Тружениках тыла территории Аскизского сельского Совета
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям
Давайте, люди, иногда
Об этом не забудем
А. Твардовский.
Война? О войне? А что о ней я знаю? Всё и ничего. Тыл и фронт. Что о нём я знаю? Всё и ничего. Война, фронт, тыл неотделимы друг от друга. Каждый ли задумывается над этим?
Год прошел. Десять лет прошло. Пролетели и сорок, а ныне уже-60. Лишь с годами, а может и веками, будет постигнуто суровое величие прожи- тых дней, смертельность отгремевших боев, всю глубину трудового подвига, незаметные труженики, не уместившиеся ни в песнях, ни в обширных спис- ках: так много вас! Труженики тыла, приближавшие День Победы, ковавшие Победу у станков, за плугом
Память о патриотах, решительных, непреклонных, поможет нам, живу- щим сегодня под синим небом, поможет услышать, оклик далеких дней, дней военных.
Я в своей работе хочу рассказать о тружениках тыла, которые приближали день Победы на территориях Аскизского сельского Совета. Мы знаем прославленных людей Великой Отечественной войны, героев воинов, которые совершили подвиги, а героев, которые трудились в тылу и совершали такие же подвиги, мы мало знаем. Когда я вижу наших бабушек и дедушек, я преклоняюсь перед ними, сколько они своим трудом сделали, столько страданий перенесли. Поэтому я обращаюсь на эту тему. Прежде чем написать эту работу, мы встречались и общались со многими старожителями нашего села, которые своим трудом совершали подвиги. Чайдонова Прасковья Павловна в своих воспоминаниях говорила о том как приходилось ей работать в поле она себя так и называла человек поля. Приходилось работать и за себя и за тех, кто с оружием в руках дрался на фронте за мирный труд, за счастье будущих поколений.
В беседе с нами рассказала о том, как провожали они бойцов на ту страшную войну. Сама она в то время жила в Тирек Сағайы, сейчас это место называют Сагай, а самой деревни нет. Когда воинов отправляли с Аскиза в Абакан они проходили через деревню Тирек Сагай, все женщины и дети бежали со слезами на глазах, чтобы солдатом дать пайки, и напоить айраном.
Прасковьи Павловне в те годы приходилось пешком идти до Аскиза, так как в их деревне не было магазина. Магазин был только в Аскизе. Да и там только продавали спички, соль и керосин. Если еще завезут. К помощи врачам не обращалась, да и их и не было, все ушли на фронт.
Многодетным семьям хорошо помогал колхоз, да и в то время никто никому не отказывал все старались помочь друг другу.
В ней замечаешь удесятеренную жажду жизни, в её языческой любви, которую, не смогли заглушить ни голодные 41, ни тяжелые 42, ни тот жмых вместо куска хлеба, ни холодные 43 Столько силы воли в преодолении страданий, да нравственная сила. Возможно, и её труд приблизил Победный сорок пятый.
Немало героических страниц в летопись трудовой славы внесла и Чертыкова Таисия Антоновна. Пережитое не прошло бесследно. В её воспо- минаниях слышится, как пришлось ей пасти в поле овец, а по ночам вязать варежки, носки и шарфы. Собирать в поле колосья пшеницы.
Однажды говорит Таисия Антоновна оправили сюда в ссылку литовцев, и я познакомилась с одной литовкой, мы подружились, и она научила шить одежду из шерсти овцы.
В те голодные годы она говорила, неужели человек не наестся досыта и всегда будет ходить голодным.
Что сделала с душой человека война, что такое жизнь и смерть, когда с боязнью и тревогой ждали вестей с фронта, в чем смысл их жертв и лишений.
Но великое чувство патриотизма жило в сердце Таисии Антоновны. Когда до последнего зерна она собирала и отправляла на фронт, когда старалась не оставлять ни одного колоска, ведь из колосьев состоит сноп, а значит, хлеб, нужный солдату, который приближал светлый день Победы.
В неимоверно трудных условиях работали труженики, тыла работали от зари до зари, давая фронту по нескольку тысяч снопов и перевыполняя свой план в 3, а то и в 4 раза. Часто голодали сами, но старались дать фронту больше продукции не оставляя ни зернышка, так как можно выкопать коренья или поймать суслика и утолить голод. Их сердца не очерствели за годы войны, в их глазах замечаешь нежность, легкую грусть за потерянное детство, ведь они представители потерянного поколения, родившиеся в те страшные годы.
Сотни девушек пошли работать на тракторах, комбайнах вместо своих отцов и братьев ушедших на фронт. Среди них и Асочакова Агафья Никола- евна которая работала на тракторе, её тоже чуть не забрали в ряды Красной армии ведь фронту нужны были трактористы. Она вспоминала, как в те страшные годы даже некогда было сесть поесть, ей приходилось выживать собственной смекалкой она делала специальный мешочек куда ложила маленькие картофелины потом этот мешочек клала возле радиатора трактора, где потом она варилась.
Был у неё муж, Асочаков Кузьма его на фронт не взяли, после армии он пришел раненый и не был годен на фронт. Он также работал в поле и домой возвращался далеко за полночь. Работал, не покладая рук, хотя был и ранен.
