Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Тропа памяти

Уйду в себя, где мыслей море,

Их надо будет разобрать,

И новый храм в себе построить,

Иначе незачем шагать.

М. Глаз

XXI век – время бурного информационного потока, бума инноваций и бесконечной спешки куда-то. Но куда и зачем? Стоит ли сегодня терять время, чтобы остановиться и обернуться назад. Обернуться, чтобы передохнуть или для того, чтобы понять? А может быть для того, чтобы не потерять ту нить «Ариадны», которая поможет найти истину жизни, через родовые связи и корни истории.

Живя в российской глубинке, и являясь сельскими жителями, находясь рядом с удивительным миром природы, понимаешь великую силу своей малой Родины и значимости семьи.

Мне 15 лет, это возраст юношеского максимализма, на многие вещи я смотрю как и мои сверстники, с кажущимся равнодушием, но стоит нас заинтересовать, увлечь чем-то и сразу мир вокруг нас становиться многозвучным, многообразным и удивительно таинственным и интересным.

Вот и эта работа для меня открытие себя, семьи, истории. В течение нескольких лет, на Троицу, всей семьей (и стар, и мал) мы выезжаем в красивое местечко под названием «Соловьёвка». Ну как тут останешься равнодушным: Соловьёвы в Соловьёвке. Почему люди разного возраста, разных фамилий собираются в этот день без всяких приглашений в этом местечке? Что это, желание встретиться и пообщаться или же зов души и сердца? И ещё много-много разных вопросов раздалось в моей душе.

Мой учитель истории – Ломакина Наталья Сергеевна с таким интересом отнеслась к моему рассказу о празднике в Соловьёвке, что предложила мне провести маленькое расследование: в чем выражается связь Соловьёвых с Соловьёвкой. Честно, не сразу я прониклась проблемой, но чем больше я находила ответов на свои вопросы, тем больше их становилось. У меня рос интерес и желание понять, кто я, кто мои предки, какие они, какое место Соловьёвка занимает в их судьбе?

Как-то работая в районном архиве по специальному заданию к уроку истории, я наткнулась в документе на следующий факт: «С 1893-1917гг. на богача Соловьёва, который имел здесь не только много пахотной земли, но и сад, мельницу, работали татары, русские, башкиры». Эта запись навела меня на мысль, что может быть хутор Соловьёвка – это наша родовая земля. Вот тогда я уже поняла, что моя исследовательская работа началась, да и Наталья Сергеевна продолжала меня спрашивать, что нового в поиске. Потихоньку и всю мою семью учитель включила в поиск.

Свою работу назвала «Тропою памяти». Так как архивные данные очень скудны, то я обратилась к старожилам – жителям Соловьёвки:

Соловьёву Александру Васильевичу,

Соловьёвой Вере Петровне,

Соловьёвой Анне Петровне.

Их воспоминания дали мне возможность собрать интереснейший материал о хуторе с красивейшим названием - Соловьёвка.

Фотоматериал прошлого небогат, но все последние встречи соловьёвцев мы с папой старались зафиксировать на фотографиях и видеопленке.

Теперь при изучении страниц истории России, я стараюсь преломить их через историю образования, развития и забвения Соловьёвки.

Изучив карту современного Новосергиевского района, я узнала, что судьба Соловьёвки – это повторение истории основания и развития большинства населенных пунктов района. Но печальна Тропа памяти времен 70-х годов XX века, когда более 50 сел и хуторов прекратили своё существование. Российская деревня, сколько пришлось пережить тебе?

Человек наделен памятью, а если мы ею воспользуемся, то сделаем подарок для себя, своим семьям, истории родного края. Моя работа – это дань памяти моим предкам и всем Соловьёвцам, ныне здравствующим, и тем, кого уже нет.

Добро пожаловать на Тропу Памяти!

За селом, где поле распахнулось,

Отыщу заветную тропу.

И по ней, заросшею травою,

Я на встречу с прошлым поспешу.

Поспешу я, в травах утопая,

И надежду в сердце я держу,

Может, прошлое сегодня встречу –

То, которым очень дорожу.

