Я и мой замок
Сколько можно увидеть с простого подоконника! Сразу напротив - лес. Иногда его наряд меняется так быстро как рыцари на средневековых турнирах: краски и яркость разная, а благородство и красота все те же. Ближе к подъезду живет шоссе. домом, украшено отделкой из красного кирпича. Кажется, стоит открыть окно и Оно вечно чем–то недовольно, и даже ночью слышно его ворчание. А еще из окна видна часть нашего дома, т. к. он расположен буквой П. Место, где крыша сходится с рукой дотянешься. Такая же кайма над некоторыми окнами. А внизу еще есть арки. Их не видно, ноя знаю, что они есть. Красивый у нас дом. Жаль, что только одна квартира в нашем распряжении. Если бы я могла исследовать всю букву П! Хотя нет, лучше иметь целый замок, дворец или крепость! Полная гармония с окружающим ланшафтом, его дополнение и украшение или демонстрация превосходства человеческого гения над силами природы: все это – замки, легкие и ажурные или монолитные и нерушимые. Сколько книг было прочитано про них, сколько раз мечты уносили меня туда, на роскошные королевские балы, где я танцевала всю ночь, в волшебные сады, где я сидела у фонтана, в коридоры полные потемневших портретов и неразгаданных тайн и интриг, коих я стоновилась невольной свидетельницей. Я отправляюсь на поиски своего, лучшего и неповторимого замка, где будут даваться балы в мою честь. Но что мы знаем об архитектуре, как искусстве? Итак, следует начать с.
Язык архитектуры. Вместо предисловия
Мы живем изо дня в день на маленькой земле, несущейся в космосе. Вокруг только бездна голубая днем и черная ночью, да свет далеких звезд. Что же лишает нас чувства страха, о котором говорил Блез Паскаль: «Молчание бесконечных пространств пугает меня»? Не в последнюю очередь архитектура. Именно она выгораживает нас из Вселенной, создавая по законам божественной гармонии, красоты, меры особую «человеческую» зону. Точнее ДОЛЖНА создавать, и когда она справляется с задачей, мы ощущаем себя, даже попав в чужой город, например Париж, Рим, Лондон, беспричинно счастливыми. Мы не одиноки, пока окружены построенными великими зодчими прекрасными зданиями: храмами, дворцами, дворцово-парковыми ансамблями. Когда же архитектор не справляется со своим назначением, то мы и в родном городе, среди новостроек, чувствуем себя несчастными.
Мы никогда не жили вне архитектуры; прекрасна она или безобразна, мы всегда живем внутри ее, но понимаем ли мы ее? Архитектуру труднее понять, чем живопись или скульптуру, потому что она менее всего изобразительна из всех видов искусств и наиболее абстрактна. Если живопись создает иллюзию пространства и света, то архитектура владеет подлинным пространством и светом, с помощью которых передает самые разные чувства и идеи. Например, она может внушить чувство простора или замкнутости, открытости или давящей тяжести. Она играет пространством - анфилады, контрасты, неожиданные ракурсы. К тому же архитектура постигается не только всеми органами чувств, но и всем телом: ногами, когда мы идем по мраморному полу и слышим, как звучат шаги, руками, когда прикасаемся к поверхности стен, телом, когда вздрагиваем от неожиданно открывшейся перспективы.
Фраза « Архитектура – застывшая музыка» стала штампом, а между тем это чистая правда. Архитектура и музыка – родные сестры: и та, и другая предельно выразительны и в то же время абсолютно абстрактны. Чтобы научиться понимать архитектуру, нужно осознать, что за всеми художественными и техническими новациями всегда стоял некий смысл. Можно долго разбираться в мудреных архитектурных терминах (архивольт,антиблемент ), а можно просто понять: жизнь архитектуры определяется целью , конкретными смыслами искусства в то или иное время.
