СМИ  ->  Периодика  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Гипотетическое развитие русского суперэтноса согласно теории этногенеза Л. Н. Гумилева

В статье проведены исследования, основанные на теории этногенеза Гумилева, и сделаны гипотетические выводы будущего России и Сибири в частности, проведены исследования развития русско-турецких отношений.

Сегодня, во время относительной стабильности и спокойствия, после столь бурных событий недалекого прошлого, в обществе наблюдается небывалый рост интереса к истории. Чем он вызван, на чем основан? Часто можно слышать, что, запутавшись в проблемах современных, люди обращаются к истории в поисках выхода из тяжелых ситуаций. На данный момент наше государство находится в переходном состоянии, обусловленном событиями недалекого прошлого (распадом СССР), вследствие чего правительство вынуждено вырабатывать новые внешнеполитические и внутренние стратегии. Исследование, проведенное нами на основе теории этногенеза Гумилева, поможет определить процессы, протекающие в нашем государстве и обществе, а как следствие политический курс необходимый государству, для достижения благосостояния России.

Отличие теории этногенеза Гумилева от всех остальных подходов к изучению истории состоит в том, что здесь впервые была произведена попытка объяснить исторические закономерности с точки зрения смежных (география, биология) наук, до этого же история рассматривалась как наука, занимающаяся констатацией фактов и их систематимкой; так же особенностью пассионарного подхода является возможность спрогнозировать развитие того или иного этноса, чего не дают другие подходы (формационный (К. Маркс и Ф. Энгельс), формации Тофлера, цивилизационный).

В нашей работе через призму теории пассионарности мы попытаемся спрогнозировать возможные пути развития нашего государства на будущее 600 лет, для чего нам необходимо выяснить фазу этногенеза на которой находится русский суперэтнос на данный момент. Мы не будим рассматривать период с IX по XII, т. к. этническая система того периода, во-первых - это осколок славянского этноса; во-вторых – очень подробнбно этот период рассматривается в работе Гумилева «От Руси к России».

Этногенез русского суперэтноса

Согласно утверждениям Л. Н. Гумилева, пассионарный толчок, приведший к возникновению нового московского этноса, произошел около ХШ в. н. э. Утверждение о пассионарном толчке на Руси в начале XIII в. легко подтвердить, дело в том, что пассионарный толчок никогда не затрагивает один этнос. Данный толчок прослеживается в Прибалтике: на берегах Немана в результате смешения литовских племен со славянским населением возник новый литовский этнос. В зоне толчка оказались долина Припяти и Приднепровье: отсюда началась миграция смешанного русско-польского населения, которое впоследствии составило этнос, называемый украинским. Одновременно с процессами в Северо-Восточной Руси и Литве начался этногенез в западной части Малой Азии. Уже в конце XIII в. там создался новый, османский, этнос. Турки-османы были совершенно отличны от турок-сельджуков (туркменов), населявших восточную часть Малой Азии. Вероятно, с действием толчка XIII в. было связано и возникновение этноса крымских татар, позднее присоединившихся к османам. Так же это высказывание подтверждается появлением именно в этот период ярких политических деятелей (пассионариев) таких как Александр Ярославович Невский, Иван Калита, а позже Симеон Горордый и Дмитрий Донской ( кстати этот генеологический ряд является подтверждением передачи пассионарного признака по наследству, из поколения в поколение). Именно при этих правителях происходит возвышение Москвы как политического центра, и начало оформления нового этноса.

Куликовская битва явила собой концентрацию сил русского этноса в фазе подъема, т. е. стала историческим подтверждением растущей пассионарности. После чего, на протяжении XV в. , происходит формирование русского государства вокруг Москвы, которое завершилось подчинение последнего осколка древнерусского этноса – подчинение Новгорода (1478 г. ). Именно в этот период Русь окончательно освободилась от татаро-монгольского ига (1480 г. )

Характерной чертой фазы пассионарного подъема является оформление стереотипа поведения этнической системы. Поведенческой доминантой у возникшей новой этнической целостности стало действенное православие (именно в это время, в XIV столетии, Русь получила название «Святая»), так же, входе создания централизованного государства, сформировалась традиция престолонаследия, если в Древней Руси использовалась система раздачи удельных княжеств, а позже лествичная система, то здесь вся власть концентрировалсь в руках князя, а позже и царя (т. е. единоличного правителя).

