Справки  ->  Энциклопедии  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Традиции и обычаи Древней Руси

У каждого народа, как и у каждого человека, есть свое настоящее и прошлое. Быстро идет время. День сегодняшний завтра будет днем вчерашним. Постепенно отодвигаясь все дальше и дальше. Наука о прошлом называется историей. Почему нужно знать свою историю? История – это память народа. Трудно себе представить, что много веков назад не было машин, телевизоров, компьютеров, самолетов. По морям, океанам передвигались тогда на парусных и гребных судах. Привычные для нас электрическое освещение, газ, горячая вода, отопление вошли в жизнь людей только в 20 веке.

Изучая историю своего народа, мы можем узнать, как жил человек, какие трудности он испытывал, каков был его быт, обычаи и традиции.

История – это память народа.

Мир древних славян

«Текла река в лесах, лугах, ладьи скользили по теченью, а на высоких берегах виднелись тут и там селенья»

Н. Кончаловская

Почти две тысячи лет тому назад по рекам Днепру и Западной Двине, Оке и Волге, по берегам Ильмень-озера и по другим удобным местам, где было много свободной земли, расселились восточные славяне – предки современных русских, украинцев, белорусов. В более теплых краях осели славяне южные, их потомки теперь болгары и сербы, и западные, от которых ведут начало нынешние чехи и поляки.

Как и другие славяне, восточные жили племенами, то есть крупными объединениями. Так легче было отстаивать свою территорию, давать отпор врагу, добывать пропитание. Известны названия восточнославянских племен: по среднему течению Днепра на полях жили поляне; в дремучих лесах по берегам реки Припять нашли пристанище древляне; в верховьях Днепра и Западной Двины обитали кривичи; там, где текла быстроходная Ока, и по ее притокам Москве, Угре и другим расположились вятичи; на севере – новгородские славяне. Племен – и больших, и малых – было много, и иногда происходили стычки между ними: то из-за того, кому охотиться за богатым зверем, где и кому ловить рыбу.

Есть древнее объяснение происхождения слова «славяне» - это славные люди, гордые как собственными делами и поступками, так и славой своих доблестных предков.

По описанию иностранцев, славяне были красивы и статны. Обычно у них были русые волосы, серые или голубые глаза, а на щеках играл румянец.

Славяне были известны своей честностью верностью слову. Не выполнить обещание было то же, что и нарушить клятву. Если человек переставал быть хозяином слова, его ждали всеобщее презрение, позор, а то и унизительное изгнание: люди больше не хотели жить с ним, потому что он забыл о чести, запятнал свое имя.

Жили славяне семьями, а с близкими родичами поддерживали хорошие отношения. Несколько семей, связанных родственными узами, составляли род. Главным в роду был дед. Ему беспрекословно подчинялись все остальные. Когда дед умирал, его место занимал следующий по старшинству: или брат, или старший сын.

Хозяином в доме и повелителем в семье был мужчина – отец семейства. Последнее слово всегда оставалось за ним. Жена и дети не смели его ослушаться.

Лес одевал славян. В непогоду и холода накидывали на себя славяне звериные шкуры. На голову надевали шапки из меха зверей. На ногах носили лапти. Их плели из лыка – внутренней части коры молодых лип (подкорья). В таких лыковых лаптях еще долго ходили потомки восточных славян. Одевались славяне в простые одежды: женщины в длинные рубахи, похожие на платья, а мужчины в рубахи и штаны.

Славяне были людьми рослыми, сильными, крепкими и выносливыми. Если брались за работу, себя не жалели: от зари до зари расчищали леса под пашню, вырубая деревья, выкорчевывая пни, выжигая пригодную для земледелия площадку. В числе основных занятий были охота и рыболовство. После тяжелой трудовой недели устраивали шумные игрища, пели, плясали, состязались в силе и ловкости.

