Жизнь детей в Сибирской крестьянской семье во второй половине XIX – начале ХХ вв.
Вопросы детства напрямую связаны с будущим нашего государства, ведь от того , в каких условиях растет ребёнок, насколько о нём заботится общество, зависит становление личности. В настоящее время приняты государственные программы, направленные на поддержку и защиту семьи, семейного воспитания, детей , оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем остро стоит проблема «брошенных детей», когда дома ребёнка, интернаты переполнены детьми, от которых отказались матери и близкие родственники относятся равно душно. Нередким стало явление, когда ребёнок предоставлен сам себе; родители решают материальные вопросы, а школа не всегда выступает в роли должного воспитателя. Обыденностью современной жизни стали алкоголизм, наркомания, токсикомания в среде подрастающего поколения. Таковы сегодняшние проблемы «страны детства».
Но всегда ли наша страна решала подобные проблемы? Как относились к детям-сиротам? Были ли проявления асоциального поведения нормой в жизни общества ? Эти вопросы заставили нас обратиться к данной теме.
Целью статьи является определение места и роли детей в сибирском обществе и семье.
Хронологические рамки статьи ограничены периодом второй половины ХIХ – начала ХХ вв. Рассматривается, главным образом, территория Енисейской губернии и Сибирский регион в целом, чтобы дать целостное видение этого исследования.
«ДЕТСКИЙ ВОПРОС» В ЖИЗНИ СИБИРСКОЙ ОБЩИНЫ
Проблемы формирования семейного уклада в XIX в. и статус «дитя» в крестьянской семье
В Сибири освоение сибирских земель неразрывно связано с процессом формирования семейного уклада. Русский человек (независимо от сословного положения) не мыслил себя вне семьи, в том числе , и сибиряк.
Установлено, что к середине XIX века сибирская крестьянская семья изменяется по своей структуре и увеличивается её количественный состав. Это зависело от роста благополучия экономической состоятельности. Исследовательница Миненко Н. А. отметила, что в Западной Сибири размер семьи действительно увеличивался за счет большего количества рождения детей. Но по сведениям Потанина Г. Н ,. семья середины XIX века отличалась от семьи предыдущего столетия стремлением к выходу из «большой» семьи: «. это стремление не высказывается, даже, может быть; не сознается, а выражается только бессознательным противодействием».
Анализируя результаты исследований историков на территории Западной Сибири и Енисейской губернии, мы сделали вывод, что в количественном отношении преобладала «большая» семья , и количество членов семьи повышалось за с чет рождаемости.
Для Енисейской губернии такие крестьянские семьи были типичны. «В Хлоптуново в 1839 г. у Архипа Ефимовича Замараева 49 лет и его жены, проживали с н ими 7 человек детей, жена старшего сына и шестеро их детей, жена второго сына и у них еще двое внучат - всего 19».
Имеются противоречивые данные о составе семьи, в целом по Сибири, историка Е. И. Соловьева. Он отмечал, что «господствующей формой семьи была малая, простая по составу семейная родственная общность (6,4 – 5,0 душ обоего пола). По численности русская крестьянская семья Сибири была близка крестьянской семье Европейской России (5,2 – 6,6 д уш обоего пола по отдельным губерниям)». В период бурного развития капитал и стических отношений сокращается количественный и изменяется структурно-поколенный состав семьи.
Основой благополучия крестьянского хозяйства издревле был совместный труд членов семьи, который был строго регламентирован. В с вязи с этим воспитание детей осуществлялось матерью, старшими дочерями, невестками, бабушками. Из сведений М. В. Красноженовой узнаем, что женщинам наряд у с выполнением основной работы по дому нужно было еще наравне с мужчина ми работать в поле в жаркую деревенскую страду , осуществлять уход, воспитывать детей. Надо отметить, как в Енисейской губернии, так и в Западной Сибири воспитание детей, главным образом, ложилось на «плечи» женщин. Огромная детская смертность в Рос сии у крестьянского сословия – показатель тяжелейших условий жизни, отсутствие элементарной медицинской помощи приводило к тому, что дети, рожденные в летние месяца, практически умирали.
Таким образом, мы делаем выводы о том , что процесс преобразования малой семьи в большую, а затем усложнение внутрисемейных отношений – есть историческая закономерность. Статус «дитя» в семье, в общине тесно связан с традициям и, обычаями той или иной ячейки общества.
Взаимоотношения родителей и детей в XIX веке
Воспитание нового поколения осознавалось крестьянами как одна из важнейших своих обязанностей. Невозможность передачи детям полноценного воспитания воспринимались, как трагедия. «Живём не жители, а умрём не родители», - говорили в подобных случаях.
Руководящая роль в воспитании принадлежала главе семьи. Авторитет отца обусловливался авторитетом умелого работника, заступником семьи перед сельским обществом. Во с питание в сельской семье осуществлялось под воздействием матери и отца. Они опирались на известную заповедь народной педагогики: «Где строгость, там и милость». Историк В. А. Зверев выделил роль родителей в воспитании на разных возрастных этапах жизни ребенка. В грудном и младшем детском возрасте и сыновей, и дочерей «досматривала» в основном мать, а приучение к хозяйственным работам в школьной и подростковой «поре» было дифференцировано: сын находился под влиянием отца, дочь – при матери.
