Создание глиняных изделий с использованием восточных мотивов
Созданные декоративные изделия несут в себе не только утилитарные качества, но и чистые декоративные, как предмет оформления интерьера.
Возрождение прошлых традиций в целях сохранения и формирования у учащихся основ народной культуры – это фундамент национального самосохранения, национального сознания. Сегодня активен процесс возрождения, в будущем, эти традиции станут достоянием наших потомков и в этом - главная цель. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним.
Используя традиционный распространенный материал – глину, мы приобщаем других к национальной культуре своего региона. В своих работах использовали восточные мотивы: орнаменты, символику двенадцать животных. Изделия могут использоваться не только в качестве оформления интерьера, но и с практической целью - использование подставки для ароматных палочек.
Актуальность.
В настоящее время большое внимание уделяется национальному воспитанию подрастающего поколения. Присутствие «регионального компонента» - это необходимое составляющее во всем образовании, знания, приобретенные по традиционной культуре региона, и закрепленные в навыках и умениях, более чем востребованы в настоящее время.
Для повышения интереса, для популяризации народной культуры, мы решили в своей работе взять за основу символы двенадцати животных восточного календаря. Каждое животное имеет свой смысл, свою символику. Так, мышь - дарует людям богатство; обезьяна означает человеческую фантазию; тигр - храбрость; змея – мудрость; дракон – величие, силу, мощь. Итак, каждое животное имеет свою интерпретацию.
Изделия из керамики известны с древнейших времен, это величайшее культурное наследие человечества. Китайцы начали производить керамические изделия еще в эпоху неолита, римляне стали декорировать посуду и керамические изделия чеканкой и штампованным орнаментом.
Игрушке предавалось магическое значение. Например, свистульке, погремушке своим шумом отгоняли злых духов. Если фигурку коня поставить в комнате на видном месте, чтобы голова была повернута к двери или окну, тогда в доме всегда будет мир и счастье. Такие вот существовали народные поверья.
Искусство изготовления игрушек – один из древнейших видов народного творчества. Глиняные игрушки известны на Руси с глубокой древности.
Мы решили использовать в работе доступный, пластичный материал – глину. Для создания фигур 12-ти животных восточного календаря.
В современном обществе развиваются тенденции к стилизованным формам. Современные изделия из керамики отличаются большим разнообразием форм и образов. Эти изделия декоративны, хорошо вписываются в современный интерьер. Традиции народного искусства в настоящее время продолжают жить и развиваться. Наиболее ценные черты – это яркая образность, добродушие, чувство материала бережно сохраняются и находят воплощение в новых образах. Сегодня изделия из керамики входят в нашу жизнь как одно из ярких явлений декоративно – прикладного искусства, как общепризнанный сувенир, украшение современного интерьера.
Педагоги высоко ценят воспитательное значение, знакомство с ними приобщает к истории народа, и способствует формированию художественного вкуса.
Проблемой нашего исследования является изготовление глиняных изделий с использованием национальной стилизации.
Объект статьи: Национальные изделия декоративно – прикладного искусства.
Предмет статьи: Стилизованные предметы из глины с восточными элементами.
Цель: Использование восточных мотивов в глиняных изделиях.
Задачи:
1. Изучить литературу:
• Символику 12-ти животных.
2. Изучить эксплуатационные свойства материала - глина.
3. Изучить основы техники работы с глиной:
• Освоить приемы лепки.
• Овладеть технологией изготовления глиняных изделий.
4. Разработать и создать новые формы в глиняных изделиях.
Гипотеза: Если разработать и создать глиняные изделия, учитывая свойства глины и особенности национальных элементов, то можно создавать стилизованные декоративные изделия из глины.
Методы исследования:
1. Теоретический подбор материала и обработка данных.
2. Подготовка глины к работе.
3. Изучение техники работы с материалом.
Практическая значимость: Результаты исследования подготовлены к внедрению в практику обучения учащихся кружка.
Основные условия создания глиняных изделий
Технологические и эксплуатационные свойства материалов
Глина – это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода. Главная необходимое свойство глины при формировании изделий – пластичность. С древнейших времен из глины лепил человек себе посуду: чашки, миски, горшки. Из глины сделал себе жилище и из пещеры перебрался в глинобитный дом. В древние времена глина и от болезни лечила: наложат бабушка вечером на больные косточки горячий глиняный пластик - утром уже полна сил. Из глины мастерили замечательные украшения: бусы, серьги, игрушки.
Прошло немало времени. И вот мы с вами пьем чай из пластмассовой кружки, варим борщ в эмалированной посуде, играем с резиновым зайчиком. Так что же, нет глине больше места в нашей жизни?
Нет, есть. По-прежнему глина лечит, ее добавляют в лекарства, косметику. По-прежнему у хозяйки стоит горшочек для каши, крынка для молока, солонка, цветы в керамических горшочках, создаются оригинальные, декоративные вазы.
По-другому и быть не может. Ведь глина - природный материал, и каждое изделие из нее хранит тепло рук мастера, создающего красоту.
Подходящую глину для лепки можно найти всюду. Только найденную глину нужно сначала проверить: годится ли она для работы, пластична ли, послушна ли рукам мастера. Для этого скатайте из небольшого влажного кусочка глины колбаску и согните ее в кольцо. Если не потрескается, вы нашли то, что надо. Перед лепкой глину очищают, выбирая из нее всякий мусор: камушки, корешки, ветки. Лепить из глины можно не только летом, когда она доступна, но и зимой, надо принести ее домой в ведре и закрыть клеенкой. Если глина вдруг пересохла, нужно залить ее водой, дать постоять несколько дней. Готовое для лепки глиняное тесто лучше всего хранить в плотно завязанном полиэтиленовом пакете. Чем дольше в таком состоянии пролежит глина, тем лучше ее пластические свойства.