На основе вышеперечисленных доводов можно сказать, что этот период являлся фазой подъема пассионарного напряжения русского этноса.

Начало XVI века ознаменовалось чередой русско-литовских войн (1500-03, 1507-08, 1512-22, 1534-37 гг. ), вследствие чего России отошли западные земли (Смоленск, верховья Днепра, Зап. Двины и пр. ), успешно для нашего государства так же началась Ливонская война (1558-83гг. ), но на ход событий здесь скорее всего повлияли причины не как внешние, как внутренние (опричнина); были присоединены Казанское(1552) и Астраханское(1556) ханства. Так же часть пассионариев устремлялась на восток, на колонизацию и освоение Сибири. Следовательно отчетливо видно, что появилась избыточная пассионарная энергия, которая выплескивалась ввиде активных и успешных военных действий.

Начало XVI века ознаменовалось чередой русско-литовских войн (1500-03, 1507-08, 1512-22, 1534-37 гг. ), вследствие чего России отошли западные земли (Смоленск, верховья Днепра, Зап. Двины и пр. ), успешно для нашего государства так же началась Ливонская война (1558-83гг. ), но на ход событий здесь скорее всего повлияли причины не как внешние, как внутриенние (опричнина); были присоединены Казанское(1552) и Астраханское(1556) ханства. Так же часть пассионариев устремлялась на восток, на колонизацию и освоение Сибири. Практически за один век, от похода Ермака Тимофеевича (1581-1583) до войн с маньчжурами на Амуре (1687-1689), землепроходцами было преодолено расстояние от Урала до Тихого океана. Следовательно отчетливо видно, что появилась избыточная пассионарная энергия, которая выплескивалась ввиде активных и успешных военных действий и колонизации.

По мере постепенного закрепощения крестьян (начиная с 1497 г. ) начинает образовываться и новая субэтническая единица, состоящая из беглых крестьян – казачество. Изначально высокий пассионарный потенциал казачества предопределил его дальнейший род занятий – охрана рубежей государства.

В этот период происходит зарождение новой консорции – дворянства, изначально это сословие формировалось из пассионариев, т. к. основным занятием была военная или государственная служба.

Причины событий смутного времени кроются в чересчур великом пассионарном потенциале русского народа. С точки зрения теории происходила борьба за власть между различными группировками, а интервенция лишь побочное действие внутренней нестабильности. «Восстания более энергичных жителей окраин против центра, утратившего пассионарность, встречаются в ходе этногенеза постоянно. Точно так же во Франции Гасконь, Прованс и Бретань восставали против власти Парижа, а в Римской империи против принцепсов поднимались провинциалы. Пассионарный потенциал Рязани или Северской земли начала XVII в. был много выше, чем в Москве, так как большее количество пассионарных людей уцелело от опричнины.

Чтобы разобраться в событиях Смутного времени, нужно опуститься с высоких уровней этнической иерархии (суперэтнического и этнического) на уровень субэтнический, определяющий внутреннюю структуру этноса. Сторонники Болотникова по отношению к полякам, татарам, немцам считали себя русскими, но противоставляли себя москвичам. Когда же обнаружилась слабость центрального правительства, этого естественно ощущаемого противопоставления оказалось достаточно, чтобы периферийные субэтносы начали претендовать на лидирующее положение в русском этносе и российском суперэтносе. Именно схватка за власть между представителями разных субэтносов и консорций севера и юга страны, находящейся в акматической фазе этногенеза, вызвала Смуту».

Последующие десятилетия пассионарность, начавшаяся снижаться за годы опричнины и смуты, достигла одного из минимумов акматической фазы, после чего к 60 гг. ХVIIв. опять появилась тенденция к повышению, что вылилось во внешней и внутренней политике Петра I. К этому периоду относятся и первые русско-турецкие конфликты (1676 г. ), о причинах этих взаимоотношений в свете теории этногенеза мы подробней расскажем в третей части нашего исследования.

