Пословицы и поговорки
Народное поэтическое творчество, которое зародилось в глубокой древности, за долгое время до появления письменности, было единственной «неписанной историей» народа, художественно показавшей черты народной жизни. Термин «фольклор» в переводе с английского языка обозначает – «народное знание», или «народная мудрость».
Самый распространенный и любимый жанр русского фольклора – это пословица и поговорка. Больше, чем в других фольклорных жанрах в них накоплены веками мудрость, опыт, мечты и чаяния простого народа, вот почему живейший интерес к данному виду устного народного творчества не угасает по сей день, что и определило выбор темы нашего исследования.
Что такое пословица и чем от нее отличается поговорка
Пословица – это краткое образное изречение, в котором заключено суждение о каком – либо жизненном явлении.
Такое определение, не раскрывает всего многообразия этого жанра. Горький писал: « В простоте слова – самая великая мудрость, пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги».
Смысл пословиц, их содержание, значения определил сам народ в своих изречениях «Без пословицы не проживешь», «Красна речь пословицей», «Пословица к слову молвиться, «Пословица – всем делам помощница», «Пословица не на ветер молвиться», «Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз».
Близка к пословице и поговорка. Если пословица отражает более обобщенные факты, поговорка конкретизирует эти же факты, отмечает отдельные явления. Различие нам подсказывает опять народ: «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка».
Часто одно слово превращает поговорку в пословицу: «Чужими руками жар загребать» - поговорка, «Чужими руками жар загребать легко»- пословица. Поговорка – отдельный выразительный образ, а пословица – законченное полное суждение. «Воду в ступе толочь» - поговорка, «Воду в ступе толочь- вода и будет» - пословица. Близость пословицы к поговорке делает границу между ними почти неуловимой.
Поговорки и пословицы отражают все стороны жизни, все явления, события, отношения между людьми: «С больной головы на здоровую», « У него на губах молоко не обсохло», « Кровь с молоком», «Чудеса в решете» и т. д.
Историческое развитие пословиц и поговорок
Основой для создания пословиц является – трудовая деятельность человека, его жизненный опыт и наблюдения, которые он хочет передать другому поколению. Пословицы очень популярны и широко распространены в народе. Создание пословиц происходит в процессе развития человеческого общества. Пословицы и поговорки о событиях древнейших времен исчезли. Более поздние сохранились в памятниках древней русской литературы. В летописях ученые находят не мало пословиц: «Мир стоит до рати, а рать до мира», «Добрыня крести мечом, Путята – огнем», но только некоторые из них бытуют до сих пор в более современной форме: «Вкусивши сладкого, не захочешь горького», «Не идет место к голове, а голова к месту».
Литература XI – XV веков богата пословицами, особенно в произведениях древней литературы как «Слово о полку Игореве» и в «Моление Даниила Заточника».
В эпоху усиления гнета феодалов и церковников над народом, пословицы получили сильное развитие. Трудовой народ, испытав на себе все тяготы крепостничества, хотел освободиться из – под гнета, мечтал о лучшей жизни. Здесь появились такие пословицы: «Голодному хлеб на уме», «Мужицкими мозолями барин сыто живет», «Хорошо бары живут – как сыр в масле катаются. Пословицы очень хорошо показали жадность помещиков, их бесчеловечное отношение к крепостным: «Позарился барин – отнял у нищего костыль», «Богач у бедняка последнюю рубаху снимет». Значительное количество пословиц подтверждает отрицательное мнение народа о религии, особенно о церковнослужителях. Отношение народа ироническое и часто критическое: «Кто богат, тот и свят», «Богу помолившись, сыт не будешь», «Молитвой квашни не замесишь», «Гром – не грянет – мужик не перекрестится», «Бог сотворил три зла: попа, черта и козла», «Попу да вору все в пору».
