Подсвечник, декорированный веточками из бисера
«Видеть и делать новое - очень большое удовольствие. »
Ф. Вольтер.
«Услышишь — забудешь,
Увидишь — запомнишь,
Построишь – поймешь».
Конфуций.
Введение
«Пою перед тобой в восторге похвалу
Не камням дорогим, не злату, но стеклу»
М. В. Ломоносов.
"Союз мечты и рук" - эти слова чешского поэта о произведениях стеклодувов вполне можно отнести и к бисеру.
Миниатюрные бусинки, вспыхивающие разноцветными огоньками, соединенные вместе, создают радостный мир, волшебный и таинственный, как сказка.
Бисер - это мир, в котором сплетаются самые разнообразные грани человеческого дарования - мастерство стеклодела, умение вышивальщика, фантазия художника.
Этот мир "малых форм" проходит через историю всех человеческих цивилизаций. Корни искусства стеклоделия уходят в глубь веков. Вот уже 4 тысячи лет человечество знакомо со стеклом - "растекающимся камнем"; история знает немало превращений стекла от случайно полученного расплава песка до произведений искусства венецианских стеклоделов и богемских стеклодувов
Первыми и сразу полюбившимися украшениями из нам стали бусы. Они вошли в многочисленный ряд предметов, которыми человек украшал себя с древности.
В древнем Египте производство стеклянных бус находилось на достаточно высоком техническом уровне. По мере совершенствования техники стеклоделия появилась возможность делать бусинки все мельче и мельче, и постепенно они превратились в бисер.
В древнем Египте стеклянные изделия были редкостью. Стоили они очень высоко, немногим дешевле драгоценных камней.
Из Египта стекольное производство распространяется на Кавказе и в Риме, проникает в Византию, центральную и северную Европу.
В древнем Риме, где время текло медленно, изделия из стекла называли "изделиями терпения" и они также были предметом роскоши. Знаменитый оратор древности Цицерон сказал однажды: "Беден тот, чье жилище не украшено стеклом".
Из Византии, ставшей преемницей секретов производств стекла, стеклоделие перешло в молодую Венецианец республику. С XII века на острове Мурано близ Венеции наряду со стеклоделами работали бисерщики. Они делали бисер хорошего качества, многих цветов и оттенков, различной степени прозрачности стекла, отлично калиброванный, прекрасно сочетавшийся в изделии с драгоценными материалами, сам подобный драгоценности.
Секрет его изготовления венецианцы ревниво оберегали в течение нескольких веков. Мастерство венецианцев считалось государственной тайной и им запрещалось покинуть остров, уехать в другую страну: "Если какой-нибудь рабочий или мастер перенесет свое искусство из Венеции в другое место в ущерб республике, ему будет послан приказ вернуться. Если он не повинуется, будут заключены в тюрьму лица, наиболее ему близкие, чтобы этим принудить его к повиновению. Если он все же будет упорствовать в желании остаться на чужбине, за ним будет отправлен человек, которому будет поручено убить его". Таков закон Венецианской республики. И этот закон выполнялся на деле.
Долгие годы Венеция не знала соперников в производстве зеркал, разноцветных бус и пуговиц, кубков и бокалов. Все эти тончайшие изысканные изделия стали предметом вывоза, принося городу славу и богатство. Из Венеции, ставшей центром изготовления бисера в Европе, бисер расходился по всему свету.
Индейцы полюбили этот новый для них материал. Но не только декоративные качества бисера ценились ими, - они наделяли бисер магической силой, приписывали ему свойства талисмана.
В России бисерное рукоделие развивалось с давних времен благодаря торговым связям с Византией. Бисер получил хождение наряду с жемчугом, который особенно любили на Руси.
