Человек в истории. Россия – XX век
1945-1965гг. Послевоенное двадцатилетие. С одной стороны – целая эпоха: восстановление разрушенной страны, сталинские репрессии, хрущёвская «оттепель»; с другой – незначительный для истории кусочек времени: 20 лет. Но как бы мы не рассматривали этот период времени, не стоит забывать, что историю творят люди, и не только великие личности, но и обычные рядовые труженики. И мне, как исследователю, повезло, потому что мы можем изучать историю своей страны, своего края, общаясь с живыми свидетелями тех событий. В своей работе я рассматриваю период с 1945 по 1965гг на примере нашего края, нашего города.
В своём исследовании я обращаюсь к истории д. Антоново Братского р-на, которой теперь не существует, она находится в водах Братского моря. В прошлом году я познакомилась с повестью В. Распутина «Прощание с Матёрой» и посмотрела спектакль по этой пьесы студенческого театра «Шар». Меня удивило то, что, оказывается, не все люди восторженно относились к строительству Братской ГЭС, были люди, которых это событие совершенно не радовало, и это, в первую очередь, местные жители. У меня уже есть опыт исследовательской работы в области краеведения, поэтому я решила найти очевидцев тех событий и выяснить, действительно ли всё было так помпезно и героически, или есть и другая сторона.
В прошлом году наш город отметил 50-тилетний юбилей. Сколько восторженных слов было произнесено. Действительно, наш город был возведён в рекордно короткие сроки, недаром один из эпитетов, которым он награждён, - «стройка века». Промышленные предприятия, которые строились одновременно с городом, тоже имели общероссийское значение. Люди, возводившие Братск, заслуженно носят имя Героев, то, что они совершили, без сомнения, можно назвать подвигом. Но, как у медали есть две стороны, так и у любого дела они тоже присутствуют, и в своей работе я попыталась взглянуть на строительство Братской ГЭС и г. Братска с другой стороны. Да, люди трудились в ударном темпе, о них писали газеты, их имена знала вся страна. Но были и другие люди: местные жители, те, кто провели в этих местах всю свою жизнь, похоронили здесь своих предков и растили своих детей. Они жили бедами и радостями нашей державы: война и Великая Победа, сталинские репрессии и полёт человека в космос. Они трудились каждый день, добавляя свою частичку в общее развитие страны, и они собирались прожить в своих родных местах до конца своих дней. Впервые эту тему поднял В. Распутин, рассказав об ангарской деревне Матёра, которая попала в зону затопления, и о её жителях.
Моя исследовательская статья о жителях с. Антоново. Это село также попало в зону затопления Братского водохранилища. В своей работе я попыталась описать повседневную жизнь послевоенного двадцатилетия простой женщины, Чупиной Клавдии Фёдоровны, взглянуть на события тех лет её глазами. Начав свою работу, я первоначально обращала внимание только на послевоенное двадцатилетие, но оказалось, что невозможно вместить жизнь человека в 20 лет, и моё исследование развернулось шире, я обратилась и к детству своей героини, и к истории её родителей, и к её взрослой жизни. Начав работу в Братском городском архиве, где сохранились документы о д. Антоново с 1927 по 1964гг. , я не могла остановить своё внимание только на одном человеке и даже на одной семье; и опять рамки моей работы раздвинулись: я невольно обратилась к истории д. Антоново на фоне истории огромной страны - Советского Союза. Таким образом, первоначальные цели моей работы изменились, и я представляю работу следующего направления: история становления и развития социализма в маленькой сибирской деревне в рамках строительства социализма всей страны с 1927 по 1965гг.
Первоначальная цель моей работы: показать жизнь обычной женщины на фоне грандиозных событий истории: сталинские репрессии, Великая Отечественная война, строительство социализма, строительство Братской ГЭС. Затем, как я писала выше, цели расширились: показать, как отражались события масштаба страны на жизни маленького села. Отсюда вытекают и задачи: 1) показать разницу между тем, как преподносились события со страниц газет и какими они были на самом деле. Так как я больше внимания уделяла послевоенному двадцатилетию, то и строительство Братской ГЭС я рассматриваю более подробно. 2) Показать, что любое историческое событие в уменьшенной проекции находит своё отражение в любом, даже самом отдалённом уголке страны. А актуальность этого вопроса несомненна, если раньше о последствиях этого строительства не задумывались, то сейчас мы воочию наблюдаем эти неоправданные ничем действия: сотни гектаров затопленного леса, около 200 затопленных населённых пунктов, люди, которые были выселены с обжитых мест.
