Великая Отечественная война в судьбе моей семьи
После войны наша Родина испытала большие потери. Благодаря стараниям народа, след Великой Отечественной войны на земле уже постепенно уменьшается. Об этой страшной трагедии мы узнаём только из книг, филь- мов и рассказов дедушек и бабушек. А у тех, которые на себе испытали эту проклятую войну, закрылась ли уже «рана», которая глубоко живёт в сердце?
Моя семья внесла огромный вклад в победу над Германией в Великой Отечественной войне в 1941-1945 гг. , потому что большинство моих родственников участвовало на войне или в тылу врага.
Слушая рассказы бабушек и дедушек, я поняла, что их повзрослевшее дет – ство было наполнено такими испытаниями, что придумай их даже очень та – лантливый писатель,- трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны,было в судьбах её маленьких граждан обыкновенных мальчишек и девчонок.
Скоро 65 лет Победе. Но, несмотря на это , народ не забывает о войне.
И в наши дни ещё находят без вести пропавших Солдатов , места смерти, и узнают данные о погибших. Благодаря этому, человек находит родного , знакомого, пропавшего во время войны человека: сына , брата, отца,мужа
После войны наша Родина испытала большие потери. Благодаря стараниям народа, след Великой Отечественной войны на земле уже постепенно уменьшается. Об этой страшной трагедии мы узнаём только из книг, филь- мов и рассказов дедушек и бабушек. А у тех, которые на себе испытали эту проклятую войну, закрылась ли уже «рана», которая глубоко живёт в сердце?
Думаю, нетЭти страшные, голодные годы народ никогда не забудет, хотя об этом сейчас мало уже думает. Но если задать им вопрос на эту тему, ка – жется, как будто рана вновь заливается кровью.
Моя семья внесла огромный вклад в победу над Германией в Великой Отечественной войне в 1941-1945 гг. , потому что большинство моих родственников участвовало на войне или в тылу врага.
Мой прадед по матери – Рябин Гаврил Иванович , 1903 г. р. ушёл на войну добровольцем и погиб в 1943 г. , сражаясь и защищая нашу Родину. Прадед по отцу – Михайлов Кирилл Михайлович , 1911 г. р. погиб в 1941 г. Дяди моего деда по отцу: Михайлов Георгий Михайлович , 1915 г. р. погиб в 1942 г. ; Га- битов Юбер Габитович, 1924 г. р. погиб в 1944 г. ; Михайлов Василий Михай- лович 1904 г. р. раненным вернулся с боя. Дядя моей бабушки по отцу Спи – ридонов Прокопий Спиридонович , 1907 г. р. ,погиб в 1944 г. Спиридонов Ма- дей Спиридонович 1912 г. р. вернулся раненным. Дядя моей бабушки по мате- ри Фадеев Алексей Егорович,1921 г. р. тоже погиб в бою.
Мои дедушки ,бабушки и прабабушка, которые жили в тылу врага, тоже многого натерпелись. Я с ними много беседую, спрашиваю, как у них со здоровьем, но они часто вспоминают о военных годах, а я слушаю, непре – рывая, разговор.
Воспоминания дедушки
Мой прадедушка – Михайлов Кирилл Михайлович – тоже погиб на войне.
Он ещё только в 1939 году вернулся из Финской войны. Мой дед – Михайлов
Семён Кириллович – часто вспоминает тот день, когда прадед второй раз ушёл на войну, хотя тогда ему ещё не было и шести лет.
Я очень хочу узнать о своём прадеде, поэтому решила кое-что спросить у деда.
-Дедушка, расскажи, пожалуйста, про деда.
-Хорошо, внучка, послушай Мой отец был очень добрым , трудолюбивым человеком, из-за этого его , наверно, и любили. Он был мастером на все ру- ки. После того, как вернулся с Финской войны, перед Великой Отечествен- ной войной, он работал столяром- плотником в г. Ижевске. Там он и узнал об этом страшном известии. Когда услышал о начале войны, в тот же день поехал на вокзал, чтобы перед тем, как пойти воевать, навестить родных, родную деревню. Но билеты на поезд закончились, а мой отец и не подумал остаться. Домой поехал до Агрыза на крыше вагона, и оттуда шёл пешком ещё 45 км. Когда он пришёл домой, уже темнело. Чтобы проводить папу,пригласили всю родню. В тот же вечер отец ушёл защищатьРодину – мать. Я очень любил отца ,просил сквозь слёзы,чтобы он остался: «Не ухо – ди,ты больше не вернёшься оттуда, там тебя убьют, останься!. » Но как же поступить отцу? Он вытащил из кармана рубль и положил мне на ладонь:
«Хватит, сынок, не плачь, всё, всё пройдёт» - успокоил меня отец. Тот же вечер стал последним расставанием для нас. Спустя некоторое время, от отца пришло письмо, в котором было написано: «Уже слышен гром, кажется, прибываем на место назначения». После этого письма, никаких вестей от отца уже не прибыло, пришло лишь извещение, в котором написали: «Без вести пропал». Но мне хотелось узнать, где погиб мой отец. И через некоторое время я узнал, что он погиб в Ленинградской области.
