Живые бабочки
По своим убеждениям я являюсь активным защитником окружающей среды. Начиная с 5-го класса члены кружков с учителями географии Катковой Людмилой Петровной и технологии Захаровой Надеждой Георгиевной побывали в различных уголках родного Башкортостана: это горы Куш-Тау, Юрак-Тау, Тра-Тау, Шах-Тау, Алебастровая в районе г. Ишимбая, село Воскресенское, Каповая Пещера и др.
Прошлой зимой с геологическим кружком я посетила Национальный музей Башкирии в городе Уфа. Там я заметила коллекцию сухих бабочек, и меня это очень затронуло. Я не могу понять тех людей, которые вылавливают этих чудесных созданий, тем самым убивая их. Почему бабочек нужно именно убивать, только для того чтобы показать другим? Ведь можно, и даже нужно, их просто сфотографировать или ,как я сделала, запечатлев их на картине. Тем самым, не губя природу!
Для своих работ я стараюсь использовать сюжеты природы, растений, цветов. Для выполнения творческого проекта я выбрала сюжеты бабочек. В дальнейшем я буду использовать эти работы наравне с другими в качестве иллюстраций различных видов бабочек, при выступлении перед учащимися о проблемах сохранения разных видов животных.
Историческая справка
Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9 – 12 веку.
Традиции вышивального искусства постоянно развивались в 14 – 17в. Вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюмов, предметов обихода. Постепенно искусство вышивания стало распространяться повсеместно. С 18века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек – крестьянок.
Вышивкой украшали предметы быта – полотенца, подзоры, столешники, праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. Изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но они отличались высоким художественным мастерством. Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались из поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образцы вышивок с характерными национальными чертами.
Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приёмов вышивания. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению. Наиболее хорошо сохранились и дошли до наших дней вышивки 20века. Вышивка делилась на народную и городскую вышивку. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды приходящей с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства.
Особенности вышивки в русском костюме
По характеру узоров и приёмов их выражения русская вышивка очень многообразна. Большую роль в ней играют геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных. Расположение узора и приёма вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Народное декоративное искусство постоянно развивается и всё шире входит в нашу жизнь. В настоящее время в России насчитывается более пятидесяти строивышивательных предприятий.
Вышивательные центры России расположены в: Ивановской области «Тарусская вышивка», Новгородской области «Кретецкая страна»,Тверской области «Торкокские золотошей»,Владимирской области «Мастерская вышивка».
Познакомиться с коллекциями народного искусства можно в художественных и краеведческих музеях нашей страны.
Особенности вышивки в башкирском костюме
Своеобразие народного костюма определялось покроем одежд, формой головных уборов, обуви. Башкирский костюм в основе своей сформировался под влиянием древнего и средневекового скотоводческого мира. В 18 веке побывавшие у башкир И. И. Лепёхин, П. С. Паллас, И. Г. Георги обращали внимание на широкое использование при изготовлении одежды материалов животного происхождения. Характеризуя башкирский костюм, исследователи обращали внимание на непривычно большой объём одежд: рубахи, штаны, платья, нагрудники, фартуки, платки и. т. д. Обшивку сукном, цветную аппликацию и вышивку исследователи относят к наиболее декоративному раннему пласту. В вышивку и обшивку вводился белый бисер, стеклярус, слюденые блёстки. Из позумента с бахромой делали вышивки в верхней части спинки и у талии.
Теоретические положения с анализом традиционных и нетрадиционных технологий
Крестик – один из самых любимых видов вышивки – прост в исполнение: всего два стежка, пересекающихся посередине. Еще я выбрала это занятие, так как оно мне больше подходит. Я использую канву, как художник свой холст. На канве я могу изобразить свой полет фантазии.
Вышивают его в пяльцах по счету нитей на ткани полотняного переплетения, но проще работать на канве. Это приятное чувство, что на простом клочке ткани ты можешь сделать то, что будет приятно не только тебе, но и всем окружающим.
Анализ идеи создания изделия и проведения исследования
Замысел картины состоит в том, что природа Башкортостана самая чистая, красивая, богатая, неповторимая и загадочная. Ее красоту мне захотелось отразить на картинах в виде легких порхающих бабочек, напоминающих о прекрасном лете.
Альтернативные виды проекторной деятельности
В первом варианте картины должны были быть вставлены в рамку из пластика. Бабочки получились как в клетке.
Во втором варианте я решила оформить картины паспорту из картона, что придает им легкость и свободу.
Свой выбор решила остановить на втором варианте, т. к. он более полно отображает мою идею красоты и свободы. Картины получились более понятными, а главное сохранили идею моего замысла.
Экологическое обоснование выбора материалов для изготовления изделия
Для выполнения нашего панно нам понадобятся нитки мулине. Гамма совместимых цветов на картине зависит от вкуса, но не коем случае она не должна быть кричащей. Во всём полотне будет присутствовать красота и гармония.