За тысячи километров от фронта они смогли согреть их сердца, посылая туда связанные варежки. И чем дальше в глубь истории уходят трудные, безмерно героические годы минувшей войны, тем полнее и многограннее предстает перед всем человечеством ратный и трудовой подвиг.
Жили в нашем районе такие замечательные люди, труженики тыла да и просто люди из народа. Один из них Никитин Прокопий Филиппович.
Из воспоминаний его жены Капиталины Андреевны.
Когда началась та страшная Великая война сорок первого мужчин забирали на войну, Прокопий Филипповичу дали бронь, но он все-таки решил убежать на войну. Его поймали и хотели судить, но потом отправили работать на комбайне в поле, комбайн в то время таскал трактор. Прокопий Филиппович учил молодых.
Среди его учеников были Фекла Качаева, ныне проживает по ул. Целинная,
Михаил Чучунов, Таня Кучугешева, жила по улице Калинина. Подрастающее поколение называли ее тетя Таня.
Все они были штурвальщиками. Прокопий Филиппович про те тяжелые годы говорил про себя: «Дождь идет, комбайн забивается, я шпарю, работаю».
Во время войны некоторые урожаи не успевали собирать, потом все это брали под снегом.
Так же среди этих людей Канзычакова- Букванова Елизавета Павловна. Тогда ей было 12 лет. Она приехала в Аскизский МТС обучаться вождению трактора. Всего за 3 месяца она обучилась всему тракторному делу, затем уехала в Нижнюю Тею поднимать на свои плечи тяжелый труд тракториста. Она на тракторе пахала, сеяла, боронила. Днями и ночами находилась в поле. Для того, чтобы отремонтировать трактор, его пригоняли в Аскизский МТС, но за день не успевали и ночевали по дороге под открытым небом. Когда закончилась война, в Аскизской МТС проводили праздник, куда пригласили и молодую девушку в то время - Елизавету Павловну. Ей на празднике подарили военную форму. Этому подарку она была очень рада.
Одной из этих тружеников тыла являлась и Зарва Зоя Клавдиевна. 20 августа 1942 года была назначена заведующей начальной школы МТС.
В то время школа располагалась в двухэтажном деревянном здании. На втором этаже, учеников насчитывалось около 20 человек.
С тетрадями и учебниками были огромные трудности, шла война
Ученику выдавали на весь учебный год один карандаш и две тетради. Вынуждены были писать даже на старых пожелтевших от времени книгах между срок. Чернил не было, выжимали свекольный сок, разводили сажу с водой и писали этим раствором. Даже детям нечего было есть и они ловили сусликов для того, что бы их потом сдать и получить за это паек, хотя руководство МТС выдавало, по наряду просо и техничка Кригер Домна варила им кашу, но этого не хватало
Праздники отмечали в школе, выписывали по 5 килограммов муки и ро- дители стряпали печенье и одаривали ими детей. Для детей это были радостные дни. На новый год привозили ёлку от МТС, по каким то обстоятельствам один раз не привезли. И Зоя Клавдиевна, расстроилась потому что у детей пропадал праздник. Один механизатор принес срубленный тополь, и дети с радостью начали украшать его, самодельными игрушками.
Не прошла стороной и учесть Черпакова Николая Ивановича из его воспоминаний можно написать следующие строки: народ жил дружно, в нашем лесу росли пучки (малтырган) его сейчас нет, скот вытоптал. Ребятишки в лес ходили копать съедобные травы, коренья. Целыми мешками их из леса приносили. Этими растениями готовили разную пищу и питались. Мать варила суп из крапивы. Отца дома не было, его забрали в трудармию.
Для них не было отдыха. Окончена жатва, надо молотить, а там пахать зябь, кормить скот. Только солнышко пригреет землю снова в поле. А жаловаться некому, надо работать, плакать приходилось ночами этим подросткам, да идя за плугом. Да и кто тогда мог заметить их? Кому кроме женщин и стариков. День за днем год за годом они приближали и приблизили День, долгожданный майский день Победы.
Мы в долгу перед вами тыловики, недоедавшие, недоспавшие, отстоявшие своим ратным трудом жизнь на земле. Вас было так много, а сколько же вас осталось сейчас, увидевших 60-ый май - единицы.
Мой миленький друг, а все-таки как быстро
Как быстро наше время пролетело.
(Г. Суворов. )
Мы в долгу перед вами до конца своих дней за сегодняшний наш покой, за наш смех, за радость за наше будущее, защитили не только наши жизни достояние, но и само звание человека.
Свой добрый век мы
Прожили, как люди,
И для людей-
(Г. Суворов. )
Как прекрасен этот мир Какой ценой завоеван этот мир, в которой красота, блаженство Да, отдаем дань уважения тем, кто приблизил День
Победы. Низкий земной поклон подросткам, потерявшие детство в сороковые, низко склоняем головы перед женщинами- стариками ветеранами, ковавшие победу в тылу:
Живым - живое в этой жизни краткой
Но каждой в вечность уходящий час,
Но каждый камень нашей мирной кладки,
Но каждый колос, что растёт для нас
И зреет на полях необозримых
(А. Твардовский).
Комментарии