Законы о семейно-брачных отношениях
Семья — одн а из величайших ценностей, созданных человечеством, одна из наиболее древних форм социальной общности людей. История возникновения и эволюции семьи, семейно-брачных отношений, роли семьи в жизни общества, её функций с оставляла предмет исследования выдающихся мыслителей на протяжении всех времен.
Семья — это социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Возникновение семьи, как социального института, связано с потребностями общества и человека по воспроизводству населения; организация индивидуального потребления материальных и духовных ценностей, социализации личности. Эти потребности определяют основные функции семьи. Они имеют социальный характер, в соответствии с потребностями, подразделяясь на материальные и духовные, обусловлены характером существующих производственных отношений, уровнем культуры общества. Поэтому он и историчны, подвижны и изменчивы.
В XX столетии в России, в том числе и Красноярском крае функции семьи неоднократно трансформировались. Однако на региональном уровне они не исследовались. Вместе с тем в это столетие население Красноярского края утроилось , причем преимущественно за счет сельскохозяйственного и промышленного переселения в регион из европейских районов страны. Красноярский край из аграрного стал индустриальным субъектом Российской Федерации.
Вместе с тем с начала 1990-х гг. семья, как общественный институт, вступила в системный кризис. Поэтому анализ влияния государства на семью на разных этапах XX столетия имеет практическое значение с точки зрения выхода семьи из системного кризиса.
Исходя из научно-практической значимости проблемы в данном реферате , ставится следующая цель : показать экономическую эффективность государственной семейной политики в XX столетии монархической, коммунистической и либеральной властей.
Территориальные рамки исследования охватывает современную территорию Красноярского края. В регионе население полиэтнично. В XX столетии шел активный процесс его формирования, увеличения и депопуляции, урбанизации, что во многом предо пределялось социально-экономической политикой властей в отношении региона. В силу того, что население региона в рассматриваемый период формировалось за счет сельскохозяйственного и промышленного переселения, то наше исследование имеет общероссийское значение.
Хронологические рамки исследования охватывает XX столетия. Начальная дата исследования позволяет охарактеризовать государственную семейную политику монархической власти. Конечная дата — путем сравнительного анализа охарактеризовать общее и особенное в государственной семейной политики коммунистической и либеральной властей.
Методы исследования: метод исторических параллелей (сравнительно-исторический), проблемно-хронологический, структурно-системный.
Изученность проблемы
История семьи переплетена с антропогенезом (становлением человека), социогенезом (возникновением общества), и является одной из спорных и гипотетических вопросов науки. В современной науке нет единого представления о происхождении семьи, её эволюции, роли и месте и перспективах в обществе, её специфики как малой социально-психологической группы. Вместе с тем изучение семьи носит полидисциплинарный характер. Особый вклад в изучение семьи внесли социологи, психологи, этнографы, что позволило в 1970-е годы приступить к фо рмированию системной науки о семье фамилистики.
С этого момента в мире и России начался своего рода литературный бум, который привел к появлению новых научных направлений (гендерные отношения и феминология).
Отечественные историки по изучению данной проблемы проявили известный консерватизм. Пример тому — сибирская историография, которая начинает только складываться. У её истоков стоят В. А. Зверев, Т. М. Бадалян, В. А. Ильиных. Поэтому мое исследование в указанных хронологических рамках на региональном (Приенисейском) уровне носит пионерный характер.
Данное историческое исследование базируется на основе опубликованных источниках : законодательные акты, переписи нас еления, статистические сборники, родословных, в т. ч. мое й семьи (К. Г. Сычева. Род Филимоновых — от самых истоков. Новосибирск, 2003, где имеется под № 105 моё имя).
Семейно-правовой уклад в Российской империи
В 1900 — 1917 гг. Российская империя была аграрной страной. Крестьянская семья представляла собой традиционный тип семейной организации, отличалась авторитарной структурой, полным подчинением жены мужу, послушанием детей родите лям. Крестьянская семья являлась малой сельской общностью вполне самодостаточного типа. Семья и ее трудовое хозяйство функционировали одновременно и как основная единица биологического воспроизводства, и как единица крестьянской собственности, производства и потребления.
