Сенполия в комнатной культуре
Сенполия фиалкоцветковая, или узамбарская фиалка (Saintpaulia ionantha) — популярное в нашей стране комнатное растение. В какой-то момент сенполия появилась и в нашей домашней коллекции. Четыре года назад мы начали с единственного экземпляра, а сейчас у нас более 20 узамбарских фиалок различных сортов. Постепенно расширяя коллекцию, мы знакомились с особенностями и сложностями ухода за фиалкой, приобретали новый опыт, неоднократно испытывали и радость побед, и горечь поражений. Обо всем этом мы хотели бы рассказать в данной работе, поделиться полученными знаниями.
Цель работы можно определить как «сравнение предлагаемых в специализированной литературе рекомендаций по выращиванию сенполий с нашими собственными наблюдениями».
Мы проводили работу исходя из предположения о том, что точное следование таким рекомендациям позволяет получить наилучшие результаты в отношении здоровья и декоративности растений.
Нашей задачей — как и задачей любого цветовода — было создание коллекции растений и длительное поддержание ее декоративности.
Таким образом, объектом исследования являются сенполии в комнатной культуре, а предметом исследования — наша собственная коллекция этих растений.
Работа состоит из двух частей. В первой из них («История и особенности коллекции», страницы 3—28) мы рассказываем о нашем собрании сенполий, поясняя на примерах некоторые особенности ухода за ними, а также описывая интересные явления, с которыми мы встречались при работе с коллекцией (например, спонтанные мутации). Во второй части («Особенности ухода за сенполиями», страницы 28—35) мы более систематично излагаем рекомендации по содержанию этих растений, имеющиеся в литературе, и сравниваем их с собственными наблюдениями.
К сожалению, не все важные моменты работы с коллекцией мы можем проиллюстрировать, поскольку до недавнего времени не занимались целенаправленным фотографированием своих сенполий. В случаях отсутствия авторских материалов мы прибегали к использованию изображений из других доступных источников.
ИСТОРИЯ И ОСОБЕННОСТИ КОЛЛЕКЦИИ
Начало работы с сенполиями
Первая сенполия появилась у нас дома около четырех лет назад. Мы купили ее прямо на улице, с лотка, во время прогулки. Видимо, селекционер-любитель выставил на продажу красочные результаты своего труда и продавал молодые растения в цвету. Эти растения не оставили равнодушными ни моих родителей, ни даже меня — так что я сам выбрал нашу первую фиалку: возможно, безымянный и не имеющий статуса сорта экземпляр с полумахровыми фиолетовыми цветками, имеющими тонкую белую кайму по краям лепестков.
Тогда же мы получили от продавца первые рекомендации по уходу за новым приобретением. Он советовал держать растение в маленьком горшке, почвенную смесь подобрать легкую, с большим количеством песка, а на дно горшка уложить толстый слой дренажа.
Придя домой, мы сразу же занялись воплощением этих рекомендаций в жизнь, так как хотелось поскорее пересадить фиалку из прозаического стаканчика из-под йогурта в специально купленный крошечный (диаметром 5 см) симпатичный керамический горшок. Поселили растение на утепленной лоджии.
Наши усилия по устройству эффективного дренажного слоя и легкой земельной смеси не пропали даром: очень скоро цветение молодой фиалки стало чрезвычайно обильным и долго радовало глаз.
«Беспородная» сенполия оказалась на редкость неприхотливой, отзывчивой даже на самые незначительные проявления заботы и устойчивой к нашим дилетантским ошибкам. Ее потомки и сейчас остаются самыми «сговорчивыми» представителями нашей коллекции и часто поддерживают картину цветения, когда более «капризные» сорта перестают цвести, реагируя на изменение погодных условий или на недостаток ухода.
Было в нашей фиалке что-то такое, что не давало нам спокойно любоваться ее цветами и склоняло к творческим экспериментам. Мы, конечно же, слышали о том, что фиалку можно размножить листовым черенком, поставив его в воду, где он должен пустить корни, так что его можно будет посадить в землю, и рядом с ним появятся детки, которые затем превратятся во взрослые растения. Слышали мы и о том, что не у всех подобные опыты проходят успешно: иногда лист якобы упорно не желает пускать корни и загнивает, а если даже приживается в земле, то полученные детки почему-то так никогда и не зацветают. Но все же мы решили попробовать — и, выбрав крупный здоровый лист, срезали его макетным ножом и кое-как устроили в кружке с водой. Дальше наше фиалководство в течение некоторого времени развивалось благодаря череде случайностей.
Имея на лоджии цветущую фиалку в горшочке и одиноко мокнущий лист в кружке, мы как-то раз подошли к лотку с журналами в ближайшем магазине самообслуживания и к удивлению своему увидели там журнал «Узамбарская фиалка» — регулярное приложение к периодическому изданию «Цветоводство». Мы сочли это за некий «перст судьбы» и немедленно приобрели журнал, задумавшись о том, что, действительно, давно уже пора бы было подвести под свои изыскания теоретическую базу и узнать, как, вообще говоря, принято выращивать фиалки «по науке».
Материалы журнала открыли нам глаза на наше полное невежество и заставили срочно заняться своим образованием. Главное, что мы оттуда почерпнули, можно обобщить в следующих нескольких пунктах.
1. Существуют современные сорта фиалок, которые по красоте и размеру цветков не идут ни в какое сравнение с нашей и с теми, которые обычно можно видеть в витринах цветочных магазинов. Представленные в журнале фотографии нас просто потрясли (забегая вперед, скажем, что потом, когда мы увидели некоторые из этих сортов «вживую» в специализированном магазине, новое потрясение было не менее сильным: в реальности они оказались настолько же красивее своих фотографий, насколько эти фотографии казались красивее скромных неприхотливых сортов, имеющихся в массовой продаже).
2. Однако уход за этими красивыми фиалками требует немало времени и сил, и если мы хотим «такие же» у себя дома, то нам нужно еще многому научиться.
3. В Москве существует специализированный магазин «Дом фиалки», в котором можно купить или хотя бы рассмотреть вблизи всю эту красоту. У магазина имеется Интернет-сайт www. domfialki. ru, где можно повысить свою образованность прямо не выходя из дома и даже пообщаться на форуме с маститыми фиалководами.
4. В Москве, как и в других городах мира, существует развитое сообщество людей, серьезно занимающихся фиалками, — коллекционеров и селекционеров.