Нужно заметить, что одной из особенностей русского этногенеза акматиической фазы является то, что значительная часть избыточной энергии было затрачено на освоение Сибири, хотя русские колонизаторы практически не встречали сопротивления со стороны коренного населения; большую роль играли суровые климатические условия, непроходимые реки и горные хребты, поэтому первыми русскими поселенцами в Сибири были преимущественно пассионарии, что предопределило высокий уровень пассионарного напряжения сибирского субэтноса.

XVII век в истории России принято называть «бунтажным» из-за большого количества народных выступлений (1648, 1650, 1662 – городские восстания; 1667-81 – восстание Степана Разина; 1682, 1698 – стрелецкие восстания), к этому списку можно так же отнести и раскол церкви, вследствие которого последовали выступления старообрядцев. С точки зрения теории события XVII в. можно обосновать большим количеством посассионариев, способных бороться за свою идею (как старообрядцы, занимающиеся самосожжением (т. е. пассионарный импульс этих индивидов превышал импульс инстинкта самосохранения и они готовы были пожертвовать своей жизнью).

Окончательное закрепощение крестьян в 1649 году это не что иное как попытка власти привязать пассионарных крестьян к земле, явно не желающих вести спокойный образ жизни.

С воцарением Петра I произошло много перемен, связанных как с культурными традициями и бытовым укладом, так и реформами административной системы государства, армии и созданием флота. На фоне успешной внешней политики (в первую очередь военных действий), обусловленной все еще зашкаливающим пассионарным напряжением, происходил процесс смены стереотипа поведения, т. е. подготовка системы к переходу в новую фазу (фазу надлома). Вместо альтруистов пассионариев постепенно начинают превалировать гармоничные и или субпасионарные индивиды. Это отчетливо видно в литературных произведениях, по их главным героям можно судить об эволюции среднестатистического человека. Если в середине XVII в. это мытарствующий протопоп Аввакум, в начале века моряк Василий Кориотский («Гистория о росийсском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли»), то к концу появляется Недоросль Фонвизина (явно не пассионарная личность).

Эпоха дворцовых переворотов не что иное как борьба между разными консорциями за власть, т. е. пассионарные группировки дворян продвигали своего претендента, надеясь, в случае удачного завершения переворота, быть в кругу приближенных царствующей особы.

В XVIII в. окончательно сформировался международный авторитет Российской Империи как великой державы, во многом благодаря успехам во внешней политике (победа в северной войне 1700-21 гг. , Азовские походы 1695, 1696 гг. и пр. ), поэтому можно судить о том, что уровень пассионарности оставался еще очень высоким, это доказывают и крестьянские восстания (1707-08 гг. – восстание под предводительством Булавина, 1773-75 гг. – восстание под предводительством Пугачева).

При Екатерине II дворянство стало самым привилигированным сословием (1865 г. – Жалованная грамота дворянству), видимо Екатерина II отчетливо понимала, что ее в любой момент могли заменить на троне с помощью дворцового переворота, поэтому она отдала пассионарному дворянству монопольные права на владение землей, крестьянами, так же право сословного суда и пр. , тем самым обеспечив себе поддержку дворянства.

К концу XVIII в. века наметилась тенденция настроений, направленных на упрощение системы (Радищев, Новиков). Идеи об отмене крепостного права по сути дела были направлены на ликвидацию огромной консорции под названием крестьянство; позже, в XIX в. , эти тенденции переняли декабристы и члены студенческих кружков, таким образом, общество и власть начинают осознавать всю несостоятельность крепостной системы и необходимость её отмены, т. е. пассионарной энергии не хватало для сохранения прежнего устройства этноса, поэтому система начала упрощаться, что и вылилось в системе 1861 года; этот процесс продолжится во время революции, когда будут уничтожены такие субэтносы как дворяне, духовенство, казаки, старообрядцы; сталинские репрессии это по сути дела тоже уничтожение пассионарных индивидов, уже не нужных системе.