Издавна существует русский обычай встречать дорогих гостей хлебом – солью. Для земледельцев-славян не было ничего дороже хлеба. Не случайно древнее название хлеба – жито. Хлеб для славян – это жизнь. До наших дней дошла старинная пословица: «Хлеб – сему голова».

Не менее ценной была для славян соль. Они думали, что соль образуется от согревших землю солнечных лучей. Поэтому слова «соль» и «солнце» звучат так похоже. Ведь славяне считали соль даром солнца. Соли было мало и к ней относились очень бережно. До сих пор живет примета: соль просыпать – не к добру, к ссоре. В давние времена от неловкого человека, просыпавшего соль отворачивались, никто с ним не разговаривал: люди опасались, что с ними может случиться какая-то неприятность.

Встречая почетного гостя хлебом-солью, славяне хотели показать, что делятся с ним самым дорогим, что у них есть. Это было знаком дружелюбия, расположения, симпатии. Так показывали, что рады пришедшему, что он желанный гость.

Славяне были доблестными воинами. Они издавна знали кузнечное ремесло и ковали себе боевое оружие. При наступлении применяли мячи, палицы и копья. Пущенные из тугих луков каленые стрелы настигали неприятеля даже на большом расстоянии. Для защиты славяне использовали шлемы и прочные «рубашки» из мелких металлических колец- кольчуги, надежно предохранявшие тело.

Если враг намного превосходил славян численностью, те не вступали в сражение, а спешили покидать дома и прятались: кто в лесной чаще, кто в высокой траве, кто на спасательном островке по среди топкого болота, а кто, срезав трубку из тростника, опускался на дно реки или озера. Выставив на поверхность длинный полый внутри стебель растения, можно было спокойно переждать опасность.

Ворвавшиеся в славянский поселок враги напрасно надеялись чем-то поживиться. В плетенных из хвороста и обмазанных глиной лачугах под крышей из соломы взять было нечего. Застать славян врасплох не удавалось, и они успевали зарыть все самое драгоценное в землю или поместить в

6 тайник в дупле дерева, меж корявых корней старого пня или других укромных местах.

Иногда славяне делали вид, что испуганы и, завидев врага, бежали врассыпную. Преследователи устремлялись за ними, предвкушая легкую победу, но не тут-то было. Славяне были мастера на всякие хитрости. Притворное бегство позволяло им заманивать недругов в лесную глушь в заранее приготовленную засаду. Попав туда, неприятель уже не мог выбраться. Путь ему преграждали то бурелом, то страшные топи, то лесное озеро, то река. Когда враги в полной растерянности искали дорогу назад из этой чащи, на них неожиданно обрушивались славяне. Взлетали тучи стрел, черными молниями мелькали копья, слышались крики и стоны раненых. Непрошенные гости разбиты, многие погибли, а те, кто уцелел, просят пощады. Они сохраняют пленным жизнь и обещают со временем отпустить их на свободу.

Обычно славяне строили свои поселения на возвышенности, на крутом берегу реки, озера: все далеко вокруг видать, и трудно подобраться незамеченным тем, кто не с миром, а со злыми намерениями идет. И к тому же поставленным на взгорке домам не страшно весной никакое половодье: поднимается вода, но не затопит.

Поначалу славяне жили в глиняных хижинах, но потом научились строить бревенчатые избы. В зимнее время дома обогревали сложенной из камней печью. На этом же очаге готовили пищу. Огонь разводили прямо посреди жилища, и дым, и чад выходили через небольшие окна и дверь.

Славяне занимались земледелием и скотоводством. Освоить земледелие древним славянам помогло собирательство – сбор съедобных кореньев, плодов, трав, злаков. Скотоводству наши праотцы научились благодаря охоте. Ловля и приучение молодняка, а также раненых животных, положили начало разведению скота. Некоторые орудия труда, которыми пользовались славяне, существуют и поныне. Это плуг, мотыга, топор, нож, пила, игла. Конечно, они изменились, стали удобнее, но в основе своей все те же. Сеяли просо, пшеницу, рожь, овес, ячмень, лен, горох, разводили коров, лошадей, свиней, овец, держали птицу (кур, гусей, уток). В лесу, в дуплах деревьев, они добывали мед диких пчел, который заменял тогда сахар. Это первоначальное пчеловодство называлось бортничеством.

