Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Знакомство детей с музеем – усадьбой «Пенаты»

Задачи:

1. Познакомить с творчеством И. Е. Репина

2. Дать первичное представление о творчестве художника

3. Работать над воображением, помочь представить усадьбу и комнаты усадьбы с помощью фотографий.

Какие академии в Санкт – Петербурге вы знаете?

АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ. Это Академия «трех знатнейших художеств» - живописи, скульптуры и архитектуры. Она была создана по инициативе выдающихся деятелей русской культуры М. В. Ломоносова и И. И. Шувалова. За многие годы существования Академия воспитала выдающихся мастеров отечественного искусства. В числе самых известных: архитекторы А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. А. Тон, скульптуры Ф. И. Шубин, И. Н. Прокофьев, Ф. Г. Гордеев, живописцы К. П. Брюллов, А. А. Иванов, В. А. Серов, И. Е. Репин (на доске показаны самые известные картины живописцев. )

И сегодня на уроке мы познакомимся с выдающимся русским живописцем Ильем Ефимовичем Репиным. И посетим заочную экскурсию в его музей – усадьбу «Пенаты».

Знакомство с биографией Репина

Илья Ефимович создавал картины, посвященные истории России. Призванный мастер портретного дела. Среди известных работ: «Крестный ход в Курской губернии», «Арест пропагандиста», «Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Бурлаки на Волге», портрет М. П. Мусорского, Л. Т. Толстого.

В 56 лет Репин приобрел в маленьком усадьбу в местечке КУОККАЛА, расположенную на берегу Финского залива. Здесь был построен дом с мастерской. Местечко получило название «ПЕНАТЫ».

Кто там был?

У древних римлян Пенаты – боги, хранящие тепло домашнего очага. Репин приобрел этот участок в 1899 году. В это время он был на пике славы.

Художник проводил здесь много времени. Его привлекала красота северной природы, тишина, которая нарушалась иногда шумом моря.

Давайте зайдем на территорию «Пенат» и познакомимся с ним поближе.

Знакомство с музеем – усадьбой «Пенаты»

Участок «Пенаты» примерно 2 га. Он был весь заросший, запущенный. Но через несколько лет, Илья Ефимович все превратил в парк с аллеями, с беседками. Все аллеи имеют интересное название аллея Пушкина, пл. Гомера, Березовая аллея, пруд Рафаэля и др. В центре усадьбы находиться дом.

Ребята как вы представляете дом художника?

Дом Илья Ефимовича маленький двух этажный. С каждым года он становиться все больше и больше. Причем строительство велось без архитектора.

Кто такой архитектор?

Архитектор – это специалист по архитектуре. Поэтому дом имеет причудливую форму. Главная особенность этого дома – в нем много света и воздуха. После смерти Репина дом был заброшен. Но 1940 г его восстановили, и он стал музее. Во время ВОВ дом был разрушен. К 100 годовщины Репина в 1944 заново началось восстановление. 1962г 24 июня состоялось торжественное открытие репинских Пенаты давайте посетим его.

Первый этаж музея

а) Прихожая

При Репине в прихожую попадали прямо с крыльца. Это — небольшое, очень светлое помещение. У окна, на бамбуковой подставке, медный гонг «Там-Там». Над гонгом плакат: «Самопомощь. Сами снимайте пальто, калоши. Бейте весело, крепче в Там-Там. Открывайте дверь в столовую сами». Равноправие и самопомощь — девиз репинского дома. После прихожей гости оказывались в столовой. Здесь находился телефонный аппарат. Сейчас в этой комнате находится эскизы и этюды к картинам Репина. Эскиз – неоконченный рисунок, набросок. Этюд – картина, рисунок, выполненный с натуры, обычно часть будущего большого произведения.

б) Кабинет

Мы с вами оказываемся в кабинете. Это комната с выступающей стеклянной стеной. Кабинет — самая поздняя пристройка к дому. На письменном столе, как и прежде, в простых рамках стоят фотографии близких: портрет отца, матери, десятилетнего сына Юрия. Здесь же папки с поздравительными адресами, портфель с монограммой «И. Р. » на книжных полках около окон «помещены статуи русских великанов в маленьком виде».

в) Гостиная

Гостиная, где собирались по средам, которые приезжали к Репину. Это были такие как: Горький, Маяковский, Шаляпин, Бунин, Куприн и др. Главное украшение гостиной – картины. Работы учеников и друзей Илья Ефимовича Репина.

Справа находится вход в зимнюю веранду. Восьмиугольная, увенчанная прозрачным шатровым перекрытием, веранда почти на две трети стеклянная.

При входе в гостиной обращает на себя внимание слепок со статуи Венера (Афродита) Милосская, одна из самых любимых Репина античных произведений.

Для чего нужно такое помещение?

Это пристройка служит Репину как мастерская. В центре небольшое возвышение – мягкое кресло, в которое Илья Ефимовича Репина любил усаживать тех, с кого писал портреты.

