Тема детства в произведении А. Приставкина «Кукушата или жалобная песнь для успокоения сердца»
Забыл я дом арбатский наш, тепло и тишину.
Я брал двухцветный карандаш и рисовал войну.
Лютей и снежнее зимы не будет никогда.
Эвакуированы мы из детства навсегда.
В. Павлинов (1932 – 1985 гг. )
Детство всегда упоминается с эпитетом «счастливое». Подразумевается под этим уютный дом, любящие родители, внимание, обилие игрушек, сказка на ночь
Психологи утверждают, что именно из детства идут удачи или неудачи человека, его амбициозность, состоятельность, востребованность и напротив – замкнутость, черствость, эгоизм, одиночество. Также ученые говорят о подсознательном программировании своей судьбы. Эта «программа» также из детства.
Так говорит наука, но интерес к теме детства, ставшей сквозной в мировой литературе, была и остается на протяжении длительного времени. И в античной, и в средневековой, и в современной литературе писатели ищут факторы, влияющие на судьбу человека. Идя различными путями в исследовании проблемы, авторы сходятся в одном: счастливое детство - состоявшийся человек, несчастное – человек со сложной судьбой.
В повести Анатолия Приставкина «Кукушата или жалобная песнь для успокоения сердца» эта проблема раскрывается, на мой взгляд, с очень неожиданной и специфической для истории нашей страны стороны. Поэтому задачу своей работы я вижу в исследовании этих особенностей, авторской позиции, а также в показе актуальности ее на данный момент.
Сюжет повести очень прост, и, в присущей Приставкину манере, повествование ведется от первого лица. Этим автор достигает не только откровенности, но и сопричастности. Итак, все просто. Детский дом, в устах своих обитателей он именуется «спец». А раз «спец», то и жители его особенные - дети, которые не помнят родства. Не случайно многие из них носят фамилию Кукушкины. В центре повествования кукушата, объединенные не родством, а общей фамилией, которая, как выясняется позднее, не является их собственной. Композиция повести рамочная; начинается и заканчивается произведение одним и тем же событием, внутри которого разворачивается незатейливая история жизни ребят.
«Стая» Кукушкиных стоит особняком в жизни «спеца»: у них одни интересы, они поддерживают друг друга, они по-настоящему дружны. Эти дети далеко не ангелы; у них своя шкала ценностей. Они живут одним днем, не задумываясь ни о прошлом, ни о будущем. Но все меняется с появлением в «спеце» женщины, которая оказывается знакомой отца Сергея, и вносит в душу мальчика смятение чувств, доселе ему не известных. Кукушата начинают задумываться, сопоставлять, анализировать, а главное, задают странные вопросы «воспитателям». Все это нарушает привычный ход событий и приводит к бунту, вследствие которого ребята погибают.
Они погибают А по словам А. Приставкина: «Мир не достоин существовать, если он убивает детей». На фронте сражались миллионы людей, в лагерях томились сотни тысяч репрессированных. Сколько оказалось выброшенных на улицу сирот! Самым «разумным» стало, по мнению кого-то, объединение в «спецы», с глаз долой, чтоб спокойнее жить было. И ведь никто даже не задумался над тем, что ожидает беззащитных мальчишек и девчонок вдали от родины. Что вырастет из этих детей, которые видели только нищету, равнодушие и вечный голод?
По мнению организаторов, «воспитателей» и проверяющих, дорога для этих детей одна: преступный мир и спецлагеря. И объяснялось это очень просто - плохая наследственность. Но ведь родителей не выбирают! И даже в своей известной статье И. В. Сталин писал, что «сын за отца не ответчик». А что происходит на самом деле? «Счастливое» детство обитателей «спеца»- это борьба за выживание. Поэтому каждый воспитанник, пытающийся найти лишний кусок или одежду потеплее, в глазах жителей поселка, а самое главное в глазах воспитателей, есть вор и преступник. А могут ли дети быть врагами? Не мир ли взрослых повесил на них этот ярлык и сделал холодными и циничными. Почему же таким убогим и страшным было существование невинных детей, кто виноват в этом? Лишенные любви, ласки, заботы ребята растут как придорожная трава. Каким холодным и бессердечным человеком надо быть, чтобы поступить так, как люди, которые «воспитывают» ребят?
Все эти дети невольно напоминают черепашат, единственной защитой которых от враждебного неизвестного мира становится панцирь. Но ведь никто не заглянул под панцирь, которым ребята защищали себя.
Да, они неразвиты и малограмотны, но разве это их вина? Дети с восторгом смотрят на конфету, не зная ее вкуса, но, понимая, что это что-то из другой, сказочной жизни. Получив ее, ребята честно делят на всех, а Сергею оставляют самое ценное – фантик. Стараясь хоть как-то насытиться, они воруют картошку с огородов и опять же делят ее по-братски. Из подобных сцен и состоит вся напряженная жизнь ребят с ее редкими и скудными радостями.
