Учеба  ->  Высшее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Почетный нефтяник из шахтерского города Прокопьевска

В 2006 году городу Прокопьевску исполнилось 75 лет. На празднование юбилея были приглашены известные люди. В музее школы № 1 собрались бывшие выпускники: летчик-космонавт Борис Валентинович Волынов и академик, член Президиума Сибирского отделения РАН Алексей Эмильевич Конторович.

В городской газете «Шахтерская правда» была опубликована статья «Однокашники встретились в школьном музее», посвященная этому событию. В нашем городе установлен бюст дважды Герою Советского Союза летчику-космонавту Б. Н. Волынову. А о Конторовиче А. Э. я услышала впервые, мне захотелось узнать об этом человеке больше, и взяла для своего исследования исторический материал о личности ученого, его судьбе.

История семьи и биография А. Э. Конторовича

30-е годы

Конторович Алексей Эмильевич родился 28 января 1934 года в городе Харькове. Его мама, Валентина Федоровна Сарианаки, крымская гречанка, родившаяся в Иркутске. Её отец, инженер путеец, строил Транссибирскую магистраль. Отец, Эмиль Ильич, учился в МГУ, но высшее образование получить не удалось, был рядовым способным экономистом на парфюмерной фабрике. В августе 1937 года он был арестован как «враг народа». Судьба отца была неизвестна до развенчания культа личности И. В. Сталина. И только 15 ноября 1956 года Алексей Эмильевич получил справку Военного Трибунала Киевского Военного Округа, свидетельствующую о том, что производство по делу его отца отменено и прекращено за отсутствием состава преступления.

Три брата отца Алексея Эмильевича также репрессированы. Один из них, Канторович Соломон Ильич, был делегатом знаменитого расстрельного XVII съезда партии. , занимал пост зам. наркома НК Здравоохранения СССР. Он был кавалером ордена Трудового Красного знамени за номером 2. Награду Соломон Ильич получил за борьбу с холерой на Украине в 1918 году. 23 июля 1934 года арестован и умер 16 августа 1937 года во время следствия.

Еще один брат отца, Зиновий Ильич, работал в наркомате иностранных дел Г. В. Чичерина, участвовал в подписании особенно важного для того времени договора о дружбе и сотрудничестве между нашей страной и Турцией с М. К. Ататюрком. 17 января 1937 года он был арестован и приговорен 28 марта 1937 года к высшей мере наказания.

Сестер Эмиля Ильича также репрессировали. Одна сестра двадцать лет прожила в Магадане, другая – на крайнем Севере. Валентине Федоровне Канторович (Сарианаки) тогда повезло, и её лично не коснулись репрессии, потому что она ждала ребенка. Хотя её сестра, Анастасия Федоровна Сарианаки, врач-бактериолог, которая жила в городе Прокопьевске, стала вдовой в 1937 году. Её мужа, Ивана Ивановича Степанова, рядового шахтера, арестовали и расстреляли «по делу взрывников». А Анастасию Федоровну направили в Москву на курсы повышения квалификации, куда она поехала, оставив троих детей, в том числе и грудного ребенка. Так семья выжила.

Родители Алексея Эмильевича познакомились на Соловецких островах, куда были сосланы за деятельность социал-демократических молодежных организаций. В ссылке у них родился первенец Юрик, который умер в 1929 году. После Соловков семья возвращается к родным в Харьков, где и родился Алексей Эмильевич. Сын совершенно не помнит своего отца, потому что когда его арестовали, мальчику было всего три годика.

А его младшая сестра Наталья Эмильевна родилась после того, как отца забрали, и его никогда в жизни не видела. В течение многих лет жила надежда, что отец вернется. Сведений о нем никаких не поступало. Сохранился рисунок, сделанный карандашом одноклассника Алексея с фотографии отца.

Весь клан Канторовичей подвергся репрессиям. Их родные и близкие оказались разбросанными по стране и вместе со всеми переживали тяготы лишений, но выстояли, выжили и дали стране новое поколение ученых, крупных специалистов в разных областях.

40-е годы

Когда в годы Великой Отечественной войны территория Украины оказалась в зоне оккупации, Валентине Федоровне Канторович (Сарианаки) вместе с детьми удалось эвакуироваться в город Прокопьевск. Поскольку эвакуация проходила в срочном порядке, то семья осталась без всего нажитого.