Моя работа будет посвящена самым прекрасным созданиям архитектуры – дворцам и замкам. Крепость, замок, дворец – все эти слова будоражат воображение. В памяти возникают картины виденного или знакомого по сказкам, снам, голливудским фильмам. Новые слова и образы обрушиваются на нас словно из рога изобилия: зубцы, башни и подъемные мосты, пушки, бастионы, рыцари и доспехи, бут и мрамор, наружные лестницы и сады. Полет нашей фантазии соединяет вещи, которые никак друг с другом не связанны. Рыцарская романтика средневековых крепостей созвучна в нашем сознании с расточительной роскошью замков духовных и светских правителей. Перед мысленным взором возникают образы в самых радостных красках, часто не имеющие никакого отношения к действительности.
Но замки - это не только воплощение красоты, мечты о земном рае, но и историческая ценность. Ведь архитектура в итоге всегда отражает эпоху и нравы своих современников.
Свое путешествие я решила начать с дворцов Востока. Их архитектура и культура всегда привлекали меня своей самобытностью. Несмотря на то, что она подчинена строгим канонам, каждый новый дворец удивляет оригинальностью, непохожестью на другие
Начать я решила с Китая, но в какую же эпоху отправиться? Они все такие разные, ведь каждая эпоха имеет свои неповторимые особенности.
Архитектура Китая
В 5 – 3 тысячелетиях Столица государства –Строятся новые По всей стране Монументальность и праздничность –Архитектурные до н. э. создавали город Шан, в отличие дороги, крепостные начали строить характерные черты архитектуры сооружения времени поселения из от древнейших стены с башнями и грандиозные периода Тан. Города, как и в правления династии небольших, углубленныхпоселений имел воротами. Началось монастырские древности имели в плане Цин – храмы, пагоды, в землю глинобитных отчетливый план. строительство комплексы, прямоугольник, с улицами, дворцы и парки –
хижин Среди других построекдворцовых вырубленные по пересекающими город из конца в отмечены яркостью и выделялся дворец комплексов. В этот типу индийских в конец. На главной магистрали живописностью.
правителя, период была толще скал, а города, в северной его части Цинские правители возведенный на построена Великая также буддийские располагался окруженный стенами строят себе прямоугольной Китайская Стена. храмы и высокие ансамбль императорского дворца. многочисленные платформе, обложенный многоярусные башниДворцы, усадьбы и храмы возводили загородные морской галькой. – погоды, в из дерева по единому принципу. резиденции. В
Высокая соломенная которых хранились Размеры постройки строго архитектуре и крыша дворца реликвии. определялись знатностью владельца. декоративной опиралась на три ряда Выступающие за пределы здания скульптуре наиболее деревянных колонн, крыши с загнутыми углами придавалиполно воплощалось основаниями которых сооружениям торжественность и стремление к роскоши служили бронзовые благодаря своему «летящему» и изобилию, диски. силуэту придавали зданию легкость характерное для и защищали от дождей. вкусов того времени.
Архитектура Сунн основывалась на традициях танского зодчества, но была сложнее и многообразнее.
Уделялось большее внимание отделке зданий. Летописи сообщают о широком размахе строительства дворцов из редких пород дерева.
Одним из самых знаменитых дворцово – парковых комплексов в Китае является Императорский дворец в Пекине. В этом огромном комплексе протекала вся жизнь правителя. Это заинтересовало меня, и я решила отправиться именно в
Запретный город
Императорский дворец в Пекине – грандиозное воплощение представлений древних китайцев о небесной гармонии и порядке на земле. Только с неба можно увидеть всю красоту замысла дворца – но он не предназначался для глаз простых смертных. На протяжении 500 лет дворец почитался в Китае центром Вселенной и Поднебесной, что полагалось равнозначным. Дворец Сына Неба (так называли императора ) был проекцией дворца Небесного императора, который, согласно легенде, находился на Полярной звезде в центре небес. Равно как и Запретный город возведен ровно в центре Пекина.
Этот совершенный комплекс из 75 зданий, 9999 комнат и множества площадей, занимающих 72 гектара, соединил все черты традиционного китайского зодчества, опирающегося на принципы симметрии и равновесия, - как в физическом, так и в метафизическом смысле.