г) Столовая

Большие двери гостиной открываются в столовую — просторную комнату с большим окном, почти сплошь увешанными произведениями самого художника. Здесь, в кругу друзей, в непринужденной атмосфере проходили знаменитые репинские обеды. Первое, что привлекало внимание гостей, был круглый, оригинальной конструкции стол. Конструкция стола позволяла обходиться без посторонней помощи, а служащие в доме сидели тут же, вместе со всеми. Достаточно было повернуть за одну из ручек центральную часть, чтобы пододвинуть к себе любое блюдо. Использованную посуду гости складывали в выдвижные ящики.

Как правило, обедали в большой столовой по средам, когда собирались гости. Обычно к обеду оставались только приглашенные. В шесть часов вечера раздавались мелодичные удары гонга, и под звуки механического органчика все входили в столовую. Места распределялись по жребию. Тот, кому выпадал первый номер, становился председателем, снимал крышки с блюд, стоявших на центральной части стола и следил за тем, чтобы соблюдались шутливые «правила», гласившие, что за столом царят равноправие и самопомощь, а именные тосты исключаются. За нарушение правил полагалось и «наказание» — речь с трибуны над камином.

Почему такие правила были необычные?

Мы посетили 1 этаж. Узкая крутая лестница ведет на второй этаж, в мастерскую художника.

Второй этаж музея

Зимняя мастерская

Мастерская занимает весь второй этаж, и в ней очень светло, потому что здесь не только большие окна, но и стеклянные крыша и потолок. В мастерской Репин проводил, по его словам, «лучшие часы своей жизни». Утром, едва проснувшись, бежал в мастерскую и там истязал себя творчеством.

Как понимаете?

Он работал в ней от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам, обступившим его в мастерской. Так же на 2 этаж. Находится летняя мастерская, балкон «аэроплан», научный кабинет. Выйдем из здания и прогуляемся по парку.

Парк

Парк стал достопримечательностью этих мест так же, как и дом. На территории парка много аллей. Березовая аллея начинается сразу от резных ворот, Еловая же проведена параллельно ей от дома. Так же на территории есть беседка, храм, башенка. Почти каждый уголок, дорожка парка имели свое название, иногда в честь друзей и родных, часто под впечатлениями прочитанного или увиденного во время путешествий. С годами некоторые названия менялись. На участке есть место, которое называется Чугуева гора. Название в память о родине художника. Это холм был один из любимых мест парка. Здесь Илья Ефимовича Репин завещал себя похоронить. Его похоронили здесь.

После смерти его усадьба стала принадлежать Академии художеств. Сейчас «Пенаты» место воспоминания о великом русском художнике. Поэтому следует бережно и внимательно относиться ко всему, что находится на этой территории.

Дополнительная информация для учителя

Музей-усадьба И. Е. Репина

«Пенаты»

Сегодняшняя экскурсия посвящена знаменитому русскому И. Е. Репину.

Усадьба «Пенаты», находящаяся в 44 километрах от Санкт-Петербурга по Приморскому шоссе, в поселке Репино (бывшая Куоккала), знаменита тем, что в ней выдающийся русский художник Илья Ефимович Репин прожил 30 лет. Здесь же, в 1930 году в возрасте восьмидесяти шести лет умер, и, согласно завещанию, похоронен на месте, определенном им самим.

В свою усадьбу Илья Ефимович поселился в 56 лет. В это время он был в зените славы. Художник создал картины, как «Бурлаки», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Запорожцы» и мн. др. В этот год преступил к работе над полотном «Заседание Государственного совета».

Не большая усадьба в местечке Куоккала, расположенная на берегу Финского залив, Репин приобрел в 1899 г. Художник проводил здесь много времени. Его привлекала красота северной природы, тишина, которая иногда нарушала шумом моря.

Этот участок(около 2 га) был весь заросший, запущенный, но через несколько лет Репин превратил в парк с аллеями, беседками. Все аллеи имеют название: аллея «Пушкина», «Площадь Гомера», Березовая аллея, пруд Рафаэля и дт. На этом участке есть Чугуева гора, которая названа в память о родине художника. Не большой холм у подножья горы, окруженная пирамидальными можжевельниками, был одним из любимых уголков Репина (на этой горе Репин похоронен).

В гости к Репину в Пенаты приезжало много гостей: Горький, Есенин, Шаляпин, Куприн, Бунин и мн. др. Они съежились в репинский дом по средам, когда там принимали гостей.

После ВО революции Пенаты отделились от СССР и стал принадлежать Финляндии. Репин был отрезан от своих друзей.

В честь юбилея Репина(80 лет) в Русском музее была устроена юбилейная выставка его произведений – самая полная коллекция.