Свидетельством снижения пассионарности так же можно назвать поражение в крымской (1853-56) войне, которая стала катализатором последующих «великих» реформ Александра II. Потом Россия проиграла русско-японскую и первую мировую, по этим событиям видно что суперэтнос уже не способен вести наступательную внешнюю политику, энергии хватает лишь на защиту исконных территорий, как было во время Отечественно войны 1812 г. , здесь еще сыграл фактор нападения, что как бы «подогрело» пассионарность (аналогичное произошло и во время ВОВ).

Согласно утверждениям Гумилева, в «фаза надлома – самая болезненная в этногенезе, начинающеюся с демографического взрыва, она кончается демографическим спадом». На этом этапе этногенеза происходит утра единства этнический системы, происходят революции и вспыхивают гражданские войны. Это утверждение применимо и к истории России начала XX в. ; 1905 и 1917 гг. стали видимыми проявлениями быстро снижающейся пассионарности. Одной из причин обоих революций стали воны (русско-японская и первая мировая соответственно), которые изменили привычный образ жизни, потребовали консолидации общественных сил, но учитывая то, что с падением уровня пассионарности, растет количество эгоистичных личностей, это было невозможно (см. прилоложение). Система стремится к стабильности, поэтому выделяется большое количество энергии, которая кристаллизируется в виде памятников искусства. Появление наиболее ярких культурных памятников можно отметить начиная с XIX в. (социо-культурный феномен, называемый «Золотым веком»), после чего эта тенденция только укоренялась, проявляясь сначала в творчестве Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского, И. С. Тургенева и пр. , а позже в идеях Серебряного века (аналогичная линия прослеживается в живописи, архитектуре и пр. ). нужно заметить, что на этом этапе этногенеза (XIX-XX вв. ) выделившейся энергии хватает лишь на трансформацию культурных традиций европейского суперэтноса (идеи романтизма, упадничества).

Количество пассионариев быстро сокращается, поэтому массы проще подчинить лидеру (вождю). В случае русского этногенеза суперэтнос разделился на белых и красных. В первом случае основу составляли гармоничные индивиды, которые не желали каких либо изменений и потрясений. К красным примкнули как пассионарии, так и субпассионарии. Это хорошо прослеживается в идеологии большевиков, утверждавшей материальные ценности и перспективы упрощения системы («Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построем»), что привлекало субпасионариев, пассионарии же верили в идею построения социалистического общества. На их энтузиазме была произведена индустриализация, выиграна война и восстановлена страна после войны; при постоянно проводимых репрессиях, выкашивающих преимущественно пассионариев, это привело к пассионарной депрессии в виде эпохи застоя.

Еще одной причиной победы в ВОВ стало то обстоятельство, что уже к 1942-му году были захвачены исконно русские территории, и этническая система, понимая реальную угрозу своему существованию (т. к. территория является неотъемлемым компонентом этноса), сконцентрировала свои силы и сделала некий рывок.

Как уже было сказано, после ВОВ русский суперэтнос погрузился в пассионарную депрессию (пассионарная канава на графике), поэтому реформы Хрущева не были восприняты обществом. Так же как и горбачевские преобразования, вследствие которых поменялась экономическая и политическая ситуация, привели к тому, что политические деятели разделились на две группировки, Горбачева поддержали пассионарии, а за старую систему выступали преимущественно гармоничные и субпасионарные индивиды. Это противостояние вылилось в конфликте, носившем локальный характер (на территории Москвы).

Входившие в СССР этносы, не всегда носили сходные стереотипические и культурные особенности, поэтому распад этого государства был неизбежен из-за этнический несовместимости. Силой, скрепляющей республики на протяжении 70 лет была идеология, но в связи с падением уровня пассионарности, доминирующей мотивацией стали материальные блага, которые не могло обеспечить государство в полном объеме. Поэтому, после введения рыночных отношений, произошел разгул преступности (субпассионарных элементов), данная ситуация усугубилась экономическим кризисом.

