Почему хлеб бывает чёрный и белый?
С каждым днём появляется всё больше разных продуктов. Но есть такая еда, без которой не обходится ни завтрак, ни обед, ни ужин. Это ХЛЕБ.
С самых давних времен хлеб всегда был на столе разных народов. Он и сейчас остаётся главой стола.
Хлеб и человек Хлеб и жизньЭти понятия неразделимы. Нет на свете продукта более нужного. Есть хлеб – будет и песня. Есть хлеб – будет и мир.
Хлеб – это история нашей Родины.
ХлебОдин из самых удивительных продуктов природы и человеческого труда, один из самых древних и самых значимых, самых надежных видов пищи на земле.
Вот он – хлебушек душистый,
С хрустом, корочкой витой.
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем залитой.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал – пришёл.
В нем – здоровье, наша сила,
В нем – чудесное тепло,
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Хлеб! Какое привычное и всё-таки необычное слово. Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки.
На протяжении многих веков хлеб был основным продуктом питания на Руси, а плохой урожай означал угрозу голода.
Структура питания современного человека, безусловно, изменилась, и сейчас хлеб занимает в нашем рационе не столь уж большое место, скорее выступая дополнением к основным блюдам, однако значение его как важнейшего и ценнейшего для человека продукта не только не уменьшилось, но, наоборот, возросло.
Если в былые времена хлеба-то и было всего два сорта – черный и белый, то теперь каждый хлебозавод разрабатывает и выпускает с десяток сортов хлеба, комбинируя сорта муки и различные добавки. Получаются не только вкусные, но и очень полезные для здоровья изделия.
Хлеб сопровождает каждого из нас от первых шагов до последних дней. Хлеб неизменно присутствует на нашем столе и в будни, и в праздники.
Он сопровождает нас в путешествиях, поездках, дальних походах.
Хлеб обладает довольно редким для пищевых продуктов свойством – он никогда не надоедает, что позволяет включать его в рацион повседневно.
В состав хлеба входит растительный белок, большое количество углеводов, мало жиров, витамины группы В, минеральные вещества, огромное количество растительной клетчатки, которая улучшает пищеварение и «прочищает» кишечник, аминокислота для «Гормона хорошего настроения».
Хлеб питателен, вкусен, недорог, легко усваивается сам и помогает усваивать другие продукты.
Открытие хлеба
Ни один продукт не имеет такой длинной истории, как хлеб. Ученые полагают, что впервые хлеб появился наземле свыше пятнадцати тысяч лет назад.
Жизнь наших предков втедалекие времена была нелёгкой. Главной заботой была забота опропитании. Впоисках пищи они-то иобратили внимание назлаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя.
Древние люди заметили, что брошенное вземлю зерно возвращает несколько зерен, что нарыхлой ивлажной земле вырастает больше зерен.
Долгое время люди употребляли впищу зерна всыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, иварить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб.
Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она иявляется прародительницей хлеба.
Её внаше время ещё употребляют ввиде хлебной похлебки внекоторых странах Африки иАзии.
Удикорастущей пшеницы зерна струдом отделялись отколоса. И, чтобы облегчить извлечение их, древние люди сделали ещё одно открытие. Ктому времени человек уже научился добывать огонь иприменял его для приготовления пищи. Было подмечено, что подогретые зерна легче отделяются отколосьев.
Собранные злаки начали нагревать наразогретых камнях, которые помещали ввырытые для этого ямы. Случайно человек обнаружил, что если перегревшиеся зерна, тоесть поджаренные, раздробить исмешать сводой, каша получается гораздо вкуснее той, которую онелизсырых зерен. Это ибыло вторым открытием хлеба.
Примерно пять тысяч лет назад люди научились возделывать икультивировать пшеницу иячмень, т. е. обучились невиданному ранее искусству – земледелию, перестали бродить в поисках пищи. И тогда древние люди стали жить оседло, рядом со своими полями строить дома и посёлки. Выходит, отчасти хлебу люди обязаны тем, что живут сейчас в селах и городах! Втовремя изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб.
Археологи предполагают, что однажды вовремя приготовления зерновой каши часть её вылилась ипревратилась врумяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом ивкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки изгустой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб ввиде лепешки.