- Благодарю тебя, дедушка, за рассказ. Теперь я уже многое узнала о прадеде.
Проходят года, дедушка стареет, но несмотря на это, я понимаю, что в душе он всё ещё ждёт своего отца, с которым пришлось расстаться очень рано. Ему очень не хватало отца, поэтому, я думаю, он сам такой хороший, добрый, всеми уважаемый человек.
Жизнь бабушки в тылу
Моей прабабушке, Спиридоновой Марии Спиридоновне, исполнилось уже
83 года, но, несмотря на это, она всё еще потихонечку работает: убирается по дому , вяжет. Она живёт в нашей же деревне. Я часто хожу к ней помогать да и поболтать, ведь она живёт одна, и я думаю, что она скучает. Однажды я также пришла к ней и увидела её заплаканной. Раньше никогда не доводи – лось видеть, чтобы бабушка плакала. Мне стало больно, увидев бабушкины слёзы, и поэтому немедля решилась спросить причину её тоски. Оказывает- ся, она вспоминала свою молодость. Мне тоже стало интересно, и я попросила бабушку рассказать свою историю.
-1943 год. Все мужики ушли на фронт. Тяжёлая работа, ответственность за детей, обработка полей – всё обрушилось на плечи женщин. Холодной зимой ходили рубить лес. Мои братья, Мадей и Прокопий, тоже ушли защищать
Отечество, а их жёны: Матрёна и Ольга поочерёдно ходили в Лубянский лес,чтобы рубить деревья.
Однажды вечером к Матрёне пришёл бригадир, чтобы отправить на работу в Лубянский лес. Та наотрез отказалась: сказала, что очень устала, пусть пой- дёт Мария. А несовершеннолетним ещё нельзя работать , мне всего семнад – цать. А что делать? Пошла. Одежда плохая, на ногах лапти , да и еды почти нет.
Трудилась две долгие недели, и за всё это время подружилась с одной жен- щиной, с которой мы задумали бежать. Но не получилось, по дороге домой нас схватили и пришлось работать ещё неделю,после чего нас отпустили до- мой. По лесу, по снежным сугробам пришлось идти 80 км, при 38-39 градус- ном морозе.
По пути зашли в один из домов деревни Чем-Куюк Алнашского района УР.
На нашу радость нашлись хорошие хозяева. Ничего не пожалели для нас : и хлебом , и супом угостили. Отдохнув в деревне и набравшись сил, мы нако- нец-то пришли домой.
И в своей деревне не было легко. Приходилось выполнять всякую работу.
Сама пахала на лошадях, бороновала землю. Из-за нехватки кормов, у ло- шадей не было сил, поэтому они уже не выдерживали и , проходя каждый круг, ложились. Мы вновь поднимали лошадей и те снова волокли снопы.
Молотили ночью. Из-за того, что у лошадей не было сил крутить барабан, вместо них на работу взяли людей. Я была сильная и моя подруга Сидорова
Ирина тоже. Поэтому мы стали вдвоём тянуть верёвку, тем самым и крути- ли барабан.
Возили зерно на лошадях в Агрыз. Однажды поехали вдвоём с соседкой
Катей, она была намного старше меня. Приехав в деревню Мордву и пере – ехав мост, сломались оглобли. Дальше ехать не получится никак. Я не знаю ни по-русски, ни по-татарски. Спрашиваю соседку, как будут по-татарски оглобли? «Тарта сандып говори»-ответила подруга, -«Так поймут».