Но все же массовому расцвету в России этого направления прикладного искусства способствовали венецианский и богемский бисер. Свидетельство этому - богатейшие коллекции бисерных вышивок из привозного бисера, которыми владеют музеи г. Санкт- Петербурга, а также коллекция русского бисера второй половины XVIII - нач. XX в. в Государственном Историческом музее в Москве, насчитывающая около 2 тысяч памятников.
Искусство русского бисера тесно связано с уникальным явлением русской культуры - дворянской усадьбой. Российские мастерицы проводили свою жизнь далеко не в праздности, расшивали бисером и стеклярусом панно и картины, сумочки, кошельки и футляры, шкатулки и посуду, диванные подушки, каминные экраны и многие другие предметы. Увлеченные блестящим и матовым разноцветьем, мастерицы поднимались до высот подлинного искусства, выплескивая на холст романтические порывы своей души. О произведениях русских бисерщиц издано большое количество искусствоведческих исследований, и мы не станем описывать их. Лучше самим увидеть чудеса русского бисера на выставках.
Первым русским мастером, стремившимся постичь тайны цветного стекла, был М. В. Ломоносов. Как уже было отмечено, до рубежа 50-60 гг. ХУ1П в. в русском искусстве использовался исключительно заграничный бисер. Конкуренцию ему смог составить лишь стеклянный материал, производимый на фабрике, построенной М. Ломоносовым.
Значение стекла в жизни человека, в технике, науке и искусстве было тогда мало известно не только простым людям, но и знатным титулованным особам.
Вот тогда и написал М. Ломоносов поэму в стихах "Письмо о пользе стекла". Это письмо он адресовал своему покровителю и меценату графу Шувалову 4 января 1753 г. В одном только стекле гений Ломоносов соединил науку, практику, искусство живописи и литературу.
Не право о вещах те думают, Шувалов,
Которые стекло чтут ниже минералов,
Приманчивым лучом блистающих в глаза.
Не меньше пользы в нем, не меньше в нем краса.
Строки из письма.
И нет сомнения в том, что, прочитав это письмо, многие из тех, кто считал фабрику цветного стекла причудой Ломоносова, изменили свое мнение об этом, в результате чего и была построена стекольная фабрика в деревне Усть-Рудице и в нескольких соседних с ней деревнях, находившихся в 65-80 км от Петербурга, недалеко от города Ораниенбаума, (теперь город Ломоносов).
Семь лет добивался Михаил Васильевич се постройки. Семь лет воевал с невежеством. "Изделия из цветного стекла привозят к нам из других стран на многие тысячи," - говорил он, - "а разве сами мы не можем готовить стеклянные бусы, бисер, стеклярус? Стыдно не иметь своего налаженного производства стекла".
Сейчас в Подмосковье работают 2 фабрики, продукцией которых в числе прочих предметов является бисер. Это Клинская лыжная фабрика, выпускающая, очевидно, из отходов, бисер очень низкого качества и практически непригодный для создания художественных изделий, и фабрика в селе Костино Дмитровского района, производящая бисер немногим лучшего качества.
Занимаются производством бисера и в г. Харькове. Харьковский бисер довольно ровный, имеет много оттенков, но все-таки уступает по качеству и обилию цветов и калибров чешскому.
Русские мастера сегодня в основном работают с чешским бисером, используя все разнообразие его форм и цвета. Основной областью, в которой идет работа по развитию современного бисерного рукоделия, остаются женские украшения.
Процветают также вышивка бисером по канве и холсту с нанесенным на них рисунком или репродукцией картины. А вот вязание бисерных изделий крючком и спицами, к сожалению, не распространено. Ушла в прошлое и мозаика из бисера на воске.
Бисерному рукоделию в наше время преданы лишь энтузиасты: разгадывают секреты технологии, повторяют сложные, но такие привлекательные композиции.
Некоторые люди считают, что только самоцветы или алмазы являются настоящим материалом для создания произведений искусства. Но это не так. Ведь из самых простейших природных материалов - глины, дерева - настоящие художники создают подлинные произведения искусства, получающие высокую оценку на международных выставках, а коллекционеры и музеи оспаривают право пополнить ими свои коллекции.
