Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

В бой – За родину! За святую Русь!

Крепко обхватив голову сына, обливаясь горючими слезами, уже начинающая стареть Василиса Федоровна просила Петеньку надеть на себя крестик. Сын был её опорой и надеждой. В Гражданскую войну пропал без вести муж. Из её восемнадцати рожденных детей в живых осталось четверо. А младший, Петя, - единственный сын. «Не надо, мамаша, я же комсомолец!»- говорил он. «Сынок, надень, спрячь Господь, спасёт тебя. А я молиться постоянно буду», - просила его мать. И было в глазах матери столько веры, тоски, надежды, что дрогнуло сердце сына. Взял он крестик, что сняла с себя мать, принял её благословение: « Спаси и сохрани тебя, Господи».

И ушёл Родину защищать. Началась Великая Отечественная война Это начало военной биографии моего прадеда, Петра Алексеевича Самойлова, дедушки моей мамы. Мне всего пятнадцать лет, я учусь в девятом классе. И кажется, что это было так давно, что меня это не касается. Но когда дома находишь фотографии, письма, газетные статьи, слушаешь воспоминания дедушки, то так близко все видишь, представляешь. И хочется это сохранить, оставить и для своих будущих детей. Ведь это история моей семьи, а значит – и история моей Родины.

Районная газета Беловского района от 26 октября 1982 года( эта газета, как и другие, хранится в семейном архиве) писала о моём прадеде в статье « Комсомол в его судьбе», что он был одним из первых трактористов в селе Сосновка, где до сих пор живет его жена, моя прабабушка, Самойлова Зинаида Алексеевна. Молодого старательного парня заметили не только в МТС. Его, первого и единственного из Сосновки, приняли в январе 1936 года в комсомол. Авторитет среди молодёжи помог ему создать комсомольскую организацию в селе. 12 парней и девушек вступили тогда в комсомол. Среди них и мои далёкие родственники - Дина Скасырская, Андрей Скасырский, Тася Старикова и другие. А секретарём избрали моего прадеда, Петра Самойлова. «Интересная жизнь была у нашей молодёжи, - вспоминает Петр Алексеевич. - Ставили концерты, выпускали стенгазеты, где высмеивали лодырей и пьяниц. За каждым комсомольцем было закреплено несколько неграмотных колхозников, и обязанность первых заключалась в том, чтобы обучить их писать, читать и считать. Вся работа сосредотачивалась в избечитальне. Здесь была и школа для неграмотных, и библиотека, и сцена для выступления самодеятельных артистов. Трудное было время, но много было в нём радостного и весёлого. В уборочную страду часто работали ночами, и даже в воскресенье возили снопы, скирдовали, очищали зерно. Здорово уставали, но домой все равно возвращались с песнями».

Потом была служба в Красной Армии, и сразу - война. Защищая свою Родину, мой прадед дошёл до Берлина. Шли крупные бои под Смоленском. И днём и ночью по хорошей и плохой дороге возил он снаряды и патроны на передовую для артполка. Не раз его машина попадала под бомбежку, не раз «Мессеры» обстреливали его из пулемётов, а трудяга «ЗИС» делал своё дело.

В конце 1941 года, не считаясь с потерями, враг рвался к Москве. 5 декабря Красная Армия начала контрнаступление. В этот день Пётр Алексеевич подал заявление о вступлении в партию. Он до мельчайших подробностей помнит этот день, когда в боевой обстановке в освобождённом Ржеве ему был вручен партийный билет. С тех пор он гордо носит звание коммуниста. От Москвы до Берлина - вот боевой путь коммуниста, старшего сержанта Петра САМОИЛОВА. Его подвиги отмечены двумя орденами Красной звезды, медалями «За отвагу», «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга» (строки из газеты).

Домой мой прадед вернулся только в 1947 году. После Берлина он ещё год работал в комендатуре Кенигсберга. Дождалась Василиса Федоровна своего сыночка, был он ранен, контужен, но вернулся живым.

После войны снова работа трактористом, мотористом, долгие годы возглавлял тракторную бригаду. Уже, будучи на заслуженном отдыхе, жил интересами села, совхоза. Часто бывал в школе, рассказывал молодёжи о своём боевом пути, а рассказать ему было о чём. Достойно воспитал пятерых детей. У него 14 внуков и 5 правнуков. Умер мой прадедушка 29 апреля 1998 года. Прожил трудную, но счастливую жизнь, прошёл через горнило войны. Мой прадедушка был умным и красивым. Он очень много читал. В его доме было много хороших книг, даже встречались редкостные экземпляры. Моя бабушка Валя, его сноха, часто с ним беседовала. Он не очень любил говорить о чём-то личном, сокровенном. Но как-то она заговорила с ним о Боге. И то, что он ей сказал, её потрясло. Сама моя двоюродная бабушка, человек верующий, знает Библию, преподаёт в школе мировую художественную культуру, литературу. Заговорили они о войне, о судьбе, о погибших, о раненых. И мой прадед, бывший комсомольский активист, коммунист, сказал ей: «На фронте у многих солдат на груди были нательные кресты. От командиров их прятали, а перед боем молились. И верили, что с именем Бога, с именем Пресвятой Богородицы не страшно идти в бой, за Святую Русь. Вслух кричали перед боем громкие лозунги, призывы: За Родину! За Сталина”. А шепотом - слова молитвы: “Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь”. И постоянно просили:

“Господи, прости меня грешного, спаси и сохрани. ”. И мамаше спасибо, что за меня молилась, что крестик свой на меня надела. Многие верили в Бога, но вслух признаться было нельзя. Можно было в лагеря сталинские угодить. И на фронте тоже нельзя было веру показывать. Но Россия всегда была страной верующих. Вера давала надежду, спасала, помогала».

Когда умер мой прадед, ни у кого не возникло сомнений в том, а нужен ли священник на его похоронах. Бабушка Валя поехала в г. Салаир за священником. Там прекрасный бело-голубой храм, стоящий на возвышенности. Впечатление такое, что он парит в воздухе, опускаясь с небес на землю. Привезли священника. Он совершил обряд отпевания, сказан, что Бог взял его в пасхальные дни. Это очень хорошо. Священник был тоже красив. Было много свечей в комнате, где стоял гроб с телом моего дедушки. Проводы были очень грустные, звучал похоронный марш, текли заупокойные речи.

На уроках МХК учительница говорила, что у верующего человека, когда он умирает, лицо становится красивым, светлым, так как он видит Бога и радостно идёт к нему. Все говорили, что лицо моего прадеда было очень красивым, спокойным, счастливым, хотя умер он от тяжелой болезни. Я верю, что его душу взял Господь Бог.

Я хочу, чтобы и у нас в селе, таком большом и красивом, стояла прекрасная церковь, с куполом, с крестом, чтобы по праздникам звонил колокол, чтобы я могла ходить туда, могла бы поставить свечку за упокой души моего прадедушки и поблагодарить его за то, что он защищал Родину в 1941- 1945 годах, что он верил в победу, верил в этот маленький крестик, что дала ему когда-то его мать. Вечная память всем, кто погиб, защищая Родину.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)