История наших односельчанок
Женщина Сколько о ней сказано и написано. Во все века ей поклонялись художники, поэты, музыканты. Ее звали Елена, Мария, Анна, Любовь
Героини, о которых я хочу рассказать, - наши односельчанки. Это Чернова Елена Васильевна, Трубецкая Татьяна Федоровна. У названных ветеранов труда похожие судьбы. Они признаются, что прожили удивительную жизнь. Ветераны приговорены навечно, вспоминая юность, вспоминать войну. К сожалению, все уже становится круг оставшихся в живых защитников Отечества, ветеранов войны и труда. Тем значимее и важнее для нас, молодого поколения, забота о них, ибо благодаря ветеранам мы и живы. Они должны и в праздники, и в будни чувствовать наше внимание.
В минувшем году исполнилось 60 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. В эти дни все наши чувства, все наши мысли отданы были тем, кто сражался на фронте, кто в тылу ковал победу, не жалея для нее и самой жизни. Вал войны прокатился не только по земле, но и по каждой семье, и раны тех лет и по сей день болят и ноют. В основном все тяготы военного времени выпали на долю женщин. Некоторые из ветеранов вспоминали строки из известного стихотворения М. Исаковского «Русской женщине»:
Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все без конца и без счета
Печали, труды и заботы
Легли на тебя на одну.
Рубила, возила, копала,
Да разве же все перечтешь,
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живешь.
Это всего лишь одна из строк биографии Черновой Елены Васильевны 1921 года рождения. В мае 2006 года ветерану труда исполнилось 85 лет. Эта женщина всю жизнь прожила в селе Большая Екатериновка. Сейчас она передвигается по дому с палочкой. Высокая, стройная, статная, она сохранила прекрасную память. Постоянно смотрит телевизор, отдавая предпочтение новостям, различным программам, сериалам. Елена Васильевна вспоминает: «В нашей семье было четверо детей: двое сыновей и две дочери. Трудовую деятельность начала в 14 лет, работала на ферме, на току в летнее время, помогала родителям по хозяйству. Когда началась война, отца и старшего брата призвали на фронт. Да я и сама рвалась на войну». Последние слова Елена Васильевна произнесла на одном дыхании. Ее рассказ полился как ручеек за ручейком. Мне было интересно слушать воспоминания ветерана о том военном лихолетье. Ведь на самом деле Елена Васильевна просилась на фронт, она осознавала, что и здесь, в тылу, маме, брату и младшей сестренке, которой было всего 7 лет, будет очень трудно, но она уверена была в том, что сможет принести пользу и на фронте. К этому времени она уже успела закончить курсы трактористов в Даниловской МТС и поработать на тракторе и на комбайне. Очень горевала, когда узнала в военкомате о решении комиссии оставить ее в тылу. С таким, как казалось ей, несправедливым решением, вскоре смирилась, потому что работы хватало всем. Везде нужны были женские руки. Я прочел ей строки:
Мне старики расскажут о войне,
О голоде, о смерти, о разлуке,
О том, как люди в тяжкий час стране
Своей земли протягивали руки.
Когда в печи последний уголь гас,
Какие силы нужно, чтобы верить,
И о себе не думали подчас,
Чтоб напоить ту пашню и засеять.
Бабушка не смогла сдержать слез. «Все верно написано,» - произнесла она. Минуты три помолчала и, успокоившись, продолжила свой рассказ: «Вернемся ко времени моего обучения в Даниловской МТС. Вместе со мной учились подруги: Кириллова Мария Петровна, Анна Трофимовна Сальникова. Жили дружно, хотя испытывали многие неудобства. Всю войну заправщиками работали сестры Раиса Ивановна и Анна Ивановна Бабковы».
Елена Васильевна оживляется: «Ежедневно мы вставали и ложились с одной мыслью, что своим добросовестным трудом помогали фронту. В посевную мы работали на тракторах, затем нас везли в МТС ремонтировать комбайны. После этого перегоняли их снова в колхоз. Спрашивали с нас строго. Сейчас, по прошествии десятилетий, я вспоминаю секретаря Аткарского Горкома партии Закатимова, который подчас грубо относился к нам, девчатам. Но мы многое прощали, понимая, что не стоит хныкать, а просто нужно честно исполнять свои обязанности».
