Формирование этнической толерантности у младших школьников
Одной из особенностей Российской Федерации является то, что исторически наше государство складывалось как общество разных этносов, культур и религий. Особую актуальность этническая толерантность приобретает в современных условиях, поскольку изменения, прошедшие в стране в области политики, экономики, социальных отношений, вызвали рост национального самосознания этносов. В обществе появилась тенденция к межэтническому расслоению, обособлению, зачастую переходящая в национальную нетерпимость и непримиримость.
В связи с этим установка общества и государства на расширение и углубление деятельности по формированию толерантного сознания и поведения, по воспитанию веротерпимости, миролюбия, непримиримости к экстремизму приобрела в России особо важный смысл. И особенно актуальна эта проблема в организации воспитания молодого поколения. Это обусловлено не только общей остротой реального положения этой проблемы в стране, не только необходимостью сохранения жизненно важных позиций, но и тем, что новые поколения не имеют той положительной практики межкультурных и межэтнических отношений, которая имела место в жизни старшего поколения, получившего опыт содружества во время войн и других тяжелых периодов в истории Родины.
Проблема воспитания этнической толерантности, как и во многих регионах нашей страны, существует также в городе Мариинске и Мариинском районе. Народы Севера Кузбасса принадлежат к различным религиозным и культурным традициям – христианской и мусульманской. По данным последней переписи населения в городе Мариинске и Мариинском районе проживает 62159 человек, 94,1% которых русские; 2,1% - татары; 0,8% - украинцы; 0,5% - цыгане; 0,4% - немцы; 0,3% - белорусы; 0,3% - эстонцы.
Данная проблема обусловлена несколькими факторами. Политическими: за последние годы увеличился приток иммигрантов (переселенцев, беженцев) из Чеченской республики, Казахстана, Киргизии; географическими: на территории Мариинского района всегда существовали инонациональные поселения (татарские, эстонские, украинские, чувашские деревни), наблюдалось присутствие представителей немцев, цыган; экономическими: в городе Мариинске имеются свободные рабочие места на стройках, есть возможность организовать свой бизнес. Показательно, например, что практически все школы г. Мариинска Кемеровской области в настоящее время являются многонациональными по составу учащихся. Это ставит перед региональным образовательным пространством непростые задачи формирования дружественных, гуманистических межнациональных отношений, развития этнической толерантности.
Для начальной школы проблема формирования этнической толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинают формироваться: этнические представления, этническая идентичность; складывается взаимодействие между 20-30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, что во многом определяет дальнейшую жизненную ориентацию учащихся, их выбор в качестве приоритетного мирного сосуществования и взаимопонимания, а не конфликтов.
Анализ информационных источников по педагогике свидетельствует о том, что в начальной школе решению этой проблемы уделяется мало внимания. В чем же сущность формирования этнической толерантности у младших школьников? Каким образом можно продуктивно построить процесс формирования этнической толерантности у детей данного возраста? В этом суть проблемы нашего исследования.
В современной жизни понимание толерантности неоднозначно и неустойчиво, его понимание разными народами в зависимости от их исторического опыта различно. По этой причине понятие толерантности имеет довольно широкий диапазон интерпретаций и выражает различные типы отношений и настроений. В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию к какой-либо одной точки зрения.
В последнее время исследователи все чаще уходят от понимания толерантности как снисходительно-равнодушного отношения к другому. Так П. В. Степанов предлагает рассматривать толерантность в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание – это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличным от остальных. Принятие – это положительное безусловное отношение к таким отличиям. Понимание – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: собственной и его.
На наш взгляд, наиболее точна в современной отечественной педагогике трактовка феномена толерантности, данная Б. З. Вульфовым. Она понимается им как способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иные менталитет, образ жизни.
Наиболее острая проблема – толерантность в сфере межэтнических отношений (этническая толерантность). В настоящее время практически каждый человек включен в систему этносодержащих отношений как носитель культурных традиций, системы связей своего этноса. П. В. Степанов считает, что толерантность можно рассматривать в двух контекстах: во-первых, в контексте ценностного отношения к людям вообще (безотносительно к их культурной принадлежности), во-вторых, в контексте ценностного отношения к людям как представителям иных социокультурных (этнических, конфессиональных, субкультурных ) групп.
К числу критериев этнической толерантности могут быть отнесены следующие:
- реальное равноправие между представителями различных народов (равный доступ к социальным благам для всех людей независимо от их пола, расы, национальности, религии или принадлежности к какой-либо иной группе);
- взаимное уважение, доброжелательность и терпимое отношение всех членов того или иного общества к иным социальным, культурным и другим группам;
- сотрудничество и солидарность при решении общих проблем;
- отказ от негативных стереотипов в области межэтнических и межрасовых отношений;
- гарантированное законом сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
- реальная возможность следовать традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
- свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности представителей других конфессий.