По традиции каждый китайский город окружался стеной, был прямоугольным по форме и делился на четыре части двумя прямыми, пересекающимися в центре улицами. Городские стены, являющиеся одними из самых прочных и внушительных в мире, имели четверо ворот по одним с каждой стороны. Запретный город обнесен по всему периметру рвом глубиной 6 метров и шириной 52 метра и от него сразу же почти на 10 метров поднимается стена толщиной 8,62 метра. Летящие силуэты квадратных дозорных башен составляют эффектный контраст с мощными стенами.
Несмотря на свои огромные размеры, Императорский дворец ничем не отличается от обычного китайского дома. Изначально в Китае и дворцы правителей, и дома простых жителей, и храмы ( дома Богов) возводились по одной схеме, в основе которой лежало древнее учение об устройстве мира. Но если в обычной усадьбе были одна главная постройка и две – три поменьше, то в императорском дворце их чисто достигает нескольких тысяч. Кроме того, во дворце, как и в обычной китайской усадьбе, сохранен принцип анфиладности – череда дворов и ворот предваряет главную постройку. Благодаря этому характерному для китайского зодчества приему создается ощущение защищенности, так как каждый двор или площадь обнесен стенами, и одновременно рождается эффект бесконечного движения, поскольку через проемы ворот уже виден следующий двор.
Императорский дворец – поразительный пример фантастической работоспособности и мастерства китайский зодчих 15 века. Весь комплекс был построен за 15 лет, с 1406 г. по 1421 г. В 1421 Пекин окончательно стал столицей и получил современное название.
На реализацию этого грандиозного плана шли только лучшее дерево, камень, золото, медь, керамическая черепица. Дворец – колоссальное собрание редкостей, начиная со скульптуры, украшающей дворы, до тканей, костюмов, старинных книг, драгоценных свитков живописи и каллиграфии.
Дворец разделялся на несколько частей – центральную парадную, состоящую из ряда площадей и приемных залов, и боковые, отделенные коридорами. Здесь располагались жилые покои, театры, сады и беседки. Северная часть завершалась императорским садом с причудливыми горками, мозаичными дорожками, редкими породами деревьев.
Каждое здание имело свое поэтическое название. Тронный зал Тяйхэдянь ( Зал Высшей Гармонии) вобрал в себя самые характерные особенности дворцовой архитектуры. Нарядность, яркость и торжественность сочетаются в этом сооружении с простотой и ясностью форм. Высокие лакированные красные колонны опираются на многоступенчатую, украшенную резьбой белую платформу и внутри делят зал на одиннадцать пролетов. Потолочные балки покрыты разноцветной росписью с золотыми фигурами драконов, которые являются символом императорской власти, а двойная желтая кирпичная крыша украшена фигурками птиц и зверей – охранителей.
Далее располагался Императорский сад с павильонами. За ним Ворота Божественной мощи выводили к Холму для Любования Видом, в 18 веке украшенному беседкой. По легенде, холм был сделан из угля на случай долговременной осады, за что его часто называют Угольным. Таким образом, дворец был вписан в идеальный пейзаж, согласно которому позади постройки должны быть горы, а перед ней – река.
После революции 1911 года и отречения императора Пу И Запретный город стал национальным музеем Гугун, и доступ в него открыт каждому.
Выходя из Запретного города, я встретила путешественников, направляющихся в Тибет. И мне тоже захотелось присоединиться к ним. Путешественники с радостью взяли меня с собой. По дороге они рассказали мне об этой интереснейшей стране.
Тибетские монастыри и дворцы Тибета – крупные архитектурные ансамбли- расположены, как правило, на склонах гор и поднимаются уступчатыми террасами от подножья к вершине. Их силуэты кажутся естественным продолжением горных хребтов. Черты архитектуры Тибета наиболее ярко воплотились в облике дворцового ансамбля в Лхасе
Историческая ценность
Комплекс был возведен в целях демонстрации силы и безграничной власти Сына неба, императора. Из таких частей складывалось беспрекословное подчинение китайского народа своему государю. Также сильно на это влияло убеждение, что император – Полубог, т. к. в эти времена религия играла основную роль в восприятии и понимании мира.