Поверхность глины хранит следы пальцев мастера веками. Это предает особую прелесть и живость изделиям. Энергия художника его любовь к жизни, настроение передаются другим людям.
Если за один раз работа не закончена, изделия нужно положить в пакет и хорошо завязать, чтобы не испарялась влага из глины. Готовые изделия необходимо правильно высушить. Самое главное – не торопиться, изделие сушат 3-4 дня, при ровной температуре, в тени, без сквозняков. Поделки из глины можно обжечь в специальной муфельной печке. После обжина изделия становятся крепкими, как камень, не размокают в воде, как простая глина. Обожженные в печи или просто просушенные изделия можно раскрасить любой краской: акварелью, гуашью.
Глина – очень послушный, пластичный материал, работать с нею – одно удовольствие.
Символика 12-летнего животного цикла
Вопрос о прародине, времени и причинах возникновения 12-летнего животного цикла все еще не нашел окончательного решения. Его изобретение приписывают китайцам, народам среднего Востока, кочевникам азиатских степей. Причины, вызвавшие к жизни этот календарь, также называют различные - от аналогий с 12 месяцами года и 12 знаками зодиака до периодичности джутов и падежа скота в степях Евразии.
Относительно ясными на сегодняшний день кажутся два момента.
1) Астрономической основой 12-летнего календаря может быть только вычисленный астрономами еще в глубокой древности «юпитерный цикл», т. е. период полного оборота Юпитера вокруг Солнца, равный 12 годам (а если быть совсем точным- 11,862 года)
2) Перечень животных, названия которых образовали восточный зодиак, географически привязан к региону Центральной и Восточной Азии (включая сюда и дракона, чуть ли не основного персонажа мифологии всех народов Востока).
Монгольский 12-летний цикл, как и китайский, начинался с года мыши, в отличие от тибетского, который начинался с года зайца. Последовательность и наименование годов были следующими:
1) мышь (хулгана), 2) бык (ухэр), 3) тигр (бар), 4) заяц (туулай), 5) дракон (луу), 6) змея (могой), 7) лошадь (морь), 8) овца (хонь), 9) обезьяна (бич), 10) курица (тахиа), 11) собака (нохой), 12) свинья (гахай).
12-летний животный календарный цикл играл большую роль в хронометрии жизни монгольского и бурятского общества и в ритуально- обрядовой практике. Практически все помнили название циклического года, в который они родились. Да и сейчас молодое поколение знает в символ своего года рождения. Известен обычай делать новорожденным амулеты из войлока (дерева, рога) в виде изображения его циклического животного и помещать амулет у изголовья ребенка. Через каждые 12 лет, входя в новый цикл своей жизни, человек (сам или с помощью ламы) совершал обряд «поворота годов» (жилийн оролго, жил орох) с целью изгнания несчастья и приобретения благодати на очередном витке своей жизни.
С помощью 12-летнего календарного цикла лучше всего измерялась жизнь человека, его семьи и рода, велся отсчет смены поколений, к нему были привязаны магические обряды защиты благополучия личности, совершавшиеся при завершении одного календарного цикла и начала следующего.
Разработка и создание глиняных изделий
Разработка и изготовление подставок 12 животных
Мы опросили учащихся и педагогов Дома детского творчества о том, что они используют в качестве подставки для ароматных палочек (адис). Многие ответили, что приспособили под это сподручные материалы, и специальной подставки нет. Многие заинтересовались идеей создания такого предмета и были согласны приобрести его, т. к. в продаже встречается редко. Эти вещи еще и уникальны тем, что сделаны своими руками.
Нами была составлена схема планирования работы:
Технология изготовления подставок для ароматных палочек.
Изучив теоретический материал, просмотрев наглядные иллюстрации, разработали эскизы для лепки животных, учитывая форму изделия, равновесия масс, сделали подбор инструментов, последовательность технологии изготовления.
Выбор инструментов и приспособлений.
1. скалка, полотно и рейки-шаблоны
2. губка
3. ступка
4. горшок и кисть
5. миски и чашки
6. деревянные инструменты
7. плоские деревянные стеки
8. складной нож
10. кисти из щетины, плоские кисти
11. шлифовальная бумага
12. краски
13. лак
14. муфельная печь
Последовательность изготовления игрушки.
1. Подготовь глиняную массу. Масса должна быть однородной, мягкой и пластичной. Глиняную массу прессуем, чтобы из нее вышел воздух.
2. Отделяем от основного куска часть на туловище. Придаем нужную форму.
3. Из раскатанного пласта глины вырезаем мелкие детали: уши, лапки, крылья.
4. Скатать шарик нужной величины для носа, головы и т. д.
5. Из жгутиков слепить лапы, хвост, уши.
6. Соедини детали, предварительно смочив место соединения водой.
7. Декорирование игрушки, если нужно сделать надрезы и т. д.
8. Высуши изделие.
9. Обжиг игрушки в муфельной печи
10. Роспись изделия.
Заключение:
В результате проведенного исследования нам удалось выяснить, что возможно использование восточных мотивов в глиняных изделиях, что придает им оригинальность. Можно порекомендовать такие изделия для дальнейшего распространения.
Таким образом, цель исследования достигнута и гипотеза подтверждена.
Комментарии