На новом месте Канторовичи поселились в доме сестры Анастасии Федоровны Степановой, которая и сама испытывала трудности, так как одна воспитывала троих детей. С ними жила престарелая мать. Наталья Эмильевна Касаткина (Канторович), младшая сестра Алексея Эмильевича вспоминает, что первый год жизни в Прокопьевске был особенно трудным. Мама устроилась на работу в Райпотребкооперацию счетоводом-бухгалтером. На зиму ей предложили выписать картошку. После долгих расчетов Валентина Федоровна выписала четыре мешка, которых хватило лишь на месяц Есть было нечего. Но каждый день, приходя на работу, она находила на своем столе четыре картофелины. Она не знала, кто именно помогал, но благодаря этому они пережили зиму. Потом было легче, потому что они, как и все, сажали огород.

Брат матери, Федор Федорович Сарианаки, был призван в ряды Красной армии в 1939 году. 10 марта 1943 года газета «Комсомольская правда» № 57 опубликовала статью военного корреспондента К. Непомнящего «Сердца танкистов» о последнем бое бесстрашного сибиряка из г. Прокопьевска, «вступившего вместе со своим экипажем в неравный бой с пятнадцатью фашистскими танками, подбившем несколько из них и на своей горящей машине таранившего вражеский танк».

Алик учился в мужской школе № 1 города Прокопьевска, которая по названию и по сути была образцовой. В этот период в городе оказалось очень много репрессированных представителей разных национальностей и эвакуированных с территорий, захваченных фашистами. В школе все знали четверку друзей: Алик Конторович – еврей, Алик Калфакчиян – армянин, Фрид Латыпов – татарин и Валентин Савельев – русский. Дружбу они сохранили на долгие годы. При оформлении документов Алексея Эмильевича была допущена орфографическая ошибка, так он стал Конторовичем. Как и все прокопьевские школьники военных лет, ребята работали в колхозе, на шахтах, помогали грузить уголь, расчищать снежные завалы.

Алексей Эмильевич вспоминает, что Александр Калфакчиян был спецпереселенцем из Крыма. Выезжать даже в соседний город Новокузнецк можно было по специальному разрешению. Для поступления в институт необходимо было получить этот документ. Пропуск давали, никому не отказывали. Но, как правило, после того, как заканчивались вступительные экзамены. Городской фотограф-умелец, грек Константиниди, сделал такую фотографию, наложив одну на другую, что можно было увидеть и Алика Конторовича, и Алика Калфакчияна. С этим документом и двумя паспортами Алексей поехал в Новокузнецк, сдал экзамен. Так как паспорта лежали в нагрудном кармане, один из них выпал. К счастью, это был его. Всё обошлось. Так удалось начать учебу в институте, хотя и на заочном отделении, так как очно спецпереселенцам учиться было запрещено. Александр Павлович Калфакчиян окончил вуз и сегодня он академик Украинской Академии наук.

В школе он был знаменитой личностью и к себе со стороны общества не ощущал предвзятого отношения. Алексей Контарович жил активной общественной жизнью, занимался спортом, отлично учился, был секретарем комсомольской организации. А будущего космонавта Бориса Волынова Алексею Эмильевичу довелось принимать в комсомол. Спустя более полувека космонавт вспоминает: «Он на год меня старше и, конечно, был примером для подражания». В школе Алексей успешно осваивал и гуманитарные, и точные предметы, но особенно проявился его талант организатора общественных дел.

50-е годы

Закончив школу с золотой медалью, Алексей поступил на физический факультет Томского Государственного университета, как наиболее доступный в его непростой биографии, по окончании которого работал ассистентом на кафедре общей физики и одновременно заместителем секретаря комитета ВЛКСМ университета.

Студенчество волновалось, как и вся страна, после решений XX съезда. В университете проходила целая серия диспутов. Тема одного из них была следующей «Место комсомола в твоей жизни». В подготовке этого диспута Алексей Эмильевич не участвовал. Секретарь комитета позвонила в библиотеку, где он занимался и попросила провести диспут. Сам академик вспоминает: «Мне дали список выступающих. Едва диспут начался, как сразу же прозвучали резко критические, а некоторые и откровенно антисоветские выступления. Должен признать, что по сравнению с тем, что говорилось в адрес советской власти в 80-90-е годы, да и сейчас, те давние университетские выступления были просто невинными. Но они вызвали взрыв негодования и возмущения у власти. Ещё диспут не закончился, а в зал уже просачивались какие-то неизвестные мужчины в серых костюмах».

Конторовича признали организатором этого диспута, исключили из партии и уволили с работы в университете. В трудовой книжке появилась запись «Уволен по статье 47, п. «в», в связи с непригодностью к педагогической работе в вузе». По тем временам такая запись в трудовой книжке приравнивалась к «волчьему билету».