5. Сама селекция фиалок, то есть выведение этих самых поражающих воображение современных сортов, — не такая уж тайна за семью печатями, и по публикациям в прессе запросто можно если не научиться этому, то, по крайней мере, следить за тем, что делают другие.
На усвоение всей этой информации нам потребовалось достаточно много времени, а за это время наш лист в кружке благополучно пустил корни, был посажен в землю и дал целую кучу деток. Перепугавшись такой щедрости природы, мы выбрали только одну, самую крупную детку и отсадили ее в отдельный горшок, а все остальные выбросили, почему-то решив, что более мелкие, скорее всего, окажутся нежизнеспособными. Теперь мы понимаем, что такое мнение было лишено всяких оснований, и на самом деле мы могли бы получить не одну, а целую кучу молодых фиалок. Более того, подрастив и отсадив все детки, можно было оставить лист укорененным и получать от него новые партии деток.
Однако, в любом случае, первый этап процесса, на котором, как говорят, «отсеиваются» из рядов фиалководов многие новички, мы успешно преодолели: у нас было здоровое молодое растение. Следующим этапом было получение от него цветения! За помощью по этому вопросу мы обратились на уже упоминавшийся форум на сайте www. domfialki. ru, где нам любезно объяснили, что беспокоиться особенно не о чем, нужно лишь обеспечить растению правильную освещенность и полив — да еще тщательно обрывать с него пасынки, если они образуются. «И тогда, — заверили нас, — непременно зацветет». Видимо, удаление пасынков действительно оказалось важной мерой: всего через три дня после того, как мы оборвали их, растение дало бутоны и вскоре зацвело (мы использовали его фотографию в проектной работе 2006 года).
Это маленькое достижение снискало нам среди родственников и знакомых репутацию опытных специалистов, и на ближайший праздник нам подарилиновую фиалку — очень красивую, с простыми белыми цветками, крупными и многочисленными. Теперь в нашей «коллекции» было уже два наименования! Впрочем, мы так и не потрудились выяснить названия их сортов — наверное, потому, что даже сейчас мы в действительности не можем называться по-настоящему серьезными коллекционерами.
На двух снимках ниже — цветение первой сенполии, выращенной нами самостоятельно из листа. Обратите, пожалуйста, внимание на высокую изменчивость цветков от цветения к цветению.
Около года мы имели дело всего с двумя неприхотливыми сортами (на снимке вверху): наблюдали за ними в различных условиях, пробовали различные земляные смеси и удобрения, омолаживали и размножали фиалки различными способами (листом с черешком / листом без черешка / частью листа / с выдерживанием листа в воде / с посадкой листа сразу же в почву). Кроме того, мы активно участвовали в уходе за фиалками и другими растениями в нашем классе. Моя мама даже провела для ребят практический курс по уходу за фиалками, включающий процедуры пересадки, омоложения и размножения листом. Только затем, весной 2007 года, мы решили, что пришла пора попробовать себя в выращивании более сложных в уходе сортов.
Тогда мы отправились в магазин «Дом фиалки». Там мы впервые увидели большое многообразие сортов. Узнали, что ценные сорта, как правило, не продают взрослыми растениями: можно приобрести либо лист, который при вас срежут с цветущего кустика, чтобы вы его затем укоренили и вырастили, либо, если есть в наличии, — детку.
Я выбрал для себя детку полуминиатюрного сорта Rosy Cheeks, а мама — детку темно-красной Emergency и лист махровой желтой Majesty. К нашей Majesty, в качестве бонуса при покупке, нам подарили также лист бледно-желтого сорта Warm Sunshine, сказав при этом: «Мало ли, вдруг Majesty у вас погибнет». К сожалению, так потом и получилось. Возможно, мы ее то что называется «уходили»: перестарались, пытаясь создать листу идеальные условия для развития. Мы до сих пор сожалеем об этой потере и пока не решились попробовать вырастить Majesty снова.
Выращенный нами из детки экземпляр полуминиатюрного сорта Rosy Cheeks
Кроме того, в магазине мы приобрели книгу Б. Макуни и Т. Клевенской «Сенполии», сборник статей «Волшебный мир сенполий» и несколько номеров журнала «Узамбарская фиалка», в том числе самый свежий, который, как оказалось, как раз был посвящен красным сортам, и немалую его часть занимало интервью с селекционером только что купленной нами Emergency.
Сортовые «аристократки» росли очень медленно. Лист Majesty, как уже говорилось выше, вообще погиб. Как мы поняли, это было связано не только с прихотливостью этих сортов и с нашими ошибками, но и с тем, что пребывание в магазине является стрессом для растений и, попав «домой», они подолгу приходят в себя.
Так, детки Emergency в магазине стояли обернутыми в кулечки из газетной бумаги, то есть были сильно затенены. Из-за этого их листья были подняты практически вертикально вверх. В нашей же практике этот сорт показал себя исключительно светолюбивым. Мы долго не могли подобрать ему оптимальный режим, при котором листья заняли бы нормальное, почти горизонтальное положение, но не страдали бы от ожогов уже горячего тогда весеннего солнца. После подбора оптимального режима фиалка пышно разрослась и много раз обильно цвела, хотя черешки ее листьев все же оставались чрезмерно длинными, что свидетельствовало о нехватке света. В настоящее время куст уже проявляет признаки старения (листья становятся более мелкими, цветение — более редким и скудным). Это соответствует данным литературных источников: пик декоративности сенполии обычно составляет 2-3 года, после чего растение можно омолодить срезкой, но лучше восстановить из листа. Этой весной мы планируем сделать последнее.
На трех снимках ниже: экземпляр сорта Emergency, выращенный нами из детки
Лист желтого сорта Warm Sunshine выжил, но дал всего две медленно растущие детки, одна из которых к настоящему времени погибла, а другая цветет скудно и редко.
Лучше всего себя чувствовал Rosy Cheeks, хотя этот сорт также не цвел около года.
Лето 2007 года было плодотворным для нашей коллекции.
Во-первых, как было сказано выше, у нас появились сортовые растения. Во-вторых, в то лето мы брали на передержку домой сенполии из нашего классного кабинета и из детского сада, куда ходит мой младший брат, поэтому у нас был богатый материал для наблюдений. В-третьих, мы расхрабрились настолько, что пытались даже произвести искусственное опыление сенполий, надеясь получить таким образом семена и попробовать вырастить из них новый гибрид. Опыт окончился неудачей, но ниже мы все равно расскажем о нем. В-четвертых, в августе 2007 года мы приобрели детки еще нескольких сортов: Ruffled Skies, Ян-Наталка и, предположительно, Lyon’s Sashay, а также получили несколько разнообразных «беспородных» сенполий в подарок. После этого мы решили придать нашей коллекции более или менее единообразный вид: стали интересоваться названиями сортов, приобрели для своих сенполий одинаковые горшки и красивые подставки.