В 83 года Репин умер. Его усадьба стала принадлежать Академии художеств. Во время ВОВ Пенаты были разрушены. Мемориальные вещи, картины были увезены в Ленинград. Но 1944 г (к 100 летней годовщины) началось заново его строительство (восстановление). 24 июня 1946 г состоялось торжественное открытие возрожденных репинских Пенат.

О березовой и еловой аллеях в парке уже упоминалось. Березовая начинается сразу от резных ворот, еловая же проведена параллельно ей от дома.

Создавая свой парк-сад, хозяева «Пенатов» использовали особенности пейзажа здешних суровых мест. Так, большие валуны, каких много на полянах, в лесу и на берегу Финского залива, стали украшением сада. Вблизи дома разбиты клумбы с различными цветами. Посадили и декоративные кусты — сирень, жасмин, калину, шиповник.

Берега прудов были укреплены булыжником, у воды посажены ивы. Дорожки в парке тоже мостили мелкими камешками, привозимыми с моря. Через протоки прудов и канавы перекинуты были деревянные мостики с перилами. Некоторые из мостиков сделаны из дикого камня.

Кроме беседок «Храм Озириса и Изиды», «Башенка Шехерезады», почти каждая дорожка или просто какой-то уголок парка тоже имели свои названия, иногда в честь друзей и родных, часто под впечатлением чего-то прочитанного или увиденного во время путешествий. С годами некоторые наименования менялись.

Парк стал достопримечательностью этих мест так же, как и дом. Многие гости художника оставили свои описания репинского сада, в облике которого выразились черты творческой индивидуальности Репина.

В трудные 1920-е годы все постепенно приходило в запустение. Дорожки зарастали, беседки разрушались. Один из прудов засыпали, а на образованном участке разбили огород. Однако в целом парк сохранил свой облик до 1940 года, когда в «Пенатах» был открыт музей.

Великая Отечественная война принесла большие разрушения «Пенатам». Следы пожара, погубившего репинский дом, хранят и поныне старые деревья, на стволах которых можно увидеть не заросшие корой шрамы. В парке и окрестностях сгорели тогда все постройки. Но уже в 1946-1947 годах участок привели в порядок, а к 1962 году, когда вновь открывался для посетителей воссозданный из руин репинский дом, были обновлены дорожки и восстановлены беседки.

За прошедшие годы многое было сделано для изучения творчества и жизни Репина, разобраны архивы и фотографии. Стала возможной и настоящая реставрация усадьбы. Когда в 1977 году проводились работы по благоустройству, были выявлены новые памятные уголки, прежде скрытые. Несмотря на это, реставрацию нельзя считать завершенной. Еще не все репинские беседки установлены, еще могут быть обнаружены какие-то реальные приметы прошлого репинской усадьбы.

Маленький репинский парк был когда-то личным владением, и его посещали немногие. Сейчас репинская усадьба стала местом паломничества. Поэтому следует особенно бережно и внимательно относиться ко всему, что растет на двух гектарах мемориального парка.

Репин много хлопотал о разрешении похоронить его не на кладбище, а в усадьбе. Разрешение было получено в 1927 году. Волю художника исполнили, и в 1930 году его похоронили в саду, на небольшом холме, в заранее указанном им месте, поставив деревянный православный крест.

В 1940 году на могиле Репина временно был поставлен гипсовый бюст. В 1946 году он был заменен бронзовым бюстом, исполненным в 1908 году Н. А. Андреевым. В 1994 году, когда отмечалось 150-летие со дня рождения этого необыкновенного художника и человека, его могиле вернули первоначальный вид.

ПРИХОЖАЯ

При Репине в прихожую попадали прямо с крыльца. Это — небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном со сложными переплетами в виде летучей мыши. У окна, на бамбуковой подставке, медный гонг «Там-Там». Он был выписан Н. Б. Нордман в 1909 году из Парижа. Над гонгом плакат: «Самопомощь. Сами снимайте пальто, калоши. Бейте весело, крепче в Там-Там. Открывайте дверь в столовую сами». Равноправие и самопомощь — девиз репинского дома. Уважение к человеческому достоинству было принципом «Пенатов», и прислуживать, кому бы то ни было считалось недопустимым. Нордман и Репин и у себя, и в гостях здоровались с прислугой за руку. И, что было даже редкостью для того времени, служившие в «Пенатах» имели определенные часы работы и выходные.

Слова плаката «Открывайте дверь в столовую» требуют некоторого пояснения. Та комната, из которой сейчас посетители осматривают прихожую, была малой столовой, где обедали в будние дни. Здесь же находились и телефонные аппараты, местный и междугородный.

В прихожей, у входных дверей — старый флаг «Пенатов». Он был голубым и поднимался над домом по средам, оповещая о том, что хозяева ждут гостей. У Нордман хранились личные адмиральские флаги ее отца, Б. Д. Норд-мана. Отсюда идут «морские» порядки, заведенные в «Пенатах»: подъем флага, а также цветные флажки в праздники.