На детей жаловались соседи, например, из-за того, что чей-то ребёнок залез в чужой огород. Причём сам хозяин огорода мог всыпать воришке крапивой и рассказать родителям о проделка х их ребёнка , н о мать могла его и не наказать, те м более , что он уже получил за этот проступок. «Взрослого сына отец мог избить за непослушание, например , за неповиновение в вопросах женитьбы. За это же могли наказать и дочь». Велика была роль родит е лей в браке. В случае , если сын не достигал брачного возраста (18 лет), то отец должен написать прошение церковным властям , и с их разрешения устанавливалась снижение брачной границы.
Исследовательница М. В. Красножёнова в своем исследовании отмечает , что имелись и недостатки при воспитании детей в крестьянских семьях центральной части Енисейской губернии , крестьяне занимались запугиванием своих маленьких детей , использовали физическое наказание, а в другие семьи отличались чрезмерной любовью к своим детям.
Важное значение при воспитании подрастающего поколения являлось формирование религиозно - нравственных основ. Крестьяне прививали значимость родительского благословения и родительского проклятья. «Сила родительской молитвы неотразима», «молитва родителей и со дна моря поднимет», - подчёркивает М. М. Громыко.
Дети имели право на наследство и подарки по договору дарения , но при этом , если дети плохо содержали в старости своих родителей, отец мог расторгнуть ранее подписанные документы. Это подтверждает исторический источник: «Прошение крестьянина Михаила Степанова Зырянова в Александровский волостной суд ( Красноярского у езда Енисейской губернии) , дер. Базаиха». В таком положении старики оставались из-за того, что происходит ослабление отцовской власти в конце XIX век а и поднимается авторитет молодых членов семьи.
Ранняя смерть одного из родителей тяжело отзывалась на положение детей , тогда решали всем миром кому доверить ребенка. Из воспоминаний сибирячки К. Е. Егоров ой : « У моего отца родители умерли рано и, по решению совета деревни отдали его на воспитание не родственникам (так как они были бедные и не могли дать достойного воспитания), а жителям этого села, так как они изъявили желание взять его на воспитание и были материально обеспечены. Он отдан был приемным родителям на том условии, чтобы к нему не относились, как батраку , а когда ему исполнилось 18 лет, ему были выделены домашний скот, земля, необходимый инвентарь для ведения собственного хозяйства».
Этот факт подтверждает, что действительно дети всегда имели право на материальную поддержку, со стороны родителей и защиту сельского «мир а ».
Перед родителями из поколения в поколение крестьянской семье главными вопросами в воспитании стояли - уважение к родителям, к дедами прадедам, покоить и кормить во время болезни и старости. Считалось, что сын или дочь не имеют права противоречить отцу, оставлять произвольно отчий дом. Взаимодействие разных поколений несло в себе традиции, опыт необходимый подрастающему поколению.
К концу рассматриваемого периода взаимоотношения родителей и детей приобретают двойственность. С одной стороны возросло количество конфликтов «отцов и детей», а с другой накопленный опыт, традиции. Под влиянием социально– экономических процессов, усиление тяги молодежи к самостоятельности, к поддержанию собственного авторитета, отношения между поколениями вступали на совершенно новый путь, что нам кажется закон о мерным.
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
Мальчик в доме - помощник отцу
Главной целью воспитания детей была подготовка их на основе накопленного предшествующими поколениями социально – исторического опыта к жизни, к труду. Крестьянских детей учили думать и поступать так, как думали и поступали их «предки».
«Детей в крестьянских семьях любили. «Ласкают своих детей: сахариночка моя, лоскуточек мой». Но родительская любовь не исключала раннего приобщения ребёнка к нелёгким обязанностям сельского труженика. Коротким оказывался в жизни ребёнка тот период, когда его не привлекали к хозяйственным работам. » – пишет Н. А. Миненко. Историк Андюсев Б. Е. отмечает: «все дети большой неразделенной семьи воспитывались вместе, старшие одновременно участвовали в воспитании младших. Прежде всего, детям в воспитании семье прививалась серьезность, чувство ответственности при выполнении сельскохозяйственных и «домашних » работ.
В Западной Сибири мальчики с 5-6 лет учились ездить верхом и гоняли скот на вод о пой. В 7-8 лет они уже участвовали в обработке пашни. С 9 лет на них ложились самые разнообразные заботы: гонять скот на водопой, дав ать ему сено возить навоз, боронить, участвовать в уборке хлебов, весной и летом снабжать необходимыми припасами старших мужчин – промысловиков, находившихся в лесу или на дальних речках и озерах. С 14 лет крестьянин владел косой, серпом молотилом, топором и принимался за соху. С 15 лет он уже становился правой рукой отца и заменял его « в отлучках и болезнях» Это подтверждают и воспоминания старожила- сибиряка Павла Ефимовича Тараканова, «В 10 лет я уже был пастухом, а в 13-14 лет на конях пахал землю». При анализе исторического мат е риала выявили, что имеются различия в вопросах воспитания между Западной Сибирью и Енисейской губернии: «В возрасте 6-7 лет мальчики и девочки воспитывались вместе, и не было различия в их занятиях и мелких поручениях».
