Роль семьи, социальной среды и окружающей обстановки в становлении личности ребёнка (по роману И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева»)
Основным вкладом Ивана Алексеевича Бунина в мировую и отечественную литературу явилось развитие русской национальной идеи, которую он понимал как согласование человека с природой и показал на самых разных уровнях: изображая жизнь и быт крестьян, дворян, интеллигенции, а также постигая глубины славянской души – загадки для всего мира.
От осмысления судеб человечества И. А. Бунин легко переходит к осмыслению маленького факта человеческой жизни, особенностям становления и воспитания детской души, ведь большое у него всегда связано с малым.
Для гениальных художников почти нет загадок в человеке, но они нередко с недоумением и почти всегда с лёгким колебанием останавливаются перед тайной одного характера, одной души – детской. Дети для писателей всегда были и будут неким нравственным идеалом. Они душевно чисты, добры, честны, искренни. Они, можно сказать, ещё не испорчены жизнью.
Детство каждого человека – пора, когда закладывается основа впечатлений, когда переживания ослепительно ярки, а только что распахнувшийся мир чист, сверкающ, заманчив, точно омытый летним дождём. И в этом состоит преимущество детей над взрослыми. И этим оправдывается интерес писателей к становлению детской души, характера, личности. Особенно это характерно для русской литературы с её болезненно чуткой совестью и ярко выраженным воспитательным потенциалом.
Взрослому человеку от детских лет остаётся тайное сожаление об утраченном и желание хоть на мгновение вернуться в мир детства. Особенно обострённым это чувство бывает у писателей в силу их желания понять до конца как свои собственные чувства, так и чувства других людей.
Дети у И. А. Бунина – это маленькие взрослые. В романе «Жизнь Арсеньева», вспоминая детство своего героя, Бунин взваливает на его хрупкие плечи все те загадки и великие тайны бытия – смерть, бессмертие, смысл существования, – разрешению которых человек часто посвящает всю свою жизнь. И понимание жизни юными бунинскими героями лишено особых примет детского восприятия: дети у Бунина почти столь же мудры, как и взрослые.
Вершиной всего творчества И. А. Бунина стал роман «Жизнь Арсеньева». Это итог его жизни, человеческая и творческая исповедь. Вновь в его произведении появляется тема единения человека с природой, влияние семейного воспитания, окружающей среды на формирование души ребёнка, становление личности, прежде всего творческой.
Таким образом, избранная нами объектная область – литература, объект исследования – роман И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева», его педагогический потенциал, предмет исследования – личность главного героя Алексея Арсеньева, становление его характера в соприкосновении с миром семьи и с окружающей средой. Отсюда вытекает тема исследования – «Роль семьи, социальной среды и окружающей обстановки в становлении личности ребёнка (по роману И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева»)». Проблема, поставленная нами, – в чём состоит важность и необходимость семейного воспитания, каким образом это доказано романом И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева».
Актуальность нашего исследования объясняется тем, что педагогическая наука всегда стремилась к тому, чтобы рассматривать каждого ребёнка как отдельную уникальную личность, а процесс воспитания должен быть построен так, чтобы не подавить, а развить эту личность, привить ей высокие нравственные ценности. Педагогика, опираясь на науку и культуру, обогащается за счёт воспитательного потенциала художественной литературы, которая, в свою очередь, пополняет наши знания о мире, воздействует на мысли и чувства, учит анализировать и оценивать мир и человека. Незаменима роль художественной литературы в познании мира детской души, влияния семьи на её формирование и развитие. Необходимость обратиться к данной теме была вызвана ещё и тем, что Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина 2008 год был объявлен Годом Семьи, что вновь заставило говорить о проблемах семейного воспитания и путях их разрешения посредством, в частности, художественных произведений. Всё сказанное также объясняет и актуальность исследования, и необходимость обращения за ответами на поставленные вопросы к роману И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева», в котором за основу автором взят автобиографический материал, а связи человека с миром разносторонни.