Уфффф. С раннего утра и до позднего вечера плутала я по Запретному городу. Даже устала и заблудилась. Такое возникло ощущение, что в этой сложной планировке действительно можно разобраться только с высоты птичьего полета. Строили-то для богов, а на меня 9999 комнат наводят страх остаться здесь навечно. Прекрасен императорский дворец, прекрасны и загадочны остальные здания, но я лучше буду только любоваться этим ансамблем, а для жилья предпочту
Что-то более компактное
Германия.
Чем только ни славится великая Германия! Сколько найдется людей, влюбленных в нее, столько достижений в области науки, культуры можно упомянуть. Но самое интересное, что все это тесно связано с самобытной и богатой масштабными событиями историей государства. Особенно поразили меня замки и дворцы. Я отправилась , в поисках идеального жилища, в
Замок Гогенцоллерн
«Стоит совершить путешествие, чтобы посмотреть на Гогенцоллерн», - сказал император Вильгельм после посещения этого замка. Из окон расположенного высоко замка, открывается вид на Швабский Альб, Шварцвальд и Швейцарские Альпы. Превосходный вид открывается не только из замка, но и на него. Островерхие крыши и зубцы башен высоко вознеслись над рекой Цолерн, которой замок и обязан своим названием.
Этот замок неподалеку от Тюбингена строился по приказу короля Фридриха Вильгельма 4 с 1850 по 1867г. В 1819г. , еще будучи принцем, Вильгельм посещал развалины крепости своих предков и уже тогда мечтал восстановить ее. Ведь в этих древних стенах воплотилась вся история его семьи, старого герцогского и королевского рода. Крепость была построена еще в 1061г. Поскольку тогда было принято давать имена по названию владений, крепость дала свое имя роду. В 1423г. швабские имперские рыцари- разрушили крепость рыцарей – разбойников графов Цоллернов, и король Зигмунд запретил восстановление крепости «на веки веков». Это запрет был снят только через тридцать лет императором Фридрихом 3. В 1617г. началось строительстванового, более крупного и роскошного замка. После отступления Австрии, захватившей крепость, она пришла в упадок и находилась в запустении до того времени, пока кронпринц Фридрих Вильгельм не стал королем и не воплотил свою мечту.
Планы старого замка и еще нескольких зданий были использованы при строительстве нового. Устремленные вверх башни замка, создающие ощущение изящества и легкости, напротив являются абсолютно новыми элементами.
Принц Луи Фердинанд Прусский(1907 – 1994) прилагал все усилия, чтоб замок стал настоящей жемчужиной не только снаружи, но и изнутри. Он собирал ценные предметы искуссства и экспонаты по истории Пруссии: от картин и предметов мебели до военного платья Фридриха Великого. Покои замка, украшенные мраморными колоннами, потолочной росписью, кессонированными потолками, элегантной драпировкой создают атмосферу, достойную этих ценностей.
Историческая ценность
Гогенцоллерн – самый значительный немецкий национальный памятник 19 века. Он являлся последним успешным выступлением монархии против парламентизма. Он передает романтическое представление 19 века об идеальном рыцарском замке, производившем впечатление на демократов
Я ходила по залам замка и поняла, что не имею права здесь жить. Чудо, сотворенное руками великих королей, словно дышит их подвигами, мои шаги по великолепному полу гулко отдаются в сердце замка, не любящем чужаков, т. к. слишком много разрушений и слез они приносили. Мне кажется, что посетители Гогенцоллерна должны только молча восхищаться творением королей, чтобы не обидеть великих хозяев замка, потому что их свита канула в вечность, они давно умерли и не смогут, как раньше, защищать свой дом.
Франция
Франция. Для каждого эта страна остается символом романтики, пышной жизни королевского двора, благородных графов и графинь, дуэлей на шпагах. Многие даже не бывали там, просто такое отношение к Франции мы приобретаем с захватывающими романами, шедеврами французской живописи и , конечно , архитектуры. Разве эти роскошные балы и обеды не происходили в не менее прекрасных замках? Я решила познакомиться с «яблоком раздора» многих знатных дам того времени, а именно с
Шенонсо
Рожденный не столько точным инженерным расчетом, сколько фантазией и капризами шести женщин, Шенонсо, замок – мост, - воплощение изысканной красоты. В окружении садов Шенонсо расположился прямо на реке Шер, притоке Луары. Кажется, что он существует в двух реальностях – земной и зеркальной, отраженной в речных водах.