В советские годы произошло разделение культуры на официальную и подпольную, во многом благодаря тому, что государственная идеология фактически была направлена на подавление пассионарных личностей, и они были вынуждены уходить в духовную аппозицию, уезжать за рубеж или вести подпольную деятельность. За советский период представителями русского суперэтноса было получено 8 нобелевских премий (Бунин, Пастернак, Шолохов, Солженицын, Бродский, Капица, Сахаров, Горбачев), но большая часть культурных деятелей была непризнанна на родине при жизни. В целом же можно сказать, что в период 60-80-х гг. происходит еще один культурный взлет, выразившийся в творчестве «инакомыслящих». В литературе это были Солженицын, Бродский и пр. , в кинематографе Тарковский, в изобразительном искусстве авангардисты и нонокомформисты. Как синкретизм поэзии и музыки появляется сначала бардовская песня (Б. Окуджава, В. Высоцкий), а позже (к нач. 80-х) рок-движение («Аквариум», «Зоопарк», «Кино»). Характерной чертой аппозиционной культуры этого периода является то, что деятели разных видов искусства работали сообща, и их творчество было подчиненно единой идее протеста.

При анализе событий недалекого прошлого очень тяжело абстрагироваться от эмоционально-чувственного восприятия истории, и создать объективную картину этнической обстановки, не зная последствий этих событий. Поэтому можно сделать предположение, что принятие конституции 1993 года есть первый шаг к переходу в новую фазу этногенеза, т. к. демократическое общество есть ступень развития этноса, находящегося на низком пассассионарном уровне. С распадом союза и сменой экономического устройства общества, начинает вырабатываться новый стереотип поведения, стереотип поведения человека живущего в условиях рынка.

В первой части нашей статьи было проведено исследование этногенеза русского суперэтноса, и выяснены условные хронологические рамки фаз этногенеза:

  • Пассионарный толчок – около XIII в.
  • Фаза подъема – XIII – нач. XVI вв.
  • Акматическая фаза – XVI- нач. XIX вв.
  • Фаза надлома – XIX в. по сегодняшний день.

Прогноз будущего с точки зрения теории этногенеза Л. Н. Гумилева

Как было сказано выше, на данный момент русский суперэтнос находится на завершении фазы пассионарного надлома и переходит в инерциональную фазу; согласно теории, на этом этапе этногенеза пассионарность снижается, но очень медленно, в отличии от фазы надлома, поэтому для этого периода характерна стабилизация как политическая, так и социальная. Количество подсистем, входящих в этнос, достигает своего оптимального количества; преобладают в основном гармоничные индивиды, поэтому количество внутриэтнических конфликтов сводится к минимуму, тем более, что пассионариев становится не так много, как на предыдущих фазах этногенеза, они перестают мешать друг другу и направляют свою излишнюю энергию преимущественно в создание культурных ценностей или в руководство этносом (политика). Такая расстановки сил позволяет системе быстро реагировать на изменения (легко подчиняется лидеру) и быстро стабилизируется после потрясений. Меняется соответственно и концепция государственной власти, государство начинает «поворачиваться лицом к человеку», личность становится основной ценностью общества, это отражается в совершенствовании системы права, внутренняя политика приобретает преимущественно социальную направленность.

С точки зрения территориального устройства в первой половине этого периода следует ожидать унитарных тенденций, которые будут выражаться в сокращении территориально-административного деления государства. Этот процесс наблюдается уже сейчас, например объединение Иркутской области и Бурятского АО, Красноярской области и Красноярского края и др. прецеденты, так же предполагается агломерация Иркутска, Ангарска и Шелихова).

В международных отношениях этнос отказывается от империализма и агрессии, на смену этому приходит стратегия сильного, экономически независимого государства, корректно отстаивающего свои интересы, избегая военных конфликтов.

Из-за стабилизации этноса, происходит накопление материальных ценностей; пассионарная энергия предыдущих поколений кристаллизируется в виде достижений науки, это обстоятельство немаловажно именно в условиях индустриального общества, когда передовые технологии определяют мощность ВПК, а как следствие и способность отражения внешней агрессии. Учитывая тот факт, что Россия обладает огромными запасами полезных ископаемых, русскому этносу будет необходимо отстаивать свой суверенитет входе мировой борьбы за природные ресурсы и источники энергии. На наш взгляд, исход этой борьбы должен завершиться в пользу русского суперэтноса, т. к. на современном этапе развития человечества, решающий фактор это техническое оснащение.