Цель исследования – установить, как при соприкосновении с миром семьи происходит становление личности Алёши Арсеньева, главного героя романа нашего великого земляка И. А. Бунина.
Задачи, поставленные перед нами:
✓ раскрыть восприятие ребёнком противоречивой личности своего отца, его влияние на формирование характера и души мальчика;
✓ выявить роль матери в становлении творческого потенциала Алексея, в его религиозном воспитании;
✓ доказать, что природные таланты и душа главного героя испытывали на себе влияние и со стороны окружающей его обстановки уездной усадьбы, и со стороны людей разных социальных слоёв, бывших рядом с ребёнком.
Статья состоит из введения, пяти разделов и заключения
Подобное деление работы на разделы объясняется нашим стремлением сохранить цельность исследования, не нарушить логику повествования. Ведь важно было проследить и передать, каким сложным был начальный этап формирования личности Алексея Арсеньева, его сознания, памяти, чувств и осознания себя в этом мире.
Процесс «узнавания» Алёшей отца
“У нас нет чувства своего начала и конца. И очень жаль, что мне сказали, когда именно я родился. Если бы не сказали, я бы теперь и понятия не имел о своём возрасте, – тем более что я совсем ещё не ощущаю его бремени, – так начинает рассказ о своём детстве главный герой романа «Жизнь Арсеньева».
В младенчестве для Алёши пока достаточно “предосеннего солнца”, “безлюдного” мира впечатлений, чтобы включить механизмы самосознания. Люди же остаются за пределами восприятия мальчика, который полностью поглощён созерцанием “глубины неба” и “дали полей”, то есть неизвестности. Эта неизвестность никогда не покинет бунинского героя, но мир его обогащается за счёт введения в него других человеческих личностей и судеб. Прежде всего, самых близких, который Алёша не только “замечает” и “чувствует”, но и способен “разглядеть” и “осознать”. Сначала скажем об отце и матери.
Процесс “узнавания” отца приводит героя к следующей оценке: “Он мне уже нравился, отвечал моим уже слагающимся вкусам своей отважной наружностью, прямотой переменчивого характера. В отце ребёнку нравится его “отважная наружность” охотника, прекрасного стрелка, в прошлом участника Севастопольской кампании; привлекает его пение под гитару старинных песен дедовских времён: “. и так хорошо, задушевно, а когда нужно, так ловко, подмывающе играет на гитаре песни, какие-то старинные, счастливых дедовских времён.
Надо заметить, что прототипом Александра Сергеевича Арсеньева, отца Алёши, был отец самого писателя – Алексей Николаевич Бунин.
Отец Арсеньева обаятелен, беспечен, жизнелюбив, талантлив, распространяет вокруг себя ощущение радости жизни.
А что сын? Завидует ли он молодости отца? Да, завидует. В чём же? “Я думал порой о молодости отца: какая страшная разница с моей молодостью! Он имел почти всё, что подобало счастливому юноше его среды, звания и потребностей, он рос и жил в беспечности вполне естественной по тому ещё большому барству, которым он так свободно и спокойно пользовался. Как хотелось порой быть нарядным, блестящим!.
Но не только положительные черты видит герой в характере и образе жизни отца. Сдержанно показана безответственность Александра Сергеевича по отношению к семье, что и привело его к разорению. Но об осуждении нет и речи. Ведь для Алексея это прежде всего – отец, – милый, добрый, родной и любимый человек.
Нам ясно, что от отца Арсеньев унаследовал поэтический дар. От него же сыну передались талантливость, артистичность, обаяние, жизнелюбие.
“Я как-то сразу окреп и возмужал за последний год пребывания в гимназии. До этой поры во мне, думаю, преобладали черты матери, но тут быстро стали развиваться отцовские, – его бодрая жизненность, сопротивляемость обстоятельствам, той чувствительности, которая была и в нём, но которую он всегда бессознательно спешил взять в свои здоровые и крепкие руки, и его бессознательная настойчивость в достижении желаемого, его своенравие.