Свои поселения славяне тщательно огораживали: насыпали высокий земляной вал, а сверху ставили частокол – забор из крепких, заостренных стволов деревьев.

Огороженные места, где можно было чувствовать себя в безопасности, стали называть городами.

Люди и божества

Старейшего и мудрейшего главу семейства славяне избирали вождем племени. Он получал в руки большую власть, и все должны были выполнять волю правителя.

С постановлением веча – народного собрания – не мог поспорить даже вождь: с тем, что решили люди всем миром (всем племенем), приходилось считаться. Самог7о вождя избирали на вече. Если жизнь в племени ухудшалась, не хватало пищи, не было военной удачи, вече выносило свой приговор: нужен другой вождь. И тогда выкрикивали имя другого человека, уважаемого за ум, храбрость и доблесть. Названный большинством соплеменников, становился вождем.

На вече собирались не только для того, чтобы поменять вождя, но и во многих иных важных случаях. Например, когда наступала засуха, гибельная для земледельцев-славян, на вече принималось решение сниматься с насиженного места и отправляться в другие края. Бывало и так, что покидать свои поселения нужно было из-за морового поветрия – так назывались опасные заболевания, от которых умирало много людей. На вече обсуждались вопросы, с кем из соседей жить в мире, согласии, а с кем воевать, с какими купцами торговать, а с какими не иметь дела.

Торговля у славян шла бойко. Они продавали звериные шкуры, хлеб и рыбу, воск и мед, а покупали ткани и украшения, соль и пряности.

Постепенно власть вождей возрастала. Все больше и больше самых разных вопросов жизни племени зависело от них, а не от веча. Они становились высшими судьями, и какой выносили приговор, так и поступали с провинившимися в чем-то людьми. Позже вождей стали называть князьями. Князь – значит военный предводитель.

Славяне рады были бы жить в мире, но им нередко приходилось воевать: то они защищали свои владения от чужеземных завоевателей, то вынуждены были идти в дальние или ближние земли за добычей. И поэтому было важно, кто встанет во главе их рати и поведет в жаркую битву. Оттого сильному в бою, опытному князю соплеменники готовы были безропотно подчиняться, признавать его верховную власть над ними, мириться с тем, что ему достается большая часть захваченных богатств и военных трофеев.

Приходилось закрывать глаза и на то, что князь приблизил к себе и щедро одаривает отборных молодцов – кто ростом повыше, да в плечах пошире. Из них он собрал удалую дружину – воинский отряд и ходит с ним в походы, дает отпор неприятелю, по осени ездит в полюдье на сбор дани с покоренных племен.

Велика была власть князя, многое ему было под силу. Но перед грозной природой и ее тайнами он был так же беспомощен, как и любой другой человек племени.

Люди не могли понять, от чего гремит гром и сверкают молнии, от чего горит огонь и льет дождь, почему день сменяется ночью, а лето – зимой. И

8 все недоступные их разуму явления природы стали объяснять вмешательством всемогущих божеств – высших сил. Так, например, в представлении славян, грозу на землю посылает бог-громоотвержец Перун. Он повелевает всеми силами небесными и мечет из огромного лука огненные стрелы. Славяне почитали Перуна как высшего бога. Поклонялись они так же Велесу – покровителю скота, домашних животных, пастухов и торговцев, а бога солнца Даждьбога считали своим прародителем. К нему взывали, когда пахали землю и сеяли зерно, молили об обильном урожае. Повелителем ветров был Стрибог, творцом всего живого на земле – Род. Славяне верили, что от него зависят и продолжительность человеческой жизни, и сколько детей будет в семье.

