Сохранение народных традиций Русского Севера при изготовлении прялки
Актуальность: нашу повседневную жизнь окружает множество красивых, современных вещей, но среди них все реже можно увидеть предметы народного быта прошлого века. Отчасти они сохранились только на бабушкиных чердаках или в лучшем случае в музейных центрах, где чтут традиции русского народа. В нашем веке таким предметом как прялка почти никто не пользуется, за исключением бабушек из «глубинок». Зная, что у нас в школе возрождается музей «Русская изба», мы решили принять участие и подарить музею изготовленную нами прялку.
Считаем, что каждый человек должен знать историю своего народа, иметь представление о корнях своих предков. Посещая музей, ученики имеют возможность прикоснуться к давно забытым традициям русского народа и ознакомиться к истокам народного творчества.
Почему для нас эта тема актуальна? На уроках изобразительного искусства в 5 классе, мы изучали тему «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», хранящее вековые традиции, передаваемые, из поколения в поколение и ее раздел «Внутренний мир русской избы», одна из тем раздела, которая меня заинтересовала больше всего, стала тема «Конструкция и декор предметов народного быта». Из всего многообразия бытовых предметов мое внимание привлекла прялка. Кроме того, я занимаюсь в творческом объединении «Чудеса из дерева» очень люблю выпиливать лобзиком, выжигать др. и мне хотелось выполнить изделие своими руками и подарить его на память в школьный музей.
История возникновения прялок
В голубом небесном замке сидит пряха Верея. Зорко следит она за тем, чтобы не пропустить рождение земных младенцев. Стоит только родиться новому человеку, и Верея начинает прясть нить его жизни. Конец этой нити трудолюбивая пряха прикрепляет к новой звезде, которая загорается на небе в миг рождения человека. А когда наступает его последний час, Верея обрывает нитку, звезда падает и гаснет — человек умирает. Это очень древняя легенда, и, стало быть, прядение было одним из древнейших занятий человечества. В античной мифологии три дочери Судьбы тоже были пряхами: одна пряла нить человеческой жизни, другая проводила человека через препятствия жизни, а третья — старуха Атропос — обрывала нить.
И в мифических представлениях славян девушка, прядущая нить, заботится о благе человека, его нив и стад, а ее злая соперница старается оборвать эту нить.
И сама прялка, за которой сидели мифические пряхи, воспринималась как предмет священный.
Прялка — станок-приспособление для прядения нити ручным способом.
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
• Примитивные прялки находят в археологических слоях самых ранних эпох. В эпоху неолита пряли нити, из которых изготовляли рыболовные сети.
• Прялки, обнаруженные в археологических раскопах Новгорода датируемые 10 — 11веками
• Анализ размеров показал, что высота прялок, бытовавших на территории Карелии, была величиной достаточно постоянной и колебалась в пределах от 75до 110см (2 — 2,5локтя). Высота лопасти менялась от 47до 88см, а ее ширина — от 9до 27см.
• Стоила прялка в начале XX века от 20 до 50 копеек. Откуда это известно? Из подписей, которые художник нередко делал прямо на прялке. Он ставил дату, имя заказчика, а заодно и свое имя. На одной из прялок, которая доживает мирно свой век в музее народного творчества в Сергиевом Посаде, написано: «1900 год. Цена 35 копеек. Писал Егор Аксенов. Кого люблю, тому дарю прялку»
• Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день 300 метров пряжи. А чтобы получить хотя бы 15 метров ткани, нужно было спрясть не менее 20 тысяч метров пряжи. Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть и ткать с 6-8 лет.
Изучение конструкции и декора различных видов прялок
Дерево - один из самых универсальных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. Разнообразно и широко использовалась древесина русскими мастерами. С помощью топора, ножа и некоторых других дополнительных инструментов изготовлял русский человек все необходимое для жизни: жилище и хозяйственные постройки, мосты, ветряные мельницы, крепостные сооружения, орудия труда, мебель, посуду, детские игрушки и многое другое.
Представьте себе, что Вы входите в добротную крестьянскую избу прошлого века. Почти все, что находится в ней, сделано из дерева. В каждой крестьянской избе стоял ткацкий станок, прялка для прядения льна и шерсти, мочесник, короб для перематывания пряжи и другие предметы деревенского быта . Они также были изготовлены из древесины.
