Сузун
Сузун исторический
«Есть в Новосибирской области изумительное, богатое природой и историей местечко - Сузун. Поигрывая резными берегами, через весь поселок протянулась к Оби СузункаТугим кольцом сжал поселок знаменитый Сузунский бор. Будто крылом укрыл его, защищая от сильных ветров и снежных бурь, поэтому в Сузуне всегда так тепло и уютно».
«Сузун» - какое красивое, сказочное, звенящее, поэтическое слово! Когда произносишь его по слогам - Су-зу-ннн - слышится то шум реки, то звон монет, то удары молота по наковальне Все это было в истории моего поселка с таким звучным названием.
Я родилась здесь и живу все свои 14 лет. Конечно, немного. Особенно, когда сравниваешь себя с возрастом моего поселка. Ему в этом году исполнится 242 года. Я знаю, что название моего поселка переводится как «протяжная» или «зеленая вода». Такое название дали тюрки. Мой поселок, существующий на протяжении двух с половиной веков, много вынес и испытал. Может поэтому и слышится мне скрежет мечей старинных воинов. И звон монет тоже не случаен, ведь 80 лет здесь работал Монетный двор.
Сузун – старинный сибирский поселок, построенный в 18 веке. Его история начинается с указа императрицы Екатерины второй « о чеканке «особливой» сибирской монеты и строительстве на земле Сибирской медеплавильного завода». План застройки поселка был спроектирован в Санкт-Петербурге, сегодня он является одним из экспонатов Эрмитажа.
Крупнейшее за Уралом металлургическое производство просуществовало 150 лет, это было одно из крупнейших предприятий цветной металлургии 18 века в России. На Сузунском заводе не только выплавляли, но и обрабатывали металл, изготавливали предметы, необходимые в быту: чайники, рукомойники, гвозди, лили колокола. А ведь в то время в сибирской деревне металлическая вещь была великой редкостью и очень высоко ценилась.
В течение 15 лет, с 1776 года, Сузунский Монетный двор выпускал монеты с гербом Сибири – соболями.
А 65 лет чеканилась общеимперская монета Сузунского образца которая имела хождение по всей Руси. За 80 лет работы денежной фабрики было выпущено медных монет на сумму 20 миллионов рублей, таким количеством денег можно заполнить целую рекреацию нашей школы.
Поселок, возникший первоначально исключительно для обслуживания медного дела, вскоре становится крупнейшим хозяйственным центром Сибирской губернии. Численность населения в Завод-Сузуне составляет около четырех тысяч (3,7) жителей – больше чем в таких старинных русских городах как Звенигород, Клин, Волоколамск.
К этому же времени относится и возникновение самой известной в Западной Сибири Никольской ярмарки, проходившей в декабре на день святого Николы. Она собирала до 2500 купцов, среди которых были купцы даже из Индии и Персии. Сузунскую рыбу и пушнину везли прямо на царский двор. С тех пор и повелось строить в поселке крытые дворы, чтобы торговцы смогли загонять туда свои возы.
С Сузунским медеплавильным заводом связаны имена многих талантливых людей-инженеров, механиков, чьи изобретения прославили мой поселок далеко за его пределами:
В одном из залов Эрмитажа хранится «Царь-ваза» из зеленой яшмы. Она выточена из цельного куска камня и превосходит все остальные вазы по высоте и весу. Этот шедевр изготовлен на камнерезном станке, который изобрел мой земляк Филипп Стрижков;
Мой соотечественник Петр Фролов, управляющий медеплавильным заводом, создатель первой в мире железной чугунно-рельсовой дороги;
Петр Залесов, инженер завода, изобрел первую в мире паровую турбину, опередив шведа Ловаля на 75 лет.
Но на этих именах список талантливых мастеров не заканчивается
Драмы и легенды сопровождали денежное производство. Говорят, что во время последнего пожара, удалось спасти не все монеты и где-то под землей, в затопленных лабиринтах, до сих пор лежат тысячи монет.
От медеплавильного гиганта сегодня осталось немного: здание бывшей толчельни, домик управляющего, здание церковно - приходской школы, плотина, да кирпичи времен Екатерины второй. Да еще названия улиц поселка бережно хранят его историю. А река с небом такие же, как тогда.
Сузун старше Новосибирска на 100 с лишним лет. Если бы не последний пожар 1847 года и указ Екатерины второй «завод не строить и денежного дела не возобновлять», он мог бы быть сегодня столицей Сибири. И пусть сегодня мой Сузун - не столица, я от этого люблю его не меньше.
Комментарии