Пословицы отражали и отдельные исторические события. Пословица: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» сложилась на запрещение в Юрьев день переходить к другому барину. В наше время эта пословица употребляется в значении какой – то неожиданности. В период татаро-монгольского ига и Отечественной войны 1812 года созданы пословицы: «Отошла пора татарам на Руси ходить» и «Приехал Кутузов бить французов». В пословицах народ вспоминал крестьянские восстания под предводительством Разина, Пугачева: «Бывали были – и бояре волком выли. », «Середка сыта, да концы бунтуют», а также войны с поляками и шведами : «Пришли казаки с Дону, прогнали ляхов до дому», «Пропал, как швед под Полтавой». Могущество народа, его храбрость и стойкость отражены во многих пословицах : «Мир да лад – большой клад», «Доброе братство – лучше богатства», «На миру и смерть красна», «Либо в стремя ногой, либо в пень головой». О своей сплоченности, о силе коллектива народ создал много пословиц, которые часто используются в наше время: «Где у мира рука, там моя голова», «С миру по нитке – голому рубаха», «Все за одного, один за всех», «Согласному стаду и волк не страшен», «Один в поле не воин», «Ум хорошо – а два лучше».
Трудно назвать какое-нибудь жизненное явление, которое не было бы затронуто в пословицах.
Признавая труд как основу жизни, народ со всех сторон отразил свое отношении к труду в пословицах. Пословицы славят труд, мастерство, уменье трудолюбие человека, ловко характеризуют ум и смекалку трудового русского народа : «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Что потрудился то и поел», «Поле труд любит», «Ум впереди дела», «От скуки на все руки», «Не силой борются , а умением». В то же время в пословицах и поговорках осуждают лень, тунеядство, высмеиваются лодыри , бракоделы : «Труд человека кормит , а лень портит», «У лентяя Федорки всегда отговорки», «Ленивому всегда праздник», «Работать мальчик, а есть мужичок».
Очень много пословиц о характере человека, его способностях, его положительных и отрицательных качествах. Пословицы нахваливают храбрость, критикуют трусость, грубость: «Смелый там найдет, где робкий потеряет», «Кто смел, тот и на коня сел», «На смелого собака лает, трусливого рвет», «Черного кобеля не отмоешь до бела», «Запел соловьем, да кончил петухом», «Подлецу все к лицу», «Худое дерево в сук растет». Пословицы наказывают хвастовство: «Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела». Славят пословицы любовь и дружбу: «Любовь – кольцо, у кольца нет конца», «Сердце сердцу весть подает», «Старый друг лучше новых двух», «Друзья познаются в беде». В пословицах даже описывается красота юноши и девушки: «Скажет – рублем подарит, взглянет – солнцем осветит». И в то же время пословица предупреждает: «Не гонись за красотой , тянись за разумом», «Красота приглядится, а ум пригодится». Очень широко известна народная пословица о трудном жизненном пути : « Жизнь прожить не поле перейти», «Береги честь смолоду»,- говорит пословица, так как «Смолоду прорешки, под старость дыра». Основное в содержании пословиц – это поучительность. Пословицы и поговорки учат отличать хорошее от плохого, добро от зла, правду от лжи: «Правда светлее солнца», а «Что лживо, то гнило». В народных пословицах отражены мечты о счастье, о хорошей жизни, и в то же время показаны реальна жизнь народа, его горе и печаль : «Счастье, что солнышко : улыбнется и скроется», «Беда на беде едет и бедой погоняет», «Горе да нужду обухом не перешибешь». Но проявляется и огромный оптимизм народа, его вера в лучшее : «Нет худа без добра», «Терпи казак, атаманом будешь», «После дождичка солнце выглянет».
Очень мудро народ в пословицах подмечает приметы погоды, особенности времен года: «Декабрь год кончает, зиму начинает», «Февраль – кривые дороги», «Март с водой, апрель с травой, май с цветами». Вот такие наблюдения народ передавал из поколения в поколение. По таким приметам крестьяне начинали сеять, убирали урожай, предсказывали погоду: «До поры, до времени не сеют семени», «Увидел грача – весну встречай», «Кукушка закуковала – пора сеять лен», «Рано пар паши – урожаи хороши», «Зима без снега – лето без хлеба», «Каково лето таково и сено».