Плотные не разрыхленные подгорелые куски бурой массы мало напоминали современный хлеб, ноименно стого времени ивозникло наземле хлебопечение. Когда древний человек свеликим трудом взрыхлил землю, посеял зерно, собрал урожай ииспек изнего хлеб, тогда онобрел иродину.
Прошло ещё много времени исвершилось ещё одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб сосброженного теста. Считают, что понедосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, онвсеже рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем изпресного теста.
Великое открытие, сделанное безвестными египетскими мастерами, коренным образом изменило облик хлеба. Из пресной, тяжелой лепешки он превратился в нежный, тающий во рту разрыхленный хлеб с приятным, аппетитным ароматом и своеобразным, неповторимым «сытным» вкусом.
Тот хлеб, выпеченный 50 веков назад был таким же вкусным и ароматным, таким же пышным и мягким, как паляницы, буханки и булки наших дней.
ВЫВОДЫ.
Я узнала, что впервые хлеб появился наземле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Примерно пять тысяч лет люди обучились земледелию, что отчасти хлебу люди обязаны тем, что живут сейчас в селах и городах.
Изготовление хлеба
А вот как изготавливают хлеб в наши дни. Прежде чем попасть к нам на стол, он проделывает большой и трудный путь. Непросто приходит хлеб на стол.
Путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У человека, ведущего машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить её для посева семян. Пословица гласит: «Весенний день – год кормит».
Через некоторое время на поле выезжают работать другие машины. Чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки.
А прежде, чем посеять зерно, его проверяют на всхожесть. Сортируют на специальных машинах, их называют сортировальными машинами. Для посева нужны средние, целые зёрнышки.
На поле зёрна прорастают, появляются всходы. Летом всё поле в колосьях.
В каждом колосе много новых зёрен.
Перед этой пашнею
Шапку скинь, сынок:
Видишь, пробивается
Хлебный стебелек.
Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знают только солнышко,
Ветер и вода.
Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны. Комбайны колоски жнут и обмолачивают – вытряхивают из них зёрнышки – и ссыпают зерно в машины.
А машины везут зерно в особые хранилища – на элеваторы. Там зерно хранят по нескольку месяцев. Зерно сохраняют от холода, от сырости, от вредных жучков.
Из элеваторов зерно попадает в цеха мельзавода. Там машины перетирают зерно, получается мука.
С элеваторов муку везут на хлебозаводы, пекарни, на кондитерские и макаронные фабрики. Муку доставляют в огромных грузовиках – муковозах.
На хлебозаводе все делает машина: и муку засыпает, и воду подает, и тесто замешивает. Затем делительная машина отхватывает от теста ровные куски и они попадают в круглый желоб. Там он крутится, как на карусели, получается шарик из теста. Дальше – печь. Выпекается чудесная булочка. А пекарь следит, чтобы все машины работали правильно.
Из пекарни на специальных машинах везут хлеб в магазины. В магазинах люди покупают на выбор хлеб и хлебобулочные изделия.
ВЫВОДЫ.
Процесс выращивания и изготовления хлеба на хлебозаводе очень трудоемкий и долгий.
Почему хлеб бывает белым и чёрным?
Хлеб бывает белым и чёрным из-за муки. Мука бывает разная – есть пшеничная, есть ржаная. Из пшеничной муки получается белый хлеб, который мы называем батонами. А из ржаной муки получается чёрный хлеб, который мы называем буханками. Пшеничную муку мелют из зерна пшеницы, ржаную – из зерна ржи. Белый хлеб пекут из очищенной муки, в процессе ее изготовления от зерен отделяются оболочки и зародыши (отруби). Поэтому белый хлеб хранится дольше (отруби быстро окисляются и портят муку) и имеет более однородный вкус.
Что касается разновидности муки – пшеничной или ржаной, то специалисты в области питания единодушны: ржаной хлеб более ценен, чем пшеничный. По химическому составу они не сильно отличаются, но белки ржаного хлеба богаче незаменимой аминокислотой – лизином – и поэтому считаются более полноценными. В ржаном хлебе больше марганца, цинка, меди, железа, витаминов В1, В2, В6, РР и ненасыщенных жирных кислот.