Самобытную страницу в историю народного искусства нашей страны вписали мастера, создававшие прялки. Издавна прялка была одним из главных предметов в крестьянском хозяйстве. Около нее женщины коротали бесконечные зимние вечера, так как это время года темнело рано, то приходилось пользоваться лучиной, вставив ее в светец . Осенью, после сбора урожая, начинались посиделки: девушки собирались в одной избе и пряли, а парни приходили с гармошкой и угощением выбирать себе невест.
Замужние женщины на посиделки не ходили, но по вечерам поздно засиживались за работой при зажженном огне – это называлось «засидки». А когда крестьянка была занята другой работой, прялку вешали на стену. Она украшала избу, становилась элементом декора. Женщин, по существу, с раннего детства приучали прясть нити, и до конца своих дней они не расставались с прялкой.
Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. Прялку-подарок хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению.
Деревни и села России как бы соревновались друг с другом в выборе формы и убранства прялок. Наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы и защититься себя от злых. Поэтому и делал он это при помощи своего искусства.
Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю; волнистая горизонтальная – воду; вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор .
Декор прялки заключал в себе разные виды орнамента: растительный, геометрический, частично зооморфный, мифический образ, жанровые сценки. На прялках Русского Севера представлены жанровые сценки: «Сценки «Чаепитие» и «Супрядки».
Необходимо обратить на то, что жанровые сценки здесь всегда жизнеутверждающие, радостные – это торжество жизни: цветы, домашние животные. Например, кошка – символ домашнего уюта, а лошадь – символ семейного достатка. Эти рисунки могут нам рассказать о занятии хозяина. Мастер в своей росписи изображал окружающую его жизнь, отражал какие-то яркие события из этой жизни. На изделиях можно увидеть сцены крестьянского труда, свадьбу, посиделки, рыбалку, ярмарку и пр.
Лежа добра не добыть,
Горе не избыть,
Чести и любви не нажить,
Красной одежды не носить.
Эта мысль проходит красной нитью через все композиции мастеров.
Непосредственная связь с каждодневным трудом определила художественный язык и средства выражения декора этих изделий. Все свое умение мастера вкладывали в их украшение. Старались, чтобы они были нарядными. Складывавшиеся столетиями художественные и композиционные варианты форм и характера декора русских прялок многообразны. Например, крестьяне Вологодской губернии рассыпали каскады узоров трехгранно-выемчатой резьбы по гребню и головке прялки, оставляя гладким только донце.Нарядную резьбу они дополняли яркой раскраской. Этот прием декора — геометрическая резьба с росписью — был характерен для прялок Русского Севера.Их мощная резьба и простая композиция говорят о надежности и основательности, свойственных северянам. Прялки северных губерний России покрывались и другими узорами — ажурными и прорезными, пополненными рельефной моделировкой.
Некоторой суетой веет от декоративных композиций ярославских прялок. Мастера Ярославской губернии оставляли натуральный цвет дерева. Прялке придавали форму шатрового терема, покрытого изящной контурной и ногтевидной резьбой.
В деревне Косково Нижегородской губернии прялки были совсем другие — гребень оставался совершенно гладким, а узоры располагались на донце и головке. Характер узора был своеобразным: в светлую древесину осины, врезали кусочки темного синевато-серого мореного дуба и окружали их контурной резьбой и ногтевидными порезками.
В Поволжье были распространены стройные многоярусные прялки-«башенки» и прялки «терема». В каждой области прялки отличались своими особенностями. Прялки украшались цветистой росписью или мелким резным узором, а иногда резьбой и росписью одновременно. В костромской губернии бытовали еще оригинальные прялки «с фонарями».
Разрушая однообразие, оно позволяло каждое строение, каждую вещь делать затейливой и неповторимой. Его главные и самые выразительные цвета — красные, желто-золотистые и голубые. Такое сочетание приносило радость, пробуждало надежду и силу.