Потребность.
Меня с детства привлекает творческая работа. Я люблю шить, вышивать нитками и бисером, плести из бисера. Как часто мы слышим о том, что вещи, изготовленные своими руками, приносят в наш дом тепло и уют. Как хочется сохранить весеннюю нежную изысканность первых листочков, в которых есть намек на грядущее летнее буйство зелени и красок. Бисерная палитра поражает воображение своим разнообразием: в ней присутствуют любые мыслимые и немыслимые оттенки. Поэтому из бисера можно легко сплести любые цветы, сотворенные природой или нашей фантазией. Поэтому решили создать необычный подсвечник, декорированный бисером, который подарим школе в кабинет декоративно-прикладного творчества.
Критерии, которым должно соответствовать изделие.
— Красивый
— Удобный
— Простой в изготовлении
— Дешевый
— Прочный
— Подходит к интерьеру комнаты
Задачи.
— Спроектировать и изготовить подсвечник, декорированный бисером.
— Расширить знания об истории бисера и бисероплетения.
— Освоить технику бисероплетения.
— Развить художественный и эстетический вкус в цветовом и композиционном.
Назначение.
В наше время свечи из источника света превратились почти в экзотику, их используют как атрибут романтического ужина, в дни рождения ими украшают торт.
Впервые для украшения городских улиц свечи и лампы со свечами были использованы на праздновании Пасхи в Константинополе в четвертом веке.
В России свечи вошли в широкое употребление более восьми веков назад.
Свечи устанавливали в настольные и напольные подсвечники- канделябры
Укрепляли в специальных гнездах в люстрах, для чего люстры опускали с потолка с помощью специальных цепей.
Свечи ставили в бра, висевшие на стенах.
Когда свечи заменили на электрические лампочки, в бра и люстрах, выполненных в старинном стиле, лампочки стали эмитировать горящие свечи.
Горящие свечи красивы и сами по себе, но в специальных подставках-подсвечниках - они выглядят более закончено. Чтобы украсить дом свечами, надо выбирать подсвечники в соответствии со стилем обстановки.
Для современных интерьеров подсвечники с абстрактным рисунком, яркой расцветкой.
Много веков прошло с тех пор, как наши предки создали свечу, но до сих пор пламя ее завораживает, притягивая взгляд. Если свечи укрепить в гнездах настольного подсвечника, а его декорировать веточками из бисера напоминающие зеленые листочки и синие ягодки голубики, то такая «лампа» будет украшать любой романтический ужин или праздничное застолье.
В России, в 18 веке под влиянием Западной Европы, бисер и стеклярус начинают играть очень важную роль в декоративно прикладном искусстве. Ими украшают интерьеры дворцов, мебель обтягивают бисерными чехлами, из бисера делают разные украшения.
В 19 веке в моду вошло украшать бисерными чехлами ручки зонтиков, рукоятки тростей, стаканы и др. мелкие предметы быта.
Большой вклад в развитие стеклоделия внес Ломоносов, он провел много плавок стекла и получил большое количество различных оттенков.
В своем стихотворении о пользе стекла, Ломоносов писал:
Так в бисере стекло, подобно жемчугу,
Любимо по всему земному ходит кругу,
Им красится народ в полуношных степях,
Им красится Арап на южных берегах.
Крестьянские украшения из бисера многих народов России благодаря красоте и разнообразию форм в конце 18 в. и начала 19в. были известны далеко за пределами России. Центрами по работе с бисером были женские монастыри.
В конце 19в. кадры бисерниц в Петербургской школе народного искусства и в школах художественных рукоделий.
Лист-заявка.