Расскажем подробнее обо всех этих событиях.
Растения, взятые на передержку
В детском саду нам вручили маленькую прозрачную пластиковую баночку с землей, в которой ютились, можно сказать, два крупных взрослых куста. Они были одинаковы по величине, так что было невозможно определить, где материнское растение, а где пасынок. Нам сообщили, что эти фиалки ни разу не цвели, что было вполне естественно: во-первых, для получения цветения рекомендуется держать каждое растение в отдельном горшке, а во-вторых, горшок не соответствовал нормам ни по диаметру, ни по глубине (был слишком маленьким). Кроме того, листья растений были мелкими, на слишком длинных черешках, что свидетельствовало о содержании в условиях недостаточной освещенности.
Мы разделили и одновременно омолодили кусты, срезав у них стволик и посадив их основанием розетки непосредственно в почву. К тому времени мы уже проделывали эту процедуру многократно и всякий раз удачно: растения при надлежащем уходе пускали новые корни и приживались. В этот раз мы имели дело с ослабленными экземплярами, и процесс восстановления у них получился длительным (занял все лето), но завершился благополучно. Мы вернули в детский сад оба экземпляра здоровыми и цветущими (теперь все, наконец, узнали, какие у них цветки: простого строения, нежно-розового цвета). Кроме того, мы подарили группе две своих фиалки.
Из школы мы взяли четыре взрослых узамбарских фиалки. Сорт одной из них позже удалось с высокой вероятностью определить как «Любимая дочка» российской селекции, другие остались неизвестными. На фотографиях ниже представлены три из этих четырех фиалок. Четвертая, с простыми белыми цветками, провела у нас лето «без происшествий», а с тремя первыми наши отношения сложились разнообразно и интересно. Мы не знаем названий сортов этих растений, поэтому обозначаем их по цвету и иным отличительным признакам.
1. «Фиолетовая фиалка»
Это растение примечательно тем, что на данный момент ему уже более 10 лет, но оно по-прежнему регулярно и достаточно декоративно цветет. Зимой 2006-2007 года мы проводили ему омолаживание так же, как было рассказано выше. Растение отлично перенесло процедуру.
2. «Лиловая фиалка» (с высокой вероятностью — сорт «Любимая дочка»)
Взяв эту фиалку к себе домой, мы заменили ей почву и отсадили пасынок, который затем превратился в самостоятельное растение. Один лист, отломившийся во время мытья растения, мы укоренили для себя — с интересным результатом. Лист дал всего две детки. Подрастив и рассадив их, мы заметили, что у одного из молодых растений листья существенно светлее, чем у другого, но не придали этому значения. Однако, когда растения зацвели, игнорировать различия между ними стало невозможно: у одного цветки были лиловые, как и у фиалки-матери, а у другого — белые, лишь с незначительными лиловыми прожилками. Так мы своими глазами увидели, что из себя представляет явление «спорт», о котором до того много читали в литературе.
В разведении сенполий «спортом» называется спонтанная генетическая мутация гибридного сорта, проявляющаяся либо при размножении (как в нашем случае), либо даже при изменении условий содержания (например, кислотности почвы). Мутация сохраняется у последующих поколений растения, то есть «спорт» — это как бы самопроизвольно появившийся новый сорт.
Такого рода мутации у гибридных сенполий встречаются часто, поэтому коллекционеры рекомендуют новичкам не покупать еще не цветшие молодые «детки»: невозможно предсказать, повторят ли они признаки материнского растения.
Вверху слева — на переднем плане экземпляр сорта «Любимая дочка», выращенный нами из листа и не отличающийся от материнского растения. Вверху справа — растение, выращенное из того же листа, сходное по форме цветков и листьев, но отличающееся их окраской. Внизу — его цветки крупным планом.
В нашем случае характеристики цветков у «светлого» растения сохранились и при втором цветении, а затем произошла неприятность: оба экземпляра «Любимой дочки» были поражены гнилью во время нашего длительного отсутствия в январе 2009 года.
Мы были очень огорчены, в частности потому, что надеялись представить их цветущими на защите работы. Однако теперь цветение вряд ли удастся получить раньше лета, если растения вообще выживут.
Но с их помощью мы можем сейчас демонстрировать процесс лечения сенполий, пораженных гнилью. Он подробно описан, например, в статье И. Л. Данилиной «Грибные болезни фиалок (гнили)» — журнал «Узамбарская фиалка», № 2, 2006 г. , стр. 8—9.
В статье описаны условия, помогающие предупредить появление гнилей, и «оперативный» метод лечения больных растений: сенполию необходимо достать из горшка и осмотреть ее корневую систему. Скорее всего, корни будут иметь коричневый, а не белый цвет. В этом случае корни, а при необходимости и стволик нужно обрезать острым лезвием до здоровой светлой ткани, затем обработать срез фунгицидом, подсушить в течение 30 минут и попытаться укоренить в практически стерильном субстрате (например, в вермикулите) под пленкой. Это мы и проделали — будем надеяться, достаточно успешно. На данный момент растения уже пустили новые корни.
«Оперативное» лечение гнили — обрезка корней до здоровой ткани и укоренение сенполий в вермикулите под пленкой
3. «Пестролистная фиалка»
К сожалению, у нас не сохранилось доказательств того, что это роскошное растение, когда мы взяли его из школы в 2007 году, имело ровно окрашенные темно-зеленые листья и «безнадежно» не цвело.
Мы решили проверить свое мастерство, попробовав добиться цветения. Мы обратили внимание на то, что растение интенсивно пасынковалось, что говорило о ненадлежащих условиях содержания. Первое, что рекомендуется делать в таких случаях, — это сменить почву. Почва, действительно, явно нуждалась в замене: она была очень тяжелой, черной, по консистенции напоминавшей пластилин. После замены почвы и удаления пасынков мы поместили растение в обычные условия. Хотя идеальными эти условия также назвать нельзя: возможно, было бы лучше, если бы была возможность расположить фиалку в более светлом месте и подальше от сквозняка.