На Русском Севере, например в Мезени, употребляли для росписи всего два цвета: красный и черный. Красноватую охру добывали из береговой глины, растирали на камне, а потом разводили в растворе из лиственничной смолы — серы, как ее там называют. Черную краску делали из сажи, смешивая со смолой. Расписывали прялку сначала охрой, окуная в нее измочаленную деревянную палочку. А потом тетеревиным пером обводили роспись черной краской. Затем покрывали олифой, которая придавала росписи красивый золотисто-желтый отлив. Лопасть делали стройной, не очень большой. Углы ее фигурно срезали, а поверху украшали маковками, похожими на маковки церквей. Лопасть расписывали ровно расположенными поясами рисунков и орнамента. Поверху — загадочной клинописью идут так называемые бердо — сети или решетки в окружении курочек. Под ним — ряд коней и оленей, потом — снова геометрический орнамент. И по всему полю, как бы невзначай, разбросаны спиральки, черточки, кружочки, звездочки, словно вихрь от быстрой езды вскружил все вокруг.
Жили на прялках рыбы и лебеди, и особенно мастер позволял разгуляться своей фантазии и кисти там, где привязывалась кудель. Тут могли изображаться и свадьба, и катание на санях, и небывалая охота. А в начале века по прялке мог поплыть и пароход, однажды увиденный мастером.
Первым среди образов, появившихся на самых древних прялках, был красный конь. И это не случайно. Потому что с древности конь символизировал небесный огонь, дающий тепло и свет, а бег его символизировал движение света по небосводу. Из многих северных деревень везли прялки на продажу в Усть-Вашу, где проходили летние ярмарки. Даже песня пелась такая:
У меня базарна прялочка, очень долги типуны.
На ней кони и олени - прялку с Ваши привезли.
Типуны — это главки или городки, которые украшали лопасть прялки.
Очень хороши были прялки резные. Сверху их тоже украшали ажурными городками, главками, венцами. Сохранились очень архаичные узоры прялок из Лохты, например, с изображением берегини. До наших дней сохранились прялки, называющиеся «швейки». Часто их делали в форме резной ярусной башенки, имеющей в основании солнечное колесо или фигурку всадника, птичью голову или человеческое лицо. В этих прялках — отголоски древней формы ритуального столпа. На многих из них фигуры напоминают языческих идолов, которые, словно стражи, оберегают предмет. На швейке из Вельска по сторонам симметрично расположены фигуры мужчины и женщины, тоже, будто сторожащие что-то. Возможно, это образы домовых в виде хозяина и хозяйки.
На одной из прялок изображен фантастический лес, искусно вырезанный, в нем полно разных зверушек и зверей: слоны, крокодилы, кабаны и так далее. Рядом стоит охотник в картузе, а вокруг — разные узоры, в которых угадываются веточки деревьев, силуэты птиц. Лопасть еще одной прялки покрыта резьбой, изображающей поединок всадников. Возле витязей — двуглавые орлы, силуэты елок и узоры, узоры.
Вся поверхность архангельской прялки словно залита солнечным сиянием. На ней причудливо изогнутые стебельки, трилистники, ягоды, цветы. И среди этой красоты в круге — солнце, опоясанное лучиками-треугольниками, царственная птица Сирин с распростертыми крыльями и женской головкой в короне. Верили, что птица эта обитает в райских садах и своим сладкоголосым пением может усыпить любого, что она приносит счастье. Жених дарил невесте прялку с ее изображением как бы с пожеланием сладостной жизни. В нижней части лопасти изображена жизненная сценка — катание парня с тальянкой. В росписи удивительным образом соединились сказочность и реальность. Все было гармонично: композиция росписи, конструкция прялки, подобранные цвета.
Как хороша собой прялка «с ожерельем», изукрашенная резьбой и росписью! Нарядная поверхность прялки, мерцающая множеством граней, напоминает о женской праздничной одежде, украшенной нитями бус.
Сколько солнечных розеток в резном декоре прялок Русского Севера! Пряха старалась прикрепить кудель к той части лопасти, где находилось большое солнце.
Оказывается что, мотив солнца пронизывает не только орнамент, но и саму конструкцию прялок. В верхней части это разные выступы-«городки», обозначающие путь солнца по небосводу, в нижней части боковые выступы-«серьги» — символы восходящего и заходящего солнца; на ножке прялки изображение ночного, подземного солнца (легенда о дневном и ночном пути солнца).