В конце 15 века средневековую крепость Шенонсо, соседнюю с мельницей скупил королевский финансист Тома Бойе. Влюбленный в Италию, он мечтал произвести здесь полную реконструкцию Шенонсо в духе Ренессанса, однако государственная служба требовала от вельможи постоянного присутствия в Париже. Все заботы по перестройке замка взяла на себя его образованная и решительная жена Катрин. Она и стала первой женщиной, чьими стараниями замок утратил свои оборонительные функции и превратился в роскошную резиденцию. На искусственном островке – основании бывшей мельницы – поднялся элегантный белый дворец с большими окнами, высокой крышей и милыми угловыми башенками, украшенными пилястрами и капителями с ангелочками и русалками.
После смерти супругов Бойе Франциск1, жадный до прекрасных замков и охотничьих угодий, в 1533 году нашел предлог, чтобы конфисковать замок у наследников. Его сын Генрих 2 в 1547году подарил Шенонсо своей возлюбленной Диане де Пуатье. Она явилась второй женщиной, возжелавшей и дальше совершенствовать образ замка. Честолюбивая и талантливая Диана была одержима желанием превратить Шенонсо в замок, способный поражать воображение королей, и в первую очередь ее соперницы королевы Екатерины Медичи. Именно Диане принадлежит идея постройки моста с пятью арками, соединившего замок с противоположным берегом реки. Застроенный двухэтажными жилыми павильонами, мост выглядит как естественное продолжение дворца. Кроме того Диана пожелала окружить резиденцию – место своей благоуханной любви с королем – цветами, и по ее воле был разбит регулярный сад, где круглый год царили цветы, вызревали редкие овощи и фрукты.
Генрих 2 скончался от полученной на турнире раны. Вдовствующая королева, ревнивая и мстительная Екатерина Медичи, третья владелица замка, буквально вышвырнула оттуда обожаемую мужем фаворитку. Сама же королева, итальянка с идеальным вкусом, давно и тайно мечтавшая о Шенонсо, с удобствами разместилась там со всем двором. К этому периоду относятся последние крупные строительные работы в замке. По заказу королевы, любившей роскошь во всем, на мосту возвели двухэтажную галерею, сменившую более скромные постройки Дианы, и разбили еще один сад. Ныне по обеим сторонам от искусственного острова на берегу Шера цветут, как бы в память о двух страстный соперницах, Сад Дианы де Пуатье и Сад Екатерины Медичи. После смерти Екатерины замок оставался королевским владением, но постепенно и безнадежно приходил в упадок.
Однако в 1863 году замок приобрел отставной генерал Дюпен. Мадам Дюпен собирала в своем салоне цвет общества, при ней Шенонсо буквально пережил свое второе рождение. Тут бывали Монтескьё, Вольтер, Бюффон, а учителем сыновей Дюпенов некоторое время служил Жан Жак Руссо.
В 1863 году владелицей замка стала мадам Пелуз. На протяжении 10 лет она реставрировала пришедшее в ветхость убранство и практически заново разбивала цветники. Ухоженный, уютный, согретый теплом зажженных каминов, замок пережил третье рождение, надолго запомнив свою последнюю хозяйку. С фасада были убраны кариатиды и заложены окна, так как мадам Пелуз стремилась вернуть замку такой вид, какой у него был до Екатерины Медичи.
Сейчас замок не скрывает свои тайны под пеплом руин, а, наоборот, дает каждому возможность услышать шепот интриг в темных коридорах, разглядеть ушедшие лица на потемневших портретах, почувствовать аромат свечей канделябров. Здесь вершилась судьба бессмертной Франции руками смертных королей.
