Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Истории деревянной игрушки из Германии

Деревянная игрушка

«В 1630 г. января 17 от государя Михаила Фёдоровича из хором принёс Фёдор Степанович Стрешнёв немецкого дела потеха-сад, сделано в дереве немецком в чёрном: древеси, а на древесах птицы всякие: а сказал, что тое потеху указал государь держать в Царицыне казне». Без всякого сомнения, не только царская семья в это время высоко ценила искусство резчиков по дереву. Как пишет выдающийся русский историк И. Е. Забелин, наиболее опытные торговцы точно знали где найти маленькие деревянные драгоценности, заставлявшие загораться глаза не только у детей, но и у взрослых.

Деревянные игрушки относятся к самым старинным видам игрушек. Их историю можно проследить с 14-го века. Даже при наличии новых и технически более совершенных игрушек дети всегда любили именно деревянные. И любят до сих пор.

Германия и Россия вправе гордятся своими традициями деревянной игрушки. Исторические корни изготовления традиционной деревянной игрушки в России, как и в Германии, уходят в далёкое, порой противоречивое прошлое. То, что сначала было забавой и домашним занятием в долгие зимние вечера, из хозяйственной необходимости довольно быстро выросло в настоящее товарное производство. Однако события ХХ века почти стёрли из памяти общность культурного развития наших стран.

Деревянная игрушка из Германии и России. Этому интересному аспекту немецко-русской истории многие годы не уделялось должного внимания. Что знали друг о друге «мастера игрушечники» обеих стран? Как возникли различные игрушечные мотивы, и как они находили свой путь к детям? Какие, порой, поразительные общие черты или различия можно найти в игрушках из Германии и России? Поиск ответов на эти и другие неожиданные вопросы, а также существование поразительных культурно-художественных контактов между двумя странами, и то, что при этом в качестве материала ценную роль играет дерево, послужили причиной возникновения этой работы.

Работа над рефератом длилась полгода. Мы считаем актуальной эту работу для нашей школы с углублённым изучением иностранных языков для формирования у учащихся лингвострановедческих знаний о стране изучаемого языка.

В ходе работы над рефератом была выдвинута гипотеза о том, что деревянные игрушки имеют общие исторические корни и общие функции.

Авторы этого реферата с удовольствием окунаясь в прекрасный мир игрушки поставили своей целью: установить наличие общих черт и различий в игрушках из Германии и России.

Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:

установить, как возникли различные игрушечные мотивы и как они находили свой путь к детям;

проследить влияние России и Германии друг на друга в области производства игрушек;

К истории деревянной игрушки из Германии

Времяпрепровождение, изначально просто скрашивавшее длинные, тёмные зимние вечера, развилось по причине хозяйственной необходимости в обширный промысел. Торговля не знает границ, и уже очень скоро растущий спрос привёл к распространению традиционной деревянной игрушки с присущим ей многообразием форм во всех слоях населения. Уже в 19-м веке один-два раза в год московские купцы отправлялись в далекое путешествие, чтобы в тюрингском Зоннеберге или у игрушечных дел мастеров в Нюрнберге закупить драгоценные новинки резного, деревотокарного и столярного промыслов. В обратном направлении также шла оживлённая торговля, особенно с тех пор, как в 20-х годах нашего века русская игрушка появилась на ярмарках и выставках в Лейпциге, Кёльне и других городах.

В это время не только в Германии, но и в окрестностях Москвы развился обширный игрушечный промысел, способствовавший популяризации отдельных типов игрушек. И сегодня такие деревянные изделия, как дергунчики, выпильные фигурки животных и щелкунчики с одной стороны, и русские матрёшки или фигурки-качалки с другой, выступают в качестве символов породившей их страны.

В отличие от живописи или моды, производство игрушек не ограничивается рамками определенной эпохи или жизнью творца, а является живой традицией, находящей свое продолжение в творчестве людей на протяжении веков.

Игрушка-это миниатюрная копия мира реального. Не случайно многие родители считают, что игрушка помогает ребенку постичь окружающий его мир и найти своё место в нём. Игрушки восхищают не только детей, но и взрослых, в мгновенье ока, стирая межвозрастные границы.

В Германии, как и в России, ремесленники не могли не воспользоваться естественным богатством лесов. В таких областях, как Тюрингия и Рудные горы, Поволжье или север России, дерева всегда было в избытке. Относительно лёгкая в обработке древесина стала идеальным сырьём для изготовления поначалу простых игрушек. Таким образом, дерево, вероятно, не только древнейший, но и исторически наиболее часто применяемый для изготовления игрушек материал.

Но, что важнее всего, дерево-это единственный “говорящий” материал: естественным узором годичных колец оно рассказывает о прошлом выполненной из него вещи, передавая таким образом ощущение владения совершенно особенным предметом, таким живым и, в то же время, бренным. Оно стареет вместе со своим хозяином, часто становясь потом объектом страсти коллекционеров. Постучать по дереву - обычай, распространённый вовсе не потому, что кому-то чересчур нравится возникающий при этом звук. При всем многообразии необычайных свойств дерева вовсе не удивительно, что, особенно в последнее время, все чаще возникают магазины, торгующие исключительно деревянными игрушками. В наше время - время компьютеров и виртуальной реальности - все чаще вспоминаются принципы Фридриха Фрёбеля, который впервые в Германии ввёл понятие целостного мышления в педагогике, для развития творческих способностей ребёнка изобрёл конструктор из кубиков, а с ним и особые свойства деревянных игрушек. Бесконечен список того, что можно создать из тёплого, всей своей поверхностью ластящегося к руке материала. Это изделия и любого размера: от миниатюрных человечков до коня-качалки метровой величины, и для любого возраста: от простой трещотки до замысловатой головоломки. Вряд ли какой-либо предмет настолько точно передает развитие от первоисточника до конечного продукта, как маленькие струганные, точёные или резные деревца. Они не только воплощают собой то, из чего они возникли, но и отражают основной принцип каждой игрушки: большой мир в миниатюре.

Каким образом влияли друг на друга две разные страны, как проходило их параллельное развитие, какие типичные для каждой страны процессы имели место? На эти вопросы мы попытались ответить в нашей работе.

На лейпцигской книжной ярмарке 1991-го года одно из западногерманских издательств туристических проспектов представляло свою продукцию с помощью оригинального плаката, на котором были изображены типичные для материальной культуры каждой страны предметы. Восточную Германию представлял король - щелкунчик семьи Фюхтнер из Зайффена.

Народно-ремесленное искусство Рудных гор стало в 20-м веке интернациональным понятием. Хотя те времена, когда мастера в наивной манере «вырезали» фигурки, подсматривая мотивы реальной жизни, давно прошли, однако, народное искусство Рудных гор остаётся популярным во всей Германии, несмотря на непрерывное совершенствование технологии процесса изготовления вырезаемых и вытачиваемых фигурок, пирамид и рождественских светильников. Ангел и шахтер, пирамидки и деревянные подсвечники являются неотъемлемой частью рождественских праздников далеко за пределами Саксонии. В Рудных горах даже в наши дни, в век стремительного развития науки и техники, наряду с современным фабричным производством игрушек существует довольно устойчивое единство различных видов традиционного народного искусства.

Резьба по дереву в западной части Рудных гор

Народное искусство Рудных гор тесным образом связанно с развитием горного дела, которое начиная с 12-го века во многом определяло хозяйственную жизнь этого региона. Решающим фактором для развития отмеченной горняцким влиянием культуры западной части Рудных гор являлась добыча серебра. Специфическое влияние горного дела на особенности народного искусства Рудных гор наилучшим образом можно проследить на примере резьбы по дереву. Резьба по дереву, известная первоначально только в шахтёрской среде, с конца прошлого столетия постепенно распространилась во всех слоях населения.