На вешалке репинская пелерина, береты а-ля Рембрандт, которые постоянно носили Репин и Нордман, на столике шляпа. В пелерине мы видим Репина на многих фотографиях 1900-1910 годов; в ней он снят на морском побережье и у себя в саду. В ней же Репин изображен скульптором М. Г. Манизером. Бюст находится в двух километрах от музея-усадьбы, в центре поселка. Такой же памятник установлен на родине художника в г. Чугаеве.

У окна стоит старый сундук. В 1920-е годы Репин подарил его служившей в доме Мине Лаутанен, когда она выходила замуж. Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты», когда муж покойной Мины, Мати Ханола, узнав, что «Пенаты» восстанавливаются, привез его и передал музею.

Против входных дверей — зеркало, вместо подзеркальника — ящик, сбитый из вагонки, покрытый домотканой шерстяной скатертью. Здесь же небольшой кожаный саквояж, служивший Репину во время его путешествий. В углу прислонены самодельные трости и заступ, которым Репин немало поработал в своем парке.

Непритязательная обстановка маленькой прихожей — одно из первых вещественных свидетельств скромной трудовой жизни, которую вел здесь Репин. «Сам убирал свою комнату. сам (покуда мог) топил печи, — вспоминал Чуковский. — Ненавидел, чтобы ему угождали, и горе было тому человеку, кто пытался поддержать ему пальто».

КАБИНЕТ

Задумав пристроить к своему дому кабинет, Репин как бы раздвинул одну из его стен в сад. Эта комната с выступающей полукругом стеклянной стеной всегда полна света и «напоминает корму большого парохода», как писала ученица Репина А. П. Остроумова-Лебедева.

Кабинет — самая поздняя пристройка к дому. Она была сделана в 1911 году, когда художник почувствовал необходимость подвести итоги прожитых лет.

На письменном столе, как и прежде, в простых рамках стоят фотографии близких: портрет отца, матери, десятилетнего сына Юрия. Здесь же папки с поздравительными адресами, бювары, портфель с монограммой «И. Р. ». Прессом для бумаг служил ему большой кусок стекла «глыбка» — память о посещении Брянского завода. Слева ящик с большим увеличительным стеклом в деревянной рамке — приспособление, которым пользовались при рассматривании фотографий.

На книжных полках вдоль окон «помещаются статуи русских великанов в маленьком виде», как называл Репин скульптурные работы И. Я. Гинцбурга, в которых запечатлены Д. И. Менделеев, А. Ф. Кони, А. Г. Рубинштейн, В. И. Суриков, Л. Н. Толстой, В. В. Стасов. На стене барельеф, выполненный Гинцбургом в 1914 году, изображающий Репина за работой у мольберта.

Репин дожил и до эры радио (он называл «радий»). В 1920 году в кабинете был сначала детекторный, а потом и ламповый приемник. Это давало возможность принимать из Ленинграда трансляции опер и концертов, а также литературные передачи, которые Репин с удовольствием слушал. Кроме всего прочего, прослушивание снимало необходимость чтения книг, напечатанных по новой орфографии, что особенно раздражало художника. Он и сам раньше упрощал написание, отбросив, к примеру, твердый знак на конце слов, но не мог смириться с отменой буквы «ять».

ГОСТИНАЯ

Гостиная, где собирались по средам, отличалась от нарядных петербургских гостиных простотой своего убранства и непритязательностью. Главным ее украшением были картины — работы учеников и друзей Репина.

При входе в гостиную обращает на себя внимание слепок со статуи Венеры (Афродиты) Милосской, одного из любимых Репиным античных произведений.

18 августа 1904 года в «Пенаты» впервые пришел Горький. Он тоже поселился в Куоккале, на «Вилле Линтула», примерно в двух километрах от «Пенатов». Репин познакомил Горького со Стасовым. Фотограф К. К. Булла не упустил случая снять всех. Эта встреча положила начало знаменитым репинским «средам», которыми прославились «Пенаты».

Репин очень любил петь. В кругу его друзей было принято петь хором, и, как вспоминает его дочь Вера, даже в день своего восьмидесяти пятилетия Репин пел друзьям старую запорожскую песню.

Приезжавшие в «Пенаты» художники рисовали на репинских «средах» вместе с гостеприимным хозяином. Часто делались быстрые наброски, дружеские шаржи. Много таких работ сохранилось у писателя Чуковского в его альбоме «Чукоккала», в котором часто рисовал Репин. В «Чукоккале» же есть изображения и самого Репина. Рисунки В. В. Маяковского вызывали бурное одобрение художника. «Какими запасами молодости, — писал Чуковский, — должен был обладать этот семидесятилетний старик, чтобы, наперекор всем своим привычкам и установившимся вкусам, понять, оценить и полюбить Маяковского».

На рабочем столике, накрытом серым в лиловую полоску шелком, когда-то купленным Репиным в Палестине, можно видеть фотографии Репина и самой Нордман.