Историческая ценность
Из пяти женщин, поочередно живших в Шенонсо, - аристократки Катрин Бойе и Дианы де Пуатье, королевы Екатерины Медичи, представительницы буржуазного сословия мадам Дюпен и мадам Пелуз – каждая оставила в замке аромат своего неповторимого очарования. Это легко почувствовать, пройдя по квадратному залу, оформленного по эскизам Катрин Бойе, поднявшись в спальню Дианы де Пуатье, увешанную фламандскими гобеленами, или посетив Зеленый кабинет Екатерины Медичи, богато украшенный картинами Итальянских мастеров.
Шенонсо тоже не годится мне. Ведь только представить: пять женщин! Да это не замок, а «яблоко раздора»! Опасное место. И еще в традиции у его хозяек была перепланировка замка или его частей, а я не знаю, что уже можно добавить этому безупречному творенью архитектуры. Но мне все же кажется, что на этом история замка не заканчивается. Она вообще никогда не заканчивается во Франции, где каждый гобелен и портрет монарха – часть воспоминаний из семейного альбома, а каждый из замков рассказывает собственную неповторимую историю.
Россия
Где надо искать свою мечту напоследок, как не на родине. Дворяне строили свои дома и облагораживали имения с тем неповторимым изяществом и безудержным размахом, столь близкими русской душе. Во многих городах нашей страны создавались, великие шедевры архитектуры, служащие иконой стиля и роскоши и по сей день. Но я выбрала Москву. Я люблю этот город. Особенно свой тихий район, ведь именно там находится жемчужина русской знати
Кусково
Владельцами Кусково были издавна графы Шереметьевы. Усадьбу замыслили как вельможную загородную резиденцию, отвечающую самым просвещенным вкусам середины 18 века. Под дворцово – парковый ансамбль отвели площадь в 300 с лишним гектаров, и в 1749году появилась первая из кусковских построек, сохранившаяся до наших дней - Голландский домик. Основа ансамбля была возведена к 1760 году, а всевозможные усовершенствования и достройки заняли еще последующие 20 лет.
Почти вся красота Кусково рукотворна. Изначально пейзаж вокруг села был невзрачным, а само место низинным и болотистым. Топи осушали, избытки воды собирали в многочисленные пруды – их в имении насчитывалось 17. От пруда возле церкви на юг прорыли протяженный канал, восточнее обширный зеленый массив превратился в Зверинец – смесь заповедника и зоопарка, где водились медведи, редкие черные волки, олени, дикие козы и зайцы, и куда гости выезжали на охоту.
На северном берегу главного пруда по проекту французского архитектора де Вали был построен графский дворец, за ним раскинулся регулярный французский парк с всевозможными затеями, так любимыми в 18 столетии. Перспективы дорожек замыкались садовыми павильонами, часть которых сохранилась до нашего времени. В старину павильонов, беседок, увеселительных домиков в Кусково было великое множество – не только в регулярном парке, но и в примыкающем к нему пейзажном английском и в многочисленных рощах. Имелась беседка – Бельведер, китайская башня с колоколами, Храм тишины, Индийская погода, Храм Дианы, Драконьи пещеры, украшенные кораллами и окаменелостями, где слышался неумолчный шум невидимых подземных ключей. В причудливом по форме домике Менажере содержались водоплавающие птицы. За образцовой фермой Метерией лично надзирал граф Петр Борисович. Мраморные мавзолеи сменяли живописные мостики с позолоченными решетками, аллеи кедров – выставленные вдоль партера в кадках лимонные, апельсиновые, померанцевые деревья и огромные благородные лавры. Искусственные горки необычных очертаний соседствовали с фонтанами, с увитыми розами и хмелем трельяжами и собственными Елисейскими Полями.
Одних театров в Кусково существовало три. Первый – Зеленый, с травяным амфитеатром и кулисами из кустарника, где летом под открытым небом представляли небольшие французские оперы. Второй – Малый располагался в Турецком киоске. Третий – Большой, построенный в классическом стиле, ни в чем не уступал императорскому.
Театр служил главной, но далеко не единственной приманкой кусковских праздников и гуляний, которые при графе Петре Борисовиче устраивались регулярно( с мая по август) по четвергам и воскресеньям.