Но даже несмотря на эти недостатки, растение вскоре преподнесло нам большой сюрприз: как велико было наше удивление, когда оно проявило пестролистность! Правда, цветения мы добились далеко не сразу, и оно было очень скудным. Однако по возвращении в класс растение быстро и буйно разрослось и начало цвести чрезвычайно обильно (на снимке).
К сожалению, наша следующая встреча с ним была не слишком радостной: этой зимой растение уронили, и нам отдали его в плачевном состоянии, чтобы мы попробовали привести его в порядок. Мы дали фиалке больше месяца на адаптацию, так что ее «останки» даже успели пойти в рост. К этому времени у растения был один пасынок, уже практически догнавший по величине материнскую фиалку (или то, что от нее осталось), причем обе части растения имели достаточно длинные стволики. Мы решили произвести разделение и омоложение растений.
В верхнем ряду — цветение пестролистной сенполии на пике формы; в среднем ряду слева — то же растение после падения; в среднем ряду справа — то же растение через 1,5 месяца после падения, перед омолаживанием: видны вновь отросшие листья, заметен также крупный пасынок, отходящий от основного стволика; в нижнем ряду — разделенные и рассаженные части растения.
У каждого из разделенных растений имелся один особенно крупный лист, не соответствующий по размерам другим листьям и мешающий фиалкам, лишенным корней, удерживать равновесие в горшках. Ради эксперимента мы решили срезать эти листья и попробовать укоренить их различными способами: один — в воде, другой — сразу в почве.
Слева — укоренение листьев пестролистной сенполии различными способами; справа — разрезанный стволик, связывавший между собой части растения.
Пестролистные сенполии — явление, возникшее в результате мутации и закрепленное селекционерами в 1950-х годах. Чтобы немного описать его и попробовать охарактеризовать наш случай пестролистности, обратимся к статье В. Парамонова «Новый взгляд на узамбарскую фиалку — пестролистники» с Интернет-сайта www. violet-slava. ru (далее курсивом выделена цитата).
«Пестролистными называют растения, в окраске листьев которых помимо зеленого присутствуют и другие цвета (белый, розовый, кремовый, лимонный и др. ). У многих комнатных растений пестролистнось явилась следствием вирусной инфекции. В то же время, как утверждают многие селекционеры пестролистных фиалок, ничего подобного в селекции сенполий не наблюдалось. Исследования и статистические данные свидетельствуют о том, что пестролистность у сенполий произошла в результате естественной мутации, вызванной изменениями на генетическом уровне.
В настоящее время пока неизвестно, на что больше влияет мутация — на способность вырабатывать хлорофилл или на количество хлоропластов в клетке, которого становится недостаточно, чтобы клетка и лист стали зелеными. Выше было сказано, что большинство генетических изменений происходит на уровне ядра клетки, тем не менее, генетики доказали: часть мутационных признаков передается через цитоплазму.
В цитоплазме также находятся и хлоропласты. Хлоропласты — это самые крупные органоиды (4-6 мкм), они имеют различную форму: сфероидальную, яйцевидную, дискообразную и др. В них и содержатся некоторые пигменты окраски, основным из которых является хлорофилл, он-то и делает растительную клетку зеленой. Отсутствие в клетке хлорофилла меняет ее окраску, а совокупность таких клеток делает отдельные участки листа другими по цвету, т. е. пестролистность и обусловлена отсутствием в клетке хлорофилла. Однако в растительной клетке помимо хлорофилла присутствуют и другие пигменты. Так, желтую окраску определяет каротин, красную — ксантофилл, розовую — антоциан, а белый цвет свидетельствует об отсутствии любого красящего пигмента. Окрашивание бесхлорофилловых участков листа в различные цвета придает пестролистному растению еще большую декоративность, создавая неподражаемую картину, радующую глаз ценителя прекрасного».
Далее автор описывает четыре типа пестролистности (приводим авторский текст с сокращениями, выделяя полужирным шрифтом важные для нашей работы места):
«Первый вид — спонтанная, или временная пестролистность, наименее устойчивый из всех четырех типов. Такая пестролистность может быть кремовой, лимонной, розовой или бежевой. Она появляется на всех листьях или только на одном листе на короткое время, а потом вовсе исчезает; может наследоваться, но в большинстве случаев детки от такого листа получаются равномерно окрашенными в зеленый цвет. Спонтанная пестролистность является результатом временной неспособности одной или нескольких клеток вырабатывать хлорофилл. Такие изолированные дефектные клетки делятся и создают зоны пестролистности, но генетически она никак не закреплена и бесполезна с точки зрения селекции. Все сорта с зелеными листьями могут породить пестрый лист, но чтобы пестролистность постоянно присутствовала в окраске растения, клетки, создающие ее, должны находиться в меристеме (точке роста), в противном случае пестролистность рано или поздно исчезнет. На рис. 1 представлен тип спонтанной пестролистности, которая, как по заказу, появилась в моей коллекции.
Второй вид — кроновая (Чемпион) пестролистность. У сортов этого вида наиболее ярко и эффектно окрашены более молодые листья, почти целиком лишенные хлорофилла. По мере взросления листья зеленеют, и цветная окраска распределяется по краям и между жилками листа. Клетки таких листьев могут производить хлорофилл в количестве, необходимом для роста, а пестролистность, вероятно, является результатом стресса или генетической ошибки. Такие растения могут использоваться при селекции только в качестве материнских. Молодые растеньица обычно имеют листья кремового цвета и набирают зеленый цвет по мере достижения зрелости, а зеленый цвет обязательно должен присутствовать в листьях, иначе они погибнут. Демонстрирует вариант кроновой пестролистности.
Третий вид — Томми Лоу. Листья сенполий обычно имеют четкую бело-кремовую или бледно-розовую окантовку с небольшими участками пестролистности по площади листа, но центральная часть листа всегда остается светло-, средне- или темно-зеленой. Этот тип не столь чувствителен к высоким температурам и большому содержанию азота в почве, передается при скрещивании, но опять же — пестролистной должна быть "мама" или оба родителя. На рис. 3 представлен вариант пестролистности типа Томми Лоу.
Четвертый вид — мозаичная (Лилиэн Джеррет) пестролистность — возможно, самый эффектный, но и самый редкий из всех четырех типов: фрагменты пестролистности создают четкий рисунок и, точно мозаика, покрывают центральную часть листа. Тем не менее, это очень стабильный тип, не подверженный влиянию высоких температур и большого содержания азота. Такая пестролистность —результат серьезного генетического дефекта или мутации; при скрещивании немногие детки доживают до зрелого возраста, так как они щуплые и болезненные, поэтому такая пестролистность считается либо бесплодной (стерильной), либо очень трудной для использования в селекционной работе.