Еще много пословиц, говорящих о житейской мудрости народа. Такие пословицы до наших дней не потеряли своего значения и используются в народных массах: «Куй железо пока горячо», «Лес рубят – щепки летят», «Дыму без огня не бывает», «Не все коту масленица, будет и великий пост», «Чем дальше в лес, тем больше дров», «Быть бычку на веревочке», «Спустя лето по малину не ходят», «Долг платежом красен».
Отразили пословицы и тяжелую солдатскую службу в былые времена : «Недовернешься – бьют, перевернешься – бьют», «Хлеб да вода – солдатская еда», и здесь же показывалась разница между богатыми и бедными» : «Богатый в тылу, а солдат в землянке». Вот таково содержание наших пословиц. А. С. Пушкин говорил: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»
Художественные особенности пословиц
Содержание пословиц открывает огромный мир, который окружает человека. Разнообразное содержание влечет за собой и разные формы, в которых произносятся пословицы.
Часто в пословицах конкретное явление становиться обобщающим ко многим сторонам жизни. Например, пословица «Ранняя птичка зобок набивает, а поздняя глазки протирает» теряет свое прямое значение и приобретает переносное. Пословица «Любишь кататься, люби и саночки возить» говорит о том, что надо любить не только результат какого-то труда, но и сам труд. «Цыплят по осени считают» - имеется в ввиду, что результат покажет правильность действий.
В пословицах так же используется сравнение, как бы проводится параллель: «Червь точит дерево, печаль крушит сердце», «Пошел , как медведь дуги гнуть», «Дела не голуби, не разлетятся», «Наговорился, как меду напился». В содержании пословиц используется и противопоставления, коллектив и одиночка, молодость и старость, жизнь и смерть, ум и глупость, смелость и трусость, счастье и горе.
Язык пословиц отличается краткостью и выразительностью. Многие пословицы и поговорки очень хорошо запоминаются, потому что часто в них используется рифма: « Хочешь есть калачи, не сиди на печи», «Кто кого любит, тот того и голубит», «Что сказано ,то и связано». Иногда бывает и половица-скороговорка «Авось да небось – из головы брось», «Ужин не нужен, был бы обед дружен», «Дружить дружи, а за полу не держи», «Невинно вино, виновато пьянство».
Многие пословицы и без рифмы имеют стихотворный ритм. Поэтому ритмичность – характерная особенность пословиц: «Мели Емеля – твоя неделя», «Много хочешь знать, мало будешь спать», « И обед не в обед, когда хозяйки нет».
Так же особенностью пословиц и поговорок является употребление личных имен. Иногда имена вводятся только для рифмы : «Портной Данило , что ни шьет ,то хило», «Швец Кузя все узит», «У каждого Филата в голове своя палата».
Как и в сказках, в пословицах образы животных используются для характеристики различных качеств человека : «Хитра лисица – на свой хвост не наступит», «Змея кусает не ради сытости, а ради лихости», «Звал волк овцу в кумы – не пошла».
Изучение и собирание пословиц и поговорок
Составитель первого дошедшего до нас сборника «Повести, или пословицы всенароднейшие по алфавиту», относящегося к XVII веку, указывает, на то что им включены в сборник пословицы и поговорки , которые были собраны за сто лет до него. Значит, пословицы начали собирать в XVI веке.
Крупнейшим исследователем народных пословиц и поговорок был И. М. Снегирев, который впервые занялся изучением территориального распространения пословиц, пытался доказать их происхождение, связывал возникновение пословиц с историей общества. Всего в исследованиях Снегирева содержалось более 10000 пословиц и поговорок.
Известно, что А. С. Пушкин специально собирал пословицы и поговорки и объяснил происхождение некоторых из них.
Лучшим сводом русских пословиц является сборник «Пословицы русского народа», составил который В. И. Даль. Сборник впервые был издан в 1861 году.
В нем собрано свыше 30000 пословиц и поговорок. Он много раз переиздавался.
Огромное влияние на изучение пословиц оказал А. М. Горький , который считал пословицы ценнейшим материалом для изучения русского языка.
Глубина мысли пословиц и поговорок , их поэтический язык, юмор, острота, поучительность – все это делает пословицы частью народного поэтического творчества.
Комментарии