В своей статье я использую следующие методы: интервью, исследование архивных документов, газета «Огни Ангары» 1959-1969гг, изучение исследовательских работ по данной теме.
Война обернулась для СССР огромными людскими и материальными потерями.
В области экономики на первом плане в послевоенные годы стояли три взаимосвязанные задачи: перестройка промышленности на мирный лад, возрождение разрушенного в годы войны, новое строительство, диктуемое перспективами дальнейшего хозяйственного развития страны.
В оценке этих перспектив в правящих кругах СССР полного единства не было. Разногласия не касались только общей стратегической установки: начинать экономическое возрождение индустриальной державы надо, в отличие от аграрной России периода после гражданской войны, с промышленности, а не с сельского хозяйства. Конец дискуссии положила начавшаяся «холодная война». И. В. Сталин в 1946 году высказался за опережающий рост тяжёлой промышленности.
Верховный Совет СССР одобрил план пятилетки в марте 1946 года. Им предусматривалось увеличение промышленной продукции по сравнению с довоенной на 48%, сельскохозяйственной – на 23%.
Сельское хозяйство вышло из войны крайне ослабленным. В 1945 г. его валовая продукция составляла 60% от довоенной. Остро не хватало техники. Во многих российских сёлах крестьяне пахали на коровах или даже впрягались сами.
Однако государство продолжало через ценовую политику осуществлять неэквивалентный товарообмен между городом и деревней. Почти ничего не получая из колхозной кассы, крестьяне жили за счёт личного подсобного хозяйства. Власти и здесь усмотрели «скрытые резервы»: начиная с 1946 года приусадебные участки были не только урезаны, но и обложены непомерными налогами.
Но, надо заметить, что народное хозяйство обогатилось новой перспективной отраслью – атомной промышленностью и атомной энергетикой. В 1954 году в подмосковном Обнинске дала ток первая в мире атомная станция, затем началось строительство и более мощных станций: Сибирской, Воронежской и Белоярской. Опережающими темпами развивалась электроэнергетика, главным образом за счёт крупнейших гидростанций. Они давали самый дешёвый электроток и давали возможность быстрого роста разных отраслей экономики. Не брали во внимание, что их строительство, основанное ещё на «сталинском плане преобразования природы», было ошибкой: водохранилища поглотили тысячи гектаров плодородных почв, нарушили экологию рек.
Много селений стояло по берегам и островам реки Ангары. Кормили сибиряков и прибрежная тайга, и сама река. Сибиряки всегда славились устойчивостью нравов, крепостью характеров, зажиточностью. Такой была и деревня Антоново, что стояла на острове посреди Ангары, чуть выше острова Матёра, который был описан В. Распутиным в повести «Прощание с Матёрой». И со дня основания жила в селе семья Чупиных. Первое упоминание фамилии Чупины появились в «имянных книгах» пашенных крестьян Братского Острога за 1668г, хранящихся в Московском архиве древних актов: Алексей и Антон Чупины. Вот с одной из членов этой многочисленной семьи мы и встретились, и попросили рассказать как раз о том периоде её жизни, который нас интересовал 1945-1965 гг. Но оказалось, что невозможно вычленить из жизни человека одно двадцатилетие, поэтому моё исследование невольно развернулось шире.
Героиня нашего рассказа – Клавдия Фёдоровна Чупина, сейчас проживает в п. Гидростроитель г. Братска, пенсионерка.
Деревня Антоново была расположена на острове реки Ангара. Деревня была небольшая, по словам Клавдии Фёдоровны, «две заколюки к реке сходились, а улиц и не было». Издавна люди занимались сельским хозяйством и рыболовством.