В стране действовали царские законы о семье. По своему содержанию это были законы о власти мужа и отца, его правах, о невозможности существования крестьянского хозяйства вне семьи. Статья 107 Гражданского уложения определяла домашнее положение женщины: жена должна повиноваться мужу своему, как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении и неограниченном послушании, оказывать ем у всяческое угождение и привязанность как хозяйка дома. При переезде куда-либо мужа жена должна была следовать за ним; без позволения мужа жена не могла наниматься на службу. Семейная жизнь женщины должна была соответствовать внутреннему религиозному смыслу. Брак оформлялся через церковное венчание. Запрещалось вступать в брак без согласия родителей, опеку нов или попечителей, для лиц государственной службы — без дозволения начальства по службе (ст. 6 и ст. 9 , Т. 10, Ч. 1 Свода Законов Российской империи). Брак мог быть расторгнут только духовным судом по просьбе одного из супругов: в случае доказанного прелюбодеяния другого супруга или неспособности его к брачному сожитию. Иск о расторжении брака мо г быть начат только через три года после совершения брака: в случае, когда один из супругов был приговорен к наказанию, сопряженному с лишением всех прав состояния, или же сослан на житье в Сибирь; в случае безвестного отсутствия другого супруга (ст. 45 ). Самовольное расторжение брака без суда, по одному взаимному соглашению супругов, не допускалось. Не допускались также и никакие между супругами обязательства или иные акты, заключающие в себе условие жить им в разлуке. Собственное признание одного из супругов в нарушении святости брака прелюбодеянием не принималось как доказательство, если оно не согласовывалось с обстоятельства ми дела и не сопровождалось доказательствами, его подтверждающими.
Христианство — го сподствующая религия — исповедовало духовные основы брака, семьи, взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. В христианской религии оправданием плотского начала брака считалось деторождение, которое рассматривалось, как высший смысл вступления в брак. Уже само заключение брака находилось под благословением церкви. Христианская церковь отрицательно относилась к разводам, к контролю над рождаемостью.
Нормы семейного права для крестьян имели религиозно-мистический характер. Несоблюдение норм семейного права ставило крестьянина под осуждение со стороны сельчан. Крестьянин, воспитанный в православном духе, брак понимался, прежде всего , как свой моральный долг и залог благосостояния и общественно го престижа. Имело исключительное значение все, что было освящено Божьим промыслом: « Дети составляют благословение Божье и выражают собой присутствие Святого Духа в семье, они её опора и счастье » — такой был преобладающий взгляд на детей. Дети создавали не только внутреннюю крепость семейному началу, и заключали в себе инстинктивное стремление к продолжению рода, но и сознание того значения, какое имеет в каждом поколении преемственность труда: трудиться для детей, как своих будущих преемников.
Воспитание детей было направлено к тому, чтобы наставлять детей в правилах веры. Родители для исправления детей, неповинующихся им, имели право употреблять домашние воспитательные меры, а в случае безуспешности этих средств, они властны были за упорное неповиновение родительской власти, развратную жизнь и другие пороки заключать их в тюрьму.
Родители должны были обращать все свое внимание на нравственное образование своих детей. Дети должны были оказывать родителям чистосердечно е почтение, послушание, покорность и любовь.
Согласно ст. 106 муж обязан был « любить свою жену, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять ее недостатки и облегчать ее немощи ». Он обязан был « доставлять жене пропитание и содержание п о состоянию и возможности своей».
Таким образом, жесткий брачный закон служил защит ой в семьях слабых, в первую очередь, детей. Он дисциплинировал мужчин сознанием их ответственности за благополучие семьи. В соответствии с «Новым заветом» прелюбодеяние признавалось самым тяжким грехом, ибо оно не могло существовать без лжи супругу, детям, родителям. Закон был направлен на почитание старших, в первую очередь, отца. Закон обеспечивал подключение ума родителей и дедов к выбору супруга или супруги, ибо молодежь при выборе спутника жизни зачастую руководствуется половым влечением, неопытна, решает свою судьбу с первого взгляда. Родители же заглядывали во второе и третье поколение. И если кто-то был вор, пьяница или дурак, то с его детьми и внуками никто не хотел родниться, что сильно дисциплинировало людей.