Крестьянские дети выполняют различные домашние поручения взрослых , если весной ухаживают и кормят подрастающих цыплят и караулят их от хищников, в конце мая – начале июня дети собирают черемшу. По достижению 9 лет происходило жёсткое половое разделение. Так, с 9 лет мальчики стерегли лошадей, пригоняли с речки гусей, загоняли в о двор возвращавшийся с пастбища скот. Им поручались и более серьезные работы на подворье. Они начинали принимать деятельное участие в работах отца. Огромное значение в этом возрасте играло знакомство с лесом, тайгой: дети собирали ягоды, грибы, учились распознавать травы, ловить рыбу. А с 11 лет мальчик и умели ездить верхом на лошади, работали на бороньбе во время сева. «Свой бороноволок дороже чужого работника » – с гордостью говори ли родители о сыне, и ребенок чувствовал свою значимость для семьи. Мальчики перенимали плотничьи, сапожные, земледельческие навыки. По мнению Б. Е. Андюсева , с 17 лет юноша выполнял все виды сельских работ , наделялся земельным наделом и совместно с родственниками его разрабатывал , а с 18 – 19 лет юно ша значился полноценным работником в хозяйстве.
Трудовое воспитание мальчиков находилось на обязанности отца, старших братьев или других взрослых мужчин. Н. А. Миненко повествует, что в д. Ганихиной Тюменского округа, в которой Евдоким Ганихин в 1799 году сообщал в земский суд, что приёмыш Михаила Иевлива «по старанию его приучает к домоводству и хлебопашеству весьма порядочным о б разом». Наблюдатели единодушно подтверждают вывод об исключительной роли отца и в о обще старших в семье мужчин в воспитании сыновей. Однако, случалось, роль «воспитателя – мужчины» доставалась женщине, и она успешно справлялась с перенятой на себя задачей.
Рождение сына радовало крестьянскую семью, так как счита лось: «Отца кормить – долг платить, сына кормить – в долг давать, а дочь кормить – на ветер пустить».
Девочка в доме - помощница матери
Наиболее отчётливо у русских крестьян Сибири, наряду с уважением к родителям и старшим, формулировалось трудолюбие. В сознание девочки «сызмалетства» внедрялось представление, что назначение женщины быть послушной работницей сначала в хозяйстве родителей, затем в семье мужа.
Трудовое воспитание девочки отличалось от воспитания мальчиков с 6 – 7 лет. В интервале от 5 до 7 лет старались приучить к веретену; вначале доверяли только «сучить». Девочки внушали, что рубаха на ней соткана из пряжи её выработки. «Первые, маленькие прялочки дочерям делали отцы или деды».
Трудовая деятельность девочек отличалась от мальчиковой своей направленностью. Труд девочки заключался в оказании трудовой помощи матери по дому и нос ил характер сезонности. М. В. Красноженова так описывает трудовую деятельность девочек в течение г о да: «Летом девочки много работают, у них много работы и заботы: первым делом, когда встают – идут давать курам, гусям и индюшкам, уткам корму. Когда родители поедят, девочки убирают со стола, принесут с речки воды, моют в избах, поливают в огородах, ставят самовар. Осенью девочки заняты уборкой хлеба, коп кой картофеля , убирают урожай в огородах : снимают капусту, морковь, свеклу, брюкву и другие овощи и кроме этого носят воду для дома и на пойло скоту, делают все домашние работы. Зимой девочки некоторые посещали школу, после школы выполняли все работы по дому : « Придут домой, поедят, уберут состола, начинают учить заданные уроки. Когда начинает наступать вечер, девочки идут таскать дрова. Маленькие девочки подтопляют печь (железную), метут избу, ставят самовар, щипают лучину и т. п. ».
Период с 10 до 14 – 15 лет был временем игр, но хозяйственные работы были приоритетны. В 12– 13 лет приучали девочек к работе со льном, под приглядом матери или других родственниц.
Особенно коротка пора беззаботно го детства была у крестьянских девочек бедняков, где в силу нужды рано приходится возлагать на них целый ряд обязанностей и работ. Этим девочки с 5 – 6 лет уже «няньки», они должны заботиться о маленьких братьях и сёстрах, забавлять их, кормить и охранять от разных опасностей. Но были случаи в Сибири, когда девочек 7 – 8 летних отдавали в няньки в чужие семьи, чтобы зарабатывали «на себя».
М. В. Красноженова замечает, что девочка с 12 – 13 лет считается полной хозяйкой, знает в сё хозяйство и летом самостоятельно выполняет все работы. В 14 лет крестьянка умела вышивать, вымачивать холсты, шить рубахи. Они уже доили коров, ухаживали за скотом. Участвовали с матерью и старшими сёстрами в прополке, учились жать серпом и вязать снопы. В Енисейской губернии девушки участвовала во всех работах на покосе, на жнитве, полностью обрабатывали лен, коноплю с 16 лет: «Я зашла в комнату и была поражена, увидев девушку ле т 18, которая сидела за занавескою и пряла». В самом деле, к 17-18 годам девушка становилась полноправно й работницей в доме. Она выполняла все работы на поле, знала все сорта холста, шитье одежды. Но примечательно, что варить и печь в своем доме девушек старались не учить: она должна не нести традиции своего дома в дом мужа, а постигать их от будущей свекрови.
Противоречивы сведения у историков В. А. Зверева, Н. А. Миненко по вопросу верхней границы окончания трудового воспитания. В. А Зверев считает, что трудовой возраст социализации завершается со вступлением в брак. Н. А. Миненко же сообщает: «Процесс трудового обучения детей в крестьянских семьях к 14 – 15 годам завершался. Семья и община получали нового квалифицированного работника».
Раннее приучение к труду было связанно не только с потребностью крестьянских хозяйств в дополнительных рабочих руках, но и с соображениями чисто воспитательного порядка.
Трудовое воспитание детей у крестьян не ограничивалось только обучением их тем или иным хозяйственным занятиям. Оно включало и привитие определенных моральных качеств : любви к труду, уважение к трудящимся людям, высокого представления о мес те земледельца в обществе и государстве.