Помощь оказал бывший директор мужской школы № 1 г. Прокопьевска Усанов В. Н. , который к тому времени был заведующим ГОРОНО. Удалось устроиться на работу только учителем физики в средней школе села Большой Керлегеш Прокопьевского района Кемеровской области.

В сентябре 1957 года по великому знакомству, поскольку у молодоженов не было прокопьевской прописки, удалось зарегистрировать брак Канторовича с Екатериной Александровной Тихоновой. Она также училась в ТГУ на физическом факультете. До сих пор с ужасом и страхом вспоминает Екатерина Александровна, как сидела под дверью и ждала окончания партбюро, на котором исключили из партии её любимого. Она продолжала учиться, а муж работал в деревне за сотни километров.

Занимаясь педагогической деятельностью два года, он мечтал о науке. В 1958 году Алексей Эмильевич поехал в Новосибирск. Но на работу продолжительное время его никуда не брали – настораживала запись в трудовой книжке.

И жене Конторовича комиссия, распределявшая выпускников на работу, направление в город Новосибирск не дала, хотя места были. Получив свободный диплом, Екатерина Александровна долго не могла найти работу, устроилась простым лаборантом.

После долгих поисков работы его приняли во вновь организованный Сибирский научно-исследовательский институт геологии, геофизики и минерального сырья инженером-спектроскопистом в лабораторию физических методов исследования горных пород. Ученый прошел путь от рядового инженера до заместителя директора этого института по науке.

И сейчас академик Конторович, когда-то признанный «непригодным к педагогической работе», часто читает лекции в родном ТГУ и является советником одной из кафедр в этом университете. Недавно Алексея Эмильевича наградили двумя высшими наградами ТГУ. Одна из них – медаль за вклад в развитие Томского университета. Вот какие круги выписывает наша жизнь в судьбе интеллигентного человека.

Путь ученого А. Э. Конторовича

С 1989 года заместитель директора института геологии и заместитель генерального директора Объединенного института геологии, геофизики и минералогии СО РАН. В 1997 году создал и возглавил институт геологии нефти и газа СО РАН, а в 2006 году – институт нефте-газовой геологии и геофизики имени А. А. Трофимука СО РАН.

Конторович А. Э. – известный ученый в области теоретических и прикладных проблем геологии и геохимии нефти и газа, крупный организатор комплексных нефтегазогеологических работ в Сибири. Ему принадлежат фундаментальные работы по зональности и эволюции нефтегазообразования, методам диагностики и картирирования, нефтепроизводящих отложений, количественного прогноза нефтегазоносности, глубокие новаторские исследования в области геохимии осадочных пород, нефтей и газов, широкие обобщения и разработки по проблемам формирования месторождений нефти и газа. Он внес значительный вклад в создание методов имитационного математического моделирования геологоразведочного процесса, научное обоснование и открытие нефтегазоносности докембрия. Он автор более 800 научных работ и статей, в том числе свыше 30 монографий, 4 изобретений, 4 патентов.

Заслуги академика А. Э Конторовича неоднократно отмечались высокими наградами и званиями – он награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2004 г. ) который ему вручил Президент России В. В. Путин, «Трудового Красного Знамени» (1981 г. ), «Почета» (2000 г. ), общероссийской Национальной народной наградой – орденом «Звезда созидания» (2006 г. ), международным орденом «За эффективное партнерство между Россией и Швецией» (2006 г. ), медалями «За трудовое отличие» (1974 г. ), «За освоение недр и развитие нефтегазоносного комплекса Западной Сибири» (1987 г. ). Его именем названо месторождение нефти в Томской области (2004 г. ) Алексей Эмильевич Конторович является Заслуженным геологом РСФСР (1989 г. ), ему присвоены звания «Почетный нефтяник» (2003 г. ), «Почетный разведчик недр» (2004 г. ), «Почетный работник газовой промышленности» (2004 г. ) В 2006 году А. Э. Конторович награжден межотраслевым знаком «Горняцкая слава» третьей, второй и первой степени.