В условиях господства религиозных взглядов на цен ности в семье дети воспитывались в духе обязательного вступления в брак. Дети для крестьян представляли немалую ценность. Высокая рождаемость у сельского населения свидетельствовала об отсутствии практики регулирования рождаемости. Сознание основной массы крестьян практически исключало какое-либо вмешательство в физиологические процессы, а любые попытки предотвращения или прерывания беременности категорически осуждались церковью.
Коммунистическая революция в сфере семейно-брачных отношений
В октябре 1917 г. к власти в России пришли коммунисты. С декабря 1917 г. начался процесс изменения юридических, культурных и нравственно-психологических основ семьи. Коммунистическое законодательство стало строиться на другой идеологической основе. Оно базировало сь на работе Ф. Энгельса « Происхождение семьи, частной собственности и государства » : патриархат положил начало разделению общества на социальные классы (мужчины-господа и женщины - рабы). Семья, якобы, для бесправной женщины стала тюрьмой, из которой ее надо освободить. Исходя из этого постулата, марксизм-ленинизм стал строить свою программу по обеспечению « равноправия » женщин.
В первые же месяцы своего существования коммунистическая власть декретами « О гражданском браке, о детях , и о ведении книг актов гражданского состояния » (18 декабря 1917 г. ), « О расторжении брака » (29 декабря 1917 г. ), « О внебрачных детях » (20 декабря 1917 г. ) произвела своего рода революцию в области законодательства о браке и семье. Так, до революции религиозная и юридическая нетерпимость создавали атмосферу презрения, игнорирования внебрачных детей.
Указанные декреты, а так же и построенный всецело н а их основе « Кодекс законов об Актах гражданского состояния, Брачном, Семейном и Опекунском праве » (1918 г. ) определили основную позицию советской власти в области брачного и семейного права. Прежде всего, Кодекс признал единственно законной формой брака — гражданский брак, зарегистрированный в государственных органах, фактическое же сожительство браком не считалось.
Брак объявлялся свободным союзом, всякое принуждение к вступлению в брак считалось недопустимым. Брачующиеся к заявлению о вступлении в брак должны были представить подписку о добровольном вступлении в брак и об отсутствии препятствий к браку. В брак вступали достигшие совершеннолетия (для женского пола — 16 лет, для мужского — 18 лет). Недействительным признавался брак, совершенный до достижения супругами или одного из них брачного возраста, кроме случаев: а) когда дело о недействительности брака возбуждено было после вступления брачного возраста, или б) когда брак имел последствием рождение детей или беременность жены. Препятствием к вступлению в брак служило: а) состояние в зарегистрированном и ли незарегистрированном браке; б) душевная болезнь; в) состояние в близко м родстве (полнородные и неполнородные братья и сестры, в том числе и внебрачное родство). Вступление в брак с лицами, не достигшими совершеннолетия влекло за собой лишение свободы на срок до 2-х лет; принуждение женщины к вступлению в брак или принуждение ее к продолжению брачного сожительства считалось уголовным преступлением и каралось тюремным заключением на срок до 2-х лет, в случае заражения своего мужа или жены венерической болезнью, виновный наказывался лишением свободы на срок до 3-х лет 3. Объявлялась свобода расторжения брак а. Значительно упрощался бракоразводный процесс. Основанием для развод а могло служить, как обоюдное согласие обоих супругов, так и желание одно го из них развестись.
Принятые законы устраняли все прежние запреты: социальные, национальные, религиозные. Законодательные акты провозглашали секуляризацию брака и изъятие всех гражданских дел о браке и разводе из ведения церковных органов ( « О свободе совести и отделении церкви от государства » 20 января 1918 г. ). Коммунистической властью бракосочетание по церковному обряду не преследовалось, являлось частным делом самих брачующихся, но не считалось юридическим актом. В то же время цер ковный брак, заключенный до 20 декабря 1917 г. не запрещался и имел силу зарегистрированного брака.