Славяне делали изображения своих богов из глины, дерева и камня и устанавливали их фигуры на видном месте – на крутых склонах, холмах и возвышенностях, на перекрестках дорог.

Славяне думали, что они живут в окружении всяких неведомых сил – духов. В воде – озерах и реках – всем ведает и распоряжается водяной. Славяне считали, что он для запугивания людей громко хохочет и хлопает в ладоши. Может подражать речи животных или человека (ухает, крякает, стонет, воет, блеет). Водяной любит заманивать путников в свой подводный дворец. Выглядит он так: на пухлом лице красные горящие глаза-уголья, хвост рыбий, тело покрыто чешуей и тиной, вместо рук лапы с перепонками. Думали, что водяной обладает способностью к превращениям и оборачивается то бревном, то рыбой, то свиньей, коровой или собакой. Любит ездить верхом на соме. Место жительства выбирает глубокое, любит селиться под мельницами.

В лесу хозяйничает леший и баба Яга. Леший – дух леса, который живет в дупле старого дерева и наводит на людей ужас своими протяжными завываниями, жутким хохотом, стоном и плачем. Он любит петь, но в его песне нет слов. Песня дольше напоминает шум деревьев при сильной буре. Леший – хозяин леса и повелитель зверей. Выглядит он наполовину как человек, наполовину как зверь. На нем звериная шкура, на голове рога, а ноги кончаются не пальцами, а копытами. Глаза у лешего зеленые и светятся в темноте. По своему желанию он может быть не больше гриба-мухомора, и тогда его не сыскать среди травы и палой листвы, а может стать вровень с самыми могучими и высокими лесными великанами – дубами, елями и соснами. Люди побаивались лешего. Если кто-то заблудился в лесу, потерял тропинку, которая вела назад, к дому, значит в том виноват лесовик. Это он сбивает с пути человека, заставляет его кружить в глухой чаще на одном и том же месте.

Кикиморы – злые духи человеческого жилища, либо леса (кикиморы болотные). Представлялись восточным славянкам кА женщины – невидимки, сгорбленные, безобразные. Они неряшливы, ходят в лохмотьях. Могут выжить хозяев из дому, вредят животным, особенно курам. Враждебны мужчинам, бьют посуду, беспокоят ночью, бросаются луковицами. Но в то же время, если хозяйка нравится могут помогать печь хлеб, мыть посуду, заботиться о скоте.

В доме тайно командовал домовой. Домовой – это дух дома, любитель пошалить, пошуметь, но он всегда готов помогать и защищать, заступаться за тех, кто в этом нуждается. Чтобы в доме все было хорошо, никто не болел и не попадал в беду, нужно было домовому выставлять угощение. Лучше всего мед на хлебе или блюдце с вареньем. Тогда сладкоежка домовой останется доволен, а в доме будут мир, покой и согласие.

Долго держалась у славян вера в чудодейственную живую и мертвую воду, в обладающих волшебной силой птиц, которые приносят людям счастье или горе.

С большим уважением и даже со страхом относились славяне к волхвам, или, как их иначе называли, волшебникам, кудесникам. Ведь только им дано

10 знать волю божеств, понимать по тайным знакам и приметам, чего те хотят. Волхвы учили людей совершать особые обряды, обращаться к богам с молитвой, чтобы их умилостивить, говорили, когда нужно приносить им дары – жертвы. Например, у подножия вырезанной из могучего дуба статуи Перуна в виде высокого мужчины с большой, выкованной из серебра головой и золотыми усами волхвы требовали оставлять битую птицу, мясо, хлеб.