Хотя и трудным было то военное лихолетье, но в каждой семье не редкость было по 6-7 детей. Я не удивилась, что ветеран возмущена тем, что в стране сейчас десятки тысяч брошенных на произвол детей, не нужных никому стариков. «А ведь во время войны такого не было. Мать сама была голодная, но нас торопилась накормить. Смотрю фильмы, передачи о войне и все вспоминаю, как же нам трудно жилось. Такого не пожелаешь и врагу!»
Из рассказов наших бабушек и дедушек, а также из воспоминаний Черновой Е. В. мы знаем, что мужчин оставалось мало в селе. В основном работали пожилые бригадирами, помогали нам, молоденьким девушкам. Не сотрутся из памяти такие фамилии: Семенов Николай, Шкунов Александр, Степанов Иван, Кусков Владимир. Ведь они были 13-14-летними ребятишками, но не отставали в работе от взрослых. Работали на колесных тракторах, на которых мы сеяли».
Нам, сегодняшней молодежи, например, интересно было узнать о том времени. Одно дело, когда ты о войне читаешь книги, смотришь фильмы, другое дело, когда пере5д тобой очевидец той эпохи. Техника военного времени несравнима с нынешней. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что 2-3 трактора таскали комбайны буксирами, потому что у них не было ходового сцепления. В своих воспоминаниях Чернова Е. В. постоянно подчеркивает, что они, девчата, все силы, старания отдавали родному хозяйству. Иногда ветераны собираются вместе и вспоминают о юности, о работе во время войны. «Лишнего времени у нас – то, как раз и не было. Валились с ног от усталости, засыпали на полевом стане, а из головы не выходила мысль о соревновании между нашим и соседним хозяйствами». Елена Васильевна и ее подруги считают, что они сделали все от них зависящее, во лжи их не приходится упрекать. Ветеран труда говорит громко, отчетливо: «Эх, ребята, сейчас бы мне поработать под крышей, а мы ведь стояли с утра до вечера, держась руками за штурвал железного хейдера, уткнувшись спиной. Все тело было в синяках». Когда находились на ремонте в Даниловской МТС, по ночам копали рвы близ села. Это было в далеком 1942 году. Оборонительные рубежи готовили на случай возможного продвижения врага в глубь территории нашей страны. До сих пор заметны следы от этих окопов.
Когда я спросил ветерана о том, где они встретили победу, она воскликнула:»Как сейчас , помню Это было в ночь с 9 на 10 мая. Мы были на ремонте в Даниловке и жили на квартире. Вдруг раздался сильный стук в окно. В то время мы услышали гуд машины. Сначала мы подумали, что это начальство приехало. А стучала в окно сестра хозяйки. Мы бегом к двери Прибежавшая девушка, едва отдышавшись, воскликнула: «Девчонки, война закончилась!» «Я и сейчас не могу выговорить», - бабушка заплакала. Я не торопил ветерана. Елена Васильевна рассказывает далее: «Пойдемте на улицу. Вышли мы на середину центральной улицы села. Было много народа, все плакали, выглядели оцепеневшими. До людей просто не сразу дошла мысль, что, враг разбит и наступило мирное время». Моя собеседница не может сдержать слез: « Плач, стоны, до сих пор это время у меня перед глазами. Сейчас пишут, что песни, пляски были характерны для того дня. И танцевали, и пели, конечно же, попозже, когда мы осознали, что войны уже больше не будет».
В послевоенные годы работала Чернова Е. В. и дояркой, и телятницей. Все односельчане подчеркивают в Елене Васильевне прежде всего трудолюбие, добросовестность, исполнительность, прямоту души. Ветеран неоднократно награждалась Почетными грамотами, памятными подарками, имеет удостоверения «Ветеран труда», «Труженик тыла».
Награждена орденом «Знак почета», медалями к празднованию 50-летия, 55-летия, 60-летия Великой Победы, избиралась депутатом сельского Совета в течение 12 лет. Последние 11 лет перед уходом на заслуженный отдых работала на птицефабрике. С напарницей выращивала кур, уток, их продукция пользовалась огромным спросом не только в Аткарске, в Саратове, а также в других городах области. Бабушка добавляет: «Вот сейчас нет птицефермы, а зря: доход с нее был бы весомым».