— конец цитаты.
Попытаемся охарактеризовать нашу пестролистную фиалку с помощью этого материала (оговоримся сразу: мы не имеем ни знаний по генетике, ни даже большого опыта разведения сенполий, которые позволили бы нам сделать это безошибочно; но, тем не менее, попробуем).
К какому типу пестролистности относится наша фиалка? Как видно на снимках из статьи, выбирать можно между первым и вторым типом. Третий не подходит, так как у сортов, подобных «Томми Лоу», середина листа всегда остается зеленой, а кайма имеет достаточно четкие очертания, тогда как в нашем случае белые зоны разбросаны по разным листьям в разном порядке. Белая кайма у нас есть не на всех листьях, и на многих листьях белую окраску имеет середина. Четвертый тип также не подходит, поскольку он предполагает обширные белые зоны в середине листа и исключает белую кайму. В связи с возникшим выбором (спонтанная или кроновая пестролистность?) возникает и следующий вопрос:
Каково происхождение пестролистности в нашем случае? Что у нас имело место: проявление ранее утраченных сортовых признаков на фоне изменения условий содержания — или спонтанная мутация под влиянием того же изменения условий содержания? Дать ответ на оба вопроса сможет только воспроизводство нашего растения и наблюдение за его потомством. Этой цели и послужит недавно начатый и пока не завершенный нами эксперимент.
Если все полученные нами детки будут чисто-зелеными — значит, мы имеем дело со спонтанной пестролистностью, вызванной сменой условий содержания или иными причинами.
Если же все или некоторые детки получатся пестролистнымито мы сможем предполагать, что имеем дело с передающейся по наследству кроновой пестролистностью, но ответа на второй вопрос все равно не получим, если только его не подскажет нам какая-нибудь случайность (например, мы достоверно узнаем, к какому сорту относится наша фиалка, и его описание подтвердит, что сорт должен быть пестролистным; или некто, наблюдавший нашу фиалку ранее, с уверенностью вспомнит, что она уже проявляла пестролистность). В рассмотренной нами статье сказано, что мутация по признаку кроновой пестролистности может возникать в результате стресса — так что вполне вероятно, что в этом случае мы снова наблюдали рождение «спорта». Сказано также, что пестролистность может исчезать при высоком содержании азота в почве — что делает равно возможной и утрату сортовых признаков.
Как можно охарактеризовать окраску листьев нашей фиалки? Наверное, здесь, как и в других случаях, точный ответ можно дать только после наблюдения за несколькими поколениями. Основной цвет пестролистности — явно белый. Однако у некоторых крупных листьев он розовый (сравните снимки укореняемых листьев: у листа, стоящего в воде, светлые зоны — белые, а у листа, посаженного в почву, — розовые). У самых молодых листьев он местами кажется лимонным, однако похоже, что это обусловлено не присутствием особого пигмента, а скорее «неполнотой проявления» пестролистности и наличием, в малом количестве, зеленого цвета. На молодых листьях белые зоны более обширны, чем на взрослых. Расположение пятен — нерегулярное, количество белого цвета у разных листьев также варьируется. Для взрослых листьев достаточно характерна кайма из мелкого белого крапа. Одно это растение может послужить темой для очередной работы! В такую работу достаточно было бы включить два момента: последовательное получение нескольких поколений сорта — и наблюдение за полученными растениями и за проявлением у них пестролистности в различных условиях содержания (различная кислотность почвы, освещенность, состав минеральных удобрений и т. д. ).
Опыт искусственного опыления сенполий
В течение 2006 года мы регулярно размножали два самых первых, безымянных для нас сорта нашей коллекции вегетативным путем, надеясь когда-нибудь попробовать на этом материале «высший пилотаж»: семенное размножение. И наконец решились.
Фиалки — двуполые растения. Женским органом цветка является пестик, мужским — тычинки. Однако самоопыление происходит редко. Иногда в коллекциях происходит взаимное опыление рядом стоящих растений, в результате чего могут завязаться коробочки с семенами, но у себя мы пока ничего подобного не наблюдали.
Мы действовали по схеме, которую легко найти в книгах по содержанию сенполий: «Пыльцу берут с цветка, открытого уже не менее 5 дней. Для этого желтые пыльники вскрывают иголкой или бритвой и переносят пыльцу на пестик также открытого несколько дней цветка на другом растении. Коробочка при удачном опылении созревает примерно через месяц». Далее в подобных описаниях приводятся трудности посева и выращивания молодых сеянцев, связанные с ничтожно малыми растениями семян и всходов. Так, семена рекомендуют в определенной пропорции смешивать с грунтом-носителем и засыпать в бороздки этот грунт. Всходы настолько малы, что их поливают из шприца с иглой и очень тщательно оберегают от любых агрессивных воздействий среды.
Но, к сожалению, наши три попытки оказались напрасны: цветонос с опыленными цветками во всех случаях в конце концов засыхал и отпадал (впрочем, судя по материалам Интернет-форумов любителей сенолий, у начинающих селекционеров этот вариант развития событий встречается часто). На том мы пока и прекратили свою «селекционную деятельность». Хотя в самых смелых мечтах мы даже пытались угадать основной тип потомства, который могли бы получить в случае успеха своего предприятия. Опять же, не претендуя на безошибочность, приводим свои догадки.
Воспользуемся таблицей доминантных и рецессивных признаков сенполий (цитируется по источнику: В. Д. Парамонов, статья «Некоторые аспекты размножения сенполий. Особенности вегетативного размножения фантазийных сортов», www. violet-slava. ru; приводится не полностью). Рассмотрим только характеристики цветка, не затрагивая другие признаки.
Доминантные признаки Рецессивные признаки
Фиалковая форма цветка Звездчатая форма цветка
Женева-край (наличие каймы) Однотонный край
Бахромчатый край Не бахромчатый край
Махровый цветок Простой цветок
Цветок синего цвета Цветок всех других цветов
В нашем случае использовались нижеследующие экземпляры.
Материнское растение: форма цветка — скорее фиалковая (с укороченными верхними лепестками); наличие каймы по краю лепестков — да (белая кайма); бахромчатый край — нет; махровость — да, хотя даже у одного растения этого сорта ее проявление очень сильно варьировалось от цветения к цветению (от выраженной махровости до крошечных недоразвитых 1-2 лепестков «второго яруса»); синий цвет — да.