Среди резных деревянных фигурок Рудных гор, прежде всего, выделяется шахтёр: с конца 18-го века фигурка шахтёра вырезалась работавшими по выходным мастерами то в рабочей одежде, то в парадном наряде, то с горняцким инструментом или лампой в одной руке или в обеих. Для более точной цветовой реализации горняцких костюмов резчики по дереву часто используют иллюстрации из литературы по истории горного дела, современные рисунки и жанровые картинки 19-го столетия.

Резные светильники в виде ангелов (также, как и парящие ангелы) встречаются среди работ современных мастеров довольно редко. Они выглядят по большей части очень слащаво, и, зачастую, воспроизводят мотивы тривиальных масляных оттисков 19-го века. Предпочтение отдаётся выточенным на деревотокарном станке светильникам в виде ангелов, напоминающим по форме зайффенские, которые часто сопровождают резную фигурку горняка. Свет стал олицетворением тоски шахтёров по солнцу, которого они, работая в невероятно тяжёлых условиях под землёй, были лишены. К известнейшим горняцким резчикам по дереву принадлежит Эрнст Дагоберт Кальтофен из Лангенау, который лишь в 30-летнем возрасте изучил ремесло резчика по дереву.

Любовь мастеров к своей родине находит свое выражение также в любовно вырезанных из дерева фигурках людей и животных, населяющих Рудные горы. В качестве мотивов особенно популярны лесник, грибник, сборщик ягод, охотник Карл Штюльпнер, народный певец Антон Гюнтер (1876-1937), деревенские парни, дети, животные здешних мест, и т. п. Наше настоящее и недалекое прошлое также находят свое выражение в этих многочисленных работах.

Игрушки из округа Зайффен

Производство игрушек в округе Зайффен, так же, как и резьба по дереву в выходные дни, и плетение кружев в западной части Рудных гор, уходит корнями в горное дело, которое начиная с 12-го века наложило свой отпечаток на структуру населения, хозяйственную жизнь и культуру этой местности. Первые упоминания о шахтных сооружениях относятся к 1324 году. С этого момента начинается история Зайффена как очага горнодобычи и места расположения горной управы владельцев- господ фон Шенберг. Полную перемен историю горной добычи округа Зайффен вплоть до отмены горной управы в 1851 году подробно описал Карл Эвальд Фритцш; он также приводит свидетельства переориентации Зайффена от горнодобычи на производство игрушек, перехода от шахтера к изготовителю игрушек. Его вывод:

«В период расцвета горного дела жители Зайффена живут, в основном, за счёт добычи руды. Когда погодные условия не позволяют работать над землёй, то остается время для необходимых домашних работ; технически несложный промысел без проблем освобождает для сельскохозяйственных работ необходимую мужскую рабочую силу, требуемую для обеспечения пропитания.

В то время, когда горное дело переживает свои не лучшие времена, сельскохозяйственные работы вновь выходят на передний план. Тогда горняцкое существование должны поддерживать еще и другие занятия, которые раньше имели место только от случая к случаю. Потому дерево приобретает в исследуемой местности первостепенное значение.

В третий период, когда горное дело полностью приходит в упадок, обработка дерева становится единственным источником средств к существованию. Шахтёр становится резчиком по дереву и изготовителем игрушек. »

В первой половине 18-го столетия горное дело в Зайффене переживало свой последний подъём. Затем примерно с 1760 года последовало бурное развитие деревообрабатывающих работ как новой отрасли занятости для населения, существование которого ставил под угрозу спад в горном деле.

В церковной книге Грюнхайнихена уже в 1578 году упоминается продавец товаров из дерева. Свидетельства о Кристофе Вагнере - торговце на «Ляйпсишском рынке» датируются 1613 годом. В последующие годы подавляющая часть изделий округа Зайффен поступает в продажу в Грюнхайнихен и Вальдкирхен.

Деревообработка в Зайффене, также как и горное дело, опирались на определенные традиции. Первые упоминания о деятельности токарей по дереву относятся к середине 17-го века. В 1699 году их число достигло десяти, в соседнем Хайдельберге - четырёх. Когда во время Семилетней войны почти полностью прекратились добыча цинка, и в старом горняцком округе Зайффене поселилась нужда, постепенно произошёл окончательный переход к изготовлению игрушек. Базой для этого послужило преобразование прежних рудодробильных цехов в деревотокарные мастерские. Производственную основу этой новой отрасли составили 17 рудодробилен с производящими энергию водяными колесами, расположенные по течению зайффенского ручья, словно нанизанные на нитки жемчужины. В 1765 году мастера трудились уже в 28 токарных цехах 8 деревотокарных предприятий - бывших рудодробильнях.

Когда через несколько лет произошло возрождение горнодобычи, бывшие шахтёры уже не захотели возвращаться к своему прежнему делу. Новая отрасль предоставляла лучший заработок, удобные условия труда и большие свободы. Деревообработка предопределила судьбу горного дела, лишив его создавшейся ситуации всякой возможности развития. Богатство местных лесов в немалой мере способствовало отраслевому преобразованию округа. Число токарей по дереву стремительно росло. Если в 1782 году на дельца Иоганна Готтлиба Земмлера из Ольбернхау в Зайффене работал 41 токарь, в Айнзиделе 10 и в Дойчнойдорфе 6, то около 1800 года в Зайффене и Хайдельберге в деревообработке вместе составило 310 человек, а во всем округе - более 500. В этом же году упоминается 800-900 семей, живших во владении Пуршенштайн за счёт производства игрушек. А к началу 20-го века страна игрушек Рудных гор включала в себя около 50 населенных пунктов.

Раннее начало специализации изготовителей игрушек было обусловлено особенностями технических условий и экономической ситуации в Зайффене. Этот процесс прослеживается вплоть до сегодняшних дней. Наряду с отдельными семьями предпочитавшими определённые виды игрушек, целые деревни придерживались конкретных форм (так, например, в Хальбахе делались ковчеги, в Эппендорфе- кукольные домики, в Хайдельберге и Дойтчайнзиделе - выпильные фигурки, в Борстендорфе - наборы кубиков и настольные игры, в Поберсхау - дудки; в Грюнхайнихене и окрестностях - лошадиные конюшни, магазины и кукольные домики, в Дойчнойдорфе - шкатулки и коробочки, в Блюменау - наборы кубиков, а в Ольбернхау - игрушечные ружья)

Как и в других областях Германии, в которых деревенское домашнее производство стало решающим хозяйственным фактором, в индустрии игрушек Рудных гор появилось сословие дельцов и предпринимателей: они выступали в качестве посредников между производителями и потребителями.

В силу определённых экономических и транспортно-географических причин в Зайффене обосновались только очень немногие предпринимательские конторы. Местные изготовители игрушек были, как правило, связаны с дельцами других городов (Ольбернхау, Грюнхайнихен, Вальдкирхен).

Сословие предпринимателей составляли, прежде всего, бывшие мелкие производители и торговцы. Изготовители игрушек и деревообработчики находились от них в полной зависимости. Предприниматели доставляли сырьё, продукты питания, краски, ткани и галантерею в обмен на готовые изделия. Траксистема (вознаграждение изготовителя талонами для получения товаров, которые можно отоваривать в магазинах того же предпринимателя) стала уздой для производителей. Дельцы абсолютно произвольно назначали цены на товары, поэтому уменьшение заработков стало широко распространённым явлением. В экономически неблагоприятные периоды предприниматели покрывали свои убытки за счёт производителей, не давая им заказов и не забирая готовые изделия. Тогда в лачугах игрушечников поселялись бедность, нужда и голод.

