Памятник в районном саду р. п. Тевриз
Трагедии в истории народов и государств становятся трагедиями личных судеб людей. И сейчас, когда у России не все так хорошо, очень важно представить себе образы людей минувшей эпохи, людей, которые волей судьбы или обстоятельств стали действующими лицами той российской трагедии, вершиной которой явилась гражданская война.
Одинаково жестоко и беспощадно «белые и красные» отстаивали свое понимание благо Родины, справедливости и доброты.
Историки, ученые определяют гражданскую войну «как организованную, вооруженную борьбу за власть между гражданами одного государства». Как сухо. Эти слова для нынешней молодежи ничего не значат, а если им рассказать, как брат шел с оружием на брата, отец на сына,, «красные», «белые», сколько жестокости. Это было и помнить об этом необходимо. Я думаю, что в памяти людей, трагические события гражданской войны не сотрутся. Еще раз убеждаешься: нужно помнить героику наших будней, воссоздавать историю по крупицам.
В центре нашего села, в сквере, стоит памятник тем, кто сложил свою голову в борьбе против колчаковцев никогда не зарастет тропа к этому месту. Скромный каменный обелиск из серого гранита, а на нем надпись: «Борцам за власть Советов», дата «1919год» и пять фамилий:
- Запольский Петр Абрамович
- Мосикеев Василий Васильевич
- Кошуков Петр Михайлович
- Бушин Трофим Сергеевич
- Шаньгин Михаил Устинович
И я хочу рассказать об этих людях, все, что удалось узнать об их жизни и смерти.
Советская власть в Тевризском районе была установлена с 1918 года, но не надолго, до создания Сибирского правительства Колчака (1919 год). Год для нашего края тяжелый и трагический. Известно, что колчаковцы были почти в каждой деревне, они несли с собой разорение, кровь и слезы. Именно в этот страшный год погибли за свое дело, которому они верили, наши земляки-тевризяне.
«Осень. Свежевыпавшая пороша белым покрывалом окутала землю. Полевые работы селян закончились. Настала санная пора. Мужики на парах, тройках, гусем запряженных лошадей направлялись за сеном. Трудовая жизнь таежного селения шла своим чередом. Именно в эту пору стали доходить сведения о продвижении колчаковцев к Тевризу. В селе создается «Красная партизанская дружина», чтобы дать отпор врагу». Вот что вспоминает сын Бушина – Михаил: «Партизанский отряд в Тевризе образовался в конце лета 1919 года. Мне сообщили об организации отряда из Малого Тевриза. Представитель ездил по району и агитировал сочувствующих советской власти вступить в красную дружину, чтобы охранять жителей Тевриза и окружающих деревень от мародерства». В этот отряд вошли местные жители.
Первой жертвой колчаковцев стал житель деревни Петелино, Михаил Шаньгин. Участник русско-японской войны, пленник в Порт-Артуре, возвратился домой с клеймом от японцев, которое было выжжено на его правой руке – «Русский военнопленный». Вернувшись из плена он стал активным участником борьбы за советскую власть в своей деревне. Здесь его и настигли колчаковцы. По поводу гибели Шаньгина есть две версии. Первая описана в газете «Правда севера» от 15 октября 1977 года, автор К. Кошуков. «Михаил Устинович шел по своим крестьянским делам. К нему подъехали верховые всадники в военной форме. Шаньгин был большим шутником и на вопрос, не видел ли он красных, ответил шуткой:
- Вот я видите какой красный. – У него были огненного цвета волосы.
Эта шутка ему стоила жизни. Раздался выстрел».
Вторая версия, которую рассказали жена и дочь, звучит так. «В деревне стояла мирная обстановка. Шаньгин ушел в поле за коровой. На подходе к мосту он заметил, что через мост переправляется вооруженный отряд. За мостом его и арестовали. Через неделю его отпустили и дали наряд на два дня в Тевриз копать окопы. По прибытию в Тевриз, его известили, что укрепление подготавливаться не будут, и он отправился обратно. Во время пребывания в Тевризе один из зажиточных крестьян, Быков, донес коменданту, что Шаньгин был связным у партизан. На полпути в родное село его арестовали. Связали руки и гнали, привязав к лошади, всячески издевались, до льнозавода. Измученного, изнемогающего от боли, с кровоточащими ранами ему сначала отрубили уши, потом руки, ноги, затем голову. После смерти Михаила колчаковцы не оставили в покое его семью. Родные украдкой похоронили его на поле напротив места, где сейчас находится заправочная станция».
Следующими были Запольский, Кошуков и Мосикеев.