Известно несколько случаев из жизни академика. Однажды он пожалел тихую студентку, которая помаленьку подворовывала, и отстоял её в вузе. Все остальные были категоричны и требовали немедленного исключения студентки из ТГУ. Контрович, хотя и защитил девушку, но уже никогда с ней не здоровался. Ему это было неприятно. Зато каково было его удивление, когда все остальные, «категоричные», уже через неделю мило беседовали и нежничали с уличенной воровкой. Прошло примерно полвека с того случая, когда поведение Конторовича повторилось почти один к одному. Весьма способный студент НГУ перешел с факультета на факультет, что по обыкновению сопровождается сдачей экзаменов по тем дисциплинам, которые студент прежде не изучал. И парень их успешно сдавал или мог бы сдать. Но по одной дисциплине решил схитрить и подделал подпись преподавателя. Обман был раскрыт и преподаватели кафедры настаивали на отчислении студента. «Ясно, что в этом проступке он проявил себя как дуралей, - рассказывал Алексей Эмильевич, - но я постараюсь, чтобы его не исключали. В лаборатории у нас он работает хорошо, учится нормально, не без способностей, зачем ему сразу ломать жизнь?»

Эти примеры особенно ярко иллюстрируют активную жизненную позицию ученого, которая формировалась в тяжелых условиях советской действительности. Репрессии, гонения, лишения не смогли сломить дух сильного человека и лишить его жалости к окружающим людям. «Убежден, что мы множим наши беды не только слабой экономикой, но и грубым усердием, бесчувственностью, неумением сопереживать, услышать и увидеть человеческую боль».

И сегодня он не сторонник осуждать прошлое. Он считает, что в любой жизни есть мозаика, разные краски. А в своей нелегкой судьбе видит больше радуги, чем мрачных туч. «Моя сестра получила документ, как пострадавшая от репрессий, - рассказывает Алексей Эмильевич, - Я на такой документ тоже имею право, но получать его отказался принципиально. Родители и родственники – это одно, а я себя пострадавшим не чувствую. Это прошлое, это история и её не перепишешь».

И сегодня, анализируя проблемы в своей профессиональной сфере, а именно, рассматривая состояние современной разработки нефтегазовых месторождений, ученый проводит параллель с событиями истории нашей страны. «Нынешняя молодежь по понятным причинам не читает Ленина, но из среднего поколения может кто-то ещё помнит предисловие к работе «Государство и революция». Ленин писал его на Ладожском озере, в разливе, где после июльского кризиса 1917 года скрывался от Временного правительства. Поскольку он для себя решил, что в ближайшее время большевики должны прийти к власти, ему нужно было упорядочить свои представления о государстве с точки зрения марксизма. И тут неожиданно в его тексте появляется такая фраза: чем, дескать, теоретизировать о революции, лучше заняться ею непосредственно самому. » Таким образом, известный академик, как подобает интеллигенту, несмотря на все превратности судьбы, сохранил уважительное отношение к истории, к её творцам.

Через и всю свою жизнь великий ученый пронес любовь к своей малой Родине, городу Прокопьевску, школе № 1, учителям «Нам выпало огромное счастье учиться именно в этой школе, - отмечает ученый,- Такого педагогического коллектива я, к сожалению, не встречал больше ни разу в жизни». С трепетом в душе и любовью он относится к родным местам, где прошли его детство и юность.

Ученый с мировым именем, который имеет жесткий график работы, являясь председателем научного совета РАН по проблемам геологии и разработки месторождений нефти и газа, членом Президиума СО РАН, Бюро Отделения наук о Земле, Научного совета РАН по проблеме эффективного использования топлив, Научного совета РАН по вопросам регионального развития, Бюро Совета директоров институтов РАН, научных советов редколлегий отечественных и зарубежных научных журналов, председателем научного совета РАН по проблемам геологии и разработке месторождений нефти и газа, все-таки он находит время, чтобы приехать в родной город, встретится с учителями и школьными друзьями, пройтись по школьным коридорам, которые 55 лет назад казались такими просторными.

Исследовав исторические источники, документы, материалы семейного архива Конторовичей, я пришла к выводу, что гипотеза о влиянии на формирование человека общественных условий подтвердилось. Ученый вырос в советском обществе и на себе испытал все перипетии исторического развития нашей страны в ХХ веке: репрессии, эвакуацию, тяжелые годы Великой Отечественной войны, послевоенное время оттепели и застоя Но не смотря на это, он всегда был активным комсомольцем, организатором и вдохновителем общественных дел, членом КПСС, отлично учился, стал хорошим специалистом в области геологии нефти и газа, ученым с мировым именем. Но жизненные трудности, потеря близких и родных людей, исключение из партии, аспирантуры, увольнение из ТГУ не смогли сломить его волю, уничтожить веру в добро, в людей, погасить его жизненную энергию и целеустремленность. Он смог сохранить любовь к своим корням: отцу, которого почти не помнит, городу Прокопьевску, который дал приют в суровые годы войны, своей стране, честь которой ему выпало защищать в мире науки. Таким образом, личность может сформироваться вопреки сложившимся общественным условиям.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)