Изделия из Рудных гор выделялись на мировом рынке широтой ассортимента и низкими ценами и легко находили сбыт. Деревенский надомный труд заложил во второй половине 19-го века прочную основу для тогда ещё очень молодой крупной промышленности Германии. Для мелкого же надомного производителя существовало ограничение свободы: он должен был либо соглашаться с предложенными расценками, либо искать работу где-то ещё. Чтобы не лишиться дома и хозяйства, рабочие вынуждены были зачастую довольствоваться заниженной оплатой. Следствием этого были удивительно низкая цена на многие немецкие изделия и конкурентноспособность Германии на мировом рынке товаров этого типа. В середине 19-го века наряду с надомным производством в округе Зайфен стали возникать многочисленные фабрики. Однако некоторые работы невозможно было выполнить на станках. Поэтому существовала тесная экономическая связь между фабриками и надомными производителями. Так образовалась огромная армия надомных рабочих, преимущественно женщин, удел которых был особенно тяжёл.

Хотя с 1871 года экономика Германии энергично развивалась, среди рабочих, занятых на производстве игрушек, царила беспросветная нужда. Часто в домашнее производство вовлекались трёх-четырёхлетние дети. Строжайшее разделение труда внутри семьи и неограниченный рабочий день были необходимы для выживания. Вследствие недоедания семьи-производители страдали от многочисленных болезней. Продолжительность жизни свыше 50 лет считалась исключением. В одном стихотворении, написанном около 1861 года, говорится:

В саксонских Рудных горах / и вправду большая беда. / Доктор называет её тифом, / народ называет её голодной смертью /».

В 1906 году на крупной берлинской выставке народных промыслов, для которой Кэте Кольвитц создала трогательный плакат, Рудные горы были названы «горами боли». В литературе того времени встречается также название «Саксонская Сибирь». Тесные невыносимые жилищные условия надомных рабочих не позволяли вести нормальный образ жизни. Такая же ситуация была и на фабриках. Эти обстоятельства не могли не отразиться на производстве. Поэтому на ситуацию в деревообрабатывающей и игрушечной промышленности стали обращать внимание официальные инстанции. Проводились различные мероприятия с целью спасти отрасль, над которой нависла реальная угроза, и вернуть ей конкурентноспособность. Так, в Зайффене в 1851 году, в Грюнхайнихене в 1874, в Ольбернхау в 1885 были открыты ремесленные школы, основано общество потребителей древесины и открылась постоянная выставка (1891 г. ). Вышедший в 1903 году Закон о защите детей привёл к снижению использования детского труда, однако до полного его исчезновения было ещё далеко. К 1910 году условия труда улучшились лишь незначительно, цены же на продукты питания и товары первой необходимости заметно возросли. Поштучная система оплаты труда заставляла рабочих трудиться до изнеможения. Как и прежде, хуже всего оплачивался труд женщин и детей.

Чрезвычайно медленно развивалось в разрозненных горных деревнях рабочее движение, а с ним и возможность действенного противостояния хозяевам. В 1843 году многочисленные токари Зайффена требовали ввести запрет на труд детей дошкольного возраста, установить сроки для обучения ремеслу, чтобы предотвратить возможность подработки со стороны сыновей деревообработчиков, которые уже в 15 лет могли работать независимо от родителей. Были предъявлены и другие требования, но все они остались невыполненными. Деревообработчики и скульпторы стали объединяться в профсоюзы токарей по дереву и изготовителей игрушек. Часто вспыхивали забастовки. В 1904 году мастера по изготовлению выпильных фигурок также основали своё профессиональное объединение.

Мир народного искусства пережил тяжёлый кризис из-за капиталистической индустриализации второй половины 19 века. Игрушечная промышленность принадлежала к отсталым отраслям, где вопреки быстрому приспособлению производства к новым достижениям техники и требованиям моды ещё долго продолжали существовать дошедшие до нас из прошлого формы. Художественные же достоинства изделий в целом значительно снизились. Разница между спросом и предложением определяла оформление игрушек. Мастер-деревообработчик, часто вопреки своему художественному чутью, должен был дёшево и быстро производить изделия, которые хотел иметь предприниматель. Полная механизация и специализация рабочего процесса на предприятиях крупных предпринимателей привели к тому, что любое творческое начинание со стороны рабочих в корне пресекалось. Игрушечная промышленность Рудных гор всё больше удалялась от настоящего народного искусства. Сами мотивы местного народного искусства фальсифицировались, превращаясь в дешёвый безвкусный суррогат. Чуждая народным традициям, произведённая на конвейере бессодержательная игрушка находила сбыт во многих странах мира. Естественно, что уже перед Первой мировой войной и особенно в двадцатые годы 20 века слышалось много критических замечаний в адрес такого развития событий.

Все старания краеведческих обществ, художников и т. д. спасти творческую основу народного промысла среди зайффенских изготовителей игрушек оказались мало плодотворными, поскольку не были осознаны в полной мере общественно-экономические причины художественного упадка.

Первая мировая война, инфляция и мировой экономический кризис повлияли в Рудных горах сильнее всего на текстильную и игрушечную отрасли промышленности. Количество безработных здесь в 1930-е годы было значительно выше, чем в остальной Германии. Мнимый расцвет принёс зайффенским изготовителям игрушек фашизм. Они должны были изготавливать значки Винтерхильфсверка для отличия сдававших пожертвования, с помощью которых Гитлер финансировал свою военную машину. Производились даже малые авиабомбы.

Экономические успехи, достигнутые зайффенской деревообрабатывающей и игрушечной отраслями промышленности с 1945 года, бесспорны. Только в округе Мариенберг в 1955 году было произведено игрушек на 10909000 марок, в 1960 году – почти на 20 миллионов марок. Имели место и всесторонние социальные преобразования. Не только промышленность, но и деревоперерабатывающее и деревообрабатывающее ремесленные производства окрепли в экономическом отношении, что положительно повлияло на экспортный баланс игрушечной промышленности. В ходе воссоединения Германии в местностях, где производили игрушки, частично произошла реприватизация предприятий, являвшихся до этих пор народной собственностью. К ним добавились новые частные предприятия и торговые фирмы. Профессия «Изготовитель деревянных игрушек» была включена в «Перечень признанных для обучения профессий» ФРГ. Деревообрабатывающие предприятия, находящиеся, как правило, под сильным влиянием семейных традиций, насчитывают в среднем до пяти работников, каждое десятое – от восьми до десяти.

Токари по дереву из Зайффена

Характерная особенность народного искусства из Зайффена состоит в том, что изделия создаются на деревотокарном станке и затем – если это необходимо – обтачиваются вручную. Техника точения по дереву вынуждает использовать лишь стилизованные, упрощённые формы, ограничивает оформление только самыми характерными чертами, открывая, тем самым, возможность массового производства. В этом и состоит принципиальное отличие народного искусства Зайффена от резьбы по дереву западной части Рудных гор. Зайффенские токари по дереву постоянно повышают технический уровень производства, тем самым одновременно увеличивая его объём. Вместо первоначально существовавших деревотокарных станков с ножным приводом уже в 1750 году появились станки, приводимые в движение водой. С 1868 года в работу вступила паровая токарная мастерская на 150 станков, а в 1912 году появился электропривод.