Слева на стене рисунок-портрет Н. Б. Нордман, выполненный Репиным с необыкновенной теплотой и проникновенностью в пору начала их романтических отношений во время совместной поездки в 1900 году в Париж, на Всемирную выставку.

По инициативе Нордман зимой в «Пенатах» устраивались так называемые «воскресные чтения». Вот что писал об этом сам Репин: «Каждое воскресенье в нашей гостиной читались публичные лекции по самым разнообразным знаниям: от астрономических законов Вселенной до шитья сапог, от чтения первоклассных писателей (особенно Некрасов оказался по сердцу нашей среде) до практических сообщений, в которых лекторами иногда выступали наши же слушатели и слушательницы наших аудиторий. Публика была самая разнообразная: сидельцы, приказчики, дворники, кухарки, горничные, фермеры и пр. , начиная с 10 лет, и даже моложе, до 60-летних. Ни перед кем не запиралась большая комната. всегда была битком набита и поражала лекторов необычным вниманием. Здесь читали И. Р. Тарханов (о долголетии), Е. П. -Семенов (о мире), Н. А. Морозов (о химии и астрономии), К. И. Чуковский (о литературе). ».

Картины на стенах гостиной также свидетельствуют о широком круге общений Репина, о его интересе к творчеству молодых художников. Над входом в кабинет — портрет его сына, художника Юрия Репина, написанный В. С. Сваро-гом. Над роялем — пейзаж И. И. Бродского. Над дверью, возле лесенки — портрет К. И. Чуковского, также написанный Бродским в Куоккале. Рядом с часами — ранняя работа В. Серова — этюд собаки. На двери в столовую — фотография группы художников-передвижников, среди которых мы видим и Репина. Как память о Товариществе сохраняется в музее небольшой натюрморт («Ваза с цветами»), на котором поставили свои подписи И. Репин, В. Маковский, И. Прянишников, В. Поленов. Тут же висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Ф. А. Васильевым во время совместной поездки с Репиным по Волге.

Справа от входа на зимнюю веранду — работы чугуевских живописцев — первых учителей Репина. Небольшой этюд, изображающий родительский дом в Чугуеве, написан художником для картины «Возвращение».

Под большими репинскими часами — акварельный автопортрет Веры Алексеевны, жены Репина. На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми: Верой (Петербург, 1872— Хельсинки, 1948), Надеждой (Париж, 1874 — Куоккала, 1931), Юрием (Чугуев, 1877 — Хельсинки, 1954) и Татьяной (Абрамцево, 1880 — Франция, 1957).

ЗИМНЯЯ ВЕРАНДА

Восьмиугольная, увенчанная прозрачным шатровым перекрытием, веранда почти на две трети стеклянная. Это наиболее ранняя пристройка к дому (1904), служившая Репину мастерской. Потом был надстроен второй этаж с удобной большой мастерской, а бревенчатая зимняя веранда обшита досками и окрашена. На стены ее снаружи легли резные изображения фантастических зверей. Веранда, или, как ее часто называли, «киоск», пожалуй, самое светлое помещение дома, хотя она и расположена в северной его части. «В нем светло, как в царстве неба», — писал Репин своей ученице В. Веревкиной. «Киоск» был одним из любимых уголков дома. Здесь принимали гостей, пили по утрам чай, а иногда, раскрыв двери и выдвинув из гостиной рояль, устраивали домашние концерты.

В 1930 году веранде было суждено стать местом, откуда Репина проводили в последний путь. Здесь стоял гроб с телом великого художника. Это помещение часто еще называли верандой бюстов, так как вдоль окон стояли скульптурные работы мастера.

Еще в молодости, поступив в Академию художеств, Репин решил помимо живописи заняться лепкой и стал посещать скульптурный класс, что принесло ему большую пользу как живописцу.

Многие художники XIX века обращались к скульптуре при решении композиций картин. Репин, например, исполнил несколько фигурок запорожцев для своей картины «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану». Часто, работая над живописным портретом, он одновременно лепил свою модель. Так, в 1881 году он написал портрет знаменитого русского хирурга Н. И. Пиро-гова и вылепил бюст. Его можно видеть в мастерской. На зимней веранде находится скульптурный портрет Л. Н. Толстого. Пожалуй, никто из художников так много не рисовал и не писал Толстого, как Репин. В 1891 году в Ясной Поляне он вылепил бюст писателя. Толстой был очень доволен и писал Н. Н. Ге: «Репин писал меня в комнате и на дворе и лепил, и Гинцбург лепил и еще лепит. Репина бюст кончен — чист и хорош, а Гинцбурга до сих пор нехорош». В гостиной стоит еще одна скульптура Репина — портрет Н. Б. Нордман. Он выполнен в 1902 году. По мастерству и проникновенности этот бюст можно отнести к лучшим скульптурным портретам художника, сумевшего уловить переменчивость некрасивого и одновременно прекрасного облика модели.