В современной ситуации более чем актуален опыт В. А. Сухомлинского. Он считал, что в основе межнациональных отношений должна лежать терпимость, которая является важнейшим элементом духовной культуры личности школьника, выражающим нравственную воспитанность и позволяющим ему ориентироваться в сложном мире человеческих страстей и характеров.
Таким образом, под этнической толерантностью мы понимаем «принимающую» внутреннюю установку личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам.
Ценностный критерий терпимости вытекает из того, что необходимым элементом ее является совесть. Только посредством ее человек понимает, что добро и терпение есть всеобщая обязанность по отношению ко всем. Мы считаем этническую толерантность доминантой культуры межнациональных отношений, а уровень ее сформированности – ведущим интегрирующим критерием определения уровня развития культуры межнациональных отношений у учащихся.
Позитивное понимание этнической толерантности достигается через уяснение ее противоположности – интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных.
Этническая толерантность является компонентом нравственного воспитания. Одним из показателей эффективности и качества нравственного воспитания является воспитанность. Из выше сказанного следует, что о нравственности человека, том числе и о его этнотолерантном сознании можно судить по его поведению.
Так как этническая толерантность является нравственной категорией, изучим структуру мотивов и факторов мотивации этнически толерантного поведения младших школьников.
В становлении личности особую роль играет самостоятельное нравственное поведение ребенка, которое является необходимым условием формирования активной жизненной позиции, способности нравственного мышления и ответственного выбора поступка. Отношение к другим людям – не зависимо от их национальности – воспитывается на основе взаимосвязи следующих аспектов:
- познавательные ценности: у ребенка появляется социальная ориентация на точку зрения другого человека, на его эмоциональное состояние, отношение к действию другого как к поступку;
- ценности преобразования: ребенок стремится воздействовать на окружающих, оказывать на них влияние, брать под свою защиту и помогать им;
- ценности переживания: ребенок замечает, что рядом с ним люди такие же, как он, и в то же время отличные от него, т. е. в нем впервые рождается чувство значимости другого.
У детей младшего школьного возраста мотивы социального поведения полностью завершают своё формирование и далее, начиная с подросткового возраста, сами по себе, по-видимому, изменяются сравнительно мало (имеются в виду естественные, спонтанные изменения, происходящие в мотивах социального поведения).
Младший школьный возраст наиболее благоприятен для овладения национальной культурой, так как в это время происходит интенсивное формирование мировоззрения личности, системы оценочных суждений, нравственной сферы. Основным ядром, вокруг которого располагаются все изменения в мышлении учащихся этого возраста, является образование понятий.
В то же время в многонациональном ученическом коллективе приобретает особую нравственную ценность дружба детей разных национальностей.
В регионах совместного проживания представители разных этносов младший школьник очень быстро усваивает стиль межэтнических отношений: у него формируется присущая ему эмоциональная позиция по отношению к своему и не своему этносу, проживающему в едином геоисторическом пространстве.
В школах г. Мариинска в той или иной степени решаются проблемы этнической толерантности. Основная работа по данной проблеме ведется в начальных классах, так как в них много цыганских и киргизских детей, в среде которых в силу сложившихся традиций основным, необходимым и достаточным считается обучение до 10 лет.
Несмотря на благоприятную в целом полиэтническую атмосферу и ситуацию данная проблема в школе остается открытой и требует актуализации ее решения на уровне младшего школьного возраста. Это рождает множество воспитательно-образовательных проблем в школе:
- снятие языкового барьера для переселенцев;
- изменение отношения местного населения (родителей и детей) к детям других национальностей и верований, их семейному укладу, особенностям быта;
- изменение психологических стереотипов местного населения и иммигрантов друг к другу;
- необходимость приобщения детей к местным народным традициям, этнокультурным особенностям севера Кемеровской области.
В процессе исследования проблемы формирования этнической толерантности мы провели анкетирование учащихся четвертых классов в двух школах города Мариинска. Результаты анкеты показали, что для 34% учащихся имеет значение национальность друзей; 47% учащихся беспокоят проблемы взаимоотношений между детьми разных национальностей в классе; 26% учащихся считают, что не нужно быть терпимым к людям, которые соблюдают другие традиции; 68% учащихся считают, что люди их национальности лучше людей других национальностей; у 71% учащихся есть такие национальности, которые им не нравятся.
Наблюдение за проявлением интернационализма младшими школьниками на поведенческом уровне показало, что 14,3% учеников уважают культуру и традиции других национальностей, пресекает неуважительное отношение к ним; 19% учеников проявляет интерес и уважение к культуре и традициям других национальностей; 38,1% учеников не проявляют интереса к культуре других национальностей; 28,6% учеников пренебрежительно относится к культуре и традициям других национальностей.