Среди наиболее ранних изделий токарей по дереву округа Зайффен наиболее известны пуговицы для шахтёрских кителей, коробочки для иголок и перьев, тарелки, вешалки для одежды, веретена и прочее, называемое предметами широкого потребления. Расширение производства игрушек в конце 18-го века принесло Зайффену во всём мире славу «игрушечной шкатулки Германии». В середине 19 века производились музыкальные шкатулки со сценами из народной жизни и труда, игрушечные транспортные средства всех видов, игрушки-качалки, наборы кубиков для строительства игрушечных крестьянских усадеб, деревень и городов, зверинцы и ковчеги, миниатюры, настольные игры, деревья, исполненные в различной технике, дергунчики, деревянные солдатики как отображение военных событий того времени, кукольные комнатки и т. п.

Примерно с 1800 года к типичным зайффенским изделиям принадлежат выточенные из деревянного профиля животные, выпильные фигурки, которыми, прежде всего, заполнялись ковчеги. Все изделия вытачивались токарями по дереву сперва в виде кольца-заготовки. Свежесрубленные еловые стволы без сучков либо перерабатываются сразу, либо вымачиваются несколько недель в воде и превращаются при помощи стальных труб и резца в кольца, поперечный срез которых представляет собой профиль определённого животного. Затем мастер разрезает ножом кольцо на 50 – 60 ломтиков одинаковой толщины, другой мастер подводит контуры животных, приклеивает им хвосты и рога и разрисовывает их.

Фигурка отражает основные черты изображаемого животного. Профильные или выпильные фигурки из-за приносимого ими низкого дохода назывались ранее «грошовым скотом» или «жалким товаром». Эта единственная в своём роде техника, которую можно назвать вершиной деревообрабатывающего искусства Зайффена, и сегодня применяется на предприятии Зайффенское Народное Искусство и многими ремесленниками в частных мастерских. Отдельные фигурки ранее доставлялись на рынок упакованными в коробки из древесной стружки. Поэтому торговцев игрушками называли «коробейниками». Из длинной древесной стружки создавались ларцы для игрушечных фигурок, которые потом иногда разрисовывались. Маленькие коробки из древесной стружки сейчас опять всё чаще используются при продаже зайффенских игрушек.

Особой известности достигли изделия старых зайффенских «изготовителей человечков». Эти фигурки создавались из различной величины цилиндрических болванок, которым придавались самые разнообразные формы с помощью различных технологий. Токари по дереву деля фигурки при обработке соответственно органическому строению тела человека, получали сперва «ломаный» корпус фигуры, появлявшийся на месте безжизненной болванки, а затем, путём применения дополнительных материалов (ткань, бумага, перья, мех) и соответствующей разрисовки достигали поразительно живого изображения. При своих крошечных размерах они относились к самым дешёвым игрушкам. Щелкунчики, курящие человечки, горняки-подсвечники в виде ангелов производятся из точно таких же болванок. Луи Химан и Карл Мюллер считались выдающимися представителями этой пользующейся заслуженной популярностью ветви народного промысла.

Многие лучшие ремесленники в настоящее время работают над продолжением этой творческой традиции. Её отличительной особенностью являются изображения шахтёров и различных миниатюрных групп во всём их многообразии. К ним относятся крошечные кукольные комнатки, бытовые и религиозные сценки, заключённые в спичечные коробки.

В 20-x годах зайффенская ремесленная школа вновь оживила старую технику вырезания «стружечных» деревьев, при которой острый резец срезает с мягкой сердцевины липы круглые стружки, позволяя им закручиваться вверх и вниз в виде ветвей и сучьев. Предприятие Зайффенское Народное Искусство и некоторые частные мастерские по дереву дальше развивают эту технику, требующую особой тщательности и терпения. По соседству с техникой вырезания «стружечных» деревьев стоит возникшая на семейном предприятии Гюнтера Ляйхзенринга техника изготовления «стружечных» цветов.

К народному искусству Зайффена принадлежат характерные выточенные из дерева рождественские фигуры, которые и сегодня изготавливаются в многочисленных мастерских. Это светильники в виде шахтёра и ангела, щелкунчики, курящие человечки, полукруглые канделябры, висячие светильники и пирамиды.

Зоннеберг – центр тюрингского производства игрушек

Зоннеберг, известный сегодня как богатый традициями центр промышленного производства игрушек, имел довольно большое экономическое значение уже в 14-м веке. Торговый путь нюрнбергских купцов как некогда сильному Эрфурту был «Большой дорогой», которая вела через Бамберг, Кобург, Нойштадт, Оберлинд, мимо Зоннеберга через Нойфанг и Штайнхайд на Реннштайг. За соответствующую плату территориальные власти предоставляли торговым караванам вооруженное сопровождение для путешествия через полный разбойников Тюрингский лес. Когда в последней трети 15-го века Эрфурт потерял свое первостепенное экономическое значение, интересы южногерманских купцов стали концентрироваться на одаренном королевскими привилегиями городе ярмарок Лейпциге, торговые караваны переместились на другую дорогу, сворачиваюшую у Зоннеберга и проходящую через Юденбах, Заттельпасс, Зальфельд и Геру.

Долгий привал перед подъемом в горы предоставлял возможность закупки товаров в окрестных деревнях. Месторождения железной руды в долинах рек Штайнах, Эффельдер и Вера предопределили возникновние кузнечных мастерских, в которых изготовлялись отличные инструменты. Древесина больших лесов перерабатывалась на древесный уголь и вар, а также на различные предметы широкого потребления.

Сельское хозяйство приносило жителям лесов скудный доход, поэтому ради дополнительного приработка часть своей побочной продукции из металла и дерева они продавали проезжим купцам, которые предлагали закупленные у лесных людей товары жителям равнин. Вскоре развилась оживленная торговля, которая, в свою очередь, стимулировала рост производства. Деревянные ложки, используемые как в городах, так и в деревнях, изготовлялись в огромных колличествах. Неизвестно, возникали ли из перерабатываемой кленовой, буковой и липовой древесины и игрушки для детей.

Только на основе того, что известно о росписи по висмуту 16-го века в Зоннеберге, нельзя сделать вывод о существовании производства игрушек. Сложная в исполнении росписи по слою висмута применялась при изготовлении только ценных предметов (шкатулки, коробки, мебель). Для раскрашивания игрушек вначале довольствовались соком черники и другими дешевыми красками.

В ходе Тридцатилетней войны в 1632 году Зоннеберг жесточайшим образом разграбили и сравняли с землей. Через девять лет во фрагменте церковной книги упоминается «Файт Ян, мастер-художник». Более поздние фрагменты доказывают существование изготовления игрушек. Так, в 1652 году в церковную книгу был занесен «Ганс Эшерих, изготовитель коробок», в 1666 году - «Андреас Заттлер, изготовитель игрушечных скрипок», в 1666 году - «Иоганн Кристиан Дрессель, раскрасчик и изготовитель коробочек», в 1688 году «Элиас Вандерер, раскрасчик» и «Клаус Айххорн, изготовитель дудок». Зоннебергские ремесленники поставляли свои изделия, видимо исключительно в Нюрнберг, поскольку тюрингские сопроводительные документы того времени ни разу не упоминают самостоятельных поездок зоннебергских купцов на лейпцигские ярмарки. Торговля между обоими городами, и так пострадавшая из-за войн, была полностью прервана после того, как в 1638 году неподалёку от Зоннеберга большой торговый караван из Нюрнберга, несмотря на королевскую охранную грамоту, был полностью разграблен королевскими же солдатами. Торговые связи были восстановлены только после заключения мирного договора на изменённых условиях.