Ржаной хлеб менее калориен, чем белый: он содержит меньше крахмала и больше клетчатки, благодаря чему прочищает кишечник, способствует выведению из организма вредных продуктов обмена веществ. Кроме того, минусом пшеничного хлеба является то, что в него добавляют обычно маргарин, который не слишком полезен для здоровья.
Хлеб из ржаной муки грубого помола чаще используется в диетическом питании при ожирении, а также при сахарном диабете. Полезен ржаной хлеб и как одно из средств от малокровия.
Злаковые растения – пшеница и рожь известны людям с давних пор.
Пшеница
Пшеница стоит первой в ряду культивируемых растений. Её посевы занимают почти половину мировой пашни, отведенной под зерновые культуры. Благодаря выведению новых сортов её сеют буквально везде, даже в тропиках. По своему внешнему виду пшеница, растущая на полях нашей страны, отличается от своих сестёр, которые колосятся в Африке, Австралии и т. д. так у эфиопской пшеницы зёрна фиолетового цвета. Есть сорта с красноватыми, зеленоватыми зёрнами.
Всем хороша пшеница: и зёрен даёт много, и хлеб из неё получается вкусный. Одно плохо: боится вредных насекомых, сильных морозов и засухи. И ещё пшеница любит, когда за ней ухаживают, не жалея сил.
Человека можно воспитать, закалить, чтобы не боялся ни жары, ни холода, приучить к трудностям. Так же и растения. Учёные, чтобы закалить пшеницу, породнили неженку с травянистым растением пыреем.
Как люди, бывало, не называли сорняк пырей: сосун-трава, даже ведьмина пшеница – так он вредил полям. А тут взяли да и породнили его с благородной пшеницей. Но всё кончилось очень даже хорошо: была пшеница неженкой – сделалась неприхотливой, стойкой ко всяким невзгодам. Точь-в-точь как её отец – пырей. А зерно сохранила крупное, от ветерка колос не осыпается. За это её матери – пшенице – спасибо.
Стали земледельцы сеять на полях новую пшеницу, не нарадуются: стебель от тяжести колосьев к земле не клонится, как это бывало раньше. Не болеет пшеница. Молотить её – зерно из колоса вытряхивать – легко. Урожай вырастает на славу.
И батоны, булки, калачи получаются хорошие, вкусные!
Рожь очень похожа на пшеницу, но не во всем. У пшеницы колос потолще, а у ржи – потоньше. Зерно пшеницы покруглей, а у ржи подлиннее. Пшеничная мука белая, а ржаная – темная. Из ржаной муки не испечешь белых булочек. Ржаной хлеб всегда черный.
Рожь не такая неженка, как пшеница. Ей вполне подходят малоплодородные, бедные минеральными веществами и влагой почвы. Да и засуху она переносит довольно легко. Ну, а уж по зимостойкости ей вообще нет равных среди хлебов.
А знаете ли вы, что наша кормилица – рожь берет начало от сорняка?
В это трудно поверить. Все знают, что сорняк – враг полей, его беспощадно уничтожают. А тут из врага полей получилось одно из ценнейших сельскохозяйственных растений. Как же это могло произойти? Как непрошенный гость смог не только уцелеть на полях, но и подчинить их себе, а заодно войти в доверие к человеку?
Гендумдар, чоудар, джоудар, чавдар – все эти слова принадлежат живущим по соседству народам – туркменам, афганцам, иранцам, индийцам – и обозначают название одного и того же растения. Если перевести эти слова на русский язык, получится «засоряющий».
Из Афганистана – своей родины – гендумдар расселился по всему белому свету. Попал он и к нам в страну и долгое время считался сорняком. Никто его не сеял, не сажал. Он сам незваным гостем появлялся на пшеничном поле и припеваючи жил среди благородных золотистых колосков, стремясь их оттуда выжить.
Как, бывало, ни старались крестьяне избавиться от гендумдара, чтобы не мешал расти пшенице, ничего не помогало. Каждый раз снимали урожай пополам с гендумдаром. Это на равнине.