Новые законы в целом закрепляли равноправное положение супругов: равноправие супругов на выбор своего занятия, перемену м еста жительства, на нажитое вместе имущество, на наследие имущества друг друга. Советское законодательство ослабило влияние церкви на семью, гарантировало женщине участие отца в содержании детей, в определенной мер е ограничивало легкомысленные связи, препятствовала нарушению моногамии, позволяла сокращать при разводах разделы крестьянских хозяйств.
1926 г. стал новой вехой в развитии законодательства о семье. В этот год был принят новый Кодекс законов о браке, семье и оп еке. Главное изменение заключалось в том, что этот кодекс признавал фактические браки. Это означало, что фактические супруги получали равное пра во на нажитое имущество, на алименты от другого супруга вследствие нетрудоспособности, на помощь и даже пенсию в случае смерти одного из супругов и т. д. Кодекс РСФСР 1926 г. фактическими браками признал длительные отношения, имеющие целью создание семьи, развод по одностороннему заявлению одного из супругов. При этом возраст регистрации брака был повышен до 18 лет для мужчин и женщин.
Кодексом был восстановлен институт усыновления, который был ликвидирован.
В целом, 1917 — 1920-е гг. были преимущественно периодом создания государственно-правовой базы для формирования нового семейного уклада.
В 1930-е — 1980-е годы коммунистическое законодательство совершенствовалось, но проходило оно в рамках той идеологии, которая была выработана властью в предшествующие годы:
- кардинальное повышение уровня жизни;
- передача домашнего труда обществу, его радикальное сокращение за счет механизации;
- создание отрасли общественного хозяйства для обслуживания быта;
- ликвидация хозяйственных функций семьи;
- установление равноправия между мужчиной и женщиной в семье и в обществе в целом;
- общественное воспитание детей;
- возрастание объема и роли свободного времени в развитии личности.
Именно эти проблемы в последующем и ста ли ключевыми в государственной семейной политике.
Двойственность государственной семейной политики в 1990-е — 2004 гг.
Современная государственная семейная политика переживает переходный период. С одной стороны, властью провозглашается в ранг государственной политики тезис о том, что семья является высшей ценностью общества, принимаются меры к материально-финансовому стимулированию повышения рождаемости 6 , с другой стороны, в 1997 г. Государственная Дума РФ обвиняла Президента РФ Б. Н. Ельцина в геноциде против своего народа. К сожалению, Всероссийская перепись 2002 г. засвидетельствовала ежегодное сокращение численности населения в РФ. По прогнозам демографов к 2050 г. в РФ из 140 млн. останется в живых 104-107 млн. человек. Оппозиция обвиняет власть в неомальтузианстве.
Статистика свидетельствует, что обще российские демографические процессы не обошли стороной и Красноярский край. Здесь, как и в целом в РФ, наблюдается процесс депопуляции.
На мой взгляд, за последние 15 лет в Красноярском крае были подорваны экономические, социальные и нравственные основы семьи, что привело к непрочности брака, утраты культурных и семейных традиций.
Думается, что на кризис семьи в красноярском крае повлиял ряд субъективных и объективных причин, обусловленных историей хозяйствования в регионе коммун и либеральных властей.
Известно, в 1970-е — 1980-е гг. в Красноярском крае бурно развивалась промышленность. Бурно развивались агропромышленные и военно-промышленные комплексы, строительные и транспортные отрасли. Однако за последние 15 лет многие из этих отраслей были ликвидированы, либо вошли в глубочайший кризис. Сегодня в экономике края стали доминировать природодобывающие отрасли и предприятия по первичной переработке природных ресурсов. Экономика края, а, следовательно, и уровень жизни красноярцев стал зависеть от уровня мировых цен на природные ресурсы. При этом обвальные сокращения рабочих мест в промышленности привели к появлению миллионной массы скрытой и явной безработицы.