Чтобы защитить себя от гнева божеств и злых духов, недобрых сил и дурного глаза, славяне придумывали различные обереги – предметы, которые будто бы спасали от напасти и отводили колдовские чары. У каждого человека при себе были амулеты в виде медвежьего когтя, волчьего зуба или кабаньего клыка. Дома на видном месте ставили вырезанную из дерева фигурку домового, чтобы берег покой, сторожил жилище от воров и хранил от пожара. Заступницей женщин была Мокошь, и потому многие славянки носили на шее или на груди изображение этого божества. Оберегами могли быть всякие знаки и узоры на предметах повседневного быта и обихода: на ложке, на гребешке, на ручке ножа или кувшине. На одежде, покрывалах, полотенцах и платках тоже были обереги: особая цветная вышивка или красивый рисунок на ткани. Славяне носили амулеты-обереги. По их представлениям, они защищали людей от бед и злых духов. На амулетах из металла, дерева и глины изображали солнце, огонь, воду и растения.

Большие надежды славяне возлагали на защитную силу слова. Произнося заветные заклинания, которые держались в большом секрете, древние люди хотели прогнать беду, испугать врага, победить болезнь, не поддаться страху.

Славянская азбука и крещение Руси

24 мая южные и восточные славяне отмечают праздник славянской письменности. В этот день чтят память создателей славянской письменности братьев Мефодия и Кирилла. Родились они больше тысячи лет тому назад, в греческом городе Солуни. Их отец был богат и знатен. Мальчики жили в огромном доме, где их окружала роскошь, а слуги спешили исполнить любое желание.

Старший из братьев, Мефодий, с ранних лет проявлял интерес к знаниям. Его наставляли в науках приглашенные отцом домашние учителя. Потом он поступил на военную службу и так хорошо справлялся со своими обязанностями, что скоро, несмотря на молодость, занял очень высокое положение. Сам византийский император покровительствовал способному юноше и назначил его правителем Македонии – подвластной Византии страны, основным населением которой были славяне.

Не отставал от Мефодия и младший брат Кирилл. Он тоже получил домашнее образование, легко разбирался в научной литературе. Кириллу еще не было пятнадцати лет, когда его с согласия отца пригласили жить в императорский дворец, где он воспитывался и обучался с малолетним сыном императора Михаилом.

Жизнь обоих братьев складывалась так, что они могли бы стать более богатыми, чем их отец. Как люди, приближенные к императорскому дому, они могли бы ни в чем не нуждаться.

Но братья выбрали иной жизненный путь. Они увенчали себя великой славой как проводники христианской веры и сеятели книжных знаний среди славянских народов.

Многие славяне в то время еще покорялись древним богам. И братья решили открыть славянам истину христианства, пролить на них свет Божественного слова. Для этого потребовалось изложить на родном языке славян те священные книги, в которых говорилось об Иисусе Христе. С этой задачей братья удачно справились: Кирилл составил особую азбуку и затем вместе с Мефодием перевел наиболее важные места из священных книг на язык славян. Люди не могут удерживать в голове все, что нужно знать и помнить. Сама жизнь заставляла придумывать разные способы, как лучше сохранить важные и полезные сведения. Доходило до того, что купцы, боясь забыть какие-то цифры или условия торговой сделки, прибегали к помощи посторонних свидетелей.

Надежнее запоминать информацию при помощи письма – особых знаков, которыми изображаются слова, слоги, звуки или буквы. Неизвестно, как слагали слова древние славяне, какая азбука у них была, но на белых дощечках они процарапывали или вырезали черточки и углубления, с помощью которых передавали свою мысль, сохраняли то, что надо было запомнить. Следовательно, они уже умели читать и писать.

Однако Кирилл и Мефодий создали для славян письменность, которая была для славян гораздо проще, понятнее и значительно удобнее в

12 использовании. Азбука Кирилла насчитывает сорок три буквы и включала в себя так же и цифры.

По разным славянским землям прошли неутомимые братья. И всюду они несли людям слово Божье, проповедовали и прославляли Христову веру. И там, где побывали Кирилл и Мефодий, славяне изъявляли горячее желание креститься. Христианами стали болгары и сербы. В разных славянских странах получила распространение изобретенная Кириллом азбука – кириллица. При князе Игоре дошла она и до Руси.