Мальчик убедился, что, при всех достоинствах братьев, особенно Георгия, всё же он главный наследник всех тех прекрасных качеств, которыми, при его несомненных недостатках, обладал отец. Он говорил Алёше: “У тебя, кроме твоей прекрасной души, ничего нет”. И он же первым заметил в сыне поэтический дар: “Нет. призвание Алексея не гражданское поприще, не мундир, не хозяйство, а поэзия души и жизни. Кто знает, может, вторым Пушкиным или Лермонтовым выйдет?
«Самая горькая любовь» всей жизни Алексея Арсеньева – его мать
Мать изначально осознаётся как особое, нераздельное с «я» героя существо: “Что до матери, то, конечно, я заметил и понял её прежде всех. Мать была для меня совсем особым существом среди всех прочих, нераздельным с моим собственным, я заметил, почувствовал её, вероятно, тогда же, когда и себя самого.
С матерью, и ни с кем другим, связана у Алёши «самая горькая любовь» всей его жизни, любовь, пропитанная «вечным страхом потери любимого». Здесь герой говорит о тяжести любви, о своей душевной муке. Любовь к матери у подростка соседствует с грустью и страхом потерять предмет своего поклонения. Поэтому, по мнению юного Арсеньева, это чувство не приносит человеку счастья.
Созерцательность, мечтательность, чувствительность, лиризм, страстная любовь к поэзии – то, что передалось сыну от матери, что окончательно определило его поэтическое будущее.
Огромную роль мать сыграла в религиозном воспитании сына Алексея. Как он сам вспоминал: “Среди моих родных и близких ещё можно было понять одну нашу мать с её слезами, грустью, постами и молитвами, с её жаждой отрешения от жизни: душа её была в непрестанном и высоком напряжении, царство Божие она полагала не от мира сего и верила всем существом своим, что. земная жизнь есть только приготовление к иной, вечной и блаженной.
Так, “миры” отца и матери оказываются важными начальными составляющими “мира” Алексея Арсеньева, однако он не заканчивается ими, а уже имеет своё особенное содержание, “свой вкус” жизни.
Влияние окружающей обстановки усадьбы на развитие природного таланта юного Арсеньева
Развитию природного таланта и души ребёнка способствует окружающая Арсеньева обстановка усадьбы в уездной глуши среди загадочной тишины полей и мерцающего пространства. Уже в раннем детстве он интуитивно ощущает “сокровенную душу” пока ещё непонятного мира, слышит “зов пространства”, “бег времени”. “Ах, какая томящая красота! Сесть бы на это облако и плыть, плыть на нём в этой жуткой высоте, в поднебесном просторе, в близости с богом и белокрылыми ангелами, обитающими где-то там, в этом горнем мире!
Активную работу души мальчика вызывает всё: родительский дом и быт усадьбы; скотный двор и конюшня со своей особой “лошадиной жизнью”; каретный сарай, возбуждающий мечту о дальних путешествиях; громада риги, пугающая “зловещей пустотой, обширностью, сумраком”.
“Всюду была своя прелесть! На скотном дворе, весь день пустом, с ленивой грубостью скрипели ворота. В конюшне жили своей особой, лошадиной жизнью, заключавшейся в стоянье и звучном жеванье сена и овса, лошади. А в каретном сарае стояли беговые дрожки, тарантас, старозаветный дедушкин возок; и всё это соединялось с мечтами о далёких путешествиях. А рига была пленительно-зловеща своей серой соломенной громадой,. обширностью, сумраком внутри и тем, что если залезть туда, нырнув под ворота, можно заслушаться, как шарит, шуршит по ней, носится вокруг неё ветер.
Писатель показывает, что заложенные природой свойства личности могут развиваться лишь при разнообразии внешних впечатлений, получаемых из окружающей среды – природной, бытовой, культурной, социально-исторической и т. п.