«Весть о том, что в Тевризе организуется партизанский отряд, быстро облетела все дома. В отряд вступили выше названные. Части Красной армии находились в Усть-Ишиме. Белые выступали со Знаменки. Командир партизанского отряда принял решение: послать в разведку до Тайчей партизан Запольского, Мосикеева и Кошукова. Не обнаружив противника, они вернулись в Тевриз. Но здесь уже орудовал карательный отряд, прибывший по Иртышу на пароходе. Отряда Красной армии не было. Он отступил до Утьмы. Разведчики получили приказ остаться в Тевризе для связи с отрядом. Они условились встретиться рано утром, чтобы наметить план действий, и разошлись по домам. Но не знали, что уже преданы кулаками. В Тевризе начались расправы и бесчинства колчаковцев, которые искали список отряда, но список был уничтожен. Местный кулак Коваленко назвал многих членов отряда, начались аресты. На рассвете арестовали Запольского. В волости Петра долго пытали, пытаясь узнать куда ушел отряд партизан. Но Петр никого не выдал, избитого его бросили в кутузку.
Мосикеева тоже арестовали и бросили в кутузку к Запольскому». Интересна судьба этого человека. Сибиряк, умелый ремесленник, балагур и весельчак. Плотничал во многих местах края. Когда стали создавать партизанский отряд он первым записался в него.
За бывшим моряком Кошуковым был отправлен посыльный, но тот, предупрежденный Визгалевым, на вызов не явился. Еще раз посылают посыльного, он говорит, что уже собирается, а сам дворами и огородами уходит в лес. Но почему-то вернулся назад и добровольно сдался. Его бросили в кутузку. Все трое знали, что пощады им не ждать.
Из материалов газеты «Правда севера» от 15 октября 1977 года: «Утром им всем связали руки и под усиленным конвоем повезли в Тарскую тюрьму. Не доехав до моста через речку Рахтовку, колчаковцы повернули влево по дороге и, высадив арестованных у оврага, спустили под гору и изрубили их шашками. Захоронили тела убитых тут же, на косогоре оврага». Жители потом могилу огородили и поставили деревянный обелиск. Это был первый памятник павшим.
Еще об одном человеке я хотела бы рассказать. Это Бушин Т. С. Из документов статийного списка №45 за 1906 год: «Бушин Трофим Сергеевич родился в 1883 годуростом в два аршина два вершка. Телосложение - слабое, глаза – голубые, цвет и вид кожи лица – чистоматовое, уши – слегка оттопыренные, лоб с лица – средней вышины, волосы головы – русые, борода и усы – малые, челюсти – ровные». На основании материалов газеты «Правда севера» от 15 октября 1977 года по данным К. Кошукова известно, что «Бушин Трофим Сергеевич – уроженец деревни Малицы Курской губернии, состоял на военной службе. В 1906 году за вольнодумные мысли и суждения приговором Петербургского военно-окружного суда был приговорен к выселке на поселение по статьям 23-25 в Тевриз. Суда он приехал со своей женой Прасковьей Сергеевной. Бушин стал работать у купца и занимался подпольно работой среди крестьян Тевриза. Вскоре началось наступление Колчака и Бушин стал одним из активных участников борьбы за Советскую власть. За что и отдал свою жизнь. Вот как это произошло.
«Летом 1919 года из Усть-Ишима из штаба красных поступил приказ: соединиться тевризской дружине с войсками Красной армии. Но этого не произошло, дружина вынуждена была отступить и скрыться в лесах. Осенью, из-за холодов, дружинники вернулись домой, среди них был и Бушин. Не дойдя до дома, он был арестован. Его посадили в кутузку, где уже находились товарищи из отряда, более 30 человек. Колчаковцы под конвоем, состоявшем из местных жителей, этапируют пленных в Тарскую тюрьму. Они-то и рассказали о жестокой расправе с Бушиным. Перед деревней Плотниково (сегодня Знаменского района) один из охранников предложил Бушину сойти с саней, чтобы согреться. Тот подчинился. Внешне он был совершенно спокоен, шел молча. Вдруг раздался выстрел, из виска арестованного хлынула кровь и он медленно повалился на снег. Охранники бросили его. На другой день местные жители захоронили Бушина возле дороги».
Воина Сколько горя, несчастий и потерь она принесла на долю каждого. Те люди, которые пережили эти страшные события 1919 года вспоминали их с горечью в сердце и ужасом на лице. Не перечеркнешь, к сожалению, историю и, увы, не сотрешь из памяти все то, что пришлось пережить когда-то.
В 1957тгоду в марте месяце, районный комитет КПСС принял решение о вскрытии братской могилы у речки Рахтовка и перенесение останков партизан в общую братскую могилу в центр Тевриза, т. к. все родственники убитых написали об этом заявления.
27 октября 1957 года специально избранная комиссия произвела их перезахоронение. Останки Шаньгина и Бушина доставили из других мест, где они были захоронены.
На митинг по случаю перезахоронения и открытия памятника погибшим в гражданскую войну, собрались труженики Тевризского района. Горестные минуты молчания, слезы родных и близких, обнаженные головы, - все эти чувства переполняли людей, которые выражали свое уважение к погибшим. Затем к памятнику были возложены венки. Это был второй памятник. Сегодня памятник, находится в хорошем состоянии. Это третий по счету обелиск. Мемориал взят под охрану администрации р. п. Тевриз. К сожалению паспорт третьего памятника отсутствует, но моя работа еще не завершена. Предстоит еще большая работа по поиску документальных материалов по мемориалу в саду.
Комментарии