На поверхности лопасти прялки можно увидеть изображение ромбиков или квадратов. Это символы земли, которая иногда представлена сценками из жизни людей.
Древние образы продолжают жить в творениях крестьянских мастеров, повествуя о круговороте солнца, о смене дня и ночи, о человеческой жизни, о вечном порядке и гармонии космоса.
Прядение – основа развития ткачества.
Еще недавно в каждом сельском доме обязательно жили прялка и ткацкий станок. Наступит осень, закончатся работы в поле — начинаются работы в доме. Сначала надо лен и шерсть спрясть — превратить в нитки.
Лен мяли (удаляли твердую оболочку стебля), трепали (разделяли стебель на тонкие волокна), чесали (выравнивали льняные «пряди»). Не меньше хлопот было и с шерстью. В результате всех этих подготовительных работ получалась кудель — пучок льняных или шерстяных волокон. Для того чтобы кудель превратить в нить, ее привязывали к прялке, затем понемногу вытягивали волокна, одновременно скручивая их — вот и получалась нитка. Готовую нитку наматывали на веретено — длинную палочку с острыми концами и утолщенной серединой.
Прядение — работа трудная, долгая. От сноровки пряхи зависела толщина и прочность нити, а значит — и будущей ткани. Чтобы облегчить этот труд, придумали прялку с колесом — его приводили в движение с помощью ножной педали, нить наматывалась «сама» — вытягивать и скручивать волокна, можно было обеими руками — работа шла быстрее, а нить получалась лучше.
Однако можно было заняться ткачеством — из ниток делать ткань. Эта работа тоже требовала большого внимания, сноровки, трудолюбия. Ткачи работали на ручных ткацких станках (кстати, в работе участвовали не, только, руки, но и ноги), дело шло довольно медленно. Поскольку полотно выходило нешироким — всего 37 сантиметров, — его требовалось довольно много. За зиму хозяйка должна была наткать столько полотна, чтобы хватило на всю семью — ведь снова она сможет взяться за эту работу только следующей зимой. Купить ткань крестьяне не могли — не по карману, да и негде было. Вот и ходили все в одежде, сшитой из домотканого полотна.
Сейчас и прядут, и ткут машины. Но иногда — долгими зимними вечерами — еще можно в некоторых русских домах можно услышать жужжание колесной прялки и постукивание ручного ткацкого станка.
Проектирование и изготовление прялки в лучших народных традициях
Звездочка обдумывания проекта
Прежде чем начать изготавливать изделие нами был составлен план, учитывая требования, которым должна соответствовать прялка:
1. возрождение забытых промыслов
2. изготовление из имеющихся материалов, с учетом народных традиций
3. выполнение с использованием известных приемов обработки древесины
Анализ существующих видов прялок и выбор лучшей
Для выполнения работы мы изучили много литературы, и нас еще больше заинтересовала история прялок. Исследуя виды прялок, мы проанализировали их декоративные отделки, провели анкетирование среди своих сверстников. Все это помогло нам выбрать оптимальный вариант ее изготовления, который бы отвечал ряду требований.
Прялки под №1 не все просты в изготовлении и очень сложный вид росписи, мне она не знакома.
Для изготовления прялки под №2 требуется необходимый материал (целый брус древесины) и специальные навыки работы резьбы по дереву. Я не владею техникой резьбы по дереву.
Форма прялки под №3 очень проста, но здесь так, же присутствуют элементы резьбы по дереву.
Одна из видов прялок под №5 была моей первоначальной идеей, поскольку прорезную резьбу я могу выполнить, но рамка лобзика не позволит выполнить некоторые элементы.
Свой выбор мы остановили на прялке №4, так как считаем, что она проста в изготовлении и использовании, а так же имеет оригинальный вид росписи по дереву. Мы не стали выполнять точную копию данной прялки и частично изменили форму ножки.
Характеристика используемых материалов
В старину прялки изготавливали из сосны или ели. Из ствола вырубали лопасть, а из корня - донце. Поэтому её называли – КОРНЕВАЯ.
Изготовить прялку из сосны мы не смогли бы, так как не в совершенстве владеем навыками работы с целым стволом дерева. Поэтому для нашего изделия мы выбрали фанеру, как самый доступный материал, который хорошо обрабатывается.