Таким образом, мы делаем вывод о том, что существенные черты трудового воспитания детей, наличие у них прав и обязанностей, особенности детского труда складываются в семье. Статус «дитя» в семье тесно связан с традициями, обычаями той или иной ячейки общества. Больше значение имеет география, климат.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ МИР СИБИРСКИХ ДЕТЕЙ
Нравственное воспитание детей
Нравственные ценности – величайшее достояние каждого народа. Крестьяне не писали специальных трактатов о воспитании нравственности, поэтому судить об этом однозначно нельзя. Воспитание сибиряков шл о под воздействием христианской церкви, хотя и старожильческая Сибирь была значительно менее религиозна.
Важнейшим звеном семейно – бытового обрядного цикла у крестьян Сибири был родильно – крестильный ритуал. Миненко Н. А. пишет, «появление сына или дочери было радостным событием для земледельцев». Исследовательница Красножёнова М. В. повествует нам: «Наиболее желанными в крестьянстве являются мальчики, как будущие работники для семьи, замена отца в стар ости. На дочерей смотрят, как на временного члена семьи: Что девка, сколько ни пои, ни корми, а из семьи уйдёт – одно слово, отрезанный ломоть». Конечно, сама мать ничего не имела против рождения дочери, так как она была ей помощница по дому.
В первый год жизни ребенка не маловажную роль отводили воспитанию и сохранению здоровья. Старожилы Сибири при выборе имени ребенку старались давать имена своих «предков», чтобы о них помнили и не забывали их потомки.
С первых минут жизни обязательным было дать нравственно е напутствие. На формирование молодого поколения, - по мнению историка Зверева В. А. , влияние оказывали четыре Божьих заповеди: «1. Не пей. 2. Не кури. 3. Не играй в карты. 4. Не бери в руки охотничьего ружья».
Самый ранний этап воспитания детей (до 2-3 лет) крестьяне обозначали терминами «пестование», «водня». В э тот период времени, из поколения в поколение, использовали поэзию пестования (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки и докучные сказки) – эффективное средство первоначального умственного, эстетико-эмоционального и волевого развития ребёнка. Современники отмечают, что воспитание детей шло под воздействием устного народного творчества, так как оно формировало представления об окружающей среде.
В процессе и гр ы у ребенка формировались такие качества характера как трудолюбие, честность, справедливость, взаимовыручка. В своих играх дети имитировали деревенскую жизнь. Вроде бы забавляясь, дети многократно «примеривали» на себя, «разыгрывали» свои будущие семейные и общественные роли. Это помогало им приобретать навыки общения и глубже вникать в особенности обрядов.
Родители прекрасно понимали, что нравственные качества – это основа сибирского труженика , так , анализируя взятые интервью у старожилов -сибиряков: В. Е. Кудпиной, Ф. Г. Латушкиной, К. Е. Егоровой, Т. П. Эвергетов ой, П. Е. Тараканова, их родители занимались нравственным воспитанием, наставляли их жизни, независимо от того, сколько в семье было детей. Детям постоянно внушали: «Не вздумай вино пить и табачище курить, гульба да игра не ведут до добра».
К народной культуре причастны были все крестьяне, в том числе и дети. Нельзя было не знать песни и фигуры, причитания, коляд ки. Фольклор, музыка входили в будни каждой семьи, общины. Основными формами проведения являлись «Посиделки», «Вечерки» и «Праздники». Э то подтверждают сами участницы старожилы-сибирячки. По воспоминаниям Е. П. Пиньчук , « собирались с девушками на вечерках, танцевали польку под гармошку. День отработаешь – вечером танцы и все радовались», а сибирячка К. Е. Егорова нам поведала, что « молодежь снимала квартиру, сами готовили и ставили спектакли, танцевали, пели песни частушки».
Разумеется, наиболее почитаемыми праздниками являлись Рождество, Пасха, масленица. На кресть янских детей в силу их особой роли в жизни деревни выпала роль хранителе й сибирских традиций. Дети отличались религиозностью в границах народного христианства, включавшего и элементы древнего «магического» сознания. Большое значение в их жизни играли фольклор, музыка, праздничная обрядовость. Во время праздников и веселий практически все дети были исполнителями, не были пассивными потребителями культуры. Сибирские дети внесли достойный вклад в развитие культуры.
Образование в жизни крестьянских ребят
Вне сомнения, важной стороной человеческого бытия является культура, образование. Первоначально крестьяне в начале XIX века насторожено относились к обучению своих детей, пишет В. А. Зверев, так как отрицательно влияла в деревне традиция, существовали поверья: «Наши отцы неучёны были – лучше нас жили».
К концу XIX века изменяется подход крестьянина к образованию своих детей. Они стремились обучать детей, понимая, что результат обучения зависит от квалификации учителя. Зажиточные крестьянские семьи чаще привлекали «грамотеев» из ссыльных, сильно ну ж дающихся в заработке и соглашавшихся на небольшую плату: польские повстанцы, каракозовцы, народовольцы, а в последствии марксисты (они выступали в роли домашних учителей). Крестьяне свое предпочтение отдавали «домашним » учителям, так как считали, что «сельские школы устроены крайне плохо, учителями в них были выгнанные из службы почтальоны и писаря, или другие доморощенные немудрые педагоги».
Хотя власти Енисейской губернии, согласно указам 1839 и 1884 гг. , отдавали в сельской местности приоритет работе церковно-приходским школам, широкого распространения они в середине XIX века не получили.