Во второй половине 17-го века место Нюрнбергских дельцов заняли «экспортёры» из Зоннеберга, которые сами заботились о сбыте своей продукции. Они основали во многих важных городах мировой торговли собственные филиалы, например, в Лондоне, Риге и Любеке. Уже в 1735 году областями сбыта являлись Голландия, Франция, Дания, Швеция, Норвегия, Россия, Австро-Венгрия, Индия и Вест-Индия. И к середине 18-го века купец из Зоннеберга стоял на всех больших ярмарках рядом с Нюрнбергским купцом. Ему не нужно было опираться в этом случае на местную промышленность, поскольку производство изделий и игрушек из древесины широко распространилось во многих маленьких селениях Майнингенского высокогорья.

С возникновением местного предпринимательского дела расширилась и производственная структура. Наряду с кустарями-игрушечниками, связанными с цехами, наёмные кустари обрабатывали материал, предоставленный им предпринимателем с поштучной оплатой труда.

Растущие потребности привели к разработке нового сырья, более лёгкого в обработке, чем дерево. Находчивые зоннебергцы попытались формовать фигуры из чёрной муки и воды («хлебное тесто») и достигли в пластической лепке по существующим образцам уже к середине 18-го века большого мастерства. Поскольку эти высушенные серые фигуры требовали покраски, работа раскрасчиков приобрела большое значение. Смеси, использующиеся для покраски, и приёмы обращения с красителями были их профессиональной тайной. Положение раскрасчиков в самом конце производственного процесса способствовало превращению их в торговцев. Некоторые раскрасчики постепенно полностью отошли от ремесленничества, и, поскольку торговля была много выгоднее раскрашивания, пытались поначалу безуспешно добиться для себя монополии на торговлю. Однако в 1789 году герцог Георг фон Заксен-Майнинген всё же пожаловал двадцати шести зоннебергцам и четверым деревенским купцам «Большую торговую привилегию». Её строгие правила делали приём в ряды торговцев игрушками чрезвычайно трудным и запрещали отныне торговать кому-либо иному.

Около 1800 года резко вырос спрос на игрушки, благодаря чему в 3-6 раз увеличилось население некоторых деревень. Одновременно обострилась конкурентная борьба как среди кустарей-игрушечников, так и среди купцов. Цены постоянно снижались, дойдя, наконец, до самого низкого предела. Детский труд стал нормой. Экономическое соперничество между купцами Зоннеберга и соседнего Нойштадта приняло особенно жёсткие формы. Из-за «Большой торговой привилегии» рабочие потеряли всякую возможность продавать свои изделия на более выгодных условиях. Эта «Привилегия» окончательно превратила зоннебергское изготовление игрушек в надомное производство. Попытка некоторых дельцов в 1840 году путём основания фабрик овладеть частью производства вопреки постановлениям «Привилегии» привела в 1848 году к столкновениям революционного характера. Рабочие разрушали машины, выступая за дальнейшее существование привычной кустарной промышленности. Только при установлении свободы в 1862 году «Привилегия» утратила свою силу.

С середины 19-го века благодаря успеху изготовления кукол и основанию фабрик старый торговый город Зоннеберг превратился в значительный промышленный центр. Относящийся к Баварии соседний город Нойштадт попытался последовать его примеру. Окрестные населённые пункты были втянуты в производство – они изготавливали кукольную одежду, причёски и глаза. Поскольку при изготовлении кукол деятельность формовщиков, печатников и художников нуждалась в тесной координации, их мастерские в основном находились в одном и том же населённом пункте. Древесина по-прежнему составляла существенную долю как основное сырьё для производства. В Зоннеберге оставалось большое количество деревотокарных мастерских, хотя центр этой отрасли промышленности сместился на северо-запад округа. Лежащие с этой стороны горного хребта населённые пункты Штайнах, Рауэнштайн и Эффельдер оставались связанными с деревом. Двойной городок Менгерсгеройт-Хэммерн стал основным местом изготовления игрушечных кораблей, берущих своё начало в Штайнахе, старом центре производства грифелей. В районе Вальтерсхаузен-Ордруф-Ильменау с 1805 года началось изготовление кукол и деревянных игрушек. Распространение в западном направлении позволило деревообработке открыть даже новые места – в Шалькау и Айсфельде. Начиная с 30-х годов 19-го столетия полусельский городок Шалькау, в котором уже существовали традиции резьбы по дереву, перешёл к изготовлению «гарнитуров». Деревенские усадьбы, зверинцы, овчарни, охотничьи угодья, называемые «крестьянскими хозяйствами», к ним добавились трещотки, колотушки, детские ружья – предметы, традиционно считавшиеся типично «рудногорскими». Хотя импульс для их изготовления пришёл скорее всего из близлежащих областей игрушечного производства Франконии и южной Германии, где подобные игрушки уже выпускались. Кукольная промышленность возникла под влиянием Зоннеберга, сохраняя, однако, как «шалькауский жанр» свою самобытность. В Айсфельде изготовление повозок и лошадок, особенно коней-качалок, вытеснило даже когда-то очень стабильную текстильную промышленность и приобрело большое значение. Так, даже после 1900 года купцы из Рудных гор охотно закупали изделия из Айсфельда. Вся область, лежащая к северо-западу от Зоннеберга, не случайно крепко держалась за деревотокарную промышленность. Многочисленные горные ручьи давали достаточно энергии для водяных колёс, приводящих в движение станки.

Во второй половине 19-го века тюрингская игрушечная промышленность, благодаря введению свободы ремесленничества, переживала значительный подъём. Частично принадлежащие предпринимателю фабрики по изготовлению игрушек и кукол, которые первоначально находились только в Зоннеберге, Нойштадте и Шалькау, позже были устроены в больших деревнях с традиционным надомным изготовлением игрушек, таких, как Юденбах, Кёппельсдорф, Хюттенштайнах. Они притягивали к себе рабочую силу из окрестных сельскохозяйственных регионов. К 1880 году в Зоннеберге существовало примерно сорок экспортных фирм. Введение разделения труда, особенно в кукольной промышленности, отрицательно сказалось на художественных достоинствах игрушек.

Основание ремесленных и промышленных школ должно было способствовать художественному взлёту кустарного производства. Вследствие государственной и международной торговой политики тюрингская игрушечная промышленность пережила в конце 19-го века временные взлёты и падения, кризисы и региональное свёртывание производства. Однако после 1892 года её развитие стабилизировалось: число экспортных фирм возросло с 42 в 1880 году до 80 в 1907 году. Период расцвета принёс игрушке из Зоннебергского округа мировое признание, предпринимателям и фабрикантам – высокие прибыли, в то время как условия работы и жизни кустарей-подёнщиков только ухудшились. Растущая эксплуатация, слишком длинный рабочий день, нестабильный заработок, завышенная квартирная плата, невыносимые жилищные условия, долги, продолжающееся снижение расценок стремящимися утвердиться на мировом рынке дельцами, а также большая по объёму, но низкооплачиваемая работа, выполняемая женщинами и детьми, чрезвычайно обострили ситуацию на рубеже 20-го века. Высокая смертность среди младенцев и детей, низкая продолжительность жизни, недостаточные возможности для получения образования и социальные проблемы во всех сферах жизни дорисовывали эту картину.

Самая чёрная страница в истории тюрингской индустрии игрушек (как и во всех других областях Германии, где была распространена кустарная промышленность) – безжалостная эксплуатация детей и подростков. Даже после принятия «Закона о детском труде» (1903г. ) государственные учреждения намеренно игнорировали его нарушения или удовлетворялись штрафами. В 1910/1911 годах более чем четверть всех учеников в возрасте от шести с половиной до семи с половиной лет работала на дому до 12 часов в день. Ещё в 1939 году отмечался высокий процент детского труда.

