Программная поддержка устный счёт на языке Delphi для учащихся 1-6 классов
В наш век всё активнее развивается компьютерная техника и компьютерные технологии. В основном все производства прошли или проходят стадию компьютеризации. В любом современном учреждении, неотъемлемой частью рабочего кабинета является компьютер. Разные учебные заведения всё активнее стали переходить в последнее время на электронные учебники по разным предметам. Сейчас стало больше учебников, чем проверяющего материала. Поэтому возникла идея создать программу, которая бы проверяла знания учеников 1-х – 6-х классов по математики по теме – «Устный счёт». Во – первых потому, что математика – это основа любой науки, техники. А во – вторых устный счёт – это первое, чем должен владеть любой ученик при изучении математики. Конечно, сейчас можно воспользоваться разными программами по вычислению любых формул. Но если вы оказались в нестандартной ситуации, и нужно отличное знание математики, чтобы решить какую-нибудь задачу? Вот, для этого и существует у человека голова с отличными знаниями наук, которую он должен развивать. А данная программа предназначена для того, чтобы контролировать успеваемость ученика по математике.
Устным счетом необходимо заниматься ежедневно на каждом уроке; фиксировать его в определенный, конкретный момент урока необязательно, то есть в зависимости от цели урока упражнения по устному счету можно проводить в начале, в конце или в течение всего урока. Если целью устного счета является повторение и закрепление приемов счета, то устный счет может проводиться в конце урока. Если устный счет вводит учеников в содержание и развитие темы урока, он проводится в начале урока. Устные вычисления имеют большое значение для овладения навыками письменных вычислений.
Проводимые в начале урока устные упражнения помогают учащимся быстро включатся в работу, в середине или в конце урока служат своеобразной разрядкой после напряжения и усталости, вызванных письменной или практической работой. В ходе выполнения этих упражнений учащиеся чаще, чем на других этапах урока, получают возможность устно отвечать, причём они сразу проверяют правильность своего ответа. Быстрота счета возникает в результате длительных упражнений. Для того чтобы избежать однообразного повторения одних и тех же упражнений, которые порождают скуку на уроках и притупляют интерес к предмету, необходимо прибегать к различным приемам, соответствующим развитию быстроты вычислений, а также проводить надлежащий подбор упражнений. Для проверки знаний учащихся учитель тратит на каждом уроке много времени.
Цель работы
Подобная программа должна сочетать в себе простату, так как с её помощью будут тренироваться и проходить проверку на знания устного счёта не только школьники средних, но и младших классов. И они без особого труда должны справится с программой. Программа должна сочетать в простой и удобный интерфейс, привлекать школьников к работе с ней, ведь чем красивее интерфейс, тем приятнее работать с программой. В ней не должно бы резких перепадов цветов, которые, как правило, вызывают рябь в глазах. Так же она должна быть рассчитана на разную возрастную группу школьников. Задания в ней должны подходить под разные возрастные группы школьников.
Цель работы написать программу, которая в дальнейшем пригодится учащимся для тренировки и закрепления знаний, и учителям для быстрой автоматизированной проверки знаний учащихся.
Описание программы
За основу этой программы взяты метод проведения проверочных работ на уроке математики. Принцип остался тот же. Программа, как учитель, проверяет работу. В окне программы справа от каждого задания ставится «+» или «-», в соответствии с правильностью решения.
Данная программа в отличии от письменного варианта не требует оформления со стороны ученика. Ученику остаётся лишь ввести исходные данные и ответы, далее программа всё проверит и выдаст результат. С помощью данной программы можно проводить проверочные и контрольные работы, а так же готовится к ним и тренировать свои знания по тесе «Устный счёт».
Структура этой программы даёт возможность работать ученикам разного возраста, так как в поля ввода можно вводить как маленькие так и большие числа, но в разумных пределах.
Программа не требовательна к системным ресурсам компьютера и операционной системе, но на операционной системе Windows XP, и более новых версиях Window она будет приобретать более приятный интерфейс.
Если что – то будет не понятно ученику по работе с заданием, он сможет открыть файл описания программа, нажав на пункт меню «Справка – Вызов справки», и понять всё, что ему не понятно по работе с программой. При открывании справки, программа не будет останавливать свою работу, и ученик может спокойно работать с программой и пользоваться справкой.
Все основные операции по работе с программой вынесены на кнопки и программное меню для более лёгкого работы с ней.