Официальные школы были открыты лишь во второй половине XIX века в округах: Канском, Красноярском, Ачинском. В Енисейской губернии в 1883 году на одну школу приходилось 9645 душ и 1 учащийся на 365 человек жителей, а в Иркутской , Томской, Тобольской – 1 ученик на 250 душ населения. У сибиряков происходит переориентация с домашней школы на официальную в начале ХХ века. Теперь они видят государственную школу, как источник более высокого уровня образования. Примером этого служит приговор №24 сельского схода Зимниковского общества Канского уезда Абанской волости, что крестьяне- переселенцы ходатайствовали об открытии училища для обучения и воспитания св о их детей и об оплате жалованья учителю из средств государственной казны, а «остальные расходы и заботы принимаем на себя».
Крестьянская среда сурово подходил а к обучению девочек, чем к мальчикам. Девочки чаще оставались вообще без обучения грамоте. Это факт подтверждают старожил - сибирячка В. Е. Кудпина: «Особо мои родители не стремились давать мне и моим сестрам образование , большое внимание уделяли на грамотность сыновей». Нужно заметить , что у всех респондентов их матери были безграмотными и их родители не стремились дать дочерям образование. Сильно по - прежнему остается в начале XX века традиционное сознание крестьян «Прижмись к прялке и сиди, прясть можно и неграмотной».
Занятия ручным трудом не были обязательными, но трудовое воспитание у крестьянских детей является ведущим: « Каждой школе иметь при себе сад и огород, где учитель мог обучать детей , как садить деревья ».
Рубеж XIX начала ХХ вв. имел прогрессивное значение для детей крестьян. Знания, формируют личность человека, несут в себе основы нравственных ценностей Позитивное отношение к обучению детей, его экономическое и социальное значение послужило важнейшим условием дальнейшей стимуляции образования в Енисейской губернии, а затем и в Красноярском крае. Следует заметить, что образовательные процессы, происходящие в деревне, несли в себе изменения в менталитете крестьянина, в образе крестьянской жизни.
Нельзя изучать историю заселения и освоения Сибири в отрыве от общерусских корней. Для русских сибиряков в ХIХ веке характерно сохранение общенародных традиций в материальной и духовной куль туре, которая видоизменялась под воздействием переселенческой политики государства и приобретала своё сибирское своеобразие.
Во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. в сибирской деревне господствовал традиционный тип образа жизни людей; большое количество населения жило в селе, семьи крестьянские были многолюдными , а становление подрастающего поколения определялось границ а ми семья – община. Большинство детей не обучались в школе, поэтому влияние школьного воспитания было незначительным.
Дети являлись не просто «рабочей силой», а, прежде всего , полноправными членами семьи. Как и взрослый чело век, они имел и права и обязанности, относились к ним с люб о вью, уважением, почтением. Помере взросления ребёнка, важно было привить детям нравственные и трудовые качества. Роль в воспитании отца, матери, их родственников, а также общины, велика. Их знания помогали молодым людям при вступлении в самостоятельную жизнь.
Во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. в крестьянской семье изменяются подходы к воспитанию своих детей. Теперь они уже не только ориентируются на опыт предков, но и стремятся воспитать своих детей с учётом требований капитализма. В сельской местности для детей крестьян открывались начальные общеобразовательные школы, увеличивалось количество школ всех ведомств. Изменился и статус детей в семье, который на рубеже веков приобретает общественный характер. Приведённый материал разнообразных источников доказывает, что сибирские дети оказывали существенное влияние на ведение домашнего хозяйства, поддержание стабильности, чистоты и порядка в доме. Сибирские девочки отличались аккуратностью, мастерством, трудолюбием. Крестьянским детям выпала роль хранит е лей традиций. Воспитание молодого поколения отличалось религиозностью в границах н а родного христианства, включавшего и элементы древнего «магического» сознания. Большое значение в их жизни на формирование духовного мира оказывал фольклор , музыка, праздничная обрядность. Во время проведения праздников практически все дети являются не только потребителями культуры, но и её исполнителями. Сибирские дети внесли достойный вклад в развитие культуры!
«Сегодняшний день не без завтрашнего» , мудро говорили сибирские крестьяне. Крестьяне видели в детях будущее общества, а потому передавали бесценный жизненный опыт, сохраняемый из поколения в поколение.
Воспоминания старожилов-сибиряков о воспитании детей
Интервью со старожилом-сибирячкой Верой Ефимовной Кудпиной, 04. 04. 1912 года рождения, проживающей в Центральном районе, район «Слобода Весны»
- Вера Ефимовна, где вы родились?
Родилась в селе Устюг, Емельяновкой волости, Енисейской губернии в многодетной семье ( 6 детей).
- Как звали ваших родителей?
- Мама – Попова Ефимья Григорьевна , 1870 г ода рождения; папа – Попов Ефим Платонович , 1868 года рождения.
- Могли бы вы рассказать нам, о своём детстве , как вас воспитывали?
- Детство было очень трудное, тяжёлое, даже не хочется вспоминать. Трудились с раннего детства, детства-то и не видели, детские г ода проходили в работе. Полола грядки с 6-ти лет, с 7-ми лет нас заставляли боронить, с 8-ми лет учили прясть. В основном нашим воспитанием занималась мама, она нас никогда не наказывала, только ругала за непослушание, а моих братьев воспитывали отец и дед. Мальчиков с 7-ми лет учили боронить засеянное поле. У нас в семье родители обращали большее внимание на грамотность сыновей. Они должны были уметь считать, писать и читать, а нам, девочкам говорили: «Что вас учить? Все равно замуж выйдите, свекровь научит». Важным моментом в воспитании являлось духовное развитие человека. Д ля моих родит е лей было очень важно, чтобы ребенок вырос хорошим человеком, не пил, не курил, не обманывал, не воровал. Я часто слышала от своих родителей «не твоё — не трогай». Всех детей крестили у нас в деревне, в своей церкви.