Для селян, например, в 1980-е годы подсобное хозяйство в семейном бюджете давало доход до 30 %. С массовым банкротством колхозов и совхозов оно стало у них единственным источником дохода. При этом социальная политика государства выстраивается таким образом, что на семью перекладываются частично или полностью материально-финансовые расходы по воспитанию, образованию, здоровью, отдыху детей.
Анализ Семейного Кодекса РФ, принятого в 1995 г. , свидетельствует о том, что в нем не учитываются демографические реалии в сегодняшней РФ.
Помощь семье носит адресный, а не всеобщий характер.
Кризис семьи обнаруживает себя и в изменении отношения к детям. Они не воспринимаются более как исключительная, абсолютная ценность, о чем свидетельствуют материалы в « Сборник материалов по результатам мониторинга „ О положении семьи в Красноярском крае “ ». — Красноярск. 2005. - С. 5. Сегодня семейные пары ориентируются на рождение лишь одного ребенка. Все больше становится матерей-одиночек.
За последние 5 лет доля населения страны в возрасте до 15 лет уменьшилась н а 3 , 3 миллиона человек. Если в 2001 г. количество детей от ново рожденных до совершеннолетних составляло более 28 млн. , то сегодня — менее 25 млн. человек. На репродуктивный выбор супругов влияю т не только внутрисемейные отношения, но и в большей степени материальные возможности, жилищные условия, здоровье супругов, а так — же ещё целый ряд социальных и психологических факторов. В настоящее время семья осталась один на один с проблемами содержания и воспитания детей, так как экономическая и социальная помощь со стороны государства неадекватна трудностям и затратам, с которыми сталкивается семья с появлением ребенка.
Кроме того, интересный факт выявили социологические исследования репродуктивного поведения семей за последние 30 лет: более состоятельные классы общества испытывают гораздо меньшую потребность иметь детей, чем ме нее состоятельные. Репродуктивная установка семьи связана ссубъектив ной оценкой супругами своего материального положения. В значительной м ере она определяется тем, какое место занимают материальные блага в системе ценностей индивида.
В своем Послании Федеральному Собранию 25 апреля 2005 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин в качестве одной из принципиально важных задач отметил необходимость повышения престижа материнства и отцовства, создания условий, благоприятствующих рождению и воспитанию детей.
В настоящее время в семьях наблюдается низкая рождаемость, растущее количество разводов, появление большого количества неполных семей. В Красноярском крае весьма значителен удельный вес неполны х семей: семей, состоящих из матери с детьми, — 17 %, а из отца с детьми – 1,3 % от общего числа семей с детьми. По данным от 1 января 2006 г в городе Красноярске проживает 10 553 семей одиноких матерей (у них 11 902 ребенка), и 10 667 семей, ставших не полными в результате потери кормильца (у них 12 568 детей). С 2000 г. по 2004 г. число внебрачных рождений увеличилось на 29,8 % и составила 37,4 % всех рождений; в последнее время в крае ежегодно расторгается примерно 16 тыс. браков, причем более трети разводов приходится на молодые супружеские пары, прожившие в браке менее пяти лет. В 2002 г. на 1 000 браков приходилось 837 разводов, тогд а как 13 лет назад только 456.
В Красноярском крае в несколько раз увеличилось количество детей-сирот. Более половины детей были помещены в дома ребенка. За последн ие пять лет количество детей в домах ребенка увеличилось на 94,5 %.