На небольшом возвышении — мягкое кресло, в которое Репин любил усаживать тех, с кого писал портрет. В нем позировали М. Ф. Андреева, Н. Б. Нордман, писатели Л. Н. Андреев, В. Г. Короленко, актер П. В. Самойлов, ученый В. М. Бехтерев, Е. Н. Званцева, А. И. Андреева.

СТОЛОВАЯ

Большие двери гостиной открываются в столовую — просторную комнату с большим окном, выходящим в сад, и стенами, почти сплошь увешанными произведениями самого художника. Здесь, в кругу друзей, в непринужденной атмосфере проходили знаменитые репинские обеды. Живой обмен мнениями, перемежавшийся шутками и остроумными речами — все это надолго осталось в памяти тех, кто бывал в «Пенатах». Почти во всех воспоминаниях значительное место уделялось столовой и необычному ритуалу обедов.

Первое, что привлекало внимание гостей, был круглый, оригинальной конструкции стол. Как и некоторые другие предметы обстановки, он изготовлен по заказу Репина и Нордман. Конструкция стола позволяла обходиться без посторонней помощи, а служащие в доме сидели тут же, вместе со всеми. Достаточно было повернуть за одну из ручек центральную часть, чтобы пододвинуть к себе любое блюдо. Использованную посуду гости складывали в выдвижные ящики.

Как правило, обедали в большой столовой по средам, когда собирались гости. Обычно к обеду оставались только приглашенные. В шесть часов вечера раздавались мелодичные удары гонга, и под звуки механического органчика все входили в столовую. Места распределялись по жребию. Тот, кому выпадал первый номер, становился председателем, снимал крышки с блюд, стоявших на центральной части стола и следил за тем, чтобы соблюдались шутливые «правила», гласившие, что за столом царят равноправие и самопомощь, а именные тосты исключаются. За нарушение правил полагалось и «наказание» — речь с трибунки над камином. Еда готовилась из растительных продуктов. Репин пытался вегетарианствовать еще в начале 90-х годов, но только Нордман помогла провести это в жизнь. Желтая пресса соревновалась в остроумии, высмеивая «госпожу Нордман, кормящую сеном». Однако обеды в «Пенатах» были вкусны и обильны, о чем свидетельствуют заполненные ее рукою бланки меню.

Репин бывал, радушен, шумно выражал восторг по поводу рассказов гостей, иногда и сам предавался воспоминаниям. Все было просто нестерпимо. И в простоте великолепен Сидел Илья Ефимович великий Репин, — так закончил свое стихотворение поэт Василий Каменский, бывший на одном из обедов в 1914 году.

На стенах столовой — произведения Репина, созданные в различные годы его жизни. Раньше картин было значительно больше. Но развеска часто менялась. Картины уходили в музеи или частные собрания. Среди тех, которые мы видим сейчас, есть ранние, созданные еще в Чугуеве, и поздние, написанные в Пенатах».

Справа от буфета висит акварель «Слепой бандурист», выполненная 15-летним Репиным в 1859 году в Чугуеве. Слева, у изразцовой печи, портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах. Сделанный вполне профессионально, он, тем не менее, принадлежит кисти молодого человека, приехавшего в Петербург в 1863 году учиться в Академию художеств и уже имевшего необходимые навыки живописи. Рядом пейзаж «Нормандия», написанный на атлантическом побережье в деревне Вёль летом 1874 года, когда Репин был там вместе с В. Поленовым и К. Савицким. Портрет Нордман, занимающий центральное место в столовой, был написан в 1905 году во время путешествия по Италии. Слева от него картина, написанная в Чугуеве в 1877 году, на которой две девочки-дочери, пятилетняя Вера и трехлетняя Надя, стоят среди разбросанных игрушек. Справа вверху портрет актера и режиссера Г. Г. Ге, племянника художника Н. Н. Ге, ниже — этюд-портрет И. П. Павлова, написанный в парке «Пенатов» в 1925 году; левее, внизу, портрет скульптора И. Я. Гинцбурга(1907), слева портрет профессора Н. Ф. Денисюка, позировавшего Репину для Пушкина. Здесь же эскиз картины, «Какой простор!» (1902), написанной по впечатлениям от зимнего Финского залива. На левой стене большая картина «Клич Минина нижегородцам. Междуцарствие 1612 года». Картина была начата Репиным в Чугуеве в 1877 году, а закончена в «Пенатах» в 1915-м, когда шла уже первая мировая война.

В конце 20-х годов Репин настолько ослабел, что не мог подниматься на второй этаж, и столовая стала для него одновременно и спальней, и мастерской. Спал он на диванчике между трибуной и печью. Упадок физических сил хотя и не позволял ему работать так же интенсивно, как прежде, но и не повлек за собой творческого упадка. Об этом свидетельствует хотя бы такая из последних работ, как графический портрет дочери Веры. С нескрываемой любовью, с документальной точностью в передаче черт характера и максимальной достоверностью облика сделан этот портрет.