- A в деревне были брошенные, не кому не нужные дети? Ваши родители рассказывали об этом?
Таких детей не было, если ребенок оставался сиротой, его воспитывали всей деревней , помогали, чем могли.
- В селе были ли случаи, когда дети употребляли алкогольные напитки, курили, принимали наркотики? Родители вам об этом рассказывали?
– В нашем селе я не припоминаю, чтобы дети употреблял и самогон или бражку, и не видели никогда наркотиков. Родители об этом не говорили.
- Были ли в вашей семье сибирские традиции, которые пере давались из поколения в поколение?
- Да, передавались, у нас есть собственные семейные традиции моих родителей, которые мы передаем из поколения в поколение.
- Как вы проводили свободное время по вечерам? А ваши родители в молодые годы проводили так же , как вы?
- Принимали участие в вечёрках (пели песни, танцевали с юношами), а бывало, и собирались только девушки и пряли. Мама тоже рассказывала нам, что у них были посиделки и вечёрки.
- Стремились ли ваши родители дать образование лично вам и вашим сестрам?
- Особо не стремились девочкам давать образование, а братья посещали школу. Родители не ругались, что мы не посещали школу. Отец читать умел, а мать нет. Я с а м а научилась читать и писать , только в двадцать лет.
Записала Шевчук Катя, 12. 01. 2009
Интервью со старожилом-сибирячкой Федорой Григорьевной Латушкиной, 08. 04. 19 12 года рождения, проживающей в Красноярском крае, в Нижне ингашском районе, д. Зубенкино
- Федора Григорьевна, где вы родились?
- Родилась в деревне Зубенкино, Кучеровской волости, Енисейской губернии. В многодетной семье (8 детей).
- Как звали ваших родителей?
- Маму — Лопатина Ефимья Григорьевна , 1882 г ода рождения; папу — Лопатин Иван Петрович , 1878 года рождения.
- Могли бы вы рассказать нам, о своём детстве и как в ас воспитывали?
- Детство было очень трудное. С ранних лет дети в се ле трудились. Полола грядки с 6 - тилет, с 7-ми лет нас заставляли боронить, с 8-ми лет учили прясть. В 13 лет учил и косить, с 8 лет гребли сено. Воспитанием дочерей занималась мама. Она нас учила вышивать, стряпать, вязать. В школу нас не стремились отдавать, потому что на первом месте была работа по хозяйству. Для моих родителей было очень важно, чтобы ребенок вы рос хорошим человеком, не пил, не курил, не обманывал, не воровал и умел трудиться. Часто лазили в огород, не потому что дома не было огурцов, а просто из-за любопытства. Когда мать узнавала об этом, она нас ругала. Летом мы собирали ягоды и грибы. Мама учила их солить. Принимали участие в воспитании также бабушки и дедушки.
- В деревне были брошенные, не кому не нужные дети? Ваши родители рассказывали вам о таких случаях?
- В деревне брошенных детей не было. Детских домов тоже не было. От детей отказываться – большой грех перед Богом.
- В селе были ли случаи, когда дети употребляли алкогольные напитки, курил и, принимали наркотики? Родители вам об этом рассказывали?
- Интересовались некоторые дети , но родители строго наказывали их за это. Мне об этом рассказы вали родители.
- Были ли в вашей семье сибирские традиции, которые передавались из поколения в поколение?
- Да, соблюдали все религиозные праздники (Пасха, Троица, Рождество, Масленица) Меня родители учили колядовать перед Рождеством. Мы ходили в каждый дом ранним утром зерном в кармане и со словами «Сею, сею, посеваю, и добра я вам желаю. » За это давали нам конфеты или все, что было вкусным. Нас пускали в каждый дом, потому что существовало поверье , что если не пустишь калядовальщиков, то будут весь год преследовать одни неудачи. Соблюдались сибирские традиции и в пище , а именно при лепке пельменей.
- Как вы проводили свободное время по вечерам? Ваши родители в молодые годы проводи ли так же , как вы?
- Ходили на вечёрки. Там пели и танцевали, частушки исполняли под гармонь. Любили танцевать польку вместе с парнями. Парни уважительно относились к девушкам. Наши родители отдыхали точно также , они нам рассказывали. Поздно приходить домой не разрешали, нужно было вернуться в указанное время.
- Стремились ли ваши родители дать образование лично вам и вашим сестрам?
- Нет, как было сказано выше, главным было приучить ребёнка трудиться. Школ рядом не было, а за 12 км не находишься. Средств у родителей нанять учителей не было. Некоторые всё-таки нанимали учителей из числа ссыльных жителей.
01. 03. 2009
Интервью со старожилом-сибиряком Павлом Ефимовичем Таракановым, 21. 05. 1919 года рождения, проживающего в Центральном районе, район « Слобода Весны».
- Павел Ефимович, где вы родились?
- Родился в Томской губернии, Мурманской волости, деревня Ключевая.
- Как звали ваших родителей?
- Мама - Тараканова Матрёна Григорьевна , 1897 года рождения; папа - Тараканов Ефим Фёдорович , 1895 года рождения.