Создание славянской азбуки принесло большую пользу: люди становились грамотными, развивалась культура, распространялись книги на славянском языке.

Кириллицей пользуются и в сегодняшние дни.

В конце 10 века Русь приняла новую веру – христианство. Она связана с именем сына Божьего Иисуса Христа. Началом Крещения считается 988 год. Но и до этого некоторые жители Руси были христианами. Например, княгиня Ольга была первой из правителей Руси, принявшей христианскую веру. Но крестил всю Русь ее внук – Владимир Святославович.

Верным помощником Владимира в крещении Руси и вытеснении старой нечистой веры был дядя князя по имени Добрыня. Он и стал тем самым Добрыней Никитичем, хорошо знакомым по русским народным сказкам.

Главный сказочный подвиг богатыря – это победа над Змеем Горынычем Змей Горыныч – это мир прежних славянских божеств и духов, которым поклонялись на Руси до принятия Христианства.

Против Новгородцев Добрыне пришлось применить силу. Они наотрез отказались сменить веру и заявили, что лучше умрут, чем отдадут своих богов на поругание. Жители даже не хотели пускать Добрыню в город, а, когда он с воинами подошел, оказали ему отчаянное сопротивление. Завязалась ожесточенная схватка, но в итоге новгородцам пришлось покориться и принять крещение.

Введение христианства позволило Руси стать более грамотной и культурной страной: распространялась славянская азбука и письменность, возводились каменные церкви и соборы, строились монастыри. Во время правления Ярослава Мудрого воздвигли в Киеве Софийский собор – главный храм города. При храмах создавались первые школы. Монахи, жившие при монастырях, писали летописи.

Христианство учило людей не совершать плохих поступков, любить людей, помогать бедным и больным, уважать родителей.

Варяги

История зарождения нашего государства уходит в древнейшие времена. Современные археологические изыскания позволяют утверждать, что фактическая история Руси началась гораздо раньше, чем летописная.

С глубокой древности земли восточных славян известны как Русь или Рос. Историки по-разному объясняют происхождение этого названия. Одни считают, оно образовалось по именам рек Росси и Россавы, на берегах которых жили восточнославянские племена. Другие придерживаются мнения, что слово Русь пришло вместе с варягами – выходцами из сурового северного края Скандинавии (теперь там находятся государства Швеция и Норвегия).

Изначальная Русь была населена не только славянами, но и многими другими племенами. Известно, что имя руссов, помимо славян и варягов-русь, носили, по крайней мере, три разных по происхождению народа. В исторической науке есть точка зрения, что Единая Русь сформировалась как бы из трех: Приднепровской, Балтийской и Аланской. Это и стало основным ядром Древнерусского государства.

Славяне активно торговали со своими ближайшими соседями. По водному пути «из варяг в греки», который шел из Балтики по рекам Неве, Волхову и Днепру, далее в Черное море, достигая славившегося своей торговлей Царьграда – столицы могучего в ту пору государства Византии. Но нередко на торговые караваны нападали воинственные племена хазар и печенегов. Они широко расселились по бескрайним степям, разводили скот, передвигаясь в поисках новых пастбищ с места на место. Вот от этих степняков не было покоя ни варяжским, ни славянским купцам. Товары, которые они везли на продажу, были желанной добычей для хазар и печенегов. В расчете на легкую поживу, они то и дело подкарауливали тяжело нагруженные ладьи и нападали на них. И тогда варяги, и восточные славяне общими усилиями стали бороться против чинившего им большой урон недруга. Все чаще и чаще они вместе проводят свои суда по опасным участкам, вместе отбиваются от степняков.

Может быть, именно поэтому, когда началась у славян затяжная распря из-за того, где какому роду и какому племени жить и хозяйничать, кому и какому вождю – старейшине подчиняться, вспомнили о варягах.

