Жилища и хозяйственные постройки местных жителей, проживающих на территории Ботуобуинского наслега РС(Я)
Поселения, жилища и хозяйственные постройки якутского народа являются одним из составляющих материальной культуры самых северных древних скотоводов. В данной работе даны описания жилищ и хозяйственных построек местных жителей, проживающих на территории Ботуобуинского наслега. Территория наслега занимает юга - западную часть Мирнинского района РС (Я).
В шестнадцатом и семнадцатом веках на территории бассейнов рек Чона, Улахан Ботуобуйа, Куччугуй Ботуобуйа проживали кочующие охотники на оленях – эвенки (тунгусы). В поисках новых пастбищ и охотничьих угодий приезжали и селились в этих краях предприимчивые жители Сунтар и других вилюйских поселений. К ним присоединились и долганы с берегов Енисея и Ангары. Местность Таас-Юрях была отмечена во время первой всеобщей переписи населения Российской империи в 1895 году как одно из урочищ, где живут представители тунгусского Брагатского рода. В переписных листах домохозяев Брагатского рода было указано 30 семейств, владеющих якутским языком, основное занятие – скотоводство. В 1910 г. общая численность населения достигла 116 семей. Каждый из которых имело от 10 до 30 голов крупного рогатого скота, от 2 до 6 лошадей, до 60 оленей.
Одни семейства постоянно жили в урочищах, занимались скотоводством. Другие, которым приходилось заниматься оленеводством и охотой, вели кочевой образ жизни. Занятие оленеводством было особенностью жителей нашего наслега. Даже у якутского населения, ведущего оседлый образ жизни, было характерно иметь в хозяйстве оленей. Оленей использовали как средство передвижения. В своем хозяйстве местные жители оленей держали вплоть до 90-х годов. Жилища и хозяйственные постройки отражали основные занятия местных жителей.
С целью изучения данной темы были организованы экспедиции школьников по родному краю. В ходе работы выявили, что сохранились жилища - четырехугольные срубные дома в местностях Арылах, Ханас кюель, Сайылык, Аргахтаах. Такие жилища стали строить позднее, до этого местное население жили в постройках типа балаган. Кроме того, изучены хозяйственные постройки- амбары, изгороди.
В нашей местности были распространены два типа жилищ- типа балаган и срубный дом амбарного типа. Жилище типа балаган местное население называет туруорбах джие (дом со стоячими бревнами). Они являлись самыми распространенными.
Жители, которые вели оседлый образ жизни, жили усадьбами. Усадьба — это огороженный участок вокруг дома и надворных построек. Наличие усадьбы у скотовода может служить признаком его оседлого образа жизни.
Основной постройкой в усадьбе является жилище- балаган или срубный дом якутского типа (ампаар джие).
Балаган был одним из древних типов жилищ якутов. Жилища типа балаган до недавнего времени сохранился в местности Мурун. Это усадьба нашего прапрадеда Васильева Николая Ивановича. Он был не только охотником, но и искусным мастером плотницкого дела. В хозяйстве он держал оленей в количестве до 50 голов, поэтому вел полукочевой образ жизни.
Балаганы имели следующее строение. По четырем углам основания балагана ставились вертикально столбы (багана), являющиеся основными. В их вершинах делались полукруглые углубления, в которые клали балки (есюе) диаметром 20-30 см.
Стены составляли из бремен, слегка наклоненных внутрь. Нижний конец их неглубоко закапывали в землю, а верхний опирался на верхнюю раму. С наружной стороны бревна не очищались от коры.
Места, где должны были быть окна (туннук) и двери (аан), оставлялись на первых порах незаделанными. Количество окон в жилище варьировалось от 2— 4. Зимой в них вставляли толстые льдины, а места стыков обсыпали снегом и поливали водой. Летом их затягивали рыбьими или бычьими пузырями, кусочками стекла в берестяной оправе. Окна имели размеры 30—42 x 42—45. Оконный проем ничем не украшался.