К. Бородина

Соловьёвка основана в 1835 году казаками Соловьёвыми, выходцами из крепости Россыпной. Сами они в Россыпную пришли с Дона, когда начали заселять Урал. В то время Россыпная делилась на четыре части: Оторвановка, Забегаловка, Донцы и Крепость. Пожили они в крепости и решили образовать родовой хутор. Но не всё было просто для тех, кто имел надежду и желание обустроить свою жизнь на новых землях. Ушли Соловьёвы на реку Кинделю, около села Кулагино. На одном берегу вырыли землянку и стали жить. Но недолго прожили они на этом месте, им пришлось уйти, так как их стали обкладывать налогами кулагинские. Они перешли на другой берег Киндели, в устье реки Суходол. Вырыли они 2 землянки. Соловьёвых было 4 брата: Алексей Филимонович, Илья Филимонович, Семен Филимонович и Марк Филимонович. Они рассчитывали, что в устье хорошо будет ловить рыбу. И действительно, не ошиблись, рыбы в Суходоле водилось очень много, особенно щук. В Суходоле щуки были темного цвета, а в Кинделе - жёлтые. Основались, стали жить. Но не тут-то было! Спустя некоторое время поняли, что опять выбрали неподходящее место для поселения. В этот раз им не понравилось то, что рядом с их поселением проходит дорога, которая соединяет Покровку и село Мухраново.

Тогда перешли Соловьёвы на третье место, где и образовалась, в конечном итоге, Соловьёвка. На обоих берегах Суходола они вырыли землянки. Поселились 2 брата на одном берегу реки, 2 брата – на другом. Через некоторое время, один из братьев – Марк, ушел из Соловьёвки в Илек. Остались жить на хуторе три брата. Постепенно Соловьёвка пополнялась новыми людьми. Самыми распространенными фамилиями к тому времени стали: Соловьёвы, Воронковы, Горшковы, Кременцовы. Занимались разного рода делами: выращивали хлеб, разводили уток, гусей, овец, и даже верблюдов. Их насчитывалось около 30. Овец Соловьёвцы стригли и шерсть сдавали государству. Мой предок - Иван Кириллович Соловьёв, внук Ильи Филимоновича Соловьёва, был командир сотни, командовал россыпнянскими казаками. Возил их на ученья из крепости Россыпной в Донгуз и Нижнепавловку.

В 30-е годы XX века на хуторе был образован колхоз им. Калинина. Председателем колхоза был Воронков Василий Дмитриевич, бухгалтером – Воронков Григорий Кузьмич. Проживало около 308 человек. Имелась начальная школа, училось в ней 36 учеников. Был в Соловьёвке коровник, птичник, верблюжатник, клуб, детский сад, один магазин и 7 амбаров для хлеба. Птичником заведовала моя прабабушка – Кременцова Зинаида Ивановна.

Кременцова Зинаида Ивановна с моим папой и дочерью около своего дома в Соловьёвке (1969 год).

Сельский совет находился прямо на дому у председателя Василия Дмитриевича.

Жили Соловьёвцы дружно, вместе встречали радости и горе. Так в 1941 году из Кулагино прискакал человек и объявил о том, что началась война. Председателем на время войны стала Худякова Татьяна Матвеевна, её прислали из Кулагино. На фронт ушли из каждого двора отцы и сыновья. Те, кто остался, выращивали хлеб, овец. Ночами женщины вязали носки и варежки из овечьей шерсти, и отправляли на фронт.

Соловьёвские женщины стригут овец (1943 год).

Моего прадеда, Василия Ивановича Соловьёва, оставили в Соловьёвке. На него была наложена бронь, потому что он был очень хорошим трактористом. Целый год Василий Иванович работал механизатором. Но в 1942 году его забрали на войну. Один месяц он проучился в Куйбышеве, получил машину «полуторку», и отправился на фронт. Там он на своей «полуторке» перевозил снаряды. Под Сталинградом он попал под бомбежку, и в госпитале скончался от полученных ран.

