
На втором этаже в зале музея я увидел выставку поделочных камней невероятной красоты, которыми славится Урал, и красивые изделия талантливых уральских мастеров по камню.
Покидая музей, я ощутил гордость, так как тоже являюсь уральцем, тагильчанином, частью этого народа, умеющего создавать прекрасное и восхищать весь мир силой духа, стойкостью и волей к победе.
Я рад, что я тагильчанин.
Комментарии