Но вот в жизнь ребят врывается новый человек – Мария, знакомая отца Сергея. Благодаря ей кукушата узнали, что существует мир, в котором нет голода, холода, воровства, и у людей бывают праздники. Она вернула мальчишек к жизни, согрела теплом своего сердца, научила улыбаться, напомнила о том, что они дети. Но кроме этого ребята стали понимать, что плохи не они сами, а взрослые, которые создали вокруг них такой мир. Эти люди не имеют понятия ни о чести, ни о совести, хотя им были доверены детские судьбы. Один факт того, что взрослые, сильные, здоровые мужчины не на фронте заставляет задуматься об их порядочности. Но были и другие.
«Крестная мать» кукушат Алевтина Петровна Кукушкина, рискуя собой, спасла многих ребят, дав свою фамилию и тем самым перечеркнув их прошлое. Она была не только милосердной, но и самоотверженной женщиной. А детям было не понять того, что раскрытие подобного обмана чуть не стоило ей жизни.
Но таких людей было до обидного мало, а весь остальной мир доказывал им, что они могут жить только так. И «кукушата», увидевшие другой мир, узнавшие других людей, поднимают бунт, искренне веря, что придет «товарищ Сталин, гений всех народов, лучший друг советских милиционеров». Насмешка? Нет, трагедия
Вчитываясь в страницы, рисующие бунт, поднятый ребятами, я испытываю двоякое чувство. С одной стороны, дети выступают, как варвары и дикари, круша все на своем пути. Но разве это бунт ради бунта? Конечно же нет! Громя усадьбу «Чушки», они выплескивают все обиды и унижения, которые претерпели от этого человека. Своим поступком Кукушата как будто говорят: « Для тебя самое ценное в жизни-свиньи? Так вот, получай!». Это не разбой, а отмщение!
Эти же цели преследовали ребята, идя громить «Наполеончика», сытого и гладкого «блюстителя порядка». А рядом с ним они видят его сына- «карасика», ради которого мать была готова пожертвовать всем. И мальчишки не трогают «Карасика», ограничиваются только разгромом, вдруг осознав, что ребенок для родителей – святое.
Но сильнее всего бумеранг отмщения поразил «Козла». Ведь за его поступками стоят не только равнодушие или жажда наживы, а самое омерзительное из всех преступлений. И хотя пострадала от Козла лишь Сандра, но за нее, как братья за сестру, поднялись все кукушата.
И неужели после всего этого можно говорить о преступности детей, об их испорченности и жестокости? Окружение породило внешнюю оболочку хулиганов, хотя под ней живо то хорошее, что успели им дать любящие родители. Эти дети смогли понять правду и в этих детях путь к спасению. Это увидела Маша, заклиная Сергея, сохранить себя.
На протяжении всего повествования писатель рассказывает о событиях, которые долгие годы от нас скрывали. Сталинизм стал причиной несчастий миллионов людей. Он породил разногласия между людьми, ожесточил человеческие сердца, опустошил души, сделав их безжалостными даже к детям.
Одним из этих детей, испытавших на себе все ужасы беспризорного детства, был и автор повести – Анатолий Приставкин. В начале войны он остался без родителей (отец ушел на фронт, а мать умерла) и долгие военные годы он бродяжничал, пока не попал в детский дом. Герои повести не придуманы писателем, а их быт прочувствован им и пережит.
Детдомовская жизнь для писателя была горькой и страшной, поэтому его довоенное детство в восьмиметровой комнате-коммуналке, где кроме него жили еще 7 человек, казалось ему раем, потому что рядом были мама и отец.
Вся последующая жизнь писателя несла на себе отпечаток лет, проведенных в детском доме. Во всех его произведениях тема поруганного детства была главенствующей. Может, недаром, в последние годы своей жизни он занимал пост советника президента по вопросам помилования, тем самым воплощая в жизнь идею милосердия. И это не случайно, ведь только тот, кто с детства познал горечь и душевную боль, кто видел и переживал невзгоды, может понять и простить, может увидеть в любом человеке то великое и не всегда заметное, что и делает его человеком. Таков Анатолий Приставкин!
В своей повести А. Приставкин решает острейшую проблему становления характера человека, раскрыв перед нами души детей и взрослых, поведав нам их мысли и чувства.
Но проблема, поднятая Приставкиным, открывается перед нами и с другой стороны. Почему количество детских домов и их воспитанников не уменьшается, а неуклонно растет? Почему молодые люди, вышедшие из воспитательного учреждения, часто оказываются неприспособленными к жизни, склонные к преступлениям? Ответ очевиден. Наверное, сохранились в детских домах те «чушки» и «наполеончики», о которых пишет А. Приставкин, и равнодушие, исходящее от них, разъедает души детей. И нередки примеры, когда в детских домах живут целые династии. А значит, современные детдомовцы- дети и внуки тех, о которых пишет автор.
Таким образом, человечество только тогда станет полноценным, когда оно избавится от позора детдомовщины, когда каждый человек протянет руку помощи ребенку, попавшему в беду. Я считаю, что лишь из счастливого ребенка вырастет счастливый человек, а, следовательно, будет счастливым человечество.
Комментарии