Свой выбор военачальники остановили на варяжском военачальнике Рюрике и пригласили его властвовать в их землях. Рюрик приплыл с дружиной в славянский город Новгород и стал там править. После Рюрика правил Олег, приходившийся ему родственником. У Рюрика был сын Игорь, но по молодости лет он еще не мог стать правителем. Олег расширил свои владения. В 882 году он захватил главный город полян Киев и стал его правителем.

Объединение Новгорода и Киева укрепило Русь, а позднее Олег подчинил, заставив платить себе дань, древлян и другие восточнославянские племена. Он водил свою дружину на Царьград и вернулся оттуда с

14 несметными богатствами: привез много золота, серебра, дорогих тканей и установил с греками (византийцами) выгодные для Руси отношения.

Олега в народе прозвали Вещим – всезнающим, проницательным, способным совершить то, что другим не под силу. Он княжил тридцать три года и умер, по одному из преданий, от укуса змей. Если верить сохранившейся легенде, встреченный им однажды волхв (кудесник) предсказал ему смерть от любимого коня. Осторожный и суеверный князь расстался со своим верным скакуном, но это его не спасло, много лет назад, оказавшись там, где лежали выбеленные солнцем кости его коня, Олег был ужален гадюкой. Это предание и легло в основу известного произведения А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге».

После смерти Олега Русью стал управлять сын Рюрика князь Игорь. Много стараний он прилагал, чтобы шла о нем слава как о мудром властителе и добром воине. Но далеко было Игорю до Вещего Олега. Желая повторить победоносный поход Олега на Царьград, Игорь снарядил туда десять тысяч кораблей, но потерпел жестокое поражение от византийского флота. Два года спустя русский князь, собрав большую дружину, вновь появился у византийских берегов. У него было достаточно сил, чтобы угрожать самому Царьграду, однако правитель Византии император Роман Лакапин предложил русскому князю богатые дары на всю дружину, если тот с миром уйдет из его владений. Игорь согласился на эти условия, считая их выгодными, а греки обрадовались, что так легко отделались: ведь подойди русские к Царьграду, пришлось бы откупаться более высокой ценой.

В это время на Русь стали часто нападать печенеги. Раньше они грабили русские купеческие караваны на торговых путях. И было их устрашающе много. Отважные, свирепые, не знающие усталости, они за считанные часы могли преодолеть на своих резвых, свирепых лошадях огромное расстояние и появиться там, где их никто не ждал. Внезапно, с дикими криками, окружив неприятеля, они обрушивали на него град стрел, пущенных из тугих дальнобойных луков, а потом действовали копьями. Если встречали сильный, ожесточенный отпор, так же мгновенно, как нападали, скрывались и без труда уходили от преследования. Подобно варягам, за деньги печенеги были готовы выступить на любой стороне и обычно оказывали военную помощь тому, кто больше заплатит.

Однажды огромное войско печенегов оказалось на подступах к Киеву. Но не удалось степнякам застать русских врасплох. Князь Игорь, заранее предупрежденный об опасности, успел собрать большую рать, и она вышла навстречу врагу. Печенеги не решились принять сражение и повернули вспять. Позднее князь Игорь заключил с ними мир, и они какое-то время не только не тревожили Русь своими набегами, но даже в составе Игоревой дружины ходили на Византию.

И, возможно княжил бы князь Игорь до глубокой старости, да погубила его непомерная жадность. Удерживая под своей властью восточнославянские племена и земли, что присоединил еще Олег, Игорь

15 всегда с большой охотой отправлялся собирать с них дань. И вот как-то он пошел за данью в страну древлян, взял с них что положено и уже пустился с ними в обратный путь, да передумал: решил еще больше запросить. К тому же и дружина роптала. Воины жаловались на то, что грядет зима, а они разуты и раздеты и оружие у них старое. Отослал Игорь дружину с тем, что собрал в Киев, а сам с малым отрядом вновь явился к древлянам и потребовал от них дополнительную дань. Видя такую ненасытную жадность князя, древляне вознегодовали и жестоко расправились с ним, с его людьми, убив всех до единого.