Революция, Гражданская война не прошли мимо Антоново. В январе 1927 г. д. Антоново вошла в состав Дубынинского сельского совета. Но, естественно, не все принимали Советскую власть, о «несознательности» населения свидетельствует протокол избирательного собрания, прошедшего 29 января 1927г на участке д. Антоново, в нём содержатся сведения о том, что из 150 имевших право избирать и быть избранными явилось на выборы только 60 человек. (Д. I. л. 7)
До революции семья Чупиных была зажиточной, но с огромным хозяйством (до 10 коров) справлялись силами семьи, наёмных работников не было. Несмотря на это, с приходом в село Советской власти, семья была объявлена кулацкой и раскулачена. «Пришли из сельсовета и забрали всё, угнали весь скот, забрали даже одежду, оставили только то, что было на нас одето, из амбаров выгребли всё зерно А в правление попали те, кто раньше были голодранцами, ворами. После того как они всё забрали, увезли всё в город, а вернулись оттуда все в новой одежде, нарядные. Люди говорили, что продали там все наши вещи и купили себе обновы. Таких семей, как наша, было несколько». Слова Клавдии Фёдоровны подтверждают протоколы предвыборных собраний, состоявшихся 19, 20, 23 января 1929г. На этих собраниях избиратели давали оценку деятельности сельсовета: «в работе сельского Совета классовая линия была плохо соблюдена», «сельсовет плохо следит за правильным использованием бедняцких средств, тратит их не по назначению». Представляет интерес высказывание зажиточного крестьянина: «Сельсовет обслуживает своей работой только бедняков, организует какие-то бедняцкие машинные товарищества, налог скидывает с них Мы все выбирали председателя сельсовета, так ты всех и должен защищать. А ты разбил нас на группы: на бедняков, середняков и зажиточных. Прямо беда, налогами задавили» (Д. 6, л. 1, 3). Жители села, которых коснулось раскулачивание, не стерпели такое бесправие и ушли из села. Ушёл и дядя Клавдии Фёдоровны Константин Серышев, он собрал вокруг себя недовольных крестьян и организовал отряд. Районным ГПУ был объявлен главарём банды, на него была объявлена охота. Очерк о нём можно прочитать в сб. «Борьба продолжается». Но отец героини нашего исследования, Чупин Фёдор Афанасьевич, остался в селе с семьёй, несмотря ни на что нужно было продолжать жить и поднимать шестерых детей. Но клеймо «врагов народа» уже легло на эту семью, за ними пристально следили. « В нашем селе мужики были охотники, у многих были угодья, где каждый ставил зимовьё, где и жили во время охотничьего сезона. Такое зимовьё было и у нашего отца. У охотников есть неписаный закон: всегда оставлять в зимовье запас еды, спичек, необходимых вещей, если кто заблудится, или беда приключится, то в зимовье можно некоторое время пожить. Вот дядя мой Константин Серышев, которого ОГПУ искали, пришёл в отцовское зимовьё и забрал запас еды, а ему записку оставил: «Сват, ни на кого не греши, всё забрал я. К. Серышев». А за отцом следили, и за эту записку его сразу забрали и дали ему 10 лет. Когда отца забрали, мама осталась с пятью детьми и беременная. Арестовали его в 1930г, а освободили в 1939г. В 1943 году его мобилизовали, но из-за возраста отправили не в действующую армию, а в тыловой отряд. Вернулся он только в 1949г».
Работая в архиве с похозяйственными книгами [Р-33, оп. 2, д. 2,д5], я нашла этому подтверждение: 1936г. главой семьи записана Чупина Анисья Михайловна, затем перечислены дети, а о муже упоминания нет. 1939г. Чупин Фёдор Афанасьевич уже записан в книгу, но главой семьи остаётся его жена, а он просто записан на последней странице. В этих же книгах и запись о нашей героине, Чупиной Клавдии Фёдоровне, примечательно, что сначала она записана 1924г. р. , а в последующих книгах 1925г. р. Как рассказала она сама, это связано с тем, что регистрировать детей возили в с. Дубынино, расположенное на берегу р. Ангара, и записывали дату рождения ту, когда привезли ребёнка, вот и получилось, что Клавдия Фёдоровна родилась в 1924году, а в документах у неё стоит 1925г. р. , потому что регистрировать её привезли только через год.
Жители села, не могли не участвовать в событиях страны. В протоколе общего собрания жителей д. Антоново от 1929г запись о решении организовать ячейку ОСОАВИАХИМа, «чтобы укрепить оборону страны». (Д. 3, л. 3, д. I, л. 9).
Работая в архиве, я попыталась проследить исторю развития Антоново. Протокол общего собрания граждан от 27 ноября 1929г (Р-33,оп. 2, д. 5). В повестку дня включён вопрос «об организации машинного товарищества». Протокол от 28 февраля 1929г. (Р-33,оп. 2, д. 5) один из вопросов: «о покупке дома под школу». Начинается борьба с неграмотностью. И, надо сказать, отдел народного образования очень серьёзно относится к этому вопросу, один из документов, который я нашла в архиве : предписание зав РОНО о ликвидации неграмотности среди призывников.
Интересен и ещё один протокол от 1929г. Где на повестке дня стоит вопрос о выкупе билетов на рыбную ловлю. До этого рыбалка была свободной, этим многие люди и жили.