Для русского человека семья всегда являлась основой его нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом его существования. Если человек не имел семьи, то его жалели, считали обиженным Богом и судьбой. Многодетные семьи пользовались уважением. Многодетные семьи — это, так называемый, « золотой фонд нации » , однако, за десять лет « реформ » их количество сократилось на четверть и на сегодня составляет всего чуть более двух миллионов — это всего 8 % от общего числа семей в стране. А для простого воспроизводства населения число многодетных семей в любой стране должно составлять не менее 15 %. По данным переписи населения 2002 г. в Красноярском крае, включая Таймырский и Эвенкийский автономные округа, проживают 849 514 семей. Всего 11 % семей — многодетные. В самом г. Красноярске проживают лишь 2 293 многодетные семьи, причем большинство из них — трехдетные. Материальное положение этих семей очень тяжелое — 72 % семей с тремя детьми и более находятся за чертой бедности. Значительно реже встречаются семьи с четырьмя детьми — 18%, с пятью — 6%, с шестью и более — 1% от числ а многодетных семей в целом по России. В Красноярском крае только 11 % семей имеют трех и более детей. По данным социального паспорт а г. Красноярска на 1 января 2006 г. , в нашем городе троих детей имеют 1 843 семьи, четверых — 311 семей, пятерых — 87 семей, шестерых — 29 семей, семерых — 14 семей, восьмерых — 5 семей и девятерых детей имеют 4 семьи. Семей же с десятью детьми и более вообще в городе нет.
Важным показателем семейного благополучия является уровень дохода сем ьи, который в настоящее время является достаточно низким. Около 43 % семей в Красноярском крае имеют доходы на одного человека в с емье ниже прожиточного минимума. С увеличением числа детей в семье её до ходы существенно падают.
Таким образом, чтобы выйти из кризиса семьи следует изменить стратегию и тактику внутренней политики в целом в РФ, в том числе и Красноярском крае.
В ходе исследования мной определены следующие этапы государственной семейной политики в России в ХХ столетии: I этап — 1900 — 1917 гг. До революции крестьянская семья представляла собой традиционный тип семейной организации, отличалась авторитарной структурой , полным подчинением жены мужу, послушанием детей родителям. Крестьянская семья являлась малой сельской общностью вполне самодостаточного тип а. Семья и ее трудовое хозяйство функционировали одновременно и как основная единица биологического воспроизводства, и как единица крестьянской собственности , производства и потребления. II этап начался с декабря 1917 г. процессом изменения юридических, экономических, культурных и нравственно-психологических основ семьи. В 1920 — 1980-е гг. осуществлялась политика по обеспечению « равноправия » женщины.
Однако в эти годы функциями семьи по-прежнему были: репродуктивная, хозяйственно-бытовая и воспитательная. При этом коммунистическая власть стремилась всемерно расширит ь свое влияние на хозяйственно-бытовую и воспитательную функции семьи, соответственно уменьшить, видоизменить или даже полностью уничтожить данные функции семьи, передав их государству.
В 1930 — 1980-е годы в рамках реализации Ангаро-Енисейского проекта в Красноярского крае бурно осуществлялась индустриализация и коллективизация. Они сопровождались урбанизацией, началом распада патриархального уклада семьи, переход ом к нуклеарной семье, ростом населения региона за счет организованного набора рабочих в промышленность. В эти годы, особенно после 1936 г. , проводилась поощрительная государственная политика в отношении семьи, особенно ее репродуктивной функции. В результате этой государственной семейной политики население Красноярского края утроилась.
III этап начался в конце 1980 — начале 1990-х годов. Изменилась парадигма общественного развития России. Не стало СССР. На его территории образовалось 15 независимых государств, в том числе и Российская Федерация, в составе которой функционирует Красноярский край. Основной общественно-политической концепцией развития общества стала устаревшая либеральная модель образца ХIХ в. Современная власть в России, провозгласив семью гарантом общества, всемерно стремиться уменьшить роль государства в её социальной защите, переложить полностью на неё хозяйственно-бытовую и воспитательную функции. Всё это привело к системному кризису семьи.
Анализ семьи в Красноярском крае в ХХ в. свидетельствует о том, что в это столетие в отношении власти и семьи произошла коренная трансформация в сторону принижения семьи, особенно в конце ХХ — начале ХХI вв.
Одной из главных причин этого явления стало ухудшение материально-финансового положения красноярцев. Следовательно, решение этой проблемы лежит в кардинальном изменении условий жизни, труда и быта красноярцев.
Комментарии