Хозяйственная деятельность пимских хант в течение ХХ века
На территории России проживает сейчас около 60 малочисленных народов, общая численность которых составляет более 440 тыс. человек (0. 3 % всего населения России). Промышленное освоение территорий традиционного расселения большинства малочисленных народов осуществлялось без учёта экологических, экономических, социальных последствий такой деятельности и обернулась настоящим бедствием для этносов. Нарушена природная среда обитания многих малочисленных народов, значительно сократились площади, пригодных для ведения традиционных отраслей хозяйства.
Государство на протяжении десятилетий не уделяло должного внимания малочисленным народам. Самобытная культура народов деформировалась. Проблемы малочисленных народов решались, прежде всего, без учёта их национальной специфики.
Влияние географической среды на становление хозяйственной деятельности пимских ханты.
Пимские ханты живут в основном по берегам реки Пим и по его притокам.
« Река Пим берет начало из небольшого озера, расположенного на той же водораздельной тундре, из которой вытекает и р. Тром – Югань. Река Пим течёт сначала на юго-запад, до впадения в реку Юкконь – Пима (60 верст), далее направляется на юго-восток до впадения р. Вать – егана (70 верст) наконец, до устья течет в южном направлении (170 верст), Пим впадает в Обь с правой её стороны, на 5 верст ниже села Тундринского. При устьё Пима по обе стороны находится сор (низменное луговое пространство) которое в половодье соединяется с Ляминским сором, образуя одно водное пространство. Длина течения Пима, не считая изгибов, составляет 300 верст.
Пим принимает в себе 14 притоков. Течение Пима быстрое с извилистыми поворотами. Русло его песчаное, камней нет. По этой реке нет судоходства, Фарватер сильно засорен. Осенью на реке мелкие перекаты. »
Пимские ханты проживают в бассейне реки Пим. Бассейн реки расположен в центральной части Западно-Сибирской равнины.
Большая часть территории входит в зону тайги. Преобладают низинные, сильно заболоченные массивы, где растёт множество клюквы. Болота чередуются с разряжёнными сосновыми лесами на песчаных отложениях. В низинных местах есть берёза, осина, кустарники. Леса богаты брусникой, морошкой, черникой и голубикой, много различных грибов, здесь растут знаменитые сибирские кедровые орехи. Таёжная фауна богата млекопитающими, большинство которых имеет промысловое значение.
Климат характеризуется продолжительной холодной зимой и коротким летом, что делает территорию малопригодной для развития земледелия.
Примерно 4 тыс. лет тому назад пришли на эту территорию кочевники-степняки Угры. Территория, на которой расселены пимские ханты, подчинена администрации г. Лянтора Сургутского района. По истечении времени слились с местными жителями, откуда и пошли сегодняшние ханты и манси. Селились в основном на возвышенностях, т. к. другие места часто заполнялись весенними паводками. Помимо рыбного и охотничьего промыслов ханты занимались выделкой шкур для одежды и обуви. Делали нарты, охотничьи и рыболовные снасти и многое другое.
Таким образом, мы видим, что вся жизнь пимских ханты была связана с природой. Географическая среда (лес, река, болота) и биологические ресурсы (птицы и животные) сформировали основные виды хозяйственной деятельности у пимских ханты: рыболовство, охоту, оленеводство, собирательство.
Хозяйственная деятельность пимских ханты в 1900-1932 года.
Большое и очень важное значение в жизни ханты отводилось оленеводству.
«Пимские остяки все без исключения оленеводы; безоленьих среди них нет. Выбор ими места для поставки зимних юрт обусловливается достаточным количеством на нем корма для оленей, поэтому зимой пимское население проживает главным образом по притокам этой реки в бревенчатых юртах, расположенных в борах, частью при самых притоках, частью в незначительном расстоянии от них. Летом население проживает на самых берегах притоков в особых бревенчатых, и отчасти берестяных, юртах.
По реке Пим в 27 населенных пунктах проживает:
- 28 – хозяев, расселены в 29 юртах. Имеется 236 оленей и 29 собак.
- У 5 хозяев – 6 неводов.
- У 8 хозяев – 16 сетей. (По 1-4 шт. у каждого хозяина).
Рыбу промышляют исключительно мордами, которых имеется от 3-до 10 шт. на хозяина».