- Могли бы вы рассказать нам, о своём детстве и как вас воспитывали? Ваши родители начинали работать с такого же возраста , как вы?
- Вырос в многодетной семье (8 детей, из них 4 брата, 4 сестры). Воспитывали на взаимопонимании, если мать говорит сделать, то нужно это выполнить. Отличительные черты в воспитании мальчиков и девочек начиналось с 10-ти лет. В 10 лет я уже был пастухом, а в 13-14 на конях пахал землю. Мои родители точно так же работали с раннего возраста, как и я.
- В деревне были брошенные, дети? Ваши родители рассказывали об этом? Были ли случаи направления детей в детские дома?
- Нет, не было. Родители рассказывали, что детей никогда не отправляли в детские дом а, никогда не отказывались. Детей любили.
- В селе были ли случаи, когда дети употребляли алкогольные напитки, курили, принимали наркотики? Родители вам об этом рассказывали?
- Да, родители говорили, что употреблять алкогольные напитки и курить вредно. А про наркотики ничего не слышали. Но когда я был молод, в юности, украдкой от родителей на вечёрках мы с парнями баловались» курением и немного употребляли алкоголя для веселья.
- А ваши родители обращали на это внимание?
- Да, они очень строго относились к этому и всегда говорили: «Мы этого не делаем и нашим сыновьям не разрешим», и я вынужден был бросить и прислушаться к словам отца.
- Как вы проводили свободное время по вечерам? А ваши родители в молодые годы проводили так же , как вы?
- Играли в лапту, чехарду, собирались на вечёрки. Мы игр али, а девушки в основном пряли. В 13-14 лет мы делали из бересты петушков и подкидывали их на лад о ни, а потом ловили.
- Стремились ли ваши родители дать образование лично вам и вашим сестрам и братьям?
- В семье только я один был грамотным, ни отец, ни мать не умели читать и писать. Учился я уже в школе при советской власти.
- Были ли в вашей семье сибирские традиции, которые пере давались из поколения в поколение?
- Да, конечно. Например, когда стол накрыт, никто раньше отца не сядет. Все праздники Пасху, Масленицу, Рождество, праздник Ивана Купалы отмечал сам лично вместе с родителями.
22. 02. 2009
Интервью со старожилом-сибирячкой Еленой Петровной Пиньчук, 15. 10. 1921 года рождения, проживающей в Центральном районе, район «Слобода Весны»
- Елена Петровна, где вы родились?
- Родилась в Ермаковском районе , Енисейской губернии.
- Как звали ваших родителей?
- Мама - Козлов а Прасковья Алексеевна ; 1905 года рождения; папа - Уланецкий Фёдор Петрович , 1900 года рождения.
- Могли бы вы рассказать нам, о своём детстве и как вас воспитывали? Ваши родители начинали работ ать с такого же возраста , как вы?
- Нищета, голод. Детство было трудное. В нашей семье было 12 детей, все умерли. Остались двое, я и брат. Воспитывали нас в строгости, курить не разрешали. Алкогольные напитки тоже нельзя было употреблять. Основным было трудовое воспитание. Не будешь делать, накажут. С детства приучались трудиться, пасти гусей, собирали, ягоды, грибы и помогали по дому. Приёмная мать занималась моим воспитанием. Родители воспитывали нас точно так же, как их воспитывали.
- В деревне были брошенные, дети? Ваши родители рассказывали об этом? Были ли случаи направления детей в детские дома?
- Нет, не было.
- В селе были ли случаи, когда дети употребляли алкогольные напи т ки, кури ли , прин и мали наркотики? Как относи лись к этому ваши родители? Родители вам об этом расска зыв а ли?
- Алкогольные напитки не употребляли, а о наркотиках , мы и подавно не слыш а ли. Родители очень строго относились к этому и в сегда говорили: «Мы этого не делаем и нашим сыновьям не разрешим».
- Как вы проводили свободное время по вечерам? В аши родители в молодые годы пр о водили так же , как вы?
- Собирались с девушками на вечёрки. Танцевали польку под гармошку , день о т работаешь – вечером танцы и все радо вались этому. Вышивали и ткали в свободное время от работы.
- Стремились ли ваши родители дать образование лично вам и вашим сестрам и брат ь ям?
- Да, я ходила в школу. М оя мама была неграмотной, а отец умел читать и писать.
- Были ли в вашей семье сибирские традиции, которые пере давались из поколения в поколение?
- Праздновали Масленку, Троицу, Пасху. К этим праздник ам пекли пироги. Тётка научила вязать кружева.
15. 12. 2008.
Интервью со сторожилом-сибирячкой Клав дией Евгеньевной Егоровой, 08. 12. 1915 года рождения, проживающей в Центральном районе, район «слобода Весны»
- Клавдия Евген ьевна, где вы родились?
-В Енисейской губернии, Идринской волости, в деревне Зезезино.
-Как звали ваших род ителей?
Мама - Ведрова Анна Даниловна , 1891 года рождения ; п ап а – Пекулёв Евгений Ант о нович , 1885 года рождения.
-Могли бы вы рассказ ать нам, о своём детстве и как вас воспитывали?
-Детство очень т рудное. Воспитывали в строгости. В основном нашим воспитанием з а нималась мама, она нас никогда не н аказывала, только ругала за непослушание, а моих братьев воспитывали оте ц и дед. С раннег о детства учили тр удиться: мы па сли гусей, телят. Я ухаживала за цветами, мыла полы, а стала постарше, ставила сдобное тесто, блины пекла, пироги для всей семьи. Моей обязанностью было убрать и помыть посуду после трапезы. За стол всегда первым садился отец, потом мы. Питались строго по р е жиму.