Отцовское растение: форма цветка — звездчатая (симметричная); наличие каймы — нет; бахромчатый край — нет; махровость — нет; синий цвет — нет.
По этому описанию видно, что, в случае удачного опыления и проращивания семян, гибрид получился бы не очень показательный: тип материнского растения почти полностью сформирован доминантными признаками, тогда как тип отцовского растения — рецессивными, из чего следует, что многие «дети» с высокой вероятностью во всем походили бы на свою «маму».
Мы, разумеется, не ставили себе задачи получения нового сорта, а просто хотели попробовать освоить новый прием содержания сенполий. Для целенаправленного создания гибрида нужно прежде всего представлять себе цель (растение с какими признаками желательно получить), знать о механизмах наследования этих признаков и подобрать материал (родительские растения), с высокой вероятностью позволяющий зафиксировать желательный набор признаков у потомства.
Оформление коллекции
Еще раз оговоримся: наше собрание сенполий не может называться коллекцией в полном смысле этого слова, поскольку в нем слишком мало сортовых растений и поскольку мы не ведем его целенаправленного пополнения.
Однако к осени 2007 года у нас все же оказалось более двух десятков растений вполне декоративного вида, и мы решили закупить для них одинаковые горшки и подставки. Это намерение, в принципе, выдавало с головой наше нежелание становиться серьезными коллекционерами — иначе мы, пожалуй, вместо вышеописанного закупили бы стеллажи и лампы дневного цвета, позволяющие содержать большую коллекцию.
Надо сказать, уход за сенполиями отнимает достаточно много времени (если, конечно, есть намерение поддерживать растения в отличном состоянии). Крупная коллекция — это целое предприятие, где используются особые технологии, позволяющие рационально организовать процедуры, необходимые растениям. Пожалуй, мы все-таки были не готовы на столь серьезное начинание и решили пока остановиться.
Ниже представлен общий план нашей коллекции (за исключением, конечно, самых молодых и ослабленных растений, которые содержатся в «питомнике» на лоджии).
Сверху вниз: сорта Ruffled Skies, неизвестный нам сорт, Rosy Cheeks, Ян-Наталка, Lyon’s Sashey (?)
ОСОБЕННОСТИ УХОД ЗА СЕНПОЛИЯМИ
В этой части работы мы хотели бы рассказать об общепринятой технике ухода за сенполиями и сравнить некоторые свои наблюдения с рекомендациями авторитетных источников. Наш опыт невелик, но именно поэтому выращивание фиалок до сих пор не потеряло для нас определенной «остроты ощущений». Так радостно наблюдать первое цветение выращенной своими руками детки — или вылечить серьезно заболевшее растение — или после карантина торжественно присоединить к коллекции новую фиалку. Сенполии — нежные растения, и поддерживать их красоту возможно только при условии постоянного сохранения бдительности. Нужно уделять внимание всему: от правильного подбора почвенной смеси до регулярной своевременной профилактики болезней. Необходимо все время держать в уме набор правил — и обогащать его собственными наблюдениями.
Вначале мы планировали построить этот раздел в виде таблицы, сравнивая в ней основные положения глав 3—6 нашей «настольной книги» (Б. М. Макуни и Т. М. Клевенская, «Сенполии», Москва, «Астрель АСТ», 2005 г. ) со своей практикой.
Однако, приступив к построению раздела, мы поняли, что такой порядок изложения сделает работу слишком объемной и перегруженной цитатами.
Поэтому мы решили остановиться на кратком описании основных моментов техники культуры, подкрепляя его наблюдениями.
Что же мы можем сделать для обитателей наших коллекций?
Прежде всего — освещение
По Д. М. Залесскому (см. Библиографию), оптимальный показатель освещенности для сенполий составляет 2500 лк, а оптимальная длительность светового дня — от 11 до 13 часов.
В своей коллекции мы никогда не измеряли эти показатели (а для первого из них даже не имели специального оборудования). Мы также никогда не использовали подсветки, хотя читали о том, что в оптимальных условиях освещенности сенполии цветут почти непрерывно, и довольствовались теми цветами, которые они дарили нам, просто стоя у восточного окна. Что на восточном окне любые растения чувствуют себя лучше, чем на западном, мы заметили уже давно — и перенесли все свои цветы в восточные комнаты.
Можем отметить, что у нас сенполии цветут практически непрерывно с апреля по октябрь, а также периодически зацветают в течение зимы. Однако летом для сохранения цветения их необходимо отодвигать от окон, чтобы предотвратить солнечные ожоги и превышение желательной температуры воздуха.
Сорта сенполий различаются по требованиям к освещенности. Потребности растения в свете можно определить следующим образом: в норме листья сенполии расположены параллельно земле или чуть приподняты вверх. Если листья приподняты существенно — значит, растению слишком темно; если опущены вниз — значит, освещение нужно убавить. При недостаточном освещении черешки листьев часто вытягиваются, а сами листья становятся мелкими.
Известно, что растения «тянутся» к свету, поэтому сенполии рекомендуется часто поворачивать (но лишь на 10—20˚, чтобы розетка сохраняла правильную круглую форму, но чтобы растения не испытывали стресса). Скажем по своему опыту, что у некоторых растений получить симметричную розетку очень тяжело: несмотря на все наши старания, они оставались «кривобокими». Иногда трудно также успевать своевременно поворачивать растения: буквально за два-три дня после поворота листья изменяют направление на почти противоположное, и вместо 10—20˚ приходится переходить к радикальным 90˚! Видимо, в больших коллекциях эта проблема решается путем подсветки сверху.
Различные требования растений к освещенности. Слева — нормально расположенные листья, в центре — листья, опущенные вниз, справа — листья, поднятые вверх.
Самые светолюбивые обитатели нашей коллекции — Emergency и Lyon’s Sashey. Зимой они единственные остаются на подоконнике, хотя все остальные сорта мы размещаем на подставках, предохраняя от сквозняков. Летом они также остаются ближе всего к солнцу — на расстоянии, позволяющем лишь уберечь их от ожогов. Самая тенелюбивая из наших сенполий — «безымянный» бледно-сиреневый махровый сорт, который можно видеть на заднем плане, изображающей выращенную нами из листа лиловую «Любимую дочку». Мы держим ее на нижнем ярусе подставки. Для нас этот сорт интересен тем, что он единственный в нашей коллекции проявляет признаки «химерности», хотя и слабо выраженные. «Химерными» называются такие сенполии, у которых на лепестках присутствует четкая полоса другого цвета (например, белые — на синем), но в нашем случае это лишь полоса более интенсивного сиреневого цвета.