Алёша Арсеньев фиксирует интуицией, а порой даже сознанием, те события, факты и явления, которые, находясь в кругу его наблюдений, говорят о движении жизни, её чувственной основе, вечном и прекрасном обновлении. Он всецело поддаётся очарованию этого волнующего обновления.
Картины природы, краски, звуки, запахи – всё это объясняет формирование и становление не просто некоей личности, в определённых условиях, а как художественной натуры. Ребёнок Алёша обладает хорошим зрением, он воспринимает мир вещей, которые его окружают, остро и зорко. Напряжён и его слух, жадно ловящий звуки. И всё это – в строгом соответствии с картинами усадьбы, деревни, пейзажем.
Помимо отца и матери, мальчик “замечает” и “узнаёт” наконец ещё одного близкого и ставшего поистине родным человека – няньку. Вот что говорит герой: “Заметил я наконец и няньку нашу, то есть осознал присутствие в доме, какую-то особую близость к нашей детской этой большой, статной и властной женщины, которая, хотя и называет себя постоянно нашей холопкой, есть на самом деле член нашей семьи. Вот так постепенно расширяется круг людей, которые окажут своё непосредственное влияние на развитие личности Алёши.
Братья и сёстры героя и переживания, с ними связанные
Помимо Алексея, в семье Арсеньевых было ещё четверо детей: два брата – Николай и Георгий, и сёстры – Оля и Надя. Братья не были ровесниками Алексею, “они жили тогда какой-то своей жизнью, приезжали. только на каникулы”, но и они оказали на героя романа своё влияние. Алёша горевал и радовался вместе с ними; переживал тяжёлые события их жизни (например, арест брата Георгия), был счастлив за светлые моменты на их пути. Зато, говорит Арсеньев, “у меня оказались две сестры, которых я. осознал и. тесно соединил со своим существованием: я нежно полюбил смешливую синеглазую Надю. и незаметно стал делить все свои игры и забавы, радости и горести, а порой и самые сокровенные мечты и думы с черноглазой Олей.
С Олей Алёша любил гулять, они вместе открывали мир, новые предметы, растения, коренья, вместе учились выходить из трудных ситуаций. Они открывали для себя мир и людей в нём и даже нашли себе друга, мальчишку-подпаска, рядом с которым, “. сами того не сознавая, приобщались самой земли, всего того чувственного, вещественного, из чего создан мир”.
Не изменится дружба Алексея с сестрой Олей и позже, когда он стал уже взрослым человеком: “. только одна сестра Оля спасала меня в те дни от чувства одиночества. Делить прогулки, вести разговоры, мечтать о будущем я стал теперь с ней – и с удивлением и радостью всё больше убеждался в том, что она гораздо взрослей, развитей и душевно и умственно гораздо ближе мне, чем я мог полагать. Был в этих наших новых отношениях ещё и какой-то чудесный возврат к нашей дальней, детской близости.
С “синеглазой Надей” связаны совершенно противоположные переживания, знания и понятия. Эта любимица всей семьи, на Святках “особенно бойко топавшая по всему дому крепкими ножками и всех восхищавшая своими синими глазками, криками и смехом”, вдруг захворала. и умерла. Вспоминая об этом, Арсеньев недоумевает: «За что именно её, радость всего дома, избрал бог?» Но тогда, когда всё это случилось, Алёша не задавал себе таких вопросов, он лишь наблюдал и пытался понять то новое, страшное и “волшебное”, что вошло в их дом. “Смерть Нади, первая, которую я видел воочию, надолго лишила меня чувства жизни – жизни, которую я только что узнал”.
Кстати сказать, страницы, рассказывающие о смерти Нади, обрели документальную точность. Переживания Алексея близки тому, что испытывал Ваня Бунин после кончины младшей сестры Саши.