Для изготовления фанеры самая подходящая порода дерева является береза. Она твердая, с красивой текстурой, цвет белый с буроватым оттенком.
Фанера прочнее древесины, почти не рассыхается и не растрескивается, хорошо гнется и обрабатывается. Её получают путем наклеивания друг на друга трех (или более) тонких листов древесины – шпона.
Правила техники безопасности
При работе с лобзиком
1. Работать лобзиком необходимо с надежно закрепленной и исправной ручкой.
2. Надежно крепить выпиловочный столик к верстаку.
3. Надежно закрепить пилку в рамке лобзика.
4. Не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не наклоняться низко над заготовкой.
При работе с выжигателем
1. Включать электровыжигатель в сеть только с разрешения учителя. Работать исправным прибором.
2. При работе следует проветрить помещение.
3. Не следует наклоняться близко к месту выжигания.
4. Не оставлять прибор включенным в сеть.
5. Оберегать руки и одежду от прикосновений раскаленного пера.
При работе с клеем
1. При лакировании проветрить помещение.
2. Не лакировать поверхности вблизи нагревательных приборов.
3. Не нюхать лак во избежание отравления.
4. Избегать попадания лака на открытые участки тела.
5. После работы тщательно мыть руки с мылом.
При работе с напильником
1. Зачищать изделие напильником с исправной и хорошо насаженной ручкой.
2. При работе не захватывать носок напильника пальцами левой руки.
3. Не сдувать шлифовальную пыль с изделия. Пользоваться щеткой.
Основные приемы выпиливания и декорирования
Основные приемы выпиливания лобзиком:
- по внешнему и внутреннему контуру;
- по прямолинейному и криволинейному контуру;
В данной работе мы использовали прием выпиливания лобзиком по внешнему криволинейному контуру.
Основные приемы декорирования изделий из древесины:
- выжигание (пирография);
- художественная роспись по дереву
- мозаика;
- прорезная или геометрическая резьба.
Для декорирования прялки мы использовали два приема: выжигание и художественную роспись Русского Севера, состоящую из геометрического, растительного орнамента, жанровой сценки «Супрядки» и мифического образа (птица Сирин)
В качестве отделки изделия – лакирование. Считаем, что выбранные нами приемы придадут нашей работе наибольшую выразительность.
Используемые инструменты в работе
Наиболее подходящим инструментом для изготовления нашего изделия из фанеры, считаем лобзик. Выпиливание лобзиком это наиболее доступный способ обработки древесины. Очень важно правильно подготовить лобзик к работе. Главное требование: наклон зубьев пилки должен быть направлен к ручке лобзика, натяжение пилки сопровождается звоном. Узкая и тонкая стальная пилка с наклоном зубьев в сторону ручки натягивается, и крепиться между зажимными винтами.
Для стягивания рамки перед креплением пилки применяют эксцентриковый зажим. Пилка под действием рамки натягивается. Сжимать рамку можно и вручную. Для этого один конец рамки упирают, например, в крышку стола, левой рукой нажимают на другой конец рамки, а правой закрепляют пилку зажимными винтами. При выпиливании лобзиком в заднем зажиме верстака крепят специальный выпиловочный столик. Заготовку укладывают на столе и придерживают, левой рукой, а правой выпиливают.
Лобзик перемещают вниз и вверх без перекосов пилки с легким нажимом, чтобы не поломать ее. В местах резкого поворота линий заготовку плавно поворачивают, не прекращая движений лобзиком.
При выпиливании я строго соблюдал, чтобы лобзик был всегда перпендикулярно заготовке и двигался на уровне плеча.
Этапы выполнения изделия
Для изготовления изделия составили четкий технологический процесс, в который вошли технологические операции.
Технологическая карта изготовления прялки.