Ушла Елена Васильевна на пенсию 25 мая 1976 года в день своего рождения. Находясь на заслуженном отдыхе, ветеран труда всегда в гуще событий, беседует с молодежью, помогает многим различными советами. Все окружающие удивляются, осмелюсь повторить, ее прекрасной памяти, жизнелюбию, чуткости, отзывчивости на чужое горе. Когда всей стране стал известен факт избиения солдата Сычева и еще когда не был открыт банковский счет для помощи военнослужащего, ветеран попросила своих родных отправить определенную денежную сумму. «Пусть мама ему фрукты покупает»,- говорила бабушка в те дни. Собеседнице задаю вопрос: «Что огорчает Вас в сегодняшней жизни?». Она, немного помедлив, отвечает: «Черствость, грубость, неуважение к старшим. Пусть эти отрицательные черты характерны для немногих, но они есть в нашей жизни. Мы отдалились друг от друга. Растеряли частички тепла, которое так согревает нас, когда нам плохо. Во время войны мы ждали весточки от родных. Ведь было только одно радио и то не в каждом доме. Приходили письма редко, но в каждом треугольничке присутствовали слезы счастья от общения с родными. Похоронки оплакивали сообща!».
Я ухожу от Черновой Елены Васильевны окрыленный, мне хочется творить, создавать что-нибудь новое, хочется кому-то помочь. Перефразируя известные слова, я восклицаю: «Люди, будьте отзывчивее, и тогда доброта спасет мир».
А сейчас я в гостях у ветерана педагогического труда Трубецкой Татьяны Фёдоровны. Она 1926 года рождения. Непрерывный трудовой стаж составляет 51 год, из них педагогический – 47 лет. Родилась наша собеседница в д. Черняховка Екатериновского района Саратовской области. Сначала она училась в Черняховской начальной школе, затем продолжила обучение в Б. Екатериновской семилетней школе, этот срок обучения равнялся нынешнему девятилетнему образованию. С детства Татьяна Фёдоровна была приучена к труду. Летом во время уборки урожая пропалывала вместе с другими учащимися зерновые культуры, косила сено для лошадей, также она работала прицепщицей.
Когда началась Великая Отечественная Война, отца призвали на фронт. Это было на второй день войны. Ветеран вспоминает: «Нас в семье было семеро детей, самой маленькой сестрёнке Валентинке к началу войны исполнился только один месяц. Мать прокормить нас не могла, поэтому мне вместо дальнейшей учёбы пришлось идти работать. Я до сих пор, словно во сне, вижу, как вяжем снопы, молотим зерно. В 1942 году я работала на комбайне коптильщицей, по ночам мы возили на быках зерно на элеватор, который располагался на станции Лопуховка. Вы, юные, не сразу поймёте, о каких видах работ идёт речь. Но всё это было, мы трудились добросовестно. Нам постоянно внушали, что тот, кто трудится в тылу, приближает конец войны. И хотя фронт, казалось, был далеко, мы чувствовали себя так, словно находились на передовой». Кстати, фашисты во время войны бомбили город Балашов, сбрасывали бомбы на знаменитый нефтеперерабатывающий завод в городе Саратове.
Ветераны, к которым мы обращались с просьбой поделиться воспоминаниями, с интересом откликались. Мы, в свою очередь, признаем свою вину в том, что мало уделяем внимания пожилым людям. А ведь им порой хочется поделиться личными проблемами, чем-то сокровенным, в том числе и воспоминаниями о пережитом.
Татьяна Федоровна обладает феноменальной памятью, помнит все до мелочей: когда, где и что сказал тот или иной человек, в каком месяце произошло то или иное событие. В сентябре 1942 года шестнадцатилетняя девчонка поехала в город Аткарск и приступила к работе в эвакогоспитале. Заполнился номер этого госпиталя 3151. Он разместился в стенах Аткарского педагогического училища, сюда поступали раненые с разных фронтов. Но что было удивительно для них, девчонок, им приходилось ухаживать и за немцами. «Сначала мы с боязнью подходили к ним, понимая, что это были враги. Но ведь мы выступали в роли сестер милосердия, поэтому страхи уходили прочь. Так продолжалось восемь месяцев. Студентам этого училища на время предоставили другие здания для учебы, а когда я сама стала учиться на педагога, то уже раненых разместили по другим школам».
