Живая память
Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим,
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым.
Светлое Христово Воскресенье. Вечер. Мы с родителями только что вернулись от моего прадедушки Бондарь Петра Иосифовича. Во время нашего визита взрослые при разговоре упоминали незнакомые имена: Матрена, Толик, Виталий. Мне очень захотелось узнать о них. И я попросила маму рассказать об этих людях.
Мама на минуту задумалась, потом достала из книжного шкафа альбом с семейными фотографиями, вынула из него старый снимок, протянула мне и начала свой рассказ:
- В небольшом городке Умани в Крыму жила большая дружная семья Бондарей – мама, папа, четыре брата и маленькая сестрёнка. Папа работал на заводе, а мама воспитывала детей. Никто в округе не слышал, чтобы папа когда – то ругался. Он постоянно что – то мастерил и учил детей своему мастерству; все в доме было сделано их руками: и оконные рамы, и шкафы, и стулья.
А Матрена( так звали мать этого семейства) с утра до ночи хлопотала по дому: готовила, стирала, убирала. Вставала раньше всех, а ложилась позже всех. Семья жила не богато, но и не нуждалась ни в чем. Сыновья во всем помогали отцу с матерью.
Но вот пришел роковой для всей нашей страны 1941 – ый год! Война!. Это слово передавали из уст в уста. Даже маленькие дети притихли и как – то повзрослели. Отец ушел добровольцем на фронт, а мать с детьми осталась его ждать. Тяжело стало без отца. Умань все чаще подвергался бомбежкам. Денег ни на что не хватало. Ребята старались хоть чем – то помочь маме. Есть было нечего, и старшие сыновья, Павел и Петр, несли в дом все что ползало, плавало, шевелилось. а мама готовила – лишь бы прокормить детей и самой не умереть с голоду. И вот объявили эвакуацию. Жители городка должны были срочно его покинуть, так как враг стоял уже у стен.
Собралась в дорогу и Матрена с детьми. Погрузились они на корабль – другие пути отхода были отрезаны. Народу было много. Все с ужасом смотрели в небо, откуда могла прийти смерть. Разговаривали шепотом, даже маленькая Машенька на руках не плакала. Вдруг послышался страшный гул, потом донесся ужасный шум: свистели пули, гремели взрывы, трещала канонада, со всех сторон раздавались крики и стоны людей. казалось, столбы огня и воды поднялись до самого неба.
Матрена с детьми стояла на палубе, оцепенев от ужаса. Бомба попала в корабль, его тряхнуло так, что все свалились с ног. Вдруг Матрена увидела, как за борт упал ее сыночек Толенька. Кинулась к нему, словно хотела поймать его на лету, но корабль опять тряхнуло, да так, что из рук прямо в воду полетела восьмимесячная Машенька. Стало темно. Словно из –под земли услышала Матрена голос Толеньки: «Мама, спаси!». И опять взрыв, а потом тишина Очнулась Матрена только в лодке, рядом трое сыновей: Петр, Павел и Виталий. Словно раненая птица обняла она своих сыновей и выла безутешно, горько. Наконец, причалили к берегу. Как безумная бегала она вдоль берега, искала Толеньку и Машеньку, звала их - вдруг спаслись. Но их нигде не было. Как жить? Что делать? Как сказать мужу, что не уберегла детей? А жить надо. Вроде от немца убежали, а он идет по пятам, сжигая все на своем пути. С другой стороны голод, который мучает не хуже немца. Ребята собирали виноградных улиток, жарили их на огне, ели сами и кормили мать. А Матрена каждую ночь не спит, плачет, в ушах все стоит голос сына: «Мама, спаси!» До самой смерти эти слова стояли в ушах Матрены.
Подросли Павел и Петр. Едва им исполнилось семнадцать, пошли они добровольцами на фронт. Павел служил на Западе, а Петр гнал проклятого немца с Украины. Воевали братья за маму, которая лучшие свои годы провела в голоде, за Толика, за сестренку Машеньку. Прогнали фашистов, а тут другая беда – объявились бандеровцы, националисты – предатели. Мешали они жить людям – грабили и убивали мирное население.
Муж вернулся домой израненный, тяжело больной. Прожил недолго. Сын Павел тоже пришел тяжело больной и умер в самом расцвете сил. Сын Виталий вырос, окончил институт, работал на шахте «Инская», но тяжелое детство дало о себе знать. И вот однажды он пошел на работу, переоделся, зашел в ламповую и с ним стало плохо. Вскоре и его не стало. Последние свои годы Матрена доживала у Петра, помогала, чем могла. Прожила Матрена долгую и очень тяжелую жизнь, и мы, внуки и правнуки, всегда будем ее помнить и любить. В нашей семье из поколения в поколение передается рассказ о Матрене, о ее непростой жизни, о ее смелости и доброте.
И вот за спокойную жизнь, за счастье людей, за детский смех, за счастливое будущее и воевал мой прадед, Бондарь Петр Иосифович. С декабря 1944 года служил на Западном фронте пулеметчиком и минометчиком. Его часть стояла под Берлином. С 1945 по 1947 год сражался на Украине с бандеровцами, где и завершил солдатский путь. За свои славные дела мой прадед награжден орденом Отечественной войны, медалями «20 лет Победы над Германией», «30 лет Победы над Германией», именными часами. В 1953 году приехал в Кузбасс. Работал шофером в Ленинской автобазе до 1971 года, а потом на шахте «Кузнецкая» до 1986 года, откуда и вышел на пенсию.
Мама закончила рассказ. Я еще долго разглядывала фотографию и размышляла об услышанном. Перед моими глазами все ярче вставал образ моей далекой родственницы Матрены в те страшные минуты на палубе корабля. А Петр Иосифович и сейчас живет в поселке Мереть по переулку Проскакова. Ему уже за восемьдесят. Тревожная молодость и солдатские раны не прошли бесследно. Он давно ослеп, но не утратил жизненной энергии и оптимизма. У него хорошая память. Он помнит все до мелочей, но старается об этом не говорить. И только в День Победы он называет теперь уже и мне известные имена.
Так давайте же и мы будем вечно помнить подвиги наших прадедушек и прабабушек. Земной им поклон. Живым – здоровья, а павшим – вечная память!
Комментарии