Значительная жизнь ханты связана с водой. Ханты всегда находили способы преодоления водных препятствий, а в последствии изобрели великолепное средство передвижения по воде. Лодка, изготовленная из цельного ствола дерева, называется облас.
В жизни ханты рыба является главным продуктом питания в течение всего года. Они употребляют её в варённом и в сыром виде.
Во все времена года ханты умеют добывать рыбу. Очень древняя снасть для добычи рыбы - «морда». Конструкция ловушки позволяет рыбе попасть в неё как по течению реки, так и против. «Мордой» ловят рыбу в течение всего года.
В пимских водах водятся щука, язь, чебак, сорога, окунь, ёрш. По озёрам – карась, гольян.
Главным занятием, имеющим первостепенную важность в жизни пимских ханты, во все времена была охота. Охотой они кормились, она их одевала и обувала. Меха ценных зверьков шли в обмен на всевозможную домашнюю и хозяйственную утварь.
Охотились с помощью специальных ловушек, самоловов, луков. Охота с помощью лучных стационарных самострелов была запрещена в первые годы советской властью. Но их применение не прекращалось до тех пор, пока не появились изыскательские экспедиции. Большую помощь охотнику оказывает собака.
Ранний и осенний охотничий промысел ханты осуществляют вблизи своих постоянных жилищ. Затем они уходят вместе с семьями в дальний урман, где проживают в охотничьих избах. Перемещаются они на оленьих упряжках в несколько нарт, а не имеющие оленей – своим ходом или с помощью собак. Иногда предварительно готовят лыжню.
Одним из главных видов промысла на пушных зверьков является охота на белку. Беличье мясо мягкое и вкусное является одним из лакомых блюд ханты.
Особенно ценили мех соболя, хотя для своих нужд его почти не употребляли. Кроме промыслового пушного зверя – белки и соболя – добывают зайцев, лис, выдр, колонков.
Водоплавающую дичь ханты не промышляли. На боровую дичь охотились в том случае, если отсутствовало лосиное или оленье мясо.
Вывод: из данных следует, что ведущим видом хозяйственной деятельности было рыболовство, большая часть рыбы потреблялась местными жителями, остальная шла на продажу.
Богатыми оставались охотничьи угодья (белка, соболь, лиса), но эта добыча вся отправлялась на продажу. Земледелием и скотоводством пимские ханты не занимались.
Итак, на рубеже нач. ХХ - до 1932 года хозяйственная деятельность пимских ханты обеспечивала им устойчивое существование. Однако последовавшие вскоре революции, Гражданская война, голод 1922 года, коллективизация в корне расшатали «благосостояние края и вызвали большую экономическую разруху».
Хозяйственная деятельность пимских ханты с 1932-1950 годов.
Советская власть в тайгу пришла не сразу, намного позже, чем была провозглашена в центральных районах России. В этом сыграли свою роль отдалённость и труднодоступность здешних мест. В 1932 году на берегу реки Пим при впадении в неё притока Вачим Яун возник посёлок, названный по названию реки-Пим, а в 1941 году был образован Пимский сельский совет с центром в посёлке Пим. (В последствии переименован в г. Лянтор). Председателем сельского совета был избран ненец по национальности - Айваседа Л. С. Время возникновения Пимского сельского совета связано с коллективизацией. На территории Пимского сельского совета был создан колхоз им. М. И. Калинина. Сюда вошли юрты Пима. (Всего в Сургутском районе их было 60, около 30 колхозов и рыбартелей распологались в национальных населённых пунктах и местах компактного проживания малочисленных коренных народов Севера. Практически все коренные малочисленные народы Севера, проживающие на территории района были зачислены в эти колхозы и рыболовецкие артели). В него «собрали» все родовые угодья жителей, орудия лова рыбы и зверя, личные стада оленей». В это время в колхозах появились лошади, овцы, куры, крупный рогатый скот.
По количеству скота и надоев молока в Пимском сельском совете, можно говорить о том, что развитие скотоводства было навязано «с верху», без учёта уклада традиционных занятий пимских ханты и местных природных условий.
В 1948 году основная часть населения работала в колхозе, где помимо 1 лошади и 2 коров насчитывалось 500 голов оленей.
К началу 1950 годов в национальных колхозах района содержались общественные поголовья оленей.