Температура воздуха
Оптимальной температурой для взрослых сенполий считается 20˚С, для молодых — 24˚С. Очень желательно обеспечить ночное понижение температуры до 17—18˚С или даже менее: это приближает условия культуры к естественным и благоприятно влияет на процессы жизнедеятельности, а следовательно — и на декоративность растений.
Мы не создавали у себя специальных условий регулирования температуры. В нашей квартире они естественным образом возникают только зимой на застекленной лоджии, но мы отметили, что сенполии растут там хуже — возможно, из-за того, что с понижением температуры возрастает также влажность и опасность сквозняков. Поэтому в конце концов мы разместили все сенполии в теплой комнате с температурой 22—24˚С.
Влажность воздуха
Оптимальным уровнем влажности для взрослых сенполий считается 60—70%, хотя указывается, что они могут приспособиться и к более низкому уровню влажности (от 40%). Для повышения влажности в сухом помещении рекомендуется размещать растения на плоских поддонах с водой, влажным песком или мхом сфагнумом (но это должен быть «дополнительный» поддон, на который ставится горшок со своим отдельным поддоном, чтобы корни растений не страдали от избытка влаги). При укоренении растений и при выращивании «молоди» часто используют теплички, покрытые пленкой, стеклом или пластиком, с отверстиями для притока воздуха.
Мы никогда не измеряли влажность в своей квартире, руководствуясь только своими ощущениями. Можем отметить, что наши сенполии хорошо переносят тот невысокий уровень влажности, который поддерживается в помещении естественным путем, и что для них более вреден избыток влажности, чем ее недостаток. На влажной лоджии и (иногда) при выращивании растений под пленкой часто имеет место развитие гнилей.
Здоровая сенполия (слева) и сенполия того же сорта, пораженная гнилью (справа)
У сенполий опушенные листья, и их не рекомендуется опрыскивать. Тем не менее, иногда им можно устраивать теплый «душ» — мыть листья под краном при слабом напоре воды, слегка протирая их пальцами и следя, чтобы вода не попадала на точку роста, во избежание ее загнивания. Если правильно организовать эту процедуру, растения реагируют на нее очень хорошо. Рекомендуется мыть фиалки вне периода цветения, однако, по нашему опыту, и во время цветения деликатный «душ» приносит только пользу. После мытья мы оставляем фиалки в ванной, пока не высохнут листья. Оберегаем от сквозняка: ставим подальше от щели под дверью и выключаем вентиляцию.
Мытье и последующее высушивание растений в ванной комнате
Сенполии очень чувствительны к качеству и количеству воды. Различные источники рекомендуют разные методы очистки воды для полива сенполий: кипячение, фильтрацию и т. д. Мы используем обычную отстоянную водопроводную воду. Можем отметить, что при использовании неотстоянной воды почва быстро засаливается, на ней появляется минеральный налет, и это заметно сказывается на состоянии растений. Рекомендуется, чтобы вода была теплой, на 3—5˚С теплее температуры воздуха. Поливают сенполии под корень, ни в коем случае не допуская попадания воды на точку роста.
Поливать растения рекомендуется не по графику, а по потребности — при высыхании земли. По нашему опыту, подсушить растения менее страшно, чем залить, — в последнем случае быстро развивается гниль, и спасти сенполии тяжело. Особенно противопоказано обильно поливать растения, которые успели сильно подсохнуть.
Владельцы больших коллекций применяют технику фитильного полива или полива с поддона. Мы никогда не пробовали организовать фитильный полив, а полив с поддона у нас получался неэффективным, и мы остановились на обычном методе.
Слева — минеральный налет на почве; справа — профилактика и лечение гнилей с помощью полива раствором медного купороса
Субстраты, пересадка, подкормка
Сенполии более, чем многие другие растения, чувствительны к почве. Существуют различные варианты земляных смесей для узамбарских фиалок. Каждый цветовод путем проб и ошибок выбирает подходящие варианты.
У нас хорошо зарекомендовал себя обычный «Грунт цветочный элитный» с добавлением небольших количеств песка и/или размолотого мха-сфагнума. Совершенно неподходящим оказался готовый грунт «Сенполия» — слишком тяжелым, нерыхлым, слипающимся в единый ком и не пропускающим воздух и влагу. Как мы потом узнали, в книгах его рекомендуют лишь в качестве одной из составляющих земляной смеси для сенполий, но не в чистом виде.
Активно рекомендуемую хвойную землю и другие виды перегноя мы пока не применяли. Вермикулит, мелкий керамзит и песок являются хорошими разрыхлителями почвы. Мох-сфагнум в этом качестве годится лишь очень мелко измельченным (в нашей практике — размолотым в порошок в блендере, так как мелко нарезанный ножом не годится): крупные куски могут загнивать в почве, и на них легко скапливается минеральный налет.
Замена почвы является эффективной мерой борьбы с различными нежелательными явлениями (например, с активным отрастанием пасынков, препятствующим обильному цветению). Следует осмотреть почву, в которую посажено растение с нежелательными особенностями, и хотя бы визуально постараться определить, в чем ее недостатки: достаточно ли эффективен дренаж, достаточно ли питательных компонентов, нет ли крупных фрагментов органики, способствующих закисанию — и т. д. Новую почвенную смесь следует составить с максимальным учетом существующих рекомендаций.
Сенполии рекомендуется либо ежегодно пересаживать в свежую земляную смесь, богатую питательными веществами, либо регулярно подкармливать. Мы предпочитаем последний вариант, чтобы избежать сложностей приготовления питательных смесей. Отлично зарекомендовало себя популярное жидкое удобрение «Новый идеал» и плохо — специализированная подкормка «Для фиалок» компании «Агрикола». Книги рекомендуют для сенполий удобрения с низким содержанием азота и с более высоким содержанием калия и фосфора. Этим требованиям соответствует «Новый идеал», но почему-то не соответствует подкормка «Для фиалок». Обратное соотношение веществ может привести к активному росту зеленой массы растений при обеднении цветения, к загущению розетки и другим неприятным последствиям. Как указано в процитированной выше статье о пестролистных сенполиях, избыток азота может также препятствовать проявлению пестролистности. Прекращение цветения и загущение розетки мы наблюдали на практике при использовании подкормки «Для фиалок» — в связи с чем отказались от нее.