- В деревне были брошенные, не кому не нужные дети? Ваши родит ели рассказывали вам об этом?
-Рассказывали. От детей никогда не отказывались, детей много было. В каждой семье 5-6 человек, и были семьи, в которых было детей еще больше. Мой отец говорил, что в его се мье было 5т детей. Родители умерли рано и, по решению совета деревни, отдал и его на воспитание не родственникам ( так они были бедные и не могли дать достойного воспитания), а жи телям этого села, так они изъявили желание взять его на воспитание и были материально обеспечены. Он был отдан приемным родителям на том условии, чтобы к нему не относились, как к батраку. А когда ему исполнилось 18 лет , ему были выделены домашний скот, земл я, необходимый инвентарь для ведения собственного хозяйства.
- В селе были случаи, употребление алкогольных напитков дет ьми? Родители вам об этом рассказывали?
-Некоторые баловались. Но если увидят взрослые, то пос тавят в известность родит е ле й. Если родителей не слушались, то могли не послушника всенародно выпоро ть, п о этому молодежь хулиганить побаивала сь
-Были ли в вашей семье сибирские традиции, которые передава лись из поколения в покол е ни е ?
-Да, у нас семейные традиции имеются, которые мы до сих пор нашей семьей соблюд а ем. Н апример, православные праздники ( Масленица, Пасха, Петров день, Троица и др. )
Петров день- это день гуляния. Съезжались из разных деревень и общались. В Масл е ницу мы запрягали лошад ей и катались по деревне до вечера, пока взрослых не было дома. А на следующий день катались взрослые на лошадях. Масленицу привязывали к саням и п о всей деревне возили. В прощеное воскресенье все друг у друга просили пр о щение. Я и мои родители соблю дали всегда пост. Сама принимала участие в рождественских праздниках, ранним утром ходила по деревни в каждый дом со словами:
«Сею, сею посеваю,
С новым годом поздравляю,
Со скотом, животом,
С малой деточкой, малолеточкой»
- Как вы проводили свободное время по вечерам? В аши родители в молодые годы проводили так же , как вы?
- Принимала участие в вечёрках. Снимали квартиру, сами готовили и ставили спектакли. Та нцевали, пели песни и частушки, всем было весело. Иногда вышивали кружева, полотенца.
- Стремились ли ваши родители дать образование лично вам и вашим сестрам и братьям?
- Мама была безграмотной, а отец умел читать и писать. О тец стремился дать о б разова ние моим братьям, а нам, девчонкам говорили, что это не нужно. Главным для н ас было работать за прялкой, а потом садиться за уроки. Книг дома не было, т олько один молитвенник.
- Что подействовало на ваш взгляд, отрицательным образом, на воспитание д етей нач а ла ХХ века?
- Революция 1917 года, были утеряны традиции и опыт в восп итании детей.
03. 03. 2009
Интервью со старожилом-сибирячкой Эвергетовой Тамар ой Петровной, 02. 09. 1919 г ода рождения, проживающей в Советском районе, район Зелёной Рощи
- Тамара Петровна, где вы родились?
- В Енисейской губернии, в Краснотуранском районе, де р евня Белы к.
- Как звали ваших родителей?
- Мам а – Иван ова Вера Ивановна, 1897 года рождения ; п ап а – Эвергетов Пётр Афанасиевич, 1895 года рождения.
- Могли бы вы рассказать нам, о своё м детст ве и как вас воспитывали?
- Ну, что рассказать? Воспитывали в строгости. Хотя, как говорится «Где стр о гость, та м и милость», меня никогда не били. А вот мальчишек мама могла, и то, если уж сильно провинились. Нас в семье было 5 детей. И у каждого были свои обязанн ости. Приучали к труду с ранних лет , с пяти лет мы уже делал и, всё что могли.
- В деревне были брошен ные, не кому не нужные дети? Ваши родители рассказывали об этом?
- Нет, вы что! Таких детей не было.
- В селе были ли случаи, когда дети употребляли алкогольные напитки, курил и, прин и мали наркотики? Родители вам об этом рассказывали?
- Может быть, кто-то и баловался. Но в нашей семье никто не курил, это уже позже пришло. А что такое наркотики, мы и не знали вовсе.
- Были ли в вашей семье сибирские традиции, которые передавались из покол ения в поколение?
- Не помню, если честно, потому что война , вскоре началась. Нам было не до праздников и не до традиций. Думали, как выжить.
- Как вы проводили свободное время по вечерам? А ваши родители в молодые го ды проводили так же , как вы?
- У нас в деревне был клуб. Собирались пo вечерам , танцева ли, пели частушки , в общем, делали в сё, чтобы душой о тдохнуть.
- Стремились ли ваши родители дать образование лично вам , вашим сестрам и брат ь ям?
- Да, стремились, потому что мои родители были грамотн ые люди, по тем меркам. Мать окончила 4 класса и всю жизнь работала бухгалт ером или там, где требовался ум. Я тоже закончила в деревне 4 класса, а потом уехала в Краснотуранск и обучалась в 10-летн ей школ е.
- Что подействовало , на ваш взгляд, отрица тельным образом, на воспитание детей в н а чал е XX века?
- Конечно, изменилось! У нас раньше из разв лечений только радио было, и мы часто чит али книги. В библиотеку даже очереди были, а сейчас? Родители стали невнимательно относиться к своим детям.
16. 03. 2009.
Комментарии