Роль Нюрнберга в торговле игрушками

Своей репутацией город игрушки Нюрнберг обязан деятельности своих купцов. Уже в 15-м веке он считался международным центром торговли. Богатые запасы древесины, определённые социальные предпосылки и выгодное географическое положение послужили существенными факторами для развития деревообрабатывающего народного промысла, который встречается, главным образом, в Альпах и плоскогорных областях Германии. Малоземельные крестьяне этих областей были вынуждены дополнительно зарабатывать себе на хлеб. Всякого рода домашний инвентарь и игрушки, сделанные по случаю, со временем дали начало цельной, регулируемой цеховыми правилами отрасли.

В Нюрнберге уже в 1413 году и в 1465 годах упоминаются мастера-болваночники Отт и Месс. Репутацию города игрушки Нюрнберг приобрёл благодаря деятельности своих купцов и ремесленников. Уже в 16-м веке, возможно, даже ещё раньше, Нюрнбергские мастера производили на деревотокарных станках трещотки. Кристоф Вайгель хвалил токарей по дереву, которые умели «вырезать и вытачивать из дерева античных кукол, производить всякого рода трещотки и хлопушки и придавать их внешнему облику даже такие естественные изгибы, что и взрослые, и старики осматривали их не без улыбки». К знаменитейшим личностям из истории игрушки Нюрнберга принадлежит ловкий торговец Георг Иеронимус Бестельмайер, издававший для своей фирмы по посылочной торговле регулярные иллюстрированные каталоги («Журналы»).

Удобное расположение Нюрнберга в непосредственной близости от главных средневековых транспортных путей способствовало его функции в качестве перевалочного пункта при перевозке простой деревянной игрушки. Недалеко от дороги через Бреннер и важнейшего восточно-альпийского перевала на пути в Венецию при монастыре Этталь возник посёлок резчиков по дереву Обераммергау. Тауэрнская дорога от Триеста через Виллах в Зальцбург проходила мимо Берхтесгадена, другого центра производства игрушек. В начале главной Нюрнбергской дороги на северной окраине Тюрингского леса зонненбергская игрушечная промышленность получила выход на местный рынок.

Нюрнберг сумел в относительно короткое время сосредоточить в своих стенах почти всю торговлю деревянными игрушками. Но уже в середине 18-го столетия наряду с этим существовали предприниматели, действовавшие в населённых пунктах с развитой кустарной промышленностью, которые развернули целую сеть торговых представительств во многих странах. Первоначальные, типичные для каждой местности особенности оформления постепенно забывались, в угоду покупателям повсеместно производились одинаковые игрушки, форма и вид которых определялись нюрнбергскими дельцами. Изготовленная кустарями игрушка не теряла всё же своих художественных качеств, хотя и приобретала несколько унифицированный характер.

Народное искусство игрушки Берхтесгадена

Об истоках резьбы по дереву в Берхтесгадене нельзя ничего сказать наверняка. Предполагается её возможное развитие из монастырских ремёсел, поскольку уже в 1150 году летописец монастырского приюта Берхтесгаден, основанного канониками-августинцами монастыря Роттенбуха, упоминает «Нитордуса» - «токаря по дереву». Поскольку эта грамота приводится в связи с монастырём Бенедиктбойрен, возможно, что искусство резьбы по дереву из Берхтесгадена пришло в Аммергау через Бенедиктбойрен. Только с 16-го века имеются точные сведения, подробно свидетельствующие о раннем развитии. Из многочисленных списков грамот этого периода можно с полным основанием заключить, что уже тогда ремесленники имели авторитет в обществе. Их права были узаконены ещё при князе-настоятеле Бальтазаре Хиршауэре в 1056 году. В постановлении, так называемом «Письме Фукса» (по имени уполномоченного императора Максимилиана, рыцаря Дегенхарда Фукс фон Фуксберг), зафиксировано, что древесина, покупаемая ремесленникми, не должна облагаться ввозной и вывозной пошлиной. В 1535 году настоятель монастырского приюта издал ремесленный устав для «Деревообработчиков, изготовителей ложек и дранки», которые отныне объединялись в братство Себастиани и находились под церковной защитой. Это объединение, охватившее все ремесленные отрасли края, существовало вплоть до первой мировой войны.

Уже в 16-столетии скупщик, или, так называемый в индустрии игрушек делец, выступал в роли связующего звена между производителем и потребителем. Поскольку единственно решающим фактором для дельцов был сбыт товара, они часто действовали, совершенно не учитывая интересы производителя. Постановление 1614 года было призвано регулировать взаимоотношения между мастерами и дельцами. Торговля процветала, особенно после Тридцатилетней войны. Владельцы складов по дешёвке скупали у кустарей товар, платя наличными или обменивая его на натуральные продукты. Они содержали филиалы в Вене, Антверпене, Генуе и Венеции и брали на себя пересылку товаров за океан и в Азию. Через Зонненберг и Лейпциг дельцы переправляли товары на восток. Упакованные в бочки игрушки идеревянные предметы обихода из Берхтесгадена путешествовали во все страны, становясь товарами мировой торговли.

Одной из существенных для производства игрушек профессий стала профессия раскрасчика бочек. Как и в других центрах кустарничества, в Берхтесгадене раскрасчики бочек (часто называемые «расписчик по висмуту») образовали своё ремесленное объединение. Они взяли на себя красочное оформление приходящего от изготовителей «белого товара». Насколько было важно владение безукоризненной техникой раскраски игрушки, показывает такой пример: примерно в 1735 году берхтесгаденские изготовители игрушек поселились вместе с зальцбургскими беженцами-протестантами в Альтдорфе под Нюрнбергом. Их продукция не смогла пробить себе дорогу, поскольку окраска их товара была не достаточна и неустойчива к влаге. Похоже, переселенцы так и не овладели тайнами ремесла. Игрушка покрывалась особым способом клеевыми красками и лаком. Висмут же применяли с 15-го века для изготовления грунта для висмутных коробок, изготавливаемых в Ульме, Аугсбурге и Нюрнберге, но никогда – для игрушек. Название «расписчик по висмуту» в связи с игрушечной промышленностью вводит, таким образом, в некоторое заблуждение. Все товары из Берхтесгадена отличались яркостью красок. Это относится, в особенности, к коробкам из древесной стружки. Барочные украшения сменяются здесь большими белыми и жёлтыми узорами из тюльпанов на чёрном фоне, украшения в стиле 18-го века рассыпанными по всему полю жёлтыми, чёрными и белыми узорами в виде розеток и многолепестковых цветов.

Во второй половине 18-го и в течение первого десятилетия 19-го века были широко распространены групповые сценки, часто религиозного содержания. Пристрастие к ярким краскам сохранилось в берхтесгаденском искусстве до сегодняшнего дня. Каковы были типичные для игрушек в Берхтесгадене формы, можно узнать из многочисленных описаний, листовок и каталогов 17-го и 18-го веков. Особенно интересно среди них одно упоминание, датируемое 1784-м или 1789-м годом. Тогда фрайзингские студенты избрали «Берхтесгаденские товары» темой карнавальной поездки на санях. Для этого праздника они оформили 30 саней, каждые из которых носили различные названия. Процессия возглавлялась «деревенским лоточником с женой». Трубач и лесная белочка, лошадка на палочке, конь-свистулька, музыкантик и домик для сверчков наряду с другими украшали карнавальное шествие.