Ещё при колхозах начались уменьшаться стада оленей. За оленями нужен постоянный уход. Олени оставались без присмотра. Они уходили, смешивались с дикими. Колхозы делали попытку заводить общественное стадо, пригоняли оленей с северных районов. Но положительного результата не было. В итоге, часть оленей пришлось забить.
Сравнивая периоды с:
- Нач. ХХ в. – 1932 год – 236 оленей
- 1948 год - 176 оленей
- 1950 год - 127 оленей
Наблюдается снижение поголовья оленей в личных подсобных хозяйствах, т. е. коренное население, отрывается от традиционного ведения хозяйства.
В 1950 году 11 декабря вышло Постановление Совета Министров СССР «Об оседании и сселении коренного национального населения северных районов страны и оказании им всемерной помощи и поддержки государства». На основе этого постановления в 1958 году Пимский сельский Совет был ликвидирован. Жилые дома (их было 57) разобрали и перевезли в совхоз «Тундринский», а «национальное население не захотело там жить и уехало обратно в Пим, где живёт в чумах, и снова 273 человека ведут полукочевой образ жизни».
Несмотря на огромную пропагандистскую кампанию партийных комитетов, процесс сселения осуществлялся очень медленно. Главной причиной этого явилось нежелание аборигенного населения ломать привычные устои жизни, рушить традиционный уклад. Вторая причина – отсутствие необходимого количества жилых домов и учреждений социального и культурно-бытового назначения. Может быть, официально и нельзя назвать насильственным сселением хантыйских семей в единое коллективное общество. Однако люди, проводившие усиленную агитацию для осуществления данной акции, проявляли элементы насилия. Так началась трагедия целого народа.
От рождения и по натуре вольные люди должны были изменить свой образ жизни, традиционные занятия. Скученность населения никак не способствовала благоприятному ведению традиционных занятий. Не хватало мест для промысла рыбы, пушнины. Людей, вечно живущих отдельно от своих соседей и привыкших к уединению в своих делах, плотное соседство угнетало. У пимских ханты в это время было трудно с пищей. Им иногда приходилось голодать. Свежей рыбы нет или недостаточно. Запасы вяленого мяса истощаются, а свежее не всегда можно добыть. Охотиться на оленей, в это время было запрещено. Попавшись с поличным, охотник привлекался к уголовной ответственности.
В решении вопросов по переводу на оседлость полукочевого национального населения допускались серьёзные ошибки. Вся работа сводилась к строительству жилых домов, и недостаточно уделялось внимание строительству производственных объектов, бытовых мастерских для того, чтобы занять всё трудоспособное население в общественно-полезном труде, разрушались культура, быт, традиции, забывали язык. В декабре 1968 года на основании решения Сургутского райисполкома от 12 августа 1968 года Пимский сельский совет был восстановлен.
Трансформация традиционного хозяйства пимских ханты в современный период.
В эпоху «большой нефти» проблемы народа ханты обострились. Быстро истощаются биологические ресурсы – основа жизни этого народа. Вплотную надвинувшаяся экологическая катастрофа, неприкрытая экспансия, колонизаторские замашки покорителей Севера привели к настоящему социально – экономическому кризису коренного населения. Встает вопрос о выживании целого народа.
Традиционные виды хозяйственной деятельности являются основой всей жизнедеятельности аборигенных народов Севера. Традиционное природопользование остаётся основой сохранения аборигенными народами традиционного образа жизни, которое на протяжении ХХ в. подвергалось насильственной трансформации.
На территории Лянторского городского населения проживает 283 ханты. Ханты, проживающие в национальном посёлке г. Лянтора, занимаются в различных отраслях хозяйства: промышленность, торговля, образование, здравоохранение. Лесные ханты проживают на родовых угодьях.
Как изменилась хозяйственная деятельность пимских ханты в нач. ХХ в, можно рассмотреть на примере хантыйской семьи Колывановой Ольги Ивановны.
Колыванова О. И. (Девичья фамилия Рынкова, этот род прослеживается на протяжении более 100 лет). Родилась в 1950 году, на реке Вынга. В 17 лет вышла замуж и переехала на Мельтон-речку. Через 13 лет совместной жизни муж утонул. После смерти мужа переехала на речку Аношкина, где прожила 14 лет. С 1992 года проживает в городе Лянторе, в национальном посёлке, имеет родовое угодье, которое не пригодное для использования и ведения традиционного хозяйствования. Детей трое. Есть внуки. Все живут в лесу. Отец и мать Ольги Ивановны – Рынковы имели четверых детей, жили в лесу, дед Ефим Андреевич и бабушка Анна Фёдоровна Рынковы имели семерых детей и жили в лесу. Родители и бабушка с дедушкой вели традиционную хозяйственную деятельность. Что сегодня имеют дети Колывановой О. И.