После смерти Игоря власть перешла к его вдове Ольге. Обычай того времени требовал: кровь за кровь, око за око, зуб за зуб, жизнь за жизнь. И Ольга, став правительницей Руси, первым делом отомстила за мужа и успокоилась лишь тогда, когда более пяти тысяч древлян нашли смерть от рук ее воинов. Однако из печального опыта мужа княгиня извлекла полезный урок: изымая дань, надо знать меру, алчность до добра не доведет.

Ольга прослыла справедливой и мудрой правительницей. Она установила мудрые порядки, стараясь сделать так, чтобы среди людей жила правда, а зло было наказано.

Крепки были на Руси обычаи старины, тверда вера в Перуна и других славянских божеств. И Ольга вынуждена была поклониться всему, чему некогда поклонялись предки и что теперь почитали родичи. Но в глубине души княгиня считала, что время прежних богов прошло безвозвратно. Они были хороши, когда славянские племена жили подобно диким зверям в дремучих лесах. Теперь же настали другие времена. Множество русских земель объединилось вокруг Киева, и нужна была новая вера, которая несла бы свет правды и добра. И такая вера была у греков в Византии. Называлась она христианской, а люди этой веры – христианами.

По представлениям христиан, и небо, и землю, и все, что есть на небе и земле, сотворил Бог.

Сын Божий Иисус Христос, однажды пришел на землю и учил людей быть добрыми, любить Бога больше всего в мире и любить других людей, никого не обижать и никому не делать зла.

Побывав в Царьграде с его великолепными храмами, увидев, как живут греки, русская княгиня решила принять христианскую веру. Она хорошо понимала, как много дает человечеству христианство, сколько в нем блага для людей, как оно смягчает сердца и укрепляет дух. Ольга хотела видеть крещеной, то есть принявшей христианство, и всю Русь.

Еще при Игоре в Киеве был поставлен храм Ильи Пророка, и молилось там много людей из дружины, а также тех, кто состоял при дворе князя. Надеялась Ольга, что вслед за ней найдутся и другие желающие обратиться в новую веру. Но лишь немногие последовали ее примеру. Даже сын Ольги Святослав отказался креститься. Это был князь-воин. С малых лет он водил в походы большую храбрую дружину, искал славу и добычу с оружием в руках. Святослав не находил нужды отказываться от древних славянских

16 божеств. Новая вера, которую приняла мать, была непонятна Святославу и не подходила для его простой и грубой жизни. И сам Святослав, и его воины считали христианскую веру слишком мирной и кроткой для таких храбрецов и молодцов, как они. Все княжение Святослава прошло в походах и сражениях. Своих противников он заранее извещал: «Иду на вы!» («Иду на вас!»). Он подчинил Киеву Вятичей, разгромил Хазарское царство и покорил всех, кто платил хазарам дань. Закрепившись в Черноморье, на Дунае, в Болгарии, Святослав стал подолгу жить в городе Переяславце на завоеванной им земле, а в Киеве его и видно не было. Он наведывался туда лишь изредка, наездами. Этим однажды воспользовались печенеги: зная, что князя поблизости с дружиною нет, они осадили Киев. Насилу успел Святослав вовремя прийти на выручку и отогнать печенегов в степи.

С историей нашей Родины мы соприкасаемся ежедневно: у стен древней крепости, старинного дома, памятников архитектуры. История древних славян находит отражение в сказках, былинах, сказаниях, народных праздниках. Каждый гражданин своей страны должен знать истоки своих корней, понимать и представлять себе то время, когда жили предки в глубокой древности, уважительно относиться к культурным традициям своего прошлого.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)