В настоящее время цех деревообработчиков насчитывает около 50 членов. Они сохраняют и поддерживают дошедшие до нас вековые традиции художественной обработки древесины: резьба по дереву, точение по дереву, изготовление коробок. Их работы свидетельствуют о незаурядном творческом потенциаде этих преданных родному краю людей. Традиции изготовления народных игрушек сохранялись в семьях на протяжении нескольких веков. Благодаря высокой точности воспроизведения и сегодня из рук мастеров выходят игрушки, которые выглядят точно так, как и много-много лет назад. Разнообразны предлагаемые народными художниками изделия: конь-свистулька, куколка и шахтёр, курочки на кругу, кукольные комнатки, домик для сверчков, животные, Ноев Ковчег, карусель со звуком, рождественские ясли, шествия шахтёров, свадебные кареты, филигранные работы токарей по дереву, коробочки из древесной стружки различных размеров, формы и цвета, такие предметы широкого потребления, как например, солонки, маслёнки и формы для печенья, коробочки для иголок, светильники и сундуки. В качестве посредника товарищество «Берхтесгаденское ремесленное искусство» берёт на себя сбыт изделий.

Общество также консультирует и предлагает новые идеи для промышленности, которая особенно процветает в курортных областях, производя сувениры для самого широкого круга покупателей. Изделия берхтесгаденских народных промыслов поставляются ныне во многие страны мира, они вызывают непреходящий интерес на ярмарках и выставках в Германии и за границей.

Русская деревянная игрушка

До 20-го века у рыбаков Русского Севера сохранялся обычай: во время длительных отлучек из дома отдавать свободное время изготовлению резных фигурок для оставшихся дома детей. В России многие хранящиеся в музеях игрушки носят именно такой индивидуальный характер.

Игрушки, отражавшие животный мир, всегда пользовались особой любовью детей разных социальных слоёв. Здесь интересно привести запись в книге расходов императрицы Екатерины I от 26-го декабря 1721 года: «Куплено в Москве разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне – три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одна утка, при ней трое детей».

Безусловно, игрушки, предназначенные для царских детей, отличались от тех, в которые играли крестьянские дети. Дорогая игрушка для привилегированных слоёв в 17-18-м веках, как правило, привозилась из-за границы (преимущественно Германии и Франции) или изготавливалась на заказ в Москве, в Оружейной палате. Таким образом, в этот ранний период бытовала только индивидуальная или заказная игрушка.

Однако уже с конца 18-го века можно говорить о возникновении в России массовой игрушечной продукции. Спрос на игрушку во многом объясняется ростом городов, характерным для периода правления Екатерины II. Но в этом можно усмотреть и усиление интереса к миру детей. Распространение массовой игрушки в 18-м веке было общеевропейским явлением. Оно вело к постепенному обособдению этой отрасли производства, что способствовало оттачиванию специфических приёмов деревообработки и, как следствие, к удешевлению изготовления игрушки.

Самым старым центром массового изготовления игрушек является город Сергиев Посад, расположенный к северу от Москвы. Первое письменное указание на это встречается в 1787 году, в описании городов Московской губернии. Тем не менее существование игрушечного производства в районе Сергиева посада, получившего в 19-м веке славу «русского Нюрнберга», можно с уверенностью отнести и к более раннему времени.

Основной причиной возникновения и бурного развития местных промыслов явилось наличие здесь крупнейшего в России монастыря – Троице-Сергиевой лавры, привлекавшей многочисленных паломников со всей страны. Именно они и развозили по разным губерниям выполненные местными кустарями игрушки. О связи местного игрушечного промысла с монастырём говорит и красивая местная легенда о том, что ещё в 14-м веке его основатель святой Сергий Радонежский сам выделывал простые деревянные игрушки и раздаривал их детям.

Сложившийся к началу 19-го века вблизи Лавры крупнейший русский центр по производству игрушки включал не только Сергиев посад, но и прилегающие сёла. Из них наиболее известно Богородское из смежной Владимирской губернии, где выделывались некрашеные резные фигурки и целые композиции. Оба центра были тесно связаны: часто игрушки вырезали в Богородском, а раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Широкому распространению игрушек способствовала не только доступность материала, но и относительная лёгкость обработки. В ход шли осина, берёза, липа, сосна. Используя самые простые инструменты – топор, нож, долото – мастера умели выполнять лаконичные, упрощённые, но чрезвычайно выразительные изображения, сродни настоящей скульптуре.

Технические приёмы изготовления резной игрушки складывались десятилетиями и передавались из поколения в поколение. С увеличением потребности в игрушках для их изготовления в Сергиевом Посаде стали применять новые материалы и технологии. С 1820-х годов здесь стали производить изделия из папье-маше, и вскоре они стали массовой продукцией – к концу 19-го века производилось около 7000 видов игрушек из бумажной массы.

Техника их изготовления пришла, по-видимому, из Германии. При изготовлении такой игрушки использовались деревянные резные формы, и для этого в Сергиевом Посаде существовала хорошая база. Часть резчиков в результате полностью перешла на изготовление таких форм. Раскрашенные и покрытые лаком слепки из папье-маше, яркие и лёгкие, стали использоваться и в более сложных композициях, часто снабжённых простейшим механизмом, заставлявшим их двигаться и звучать. Позже, по мере усовершенствования производства, фигурки стали отливать в гипсовых формах, которые в свою очередь делались с деревянных резных форм.

Игрушка – «зеркало жизни». Это определение, данное известным художником и исследователем Н. Д. Бартрамом, становится явным при знакомстве с русской деревянной игрушкой. Если в одних игрушках очевидны традиции, идущие из глубины веков, то в других отразились и исторические события, окружающие жизнь. Так, после 1812-го года в ассортименте мастеров Сергиева Посада и Богородского на много десятилетий утвердились фигурки военных. Игрушечные барыни, торговцы, кормилицы были теми знакомыми персонажами, которые окружали ребёнка в повседневной жизни. Изображения экзотических животных – верблюдов, слонов, львов – часто появлялись в ассортименте под влиянием передвижных зверинцев, которые были популярным ярмарочным развлечением детей и взрослых.

Особое распространение получили игрушки, изображающие медведей. «Медвежья комедия» существовала и была любима в России с древности. Поводыри с учёными медведями ходили по городам и деревням ещё во времена Ивана Грозного, в 16-м веке. В старину на медведя смотрели как на особое существо, стоящее ближе других зверей к человеку. В 19-м веке редкая ярмарка во времена празднования масленицы обходилась без косматого медведя и его частой спутницы – «козы бородатой». Именно отсюда образ медведя – часто с поводырём или козой – попал в игрушку.

В игрушках можно увидеть и влияние фарфоровой пластики. Так, в выполненной богородским резчиком цапле с рыбкой в клюве узнаваема подобная фигура из фарфора, выполнявшаяся в конце 18-го века в Мейсене. Пользовавшаяся большим спросом так называемая «китайская мелочь» - разнообразные мелкие резные фигурки – также вели своё происхождение от фарфоровых. Современники отмечали, что деревянную игрушку в 19-м-начале 20-го веков в мещанском быту ставили на комоды, полки, окна и т. д. , то есть использовали её как произведения фарфоровой пластики.

Сергиев Посад и прилегающие территории были крупнейшим, но не единственным центром изготовления игрушек в окрестностях Москвы. Всё возрастающий спрос на игрушку вызывал к жизни новые очаги её изготовления, возникавшие, как правило, в старых центрах деревообработки. Места изготовления массовой игрушки окружали Москву со всех сторон, тяготея к этому крупнейшему торговому центру. Отсюда игрушки разлетались по всей стране, распространяясь через магазины и ярмарочных торговцев.