№ п/п операция эскиз инструменты
1 Выполнить эскиз формы прялки шаблон из картона;
2 Выбрать материал для будущего изделия фанера
3 Выполнить разметку Фанера, шаблон, карандаш
4 Выпилить изделие Фанера, лобзик, выпиловочный столик по контуру
5 Зачистить поверхности и торцы изделия шлифовальная шкурка, напильник
6 Перевести рисунок на заготовку Копировальная бумага, карандаш
7 Выжечь рисунок по контуру Выжигатель
8 Раскрасить рисунок гуашью Кисточки, гуашь
9 Отделка изделия Лак, кисточка
Экономическое обоснование
Для выполнения нашего проекта мы использовали следующие материалы и инструменты:
- фанера S - 6 мм
- выжигатель
- выпиловочный столик (приспособление для выпиливания)
- гуашь
- мебельный лак
- кисточки.
Исходя из данного перечня нами были подсчитаны предполагаемые материальные затраты на изготовление изделия:
• фанера – 30*60 см (лист 150*150 стоит 520рублей), но я не покупала фанеру, так как фанера осталась после ремонта
• выжигатель – 320 рублей (он был куплен еще в прошлом году)
• гуашь 60 руб. (были куплены ранее).
• лак – 60 р (стоит 1л), затрачено всего 100 гр. С1=6 р.
• кисточки 3 шт. С2=8 р+13 р+6р =37 р где:
С1 - затраты на материалы.
С2 – затраты на инструменты.
С1 + С2 = 6 + 37 = 43 рубля
Вывод: общие затраты без учета труда составили 43 рубля. Если купить такую вещь в антикварном магазине, то ее стоимость будет гораздо выше. В нашем городе нет ни частных предприятии, ни народных умельцев, работающих по данному виду деятельности. И поэтому сравнить мое изделие с подобным не предоставляется возможность. Мы изготовили прялку своими руками и, по-нашему мнению, с наименьшими затратами.
Самооценка
Прялка получилась очень красивая, выполненная в лучших народных традициях. Источником вдохновения для меня послужил образ птицы Сирин, используемый в устном народном и декоративно-прикладном творчестве.
Проектирование и изготовление нашего изделия полностью соответствует поставленной цели и намеченным задачам. Нами было реализовано все, что было задумано.
Созданная нами прялка понравилась моим родным. Эксперимент по применению прялки прошел успешно. По мнению бабушки – изделие довольно удобно в прядении, а также может являться симпатичным декором интерьера.
Полагаем, что наше изделие займет достойное место в школьном музее. Это не первое изделие, которое я выполнила своими руками. Но эта работа особенная, я хотела внести свой небольшой вклад в возрождение культуры русского народа.
Реклама
Приходите к нам в музей
Посмотреть множество старинных вещей.
Все они полезные и даже интересные
Есть и ложки, сундучки
Прялки, плошки, чугунки!
Все в диковинных узорах,
Радующих наши взоры.
Образ солнца, птицы есть,
Нельзя даже глаз отвесть.
Ощути ты связь времен,
Приобщись к традициям.
Захочешь что-то сделать сам?
Сделай! И подари нам.
Заключение
В нашей работе мы исследовали особенности русской прялки, традиции и обычаи по ее конструкции и декору. Исследовательская деятельность основывается на следующих методах: сравнение, обобщение, эксперимент. Выполняя работу, мы подтвердили свою гипотезу: что изготавливая, прялку человек тем самым прикасается к истокам вековых традиций русского народа, становиться духовно богаче и приобретает бесценный опыт. Ведь в творчестве иного познания нет.
В ходе исследовательской работы мы убедились, что в нашем современном веке, все реже можно увидеть предметы народного быта прошлого века. Почти утрачены технологии изготовления старинных предметов – прялки. Отрадно, что в нашей школе возрождается музей «Русская изба», где можно прикоснуться к вековым традициям нашего народа и истории. Изучив историю возникновения прялки, ее значение в жизни человека тех времен, мы составили технологическую карту, и изготовили изделие.
В процессе выполнения работы, я пополнила свои знания в области технологии обработки древесины, декоративно-прикладного творчества. Совершенствовала навыки выпиливания лобзиком, выжигания и росписи по дереву. Расширила кругозор по традиционным предметам народного быта. С гордостью могу подарить самодельную прялку в школьный музей.
Я рада, что смогла внести свою лепту в развитие школьного музея, для сохранения и передачи вековых традиций русского народа. В заключение нашей работы хочется привести высказывание В. Д. Пришвина:
«Каждый человек может стать художником своей жизни и установить с миром отношения взаимотворчества».
Комментарии