№ Материалы Количество Сумма
1 Бисер 5 уп 40 руб * 5 уп. = 200руб
2 Свечи 2 шт 15 руб* 2 шт = 30 руб
3 Проволока
Технология изготовления
Как хочется сохранить весеннюю нежную изысканность первых листочков, в которых лишь намек на грядущее летнее буйство зелени и красок. Несложное бисерное плетение может помочь нам осуществить это желание и украсить свой дом вечной частичкой весны.
1. Берем отрезок проволоки, один конец скручиваем, чтобы держался бисер. Набираем до половины проволоки бисер синего цвета. На другую такую же проволоку набираем зеленый бисер
2. Сначала поработаем над низкой зеленого бисера. Отделяем 5 бисеринок, передвигаем их на свободную проволоку, оставляя 7-8 см от конца, и делаем из них колечко — маленький листик, скручивая проволоку у его основания два раза.
3. Далее пропускаем 0,5 см проволоки, опять берем 5 бисеринок и закручиваем два раза и т. д. На веточке можно сделать от 10 до 17 маленьких листиков
4. Оставляем 7-8 см свободной проволоки. Отрезаем проволочную заготовку с листиками. Делим пополам получившуюся веточку, оставляем один (средний) листик вверху и аккуратно скручиваем половинки. Листики располагаются примерно один напротив другого. Не стоит добиваться строгой симметрии — придадим веточке естественный вид
5. По такой же схеме набираем листики синего цвета, но в отличие от зеленых синие листики у нас будут различаться по размеру. Чтобы добиться такого эффекта, мы набираем первые 2 листика — по 11 бисеринок, следующие два — по 9, еще 2 — по 7, 2 — по 5, 3 листика — по 3 бисеринки и возвращаемся в обратном порядке: 2 — по 5, 2 — по 7, 2 — по 9, 2 — по 10, 2 — по 11 бисерин. Отрезаем, складываем пополам и закручиваем.
6. Берем три заготовки и скручиваемых вместе, придавая им форму виноградной грозди
7. Берем гроздь синего цвета и на небольшом расстоянии подплетаем лист зеленого цвета. Руководствуясь собственным вкусом, сплетите ветвь, чередуя синие гроздья и зеленые листья
8. Используя клейкую ленту зеленого цвета для искусственных цветов, обмотайте ствол ветви
Такие декоративные ветви можно использовать на панно, в букете с цветами, в композиции на корне дерева, для украшения интерьера дома или офиса.
Испытания изделия
Подсвечник привлекает своей оригинальностью. Когда зажигаешь свечи, то кажется, что вместе с их рассеянным светом в наш дом попадает частичка тепла и лета. Изделие полностью и четко выполняет все заложенные в него функции, комфортно вписывается в интерьер. Создает романтическую обстановку.
Испытания подтвердили надежность, устойчивость и безопасность подсвечника. Не было нареканий к экологически значимым показателям, т. е. не ощущалось вредных выделений лака.
Экологическое обоснование
Основа подсвечника. Вред окружающей среде и природе минимален, так как подсвечник сделан из отходов проволоки. При эксплуатации нетоксичен. Возможно использование возобновляемого ресурса.
Лак. При нанесении токсичен, после высыхание токсичность меньше.
Гнезда для свечей. Вред окружающей среде минимален, так как использованы флаконы из тонколистовой жести (пустые емкости из - под дезодоранта).
Оценка изделия
Подсвечник получился даже более привлекательным, чем мы ожидали в начале работы над проектом. Он выполняет все свои функции и украшает интерьер. Члены «экспертной группы» даже выразили желание иметь подобный подсвечник - создающий ощущение комфорта, уюта и покоя.
При разработке проекта для массового производства вариант вторичного использования отслуживших проволоки, баллончиков из тонколистовой жести может быть не только экологически чистым, но и прибыльным. Если бы мне пришлось снова изготовить подобный подсвечник, я бы внесла следующие уточнения:
— Гнезда под свечки сделала бы ниже и шире;
— Изменила бы расположение ветки.
Комментарии