Истрия казарм в Селищи
Изучение истории родного края не только расширяет наш кругозор, но позволяет совершать путешествие по историческим местам нашей Родины, узнавать о жизни известных писателей и поэтов. Новгородская земля всегда представляла большой интерес для туристов. В год празднования 1150-летия Великого Новгорода многие архитектурные сооружения приобрели новое величие, а многие так и остались забытыми
Подъезжая к Селищам (деревня Селищи расположена на правой стороне Волхова, недалеко от Великого Новгорода), уже издалека видим полуразрушенное здание манежа бывшего гарнизона - «Селищенские казармы», возникновение которых связано с военными поселениями. Даже сейчас, в заброшенном и разрушенном состоянии, казармы так величественны и своеобразны, что трудно не остановить на них свой взор.
Именно в Селищах, где разместился штаб военного округа, впервые в Новгородской губернии был создан Первый округ военных поселений графа Аракчеева полка.
В 1818-1824 годах в Селищах развёртывается большое строительство полкового штабного городка. Это была группа выразительных кирпичных зданий, расположенных по периметру огромного прямоугольного плаца, обсаженного двумя рядами лип.
Строителями были солдаты, поселяне, казённые крестьяне. Материалы производились здесь же: на лесопильном, кирпичном, известковом заводах, построенных для обслуживания строительства.
Селищенские казармы были любимым штабом графа Аракчеева, и так называемым «показным штабом». Порядки, заведённые при Аракчееве, сохранялись очень долго. Чистота кругом была идеальная. Все дороги расчищены, деревья подсаживали, дома красили. Именно сюда, в Селищи, регулярно привозились иностранные и свои, отечественные чиновники, чтобы подивиться «Аракчеевским предприятием».
В 1838 году в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк прибыл поэт Михаил Юрьевич Лермонтов, прослуживший в Селищах чуть более полутора месяцев.
Лермонтов поселился на одной квартире с корнетом Краснорутским, где жили холостяки, и, как позже вспоминали однополчане, исписал все стены стихами. Впоследствии эти стихи хранили, пока однажды какой-то инженер, ремонтировавший казармы, не закрасил их.
Кроме стихов в Селищах М. Ю. Лермонтов написал 2 картины из кавказской жизни масляными красками: «Черкес» и «Воспоминания о Кавказе».
Что касается службы, то за все полтора месяца пребывания в полку Михаил Юрьевич 6 раз дежурил по полку, 2 раза был в Церковном параде, причём командовал взводом. В служебном отношении Лермонтов был всегда исправен и ездил очень хорошо.
Установилось среди офицеров одно общее мнение о язвительности его характера, но это свойство не мешало поэту быть коноводом всех гусарских затей и пирушек и оправдывалась его товарищами, как одно из проявлений его исключительной натуры.
Хлопотами своей бабушки 9 апреля 1838 года поэт был переведён в свой прежний лейб-Гвардии Гусарский полк.
Как знать, если бы М. Ю. Лермонтов не перебрался в Петербург, а остался в тиши Селищенских казарм, Может быть Гродненский гусарский полк и новгородская земля сберегли бы его в своей среде для большей славы и гордости всей России.
А что касается Селищенских казарм, то в годы Великой Отечественной войны Селищи оказались в зоне активных боевых действий, и в казармы попали 2 бомбы. А после освобождения Новгородской области от фашистов средств на восстановление сильно разрушенных зданий не нашлось, и история Селищенских казарм остановилась. Прежде всего, необходимо было восстановить Новгород. Многие уцелевшие здания были разобраны, и кирпичи на баржах отправляли на восстановление будущего областного центра.
В настоящее время казармы «по кирпичику» разбираются местными жителями. Прочными кирпичами выкладываются тропинки вблизи частных домов. Липовая аллея, служившая местом прогулок офицеров с барышнями, утратила своё первоначальное значение. А ведь, по словам местных жителей, здесь когда-то не только были скамейки, но и небольшой фонтанчик, чтобы отдохнуть уставшему путнику и насладиться красотой этих мест.
Сегодня нам остаётся лишь смотреть на полуразрушенные казармы, вспоминать служивших здесь людей, о которых напоминают мемориальные доски, и любоваться, пока ещё сохранившейся липовой аллеей, которая, как и прежде во время цветения, радует своей красотой. Мемориальные доски на стене Селищенских казарм Липовая аллея вблизи казарм
Комментарии