1931г. Появляется совет бедноты. (Р-33, оп. 2 д. 5). И на одном из первых собраний решается вопрос «о выявлении кулачества».
В 1931г. в д. Антонорво организуется колхоз «Новая жизнь –II»
В 1932 г. Колхоз «Новая жизнь – II» в с. Антоново насчитывает 24 колхозника. (Д 6, л. 27).
Рядовые колхозники делали обычную работу, а комсомольцы «строили Социализм». Ещё один ин ересный документ, обнаруженный мною в архиве, заявление от комсомольца-ликвидатора Московского Афанасия, который просит помощи у Дубынинского сельсовета в борьбе с зажиточными крестьянами, которые «срывают план хлебозаготовок». (Р-33, оп. 2, Д. 11).
Вот так на фоне исторических событий страны протекала жизнь маленького сибирского села Антоново. И её жители старались приспособиться к тем условиям, в которых им приходилось жить. И такую жизнь они воспринимали естественной, потому что считали, что так и должно быть.
«Мы всегда работали в колхозе, с детства к этому привыкли, знали, конечно, что есть большие города, но уезжать куда-то из Антоново даже и не думал никто у нас. После войны трудно было, но не голодали. Поля были огромные, урожаи собирали богатые, но почти всё сдавали на заготовки, работали за трудодни. После войны, я не помню в каком году, я была ещё незамужняя, нас отправили рубить просеку на Падун, дорогу для машин делать. Работали на рубке просеки одни бабы, деревья валили кайлом, зимой, тяжело было, но отказаться не могли, а платили за это не деньги, а трудодни начисляли».
Обычная послевоенная деревня. Работа в колхозе от зари до зари, без выходных. Люди работали, потому что знали, послевоенную страну нужно кормить. Но на фоне этого люди продолжали влюбляться, жениться, создавать семьи. «С мужем мы сошлись в 1948 году, до этого встречались 3 года, каждый день виделись, а потом уже и до его смерти не расставались. А расписались уже после того, как в Братск переехали. И фамилию Александр Яковлевич взял мою, поэтому мы и до сих пор Чупины, а его фамилия была Московских. После войны так в колхозе и работали: он рыбак был, а рыбу острогой били тогда, так он рекорд поставил – 90 шт стерляди добыл, а я работала дояркой. Хорошо работали. Нас председатель возил на конкурс в Ключи-Булак, там мы были лучшими. Я и стаханкой была в доярках». К сожалению, у Клавдии Фёдоровны не осталось медали, которой она была награждена за стахановский труд, она сгорела во время пожара вместе с документами. Но эту медаль помнит и её дочь, она рассказала нам, что ей давали её играть, потому что игрушек у них не было. В 1957г в похозяйственной книге появляется уже запись о создании семьи нашей героиней.
Я так же попросила рассказать о том, как проводили они свободное время.
«Одевались как? Обувь сами шили, чириги, юбка льняная, пиджак шернётов – вечерний костюм, в клуб ходили так, плясали там. А клуб этот открыли году в 50-ом в старом доме. Музыка какая? Гармошка, мандалина да балалайка, электричества-то не было почти что до самого выселения».
Нам, молодёжи 21 века, кажется диким и нелепым, что люди работали не за деньги, а за «палочки», когда они сами не знали, сколько им будет начислено продуктов за их работу. Но жизнь продолжается. В семье Чупиных родился первенец «строго было в то время, за малейшую провинность отвечали. Я первого сына Володю родила на покосе, не отпускал председатель с работы. Но мы привычные были к колхозной жизни, хоть и отдавали много на заготовки, но и не голодали: рыба всегда была, лес рядом, на трудодни хлеб давали, молоко с фермы».
И вот в привычную жизнь маленького села врывается новость: у Падуна будут строить ГЭС! Будет новый город! Никто в селе ещё не мог предположить, что это строительство станет гибельным для их маленькой родины. Газеты пестрят заголовками, Братск назван «стройкой века», на строительство города и ГЭС со всей страны съезжается молодёжь: кто-то в надежде на большие деньги, кто-то за романтикой. В СМИ их называют героями, им хотят подражать. А на селе Антоново это событие отразилось по-своему. Поначалу жизнь практически не менялась: та же работа в колхозе, те же семейные заботы. Но вот один за другим потянулись на стройку односельчане, в основном молодёжь. Но семья Чупиных уезжать не собиралась, хотели прожить на своей родине всю жизнь.