Отсюда основные задачи формирования этнической толерантности у младших школьников: оказание помощи ученикам в открытии для себя большого многогранного и неоднозначного мира, окружающего их; формирование представления о важности и необходимости соблюдения в мире людей общечеловеческих, гуманных, нравственных, справедливых законов и норм; формирование умения терпимо относиться к особенностям поведения, культуре, обычаям и традициям людей, имеющим национальные, религиозные и прочие различия; развитие умения действовать в соответствии с полученными знаниями в реальных жизненных ситуациях.
Работа с младшими школьниками по формированию этнической толерантности строится на принципах сотрудничества, экологии взаимоотношений, правоведения, поэтому целесообразно установление в образовательном учреждении отношений взаимопонимания, доверительности и взаимной требовательности между педагогами, с одной стороны, и учащимися – с другой; обеспечение благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении как основы формирования толерантного пространства; формирование чувства собственного достоинства, самоуважения, уважения к окружающим людям, народам независимо от их социальной принадлежности, национальности, расы, культуры и религии. При этом необходимо учитывать национально-психологические особенности школьников.
Профессор Г. Д. Дмитриев выделил уровни развития этнической толерантности в образовании. Для младших школьников, на наш взгляд, характерны такие уровни как: 1. Обучение толерантности. 2. Понимание и принятие другой культуры. 3. Уважение культурных различий.
Формы и методы работы по формированию этнической толерантности разнообразны. В нашей опытно-экспериметальной работе мы использовали опыт работы Бобиновой С. В., Богдановой В., Громовой Е., Полаткиной Г. В., Степанова П. В. и других педагогов-практиков.
Беседа «Расы и народы Земли» расширила знания школьников о национальном и культурном многообразии. При этом акцент был сделан на необходимости быть терпимым в обществе людей.
Логическим продолжением беседы стало выполнение школьниками проекта «Мое родословное древо». Тот интерес, который школьники проявили к представлению проектов, показал, что для многих из них состоялось осознание того, что они являются членами мирового сообщества человечества.
С целью знакомства детей с играми разных народов, приобщения их к культуре этих народов нами была проведена игровая программа «Затеи наших друзей». Виртуальное путешествие «В гости к детям мира» познакомило детей ближе с культурой народов, которые являются предками учащихся класса и способствовало воспитанию толерантного отношения к особенностям культуры, традиций и быта различных национальностей.
Во время подготовки и проведения литературно-художественного вечера «Народная мудрость» младшие школьники расширили свое представление о разнообразии народного творчества, у них воспитывалось уважительное отношение к мудрости, культуре и творчеству разных национальностей.
«Мы – команда одного корабля» - классный час, который дал учащимся представление о людях, населяющих планету Земля; подвел к тому, что люди любой национальности имеют право на счастье, что необходимо проявлять дружбу и уважение к любому народу; воспитывать бережное отношение к людям, любовь к малой родине.
Экскурсии в музеи и на выставки декоративно-прикладного творчества, посещение национальных празднеств оказали положительное влияние на эмоциональное отношение учащихся к культуре других народов. Для этого в г. Мариинске, который по праву считают «деревянным цветком», есть краеведческий музей и музей бересты, кроме того, регулярно в музеях, в художественной школе, а также в центрах немецкой, татарской и русской культур проводятся как выставки, так и фестивали культур.
Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшиеся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности. Одним из таких средств воспитания является народная игра. Народная игра, выполняя различные воспитательные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством приобщения детей к народной культуре. Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые празднично-игровые и пр.
В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками, а также хороводы, игры-шутки, состязания и др.
Опыт проведения таких игр, использования разнообразных форм воспитания этнотолерантности показал, что школьники с интересом включаются в предложенную деятельность. Она учитывает их социальный опыт, насыщает их новыми знаниями, позволяет более успешно социализироваться в многонациональном коллективе школы.
Повторная диагностика показала положительную динамику в формировании этнической толерантности у младших школьников. В школе не были зарегистрированы какие-либо конфликты учащихся ЭГ на почве национальной неприязни.
Итак, стереотипное интолерантное поведение младших школьников подвергается коррекции. Этому способствуют:
- сочетание базовых знаний по этнотолерантному поведению с индивидуальным практическим опытом учащихся;
- организация практического общения с представителями разных этнических групп;
- активизация широких межэтнических контактов учащихся при одновременном развитии у них навыков взаимопонимания и взаимоуважения;
- демонстрирование учащимся высокого уровня и выдающихся образцов этнотолерантности в истории, литературе;
- включение учащихся в различные виды научно-исследовательской работы с целью изучения этнических корней своей семьи.
Таким образом, формированию этнической толерантности у младших школьников способствовали: создание устойчивой мотивации к этнотолерантному образу жизни; создание и накопление в детском коллективе положительных традиций и обычаев этнотолерантного образа жизни; формирование ассоциативных связей с понятиями и символами этнотолерантного образа жизни; выявление через практику значимости соблюдения норм этнотолерантного поведения; постоянный контроль за изменениями и поощрение положительных сдвигов в стиле жизни младших школьников.
Комментарии