Крышу покрывали одним или двумя слоями лиственничной коры (хатырык) и засыпали землей (данг). Толщина засыпки достигала 60—70 см. Балаган обмазывали снаружи глиной — на лето, а к зиме — глиной, замешенной с коровьим навозом и соломой (сыбах). Вокруг основания для удержания тепла делали земляную насыпь (тэллэх буор, кунус). У более зажиточных такая насыпь нередко сдерживалась от сползания деревянным забором (сабарааннья).
Непременные детали якутского жилища — навес над дверью (чампарык, чарапчы), навес на всю длину фасада (чаампы) и помещение — пристройка перед входом, напоминающая сени (кулэ). Устройство навесов несложное.
Центральной деталью интерьера в балагане была якутская печь (осох) — место для приготовления пищи, источник света и тепла. Печь считалась святым, почитаемым объектом в доме, которому, по представлениям, якутов, надлежало получать угощения в виде самых лучших частей блюд. Печь в балагане помещалась, если вход был с восточной стороны, ближе к северо-восточному углу, устьем к юго-западному углу жилища. Если вход в балаган был с западной стороны, то печь ставилась "ближе к северо - западному углу, устьем к юго-восточному углу. Во внутренней обстановке балагана большое место занимали нары (ороны). Они делались из стесанных плах, наглухо закрепленных между столбами. Ширина нар достигала 100 см, а высота – 40 см.
Четырехугольный срубный дом
Четырехугольный сруб (ампаар джие) получил повсеместное распространение в качестве летнего жилища, позднее в нем жили и в зимнее время. Повсеместно встречаются срубные дома якутского типа(ампаар джие). Сруб состоит из 6-8 венцов, скрепленных «в чашу» с остатком. Нижний венец на полбревна утоплен в землю. Северная сторона предназначалась для женщин и оставалась хозяйственной, где хранились пищевые продукты и утварь; южная половина считалась общественной или мужской; встречали гостей, угощали их и велись деловые разговоры. Ампаар джие бывают в четырехугольном плане, им пользовались и в зимнее время.
Дом выходит дверью на восток.
Дом имеет два – три окна. Пол жилища глиняный, ниже уровня двора (после снятия дерна земля плотно утрамбовывалась). По внутреннему устройству такой дом сходен с балаганом.
Вдоль трех стен расположены нары, ширина которых 90 см, высота от пола — 40 см.
Хозяйственные постройки.
Содержание крупного рогатого скота и лошадей в суровых климатических условиях Якутии требовало специальных сооружений, приспособленных к холодной, долгой зиме и жаркому лету, изобилующему комарами и гнусом. Особо тщательный уход требовался крупному рогатому скоту и его молодняку. Поэтому в усадьбе якутского скотовода сооружалась целая система построек.
Зимний хлев (хотон). В ней содержался скот в зимнее время.
Изгородь (кюрюё, бютэй). В скотоводческом хозяйстве якутов изгородь играла важную роль. Разнообразие и широкое применение ее является одним из основных признаков оседлого характера якутского скотоводства. Различные типы изгородей применялись в зависимости от назначения и важности охраняемого городьбой объекта. Система огораживания освобождала человека от необходимости постоянного присмотра за скотом в условиях ограниченных земельных угодий Якутии. Огораживалось все, что было связано со скотом или предохранялось от него.
Особенностью хозяйствования жителей нашего наслега является оленеводство и охота. По роду занятий охотники и оленеводы вынуждены вести кочевой образ жизни. В поисках корма для оленей люди кочевали с одно пастбища на другое в пределах 10-20 км. В одной пастбище олени задерживались в течение 6-10 дней. Кочуя с места на место, они сооружали себе временные постройки для ночлега - полуюрты (элбэлээн). Сооружалось строение типа шалаша, покрытая сверху шкурками оленей. Передняя часть оставалось открытой, где разжигали костер из сухих лиственниц. В холодное время постоянно поддерживали огонь в костре. В местах постоянных пастбищ строили жилища типа балаган (туруорбах джие).
В настоящее время местные жители занимаются только скотоводством, коневодством. Оленеводство, одно из занятий местных жителей, исчезло. Молодое поколение утрачивает навыки ведения оленеводческого хозяйства. Сейчас население проживают добротных деревянных домах индивидуального строительства. Сооружают хозяйственные постройки усадебного типа.
Комментарии