Незадолго до начала Великой Отечественной войны Аткарское педагогическое училище закончил будущий знаменитый писатель Михаил Алексеев. Сам родом он из с. Монастырского Калиниского района Саратовской области. Литератор очень гордился тем, что его молодые годы прошли в стенах этого училища. «Учеба была очень трудной, порой студенты бывали голодными, хлебные пайки выдавали по 400 граммов, но к ним надо было еще что-то покушать. Бумаги совсем не было, поэтому мы покупали газеты и писали на ее белых полосах. Мы, разутые и полураздетые, но такое было огромное желание учиться. А ведь приходилось обувать выброшенные старые немецкие сапоги, чтобы ходить на занятия». Татьяна Федоровна с живостью вспоминает: «Училась очень хорошо. Принимала активное участие в художественной самодеятельности. Мы, студенты, выступали с концертами перед ранеными. Надо было видеть радостные лица солдат и офицеров. Я думаю: в такие минуты мы все желали приблизить конец войны, дождаться Победы. До сих пор я помню, как инсценировали пьеску под названием «Бабуся». В свободное от учебы время мы писали от имени раненых письма домой и относили их на почту».
Студентам приходилось встречать по ночам поезда с ранеными советскими солдатами, а также с ранеными немцами. Это было после Сталинградского «котла», а так как эшелоны шли подолгу, то приходилось иной раз сразу же приступать к работе похоронной команде. Умерших немцем хоронили на местном старом кладбище. Надо отдать должное нынешнему главе Аткарского муниципального образования Кошелеву Юрию Павловичу, по инициативе которого старые могилы, где похоронены были немцы, приведены в порядок.
В школе № 1 г. Аткарска работал также госпиталь, где лечили раненых немцев. Несколько лет назад бывший военнопленный (фамилию его мы не запомнили) приезжал в Аткарск, в школу № 1, для того чтобы выразить благодарность сестрам, врачам за то, что они его вылечили. Он вспомнил, что тогда, находясь в Советском Союзе, чувствовал свою вину в том, что Германия развязала войну против нашей страны. Группа учащихся по приглашению немецкого гостя побывали в Германии. Мы немного отвлеклись от темы, но данный факт подтверждает то, что в нашем городе Аткарске лечили от ран не только своих солдат и офицеров, но и солдат враждебного нам тогда государства.
Мы чувствуем, что ветеран рада нашему приходу, поэтому она продолжает свой рассказ: «Закончила я училище в 1947 году и получила назначение в Екатериновский район, в деревню Крутояр, учителем начальных классов. Там также принимала участие в художественной самодеятельности, была редактором стенгазеты. В 1953 году переехала в село Большая Екатериновка, так как вышла замуж. С мужем прожили 50 лет, три года назад он умер. Село Б. Екатериновка стало для ветерана родным. На новом месте продолжила работу учителем начальных классов, выполняла обязанности вожатой, вела уроки пения. До 72 лет была солисткой ансамбля «Кохана». Имеет многочисленные награды: «Диплом I степени областного смотра, Диплом I, II степени районных смотров. Дипломом был удостоен их семейный дуэт. До сих пор жители села помнят песню «Деревенька моя» в его исполнении. А песня «Враги сожгли родную хату» в исполнении ее мужа Николая Егоровича останется на долгие годы в памяти односельчан.
Рассказывая об этом, Татьяна Федоровна не скрывает слез. Много раз она вместе с дочерью выступала на сцене областного Дворца культуры «Россия», на арене цирка, в областном Доме просвещения, во Дворце профсоюзов. Наши бабушки вспоминают, что они смотрели выступления односельчан по областному телевидению, на радио также были записаны их концерты. Татьяна Федоровна любит и задорные русские народные песни, а особенно в ее исполнении нравятся украинские песни. Например, такие: «Мiсяц на небi» («Месяц на небе»), «Ты знав, нащо брав» («Ты знал, зачем брал»), «Придi, мiлый, до мене» («Приди, милый, ко мне»).