Субстраты и горшки для фиалок рекомендуют стерилизовать путем обработки высокими температурами. Мы никогда этого не делали, поскольку это достаточно громоздкий процесс, но, видимо, необходимость все-таки назрела в связи с участившимися случаями появления гнили.
Мы также не проводили серьезных изысканий, связанных со свойствами почвы: например, определения и регулирования ее кислотности. Известно, что для выращивания некоторых сложных в культуре сортов это важно, и профессиональному цветоводу необходимы очень глубокие знания о почвах, но мы ставили себе более простые задачи.
Размножение
Как уже упоминалось выше, процесс семенного размножения сенполий довольно сложен и у нас не удался. Гораздо проще обстояло дело с вегетативным размножением, которое не позволяет осуществлять гибридизацию, но обеспечивает омолаживание и получение необходимого количества экземпляров растений. В ходе вегетативного размножения нередки спонтанные мутации.
Мы многократно и успешно размножали свои растения листом. У нас лучше всего получается делать это, используя лист без черешка и помещая его сразу в умеренно влажную почву, без предварительного выдерживания в воде и без укрытия пленкой (под пленкой в нашей практике листья часто загнивали — в частности, в случае с сортом Majesty, — и мы отказались от нее). Верхушку листа можно срезать — считается, что это стимулирует процесс образования деток. При таком методе детки образуются с обеих сторон листа, иногда в большом количестве. Метод настолько удобен, что мы пока никогда не пользовались другими возможностями вегетативного размножения — пасынками, «головами» (срезанными верхушками растения) и цветоносами.
Размножение сенполии листовым черенком различными способами: слева — лист вначале выдерживают в воде до отрастания корней 0,5—1 см, справа — лист сажают непосредственно в почву.
Вредители и болезни
Из описываемых в книгах вредителей сенполий мы сталкивались с комариками-сциаридами и белыми блохами-подурами. Обычно с ними удавалось справиться с помощью имеющихся в продаже садоводческих инсектицидов (таких, как, например, фитоверм). Другие распространенные вредители — такие, как цикламеновый клещ, трипсы, мучнистый червец, нематоды, — пока, к счастью, не посещали наши сенполии. По нашим наблюдениям, плановую профилактическую обработку растений инсектицидами необходимо проводить от 2 до 4 раз в год, иначе не избежать проблем: свежие растения в теплом помещении, во влажной почве обязательно привлекут вредителей.
Основные болезни, с которыми нам приходится иметь дело, — это гнили в холодное время года и солнечные ожоги летом. Меры профилактики ожогов совершенно ясны — убирать растения от окон в солнечные весенние и летние дни. Если не среагировать вовремя — растению будет нанесен серьезный ущерб. Останется только запоздало перенести его в притененное место и, дождавшись, когда оно немного восстановится после ожогового шока, удалить пораженные листья с уродливыми желтыми пятнами. Придется ждать, пока отрастут новые!
Меры профилактики гнилей подробно описаны, например, в упоминавшейся выше статье И. Данилиной «Грибные болезни фиалок», журнал «Узамбарская фиалка», № 2, 2006 год, стр. 8—9. Приводим их перечень.
1. Не перегревать и не переохлаждать растения (температурный оптимум 18—23˚С).
2. Поливать «по потребности», а не по графику
3. Составляя субстрат, необходимо вводить в его состав достаточное количество разрыхлителей
4. При выращивании растений в пластиковых горшочках периодически обжимать их (в руках), чтобы восстановить рыхлость уплотнившегося субстрата.
5. Поливая растения через поддон, не оставлять «невыпитую» воду больше, чем на полчаса.
6. Первый полив после сильного пересушивания не должен быть обильным. Лучше всего, если на несколько дней вы сможете поместить растение в тепличку или в полиэтиленовый пакет
7. При отделении деток от листа желательно пользоваться среднеувлажненной землей, рассаженные розетки сразу не поливать, а поместить в тепличку с высокой влажностью воздуха
8. Повышать естественный иммунитет растений, время от времени опрыскивая их раствором эпина или циркона.
9. Уменьшать количество грибных патогенов в почве, производя полив растворами препаратов ХОМ, Максим, Ордан, Фитоспорином или Триходермином. Особенно показаны эти мероприятия летом в жару
10. Содержать в чистоте посуду и инструменты.
Мы неоднократно с благодарностью вспоминали эту статью и радовались, что ознакомились с ней в самом начале нашей цветоводческой деятельности. Мы готовы лично подписаться под каждым пунктом перечня — все это более чем верно, и несоблюдение этих правил очень быстро приводит к появлению проблем.
Мы представили основные моменты ухода за сенполиями и поддержания их декоративности на примере своей маленькой коллекции (20—25 растений). На основании проведенного анализа рекомендаций из специализированной литературы можем сделать следующие выводы.
Большинство рекомендаций, представленных в книгах по разведению сенполий, действительно позволяют получить максимально здоровые растения и максимально декоративное цветение. Следовательно, предположение, выдвинутое нами в начале работы, верно.
Однако в некоторых случаях может быть целесообразно не следовать таким рекомендациям полностью и буквально, а адаптировать их для данного конкретного цветовода и условий, в которых содержится его коллекция. Например, у нас не удавался широко рекомендуемый полив растений с поддона. Даже при достаточном по всем признакам дренаже вода с поддона не поднималась до поверхности почвы, тогда как низ земляного кома оказывался переувлажненным. В связи с этим мы стали постоянно применять традиционный полив из лейки. В качестве другого примера можно привести укоренение листьев и выращивание ослабленных растений в тепличке или под пленкой. В этих условиях нужно очень внимательно наблюдать за влажностью в тепличке и регулярно проветривать ее. Если потерять бдительность — слишком высока опасность загнивания растения. Поэтому мы стараемся отказываться от пленки всегда, когда это возможно.
Можем еще раз отметить, что для поддержания декоративного вида растений требуется регулярный и правильный уход, соблюдение гигиенических и иных норм.
Мы не ставим себе целью сравняться с профессиональными цветоводами, коллекции которых насчитывают намного более 100 растений. Мы предпочитаем оставаться в «малом формате», используя сенполии в первую очередь для оформления интерьера.
Однако даже маленькая коллекция требует постоянного пополнения знаний и значительных затрат времени. Но эти приятные хлопоты сторицей вознаграждаются красивым и буйным цветением сенполий.
Комментарии