В мае 1945 года работающие в полях люди увидели скачущего на лошади всадника с красным знаменем. Это бал представитель Кулагинского сельсовета Толкачёв, он объявил, что война закончилась. Радости Соловьёвцев не было предела. Но ликование их было омрачено тем, что не все вернулись с войны. Среди тех, кто сложил свою голову на поле брани, было немало их земляков: Рытов, Соловьёв Василий Иванович, Соловьёв Семен Петрович, Плотников, Шипилов, Кременцов Семен Николаевич, Зевакин Иван Михайлович.

Несмотря на тяжелое положение в послевоенные годы, жители хутора не унывали и собирались вместе, чтобы отметить то или иное событие. Самыми любимыми праздниками для них были окончание посевной, Пасха и Троица. Именно в эти праздники Соловьёвцы собирались вместе, по традиции пекли курники с бараниной и варили кашу в трехногом чане емкостью 12 ведер. Веселились всем хутором, такие праздники называли «сабантуй». Не обходилось на хуторе и без курьезных случаев, о которых поведал мне мой дедушка, Соловьёв Александр Васильевич.

Однажды, ещё в детстве, Кременцов Василий утащил у своей матери 25 рублей. По тем временам это были большие деньги. Вместе со своими друзьями, Смутиными Геной и Митькой, купили они в магазине бутылку водки. Потом пошли на речку, где и выпили злосчастную бутылку. А ведь пацанам было всего по 12 лет! Вот, значит, идут они по улице с речки, в одних плавках, веселятся. А около дома их поджидала мать Василия, с огромной талиной. Неподалеку от Кременцовых жил один хитрый дедушка. Видит он, что мальчишки идут ничего не подозревая, а навстречу им уже и мать бежит. И произносит этот дед одну фразу: «Мальчишки, да бегите вы в крапиву, мать туда не полезет!». Крапивы была высокая, росла между дворов. Ну, пацаны в чем были, в одних трусах, так и бросились все вместе в эти заросли. Так вот их и проучили.

Я – в мире малая частица,

Я в этом мире ноль пока

Что я могу такого крикнуть?

И как мне надо закричать,

В храмину сердца чтоб проникнуть

И по-другому жить начать?

М. Глаз

В 1971 году Соловьёвки не стало. По мнению правительства, малые хутора были неперспективными, и их стали расселять, а земли присоединять к более крупным колхозам. Когда в Соловьёвке закрыли школу, то дети сами пришли к учительнице, Болотиной Александре Ивановне, и попросили её, чтобы она продолжала их учить. А родители ребят обещали платить ей зарплату, такую же, как и у соловьёвских доярок. Но в то время это было не положено, и учительница была вынуждена им отказать. Это было ещё одной причиной, по которой Соловьёвцы стали разъезжаться, ведь детям нужно было учиться, а ближайшие школы были за много километров от хутора. И соловьёвцы стали «разлетаться» кто куда: часть ушла в Илек (Кременцов Василий Семенович с семьей, и Спиридонов Леонид Яковлевич), другая – в Чапаев Илекского района (Смутин Владимир Андреевич, Соловьёв Андрей), остальные ушли в Покровку, Кулагино, Передовик.

Последними Соловьёвку покинули семья Горшковых и мой дедушка Соловьёв Александр Васильевич с женой Валентиной Матвеевной и сыновьями Владимиром и Василием.

Семья Соловьёвых (1968 год).

В 1973 году Соловьёвцы стали встречаться на месте, где раньше располагался их хутор, на Троицу. Встречаются они и по сей день. Всё, что осталось от Соловьёвки – это кладбище и Кузнецов родник, который был единственным источником питьевой воды для всех жителей.

Соловьёвское кладбище

Кузнецов родник

Вот и подошла к финишной черте Тропа Памяти Но где эта черта, хочу и не хочу знать. Ведь Соловьёвы жили, живут их дети и внуки.

Нет, это не финиш, это старт! Надо встретиться с соловьёвцами и принять решение по установлению памятного знака на месте Соловьёвки. К Троице подготовить для всех соловьёвцев буклет Памяти, а с одноклассниками и учителем Ломакиной Н. С. приготовить праздник «Соловьёвцам от всей души».

Тропа Памяти – это старт, а впереди - дела интересные и нужные людям.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)