А в горах нередко случалось и так: засеют полоску земли пшеницей, а вырастает и вовсе один гендумдар. Там холодно, вот пшеница и вымерзает. Зато незваному гостю холод не помеха.
Этот проныра, засоряющий поля, не что иное, как рожь. Дикая рожь с узенькими листьями и хрупким колоском.
Сколько раз случалось дикой ржи «зайцем» пробираться на пшеничные поля, туда, где климат посуровее, и выручать тамошних жителей.
Бывало, стукнет мороз, погубит всю пшеницу, а рожь вырастет на славу. Жни её, срезай колоски, молоти да пеки из ржаной муки вкусный чёрный хлеб.
Вот хлебопашцы и стали специально сеять здесь рожь, как до того сеяли пшеницу. Теперь рожь колосится на громадных пространствах нашей страны. Её встретишь и у самых границ с влажной холодной тундрой, и рядом с сухой, жаркой пустыней.
Но больше всего она всё-таки любит расти там, где не очень жарко, в районах с умеренным климатом. Здесь рожь – полновластная хозяйка.
По сравнению с пшеницей рожь – совсем молодая культура. Ее выращивают лишь около 4000 лет.
Зерно ржи используют не только для выпечки хлеба. Из него добывают крахмал, патоку, спирт. Ржаные отруби, солома и мякина служат кормом для животных. Из соломы делают легкие летние шляпы, корзины, даже бумагу. Одним словом, бывший сорняк стал полезным для человека культурным растением.
Пшеница и рожь бывают яровые и озимые. Яровые сеют весной и убирают осенью. Озимые сеют в августе-сентябре, До наступления морозов зёрна прорастают, дают всходы. Молодые растения начинают куститься и при постепенном похолодании закаляются, готовясь к зимним холодам. Снег накрывает озимь, защищает растения от морозов, убирают озимые в июне-июле. Они дают большой урожай.
ВЫВОДЫ.
Я сделала вывод, что хлеб бывает белым и чёрным из-за муки. Мука бывает разная – есть пшеничная, есть ржаная. Из пшеничной муки получается белый хлеб, а из ржаной – чёрный. Пшеничную муку мелют из зерна пшеницы, ржаную – из зерна ржи. Ржаной хлеб полезнее, чем пшеничный. Он менее калориен, способствует выведению из организма вредных продуктов обмена веществ.
Хлеб в годы войны
Любовнее, чем на Руси, к хлебу, пожалуй, нигде не относились. Идет это из старины, издавна, передается от отца к сыну, от сына к внуку. Потому что достаток его испокон веку был мерилом человеческого труда, потому что именно хлеб, когда не оставалось ничего другого, кормил людей в суровые годы.
Был хлеб всегда в почете на Руси –
Ее просторов главное богатство,
Его ты хочешь цену знать? – Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.
Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпала страшная доля – 900 дней вражеской блокады. В это время рабочие получали по 250 г хлеба, а жители города 125 г. хлеба на весь день, но именно он, этот хлеб помог ленинградцам не только выстоять, но и победить. Хлеб доставляли по Ладожскому озеру к умирающему, но сдавшемуся городу.
641803 ленинградца погибли в дни блокады от голода.
На Пискаревском кладбище тысячи могил. Около одной могилы стоят люди и молча плачут. На могиле лежит ломтик хлеба, а рядом слова: «Доченька, если бы я могла тебе дать его тогда.
Нас не коснулась война, разруха, голод. Мы не видели пустых полок в хлебных магазинах и булочных, мы не знаем постоянной тревоги и заботы о хлебе насущном. Хлеб регулярно на нашем столе. Хлеб постоянно живет в нашем доме. Но как правильно обращаться с ним? Как правильно использовать этот незаменимый продукт питания? Всегда ли мы относимся к нему так, как он того заслуживает?
К сожалению, далеко не всегда. Ничего не стоит всем нам купить ХЛЕБ, а еще легче бросить недоеденный кусок хлебушка, пирога, булочки в мусорный бак или просто так.
Мальчик,
Ногою пинающий хлеб,
Мальчик,
Голодных не знающий лет,
Что были лихие года.