Типичное для 70–х годов убранство дворца причудливо соединяло черты барокко с его яркими красками, густой позолотой и замысловатыми формами со сдержанными элементами пришедшего ему на смену классицизма. Многочисленные парадные залы располагались анфиладой, низенькие и просто отделанные личные покои только притворялись жильем, поскольку тоже включались в публичный осмотр. Но особенно поражал бело – золотой танцевальный зал. Сам по себе громадный, он казался еще величественнее благодаря зеркалам, почти сплошь покрывающим стены и многочисленные французские окна. Тяжелые цветные штофы и гобелены, отделочный камень ценных пород, хрустальные светильники и мраморная скульптура, наборные узорчатые паркеты – все несло на себе отпечаток богатства и утонченности.
Естественно, что и в доме, и в садовых павильонах в избытке находилось произведения искусства и всевозможные редкости. В Голландском домике красовалось собрание фарфора - китайского, японского, саксонского и драгоценного венецианского стекла. В Итальянском домике хранилась коллекция итальянской живописи. В библиотеке помимо книг имелась миниатюрная модель Иерусалимского храма, сделанная из перламутра. Часть второго этажа занимала уникальная коллекция оружия.
В 1788 году умер Петр Борисович Шереметьев. Усадьба понемногу приходила в упадок. В 1812 году разместившиеся в имении французские солдаты, по свидетельству современников не пощадили ничего, все перебили, переломали, стреляли в портреты, ободрали штофы и материи и нанесли Кусково невосполнимый урон. Лишь в 19 веке когда владельцем стал увлеченный историей граф С. Д. Шереметьев, внук Жемчуговой и графа Николая Петровича, в старинные стены ненадолго вернулась жизнь. После Великой Октябрьской революции, в 1919 году, в усадьбе открылся музей, объединенный с переведенным в Кусково музеем фарфора. Город давно уже поглотил Кусково, но тени прошлого еще не покинули это место, и солнце исправно освещает в свои часы парковые скульптуры «Утро», «День», «Вечер» и по – прежнему обходит стороной грустную «Ночь».
Историческая ценность
Если Петербург воплощал собой сферу официальности, то Москва отражала стихию частной жизни. Петербург представлялся затянутым в мундир и застегнутым на все пуговицы , Москва – в домашнем халате. Там все было регламент и субординация, здесь – «покой и воля». Во второй половине 18 века складывается феномен Подмосковной усадьбы. Это был дом, sweeet home( англ. «родной дом»), своего рода убежище от треволнений жизни, ценность которого возрастала по мере того, как все важнее становилась частная сфера существования. Именно поэтому наблюдать быт русской знати надо именно в Москве, в непринужденной обстановке, где вся планировка и обустройство усадеб говорили о светских развлечениях и где настоящая жизнь била ключем.
Замок на шоссе Энтузиастов
Я так и не нашла того, чего искала. Я бесцельно бродила по шумным, но знакомым и нужным моему сердцу улицам. С деревьев нашего парка опадали последние потемневшие листья, и я проникалась каким-то участием и заботой к этому лесу. Прохладный и уверенный ветер будто выдувал из моего прошлого воспоминания прекрасных, но чужих ландшафтов. Ноги принесли меня в знакомую буковку П, я машинально достала ключи из кармана и поднялась в квартиру. И вот с того же подоконника, с которого началось мое путешествие, мне открылся совершенно новый вид. Уже не холодные деревья стояли передо мной, а целая армия вооруженных рыцарей в сверкающих на появившемся из-за тучи солнце доспехах. И не шоссе, главная артерия города, отделяло меня от них, а могучий ров с бурлящим машинным потоком. Мой дом? Да где же он? Я в прекрасном замке, и красная лепнина рук великого мастера украшает место, где крыша сходится с кремовым монолитом здания, и окна отделаны с изяществом античных дворцов. А высота! Наша двенадцатиэтажная башня – это донжон крепости, и, кажется до меня не долетит ни одна стрела, ни одна беда, ни одно дурное слово. Вот я и нашла его, замок моей мечты и поняла: мой дом – моя крепость.
Комментарии