Пошла по одной улице. Захожу, спрашиваю, но ни у кого нет, никто не хочет отдавать. Пошла по Береговой улице. В одном доме мужчина посо- ветовал мне зайти в дом напротив. Оказывается, он работает плотником в здешнем колхозе, мастер на все руки, уж у него я найду эти оглобли. Я, радостная, побежала в этот дом, объяснила, зачем зашла, что нужно. Тот сказал:
-Подожди, подожди, сейчас принесу.
Разгрузив сани, поставили новые оглобли, все же успели в город Агрыз сдать зерно. Добросовестно выполнив работу, мы поехали обратно домой.
В те времена поездка в Агрыз занимала целых два дня. Кроме этого на до- роге ещё били татары. Если лошадь хорошая – уезжаешь, а если нет – то не избежать избиения.
Вот про эти страшные 1943-1945 военные годы вспоминала, дочка,- вздох- нула бабушка. И потом напоила меня сладким чаем.
Если подумать, как они жили в военные годы, волосы дыбом встают от то- го, при каких условиях они жили и как трудно им приходилось в то время. А мы сейчас живём совсем в другом мире и не понимаем, какой ценой этот мир нам подарили наши прадедушки и прабабушки. За это мы должны ска- зать им большое спасибо.
Дедушка - труженик тыла
Ещё хочу познакомить вас с воспоминаниями моего дедушки, маминого отца, Рябина Ивана Гавриловича:
«Я родился в 1931 году, и к началу Великой Отечественной войны мне ис- полнилось 13 лет. Помню, как отцов наших, старших братьев забрали на фронт. Вся тяжёлая работа в деревне, в колхозе легла на хрупкие плечи женщин и детей. Кроме работы в поле и огороде, стали нас отправлять на вырубку леса за 100-150 км от родного дома. Одежда и обувь не годилась для работы в суровых условиях: на ногах были лапти, а верхняя одежда была сшита из домотканного полотна да и то вся штопанная-перештопанная.
Одежды и обуви хватало ровно на неделю. До сих пор помню: на мне было пальто, перешитое из отцовской шинели. Рубашка под пальто драная, можно сказать работал в одной майке, а был февраль месяц. На постой просились к местным жителям. На работу в лес отправлялись за 6-7 км. Кроме рубки ле- са, драли лыко для лаптей, и, возвращаясь с делянки, несли с собой целую вязанку лыка. Вечером мы, юноши, плели лапти себе и девушкам, которые работали вместе с нами, а те варили всем ужин. Отправляясь на делянку, брали с собой по 5-6 картофелин на целый день, поэтому, можно сказать, ра – ботали впроголодь. Вот если бы по десять штук картошки было, наверное,мы бы наедались. Да и к тому же зимой картошка промерзала.
Из дому мамы посылали хлеб, замешанный натёртой картошкой, мукой и лебедой.
После двух недель работы припасы наши подходили к концу, и мы шли домой за 120-150 км пешком. У кого имелись лошади, нас не ждали. А мы шли и по пути приходилось попрошайничать. Однажды, в одной из дере- вень, чья-то собака укусила меня за ногу, но несмотря на боль, по прибытии домой, мне всё равно пришлось идти на работу.
И послевоенные годы были очень тяжёлыми. Еды нет, денег нет, помню, как без денег ездили в Можгу на подножке товарного поезда с другом Сань- кой. Поезд на станции не останавливался, поэтому, нам приходилось пры- гать на ходу. С Санькой мы работали на вырубке леса, ведь опыта работы у нас было уже много. Выполнили норму 40 дней, и за это нам заплатили 240 рублей. По тем временам это было целое состояние. А работа в колхозе была хуже некуда: сверху присылали план. Людей отправляли на разработки тор- фа, вырубку леса. Силой отправляли молодёжь в ФЗО (фабрично- завод – ское обучение).
Самому не верится, как мы выжили, как всё это пережили. Праздник 9 мая-
День Победы. Я считаю этот день своим праздником, потому что и частичка моего труда вложена в общее дело победы. Я никогда и никому не пожелаю увидеть те страшные страдания и беды ,которые мы пережили».
Слушая рассказы бабушек и дедушек, я поняла, что их повзрослевшее дет – ство было наполнено такими испытаниями, что придумай их даже очень та – лантливый писатель,- трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны,было в судьбах её маленьких граждан обыкновенных мальчишек и девчонок.
Сегодня мы учимся у них беззаветной любви к Родине, смелости и досто- инству, мужеству и стойкости. Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей Родины. И среди них те, кому было столько лет, сколько сегодня нам.
И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» - и отве- тив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учить ся, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны.
Комментарии