Это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись,
За хлеб умирали.
Не для того,
Чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится,
Вот, что в народе у нас говорится:
«Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал!»
ВЫВОДЫ.
Я поняла, что хлеб надо беречь. Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу.
Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц. Ни в коем случае не выбрасывайте черствый хлеб. Нарежьте его тонкими ломтиками, подсушите и подавайте к столу в виде сухариков. Хорошие хозяйки умеют готовить из него разнообразные продукты и блюда, начиная от самых простых гренок и кончая замысловатыми тортами и великолепными квасами и хлебными супами.
Пословицы и поговорки о хлебе
Русский народ всегда уважительно относился к хлебу. И не только потому, что без хлеба нет обеда. Слово «хлеб» всегда означало не только пищу. Хлеб издавна символизировал народное благосостояние, довольство. Народ сочинял песни, стихи, писал картины, снимал фильмы о хлебе.
Издавна Россия – это бескрайние поля с золотыми колосьями пшеницы и ржи. Хлебу посвящали свои картины великие художники. Самая известная из картин о хлебе – картина Ивана Ивановича Шишкина «Рожь». Эта картина была написана очень давно, но она по-прежнему волнует сердца людей, ею любуются, наслаждаются, той красотой, которая отражена в произведении.
С давних пор русский народ слагал пословицы и поговорки о хлебе. В настоящее время число их составляет несколько сотен. Вот некоторые из них.
Хлеб всему голова.
Плох обед, когда хлеба нет.
Хлеб да вода – крестьянская еда.
Каравай хлеба не свалится с неба.
Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Посеешь в пору – соберёшь зерна гору!
Не уродит рожь – по миру пойдешь.
У кого хлеб родится, тот всегда веселится.
Хлеб на стол – так и стол престол; а хлеба ни куска – так и стол доска.
ВЫВОДЫ.
Анализируя содержание русских пословиц и поговорок о хлебе, я поняла, что наши предки придавали хлебу важное значение. В пословицах проявляется уважительное, бережное отношение к хлебу со стороны русского народа.
Тысячи лет существует на Земле этот удивительный продукт – хлеб, и все это время люди не перестают удивляться ему как великому чуду, не перестают уважать его и воздавать ему должное.
Еще в Древнем Египте учителя в школах учили детей бережному отношению к хлебу. Если падал на землю кусок хлеба, то ребенок должен был поднять его и поцеловать. Такой обычай существует и в наши дни у жителей Средней Азии, Закавказья, во многих селах и деревнях России, Украины, Белоруссии, Молдавии.
Хлеб всегда на Руси пользовался почётом и уважением.
- Хлебом-солью встречают самых дорогих гостей.
- Хлеб-соль подносят на юбилеях и других торжествах.
- С хлебом провожали на фронт, с хлебом встречали вернувшихся с войны.
- Хлеб дарят космонавтам, возвращающимся из длительных полетов.
- Хлебом-солью встречают жениха и невесту, жених и невеста низко кланяются свадебному караваю, целуют его, а родители благословляют им новобрачных.
Очень хорошо сказал о хлебе замечательный французский летчик и писатель Антуан де Сент Экзюпери – "Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что, им делятся за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом великого труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас спутником сострадания, потому что его раздают, или делятся в годину бедствий. Вкус разделенного хлеба несравним ни с чем".
Для того чтобы хлеб всегда был на наших столах, мы должны его беречь. Нам должно быть стыдно, когда не съеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. В каждом ломте хлеба – труд миллионов людей: трактористов и агрономов, комбайнеров и мелиораторов, металлургов и машиностроителей, селекционеров и генетиков, микробиологов и биохимиков, хранителей зерна и мукомолов, пекарей, водителей хлебных фургонов, продавцов булочных – людей многих профессий. И мы должны уважать их труд.
Бережное отношение к хлебу и уважение к нему должны быть в крови у каждого человека. Они сродни уважению к своей Родине, к своему народу, к его труду. Каждый день, беря в руку ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создает, подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.
Золотит колосья русские
Солнце спелое вдали.
Поклонитесь хлебу русскому,
Поклонитесь до земли!
Комментарии