Ход работы по созданию программы и работы с ней
Программа «Программная поддержка устный счёт на Delphi» написана с помощью самой современной среды программирования – Delphi7.
Для оформления внешнего интерфейса использовались не резкие, не пёстрые цвета и стиль Windows XP(компонент XPManifest1), для того чтобы учащийся смог быстро сосредоточится на выполнении работы. Все углы у кнопок и у остальных элементов программы сглажены. Для придания кнопкам объёма, активного состояния и лучшего вида использовался эффект линзы.
Для написания исходного кода программы использовался Delphi 7, так как программа должна обладать красивой оболочкой, а мощные графические средства Delphi 7 подходят для этого лучше всего.
Для создания формы использовалась стандартная форма, предложенная в Delphi, на которую и были наложены другие элементы программы.
В самом начале любой программы, сделанной на Delphi, объявляется переменная формы(Form1), которую Delphi создаёт автоматически при создании проекта. Потом собственноручно объявляется шесть(6) переменных( c, b, min, t, x, y) целочисленного типа(Longword). Так же объявляется массив(A) целочисленного типа(Longword). И дальше идут основные процедуры программы. Самая основная процедура, которая проверяет работу – это процедура – Button1Click. Она непосредственно осуществляет проверку работы и выдаёт результат. Эта процедура начинает свою работу по нажатию кнопки «OK» в нижней части окна программы или «Работа – Поверить работу» в меню в верхней части окна программы. Если по нажатию кнопки «OK» или «Работа – Проверить работу» и отмечены галочками пункты – «Работа выполнена», «Самопроверка выполнена», «Подтверждаю, чтобы компьютер произвёл проверку и поставил оценку» и хоты бы один пункт о выполнении задания напротив выполненного задания - «Выполнил(а)», тогда компьютер приступает к проверки работы. Если пункты – «Работа выполнена», «Самопроверка выполнена», «Подтверждаю, чтобы компьютер произвёл проверку и поставил оценку» не отмечены галочками, то компьютер выдаёт сообщение о том, чтобы пользователь отметил эти пункты. Если же эти пункты отмечены, а пункт напротив выполненного задания – «выполнил(а)» не отмечен галочкой, то выдаётся сообщение о том, что нечего проверять. Ну, а если все нужные пункты отмечены, то начинается проверка работы.
Первый раздел работы компьютер проверяет на сложение чисел. Все цифры в полях ввода программы компьютер видит как текстовое изображение. В первом разделе все цифры во всех заданиях компьютер переводит из текстового изображения в дробные числа. В первых двух полях ввода каждого задания берётся текстовое изображение и переводится в дробные числа. Выполняется их сложение. И, если получившаяся сумма равна, переведённому в дробное число текстовому изображению в третьем поле ввода, это засчитывается как правильный ответ. И напротив данного задания в поле вывода изображения(Label) ставится «+». В противном случае засчитывается как правильный ответ и ставится «-».
Второй раздел работы компьютер проверяет на вычитание чисел. Во втором разделе все цифры во всех заданиях компьютер переводит из текстового изображения в дробные числа. В первых двух полях ввода каждого задания берётся текстовое изображение и переводится в дробные числа. Выполняется их вычитание. И, если получившаяся разность равна, переведённому в дробное число текстовому изображению в третьем поле ввода, это засчитывается как правильный ответ. И напротив данного задания в поле вывода изображения(Label) ставится «+». В противном случае засчитывается как правильный ответ и ставится «-».
Третий раздел работы компьютер проверяет на умножение чисел. В третьем разделе все цифры во всех заданиях компьютер переводит из текстового изображения в дробные числа. В первых двух полях ввода каждого задания берётся текстовое изображение и переводится в дробные числа. Выполняется их умножение. И, если получившееся произведение равно, переведённому в дробное число текстовому изображению в третьем поле ввода, это засчитывается как правильный ответ. И напротив данного задания в поле вывода изображения(Label) ставится «+». В противном случае засчитывается как правильный ответ и ставится «-».
Четвёртый раздел работы компьютер проверяет на деление чисел. В четвёртом разделе все цифры во всех заданиях компьютер переводит из текстового изображения в дробные числа. В первых двух полях ввода каждого задания берётся текстовое изображение и переводится в дробные числа. Выполняется их деление. И, если получившееся частное равно, переведённому в дробное число текстовому изображению в третьем поле ввода, это засчитывается как правильный ответ. Если во втором поле ввода стоит «0», а в третьем – «Ошибка», то это тоже засчитывается как правильный ответ. И напротив данного задания в поле вывода изображения(Label) ставится «+». В противном случае засчитывается как правильный ответ и ставится «-».