В столовой в августе 1930 года художник принял гостей, пришедших поздравить его с 86-летием. Этот день рождения оказался последним. 29 сентября 1930 года Репин умер.

ЗИМНЯЯ МАСТЕРСКАЯ

Узкая крутая лестница ведет на второй этаж, в мастерскую художника. Она была выстроена летом 1906 года, и Репин перенес туда все свои начатые к тому времени картины. Он устраивался здесь основательно, потому что намеревался оставить преподавание в Академии художеств, что и сделал в 1907 году, чтобы полностью посвятить себя воплощению давно занимавших его идей и замыслов.

Как и все остальные пристройки дома, мастерская была создана по представлениям самого Репина, стремившегося доставить себе максимальные удобства, необходимые любому живописцу. Мастерская занимает весь второй этаж, и в ней очень светло, потому что здесь не только большие окна, но и стеклянные крыша и потолок. По-видимому, проектов строительства, в обычном понимании, не существовало. Во всяком случае, их нет в архиве «Пенатов», но, скорее всего, Репин пользовался советами и консультациями архитектора и строителя Вадима Платоновича Стаценко, жившего с семьей через дорогу от «Пенатов» в только что построенном просторном доме. Здесь иногда останавливались на ночлег друзья Репина. Александру Васильевну Стаценко связывала близкая дружба с Нордман. Вместе они занимались организацией работы первой женской типографии в Петербурге и первого детского сада в соседнем дачном местечке Оллила (ныне Солнечное).

В мастерской Репин проводил, по его словам, «лучшие часы своей жизни». Именно эти часы были смыслом его существования, его счастьем, которое спасало от всех невзгод. Наглядный пример тому — последний автопортрет Репина, стоящий в центре мастерской на большом мольберте. Репин изобразил себя в те тревожные годы, когда он оказался оторванным от родины, лишенным привычных условий жизни и общения с дорогими и приятными ему людьми. Однако тоска и одиночество не сделали его несчастным.

«Искусство я люблю больше добродетели, больше, чем людей, чем близких, чем друзей, больше, чем всякое счастье и радости жизни нашей», — написал однажды он Стасову.

«Утром, едва проснувшись, бежал в мастерскую и там истязал себя творчеством, потому что тружеником он был беспримерным и даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам, обступившим его в мастерской». Это уже из воспоминаний Чуковского.

В мастерской написаны большие картины «Черноморская вольница» (1908-1919), в которой Репин снова обратился к запорожской теме, «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года» (1911), существующая в двух вариантах, «Крестный ход в дубовом лесу» (1876-1925) и множество портретов. Здесь сохранились коллекции подлинных вещей запорожских казаков, маленький эскиз «Черноморской вольницы», а также этюд крестящегося запорожца. Перед автопортретом, на низкой табуретке — знаменитая подвесная палитра, которой пользовался художник, когда в старости у него стала болеть правая рука, и он часто писал левой. В синей вазе кисти Репина.

Сложно протекала работа над тем «пушкинским» холстом, который стоит на мольберте в глубине мастерской. Репин задумал изобразить А. С. Пушкина к столетию его рождения и написал большой холст, судя по старым фотографиям, очень декоративный и эффектный. Картина всем нравилась, но художник был ею недоволен и вскоре совершенно переписал фигуру. В последующие годы Пушкин на репинском холсте постоянно менялся. Фотографии донесли до нас по крайней мере, семь-восемь разных изображений. К 1910 году образ поэта принял трагический оттенок. Картина стала называться «Пушкин на набережной Невы. 1835 год». Закатное солнце осветило лицо и верхнюю часть фигуры, а фоном стала Петропавловская крепость — символическая примета смертного пути Пушкина на Черную речку (так же, как и лодка перевозчика через Неву — намек на древнюю легенду о перевозе души). После этого было еще несколько редакций, причем все изменения происходили на одном холсте, так что краска ложилась уже толстым слоем. Репин ее соскабливал и писал другой вариант. Менялись настроения Репина, менялся и его «Пушкин».

«Я в отчаянии: мой заколдованный клад — Пушкин, более 15 лет не дается мне. Вот-вот, кажется, настукал. И вдруг все рухнет в сторону, и клад опять провалился», — так писал Репин в 1910 году, а в 1917 году снова: «И, несмотря на то, что я ясно, за 20 лет, привык не надеяться на удачу, я бросаюсь на приступ этого очаровательного араба. ». И в двадцатые годы он пытался переделывать «Пушкина», как будто не хотел расставаться с «возлюбленным поэтом». В конце концов Репин приблизился к тому настроению, какое пронизывало вариант 1910 года, и многотрудный этот холст стал памятником и Пушкину, и Репину.