« Потом уже многие сами стали уезжать на строительство ГЭС. Кто на ГЭС ехал, тому паспорт давали. Но мы не собирались уезжать, уже родилась дочка Валентина. Стали получать зарплату, и муж мне купил тогда стиральную машину! Она у нас в доме стояла, я и не пользовалась ей, тогда ещё не знали, что такие и есть. К нам даже однажды учительница зашла и спрашивает: «Что это у вас за ящик стоит?», и на машину показывает. Даже учительница первый раз видела такую, а мне муж купил!
И тут опять несчастье: дом у нас загорелся. Я в поле была, и муж в поле был, ко мне бегут, кричат, что горит дом, я всё бросила, побежала, дети дома были! Прибежала, соседи говорят, что детей успели вынести, у соседей они, а это самое главное. Всё тогда сгорело. Я по селу ходила потом, собирала: кто что даст. Но и это пережили. Дом новый построили, а тут новое известие: переселяют нас! Сначала не поверили, не хотели уезжать, а кто нас спросил: уезжайте и всё!».
В архиве мною были изучены протоколы общих собраний жителей по закону о самообложении от 1961, 1963гг. (Р-33, оп. 1,л. 45). В этих протоколах записи о том, что Чупин Фёдор Афанасьевич освобождается от налога по самооблажению, вероятно, в связи с пожаром, о котором нам рассказала Клавдия Фёдоровна. Примечательно, что этот налог собирали на нужды села. «На строительство школы, на клуб: на купить бильярд, покрасить пол в клубе».
В «Летописи Братска» читаем:
1955г. 28 декабря. Для очистки ложа водохранилища Братской ГЭС создан комбинат «Братсклес».
1961г. 26 июля. Началось наполнение Братского водохранилища. Только в Братском районе под перенос предназначалось 119 населённых пунктов, имеющих 15180 строений и 5703 усадьбы личных владельцев. На это государство выделило 63 млн. рублей.
29 августа. Закончена эвакуация жителей старого Братска.
В газете «Огни Ангары» №69 1961г от 30 августа заметка «Конец старого Братска» читаем восторженный отчёт « сожжены остатки старых избушек в прежнем Братске, просуществовавшем около 300 лет. Все жители старого Братска переселены в новые посёлки. Пройдёт несколько дней, и место, где стояли старинные сибирские селения, навсегда скроется под волнами нового Братского моря» М. Скубай.
Заголовки газет тех лет пестреют восторженными лозунгами. Все восхваляют новый город, гордятся тем, что они совершили, пишут отчёты, в которых, называются головокружительные цифры. Но за страницами газет осталась правда о том, что не до конца очистили ложе Братского моря, и рапортовали том, чего на самом деле не было.
Антоново тоже попало в зону затопления, но попало не на дно моря, а ближе к береговой зоне. До сих пор можно видеть часть острова. Дочь Клавдии Фёдоровны Валентина Александровна Чупина рассказала, что несколько лет назад специально ездила в те места, чтобы ещё раз взглянуть на свою родину, но сейчас видна только небольшая часть острова, безлесая равнина и всё.
А мы вернёмся к воспоминаниям Клавдии Фёдоровны. «Когда нам сообщили о выселении, первая мысль была о доме, о том, куда ехать, никаких новых посёлков, а тем более квартир никто нам не предлагал, мы и дом не смогли перевезти, хотя он был новый совсем. Единственное, что успели перевезти, это могилки родителей. А жилья никакого не дали. Давали компенсации на покупку жилья только пенсионерам, а работающие не получали ничего. Отец мой был пенсионером, вот он и получил деньги, да сбережения добавили, на эти деньги мы купили дом в п. Гидростроитель, в котором и сейчас живу. Здесь и дети выросли мои, первого уж и нет в живых. А я всё живу
А отец мой жил в Антоново до 1966 года, когда уже там и домов не осталось, уехал одним из последних, никак не мог проститься с родиной. Переехал, когда остров уже стала покрывать вода.
Потом мы с мужем на завод пошли работать. Хорошо жили, пенсию заработали, детей вырастили. Я на свою жизнь не жалуюсь, и не в обиде ни на кого. Как прошла жизнь, так и ладно»
Даже сейчас, когда мы уже знаем, что в СССР очень часто были несовпадения между сообщениями СМИ и тем, что было на самом деле, кажется невероятным, что людей могли выселить в никуда, просто выгнать с веками обжитого места. Конечно, можно оправдать это тем, что стройка мирового значения требует жертв, но, мне кажется, никакие преобразования в экономике и развитии страны не оправдают сломанные человеческие судьбы.
Комментарии