1. Колыванов Арестарх Романович (сын, 1970 год рождения, 28 мая), живёт на реке Камаринка (24 км. от Лянтора), имеет дом (зимний и летний), лабаз, «Буран» с 2000 года, ружьё – одно, 2-3 обласа, 2 топора, 2 мардушки, нарты, сани, мотор для лодки, своя электростанция, охотится на выдру, не работает. Оленей нет. Имеет двоих детей.
2. Рынкова Клавдия Романовна (дочь, 1972 года рождения, 28 октября), живёт в лесу, на родовом угодье 17, на реке Вынга (80 км. от Лянтора). Не работает. Имеет трёх оленей. Имеет дом (зимний, летний), лабаз. Собирает ягоды, рыбачит. Имеет сына 8 лет, который учится в интернате в Лямино.
3. Тайбина Лариса Романовна (дочь, 1975 года, 10 августа), живёт в лесу, около брата, на реке Камаринка. Второй брак. Имеет двоих детей. Оленей нет. Имеет дом (зимний, летний), лабаз, мардушки, не работает.
Из беседы с семьями Колывановой – Рынковой – Тайбиной выяснилось, что если бы они не заключили договор сотрудничества с «Лянторнефть», то прожить было бы самостоятельно сложно. С февраля 1992 года в ХМАО осуществляется работа по отводу земельного фонда под родовые угодья. На территории, подведомственной г. Лянтору 25 родовых угодий. (Согласно Положению «родовые угодья – естественно природный комплекс территорий: леса, реки, их берега, озёра, болота, луга, пастбища, на которых исторически сложились образ жизни и форма традиционного хозяйствования аборигенных жителей ХМАО»), т. к. причина в том, что с приходом «Большой нефти» произошла деградация оленьих пастбищ и загрязнение окружающей среды (реки и озёра), где интенсивно осваивается нефтегазовые месторождения, куда сбрасываются большие объёмы хозяйственно-бытовых стоков (сегодня в округе потеряно более 100 таёжных рек).
В зависимости от экономической ситуации, а также господствующей идеологии государство проводит разную политику в отношении малочисленных народов. И следует отметить, что активной стороной, вносящей изменения в эти отношения, до сих пор выступает государство. Обратная связь существует, но она недостаточна для паритетных отношений.
Исторически сложилось три подхода к решению проблемы малочисленных народов:
- Явная или скрытая политика ассимиляции аборигенных народов, при явной - игнорируется вся национальная специфика, при скрытой - сохраняются некоторые атрибутные признаки в области культуры и языка.
- Второй подход- это опека коренного населения. Он предполагает предоставление ему возможности вести привычный образ жизни при интенсивной государственной поддержке. Объем и формы этой поддержки зависят от материальной возможности общества.
- Третий вариант – это практическое невмешательство в образ жизни малочисленных народов.
Первый подход оказался ошибочным. В полной мере ассимилировать малочисленные народы не удалось ни одной системе правления. Третий подход возможен, когда нет взаимного пересечения интересов. Второму подходу дать однозначную оценку невозможно. В сегодняшней ситуации без государственной поддержки патриархальному укладу, как абсолютно неконкурентоспособному по отношению к современным формам хозяйствования, не выжить.
На основе выше сказанного можно сделать следующий вывод, что основой жизнедеятельности Северных народов, в том числе и пимских ханты является традиционное землеиспользование и традиционное хозяйство. Ханты не срубят зря дерево, не сломают ветку, не затопчут цветы, не загубят без нужды животное или птицу. Даже теперь, когда цивилизация подошла вплотную к их жилищу, они стараются сохранить прежний уклад жизни, выработавшейся в процессе взаимодействия с окружающей средой. Здесь лежит ключ к пониманию проблемы сохранения этноса – основа их обеспечения, сохранение адаптивных свойств их организма, традиционного образа жизни, культуры, языка, национальной психологии.
Комментарии