Гордость за профессию воспитывается с детства
Часто так бывает, что мы для сочинения ищем материал по страницам книг, газет, в музеях железной дороги и даже в архивах. Находим для себя много интересного, узнаем об истории железной дороги, знакомимся с людьми, для которых железная дорога стала судьбой.
Так случилось, что в гостях у бабушки разговорилась с учителем нашей школы Болотовой Галиной Антоновной. Мне нужно было писать сочинение. Я спросила у
Галины Антоновны: «А как бы вы ответили на вопрос о том, какую роль сыграла железная дорога в вашей судьбе?»
И Галина Антоновна поделилась своими мыслями:
- С железной дорогой связана моя жизнь с детства. Память уносит меня туда, где около железной дороги, напротив деревянных корпусов Красноярской железнодорожной больницы, стоял наш старый двухэтажный дом. Стук колес паровозов, дым и сигналы их были для нас привычными и родными. Мой отец работал машинистом в Красноярском железнодорожном депо. И весь ритм нашей семьи был подчинен его работе. Мы жили по- московскому времени, так как по нему вызывал нарядчик отца в поездку. Когда учительница спросила, в котором часу мы собираемся в школу, я ответила, что в восемь часов. В классе все засмеялись
(учились мы во вторую смену). А я настаивала на своем, так как по-нашему времени это было в двенадцать часов. Паровоз отца мы знали. На нем была прикреплена табличка: «Старший машинист, техник – лейтенант тяги Фатьянов А. В. » мы всегда ждали гудка паровоза, когда отец ехал в поездку мимо дома. В
доме жили семьи только железнодорожников. И мы, дети, из разговоров взрослых были до мелочей знакомы с работой наших родителей, их спецификой. Хвалились друг перед другом их профессиями. Началась электрификация Красноярской железной дороги. В 1958 году отец уехал учиться в Москву, затем в Барабинск, а потом в Ожерелье. Мы с нетерпением ждали его возвращения. Для нашей семьи день, когда отец сел в кабину электропоезда, стал большим праздником. По-
прежнему отец подавал гудок, когда проезжал мимо дома. Но это был гудок «Француза», электровоза, привезенного из Франции и испытанного у нас в Сибири.
Кстати сказать, в этом году исполнилось не только 110 лет Красноярской железной дороги, но и 50, как Красноярская дорога стала опытным полигоном для испытания электровозов переменного тока «Ф», строившихся во Франции, по спецзаказу СССР. Прошло столько времени, но я и сейчас слышу этот пронзительный и редкий гудок, которым отец извещал нас о поездке мимо дома на своем «лавровом листе». Так называли эти электровозы за яркий зеленый цвет.
- Я видел в газете «Красноярский железнодорожник» на снимке реставрированный и готовый к отправке в музей Санкт- Петербурга «Француза», но он голубого цвета.
- Нет, обшивка «Француза» была неистребимо зеленого цвета. За это его и называли «лавровым листом» или «лаврушкой». А если говорить о роли железной дороги в моей судьбе, то она прекрасна. Отец всегда говорил, что «железка» во все времена кормила людей: во времена царской ли России, в наше ли время. Папа приносил летом брату, мне и сестренке путевки в пионерский лагерь; мы занимались в кружках и студиях ДК железнодорожников. Незабываемы новогодние праздники в том же дворце культуры, куда ходили мы по билетам, принесенным отцом от «профсоюза». Брат и сестра летом работали на малой железной дороге, а затем все юные железнодорожники отдыхали в лагере на реке Бирюса. Счастливые были мы тогда, когда в день железнодорожника всей семьей, если папа был не в поездке, шли на Николаевскую сопку на большой и красивый праздник. Кстати, День железнодорожника был учрежден первым профессиональным праздником в России.
А когда мама и папа, нарядные и молодые, шли на праздник в депо, мы с гордостью провожали их. Возили нас и на Черное море, и в Москву, Ташкент, Алма-Ату, так как папа имел бесплатный билет проезда всей семьи.
Меня заинтересовала одна мысль, и я спросила:
- Было бы интересно посчитать, сколько километров за свою жизнь отъездил по железным рельсам ваш отец, да и другие машинисты.
Немного подумав, Галина Антоновна ответила:
- Мы над этим никогда не задумывались. Мой отец из-за сердечного приступа рано ушел из жизни, не доработав до пенсии два года.
В начале семидесятых, когда износились детали «Французов», их стали заменять отечественными локомотивами. Не были они рассчитаны на наши морозы и кривые.
Открылась трасса мужества Абакан- Тайшет, и отец, один из первых, стал водить пассажирский поезд до станции Саянская на своем «Французе». На других участках их уже не было.
Папа имел всего одну запись в трудовой книжке, проработав тридцать шесть лет в депо Красноярской железной дороги. Он награжден медалью «За трудовую доблесть», знаками «Победитель социалистического соревнования». Много благодарностей и ценных подарков за свою работу получил мой отец – машинист
Красноярской железной дороги Фатьянов Антон Васильевич.
Рассматривая фотографии сороковых – пятидесятых годов из семейного архива Галины Антоновны, я спросила:
- А почему вы не выбрали профессию железнодорожника?
На что Галина Антоновна ответила:
- Наше поколение боготворила работу учителя. О другой профессии я и не думала с тех пор, как переступила порог школы. Папа поддержал меня в выборе профессии. Я не знаю, что это: совпадение или провидение судьбы. Но я пошла в первый класс начальной школы №48 Красноярской железной дороги (была такая в
Красноярске) и заканчиваю свою работу в средней школе № 48 ОАО «РЖД». Не отпускает меня железная дорога. Да и живу я на трассе, где работал отец «Трассе мужества Абакан – Тайшет».
После разговора с Галиной Антоновной, я по-другому взглянула на тему своего сочинения. Я поняла, что железная дорога прочно вошла и в мою жизнь. Мой дедушка солдатом строил трассу Абакан- Тайшет в составе железнодорожных войск.
Сейчас я подошла к тому возрасту, когда нужно выбирать профессию. Ведь от этого выбора зависит вся моя дальнейшая судьба. Ещё с детства я задумалась о профессии железнодорожника. Я консультировалась с педагогами и людьми, которые всю свою жизнь работают на «железке», об этой профессии и поняла, что она очень интересна и увлекательна. Теперь я много знаю про профессию железнодорожника. У меня нет проблем с выбором профессии. Я буду железнодорожником. Это моя судьба.
Комментарии