Татьяна Федоровна имеет правительственные награды : удостоверение труженика тыла «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», удостоверение «Ветеран войны», удостоверение «Ветеран педагогического труда», награждена юбилейными знаками «55 лет Победы в Великой Отечественной войне» и «60 лет Победы в Великой Отечественной войне».
Нам хочется вынести на суд читателей стихотворение ветерана, которое называется «Боль души»:
Это было давно, в том суровом году,
Объявили войну в 41 году.
Я была молода, как цветочек, цвела,
Прошла молодость моя на глазах у врага.
Мой любимый ушел, он сражался в бою,
Я трудилась тогда молодая в тылу.
Ждала весточку я, годы шли, годы шли,
Но дождаться его не пришлось на пути.
Это было тогда, в год суровой войны,
Мама ждала письма, телеграммы с войны,
Но пришел нам пакет, весь покрытый землей.
Не вернулся отец наш любимый с войны.
Помню я этот день, как пакет принесли,
Мать упала на землю, поднять ее не могли.
Мы стояли рыдали, шел стон из ворот.
Люди шли и бежали, стремясь нам помочь.
Ах, война, Ах, война, что наделала ты?
Сколько жизней взяла у людей молодых?
Сколько пролили слез люди разных земель?!
Сколько было страданий у жен, у матерей?!
Никогда не забыть те суровые дни,
Как сражались в боях наши деды, отцы,
Как мальчишки ушли,
А вернуться домой не пришлось им назад.
Будем помнить всегда, что такое война.
Будем помнить про тех, кто погиб на войне.
Пусть живые запомнят
Погибших дедов, отцов, братьев
И невернувшихся любимых друзей.
Мы поняли, что за этими мыслями скрываются личные переживания нашей героини. При каждой встрече, как рассказывает наша учительница литературы, Татьяна Федоровна вспоминает о своих родственниках, как они дорожат дружбой между собой. Когда мы задали ей вопрос, если бы ей пришлось заново прожить свою жизнь, что бы она изменила в ней, то Татьяна Федоровна ответила: «Единственное - это то, что я стремилась бы прожить каждый день с большей пользой для общества».
Наша собеседница, несмотря на преклонный возраст и болезни, всегда в настроении, любит пошутить, говорят, что ее когда-то называли «душой компании».
Если ей бывает трудно, дают знать о себе болезни, она все равно пытается как-то забыться, отвлечься, напевая грустные лирические песни. Наша встреча подходит к концу, и нам так же не хочется уходить из этого уютного дома. Мы идем молча, как бы читая мысли друг друга о том, что старость настигнет каждого, поэтому мы обещаем, что внутренне изменимся, будем чаще навещать ветеранов труда и хоть как-то стараться скрасить их одиночество.
Я рассказал лишь о двух представителях слабого пола. Это наши односельчане. С одними из них мы встречаемся часто, других не видим подолгу. Перемен в их жизни особых нет, но они украшают своим присутствием нашу повседневную жизнь, они - гордость нашего села. Обе героини во многом похожи друг на друга: перенесли военное лихолетье, всего добились в жизни сами, умели преодолевать трудности, сохранили веру в людей. Мне хочется пожелать ветеранам здоровья, оптимизма, благополучия, а своим ровесникам успехов в учебе, мирной, счастливой жизни, в которой придется брать новые высоты – высоты вдохновенного творческого труда. «Ведь у каждого есть в жизни высота, которую ты должен взять когда – то». Пример для подражания перед нами – это наши уважаемые ветераны. Мне очень хочется, чтобы люди изменили свое отношение ко многим общественным правилам. Тогда мы сможем произнести слова главного героя из повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда»: «Я стою. Я смотрю. Всем хорошо. Все спокойны. Значит, и я спокоен тоже». Мы в ответственности за то, что происходит у нас за спиной, в селе, в стране. Но для этого нужно много потрудиться, чтобы совесть была спокойной. Часто задаю себе вопрос: « Почему многие прожигают свою жизнь, не задумываясь о том, что они оставят после себя. А ведь это очень важно. После себя мы должны оставить добрые дела, поступки, чтобы не было «стыдно за бесцельно прожитые годы».
Комментарии