Пятый раздел работы компьютер проверяет на нахождение общего натурального минимального числа, для двух натуральных чисел. В пятом разделе все цифры во всех заданиях компьютер переводит из текстового изображения в целые натуральные числа. В первых двух полях ввода каждого задания берётся текстовое изображение и переводится в целые натуральные числа. Выполняется нахождение общего натурального числа. Компьютер сравнивает эти числа. Если они равны, то минимальное общее кратное равно любому из этих чисел. Если они не равны, то находится большее число из двух данных. Если большее число делится на меньшее без остатка, то минимальное общее кратное – большее число. Если большее не делится на меньшее без остатка, то идёт процесс построения массива от большего числа до их произведении. И в этом массиве происходит поиск минимального числа, которое делится на оба числа без остатка. И если получившееся частное равно, переведённому в дробное число текстовому изображению в третьем поле ввода, это засчитывается как правильный ответ. И напротив данного задания в поле вывода изображения(Label) ставится «+». В противном случае засчитывается как правильный ответ и ставится «-».
Подсчёт правильных ответов в процентах осуществляется следующим образом: количество правильно выполненных заданий делится на количество выполненных заданий и умножается на сто(100). А уже по количеству процентов осуществляется расчёт оценки: если больше восьмидесяти( >80) процентов, то ставится пять(5); если больше шестидесяти(>60) и меньше или равно восьмидесяти(<=80) процентов, то ставится четыре(4); если больше сорока(>40) и меньше или равно шестидесяти(<=60) процентов, то ставится три(3); если больше нуля(>0) и меньше или равно сорока(<=40) процентов, то ставится два(2); если равно нулю(=0) процентов, то ставится ноль(0). И в нижней части окна программы выдаются все данные: количество выполненных заданий, количество правильно выполненных заданий, процент правильности и оценка.
По нажатию кнопки «Начать сначала» в нижней части окна программы или «Работа – Начать сначала» в меню в верхней части окна программы осуществляется восстановление первоначальных данных. Все галочки убираются (Сheckbox. Checked:=False). Все плюсы(«+»), минусы(«-») и итоговые надписи(оценка, количество правильных ответов, процент правильности) тоже убираются(label. Caption:=’’). В полях ввода присваиваются первоначальные значения. Всем переменным присваивается ноль(0).
По нажатию кнопки «Выход» в нижней части окна программы или пункта меню «Работа – Выход» в верхней части окна программы, работа с программой заканчивается и она закрывается.
По нажатию пункта меню «Справка – О программе» открывается ещё одна форма с описанием программы, информацией об авторе и научном руководителе. Данная форма содержит панель(Panel) и кнопку(Button) для закрытия этой формы. На панели(Panel) располагаются 6 полей с надписью(Label) картинка(Image).
Интерфейс программы состоит из 75 полей ввода( Edit), 90 полей надписи (Label), 3 кнопок(Button), 28 пунктов для отметки галочками(CheckBox), 75 кнопочек(UpDown) для ввода цифр в поя ввода(Edit). Так же добавлено меню(MainMenu), которое находится в верхней части окна программы.
Программа «программная поддержка устный счёт на языке Delphi» является функциональной программой, предназначенной для проведения подготовительных, проверочных и контрольных работ по математике. Она отличается приятным графическим оформлением, которое настраивает ученика на спокойную работу.
Программа сама выводит все конечные результаты проверки и указывает, где ученик допустил ошибку.
Программа создана для того, чтобы облегчить задачу учителя на уроке в проверке знаний учащихся в устном счёте. С её помощью можно проверить знания всего класса одновременно. Программа поможет учащимся и самостоятельно тренироваться в устном счёте, без чьей либо помощи.
Программа будет полезна всем, кто ей будет пользоваться. Она разрабатывалась как пробная. Но если она получит одобрение со стороны тех, кто будет ею пользоваться, то по такому же принципу можно создать и другие подобные программы, проверяющие знания учащихся на разные темы и в разных областях науки.
Все цели, которые поставил перед собой автор при написании программы, были внедрены непосредственно в саму программу.
Комментарии