Итак, в мальчике укрепляется страх смерти, боязнь потерять близких людей, и мы это чувствуем. Хотя ночь, когда в доме “лежала недвижная нарядная кукла с ничего не выражающим бескровным личиком и неплотно закрытыми чёрными ресницами. ”, Алёша назовёт “волшебной”. Почему? Возможно, потому, что маленькие дети легче переживают и скорее забывают такие вот тяжёлые моменты жизни. Отбрасывая всё тёмное и угнетающее, они хотят вновь открыть свою душу для радости, счастья, для лучшего, что есть в мире. И совсем по-другому переживёт Алексей подобные обстоятельства, когда ему будет уже 15 лет: это будет вторая виденная им смерть – мужа двоюродной сестры Писарева. Теперь герою страшно, жутко, он не может заснуть (засыпая лишь под утро), вскакивает с постели ночью и напряжённо вглядывается в темноту. “Всё было необыкновенно, страшно, тихо. ”
И поэтому такое облегчение чувствует Алексей, когда наступает “долгожданная развязка” событий. После похорон он “смотрел и чувствовал, что всем нам в той или иной мере стыдно, неловко, а всё-таки бесконечно сладко возвращаться к жизни после той ужасной обузы, которая тяготела на нас целых три дня, и ловил себя на том, как мне приятно ступать по мягкой весенней земле, идти с раскрытой головой под греющим солнцем, слушать непрестанный, разноголосый крик грачей”. Поэтому сиюминутное существование, жизнь сама по себе приобретает особую ценность. “Нет, мучительно для меня жить на свете! Всё меня мучит своей прелестью!” – записала современница слова Ивана Алексеевича Бунина.
«Умный и чудаковатый» домашний учитель Баскаков как чуткий, знающий наставник Алёши Арсеньева.
На развитие души и внутреннего мира Алёши Арсеньева оказывают влияние окружавшие его в детстве люди. И особенно сильно на формирование характера и личности Алёши воздействует домашний учитель. “Умный и чудаковатый” Баскаков развивает у мальчика чувство независимости, тягу к прекрасному, ощущение величия жизни. (Прототипом Баскакова явился домашний учитель самого И. А. Бунина – Н. О. Ромашов. )
Этот человек смог понять пытливую душу ребёнка, его устремления и желания, смог разглядеть в нём поэтическую натуру. Он давал ему то, чего Алёша жаждал более всего.
Баскаков использовал здесь принцип индивидуального подхода к ученику, проявил себя как чуткий, знающий наставник.
Для своих рассказов он “чаще всего избирал. всё, кажется, наиболее горькое и едкое из пережитого им, свидетельствующее о людской низости и жестокости, а для чтения – что-нибудь героическое, возвышенное, говорящее о прекрасных и благородных страстях человеческой души, и я, слушая его, то горел от негодования к людям и от мучительной нежности к нему самому,. то млел, замирал от радостных волнений”.
Баскаков – романтик, умница, независимый, чудак – “заразил” мальчика неравнодушием к бытию. Арсеньев “навсегда проникся глубочайшим чувством истинно-божественного смысла и значения земных и небесных красок”
Баскаков был, по его мнению, единственным понимавшим “бесцельные мечты и страсти” ребёнка.
Баскаков прожил у Арсеньевых три года, до поступления Алёши в гимназию. “Просто Алёши не стало, – теперь был Арсеньев Алексей, ученик первого класса такой-то мужской гимназии”
Таким образом, одинокий в младенчестве, в детстве Алексей начинает чувствовать и понимать, что рядом с ним – люди. Близкие и родные, которых он постепенно “узнаёт”, станут его главными воспитателями в жизни, сыграют свою заметную в ней роль: мать и отец, братья и сёстры, домашний учитель Баскаков, друзья. Именно через общение с этими людьми Арсеньев получит главные знания о жизни.
Нам становится понятной важность и необходимость семейного воспитания. Ведь если в семье ребёнку не будут прививаться лучшие качества и высокие нравственные нормы поведения, то образовательные и воспитательные учреждения окажутся бессильными в своём одиночестве, в своих усилиях по воспитанию личности. И роман «Жизнь Арсеньева» как нельзя лучше доказывает это.
Комментарии