Инерциональная фаза – «золотая осень» культуры этноса, наиболее яркими примерами ее проявлений можно считать эпоху возрождения и расцвет культуры древнерусского этноса времен Владимира Красно Солнышко и Ярослава Мудрого.

На данный момент уже можно наблюдать некоторые черты культурного подъема: начинают восстанавливаться старые и строятся новые храмы, ширится проведение научно-практической деятельности, увеличивается количество фестивалей, происходит реконструкция архитектурных ансамблей городов; это подтверждает предположение о переходе нашего этноса в фазу инерции.

Высвобождающаяся энергия русского суперэтноса должна материализоваться в виде памятников культуры и создания собственной, оригинальной и самобытной культурной традиции.

Постепенно, с развитием экономики, Россия вместо рынка вложения инвестиций, должна превратиться в страну-инвестора.

С падением уровня пассионарности могут возникнуть проблемы с территориями, отдаленными от центра или анклавами (такими как Калининградская область или Дальний Восток), это будет связано с тем, что жители этих территорий перестанут ощущать этническую общность с русским суперэтносом (как может случиться с Калининградской областью) или эта территория станет сферой влияния более пассионарной державы, как может случиться с Дальним Востоком, т. к. по данным Л. Н. Гумилева последний пассионарный толчок произошел в конце XVIIIв. , и затронул Японию и Китай, поэтому следует ожидать усиления этих этносов, тем более что Япония имеет претензии на острова Курильской гряды.

После завершения инерциональной фазы (через 300-400 лет) возможны два пути развития русского суперэтносаэтноса: либо он вольется в какую нибудь другую, более пассионарную систему и образует субэтнос, либо, в силу большой территории государства и оцутствия чувства этнической общности, он распадется на более мелкие реликтовые этнические единицы, которые образуют суверенные государства. Но скорее всего возможен смешанный вариант: приграничные территории станут частью к. л. других этносов, а внутренние (такие как Сибирь, Европейский Север и Центральная часть) станут суверенными государствами.

Судьба сибирского с точки зрения теории должна сложиться так. В первые два столетия инерциональной фазы, в связи со стабилизацией экономики, на территории Сибири будет создан промышленный комплекс, направенный на переработку природных ресурсов (т. е. будут экспортироваться уже вторичные продукты) – и уже на данный момент существуют проект о создании лесоперерабатывающего комплекса; будут созданы благоприятные условия для развития экологического туризма, в частности на Байкале (разрабатывается программа по развитию рекреационной деятельности на Байкале), т. к. для этой фазы характерно щадящее отношение к ландшафтам места проживания этноса, что приведет увеличению роли этого региона в общегосударственной экономике. Ввиду мировой борьбы за энергетические ресурсы, будут возникать попытки на захват этой территории, но пассионарный потенциал сибирского субэтноса из-за особенностей его формирования (изначально образовался из пассионариев, освоивших Сибирь) будет несколько выше супеерэтнического уровня, поэтому он все таки останется за Россией.

Постепенно (через 300-400 лет), с развитием инфраструктуры, промышленности и падением суперэтнического уровня пассионарност, начнет происходить процесс противопоставления сибирского субэтноса всей системе и возникнут попытки обособления, приобретения суверенитета, которые могут увенчаться успехом. После чего субеэтнос сибиряков либо впадет в состояние реликта, либо станет зарождающейся этнической системой (в случае пассионарного толчка).

Таким образом, входе исследования мы убедились, что теория этногенеза Гумилева находит свое подтверждение в истории России, но она не абсолютна и не учитывает другие факторы, влияющие на процесс развития этноса. В целом же подход к изучению истории с точки зрения теории Гумилева помогает более широко и многогранно взглянуть на исторические события, т. к. она берет во внимание факторы, которые не учитывает традиционный подход, но в целом ее можно использовать для прогнозирования будущего любого этноса.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)