Проектирование (выполнение эскиза изделия) конструирование
1) Выполнить эскиз светильника в цвете на формате А4.
2) Выполнить рисунок в натуральную величину (карандашом).
3) Выполнить лекало.
Организация рабочего места (подготовка инструментов, настройка оборудования, приведение мастерской в рабочее состояние)
Рабочее место организовываем в соответствии с требованиями техники безопасности, санитарно-гигиеническими, технологическими и экологическими. Рабочее место делится на две зоны: стол с инструментами, приспособлениями и материалами; утюжильная доска с утюгом. Рабочее место не должно быть загромождено. Удобно когда инструменты и приспособления располагаются по правую руку, а материал - по левую. Следует помнить, что свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди. Во время работы нужно сидеть прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперед. Изделие должно находиться на расстоянии 30-40 см от глаз работающего.
Описание этапов технологии производства изделия, расчёт времени изготовления, технологическая карта
1). Разработка изделия (задумка).
2) Зарисовка эскиза, выбор цветной гаммы.
3) Увеличение эскиза до нужной величины.
4) Выполнение лекал из кальки.
5) Подбор ниток
6) Выполнение вышивки
Технологическая последовательность выполнения.
Исполнение: всего два стежка, пересекающихся посередине.
Вышивают его в пяльцах по счету нитей на ткани полотняного переплетения, но проще работать на канве. Это приятное чувство, что на простом клочке ткани ты можешь сделать то, что будет приятно не только тебе, но и всем окружающем.
Первый стежок выполняется снизу с права вверх налево. От первого стежка по второму рабочая нитка проходит по изнаночной стороне ткани по вертикали с верху вниз. Если же нужно выполнить несколько расположенных рядом по горизонтали крестиков, то сначала выполняют все первые - нижние стежки, а потом все вторые – верхние. Все верхние стежки в узоре должны иметь одно направление.
Начало работы необходимо начинать с центра.
Предварительный расчет себестоимости изделия
Предварительный подсчет себестоимости изделия производим перед изготовления изделия, чтобы убедиться в экономической целесообразности выполнения проекта.
Наименование материала Цена за одну единицу(руб. ) Расход Сумма, руб.
Канва 150 1,0 150
Нитки 3,0 40,0 120
Картон 15 4 60
«липучка» 10 20 10
Итого: 340
Расчет полной себестоимости.
Определяем себестоимость комплекта картин, на производство которых требуются следующие затраты:
Расчет материальных затрат (М):
Стоимость материалов составила Ц= 340 руб.
В материальные затраты входит также расход электроэнергии (Т). Он включает в себя:
-влажно-тепловую обработку Т= 0,25 часа
Если сегодня плата за 1 кВт составляет 1,11 коп, то стоимость ВТО составит:
Цэ= 0,25 х 1,1= 0,3 руб.
Итак, общие затраты, без учета оплаты труда, составили:
С= Ц+Цэ= 340,3 руб.
Стоимость выполнения одного крестика составляет 5 коп. В одной работе 28000 крестиков, а в другой – 27985.
Стоимость работы составила:
55985х0,05 =2799,25 (руб. )
Общие затраты составили:
3139,85 (руб. )
В магазине работы такого формата имеют стоимость в пределах 1000 рублей каждая. Таким образом, изготовление картин и абажура для лампы своими руками дает экономию в семейный бюджет более, чем 1100 рублей.
Самооценка
Работа над проектом открыла для меня очень многое: находить и работать с информацией по конкретной теме, знакомство и общение со многими людьми, которые мне помогали в работе, новые знания и умения в технологии вышивки, умение оформлять документацию, умение излагать материал, самостоятельно работать, открывать новые творческие способности в себе, о которых даже не подозреваешь, трудолюбие, ответственность.
Вышивка - очень интересное занятие. Это способ не только занять руки, но и развить себя. Она улучшает внимание, память, усидчивость. Я узнала об этом на уроке труда, и сразу же увлеклась этим. Вышивкой можно украсить интерьер. В магазине она будет стоить очень дорого, потому что ручной труд высоко ценится. Теперь эти картины украшают мою квартиру. Я надеюсь, что я буду вышивать и совершенствовать свои навыки и научу своих детей.
Вышивая эти картины, я поняла насколько красивы бабочки и насколько важно сохранить все виды этих животных. Во время вышивания как будто воссоединяешься воедино с природой, это способствует не только развитию культурности человека, но и развитию человеческих качеств: сочувствию, состраданию, любви.
Смотря на эти картины, успокаиваешься, чувствуешь умиротворение, радость, начинаешь мечтать о хорошем, о прекрасном, о великом.
Я пришла к выводу, что я получила намного больше пользы, чем думала в самом начале работы. Итоги превзошли сами себя.
Комментарии