Каждый центр специализировался на особом виде продукции. Так в Звенигородском уезде Московской губернии славились мастера, изготовлявшие точёные игрушки, в особенности – бирюльки. Бирюльки – комплект миниатюрных точёных предметов, чаще всего посуды, в одной коробочке: в каждом наборе обычно 32 штуки. Игра заключалась в следующем: бирюльки высыпались горкой на стол и играющие специальными крючками вытаскивали предметы один за другим, стараясь не пошевелить остальные.

Изготовление бирюлек было достаточно сложным производством, со своими секретами. Самые маленькие предметы вытачивались «на глазок», под увеличительным стеклом, без специальных измерительных приборов.

Крупнейшим районом, производившим массовую игрушку, было Поволжье и, в особенности, Нижегородская земля. Здесь располагались важнейшие российские ярмарки – Макарьевская и Нижегородская, которые и способствовали сбыту игрушек. Местные промыслы деревообработки существовали с древности и безусловно повлияли на своеобразие местных игрушек.

Свои региональные особенности игрушки приобретали ещё на стадии подготовки материала. Так, мастер в Сергиевом Посаде сначала разбивал кусок бревна на трёхгранные чурки, из которых подобно скульптору вырезал фигуру – трёхгранные основания этих игрушек сохраняют форму первоначальной заготовки. Игрушки мастеров Владимирской губернии вырезались из закруглённой плашки. А нижегородские игрушки, происходящие из окрестностей города Семёнова, не вырезались, а собирались из дощечек-заготовок, нарубленных ритмичными движениями топора. Они так и назывались – «топорные игрушки». Работа мастера здесь уподоблялась уже искусству не скульптора, а конструктора, собиравшего из однотипных деталей огромное разнообразие вещей. Здесь и мебель, и балалайки. А пароходы, автомобили, самолёты сосуществуют с лошадками, запряжёнными в повозки. Простая, но выразительная конструкция, радостная солнечная окраска – эти качества делали такую игрушку неповторимой и узнаваемой.

Богатая промыслами по обработке дерева, Нижегородская земля до сих пор является одним из действующих центров производства традиционной игрушки. Это и резная с росписью Городецкая игрушка, и точёные, с яркой анилиновой раскраской изделия из села Полх-Майдан. Это большое село, расположенное на юге Нижегородской области, с 18-го века было известно как центр производства деревянной точёной неокрашенной посуды. С 1920-х годов здесь стали изготавливаться расписные точёные игрушки, причём это занятие охватывает целые семьи – часто в росписи принимают участие и дети, привнося фантазию и собственное видение мира. В последние десятилетия деревянные игрушки, изготавливающиеся в старых центрах, становятся прежде всего объектом коллекционирования взрослых. Трогательная наивность и обаяние этих предметов способствует сохранению игрушечных промыслов до наших дней.

Эти же качества традиционной народной игрушки привлекли в конце 19-го века внимание профессиональных художников. Всплеск интереса к ней, к её своеобразной пластике был одним из выражений общего интереса к национальным художественным традициям. Многие выдающиеся художники рубежа веков, сыгравшие важную роль в сложении стиля модерн в России, обратились к творчеству в области проектирования игрушек. Таким образом, с конца 19-го века в России можно говорить о возникновении и распространении авторской, профессиональной игрушки.

В этой области особое место принадлежит Н. Д. Бартраму. Активная художественная деятельность его началась в 1893 году, когда он основал учебную столярную мастерскую в собственной усадьбе Семёновка Курской губернии. Обучение ребят столярному мастерству он начал с изготовления игрушек. Бартрам стремился развивать в учениках творческую инициативу, наблюдательность, умение передать игрушке свои впечатления. Целый ряд художественных образов игрушки был выполнен самим Бартрамом. В дальнейшие годы чрезвычайно насыщенный творческой деятельностью этот художник много времени посвящал игрушке. В 1909 году он организовал выставку «Игрушки прошлого и настоящего». Через год - следующую выставку - «Как делают игрушки», которая была продолжением предыдущей. На неё он пригласил мастеров, демонстрировавших прямо на экспозиции процесс создания традиционной резной деревянной игрушки.

Художники рубежа 19-20-го веков ставили своей задачей борьбу с засилием малохудожественной фабричной продукции. Они стремились к созданию обновленной игрушки, опираясь при этом на возрождение народного искусства. Характерно, что в основе их творческого метода лежало не копирование старых образцов, а их свободная интерпретация. Авторская игрушка это во времени являлась при этом самостоятельным видом искусства и представляла собой одно из выражений национально-романтического стиля модерн в России. Это направление получило в широкой среде название «новый русский стиль».

В это время значительно расширились рынки сбыта изделий русской художественной промышленности, резко увеличился их экспорт. Во многом именно изделия декоративно прикладного искусства этого времени сформировали на Западе понимание «русского стиля» в его вневременном значении. Примером этого является история возникновения игрушки-матрёшки. В понимании многих людей не только за рубежом, но и в России, она является символом русских художественных традиций. Однако появление её относится к самому концу 19-го века. Почти сто лет назад московскому ремесленнику Звёздочкину пришла идея с помощью столярного станка из липовой чурки смастерить куклу. У куклы не было ни рук, ни ног и не было длинного носа как у Буратино. Она была разборная и имела в себе меньшую по размерам куклу, та ещё меньшую и так далее. Так родилась первая русская матрёшка. Но только после того как известный художник-живописец С. Малютин, один из создателей русского варианта стиля модерн, руководитель широко известных художественных мастерских в имении княгини М. К. Тенишевой под Смоленском, разрисовал её, она улыбалась так какой мы знаем её сегодня. Создатели матрёшки не предполагали, что они создали одну из любимейших русских сувениров. Так кукла стала известна далеко за пределами страны.

Форма матрёшки, основана на принципе вкладывания кукол друг в друга, была заимствована С. Малютиным в искусстве востока. Однако автор удачно сочетал форму с ростом создающей образ русской девочки в национальном костюме, знакомый детям и взрослым по русским народным сказкам. Принцип матрёшки вскоре стали использовать игрушечники Сергиева Посада, где разные варианты этих игрушек стали производиться в большом количестве. На первых порах их росписью занимались местные художники-иконописцы, что обусловило высокое качество ранних матрёшек.

Таким образом, рубеж 19-20-го веков - особый период в истории игрушки, когда она стала не только объектом интереса коллекционеров-исследователей, художников, но и результатом творческих поисков. Этот период расцвета художественной игрушки не был продолжительным - к концу 1910 годов на первый план выходит воспитательная и развивающая функция игрушки.

Подводя итоги нашей работы мы считаем, что достигли поставленной цели, выполнили задачи и доказали, что деревянные игрушки из Германии и России имеют много общего и каждая свои особенности развития.

Отрадно наблюдать, что в 21-м веке интерес к народному творчеству и народным обычаям не угасает. Наоборот, и в России, и в Германии интерес к предметам старины неуклонно растёт. В районах, где существуют промыслы деревянной игрушки, с самого раннего детства знакомят молодёжь с народными ремеслами. Молодые мастера творчески переосмысливают традиции и разрабатывают продукцию, отвечающую современным желаниям и требованиям. В последнее время вновь растёт объём производства деревянных игрушек, налаживаются новые связи на внутреннем и внешнем рынках наших стран.

В Германии этот процесс проходит несколько активнее. После объединения двух государств, в ее восточной части, где традиционно делают игрушки, была проведена реприватизация существующих предприятий, создано много новых. Профессию «изготовителя деревянной игрушки» включили в «Список признанных профессий, требующих специального обучения». Как и столетие назад, производство игрушек здесь стало важным экономическим фактором, помогая созданию новых рабочих мест в секторе малых и средних предприятий.

В России трудности общей экономической ситуации сдерживают этот процесс. Но, несомненно, это временное явление.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)