Несмотря на свое вынужденное затворничество в «Пенатах» после 1918 года, Репин не оставлял и старых замыслов. Он закончил большую картину «Крестный ход в дубовом лесу». После поездки в Хельсинки Репин написал коллективный портрет финских художников, музыкантов и писателей — картину «Финские знаменитости» или «Банкет». В это же время в Швеции распространилось ложное известие о смерти художника. Репину прислали даже некролог. Радость того, что он жив, дала идею картины «Утро воскресения», на которой изображена встреча Христа и Марии Магдалины.

Были написаны и еще несколько картин на евангельские сюжеты. Приехавшие в 1926 году к Репину художники из советской России, во главе с И. И. Бродским, единодушно отметили необычность композиционного решения и живописную выразительность новой картины Репина «Голгофа». Эти произведения находятся в частных собраниях и музеях за границей. В мастерской Репина остались эскиз «Отрок Христос в храме» и копия полотна «Утро воскресения», сделанная Юрием Репиным и поверху пройденная самим художником, который стал переделывать фигуры главных персонажей.

Художник был очень рад приезду И. Бродского, в недавнем прошлом своего ученика. С интересом расспрашивал его обо всем, но ехать на родину отказался. Он был стар и не хотел оставить обжитую мастерскую, где в свои 82 года замыслил написать новую картину. Посвящалась она памяти любимого композитора М. П. Мусоргского. На ней изображены были запорожцы, пляшущие гопак. Репин написал бивачный костер и фигуры перепрыгивающих через огонь. «Гопак» стал третьей картиной, изображающей так полюбившихся художнику «рыцарей», как они сами себя называли. В такой неунывающей компании, с улыбкой благодарности судьбе подходил художник к своему финалу.

Он заранее распорядился, где и как его следует похоронить, а, распорядившись, продолжал работу и даже в последние свои минуты, в забытьи, еще водил рукою в воздухе, как бы работая кистью.

Создавая свой парк-сад, хозяева «Пенатов» использовали особенности пейзажа здешних суровых мест. Так, большие валуны, каких много на полянах, в лесу и на берегу Финского залива, стали украшением сада. Вблизи дома разбиты клумбы с различными цветами. Посадили и декоративные кусты — сирень, жасмин, калину, шиповник.

Берега прудов были укреплены булыжником, у воды посажены ивы. Дорожки в парке тоже мостили мелкими камешками, привозимыми с моря. Через протоки прудов и канавы перекинуты были деревянные мостики с перилами. Некоторые из мостиков сделаны из дикого камня.

Кроме беседок «Храм Озириса и Изиды», «Башенка Шехерезады», почти каждая дорожка или просто какой-то уголок парка тоже имели свои названия, иногда в честь друзей и родных, часто под впечатлением чего-то прочитанного или увиденного во время путешествий. С годами некоторые наименования менялись.

Парк стал достопримечательностью этих мест так же, как и дом. Многие гости художника оставили свои описания репинского сада, в облике которого выразились черты творческой индивидуальности Репина.

В трудные 1920-е годы все постепенно приходило в запустение. Дорожки зарастали, беседки разрушались. Один из прудов засыпали, а на образованном участке разбили огород. Однако в целом парк сохранил свой облик до 1940 года, когда в «Пенатах» был открыт музей.

Великая Отечественная война принесла большие разрушения «Пенатам». Следы пожара, погубившего репинский дом, хранят и поныне старые деревья, на стволах которых можно увидеть не заросшие корой шрамы. В парке и окрестностях сгорели тогда все постройки. Но уже в 1946-1947 годах участок привели в порядок, а к 1962 году, когда вновь открывался для посетителей воссозданный из руин репинский дом, были обновлены дорожки и восстановлены беседки.

За прошедшие годы многое было сделано для изучения творчества и жизни Репина, разобраны архивы и фотографии. Стала возможной и настоящая реставрация усадьбы. Когда в 1977 году проводились работы по благоустройству, были выявлены новые памятные уголки, прежде скрытые. Несмотря на это, реставрацию нельзя считать завершенной. Еще не все репинские беседки установлены, еще могут быть обнаружены какие-то реальные приметы прошлого репинской усадьбы.

Маленький репинский парк был когда-то личным владением, и его посещали немногие. Сейчас репинская усадьба стала местом паломничества. Поэтому следует особенно бережно и внимательно относиться ко всему, что растет на двух гектарах мемориального парка.

Репин много хлопотал о разрешении похоронить его не на кладбище, а в усадьбе. Разрешение было получено в 1927 году. Волю художника исполнили, и в 1930 году его похоронили в саду, на небольшом холме, в заранее указанном им месте, поставив деревянный православный крест.

В 1940 году на могиле Репина временно был поставлен гипсовый бюст. В 1946 году он был заменен бронзовым бюстом, исполненным в 1908 году Н. А. Андреевым. В 1994 году, когда отмечалось 150-летие со дня рождения этого необыкновенного художника и человека, его могиле вернули первоначальный вид.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)